Погребен был в Покровской Глушицкой обители рядом с преподобным Тарасием († 1440). Позднее их святые мощи почивали в деревянном храме в честь Рождества Христова. На гробнице возложена древняя схима, принадлежавшая по преданию этим преподобным; по ней вышиты разными шелками изображения херувимов, церковь о 4-х главах и смерть с косою. Память преподобного Макария празднуется 13/26 мая в день его преставления и 12/25 октября в числе других Глушицких святых. Преподобный Тарасий Глушицкий был сподвижником святителя Стефана, епископа Пермского († 1396; память 26 апреля/9 мая), по его апостольским трудам в деле распространения православной веры среди зырян. Впоследствии преподобный Тарасий стал игуменом одного из монастырей Пермской земли, основанного святителем Стефаном. В 1427 году, при втором преемнике святителя Стефана – святителе Герасиме (память 29 января/11 февраля), преподобный Тарасий добровольно оставил управление монастырем, не желая, по великому своему смирению, начальствовать, предпочитая самому быть в послушании у другого. Зная о подвигах основателя Глушицкой обители преподобного Дионисия, он пришел к нему со смиренной просьбой о принятии его в послушники монастыря. Святой Дионисий, видя глубокое смирение Тарасия, со словами «Благословен Бог, пославший к нам, недостойным, мужа опытного и благоговейного», с большой радостью принял бывшего игумена в свою обитель. Преподобный Тарасий начал трудиться в монастыре наравне с остальными иноками, проводил самую суровую и строгую жизнь, умерщвляя тело постом и молитвой и во всем исполняя волю преподобного Дионисия. Постоянные слезы умиления, глубокое смирение, сердечное сокрушение и необыкновенное терпение – все эти качества роднили преподобного Тарасия с древними подвижниками. После десяти лет многотрудных иноческих подвигов при жизни преподобного Дионисия и трех лет при игуменстве святого Амфилохия в преклонном возрасте преподобный Тарасий преставился в 1440 году. Святые мощи преподобного Тарасия почивали под спудом в храме в честь Рождества Христова в Покровском Дионисиевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

См., например: Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Историко-географическое исследование по материалам монастырей. Л., 1985. С. 178–179. Подробнее см.: Семячко С. А., Печников М. В., Петрова Т. Г. Дионисий Глушицкий: Источники. Биография. Почитание. Иконография//Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. С. 249–256. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. М., 1995. С. 133–134; Савваитов П. И. Описание Успенской Семигородней пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. Вологда, 1870. С. 4. Данные письменных источников подтверждаются археологическими изысканиями. На месте разрушенного Свято-Лукского монастыря, возрожденного в 1393 г. Дионисием Глушицким, обнаружено селище с круговой керамикой XII–XIV вв. ( Адаменко О. Н. Бохтюжское княжество (по результатам историко-археологических исследований)//Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия/Гл. ред. Г. В. Судаков. Вологда, 2007. С. 142–150; она же. К вопросу о столице Бохтюжского княжества//Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып. 9. Вологда, 2001. С. 53–59). См. содержательные статьи о монастырях, основанных прп. Дионисием, в «Православной энциклопедии»: Шамина И. Н. Глушицкий Сосновецкий во имя святого Иоанна Предтечи мужской монастырь//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 615–617; Кочетов Д. Б., Шамина И. Н. Глушицкий в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужской монастырь//Там же. С. 612–615. Амвросий (Орнатский), архим.История российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 699. Материалы, собранные митрополитом Евгением (Болховитиновым), были опубликованы архимандритом Амвросием в «Истории российской иерархии» (Копия 1811 г. с рукописи митрополита Евгения (Болховитинова) хранится в Отделе рукописей РНБ: ф. 550, F. XVII, 56. В ней на л. 112 об. есть примечание: «Сие описание сочинено в 1809 [г.], но после поправлено и умножено и по статьям все гораздо полнее и исправнее напечатано в “Истории российской иерархии” в словаре епархиальных монастырей»); Суворов Н. И. Глушицкий монастырь Вологодской епархии. Вологда, 1876. С. 3–4; Лебедев В. К. Пятисотлетие Дионисиево-Глушицких монастырей Вологодской губернии//Вологодский епархиальные ведомости. 1900. С. 2–7.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099707/

Пробыл с ними преподобный небольшое время, а потом сказал им: «Братия, в моем уме есть помысел, и я возлагаю надежду на Бога, потому что если это будет угодно Богу и Пречистой Его Матери, то сможет и в дело перейти: я хочу устроить на этом месте монастырь». Они ответили ему: «Достойный отец, да будет воля Господня, чтобы на этом месте прославлялось имя Его и Пречистой Его Матери отныне и до конца веков». О князе Димитрии, что на Устье В 1400 году преподобный послал одного из братии к князю Димитрию, владевшему землей вокруг большого озера, называемого Кубанским, с такой просьбой: «О христолюбивый князь! Молит тебя грешный Дионисий: прошу тебя, пришли мне работников, чтобы убрать деревья в той пустыни на реке Глушице, где создается обитель Пречистой». Услышав это, христолюбивый князь Димитрий возрадовался сердцем тому, что близ его резиденции Бог хочет воздвигнуть обитель Пречистой, и сказал в ответ: «Как, честной отец, твое преподобие хочет, так без всяких помех тебе и будет, раз ты просишь». И послал он работников. И работники деревья повалили и предали огню. Тогда преподобный сказал: «Братия, настало время сотворить молитву Богу и Пречистой Его Матери. И затем возьмемся за дело». Они ответили: «Благословен Бог, изволивший так». И, сотворив общую молитву, они начали дело. Прежде всего они построили маленькие келейки для отдыха от трудов. В 1402 году, когда на апостольском престоле в городе Ростове правил епископ Григорий, пришел к нему преподобный Дионисий, чтобы принять благословение на создание обители во имя Пречистой Богородицы. Епископ же Григорий сказал ему: «С хорошим ты делом пришел, духовный сын». И, поучив его духовно, сказал ему после душеполезной беседы: «О Святом Духе сын и сослужебник нашего смирения Дионисий! Мир и милость Божия и наше благословение да пребудет с вами». И, дав ему целование о Христе, отпустил его. В 1403 году начали с Божьей помощью строить монастырь. Первой выстроили маленькую церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, в честь славного ее Покрова 342 , а затем поставили трапезу, и кельи по порядку, и прочее, что необходимо братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Амфилохия глушицкого (вместо 12 окт.), 12 Неониллы (вместо 28 окт.), 15 успение Иустина царя и Феодоры (вместо 14 ноября), 16 св. Епифания, ученика Андрея, 23 муч. Максима (неизвестен), ноября 9 успение Евфимия, епископа новгородского, 10 пр. Феогноста, 17 св. Николая, еп. солунского (М. Гр. 29 ноября), 19 св. Агафоника, 26 Иулиана еп., 28 св. Феоктисты (вместо 9 ноября), декабря 3 пр. Неофита, 8 муч. Фоки, января 5 св. Евфимия новгородского, 9 пренесение мощей Ионы, архиеп. новгородского, 12 св. Силуана, 15 преставление Петра царевича ростовского. 21 Ивана и Феодосия, февраля 6 св. праведного Илии, Христа ради юродивого нового чудотворца, 7 Евстафия, Зинона, Киприана, 15 затмение 6984 года, 21 Иакова железноборовского (11 апр.), 22 Иулиании, 27 Семиона, 28 Симона, марта 2 Авраамия, игумена Всемилостивого Спаса, 3 Севастиана, 10 Марка мниха (вместо 5 апр.), 17 Дионисия мученика, 18 Даниила, оболганного блудом, 19 Викентия вологодского, 23 пр. Евсевия, 29 Анакия в летвице (вместо 7 июля и 29 ноября), 30 Саввы еп., 31 св. Анны, апреля 15 Зосимы и Савватия (вместо 17), 19 обретение мощей Иоакима опочского, 20 Стахия, 27 св. Моисея, мая 13 св. Стефана, еп. сурожского (15дек.), 15 пр. Онуфрия псковского (12 июня), 17 ап. Кодрата, 19 Панкратията вроменийского (9 июля), 22 св. Афанасия, 25 Короната, июня 6 муч. Тимофея, 7 Ионы, еп. пермского, 10 обретение телеси царя Ивана, Никиты, еп. новгород. 11 ап. Тита (25 авг.), муч. Василия, 13 муч. Евстратия, 19 муч. Пелагии, 22 обретение мощей пр. Михаила клопского, июля 3 Лупиана, Никифора, 14 Евстафия, 16 Саввы стромынского, 17 Ефрема перевомск. (16 мая), 29 Рождество Николы мирликийского. Многие из означенных памятей не известны или в неканонизованных. Святцы московской синодальной библиотеки 878, XVII в. (ибо есть в них память Димитрия царевича) с историческими сведениями, много сходствуют с 54. Имеют следующие особенности: 10 окт. св. жен Анны и Елисаветы (вместо 9), 7 ноября муч. Антония (вместо 9), 9 ноября муч. Иоанна (неизвестен), янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Действовала обитель вплоть до 30-х годов XX века. Советская власть ее закрыла, образовав на ее месте сельскохозяйственную коммуну. Церкви были разворованы и переделаны под жилье и зернохранилища. В дальнейшем на территории обители и прилегающих к ней землях существовал совхоз. Редкие иконы и утварь сохранились или в музеях, как например, икона XIX века Воскресение Христово из собрания Русского музея, или в домах верующих. Точку в истории монастыря поставила экологическая катастрофа. В 70-х годах промышленный гигант – Сокольский ЦБК начинает сброс в реку Пельшму своих технологических отходов. На сегодняшний день концентрация химии в воде реки такова, что Пельшма признана экологами самой загрязненной рекой (!) в России. В ней погибла вся рыба и те деревни и села, что издавна стояли близ этой реки, обезлюдили. Так и село Лопотово опустело. Дома кто перевез, кто распилил на дрова, а каменные монастырские сооружения превратились в руины. Дикий бурьян выше человеческого роста заполонил теперь место некогда славной обители, а о том, что здесь когда-то жили люди, напоминает лишь выдичавший яблоневый сад. Одно из подворий монастыря располагалось в городе Кадников. При нем была выстроена замечательная часовня, которая несколько лет назад была возвращена верующим и освящена. Там регулярно проводятся богослужения священниками ближайшего Ильинского храма. Теперь, когда поклонение преподобному доступно лишь экстремальному паломнику, ему можно помолиться в этой часовне, единственном действующем храме в городе. Однако мощи св. Григория Пельшемского так и пребывают среди заброшенных руин и продолжают освящать своим присутствием наш благодатный край. Источник: Мокиевский А. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря/прот. А. Мокиевский//Ферапонтовские чтения, 2004-2006. – Ферапонтово, 2007. Вып. 1: История и культура монастырей Русского Севера. С. 168-171. Основал монастырь в начале XV века уроженец Галича монах Григорий (Лопотов), пришедший в вологодские края в поисках молитвенного уединения. Пять лет прожил Григорий в обители преподобного Дионисия Глушицкого, а потом поселился на берегу Пельшмы. Вокруг его кельи вырос монастырь, в котором бывал и преподобный Дионисий. Связаны эти места с именем еще одного великого русского подвижника – святителя Игнатия Брянчанинова: вскоре после своего пострига в 1831 году он два года управлял Пельшемской обителью, привел в порядок и духовную жизнь насельников, и хозяйство монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=44520

До сих пор мы говорили о тех подвижниках, которые так или иначе связаны с духовным влиянием св. Сергия. Но кроме них можно выделить еще одну группу аскетов, которые тоже подвизались со тщанием и заняли видное место в истории русского монашества. Это группа иноков из Спасо-Каменного монастыря расположенного на скалистом острове на Кубенском озере. Монастырь возник в середине XIII в., но особое значение приобрел лишь при игумене Дионисии. Он был родом из греков или южных славян, побывал на Афонской горе, а затем пришел в Москву. В конце XIV в. (но до 1389 г.) Дионисий был поставлен игуменом Спасо-Каменного монастыря, в котором ввел строгий Афонский устав. Дионисий оставался в монастыре до 1418 г., когда он получил архиепископскую кафедру в древнем городе Ростове, где и скончался в 1425 г. Спасо-Каменный монастырь вырастил много славных подвижников, которые, в свою очередь основав новые обители вокруг Кубенского озера, совершили великий миссионерский подвиг, принеся туда свет христианства . На первом месте здесь надо назвать св. Дионисия Глушицкого († 1437). Его житие рисует образ подвижника, исполненного кротости и милосердия, сердечности и смирения — добродетелей, в которых он соревнуется со св. Сергием. Церковь своего монастыря, построенного на берегу речки Глушицы (в Вологодской земле), он украсил иконами собственного письма, ибо владел сравнительно редким у древнерусских святых даром иконописания; житие рассказывает и о том, что он очень искусно делал священные сосуды и утварь для Божественной литургии — дискосы, чаши, звездицы. В своем монастыре Дионисий ввел киновию; всего им основано три обители поблизости друг от друга, в том числе женский монастырь. Особенной чертой в его миссионерской деятельности было строительство приходских церквей в крестьянских поселениях . У него был ученик по имени Григорий, названный Пельшемским († 1442) . В его житии, написанном в конце XV или начале XVI в., мы находим интересный рассказ о беседе между Дионисием Глушицким и Григорием, можно сказать, между старцем и его учеником; если даже этот рассказ и не воспроизводит действительно бывшего собеседования, все же это важное свидетельство проникновения исихастских воззрений в среду монашества вологодских лесов. Св. Дионисий говорит о воспитании сердца и духа, которое через очищение души от злых и греховных помыслов ведет к соединению с Богом. Возможно, в этой беседе отразилась школа, которую прошел сам Дионисий в Спасо-Каменном монастыре под руководством игумена-святогорца.

http://sedmitza.ru/lib/text/436456/

Заповедал тогда преподобный, чтобы никто ничего потребного не держал у себя и не звал ничего своим, но чтобы все было общим. Сам преподобный труды к трудам прилагал, беспрестанно Богу молясь, отгоняя сонную тягость внешним трудолюбием. Долго перед тем как уснуть, он молился и книги читал, тем самым душу воздержанием смиряя, а тело трудом. Все время святого было наполнено молитвой непрестанной, просвещенной смирением, цветущей братолюбием. Необыкновенное нищелюбие он приобрел, кротость великую, смирение истинное. И начал он принимать всех приходивших к нему, имена же их записаны в книге жизни. И благодатью Божией достигла дружина его числа пятнадцати братии. И прославлялось житие его повсюду, и видя его ангельскую жизнь, стали люди, приходя к нему, многое приносить. Но прежде всех Бог ему помогал. Преподобный же приносимое принимал, говоря в себе: «Если бы не было воли Господней, то не приносили бы сюда». С благодарностью он принимал и Богу молитву возносил о всех приносящих. И вот завершили они устройство монастыря, и никто из бывших с ним не смел при этом в чем-либо противиться ему. Через несколько лет братия его умножилась так, что в церкви уже не умещались. Преподобный тогда сказал им: «Братия, молите Бога и Пречистую Его Мать: как Он захочет, так и будет». Они же сказали: «Благословен Бог, который так захочет». О создании святым большей церкви В одну из ночей, когда святой по обычному своему правилу молился, погрузившись в легкий сон, он увидел некоего очень красивого юношу, и тот сказал ему: «Подобает тебе другую церковь , большую этой построить, потому что братия твоя множится. И ты будешь иметь заступницей и помощницей Пречистую отныне и до конца веков». Тут же святой проснулся, стал молитву воссылать и пребыл в молитве до утреннего пения. После заутрени преподобный сказал: «Братия, надо нам то, о чем мы говорили, совершить, призывая на помощь Бога и Пречистую Богородицу: Она подаст нам помощь». Сотворили они молитву и принялись за работу. С Божьей помощью в 1412 году возвели они большую прекрасную церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, в честь славного Ее Покрова, и чудесно украсили ее иконами и словами святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии. 1 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них — осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ — особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы — считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме.

http://pravoslavie.ru/1938.html

монастыря Протасий записал предания в своих «свитках», которыми в 1584 году, Глушицкий игумен Иона пополнил изустные рассказы братии (Ключевский, стр. 302). Сам Протасий писал со слов инока Геннадия, которому о жизни преп. Сергия рассказывал Антоний, многократно слышавший о том же от Алексия, постриженника и ученика Сергиева, бывшего первым игуменом в Павлове. В грамоте царя Феодора Иоанновича в 1585 г. преп. Сергий назван новоявленным чудотворцем. В переписи монастыря по указу Симона архиепископа (8 июля 1678 г.) значится престол во имя преп. Сергия. 250. Преподобный Григорий игумен Пельшемский, преставися в лето 6900 месяца сентября в 30 день Из рода Галичских дворян Лопотовых, постриженный в ранней юности, был игуменом Спасской обители, что на Песках, в Ростове; но тяготясь настоятельством и чувствуя неодолимое влечение к безмолвной жизни, он удалился в дебри Вологодские. В келье Сосновецкой пустыни он нашел себе желаемый покой и стал продолжать свои подвиги, пользуясь опытными наставлениями преп. Дионисия Глушицкого. Приятна была Григорию тишина уединенной жизни, но он почувствовал нужду потрудиться для спасения других. На берегу р. Пельшемы водрузил он крест в основание обители. Скоро стали собираться к нему любители пустынной жизни и построен первый деревянный храм. Когда, при гибельных междоусобиях того времени, князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую, нсчастные жители бежали из жилищ своих и скитались в лесах, не зная где преклонить голову; многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищею в обитель Григория, и он помогал им, сколько мог. Одушевляясь любовию к отчизне, он решился сказать правду Шемяке. «Князь Димитрий, говорил пустынник, ты творишь дела не христианские; ступай лучше в страну языческую, к людям поганым и незнающим Бога; вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько людей гибнет от тебя голодом и стужею и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насильства, то сам скоро лишишься и славы и княжения!» Шемяка, взбешенный гордостию, приказал сбросить Григория с высокого моста. Ум. 30 сентября 1441 года. Мощи почивают под спудом в основанном им Лопатовском монастыре близ г. Кадникова. Рака над ними обложена медными

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мы атрибутируем эту прорись как изображение Амфилохия и Дионисия Глушицких, которых часто изображали также стоящими в рост и обращенными друг к другу 9 Вид монастыря на прориси (при всей условности изображения) не похож на традиционные изображения Соловецкого монастыря (см. ниже), зато имеет сходство с видом Сосновецкого Дионисиево-Глушицкого монастыря, на котором отчетливо виден круглый купол надвратной церкви 10 – деталь, которую можно увидеть и на прориси. Известно также, что «кругом монастыря идет высокая каменная ограда с величественными башнями по углам», 11 которая также изображена на публикуемой прориси. Изображения преподобной княгини Анны Кашинской 12 представлены только в поздних образцах XVIII–XIX вв. (Атлас, 20 , 29 ,    30 ). Однако образы святых жен Древней Руси довольно редко встречаются среди иконных прорисей. Поэтому мы решили воспроизвести здесь и эти изображения, хотя в них имеются существенные стилистические отличия от тех женских типов, которые были разработаны традиционной иконографией. Прорись с фигурами Антония Дымского, мученика Артемия и преподобной Ксении (Атлас,   31 ) выполнена путем прорисовки пером очень слабого оттиска. Детали ликов святых, а также изображение Мартирия Зеленецкого, пропечатались на оттиске столь слабо, что рисовальщик даже не стал обводить их чернилами. Две другие прориси с икон Антония Дымского (Атлас,    32 , 33 ) атрибутированы нами по видам монастыря и угловому изображению Казанской иконы Божией Матери, 13 присущему данному иконографическому изводу. Прорись с иконы Антония Римлянина (Атлас,  35 ) почти целиком совпадает с известной старообрядческой иконой XVIII в. 14 Сюжет, однако, восходит к более древним оригиналам XVII в. У нас есть уникальная возможность проследить основные этапы «иконизации» облика преподобного Антония Сийского, начиная от его древнейшего нагробного «портрета-иконы» (Атлас, 36 ), 15 благодаря большому числу изображений святого в Сийском лицевом подлиннике. 16 Любопытны характерные приписки-замечания на этих прорисях, сделанные чернецом Никодимом, впоследствии ставшим игуменом Сийского монастыя.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010