В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) Прп. Дионисий Глушицкий. Фрагмент иконы " Собор русских святых " . Нач. XIX в. (НКПИКЗ) В 15 верстах от Никольской пуст. святой выбрал подходящее место, к-рое было ему указано услышанным во сне колокольным звоном, на р. Глушице, левом притоке р. Сухоны, поставил там крест, который принес с собой, и небольшую келью (близ кельи Д. росла черемуха, долго сохранявшаяся в Покровском монастыре, ее ягоды по молитвам к преподобному исцеляли от зубной боли). Обойдя выбранное место, он разметил его «по лаврьскому строению» (Житие. 2005. С. 108). Через некоторое время к Д. пришел некий старец, а затем и др. монахи, с которыми святой поделился замыслом основать киновию. Помощь Д. оказал св. кн. Димитрий Васильевич Заозерский, владевший землями вдоль берега Кубенского оз. и в бассейне р. Кубены. По просьбе святого он даровал братии землю для основания на ней обители, а также прислал «делателей», к-рые выкорчевали деревья, и на этом месте вскоре были возведены кельи. В 1402 г. святой испросил у Ростовского еп. св. Григория благословение на основание на Глушице общежительной обители. В 1403 г. в мон-ре были построены небольшая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и трапезная. Число братии вскоре достигло 15 чел. и продолжало умножаться. В 1412 г. было завершено строительство новой, большой Покровской ц. Об обители стало известно в округе. Многие из приходивших в обитель давали вклады. Согласно Житию, к Д. обратился бохтюжский кн. Юрий Иванович с предложением любого «имениа на потребу». Бохтюжское княжество существовало в XV в., располагалось по притокам Сухоны Бохтюге и Глушице ( Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 280-282). Кн. Юрий Иванович происходил из рода ростовских князей и, вероятно, умер в моровое поветрие 1426-1427 гг. Он часто посещал святого и заповедал своим сыновьям (из к-рых известен Семен, выдававший грамоты Глушицкой Покровской обители во 2-й пол. XV в.) заботиться о мон-ре. По жалованной грамоте кн. Юрия Ивановича Покровскому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 259) обитель была освобождена от всех податей и повинностей в пользу князя и приобрела право суда в своих владениях (кроме случаев убийства). Взамен игумен мон-ря был обязан давать «кормы» на Рождество Христово - «полоть мяса да десятеро хлебов» и на Петров день - «десятеро хлебов да боран» или же денежный эквивалент в «белах». Меновная грамота от имени Д. посвящена обмену пустошами с докладом волостелю кн. Юрия Ивановича (Там же. 258).

http://pravenc.ru/text/178323.html

В Г. м. была иконописная мастерская, б-ка и скрипторий. Уже в завещании прп. Дионисия 1436 г. упомянуто 27 рукописных книг, находившихся в Г. м.: 2 Евангелия, Апостол, 2 Пролога, 2 Псалтири, Апокалипсис, сб. прп. Ефрема Сирина , «Лествица», «Златая цепь», Египетский Патерик, Кормчая, Паремийник, Часослов «по Савину уставу» (т. е. прп. Саввы Освященного ), Чин пострижения иноков, Устав церковный Октоих, 2 Триоди и др. Эти книги, обозначенные как «строение игумена Дионисья», были либо приобретены основателем, либо написаны братией Г. м. по его благословению. К кон. XVII в. в б-ке Г. м. было 23 печатных и 47 рукописных книг (Опись//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44). В 1495 г. насельник Г. м. инок Иринарх по поручению братии написал Житие прп. Дионисия Глушицкого, в 1584 г. настоятель Г. м. иером. Иона написал Житие прп. Сергия Нуромского . Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие. Икона с гробницы. XIX в. (ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в с. Покровском) Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие. Икона с гробницы. XIX в. (ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в с. Покровском) В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты из Г. м. 4 чел. «конных да 3 лошади, а за ними для береженья и корму 1 человек» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). В Смутное время Г. м. был разорен. Во время пожаров 1614 и 1625 гг. мон-рь сгорел, к 1630 г. были отстроены деревянные храм в честь Покрова Богородицы (перестроен в 1695), теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезой (перестроена в 1670), игуменская, строительская и келарская кельи и 10 монашеских келий. В 1661 г. был построен деревянный шатровый храм во имя прп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (вскоре перестроен), между 1645 и 1663 гг.- надвратная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к 1679 г.- деревянная колокольня с 5 колоколами. В Покровском храме хранилась икона Божией Матери «Умиление», написанная, по преданию, прп. Дионисием. В мон-ре находились также 2 игуменские кельи, келарская, казенная, 8 братских, больничная и сторожевая кельи, а также 4 погреба, 3 амбара, кузница, квасная, поварня, за стенами мон-ря - конюшенный двор, мельница на р. Глушице. В мон-ре проживали настоятель, 6 иеромонахов, 20 рядовых монахов и 8 слуг.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий. 1424 г. (?) (ГТГ) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Иконописец прп. Дионисий Глушицкий. 1424 г. (?) (ГТГ) По свидетельству Жития, Д. имел дар иконописца. Новая Покровская ц. была украшена «иконами чудне» - не исключено, что кисти Д. В церковно-краеведческой лит-ре XIX - нач. XX в. с именем Д. (к-рого предание и гипотезы смешивали порой, по всей вероятности, с иконописцем Дионисием ) связывалось ок. 40 икон ( Лебедев В. К. Иконописные труды прп. Дионисия Глушицкого, чудотворца. Вологда, 1900). При реставрации этих произведений в XX в. были открыты памятники широкого хронологического диапазона (от 1-й пол. XIV до 1-й пол. XVI в.), из к-рых только 3 образа относится к периоду жизни Д.: икона прп. Кирилла Белозерского (ГТГ. Инв. 28835), образ Успения Богоматери (КБМЗ. Инв. 298) и «Св. Иоанн Предтеча в пустыне» (ВГИАХМЗ. Инв. 7873) (2 последние иконы происходят из Семигородной пуст. в Кадниковском у.) ( Вздорнов Г. И. «Богоматерь Умиление Подкубенская»//ПКНО, 1977. М., 1977. С. 193, 196; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина. Сер. XIII - сер. XIV в. М., 2004. С. 262-263). Образ Успения Богородицы почитался чудотворным, известен перечень чудес от него, зафиксированных в XVII в. в Семигородной пуст.: РГБ. Унд. 398. Л. 111-114 об. Чудотворным считался также образ «Св. Иоанн Предтеча в пустыне». Однако данные памятники в силу стилистических отличий не могут быть приписаны кисти одного мастера (Живопись Вологодских земель XIV-XVIII вв.: Кат. выст. М., 1976. С. 14-15, 22, 28, 30, 32, 34; 8, 9; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Кат. 29, 30). Агиограф пишет о подвигах Д.: о строгом посте (пищей святого был хлеб, к-рый он ел раз в день, и небольшое количество воды, лишь на Пасху он вкушал молочную пищу), об умерщвлении плоти (зимними ночами святой стоял на морозе), о непрестанной молитве, о борении против бесовских нападений, о прилежании к чтению, о нищелюбии, о любви к ближнему, о мн. трудах в монастырском хозяйстве (святой плел корзины, был молотобойцем). Св. игумен строго следил за соблюдением общежительного устава, запрещал инокам иметь имущество в кельях, воспитывал в братии строгое послушание.

http://pravenc.ru/text/178323.html

Жизненный путь глушицкого святого описан в Житии, но не только на основании этого памятника можно судить о строительной деятельности прп. Дионисия. До нас дошла духовная грамота святого, которая, как отметил Г. В. Семенченко, одновременно является первой описью монастыря, затребованной Ростовским епископом Ефремом Об этом говорит «явка» ему этой грамоты 11 января 1436 г. Описей монастырского имущества Дионисиево-Глушицкого монастыря за 2-ю половину XV в.— 1-ю четверть XVII в. до нас не дошло. На данный момент за XVII — начало XX в. известно 14 сохранившихся описей (рукописи 1683 г. и 1775 г. изданы) и выявлены упоминания о 15 аналогичных документах И. А. Булыгин представил перечень монастырских описаний 1701–1705 г. В него включены документы по 213 монастырям, пустыням и церквям, из Вологодской епархии упомянуты описания 11 обителей. Булыгин составил перечень на основании рукописей из РГАДА: ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, ч. 1, д. 13, 14, 17, 18, 21–25, 27–34, 36–38а, 40; оп. 1, ч. 3, д. 6375. Но в этой работе учтены не все описания монастырей и пустынь, которых к этому времени в России насчитывалось около 700 Как показала М. С. Черкасова, в Вологодской епархии описанию должны были подвергнуться 32 степенных и нестепенных монастыря, а их описания находятся не только в РГАДА, но и в Государственном архиве Вологодской области И. Н. Шамина осуществила публикацию описей вологодских монастырей начала XVIII в. Увидели свет описи Спасо-Преображенского Иннокентиева Комельского монастыря, Григорьева Пельшемского Лопотова 1701 г., Троицкого Павлова Обнорского монастыря 1701/02 г. В 2011 г. авторским коллективом под руководством М. С. Черкасовой были опубликованы описи начала XVIII в. Спасо-Каменного и Сямженского Евфимиева монастырей К этой совокупности публикаций имеется возможность добавить еще одно описание. В РГАДА после долгих поисков мною была найдена опись Дионисиево-Глушицкого монастыря 1701 г. и его вотчины 1702 г. Эти документы содержатся в сборнике, состоящем из переписи монастырских дворов в Вологде, описей Спасо-Нуромского и Александрова Куштского монастырей. Описание Глушицкой обители и ее вотчины находится в конце рукописи, причем часть листов с описью монастырских деревень утрачена В названии архивного дела Глушицкий монастырь не упомянут, что и затруднило выявление документа.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Однако в Житии Дионисия Глушицкого говорится о том, что М. «бысть послди преподобнаго болшая лавры игуменъ» ( Семячко. Житие прп. Дионисия Глушицкого. 2005. С. 115). Эту фразу не следует понимать как указание на то, что М. стал игуменом непосредственно после прп. Дионисия. Более того, в Житии приводятся слова Дионисия из его предсмертного наставления: «...вручаю старйшиньство своему присному ученику... смиренному Анфилохию» (Там же. С. 131). Год преставления М. неизвестен. Память святого под 13 мая зафиксирована в Месяцеслове Симона (Азарьина) : РГБ. Ф. 173.I. 201. Л. 317, сер. 50-х гг. XVII в., и в святцах: РНБ. O.I.504. Л. 88 об.- 89, XVII в. В сводный месяцеслов И. М. Мартынова память М. не включена ( Martinov. Annus ecclesiasticus). 6900 г., указанный в разного рода перечнях рус. святых (РНБ. O.I.382. Л. 33, XVIII в.; РНБ. Мих. Q. 532. Л. 210, XVIII в.; РНБ. Собр. ОЛДП. Q. 862. Л. 112 об., XVIII в.; РНБ. Собр. СПбДА. А. II/63. Л. 29, XIX в.- ЭК ИРЛИ (ПД)) в качестве времени преставления святого, должен быть интерпретирован не как конкретный год кончины, 1392-й, а как указание на столетие, т. е. М. преставился в 6900-х гг. (1392-1492). В подобных перечнях указание на 6900 г. сохраняется даже в тех случаях, когда игумены Покровского монастыря приводятся в хронологической последовательности со своими датами преставления, порой далекими от реальных (см., напр.: РГБ. Ф. 173.III. 58. Л. 17 об., XVIII в.: Дионисий Глушицкий - 1 июня 6908 (1400), Амфилохий Глушицкий - 14 окт. 6933 (1425), М.- 13 мая 6900). В Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) запись о М. сделана трижды: без даты (РНБ. Собр. СПбДС. 25/12. Л. 110 об.), под 13 мая (Там же. 25/5. Л. 119 об.) и под 12 окт.- в день памяти Амфилохия Глушицкого (Там же. 25/10. Л. 52 об.). М. почитался в числе учеников прп. Дионисия Глушицкого. Существуют тропарь и кондак преподобным Амфилохию, М., Тарасию и Феодосию Глушицким (Минея (МП). Май. Ч. 2. М., 2002. С. 69-70). Наиболее ранние записи о М. в иконописных подлинниках относятся к 20-м гг. XIX в.: «Сед, брада менше Власиевы, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 154 об.; Маркелов. Т. 2. С. 157).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Преподобный Дионисий называется Глушицким, потому что основал обитель на реке Глушице. Родился он в 1362 г. в окрестностях города Вологды. Сначала подвизался в Спасокаменском монастыре, на Кубенском озере. Звоном колоколов в Глушицкой пустыне указано было ему место для обители. Много трудился и сам Дионисий, устраивая вначале обитель, и при этом не оставлял иноческих подвигов: поста, молитвы и чтения поучительных книг. Он сам написал иконы для монастырского храма. Кроме Глушицкой обители, преподобный основал еще обитель «Сосновецкую», недалеко от Глушицкой, и еще за 2 версты от нее – женский общежительный монастырь для женщин, которые, приходя к нему за наставлениями, высказывали желание как можно чаще пользоваться его мудрыми советами. Св. Дионисий большую часть ночи и дня проводил в молитве. Иногда налагал на себя тяжелые испытания. Однажды ученик его Макарий увидел у него на теле раны и спросил о причине их. Подвижник отвечал: «Если и это не можем стерпеть, то, как возможем терпеть вечные». Иногда всю ночь оставался на морозе и при этом размышлял, как избежать более страшного холода и тьмы кромешной. Заранее приготовил себе могилу в Сосновецкой пустыни и часто приходил к ней для размышлений. «Братия и чада мои, если я обрету милость у Бога, то не оставлю этого места и буду молить Господа и Его Пречистую Матерь, дабы не было здесь оскудения»; сказав эти слова, св. Дионисий осенил себя крестным знамением, благословил братию и скончался с молитвой на устах, будучи от роду 74 лет. Мощи св. Дионисия почивают под спудом в храме Сосновецком. Преподобный Агапит Печерский подвизался в Киево-Печерской лавре в XI столетии. Если кто из братии заболевал, он приходил к больному, ходил за ним и давал ему пищу, которую готовил из трав для своего пропитания, и травы эти, по молитве святого, становились целебными для больного. Приносили к нему больных и из окрестных мест; он исцелял и их. Подавая помощь больным, св. Агапит не брал с них никакой платы, отчего и получил название безмездного врача. Во время св. Агапита в Киеве славился врачебным искусством некто армянин. При одном взгляде на безнадежного больного, он всегда безошибочно назначал не только день, но даже и час его смерти. Когда жизнь преподобного уже близилась к концу, и он занемог, то этот армянин пришел навестить больного. Взяв руку больного, сказал, что он через два дня непременно умрет. «В том-то только и состоит твое искусство, что ты предсказываешь смерть? А ты сумей продлить мне жизнь, если так искусен. Меня же известил Господь, что я преставлюсь к нему через 3 месяца» – возразил при этом армянину Агапит. Так действительно и случилось: Агапит умер не через 3 дня, а через 3 месяца, и врач-армянин после того принял православную веру и постригся в монахи. 2-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

спустя нек-рое время был отредактирован, в него были сделаны обширные вставки на основе Жития прп. Дионисия Глушицкого. Этот отредактированный текст послужил общим протографом для 2 др. полных редакций Жития Г., известных в значительном числе списков. Одна из широко распространенных полных редакций встречается исключительно в Четьих Минеях (в Успенском и Царском списках Великих Миней Четьих (ВМЧ) - ГИМ. Син. 986. Л. 983-988 и 174. Л. 1073-1111, в Тулуповских Четьих Минеях (ГБЛ. Ф. 301/I. 665, 1627 г.), в Милютинских Четьих Минеях (ГИМ. Син. 797) и др.) и потому названа Минейной (опубл. в 1883 по Успенскому списку ВМЧ). Др. полная редакция (Редакция сборников) читается в 7 сборниках разнообразного состава: РНБ. Соф. 1470, XVI в. (изд. в 2003); РНБ. Погод. 863, XVI в.; РГАДА. Собр. Оболенского. 14, XVI в. (фрагмент); БАН. Арханг. Д. 234, XVII в.; РГБ. Ф. 310. 298, XVII в.; ГИМ. Единоверч. 219, XVII в.; ГИМ. Увар. 153-4°, XVII в. Существует вариант этой редакции без Похвального слова в списке РНБ. F.I.774, XIX в. При создании Минейной редакции и Редакции сборников помимо общего для обеих редакций расширенного первоначального Жития Г. использовались разные источники: Редакция сборников была дополнена по Житию прп. Дионисия Глушицкого, Минейная редакция - по Житию прп. Димитрия Прилуцкого. Это вторичное обращение к последнему произошло при включении Жития Г. в ВМЧ. Тогда было переработано заключающее Житие Похвальное слово Г. (в него введен биографический материал из Жития), образцом для создания к-рого послужило 2-е Похвальное слово прп. Димитрию Прилуцкому. Т. о., оформление Минейной редакции можно отнести к сер. XVI в.- времени создания Успенского списка ВМЧ. Включение Жития в состав ВМЧ скорее всего было связано с канонизацией Г. на Соборе в 1549 г. При включении Минейной редакции в Милютинские Четьи Минеи предисловие к Житию было опущено. Время создания Редакции сборников может быть определено по наиболее ранним сохранившимся спискам 1-й третью XVI в. Неотъемлемой завершающей частью Жития является Похвальное слово святому, не встречающееся вне житийного текста.

http://pravenc.ru/text/166551.html

Узнавши лично преподобного Григория, владыка Дионисий, когда пришли к нему иноки Спасского монастыря с Песков просить себе настоятеля, предложил архимандрию преподобному Григорию. Долго отрекался преподобный от такой высокой чести, указывая на свое недостоинство, ибо истинные подвижники чем более возвышаются на пути добродетели, тем более смиряются и находят в себе недостатки. Но архиепископ Дионисий к словам совета и убеждения присовокупил и повеление, сказав Григорию: «Чадо, лучше повиноваться и исполнить волю нашу в послушании, нежели ослушаться нашего смирения и лишиться благословения». Приняв сан и начальство, новый архимандрит ввел в своем мс-пастыре самый строгий порядок и общежительный устав, стараясь назидать братию не только словом, но и собственным примером. Ставши архимандритом только из послушания воле архипастыря и проведши в монастыре два года в непрестанных трудах и подвигах поста и молитвы, преподобный Григорий не оставил мысли своей о пустынножительстве. Будучи не в силах побороть своего желания и зная, что братия будут упрашивать его остаться и архиепископ никогда не согласится отпустить, он решился тайно оставить монастырь. Дождавшись ночи, преподобный Григорий вышел из своего монастыря и направился к северу, в страну для него неизвестную, усердно моля Матерь Божию быть ему путеводительницею и возлагая на нее всю свою надежду. Пришедши в Вологду, он долго ходил по окрестным лесам и пустыням, отыскивая себе место, где бы поселиться и работать Богу. Скитаясь по непроходимым дебрям и болотам, он дошел до монастыря преподобного Дионисия Глушицкого, где утомленного путника приняли как дорогого гостя. Пробывши в Глушицком монастыре несколько дней и присмотревшись к жизни братии и уставу монастыря, преподобный Григорий решился навсегда остаться в нем и стал просить себе кельи у преподобного Дионисия. Пустынный авва поместил пришельца в своем любимом Сосновце, при церкви Иоанна Крестителя, где и сам проводил большую часть своего времени. Но пробыв в Сосновце несколько лет, как пловец в тихой пристани, он почувствовал в сердце своем новое, неизвестное ему прежде желание—трудиться не для себя только, но послужить спасению и других. И вот однажды с крестом на плечах и молитвою па устах вышел преподобный Григорий из Сосновца и направил путь свой к восточной стороне от Глушицкого монастыря, в места ему совершенно неизвестные. Идя лесами и болотами, к вечеру достиг он пустынных берегов реки Сухоны и, утружденный путешествием, расположился тут ночевать, непрестанно думая о том, как найти ему место удобное для пребывания иноческого.

http://pravicon.com/info-2112

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010