Как и в первый раз, так и сейчас, поездка получилась в самую настоящую зиму. Всегда встает вопрос, как одеться, чтобы было комфортно чувствовать себя в разных климатических условиях. Как правило, в туристических поездках по землям Эллады за ослепительным сиянием классического периода Древней Греции, как-то теряются следы тысячелетнего периода Византийской эпохи. Но именно в греческом ареале, на этой земле, промыслом Божиим произошла великая встреча христианской проповеди галилейских апостолов с отточенной диалектикой эллинизма и с не менее отточенной практикой римского права, в результате которой образовалась Великая Христианская империя, изменившая всю дальнейшую судьбу человечества и оставившая бесценное святоотеческое наследие последующим христианам. С этой земли благодать Святого Крещения перешла к славянским народам и на Русь. По прошествии столетий после падения Византии русский паломник, путешествуя по современной Греческой земле, с удивлением открывает для себя, как тесно до сих пор переплетены пути наших православных народов. Мудрая русская пословица говорит: «тот родной, кто по вере одной» – снова убеждаешься в этом, прикасаясь к православным святыням Греции. Что знаменательно в Греции — это единение государства и церкви. Православие здесь государственная религия. И это видно сразу, как попадаешь в эту страну. Наш самолет приземлился в столице Греции в городе Афины. Город расположен на берегу Эгейского моря. Погода была переменчивой, то светило солнышко, то кропил дождь. В целом было тепло: плюс семнадцать градусов. Выйдя из аэропорта, мы очутились на парковочной площадке, где нас ждал уже автобус. В этой поездке нашим гидом был священник отец Дионисий. В свое время он учился в Афинах в богословской школе. Очень грамотный и начитанный молодой человек в совершенстве владеющий греческим языком. Греция не богатая страна, но в нее вложили много денег, когда там были олимпийские игры. Построили новый аэропорт, провели прямые дороги сквозь горный массив. Построили самый длинный современный мост в Европе.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjashhe...

ПРИМЕЧАНИЯ Глава 15 330. Амос IX, 7. О пеласгах как о туземцах Греции: Страбон, VII, 7, 10. 331. Страбон, VII, 1; Геродот, II, 56; Эсхил. Скованный Прометей. Пер. Д. Мережковского. — Собр. соч., т. XX, с. 43; Павсаний, I, 17 5. 332. Страбон, VII, 7, 12; Геродот, II, 57. 333. Илиада, XVI, 233. 334. Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923, с. 247. 335. Гомеровские гимны, XIX. Имя Пан, как полагают, происходит от глагола «паомай» — «пасу». См. о его культе у И. Троицкого: Религия греческого пастуха — сб. «Религия и общество». Л., 1926, с. 141. 336. Ф. Зелинский. Древнегреческая религия, 1918, с. 13. 337. Павсаний, VIII, 2, 5; Платон. Республика, 565. 338. Убедительную защиту авторства Гомера см. в ярко и живо написанных кн.: А. Боннар, Греческая цивилизация, т. 1, 1958, с. 48 и др.; С. Маркиш. Гомер и его поэмы, 1962, с. 16 339. Вяч. Иванов. Эллинская религия страдающего бога. — «Новый путь», 1904, февраль, с. 68. 340. Расшифровка крито-микенских надписей показала, что рядом с царем — «ванакой» — всегда стоял воевода — «раваета». Из гомеровского эпоса мы можем заключить, что власть царя не была абсолютной. См. исследование С. Лурье «Язык и культура микенской Греции» (1957, с. 211). 341. Там же, с. 250. 342. О фетишах олимпийских богов см.: Павсаний, II, 9, 6; Тацит. Ист., II, 3; Тертуллиан. Аполог, 16, 6. Имена богов на крито-микенских надписях: С. Лурье. Ук. соч., с. 286 сл. 343. См.: Г. Властов. Теогония Гесиода и Прометей, с. 7 По мнению большинства ученых, истоки мифа о Теогонии — в Вавилоне. 344. Гесиод. Теогония, 116 Лучший перевод «Теогонии» — Вересаева, 1953. 345. Ф. Зелинский. Древнегреческая религия, с. 23. 346. Гесиод. Теогония, с. 154 сл. 347. Проблемы эволюции образа Зевса рассмотрены у А. Лосева (Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, с. 97 сл.).   348. Гесиод. Теогония, 47, 49. Ср.: Илиада, 1, 175, 508. Замечательно, что у Гомера Зевс иногда выступает как настоящее Высшее Божество. 349. Это видно из Илиады, XIV, 246. Глава шестнадцатая БОРЬБА БОГОВ И ТИТАНОВ Греция, ок. 1400—1200 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Как и в иных провинциях, на Балканах римская администра­ция принимала меры к утверждению официального римского культа, в особенности почитания богини Ромы, обожествленных принцепсов, прежде всего Августа, гения правящего императо­ра, в то же время терпимо относясь к местным культам иллирий­ских и фракийских племен. Греки и эллинизированные автохтоны почитали олимпийских богов в их, если так можно выразиться, эллинском обличьи и под их греческими именами: чтили Зевса, а не Юпитера, Геру, а не Юнону, Ареса, а не Марса. Культ Диониса, по предположениям некоторых исследователей, имевший фракийское происхождение, был распространен и сре­ди не подвергшихся глубокой эллинизации фракийцев. Т. Момм­зен считал его выражающим склад народной души: «В диком, но величественном религиозном культе ...проявляются характер­ные особенности этого племени; этот культ отличался буйными празднествами, вызываемыми весной и юношеским избытком сил, ночными факельными шествиями пляшущих девушек в горах, шумной, приводящей в экстаз музыкой, потоками вина и крови, возбуждением всех чувственных страстей в опьяняющем вихре веселья. Дионис, великолепный и страшный бог, был покровите­лем Фракии, и все, что особенно напоминает о нем в эллинском и римском культе, имеет свои корни во фракийских или фригий­ских обычаях» (Моммзен, цит. изд., т. 5, кн. 8, с. 206). В этом па­фосном пассаже историк выпукло представил экстатические черты дионисийского культа, но он отступает тут от столь свойственной ему обычно позитивистской трезвости и впадает в ницшеанскую неоромантическую или декадентскую стилистику. Все же самым чтимым и бесспорно отечественным божеством фракийцев, в осо­бенности даков и гетов, оставался Замолксис, прямых параллелей культу которого не обреталось ни в эллинском, ни в италийском пантеоне, ни в верованиях соседних иллирийцев. Но в силу ли давних тесных связей с эллинским миром или также ввиду особенностей национальной религиозной психологии фракийские народы оказались восприимчивы и к принятию благовестия о Сыне Человеческом, пролившем кровь на Кресте. Уже в I столетии проповедники Христа приходили из Эллады и Македо­нии во Фракию и Мезию и находили там благодарных слушателей. На западном побережье Понта, во Фракии и Нижней Мезии, совер­шал миссионерские путешествия апостол Андрей Первозванный. С его именем предание связывет основание Церкви в Византии, первым предстоятелем которой считается ученик апостола Стахий. Хотя с точки зрения исторической критики достоверность этой традиции сомнительна, она находит подкрепление в апокри­фических сказаниях об апостолах, самые ранние из которых вос­ходят к рубежу I и II столетий. По преданию, в Далмации учение Христа проповедовал ученик апостола Павла Андроник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—45— глаголать; ноги – ходить. Да смогут двигаться руки твои и пальцы твои, и да упрочится плоть твоя. Да будут части тела твоего в довольстве, и да радуют тебя все уды твои. Да рассмотришь ты со вниманием плоть свою и найдешь ее целой и здравой, ни в чем не имеющей изъяна. Да будет с тобой истинное сердце твое, то сердце, какое имел ты прежде», – читаем мы в гробничной надписи XVIII династии. 76 В древнеегипетских заупокойных текстах открывается нам огромный мир, в котором действуют мощные божественные и демонические силы, где находится место и слезной мольбе о спасении, и исповеди грехов, и выставлению напоказ добродетелей, и угрозе богам, и магическим уловкам. Чего в этом мире, однако, нет – так это веры в переселение душ. Человек рождается, живет, умирает, воскресает в вечность (или не воскресает, что именуется «второй смертью »), но вновь он не воплощается в какое-либо тело на земле, не начинает жизнь сначала. 77 Но вот в Греции после гомеровской эпохи небрежения смертью где-то с VIII-VII в. начинают распространяться «новые» идеи. Первым учение о новом рождении (palingenesia) умершего в этом мире сообщил грекам, как указывает словарь Суды, учитель Пифагора – Ферекид. 78 С учениями пифагорейства, орфизма и дионисийскими мистериями вошли в сознание эллинов представления о теле как о темнице души, (знаменитое soma – sima) – темнице, из которой душе следует освободиться или немедленно, или в результате ряда перевоплощений. «Но те, кто, трижды пребыв на земле и под землей, сохранили душу свою чистой от всякой скверны, дорогою Зевса шествуют в твердыню Крона Остров блаженных… (Пинд. Олимп, 2. 68–70); эти слова из Второй олимпийской оды Пиндара, кажется, первое фиксированное во времени свидетельство распространенности идей метампсихоза в греческой жизни. Вскоре после Пиндара «отец истории» Геродот объявляет, как абсолютно достоверный факт, что учения эти эллины заимствовали у египтян (История II, 123). С ним вполне согласны Платон, Феофраст, Плутарх. Но теперь мы из самих египетских заупокойных текстов с полной достоверностью знаем, что никакой палингенезии египтяне не исповедовали, а уповали на единовременное воскресение. Как же совместить два эти круга данных? Не желая подвергать сомнению добросовестность Геродота, можно согласиться с тем, что он и его соплеменники получили информацию о новом учении действительно в Египте, но сам Египет оказался на этот раз лишь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Музыка играла важную роль в жизни древних греков. Существовала музыка сольная и ансамблевая, инструментальная и хоровая. Музыкой сопровождались танцы, пиры, театральные представления, общественные празднества, спортивные состязания (в частности, Олимпийские игры), похороны. Музыка звучала даже на поле битвы: известно, например, что спартанцы шли в бой с песней, звучавшей под аккомпанемент авлоса. Богослужения в языческих храмах и различные «таинства» (мистерии) сопровождались пением хоров и игрой на музыкальных инструментах. В частности, во время совершения элевсинских мистерий звучали трубы, флейты, лиры и ударные инструменты. Игрой на флейте сопровождались жертвоприношения в честь Аполлона, который считался покровителем музыкантов и поэтов. Для культа Диониса было характерно использование кимвалов и бубнов. Об участии музыкантов в языческих культах говорят не только литературные источники, но и живописные изображения, а также барельефы и скульптуры, сохранившиеся с античной эпохи. На греческой вазе, выставленной в Национальном археологическом музее Неаполя, изображено жертвоприношение Дионису: в середине расположен алтарь с горящим огнем, за ним жрица, готовая принести в жертву животное, слева от нее – две женщины, танцующие с кимвалом и бубном. На одном из фризов Парфенона изображена культовая процессия, в которой участвуют четыре флейтиста и четыре кифариста. Как и в древнем Израиле, в Древней Греции использовались струнные, духовые и ударные инструменты. Кифара и лира (предшественницей которых была форминга) представляли собой струнные щипковые инструменты: число струн кифары первоначально составляло четыре, к середине VII века до н.э. достигло семи, а впоследствии увеличилось до восемнадцати. Из духовых инструментов широкое распространение имел двойной авлос – две конические трубки из тростника или дерева (иногда также кости и металла): музыкант дул в обе трубки одновременно, извлекая из правой более высокие, из левой – более  низкие звуки. Широкое распространение имели инструменты типа флейты, включая многоствольную «флейту Пана» – инструмент, состоящий из нескольких трубок разной длины; каждая из трубок могла издавать лишь один определенный звук. При военных действиях, а также для сопровождения некоторых культовых церемоний использовались трубы разных видов, изготавливавшиеся из рогов животных, меди, железа или слоновой кости. К ударной группе относились различные виды барабанов и бубнов, включая тимпан, систр, кимвалы, кроталы и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лосев А.Ф. История античной эстетики. [I]. Ранняя классика. М.: Высшая школа, 1963. Тахо-Годи А.А., Тахо-Годи Е.А., Троицкий В.П. А.Ф. Лосев – философ и писатель. М.: Наука, 2003. С. 304. Ростовцев Ю.А. Марафонец (Слово о Лосеве)//Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. С. 360–361. Там же. С. 362. Бибихин В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М., 2004. С. 7–10. См.: София. Альманах: Вып. 1: А.Ф. Лосев: ойкумена мысли. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2005. Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии//Ученые записки Московского гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина, 1953. Т. 72. С. 3–209. Лосев А.Ф. Эстетическая терминология ранней греческой литературы (Эпос и лирика)//Ученые записки Московского гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина, 1954. Т. 83. С. 37–262. Лосев А.Ф. Гесиод и мифология. Там же. С. 263–301. Лосев А.Ф., Лосева В.М. «Радость на веки»: переписка лагерных времен/Сост., подгот. текста и комм. А.А. Тахо-Годи и В.П. Троицкого. М.: Русский путь, 2005. С. 200. Алексей Фёдорович Лосев: библиографический указатель. К 115 годовщине со дня рождения/Б-ка истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»; Сост. Г.М. Мухамеджанова, Т.В. Чепуренко; Отв. за вып. В.В. Ильина. М.: ФАИР, 2008. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. I. М.: Высшая школа. Т. II–VIII. М.: Искусство, 1963–1994. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: МГУ, 1979. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. Ростовцев Ю.А. Марафонец (Слово о Лосеве)//Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. С. 363. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994. С. 313. Степанов Ю.С. Язык и метод в современной философии языка. М., 1998. С. 416. Лосев А.Ф. Жизнь. СПб., 1993. С. 367. Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Они собраны в его книгах: Имя.Избранные работы, переводы, беседы, исследования, архивные материалы. СПб.: Алетейя, 1997; Личность и абсолют, М.: Мысль, 1999; Избранные труды по имяславию и корпусу сочинений Дионисия Ареопагита. С приложением перевода трактата «О Божественных именах», СПб.: Издательство Олега Абышко, 2009.

http://pravoslavie.ru/42918.html

Ответом на это, как мы знаем, у самих греков служила очень распространенная в то время теория критика Эвгемера. Апологеты и другие церковные писатели знают эту теорию и в большинстве принимают ее, как факт достоверный, утверждая, что боги были люди. Афинагор на основании свидетельств Геродота доказывает, что перешедшие от египтян к грекам боги были цари, что сами египтяне некоторых богов своих считают смертными людьми, а храмы их гробницами 874 . По Феофилу, имена греческих богов – Крона, Иракла, Диониса, как и египетского Озириса, суть имена людей умерших 875 . То же встречаем у Минуция Феликса 876 , отчасти у Арновия 877 , у Тертуллиана и у Лактанция . Тертуллиан высказывает положительное убеждение, что боги римлян, начиная с Сатурна, были люди 878 ; а Лактанций довольно подробно излагает Эвгемерову историю о Зевсе и его сынах. По его мнению, в мифе о Юпитере обращение в орла для похищения Ганимеда и в быка для овладения Европой указывает только на толпу воинов, имевших орла на знаменах, и на корабль, носивший имя быка или имевший его изображение на корме. Многое из жизни олимпийских богов он толкует по Эвгемеру и Эннию 879 . Теория эта тем легче могла быть принята церковными писателями, что она, как мы уже знаем, была усвоена и писателем книги Премудрости. Апологеты удобно и легко соединяли ее с другим своим мнением, которое, по–видимому, несогласно было с таким взглядом, т. е. с тем, что боги языческие были демоны. То и другое у них сливалось и объединилось. Непосредственно после высказанного мнения, что боги – люди, Феофил утверждает, что в идолах действуют демоны 880 . Арновий называл богов и демонами и героями 881 ; точно также и Минуций Феликс 882 . По Тертуллиану , идолы – мертвецы и вместе демоны 883 . Как это совмещалось и объединялось в представлении, объясняет Лактанций , когда говорит, что демоны скрываются под именами умерших людей 884 , т. е. что поклонение духам началось от почтения к умершим; но духи, в сущности, были теми существами, которые действовали в идолах: они приняли на себя имена умерших царей и героев. К этому мы могли бы еще прибавить от себя в объяснение, что по тогдашней неоплатонической демонологии души умерших также превращались в демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Повторные и последующие погребения в той же гробнице совершались уже не столь торжественно. В этом случае, приходилось, прежде всего, открывать вход в дромос и потом размуровывать вход в саму гробницу. Из-за запаха тления, концентрировавшегося в гробнице, зажигали многочисленные ароматические курильницы. Останки, прежде погребенных, покойников собирали вместе и зарывали в землю около стены склепа. Некоторые из драгоценных предметов могли, при этом, уносить из гробницы близкие родственники тех погребенных лиц, которым они принадлежали. Погребения частных лиц сопровождались подобным же ритуалом, только, в зависимости от статуса и имущественного положения семьи покойника, все происходило скромнее и проще. Погребальные обряды были связаны с религиозными верованиями, которые представляли собой сплав минойских и ахейских элементов. При этом, археологический материал, в большей мере, запечатлел туземное начало, а позднейший гомеровский эпос, сюжеты которого восходят к микенской цивилизации, имена богов и мифологию, привнесенную грекоязычными пришельцами. Сохранившиеся фрагменты фресок, изображения на вазах, мелкая пластика свидетельствуют о том, что у микенцев сохранялся, родственный критскому, культ Богини-матери. От минойской цивилизации унаследован был хтонический культ Диониса, связанный с обожествлением матери-земли, почитание Афродиты, в которой сконцентрировалась эротическая сторона из древнего культа богини-матери, и Деметры, к которой перешло материнское начало из культа этой богини, в то же время, почитание верховного бога Зевса, а также Ареса, представляя собой своеобразную трансформацию более древнего общеарийского культа, принесли в Элладу завоеватели – ахейцы. Сонм сугубо антропоморфных олимпийских богов, во главе с их предводителем Зевсом, подобным многими атрибутами и нравом, как он отразился у Гомера, племенному вождю, несет в себе черты воинской дружины. Культ некоторых божеств микенцев был заимствован у других народов. Так, хорошо прослеживаются фригийские и лидийские корни почитания морского божества Посейдона. Малоазийское и, вероятно, лидийское происхождение обнаруживается и у культа Артемиды, великой эфесской богини. Происхождение культа Аполлона связано с хеттами. «В хеттской надписи, найденной недалеко от анатолийской деревни, ученые смогли расшифровать имя “Апулунас”, “Бог врат”, которым, как напоминает нам Нильссон, Аполлон был в классической Греции» (Элиаде, цит. изд., с. 334).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Основное течение богословской мысли, данное Оригеном и Дионисием александрийским , продолжало оставаться неизменным и при преемниках Оригена в александрийском училище – Феогност 553 и Пиерии 554 , и та церковная корректура системы Оригена , какая предпринята была Петром, еп. александрийским и Мефодием Олимпийским 555 , должна была лишь способствовать окончательному торжеству теологии Оригена в восточной церкви. Ничто, таким образом, не предвещало тех бурных споров, которыми ознаменовалось начало IV века. Но учение Ария, возникшее в самом начале этого века, изменило поле христианского умозрения, отвергло самые принципы, которыми привыкла руководиться богословская мысль и после трехвековой истории христианства снова подняло радикальный для богословия и веры вопрос: кто Сын Божий, – тварь или Бог? 2 Литература об апологетах очень обширна. Перечень ее см., в Real-Encycl. Hauck " a 3 Aufl. в относящихся к ним отделам, а также у Uberweg " a Grundriss d. Geschichte d. Philosophie, bearbeitet und herausgeg. v. Heinze, 9 Aufl., Berlin, 1905, 2 Th. Die mittlere oder patristische und scholastische Zeit. Эта часть истории философии представляет собой собственно учебник патрологии, важный главным образом в библиографическом отношении, по точности и полноте своих указана (об апологетах см. ss. 50–52). Апологетами занимаются, конечно, и все Lehrbuch " и Dogmengeschichtë из них отметим A. Harnack " a (3 Aufl. Leipzig 1894, 1 В. ss. 455 – 570), где помещен обширный и полный интересных сведений и оригинальных рассуждений отдел об апологетах. Из существующих трудов об Иустине Философе наиболее ценным является Engelhardts Das Christenthum Iustin " " s. d. Martyres. Erlangen, 1878, доселе еще не утратившее своего научного значения. О других апологетах см. Gross. Die Gotteslehre d. Theophilus v. Antiochien, Chemnitz 1896; Steuer. Die Gottes und Logoslechre d. Tatian. Leipzig, 1893. Pommrich, Des Apologets Theophilus v. Antiochien Gottes und Logoslechre. Dresden. 1902. 3 Just. d. c. Tryph., c. 8: ταυ " την μο " νην ευ« ρι» σχον φιλοσοφι " αν α " σφαλ τε χαι» σι " φορον (Otto, Corpus apologetarum, t. I, p. 2; Jenae, 1877, p. 32); h» χα θ η " μ ς βα " ρβαρος φιλοφι " α Tatian, Otto, VII, Jenae, 1851, р. 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Лукиан неоднократно повторяет, что служение народной массы относилось прямо и непосредственно к деревянным, металлическим или каменным статуям богов. Говоря о Фидиевой статуе Зевса олимпийского, он замечает: „все, которые вступают в храм, не думают, что они видят только золото и слоновую кость статуи, но что самолично видят сына Кроноса и Реи, переселенного Фидием на землю» 153 ). Обоготворение статуй осмеивается у Лукиана в забавной сцене „Собрания богов». Гермес на этом собрании указывает каждому богу место, сообразное с достоинством его. Вследствие этого распределения получилось, что Бендис и Анубис, Аттис и Митра, – языческие боги, сделанные из золота, заняли первые места, выше греческих божеств, из которых лишь немногие были из слоновой кости, большинство же из камня и меди 154 ). Плутарх жалуется, что греки называли медные и каменные статуи богов именами самих богов, и поэтому говорили напр., что Лахерес снял одежды с Афины, Дионисий остриг золотые локоны Аполлона, Зевс капитолийский сожжен и разрушен во время войны 155 ). Некто Стилпон был наказан изгнанием из Афин за то, что утверждал, что фидиева статуя Афины не есть божество. Сенека упрекает римлян за идолопоклонство. „Молятся изображениям богов, говорит он, умоляют их на коленах, стоят или сидят пред ними в продолжение целого дня, бросают им золотые монеты, убивают пред ними свои жертвы, – и в тоже время, как оказывают такое почтение этим, презирают людей, которые их сделали» 156 ). Принимая во внимание приведенные отзывы языческих писателей об идололятрии язычников, мы видим, что Афинагор был вполне прав, обвиняя язычников в обоготворении изображений богов и выдвигая вопрос: боги ли они? Если божеского поклонения не заслуживает мир, дело рук Божиих, то в высшей степени безрассудно поклоняться статуям и изображениям богов: они потому недостойны названия богов и божеских почестей, что не только а) произошли в недавнее время, но и б) произошли от рук человеческих. а) Статуи и изображения явились на свет весьма недавно, так сказать, вчера и третьего дня. Это очевидно уже из того, что и сами искусства пластики, живописи и ваяния изобретены в историческое время: всем известны первые их изобретатели и сами обстоятельства изобретения. Тем более известно время появления статуй и изображений богов: можно указать в отдельности мастера каждой статуи. Так:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010