Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Кузьмин А. В., Рыков Ю. Д. Новые источники по истории вологодских монастырей Рецензия на книгу: Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.: Исследование и тексты/Отв. ред. М. С. Черкасова. Вологда: Древности Севера, 2011. 496 с. Работа «Переписные книги вологодских монастырей XVI–XVIII вв.» представляет собой первое комплексное издание описей XVI–XVIII вв. 8 наиболее значимых вологодских обителей. Книга подготовлена коллективом авторов в составе кандидата исторических наук О. Н. Адаменко, кандидата исторических наук Н. В. Башнина и доктора исторических наук М. С. Черкасовой при участии А. П. Анишиной, Н. А. Бараевой, Е. А. Виноградовой, А. Н. Красикова, доктора филологических наук С. Н. Смольникова, кандидата исторических наук И. Н. Шаминой. Источники публикуются впервые; большинство из них издается по подлинникам. Имущество каждой из обителей представлено двумя описями: ранней и поздней. Этот принцип вызван стремлением публикаторов продемонстрировать имущественное и хозяйственное положение каждой духовной корпорации с целью их исторического сравнения. Публикации текстов переписных книг предшествует статья Н. В. Башнина и М. С. Черкасовой «Историко-археографическое введение. Вологодские монастыри и их переписные книги» (С. 11-25). Графическая карта-схема данных обителей в XVI–XVIII вв. составлена О. Н. Адаменко и Н. В. Башниным (С. 26). Издание переписных книг вологодских монастырей составляет основную часть книги (С. 27–343). Публикуются описи Спасо-Прилуцкого, Спасо-Каменного, Дионисиева Глушицкого, Лопотова Пельшемского, Сямжемского Спасо-Евфимиева, Спасо-Преображенского Нуромского, Троицкого Павлова Обнорского и Введенского Корнилиева Комельского монастырей. Издание источников сопровождает подробный научно-справочный аппарат. В его состав входят указатели: личных имен и фамилий (С. 346–375), названий географических объектов (С. 376–388), иконографии (С. 389–405), книг (С. 406–414), высших, центральных и местных государственных учреждений, органов местного самоуправления (С. 415). Им предшествует статья «Принципы составления указателей» (С. 344–345). Имеется и «Предметно-терминологический словарь» (С. 416–423).

http://sedmitza.ru/lib/text/4157217/

Закрыть itemscope itemtype="" > Терновый мой венец 20. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам 16.10.2022 1917 Время на чтение 25 минут Предисловие Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10 Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 15 Глава 16 Глава 17 Глава 18 Глава 19 Глава 20 Путешествие по Русской Фиваиде. – Колыбель русского духа. – Отечественные исихасты. – Судьба северных монастырей В путешествие по Вологодской земле я взял с собой книгу духовного писателя А.Н. Муравьева «Русская Фиваида Севера», вышедшую в Петербурге в середине XIXbeka. В ней вологодская земля сравнивалась с Фиваидой, знаменитым местом духовно-нравственных подвигов раннего христианства, чем подчеркивалось ее великое значение в становлении отечественной культуры и развитии духовности. В самом деле, в XVbeke многие ученики и последователи святого Сергия Радонежского обосновались именно в этих местах и именно здесь прославились своими духовными подвигами, прочно вошедшими в историю русской культуры под названием «умное, духовное делание», или исихазм. Места эти стали одной из главных колыбелей русской духовности. Духовный опыт исихастов (и прежде всего Нила Сорского) оказал большое влияние на жизнь России XIV–XVbekob, способствовал формированию и кристаллизации высоких духовных понятий, воспитанию культуры мысли и чувства, сдержанности в страстях, развитию «силы любви», отказу от материального стяжательства. А самое главное – формированию неразрывности веры и жизни. В искусстве подвижничество русских исихастов перекликалось с созданием глубоко духовных образов Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Глушицкого и других художников этого времени. «Наша северная Фиваида, – писал исследователь древнерусской духовной культуры И. Концевич, – ничем не уступала своему африканскому прообразу. Насельники девственных лесов Заволжья по духовной силе, мощи святых подвижников, по высоте их достижений были равны отцам первых веков христианства. Но как знойная африканская природа с ее ярким, синим небом, сочными красками, жгучим солнцем и бесподобными лунными ночами отличается от акварельных нежных тонов нашей северной природы, с голубой гладью ее озер и мягкими оттенками ее лиственных лесов с их изумрудной зеленью ранней весной и богатой гаммой золотых красно-коричневых тонов в сентябре, – таким же образом отличается святость отцов египетской пустыни – стихийно бурная и могучая, как лава, извергающаяся из вулкана, эта святость, подобно яркости южной природы, отличается от нашей святости, тихой, величавой и кристально светлой, как светел и ясен лучезарный и тихий вечер русской весны. Но как тут, так и там то же “умное делание”, то же безмолвие».

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Чирково. Церковь Дионисия Глушицкого. Дионисиевская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Дионисия Глушицкого Год постройки:Между 1841 и 1845. Адрес: Республика Татарстан, Бугульминский район, село Чирково. Координаты: 54.591183, 53.029225 Проезд: Из Бугульмы - в юго-западном направлении в сторону Бавлов по улице Ленина. В поселке Малая Бугульма повернуть налево на улицу Чапаева, далее через 8 км в деревне Большая Покровка налево по направлению главной дороги, еще через 4 км в районе деревни Ключи на развилке также налево по главной дороге. Д ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Бугульмы - в юго-западном направлении в сторону Бавлов по улице Ленина. В поселке Малая Бугульма повернуть налево на улицу Чапаева, далее через 8 км в деревне Большая Покровка налево по направлению главной дороги, еще через 4 км в районе деревни Ключи на развилке также налево по главной дороге. Далее ехать около 5,5 км проехав через все село Чирково большим крюком, развернувшись на 180 градусов вслед за асфальтовой дорогой в дальнем конце села. Церковь будет справа от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Дионисиевская церковь построена в 1841-1845 гг. на средства помещицы Давыдовой, в девичестве Чирковой, вдовы Дениса Давыдова, героя Отечественной войны 1812 г. Во время гражданской войны священник храма отец Александр был расстрелян большевиками, похоронен белогвардейцами как мученик. Однопрестольный каменный храм был построен в 1841–1845 гг. на средства местной помещицы Софьи Николаевны Давыдовой, дочери известного военного деятеля генерала Н.А. Чиркова (1753–1806), вдовы знаменитого героя Отечественной войны 1812 г. и поэта Дениса Васильевича Давыдова (1784–1839). В память Дениса Давыдова церковь и была освящена во имя Преподобного Дионисия, игумена Глушицкого.  В с. Чирково сохранились развалины храма святого Дионисия, который был построен в 1845 г. в память о муже вдовой поэта и легендарного гусара, героя войны 1812 г. Дениса Давыдова. Село Чирково было поместьем Д. Давыдова, данное ему в качестве приданного, когда он женился на дочери генерала Чиркова. В то время там проживало около 300 крестьянских душ крепостных, а также был винокуренный завод, приносивший Давыдову неплохой доход. В своём поместье Давыдов неоднократно бывал, где писал свои одни из последних стихов. Давыдову не довелось участвовать в Бородинском сражении, но он прославился как отважный партизан.

http://sobory.ru/article/?object=14630

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАХОМИЙ (XIV-XV вв. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Каменский. Рассказ о П. содержится в Житии прп. Дионисия Глушицкого. В тексте говорится, что прп. Дионисий († 1 июня 1437) пришел на берег «Великого» (т. е. Кубенского) оз. вместе с неким братом Пахомием в 1392/93 (6901) г. Согласно «Сказанию о Спасо-Каменном монастыре», Дионисий был пострижеником этой обители и 9 лет провел в послушании на оз. Каменном. Вероятнее всего, там же подвизался и П. Покинув Спасскую обитель, иноки поселились близ «веси, глаголемой Святаа Лучица», где находился запустевший общежительный мон-рь. Они поставили келью и храм во имя св. Николая Чудотворца, получив антиминс на освящение церкви у архиеп. Ростовского и Ярославского Григория (занимал кафедру с 1396). Прп. Дионисий принял сан священника. Однако отношения между монахами не сложились. Прп. Дионисий предавался суровым аскетическим подвигам, а П., «видя труди его в подвизи, начяся срамити и удалятися» (Житие Дионисия Глушицкого. 2003. С. 101). Тогда Дионисий решил покинуть Св. Луку и основать в др. месте общежительную обитель. Он удалился на р. Глушицу, посоветовав перед этим П. не оставаться одному: «Ты же, брате Пахомие, пребуди зде, а другаго имей брата с собою». Впосл. Никольский мон-рь был приписан к вологодскому Борисоглебскому мон-рю, находившемуся на острове р. Сухоны. Не позднее 1479 г. вел. кнг. Мария Ярославна передала обитель вместе с деревнями в ведение Спасо-Каменного мон-ря, оставив все имущество, кроме книг, Борисоглебскому мон-рю: «Дала есмь к святому Спасу в дом, в Святей Луке, манастырь Николской, и с деревнями» (ДАИ. Т. 1. С. 14. 16). По сведениям М. В. Толстого, в XIX в. мощи П. почивали «под спудом в упраздненной обители на Святой Луке». Святой упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Преподобный Пахомий, иже бысть на Великом озере, чудотворец». Под 15 мая «Пахомий, иже на Кубенском езере в лето 6901» упомянут в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 56; 131. Л. 192, нач. XIX в.; см.: Романова. 2017. С. 527). Память «преподобных Пахомиа и Феодосиа учеников преподобного Дионисиа» указана под 1 июня, в день преставления прп. Дионисия Глушицкого, в святцах Н. А. Кайдалова (РГБ. Ф. 231/V. Карт 2. Ед. хр. 14. Л. 24). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым).

http://pravenc.ru/text/2579828.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1441 или 1449) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 30 сент. в день преставления, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Григорий Пельшемский происходил из знатного рода бояр Лопотовых из города Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился окружавшим их почетом и уважением. Любимым его изречением были слова евангельские: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф. 19, 29). Очень огорчило его, когда родители захотели женить его в пятнадцатилетнем возрасте. Он боялся огорчить их неповиновением, но, по воле Божией, они скончались, и он поспешил раздать свое имение бедным, освободить рабов и удалиться в ближайший монастырь, где, невзирая на юность свою, служил жизнью своею примером братии. Но когда его назначили настоятелем, его опять стало тяготить, как и в дни далекой юности в миру, всеобщее внимание и уважение. Особенно чтил его благочестивый галицкий князь Юрий Димитриевич (1374— 1434). Прп. Григорий удалился оттуда и в монастыре прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня) наконец обрел то, чего жаждала душа его, то есть полное смирение и безответное послушание. Узы взаимного полного понимания и любви связывали обоих преподобных: между ними установились отношения старца и ученика. Раз прп. Дионисий сказал прп. Григорию: «Устреми ум твой к познанию Бога и ревностно прилежи к молитве. Но особенно потщимся, отче Григорие, помогать бедным, вдовицам и сиротам. Твори добро, пока еще имеешь время!» Желанием прп. Дионисия было, чтобы прп. Григорий основал свою обитель, дабы иные имели его наставником, ибо он прозрел его дар руководить других ко спасению. И когда прп. Григорию было 104 года, он благословил его удалиться на пустынный берег реки Пелыимы. Там прп. Григорий своими руками соорудил себе келью.

http://sedmitza.ru/lib/text/437717/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Стефан Комельский, или Озерский (+ 1542) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 июня в день преставления Прп. Стефан был сыном вологодского боярина. Отец его служил при дворе княгини Софии Бродатых из рода бывших ярославских владетельных князей. Он рос дома и получил хорошее образование. Постригся прп. Стефан в ранней молодости в монастыре прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня) и посетил многие северные монастыри. Наконец он поселился в Комельском лесу, при истоке реки Комелы из озера того же имени, в родной ему Вологодской стране. С собой он взял запасные Святые Дары (по примеру древних пустынножителей), две иконы — Божией Матери «Одигитрия» и святителя Николая, топор для сооружения скита и небольшой запас хлеба, который за все годы его пустынножительства не уменьшился, хотя он кормил им посетителей. Здесь пришлось ему много претерпеть от дьявольских страхований, диких зверей и злых людей, но все преодолел он терпением и мирным духом. Сначала он совсем не видел людей, наконец посетили его охотники и указали ему путь от его пустыни до Белозерской дороги. Много утешали его в это трудное время небесные дивные явления. Так, однажды, стоя на молитве, увидел он Пресвятую Богородицу и святителя Николая и слышал молитву святителя о его пустыни. Затем святитель благословил это место и повелел пустыннику соорудить здесь обитель и церковь во имя его, а самому быть в ней настоятелем. После этого явления стала собираться к нему братия, сооружать себе кельи и, собравшись на совещание в часовню, избрала его своим начальником. Тогда прп. Стефан отправился в Москву, и митрополит благословил открыть новую обитель, рукоположил его в священный сан и снабдил церковной утварью и книгами, а вел. князь — богатой милостыней. Радостно и торжественно встретила братия своего настоятеля по его возвращении. Немедленно было приступлено к сооружению церкви. Инок Гурий, опытный иконописец, украсил ее иконами своего письма.

http://sedmitza.ru/lib/text/437333/

Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов) епископ Кавказский и Черноморский, род. 6 февраля 1807 г. в с. Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губ., из дворян, умер 30 апреля 1867 г. Получив хорошее домашнее образование, он в 1822 г. поступил в Петербургское главное инженерное училище и обратил на себя внимание генерал-инспектора инженеров Великого князя Николая Павловича, был зачислен пенсионером его супруги и в продолжение всей своей жизни пользовался вниманием своих высоких покровителей. В 1824 году переведен в нижний офицерский класс (что ныне Николаевская инженерная академия) и 13 декабря произведен в инженер-прапорщики. По окончании курса, несмотря на все убеждения родителей и домашних, решил поступить в монастырь, о чем думал с детства, и только вмешательство самого Государя удержало его от этого шага. В январе 1827 г. он был назначен в динабургскую инженерную команду; но 6 ноября того же года, после тяжкой болезни, он уволен от службы с чином поручика и немедленно отправился в Александро-Свирский монастырь. Около четырех лет проходил он различные послушания в Площанской пустыне орловской губ., в Оптиной Введенской пустыни Калужской губ., в Кирилло-Новоезерском монастыре Новгородской губ., в Семигородной пустыни Вологодской губ. и в Глушицком Дионисиевом монастыре. 28 июня 1831 г. в вологодском Воскресенском соборе он принял пострижение в монашество с именем Игнатия и 25 июля рукоположен в сан иеромонаха, а 6 января 1832 г. он был назначен в Пельшемский Лопотов монастырь Кадниковского уезда строителем; за возобновление и благоустройство Лопотовой обители (он между прочим завел хороший хор) 28 мая 1833 г. был возведен в сан игумена. Государь в конце декабря 1833 г. велел переместить его настоятелем в Сергиеву пустынь с производством (1 января 1834 г.) в архимандрита. Около 24-х лет управлял он этою пустынею, много потрудился для устройства обители: воздвиг три храма и несколько корпусов келий, приобрел земли, леса и поля, завел огородничество, садоводство, скотоводство и хлебопашество, увеличил штат монашествующих; при нем обитель была возведена в число первоклассных. С 22 июня 1838 г. состоял благочинным всех монастырей С.-Петербургской епархии; 27 октября 1857 г. посвящен епископом в г. Ставрополь Кавказским. 5 августа 1861 г. по расстроенному здоровью, после натуральной оспы и горячки, он уволен на покой в Николо-Бабаевский монастырь с пенсией в 1,500 р.; там он и скончался. По образу жизни преосвященный Игнатий был в полном смысле слова аскет. Сочинения его в 6 томах: «Аскетические опыты»; «Аскетическая проповедь »; «Приношение современному монашеству – правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания», и др. выдержали несколько изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Трапезная церковь Сергия Радонежского Кирилло-Белозерского монастыря Рядом с храмом Иоанна Предтечи, к югу от него, на самом краю холма стоит трапезная церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого. Построена она в 1560 году, вскоре после окончательного обособления Малого монастыря, по преданию, самим Иваном Грозным. Композиция и формы ее довольно типичны для подобного рода построек XVI века. Обе части здания - широкий объем трапезной и более высокий и узкий куб храма с пониженным прямоугольным алтарем - поставлены на подклет, который с северной стороны выглядит как подвал, ибо полностью «ушел» в землю. К квадратному залу со столбом в центре, расположенному во всю ширину корпуса, с запада примыкает келарская палата. Уникальна лишь верхняя часть храма, образовавшаяся в результате надстройки в том же XVI веке яруса звона. С каждой стороны (кроме западной) вверху была устроена широкая открытая арка, где прежде висели колокола. Над кокошниками кровли возвышались традиционные для Кириллова две главы: большая - в центре и малая - над приделом. Превращение трапезной церкви в звонницу - прием довольно редкий и, очевидно, заимствован из аналогичных сооружений Ферапонтова и Спасо-Каменного монастырей. В настоящее время лишь отдельные сохранившиеся фрагменты позволяют представить прежний оригинальный верх храма, значительно измененный в XVIII—XIX веках. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой была построена на территории Ивановского Малого или Горнего монастыря, входившего в состав Кирилло-Белозерского монастырского ансамбля. Ивановский монастырь по отношению к Успенскому изначально занимал подчиненное положение и лишь во втор. пол. XVI века приобретает некоторую самостоятельность. Ряд исследователей считает, что церковь возведена на вклад Ивана Грозного и его сыновей. Впервые она упоминается в монастырской описи 1601 года, где сказано, что " ... в том же горнем монастыре церковь каменна о двух верхах во имя преподобного Сергия Радонежского теплая с трапезою " .

http://sobory.ru/article/?object=05134

Скачать epub pdf Июль 16 Собор Российских Чудотворцев В службе новым Российским чудотворцам прославляются русские святые, канонизированные на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. На этих Соборах, которые возглавлял митрополит Московский Макарий († 31 декабря 1563 г.), решался только один вопрос – о прославлении русских подвижников благочестия и веры. В Окружной грамоте, посланной от лица участников Собора 1547 года в Вологду, говорится: «Уставили есмы ныне праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменьми, и не бе им доднесь соборного пения». Митрополит Макарий начал собирать сведения о русских святых еще будучи архипастырем Новгородским. Его агиологические труды показали необходимость созыва Собора, который должен был упорядочить канонизацию святых и составить списки почитаемых святых. Подготовка к Собору длилась несколько лет, и так как материалы были изучены, заседания Собора 1547 года проходили в течение двух дней – 1–2 февраля. На этом Соборе свидетельствовались службы святым и их жития и было установлено: «По всем градом великого царства Российского пети и праздновати повсюду» следующим святым: митрополиту Московскому Ионе (память 30 марта/12 апреля), епископу Новгородскому Никите (память 30 апреля/13 мая), архиепископу Новгородскому Иоанну (память 7/20 сентября), благоверному князю Александру Невскому (память 23 ноября/6 декабря), преподобным Макарию Калязинскому (память 17/30 марта), Пафнутию Боровскому (память 1/14 мая), Никону Радонежскому (память 17/30 ноября), Павлу Комельскому (память 10/23 января), Михаилу Клопскому (память 11/24 января), Савве Сторожевскому (память 3/16 декабря), Зосиме (память 17/30 апреля) и Савватию (память 27 сентября/10 октября) Соловецким, Дионисию Глушицкому (память 1/14 июня), Александру Свирскому (память 30 августа/12 сентября). Местное празднование было установлено блаженному Максиму, Христа ради юродивому, Московскому (память 13/26 августа), благоверным князьям Константину и чадам его Михаилу и Феодору Муромским (память 21 мая/3 июня), Петру и Февронии Муромским (память 25 июня»

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Феофилакт, епископ Воронежский и Елецкий Родился в 1695 году в городе Вологде. Школьного образования, по-видимому, не получил. Когда принял монашество и рукоположен в священный сан, неизвестно. С 1724 года служил казначеем в архиерейском доме и в том же году назначен архимандритом Вологодского Дионисиева Глушицкого Покровского монастыря. 20 августа 1727 года назначен архимандритом Корнилиева Комельского Введенского монастыря. 14 июля 1732 года, по представлению епископа Вологодского Афанасия (Кондоиди; † 1737), переведён настоятелем в Кирилло-Белозерский монастырь. 15 декабря 1733 года за самовольный приём в монастыре неизвестного лица, назвавшегося иеродиаконом, по приказанию Святейшего Синода лишён настоятельства и помещён в рядовой братской келье под караулом четырёх монастырских солдат. 4 ноября 1737 года новым Вологодским епископом Амвросием (Юшкевичем; † 1745) определён вторично настоятелем Корнилиевского Комельского монастыря и судьёй Вологодской духовной консистории. При покровительстве епископа Амвросия Феофилакт стал быстро продвигаться по службе и в 1738 году уже занимал место в числе кандидатов на епископство. 2 июня 1740 года Святейший Синод поручил ему управление Вологодской епархией до прибытия нового архиерея. 3 октября 1740 года назначен членом Святейшего Синода. 9 октября 1740 года назначен настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря. С 5 февраля до 20 декабря 1742 года присутствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе. 14 сентября 1743 года хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого. По требованию Святейшего Синода епископ Феофилакт занимался учреждением в епархии духовной семинарии. Управление епископа Феофилакта епархией отличалось исключительной строгостью к подчинённым, даже наиболее приближенные к нему духовные лица наказывались по самым незначительным причинам и месяцами не выходили из оков. Скончался 30 ноября 1757 года. Литература: Амвросий, архимандрит. Воронежские архиереи//Воронежские епархиальные ведомости. 1879. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии//Воронежская старина. 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010