обряду с именем Дионисий, в честь особо почитаемого в Париже сщмч. Дионисия Ареопагита . Д. принял решение жить по монашескому Уставу св. прп. Венедикта Нурсийского . В 1944 г. основал в Париже бенедиктинскую монашескую общину, совершив по западному обряду постриги иноков Владислава Петерфальви с именем Иоанн (25 марта 1944) и Георгия Ламота с именем Бенедикт (15 авг. 1944). Правосл. бенедиктинцы проживали в доме на ул. Аллере, где богослужение совершалось на франц. языке по бенедиктинскому обряду (см. в ст. Орденов монашеских обряды ), правосл. чинопоследование которого было утверждено специальной литургической комиссией при совете благочиния. При богослужении использовалось григорианское пение на франц. языке, нек-рые песнопения исполнялись на лат. Община жила гл. обр. за счет своих трудов (педагогическая деятельность, переводы и т. д.). Вместе с тем Д. оставался настоятелем Вознесенского прихода, в к-ром к сент. 1944 г. насчитывалось ок. 100 прихожан. Приходское богослужение до 1945 г. совершалось в домовом храме на ул. Севр. Здесь также продолжали проводить собрания баптисты. На рубеже 1944 и 1945 гг. между правосл. и баптистской общинами сложилась конфликтная ситуация. Баптисты потребовали удалить из храма все атрибуты правосл. культа (кресты, иконы и т. п.). В результате с февр. 1945 г. Д. отказался от попеременного служения с баптистской общиной и перенес Вознесенский приход на ул. Аллере. На 1-м этаже дома оборудовал храм для совершения приходских богослужений по зап. обряду. В доме также проживали члены клира, Д. жил и совершал богослужения до конца своих дней. В авг. 1945 г. митр. Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) во время посещения Парижа в храме Трехсвятительского подворья возвел Д. в сан игумена. Во 2-й пол. 40-х гг. в Париже сложилось 2 традиции совершения правосл. богослужений по зап. обряду. В окормляемых Д. приходах богослужение совершалось по чину, к-рый, за исключением франц. языка, соответствовал зап. литургической традиции рим. и бенедиктинского обрядов.

http://pravenc.ru/text/178417.html

C. 133–53. 288. Беда Досточтимый. Гомилия на праздник Благовещения Всеблаженной Богородицы Марии/Пер. с лат., предисл.: М. Р. Ненарокова//АиО. 1998. 4(18). С. 247–254. 289. Василий Великий , свт . Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. с греч., коммент.: А. Р. Фокин//БСб. 2000. 5. С. 104–117. См. также 3102. 290. Григорий Палама , свт. Святогорский томос: В защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 3(6). С. 69–76. 291. Григорий Палама , свт. Ответ Павлу Асеню/Пер. с греч.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: Ю. А. Казачков//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 101–103. О монашестве и схиме. 292. Григорий Палама , свт. Десятисловие христианского законоположения/Пер. с греч., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1998. 2(16). С. 70–77. «Декалог»: Толкование на Десять заповедей Божиих. 293. Григорий Палама , свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности/Пер. с греч., предисл., примеч.: К. Б. Михайлов//АиО. 2000. 4(26). С. 45–78. 294. Григорий Синаит , прп. Духовные опыты монашествующих//ВРЗЕПЭ. 1957. С. 111–126; С. 161–185; 28. С. 246–256; 29. С. 60–75. 295. Григорий Турский , свт. Страдание семи святых мучеников, в Эфесе почивших/Пер. с лат.: М. А. Тимофеев//АиО. 1998. 3(17). С. 175–180. 296. Григорий Турский , свт. Книга о чудесах блж. ап. Андрея/Пер. с лат., примеч.: М. А. Тимофеев; Предисл.: А. Ю. Виноградов//АиО. 1999. 3(21). С. 214–242. Дионисий Ареопагит , сщмч. – см. 3103. 297. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Печать и знамя Христовы: (Из писем еп. Игнатия)//ВРЗЕПЭ. 1952. 10. С. 24–26. 298. Игнатий (Брянчанинов) , свт. О христианском совершенстве: (Из писем к С. Д. Нечаеву)/Еп. Игнатий//ВРЗЕПЭ. 1953. 14. С. 100–102. 299. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Неизданные сочинения: Молитва о умершем; Добавление к ст. «Сад во время зимы»; Предисл. к повести «Иосиф»; Стихотворение «Совет душе моей»//БТ. 1971. Сб. 6. С. 232–234. 300. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Слово о человеке/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 284–320.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1050 г. И. Ф. побывал в Риме, в 1052 г. совершил поездку в Германию. В этой поездке он познакомился с имп. Агнессой из Пуату, супругой имп. Генриха III . В 1053 г. аббат участвовал в освидетельствовании мощей сщмч. Дионисия Ареопагита , осуществленном по приказу франц. кор. Генриха I (1031-1060) в Париже. В 1054 г. И. Ф. совершил поездку в Англию с целью воздействовать на кор. Эдуарда Исповедника (1043-1066) в деле защиты владений аббатства Св. Троицы в Англии. Благодаря активной поддержке герц. Вильгельма Нормандского в 1066 г. (мон-рь принял участие в формировании армии для завоевания Англии) И. Ф. смог добиться от нового короля тех же гарантий для аббатства, которые были предоставлены Эдуардом Исповедником. Впосл. кор. Вильгельм советовался с И. Ф. по вопросу о назначении аббатом Вестминстера Виталия (1075/76). Аббатом бенедиктинской обители Питерборо стал один из насельников Феканского мон-ря. В 1067 и 1075 гг. кор. Вильгельм праздновал Пасху в Фекане. Согласно «Каталогу феканских аббатов» (Catalogus abbatum Fiscanensium// Labbeus Ph. Nova bibliotheca manuscriptorum. P., 1652. T. 1. P. 328), И. Ф. совершил паломничество в Иерусалим, однако попал в плен к сарацинам и оставался там долгое время. Сведения о смерти И. Ф. сохранились в многочисленных некрологах. День смерти аббата отмечался в ординарии Фекана XIII в. раздачей милостыни (вином и монетами) (The Ordinal of the Abbey of the Holy Trinity Fécamp/Ed. D. Chadd. Woolbridge, 2002. Vol. 2. P. 694). Сочинения Исследование творчества И. Ф., начатое в 1625 г. Ж. Мабильоном , не завершено. Отсутствует полное критическое издание трудов И. Ф. Его наследие представлено 3 компиляциями со схожим содержанием. В сборниках, имеющих разноплановый характер, объединены богословские тексты, молитвы, исповедь, размышления о духовной жизни монаха. И. Ф. был хорошо знаком с творениями свт. Григория I Великого , блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана Римлянина , однако ему были известны труды и менее знаменитых церковных писателей (напр., полемиста Вахиария ). Как правило, в сочинениях И. Ф. пересказывает идеи своих предшественников, так что логические построения и цитаты из сочинений отцов Церкви крайне редки; более явно выделяется идейный параллелизм.

http://pravenc.ru/text/471526.html

В Деян 17. 34 вместе с Д. А. упоминается Дамарь (или Дамарида, Δμαρις). В позднейшей церковной традиции Дамарь известна как супруга Д. А., что объясняется двойным значением греч. слова γυν (женщина, жена). Вероятно, эта традиция была известна уже свт. Иоанну Златоусту , к-рый писал о том, что даже в Афинах, средоточии языческих суеверий, ап. Павел «обратил Дионисия Ареопагита с женой» ( Ioan. Chrysost. De sacerd. IV 7//PG. 48. Col. 669). Свт. Амвросий, еп. Медиоланский , прямо писал о Дамари как о жене (uxor) Д. А. ( Ambros. Mediol. Ep. 63. 22//PL. 16. Col. 196). Прп. Максим Исповедник понимал текст Деян 17. 34 как рассказ об обращении Д. А. и его домашних. По его мнению, ап. Лука , составитель Деяний св. апостолов, счел нужным упомянуть лишь о Д. А. в силу значимости положения святого. Образ Дамари как супруги Д. A. был введен Гилдуином, который опирался на суждение свт. Амвросия. Почитание Дамари как святой в Греческой Церкви (пам. 4 окт.) возникло в Новейшее время под влиянием зап. традиции (оно неизвестно прп. Никодиму Святогорцу и архиеп. Сергию (Спасскому) (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 308)). Св. Дамарь упоминается в печатной Греческой Минее (Minea Graeca/Ed. B. Kutlumusianos. Venetia, 1880), однако отсутствует в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония . Вопрос о почитании св. Дамари как супруги Д. А. обсуждался католич. исследователями Аллуа и К. де Би (ActaSS. Oct. T. 4. P. 774). Свт. Димитрий Ростовский включил Д. А. в сонм 70 апостолов и указал празднование его памяти под 4 янв. Опираясь на предание о том, что апостолов было не 70, а 72, свт. Димитрий счел возможным добавить к ним Д. А. на основании свидетельства Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10). Источники II-VII вв. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (нач. IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Д. А. был 1-м епископом Афин ( Ibid. III 4. 10; IV 23. 3). Евсевий называет еще 2 епископов Афинских - мч. Публия (Пувлия) и Кодрата. Он не утверждает прямо, что Д. А. был поставлен епископом Афин ап. Павлом, но явно подразумевает это. В лат. версии «Церковной истории», составленной Руфином Аквилейским (кон. IV в.), это уточнено. Древнее церковное Предание о поставлении ап. Павлом Д. А. в епископы зафиксировано также в «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.; Const. Ap. VII 46). Со ссылкой на «Апостольские постановления» о возведении Д. А. в сан епископа пишет прп. Максим Исповедник в прологе к схолиям на «Ареопагитики» (VII в.).

http://pravenc.ru/text/178443.html

И сегодня даже далеких от христианства людей останавливает перед иконами Богородицы неведомая для них сила. Источник её и того эмоционального потрясения, которое передано в рассказе святого о встрече с Божией Матерью, один: это запечатлённый в Богородице образ Божий, сияющий славой и благодатью. Об этом говорят святые отцы и учителя Церкви. «Всенепорочная Дева, не на небе жившая и не от неба имевшая тело, но происшедшая от земли, равным образом со всеми, от того же падшего людского рода, – не познавшего благородства своего естества, – единственная из всех людей, бывших от начала века и имеющих быть до скончания его, восстала против всякого греха, и данную нам от Бога красоту воздала Ему неущербленной, и все способности и все возможности, заложенные [Богом в человеческое естество], использовала для борьбы с грехом. И Кого впоследствии, когда Он воплотился от Неё, Она представила глазам всех, Того Она прежде начертала в Своём лице образом Своей жизни: так, чтобы взирая на Неё – сие исключительное творение Божие, – люди поистине возмогли заключить о Творце», – писал о Ней в XIV веке известнейший византийский богослов Николай Кавасила 3 . Новая Ева Греческий богослов четко выстраивает очень важную для христианского миропонимания связь между красотой человека, его духовными трудами и образом Божиим, который сияет в душе и видим во плоти того, кто стал победителем в невидимой брани и достиг святости. Пресвятая Богородица первая восстановила образ истинной Красоты, Которая есть Сам Бог – «Пресущественно Прекрасное», по слову сщмч. Дионисия Ареопагита 4 . Человек был создан по образу Божьему. Но в отличие от остального творения Адам и Ева были подобны Богу и причастны Ему, имея «идею всяческой красоты, всякой добродетели и премудрости всего, о чем известно, что оно относится к самому лучшему» 5 . И вся природа в раю – первой земной Церкви – приобщалась через них Богу. Эта совершенная Церковь была разрушена нераскаянным грехом непослушания. Адам и Ева не выполнили свое великое предназначение – сохранять целостны мир в Боге. Они утратили райское состояние и изменились не только внутренне, но и внешне, исказив в себе образ Божий и телесное богоподобие 6 , что стало уделом и их потомков.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Лужецкий настоятель занимался обработкой и изучением монастырского архива. В 1877 г. были разобраны рукописные столбцы «и переплетены в 3 книги с описанием содержания бумаг в каждом году и с общим для них алфавитным указателем» (Краткая летопись. С. 90). Д. описал также древнюю монастырскую вкладную книгу, рукописную Следованную Псалтирь XVI в. (Там же. С. 92). Сохранились книги из Лужецкой обители с пометами Д.: Требник XVII в., Минея за месяц дек., Минея за месяц окт., Минея за месяц нояб. Д пожертвовал в монастырскую библиотеку 60 книг (рукописных и печатных). Стоимость вложенных им рукописных книг - 646 р., печатных - 226 р. (Список настоятелей. С. 186). Сохранившийся материал позволяет говорить о Д. как о гимнографе. Он написал акафисты сщмч. Дионисию Ареопагиту, прп. Ферапонту Можайскому (27 мая 1877 г., в день памяти прп. Ферапонта, «начато употребление его при святом гробе преподобного» (Там же. С. 89)). В 1878 г. Д. составил службу преподобному (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 103), к-рая впервые стала совершаться в обители в день его памяти в 1878 г. (Краткая летопись. С. 91). Служба и акафист вместе были напечатаны в Московской Синодальной типографии в 1890 г. (Там же. С. 106). В 1877-1892 гг. Д. составил также ряд др. акафистов и служб, в т. ч. акафисты Колочской иконе Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне , прп. Иоанну Лествичнику , блгв. кн. Даниилу Московскому, службу и акафист ап. Павлу , прав. Филарету Милостивому , священномученикам Херсонесским , свт. Московскому Петру , акафист и службу с малой вечерней равноап. Марии Магдалине. Особый интерес представляют гимнограф. произведения, посвященные историческому событию, современником к-рого был автор. Это «служба Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17 день октября 1888 г.», а также акафист, посвященный тому же событию. В мон-ре во Введенском храме имелась «икона спасения Государя Императора 17-го октября 1888 г.» (Список настоятелей. С. 178). А. Попов приводит перечень акафистов, которые не были утверждены к изданию С.-Петербургским комитетом духовной печати. Среди них есть ряд акафистов без указания авторства, но к-рые, очевидно, были составлены Д. ( Попов. С. 427, 428, 433, 435, 437, 440, 443). Одной из причин отклонения было предложение неск. акафистов, посвященных одному и тому же лицу.

http://pravenc.ru/text/178371.html

На мой взгляд, православное богословие в его разнообразных и иногда противоречивых формах отличается глубоко созерцательным характером. Эта созерцательная форма сохраняется вне зависимости от того, о каком разделе богословия идёт речь: космологии, богословии иконы, литургическом богословии — или же, как в случае моего исследования, о созерцании Бога. От созерцания к умозрению и наоборот Владимир Николаевич Лосский, безусловно, был прав, когда выступал против любого понимания апофазиса (апофатики), или созерцания Бога, как просто эпистемологической коррекции; иными словами, апофатическая мысль в более классическом православном богословии, восходящем к отцам-каппадокийцам, не подразумевает применение приемлемой эпистемологической коррекции для всех катафатических имён Бога, как это оказывается свойственно как западному, так и отдельным направлениям православного богословия. Скорее наоборот, апофатика является фундаментальной духовной и богословской установкой во всём апофатическом созерцательном богословии, которого придерживаются В. Лосский и многие другие, но, конечно же, не все православные богословы. Апофатическая установка присуща общей традиции, которая проходит от свт. Григория Нисского через сщмч. Дионисия Ареопагита к прп. Максиму Исповеднику. Для православного богословия это направление обрело систематическое изложение в фундаментальном трактате прп. Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры», а также в защите свт. Григорием Паламой мистической традиции исихазма и апофатической созерцательной традиции посредством открытия концептуальных идей, которые отражают возможность как различать, так, одновременно, и объединять представления о Непостижимом Боге и Бесконечно Любящем Тринитарном Боге. В опыте глубокого богообщения, который в православии составляет суть спасительного обожения, богослов становится гораздо менее вовлечён в дискурсивное познание, но придаёт мыслительному процессу более глубокий характер, направляя его к прямому и непосредственному, то есть созерцательному мышлению.

http://bogoslov.ru/article/6172560

Отец Николай предлагает норму, труднодостижимую на практике, потому что у священника или катехизатора в большинстве случаев нет возможности проверить подлинность намерений и реальность веры человека, желающего креститься. Для этого требуется свидетель. В древности такой свидетель назывался поручителем. Это был «верный» христианин , который помогал уверовавшему в Бога человеку подготовиться к крещению и войти в Церковь. Для современного, даже церковного, человека слово «поручитель» звучит непривычно. Сейчас таких людей принято называть «крестными» или «восприемниками». Исторически понятие «поручитель» возникает, вероятно, в конце II — начале III в. и не является полным синонимом понятия «крестный», которое формируется гораздо позднее и существует, по всей видимости, только в славянских языках. Слово «крестный» связано непосредственно с таинством крещения , а не с предварительной подготовкой к нему. Поручитель принимал участие не только в подготовке, но и в самом таинстве крещения наряду с другими верными, таким образом участие поручителя в крещении входило в его поручительство. Однако его роль в самом обряде в случае крещения взрослых не до конца ясна . В древней церкви роли поручителя уделялось большое внимание, что отражено во многих источниках (например, у Тертуллиана , в «Апостольском предании» сщмч. Ипполита Римского , в 45 (54)-м правиле Карфагенского собора, в трактате «О небесной иерархии» Псевдо- Дионисия Ареопагита и др.). В XX в. была сделана попытка вернуть крестному его изначальную роль (об этом идет речь в трудах протопр. Николая Афанасьева «Вступление в Церковь», «Служение мирян в Церкви», «Церковь Духа Святого» и протопр. Александра Шмемана «Водою и Духом», «О таинстве Крещения»). Однако даже появление исследований, раскрывающих роль крестного, не привело к применению этого опыта на практике, потому что для этого было необходимо восстановить опыт длительной катехизации взрослых. Кроме того, свою роль скорее всего играет отсутствие в современных языках самого понятия «поручитель» применительно к таинству крещения.

http://azbyka.ru/katehizacija/vozmozhnos...

Поминовение П. Н. совершалось 22 марта; под этой датой оно указано в большинстве каролингских мартирологов, однако Узуард поместил память святого под 12 дек., а под 22 марта указал поминовение св. Афродизия, еп. Безье, ученика П. Н. В постановлениях Собора, проведенного архиеп. Гифредом в 1041 г. в Тулузе, день памяти П. Н. назван среди важнейших местных праздников (Recueil des historiens des Gaules et de France. P., 1767. T. 11. P. 511). В 1043 г. накануне дня памяти святого (21 марта) в Нарбоне состоялся Собор, на к-ром Олиба , еп. Вика, произнес проповедь о П. Н. ( Junyent i Subir à E. Diplomatari i escrits literaris de l " abat i bisbe Oliba/Ed. A. M. Mundó. Barcelona, 1992. P. 361-362; см.: Mund ó . 1973). В акте 1080 г. о «блаженном Павле Сергии» говорится как о покровителе Нарбона (вместе с мучениками Юстом и Пастором, к-рым был посвящен кафедральный собор - Devic, Vaiss è te. 1875. Col. 656). Об укреплении почитания П. Н. свидетельствует составление пространного Жития (BHL, N 6590), в к-ром были изложены вымышленные сведения о миссионерской деятельности святого. Согласно Житию, после Вознесения Господня ученики Христа разошлись по всему миру; среди них были сщмч. Дионисий Ареопагит , к-рый направился в Паризии (ныне Париж), и П. Н. (Сергий Павел), к-рому была отведена для проповеди Нарбона - «благороднейший из галльских городов». Во время остановки в Пафосе, на о-ве Кипр, святому явился ап. Павел и преподал наставление. В сопровождении диаконов Руфа и Стефана святой прибыл в Рим, где занялся окормлением христиан после гибели ап. Павла, обличая тиранию имп. Нерона и ересь Симона Мага. Укрепив т. о. Римскую Церковь, он продолжил путешествие и остановился в Луне (ныне Луни), где исцелил слепого мальчика и был схвачен по приказу проконсула Самприция за отказ принести жертву богу Аполлону. Святого вместе с диаконами бросили в море, но они вернулись на берег, пройдя по воде, словно по суше. Проконсул вновь велел арестовать проповедников, но внезапно умер, и их освободили горожане. В Луне П. Н. построил церковь. Далее путь миссионеров пролегал через Тицин (ныне Павия) и Эбредун (ныне Амбрён) в Аравсион (ныне Оранж), где святой основал христ. общину и назначил клириков. К нему прибыли вестники из Нарбоны, чтобы вручить ему ключи от города.

http://pravenc.ru/text/2578557.html

Фомой (Шпидликом) в Рим (Centro Aletti) для научных исследований в Апостольской Библиотеке Ватикана. Тогда же стал автором иконографической программы мозаики в папской капелле Redemptoris Mater (Ватикан) к 2000-летнему юбилею христианства, которая ныне всемирно признана «новой Сикстинской капеллой XXI века». Ему удалось сразу же найти основную идею всей мозаики – «Небесный Иерусалим» и, самое главное, добиться того, чтобы доминировал образ «Живоначальной Троицы» извода прп. Андрея Рублева, а среди святых в личной папской капелле помещены отцы исихазма – сщмч. Дионисий Ареопагит и свт. Григорий Палама. До него над проектом новой ватиканской мозаики билось немало искусствоведов со всего мира, например, столичный мозаичист Александр Корноухов настоял на вызове в Рим доктора искусствоведения Ольги Си-гизмундовны Поповой (МГУ), однако она с этой задачей не справилась. Именно уникальная программа мозаики, которую разработал ghja/Олег Германович Ульянов, получила 23 апреля 1996 г. благословение Римского Папы Иоанна Павла II, полностью признавшего авторское раскрытие русским ученым и богословом иконографии образа «Живоначальной Троицы» прп. Андрея Рублева. Эксклюзивные авторские материалы по работе над ватиканской мозаикой были представлены в 2017 г. на пленарном заседании международной научной конференции к 260-летию со дня основания Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Одновременно читал курс лекций в Папском Григорианском университете (Рим) и для сотрудников дипкорпуса России в Италии на вилле Абамелек-Лазаревых (Рим). Совершил новые научные открытия о римском периоде в творчестве Леонардо да Винчи, впервые разработав (1989) научную гипотезу о его возможном участии в строительстве Московского Кремля при Иване III. За вклад в развитие российско-итальянских связей и создание в Риме первым из представителей России уникальной ватиканской мозаики удостоен отдельной благодарности МИД РФ и лично посла РФ в Италии В.Ф. Кеняйкина. В 2000-2004 гг. являлся Полномочным представителем (αντιπρσωπος) Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря, создал первую научную опись коллекции икон и христианских древностей, возродил церковно-археологический музей Руссика (Rossicon), участвовал в принесении честных мощей св.

http://bogoslov.ru/person/616055

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010