Традиция почитания Д. А. получает развитие с появлением корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (рубеж V и VI вв.), автор к-рых, возможно, для придания значимости сочинению отождествил себя со св. Дионисием, сподвижником ап. Павла, и включил фрагменты «собственного» жизнеописания, послужившие в дальнейшем источником для различных Житий Д. А. В 7-м послании (Areop. Ep. 7//PG. 3. Col. 1077-1082), представленном как письмо сщмч. Поликарпу Смирнскому, автор рассказывает, что в юности в поисках высшей мудрости он отправился с другом по имени Аполлофан в Египет и там в г. Гелиополь наблюдал затмение солнца, случившееся вопреки всем законам природы. Тогда Д. А. и его спутник сочли это знамением некоего таинственного события. Впосл. став христианином, Д. А. узнал от ап. Павла о дне и часе Крестной смерти Спасителя и о тьме, наставшей в это время по всей земле. Сопоставив это со своими воспоминаниями о затмении в Гелиополе, Д. А. понял, что это и было то необыкновенное явление. Его друг, софист Аполлофан, якобы поначалу стал одним из главных его противников. В 11-м послании (неподлинное; Ibid. Ep. 11//PG. 3. Col. 1119-1122), адресованном Аполлофану, уже обратившемуся под влиянием Д. А. в христианство, та же история затмения передана в виде общего воспоминания более подробно. Здесь уточняется, что тогда Д. А. было 25 лет. Биографические сведения о Д. А. содержит также 9-е послание, адресованное мон. Димофилу, в к-ром автор упрекает Димофила в нетерпимом отношении к пресвитеру, впавшему в смертный грех, но затем раскаявшемуся. Для увещевания своего адресата Д. А. приводит историю с ап. Карпом. Прибыв однажды на Крит к ап. Карпу, Д. А. застал его скорбящим по поводу некоего христианина, которого его знакомый язычник во время празднования привлек к исполнению обрядов; расстроенный ап. Карп уже желал погибели и совратившему и совращенному. Но однажды ночью в видении ап. Карпу явился Христос, Который освободил обоих грешников от змей, обвивавших их и увлекавших в бездну. Господь упрекнул ап. Карпа за жестокосердие, сказав, что ради исправления грешника Он готов вновь пострадать. Та же история видения ап. Карпу приведена аскетическим писателем нач. V в. Нилом Анкирским в послании к еп. Олимпию ( Nil. Epist. 2. 190//PG. 9. Col. 297-300; под именем прп. Нила Синайского); вероятно, у Нила Анкирского ее заимствовал автор «Ареопагитик», поместив этот эпизод в контекст воспоминаний Д. А. Этого заимствования не заметили ни западноевроп., ни визант. агиографы IX-X вв. Симеон Метафраст , считавший «Ареопагитики» сочинением Д. А., предположил, что мон. Димофил жил в Аттике и Д. А. составил послание в бытность епископом Афинским.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Сандалии мч. Меркурия Смоленского (Успенский собор, Смоленск) Сандалии мч. Меркурия Смоленского (Успенский собор, Смоленск) Неясно происхождение лит. мотива «хождение с головой в руке», в Житии вмч. Меркурия Кесарийского он отсутствует, но был распространен в зап. агиографии, где символизировал буд. торжество христианства и христ. власти. Московским книжникам XVI в. этот сюжет был известен из Жития сщмч. Дионисия Ареопагита, переведенного на слав. язык прп. Максимом Греком и включенного в ВМЧ. Кроме того, в сборнике Нифонта (Кормилицына) того же времени, что и сборник с «Главизнами», помещено краткое Житие мч. Иоанна Казанского, очевидно тогда же и составленное, в к-ром присутствует тот же мотив - «хождение с отрубленной головой» (РНБ. Q. XVII. 647. Л. 254-254 об.). Прп. Максим Грек, находившийся в заключении в Волоколамском монастыре в 1525-1531 гг., мог рассказать его насельникам и о почитавшемся во Флоренции мч. Мине (Миниато) († ок. 250; после казни поднял свою отрубленную голову и пошел умирать в пещеру). В сокращенной редакции Житие М. вошло в «Русский временник» и летописные своды XVII в. в составе цикла о Батыевом нашествии. Т. н. Жулевская редакция Жития М. представлена в единственном списке (ГИМ. Син. 908, 1665 г.). Она существенно отличается от минейной (Белецкий предлагал считать ее особой версией Жития М.) и содержит следы влияния устной традиции и нового обращения к преданию о вмч. Меркурии Кесарийском. В рассказ о возвращении в город М. с отрубленной головой в этой редакции включен эпизод, повествующий о некой девице, вышедшей за водой: увидев святого без головы, она стала ругать его. Этот эпизод сохранился в устной легенде о М., зафиксированной в XIX в. в Смоленской губ. Фольклоризированный характер версии заставил исследователей считать ее первичной, якобы предшествовавшей письменной и отражающей устный этап бытования легенды (она опубликована как наиболее представительная и древняя редакция, см.: Слово о Меркурии Смоленском/Коммент.: Л. А. Дмитриев//ПЛДР: XIII в. М., 1981. С. 204-209).

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Житие Е. датируется около 1200 г. В предисловии, приписанном Римскому папе Каллисту II , сообщается, что Житие было составлено сщмч. Дионисием Ареопагитом на греч. языке и послано родителям Е. в Грецию. Текст написан от имени «Дионисия, предстоятеля франков» и начинается с послания к сщмч. Клименту. Согласно Житию, Е. был сыном персид. военачальника (admiraldus) Ксеркса и кор. Гуины, в юности получил греч. и «халдейское» образование. Путешествуя по Галилее, он прибыл ко двору царя Ирода, где услышал о чудесах Христа, и пожелал побеседовать с Ним, но отказался от этой мысли после запрета учителя Никанора. Помолившись, «по обычаю язычников», в Иерусалимском храме, Е. вернулся домой. По прошествии времени вместе с Никанором и начальником конницы Вуарадаком он отправился в Иерусалим, чтобы вознести хвалу Богу. В это время в Иерусалим прибыл Христос, Е. только при помощи ап. Филиппа увидел Христа в людской толпе и уверовал в Него. Узнав, что иудеи собираются казнить Его, Е. покинул Иерусалим, не желая быть свидетелем убийства. Через нек-рое время до него дошли известия о смерти и воскресении Спасителя, и он приказал казнить иудеев, живших в Вавилоне. Впосл. в Вавилон прибыли апостолы Симон и Фаддей, и Е. принял от них крещение. Когда все жители города обратились ко Христу, епископом Вавилона стал ученик апостолов Авдий, а Е. был назначен архидиаконом кафедры. Святой составил описание мученической кончины апостолов «на халдейском и греческом языках». Тайно покинув Вавилон, он отправился в Рим к ап. Петру и был направлен им для проповеди в Галлию. Е. прибыл в Сантоны и стал скорбеть о том, что столь прекрасный город коснеет в язычестве. Святой построил хижину на холме, где по ночам молился Богу, а днем проповедовал на улицах города. Потерпев неудачу, он вернулся в Рим, где принял епископский сан от сщмч. Климента и вновь отправился в Галлию вместе со св. Дионисием Ареопагитом. В г. Автиссиодур (ныне Осер) святые расстались, и Е. пошел в Сантоны. Ему удалось обратить ко Христу нек-рых жителей, в т. ч. Эустеллу, «дочь короля города». Узнав об этом, король изгнал дочь, но впосл. разрешил ей вернуться. После отказа Эустеллы он послал к Е. палачей, к-рые жестоко избили его, а затем зарубили топором. Принцесса умерла от горя, завещав похоронить себя рядом со святым. В базилике, построенной над могилой Е., совершались чудеса.

http://pravenc.ru/text/187605.html

Если не считать цитату из «Ареопагитик», речь свт. Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресв. Богородицы, авторство к-рого приписывалось ап. Иоанну Богослову (Ibid. P. 77, N 100), переведенный на лат. язык и к кон. V в. внесенный в Decretum Gelasianum как отвергаемая Церковью апокрифическая книга. Образ И. вместе со сщмч. Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом визант., а впосл. и древнерус. иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Ее тело Христа. Эти сведения нашли отражение и в визант. синаксарях (SynCP. Col. 103), в к-рых память И. помещается 4 окт., на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. И., подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 10; IV 23. 3), к-рый называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях И. приписывается авторство мн. книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об И. как о сочинителе церковных песнопений ( Areop. DN. P. 143), к-рые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и слав. Прологи, на их базе свт. Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. Однако непонятно, на каких основаниях свт. Димитрий называет И. священномучеником: в визант. и слав. синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве И. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь И. Имя И. не попало в ранние визант. апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний зап. список Адона Вьеннского (сер. IX в.). Т. о., почитание И. фиксируется только визант. синаксарной традицией с X в. В зап. календарях память И. под 4 окт. появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кард. Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об И., почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресв. Богородицы,- болландист Корнелий де Бюэй еще в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование И. ( Buyeus C., de. De Sancto Dionysio Areopagita, episcopo martyre, Athenensis in Graecia, Commentarius Praevius//ActaSS. Oct. T. 4. P. 775-779). Этого же мнения придерживаются нек-рые совр. исследователи (MartRom. Comment. P. 434).

http://pravenc.ru/text/293742.html

19. Василий Великий , свт. Беседы//Творения. Ч. IV. М.: Типография Августа Семена, 1846. Репринт: М.: Паломник, 1993. 20. Василий (Родзянко) , еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996. 21. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление//Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 22. Вигуру Ф. Руководство к изучению Библии. Т. I. Рус. перевод. М., 1897. 23. Владимир Киевский, свщмч. Где истинное счастье: в вере или неверии? М., 1998. 24. «Вся премудростию сотворил еси…» Труды семинара ПСТГУ «Наука и вера». Выпуск 1. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. 25. Григорий Богослов , свт. Творения. Т. 1–2. Троице-Сергиева Лавра, 1994. 26. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995. 27. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1862. 28. Григорий Палама , свт. Беседы (омилии). Ч. 1, 2. М.: Паломник, 1993. 29. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. 30. Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего. Жизнь и труды о. Серафима (Роуза) Платинского//М., 2001. 31. Данилевский Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование. Т. I. Ч. 1. СПб., 1885. 32. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Гос. изд-во с.-х. лит., 1952. 33. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1953. 34. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1909. 35. Димитрий Ростовский , свт. Летопись. М., 1998. 36. Дионисий Ареопагит , сщмч. Божественные имена//Мистическое богословие. Киев., 1991. 37. Дионисий Ареопагит , сщмч. О божественных именах. СПб., 1994. 38. Добротолюбие. Т. 1–5, М., 1895. 39. Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. М., 1900. 40. Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения. Изд-во СвятоУспенского Псково-Печерского монастыря, 1994. 41. Евангелие от Марка с беседами прот. Алексея Уминского. М.: Никея, 2013. 42. Ефрем Сирин , прп. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 43. Ефрем Сирин , прп. Творения. Т. 2. Сергиев Посад, 1901//Репринт: М., 1995. 44. Ефрем Филофейский. Моя жизнь со старцем Иосифом. Москва–Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2012.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Состояние и размеры Аптекарского дома в первые же годы работы ун-та перестали удовлетворять его потребности. На углу Моховой и Б. Никитской улиц у кн. П. И. Репнина были арендованы земельные участки. В стоявших здесь зданиях стали читать лекции и проводить конференции. На новую территорию перенесли б-ку, открытую 3 июля 1756 г., уникальный минералогический кабинет, к-рый в 1791 г. был преобразован в Музей натуральной истории. Но полностью проблема размещения ун-та не была решена. В 1775 г. профессора подали в Сенат записку «О недостатках и нуждах Московского университета», предлагая перевести ун-т за город, но это предложение не было поддержано. В 1786 г. имп. Екатерина II Алексеевна разрешила ун-ту купить владения на Моховой ул. в приходе храма вмч. Георгия на Красной Горке и выделила 125 тыс. р. Среди новых университетских владений оказались земли неск. храмов, в т. ч. ц. во имя сщмч. Дионисия Ареопагита (упом. в 1625, была завещана Репниным ун-ту в 1780, разобрана в 1791 из-за ветхости), ц. свт. Леонтия Ростовского (возведена в 1514; архит. Алевиз Фрязин (Новый), к кон. XVIII в. обветшала и снесена в 1793) и ц. прор. Илии (основной престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»). Последняя была обновлена в 1770 г., но в 1812 г. настолько пострадала от пожара, что уцелевшие святыни пришлось перенести в храм вмч. Георгия на Красной Горке. Проектированием здания ун-та занимался архит. В. И. Баженов, затем архит. М. Ф. Казаков . Симметричные крылья здания были возведены уже в 1784 г., закладка основной части состоялась 23 авг. 1786 г., церемония открытия прошла 23 авг. 1793 г. в новом, величественном актовом зале. Университетская ц. во имя мц. Татианы располагалась в левом крыле здания, она была расписана итал. худож. А. Клауди и освящена 5 апр. 1791 г. Московским и Коломенским митр. Платоном (Левшиным) . Перенесенные в нее древние иконы из разобранной ветхой ц. сщмч. Дионисия Ареопагита размещались в иконостасе, расположенном вдоль стены трапезной части храма.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

Ок. 1970 г. в стенах обители была воздвигнута небольшая ц. во имя прп. Филофеи Афинской. В 1967 г. в окрестностях монастыря освятили небольшой пещерный храм во имя прп. Иоанна Кущника. В находящейся рядом пещере в настоящее время завершается строительство храма во имя прп. Марка Афинского. К западу от кафоликона находится строение, называемое «фотанама» (φωτναμα), сохранившееся почти в неизменном виде с визант. времен. Этот зал длиной 8 м, шириной 3,95 м, со сводчатым потолком высотой 4,55 м в средние века использовался монахами для обогрева и отдыха во время многочасовых ночных служб, а также как место духовных бесед. Сохранились отверстие дымохода и низкие каменные скамьи с деревянными сидениями. В наст. время это помещение, расписанное в 1975 г. фресками, используется как трапезная. С сев. и вост. сторон кафоликона расположены дошедшие с незначительными перестройками средневек. здания братских келлий, резиденция игумена (игуменион), зал для собраний старцев (геронтикон), сторожка и др. Мон-рю также принадлежат находящиеся в окрестностях часовни ап. Иоанна Богослова (с частично сохранившимися фресками XVI в.) и ап. Луки, построенная на месте разрушенной землетрясением 1981 г. церкви (1878). С 1969 г. мон-рь владеет подворьем с ц. во имя вмц. Варвары к северо-востоку от Мегары. Небольшая церковь построена в XV в., ее особенностью является 8-гранный купол конической формы. С 1970 г. здесь проживают сестры жен. монашеской общины. Были построены келлии, трапезная, гостиница для паломников, большой храм во имя свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского. В И. м. находятся святыни: глава сщмч. Иерофея, 1-го еп. Афинского, сщмч. Дионисия Ареопагита. По молитве к этому святому во время пожара 8 июля 1988 г. достигшее монастырских ворот пламя чудесным образом остановилось. Монахини занимаются птицеводством, рукоделием и иконописью. Устав мон-ря общежительный. В настоящее время в И. м. проживают 18 монахинь; игумения - Исидора (Ксекуки) (πτυχα. 2009. Σ. 622). Престольные праздники: Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), память сщмч. Иерофея (4 окт.).

http://pravenc.ru/text/293776.html

В юж. части кафоликона у стены расположена гробница сщмч. Иерофея. В этом месте с наружной стороны храма выросло гранатовое дерево, от плодов к-рого происходят многочисленные исцеления. Рядом с гробницей находится увенчанный куполом памятник с изображением Пресв. Богородицы с младенцем Христом и священномучениками Иерофеем и Дионисием Ареопагитом по сторонам. Этот памятник был сооружен братией мон-ря в XV в. в память их чудесного спасения Пресв. Богородицей во время нападения пиратов, когда монахи спрятались в ветвях огромного кипариса, держа Ее образ. После этого икона и мон-рь получили название «Кипариссиотисса». К кафоликону пристроены небольшой сев. придел и притвор, к к-рому примыкает 3-ярусная колокольня. На своде 1-го яруса сохранились фрески XVII в., отражающие влияние зап. искусства. На них изображена коленопреклоненная Пресв. Богородица со скрещенными руками, венчаемая Св. Троицей, ниже - прославляющие Ее пророки и гимнографы. По мнению археологов, колонны нижнего яруса колокольни принадлежали античному или раннехрист. храму. Во время землетрясения 1981 г. был разрушен 3-й ярус колокольни, 2-й ярус находился в аварийном состоянии. В 1992 г. они были построены заново, по плану и размерам повторяя прежние. И. м. был закрыт во время церковной реформы при кор. Оттоне в 1833-1835 гг., к-рая предусматривала ликвидацию обителей, где проживали менее 5 насельников. В 1834 г. 2 или 3 монаха были вынуждены переселиться в мон-рь Пресв. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин, перенеся туда мощи сщмч. Иерофея и др. реликвии. И. м. был возрожден в 1930 г. как женский под рук. архим. Петра (Влотилдиса; † 1950). По его инициативе и по благословению Иакова (Ваванацоса), митр. Аттикийского и Мегарского (впосл. архиеп. Афинский), сестры окормляли заключенных в жен. тюрьмах в Афинах. Монахини начали строительство новых зданий для нужд обители, в т. ч. близ кафоликона была сооружена полуподземная ц. во имя ап. Петра, украшенная в 1970-1978 гг. мозаичными изображениями. Под этой церковью находится небольшое подземное помещение - костница, выкопанная монахинями ок. 1949 г. по указанию архим. Петра, к-рый завещал там себя похоронить.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Сщмч.  Ипатий , еп. Эфесский (531–537), выступавший от лица православных на К-польском собеседовании 532 г., высказал монофизитам сомнение в авторстве Дионисия Ареопагита не с содержательной, но с исторической стороны (Mansi. 7. Col. 820C). Средневек. авторы констатировали несоответствие стиля (сир. писатель VIII в.  Иосиф Хузая ) и содержания «А.» сочинению, составленному в I в. (груз. монах XIII в. Симеон  Петрици  и др., cм.: Hausherr. 1936. P. 484–490). Свт.  Фотия , Патриарха К-польского, высказавшегося недостаточно определенно в пользу подлинности «А.» (Phot. Bibl. 1), критически настроенные зап. исследователи (напр., I. Dailé, 1666) тоже хотели причислить к не признающим ее. В эпоху  Возрождения  у визант. гуманистов  Георгия Трапезундского  († 1484) и  Феодора Газского  († 1478) возникли сомнения в подлинности «А.», предварившие решительный пересмотр времени составления корпуса как апостольского. Критические замечания зап. гуманистов Лоренцо  Валлы  († 1457; его замечание в посмертно изданном новозаветном комментарии стоит у истоков европ. критики, см.: In Novum Testamentum annotationes apprime utiles. Basileae, 1526. P. 184) и  Эразма Роттердамского  (In Novum Testamentum. Basileae, 1522. P. 260–261) имели среди протестантов и католиков больше сторонников (Ж. Каетан, С. Ж. Сирмон, Дионисий  Петавий ), чем противников (Цезарь  Бароний , Р. Ф. Р.  Беллармино , Л. Лессий). В кон. XIX в. Г. Кох и Й. Штигльмайр в результате сопоставления учения о зле «А.» и неоплатоника  Прокла  пришли к выводу о жесткой зависимости «А.» от философии Прокла, в силу чего параллельное исследование Ареопагитского корпуса и сочинений Прокла легло в основу последующей науч. традиции изучения «А.». Основные аргументы против принадлежности «А.» апостольскому веку следующие: 1. Сочинения Дионисия Ареопагита никем не упоминаются до 532 г., что совершенно невероятно для сборника такого значения. 2. В трактате DN (IV 12:11), адресованном Тимофею, цитируется послание св.  Игнатия Богоносца  ( Rom. VII 2), написанное после смерти Тимофея. 3. EH VI предполагает правильную организацию монашеской жизни, к-рая возникла только в IV в. 4. Наличие в «А.» литургических элементов, к-рые не могли быть засвидетельствованы в I в., как, напр., введение  Символа веры  в Литургию верных (EH III 3. 7:24–25). 5. Наличие халкидонской терминологии. 6. Совпадения с сочинениями неоплатоников, в первую очередь Прокла (ум. 485) (С. Лилла, И. П. Шелдон-Уильямс, Е. Корсини, А. Д. Саффре). Последние 2 пункта имеют принципиальное значение, т. к. богословская и философская терминология отражает ряд основных тем «А.», к-рые находятся в определенной преемственности со сложившейся предшествующей традицией (см. подробный перечень тем b: Lilla. 1994. P. 732).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Е. приобрел большую известность как поэт. Его крупнейшее произведение - переработка поэмы африкан. поэта V в. Драконтия «Хвала Богу» (De laude Dei). Вероятно, в вестгот. Испании была известна только 1-я кн. поэмы, к-рая имела хождение под заглавием «Шестоднев» (Hexameron), или «О сотворении мира» (De creatione mundi) (см.: Isid. Hisp. De vir. illustr. 37). По просьбе кор. Хиндасвинта Е. исправил ошибки, возникшие во время переписывания текста, а также составил новую редакцию поэмы, убрав, добавив от себя и перефразировав мн. стихи (640 стихов из 755). Он убрал предисловие Драконтия и начал произведение с описания сотворения мира. Вместо предисловия Е. добавил составленный им краткий «Шестоднев», написанный под влиянием Драконтия, но являющийся самостоятельным произведением. В него включено описание 7-го дня творения, к-рое отсутствовало у Драконтия. В редакции Е. поэма имеет 2 предисловия: прозаическое, в форме послания к Хиндасвинту, и поэтическое, в к-ром Е. оправдывается за то, что предпринял переработку чужого труда. «Хвала Богу» в редакции Е. пользовалась широкой известностью в эпоху Каролингского возрождения, сохранилась в ряде рукописей IX в. (оригинальный текст в виде цитат содержится лишь в 2 флорилегиях IX-X вв.). Е. переработал и поэму Драконтия «Оправдание» (Satisfactio), не только отредактировав ее, но и изменив суть произведения, к-рое было задумано как оправдание перед кор. вандалов Гунтамундом. В интерпретации Е. поэма превратилась в молитвенное обращение к Богу. Святитель был одним из представителей круга вестгот. писателей VI-VII вв. (святители Леандр и Исидор Гиспальские, Ильдефонс и Юлиан Толетские), творения к-рых имеют общие черты и могут считаться произведениями одной школы. Е. приписывается также ок. 120 мелких поэтических произведений, объединенных, по свидетельству свт. Ильдефонса, в книгу. Вероятно, авторство нек-рых стихотворений принадлежит менее известным вестгот. поэтам, современникам Е. Так, небольшое стихотворение о базилике св. Викентия в Цезаравгусте ( Eugenius. Carm. 8) скорее всего написано еп. Цезаравгусты Иоанном II (619-631), братом свт. Браулиона. Сохранился также ряд стихов и гимнов, к-рые были составлены позднее и ложно приписаны Е. Наиболее известен из них гимн в честь сщмч. Дионисия Ареопагита , о котором упоминает Гилдуин в Житии св. Дионисия (ActaSS. Oct. T. 4. Col. 729-733). В кон. IX в. автором этого гимна считался свт. Евгений I , легендарный основатель Толетской кафедры.

http://pravenc.ru/text/186999.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010