В ходе круглого стола С.Цветинович как раз говорил о сербских корнях первого русского царя. Бабка по матери Иоанна Васильевича Елены Глинской была дочерью сербского воеводы. Именно Анна Глинская-Якшич воспитывала юного государя, когда его родители умерли. Сербские корни есть и у бабушки Иоанна Васильевича по отцу Великой княгини Софьи Палеолог. Поэтому памятная доска первого русского царя на сербской земле вполне уместна. Передача памятной доски состоялась при содействии председателя общественной организации ветеранов боевых действий в Республике Сербской 1992-1995 гг., Уполномоченного по делам инвалидов, ветеранов, труду и социальной политике Республики Сербской Владимира Фёдоровича Сидорова. В церемонии передачи памятной доски приняли участие знаменитый русский писатель, лауреат первой Патриаршей премии в области литературы Владимир Николаевич Крупин, который бывал в Сербии; заместитель генерального директора Общественного Международного Фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий («Завет» является представительством ОМФСПиК в Республике Сербской, соглашение было подписано в 2013 во время визита делегации Фонда на сербскую землю) и главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания» Анатолий Дмитриевич Степанов, неоднократно посещавший Сербию и Республику Сербскую. В завершение церемонии Негослав Миливоевич вручил Валерию Камшилову благодарственное письмо от имени Общества русско-сербской дружбы «Завет». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. На 1 комментарий ///////Интересно, а царь Иван знал вообще о существовании Сербии?/////// Знал. Монахи одного сербского монастыря направили ему послание, в котором просили его взять их монастырь под своё покровительство, и это послание дошло до адресата. 1. Интересно, а царь Иван знал вообще о существовании Сербии? И не совсем понятно при чем тут атаман и какое отношение он имеет к царю Ивану.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/iv...

Согласно переписи населения, проведенной в 2001 г., в З. проживают более 7,5 тыс. православных (более 14 тыс. на земле З.). Значительная часть верующих - потомки сербов, отказавшихся после второй мировой войны возвращаться в коммунистическую Югославию. С 1946 г. существует Зальцбургский приход СПЦ при храме св. Власия. Происшедший в 1963 г. «американский раскол» (см. ст. Миливоевич Драголюб) в кон. 60-х гг. XX в. отразился и на сербской правосл. общине в З. В 1992 г. раскол был преодолен и община З. наряду с др. общинами Австрии вошла в Среднеевропейскую епархию СПЦ. В 2008 г. в Зальфельдене (земля З.) была построена первая собственная церковь СПЦ. При ц. Покрова Пресв. Богородицы в З. действует правосл. община Германской епархии РПЦЗ. С кон. XIX - нач. XX в. окормление осевших в З. правосл. эмигрантов из России было возложено на приезжавшего правосл. священника из г. Баден (земля Н. Австрия). В нач. 1944 г. православные З. обратились к Синоду РПЦЗ с просьбой назначить постоянного священника. В ответ из Берлина последовал отказ Мин-ва по вопросам религии. Лишь после войны было осуществлено организационное оформление прихода и общины в З. В 1947-1965 гг. здесь располагалась резиденция архиеп. Австрийского и Венского Стефана (Севбо). После второй мировой войны значительная часть православных проживала в лагерях для перемещенных лиц, в частности в Парше. Там была организована школа, проводилась активная миссионерская работа. 26 июня 1964 г. состоялось освящение нового здания кафедральной ц. Покрова Пресв. Богородицы, до этого располагавшейся в бараке лагеря Парш, а после пожара в лагере - в одном из зданий общины в городе. После смерти архиеп. Стефана (1965) Австрийской епархией РПЦЗ управлял архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич) . В 1971 г. он передал управление еп. Нафанаилу (Львову) (с 1981 архиепископ Брюссельский и Западноевропейский). В 1988 г. Австрийская епархия РПЦЗ была реорганизована в благочиние. С 2000 г. руководство благочинием осуществляет Берлинско-Германский и Великобританский архиеп. Марк (Арндт). В наст. время в З. служит иерей РПЦЗ Сергий Киселёв.

http://pravenc.ru/text/182541.html

Как ты говорить, что человекообразно Божество? Перестань, отец честной, так думать и возьми в руки святые книги Дионисия и Григория Богословов , и Иоанна Златоуста , и Дамаскина, и в них там найдешь, что неприкосновенного касаешься, и о чем небесные силы не смеют помышлять, то ты хочешь постигнуть». Филарет же, не покоряясь, говорил: «Много ты книг читал, да Евангелию ты не веруешь, а мне у тебя что слушать?» Дионисий же со смирением просил его: «Скажи, отец честной, в чем я Евангелию не верю?» И Филарет говорил: «Если бы ты верил Евангелию, то не исключил бы слова Луки евангелиста, как сказано: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”». Отец Дионисий сказал так: «Отец Филарет, дело было, да совершилось, а мне тебя жаль, что в вере Христовой ты нетвердо умствуешь, книгам не хочешь верить». Филарет же сказал: «Я больше пророческим словам верю». Дионисий же сказал: «Да как ты нашел в пророках, что Божество человекообразно?» Филарет сказал: «Сам Господь Бог говорил: „Сотворил человека по образу нашему и по подобию”». Дионисий же сказал: «И каков образ Божий во Адаме, и в чем подобие его?» Филарет говорил: «Я о том с тобою не хочу и говорить». Дионисий же сказал: «Хорошо ты сказал, что ты не понимаешь и не различаешь, что есть образ и что есть подобие; ты, отец Филарет, скажи, имеет ли Бог части тела человеческие?» Филарет говорил: «Скажи ты мне, государь архимандрит, что Давид говорит: „Руки твои сотворили меня и устроили меня», и „Моя нога стоит на прямом пути” – о чем Давид говорит?» Дионисий сказал: «Скажу тебе все, но ты мне раньше поясни сказанное Давидом: „Насадивший ухо не услышит ли? и создавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы неужели не обличит, – Тот, кто учит человека разумению!”» Логин же сидел и смеялся. И архимандрит Дионисий сказал ему: «Что, преславный певец, чему ты смеешься?» Логин же стал плевать чуть ли не в лицо Дионисию. И встали оба, Филарет и Логин, и хотели выйти из его келии. Дионисий же, поклонившись им до земли, сказал: «Пощадите меня и не понуждайте меня впасть в грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ареопагитское богословие: Как говорить о неведомом Боге? Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября, 2014 Не будем себе придумывать Бога, – говорит Дионисий, – все равно не получится 16 октября Церковь чтит память святого Дионисия Ареопагита. Его имя записано не где-нибудь, а в Библии (Деян. 17: 34). «Прозвище» подчеркивает его высокое положение в обществе. Дионисий был из числа избранных граждан, из афинского ареопага. Диакон Павел Сержантов Святой Дионисий обратился в христианство под влиянием апостола Павла. Вспомним апостольскую проповедь, которая затронула сердце и ум Ареопагита. Святой Павел обращается к афинской знати: «Осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир… не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь… мы… не должны думать, что Божество подобно золоту… получившему образ от искусства и вымысла человеческого» (Деян. 17: 23-29). Апостол возвестил о Боге, который выше всех богов. Ему всеми силами служит Павел, но не потому что Бог остро нуждается в чем-то. Нет, Бог самодостаточен. Он создал Павла и всех людей не для Своих нужд. Он выше всего того, что мы можем представить, выше всех золотых идолов, Он даже недоступен человеческой мысли. Бог выше всего, но Ему есть дело до нас. Дионисий принял апостольскую весть о неведомом Боге, о Христе и воскресении. С тех пор прошли века, и в Церкви стали широко распространяться книги, надписанные святым именем Дионисия Ареопагита. В книгах находились богословские рассуждения о Боге. В духе той самой проповеди апостола Павла. Выписка из книг Я долго выбирал, что именно предложить из Ареопагитского корпуса. Долго, поскольку язык этих старинных книг исключительно старинный, великоторжественный, со многими риторическими украшениями. Немногие читатели выдерживают этот непростой стиль, дочитывают книги до конца. Сегодня мы чуть-чуть заглянем в одну из книг, ощутим ее стиль. И, я надеюсь, почувствуем за ее словами ответ на проповедь великого Павла.

http://pravmir.ru/areopagitskoe-bogoslov...

Ницше называл себя «последним учеником философа Диониса» . Но так и не понял он, а может быть, только не хотел понять, нарочно закрывал глаза, чтобы не видеть слишком страшной и загадочной связи Диониса, бога трагического отчаяния, бога вина и крови, отдающего людям кровь свою, как вино, чтобы утолить их жажду, – связь этого бога с Тем, Кого «последний ученик Диониса» не потому ли так яростно отрицает, что все-таки слишком чувствует свою беззащитность перед Ним, – с Тем, Кто сказал: «Я есмь истинная лоза, а Отец Мой виноградарь. Кто жаждет, – иди ко мне и пей». Задумывался ли когда-нибудь Ницше о легенде первых веков христианства, предрекающей подобие лика Антихриста лику Христа, подобие, которым, будто бы, Антихрист, главным образом, и соблазнит людей? Если Ницше думал об этом, то это, конечно, была одна из тех летящих в бездну мыслей, из которых родилось его сумасшествие. Недаром в вещем бреду уже начинавшегося безумия называл он себя не только последним учеником, не только жрецом и жертвою Диониса, но и самим «распятым Дионисом» – «der gekreuzigte Dionysos». Из этого-то противоречия сознания и бессознательной стихии вышли обе трагедии – и Л. Толстого, и Ницше, с тою разницею, что у первого слепая и ясновидящая бессознательная стихия шла против сознания, а у второго, наоборот – сознание шло против бессознательной стихии. Это-то противоречие и довело обоих до богохульства, которое оба они старались принять за религию, Ницше – тайный ученик, явный отступник; Л. Толстой – явный ученик, тайный отступник Христа. Достоевский говорит, что «природа человеческая не выносит богохульства и, в конце концов, сама же себе всегда и отомстит за него». Слово это оправдалось на Л. Толстом и на Ницше. Ницше отомстил себе ужасным; Л. Толстой – смешным; Ницше – религиозным самоотрицанием, безумием; Л. Толстой – религиозною серединою, пошлостью, неудачными усилиями мертвого старца Акима воскреснуть – смешным, которое в таком человеке, может быть, страшнее страшного. «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. – Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? – Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Последняя опора, когда ничто земное не помогло? Но надежда Благовещения не в этом 6 апреля, 2020. Священник Дионисий Костомаров Священник Дионисий Костомаров — о том, чего стоит ждать от христианской веры «В своей жизни ты можешь все потерять, упустить, разрушить. Рухнут призрачные царства твоих мечтаний, каменные царства человеческих империй, уйдет здоровья и силы, перестанет биться сердце и уйдет сама жизнь. Но не это конец». Накануне Благовещения Пресвятой Богородицы священник Дионисий Костомаров рассуждает о смысле Евангелия и христианской надежде. Священник Дионисий Костомаров «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1: 28-33). Слова выше, — фундамент и начало всей истории Иисуса из Назарета, всей истории христианства. Этому событию посвящены сотни церковных гимнов, его тысячи лет празднуют миллионы и миллиарды людей, оно выражено в живописи, иконописи, на языке искусства, культуры и церковного священнодействия. Мы помним о нем. И тут впору задуматься о памяти в пространстве веры: для христианства память не есть просто обращение в прошлое, но обращение в вечность, попытка не узнать о событии, но пережить его, стать из зрителя участником. Мы вспоминаем и мы проживаем это.  И вместе с Благовещением для человека оживают  самые базовые для веры вещи, — надежда, тепло неодиночества, утешение. «Не бойся», — ангел говорит Марии. «Не бойся», — сквозь тысячи лет, через безнадежность человеческих грехов и ошибок, побеждая страх, — слышим вместе с Ней мы. «Не бойся» потому что несмотря на мир и всю его ложь, хрупкость, жестокость, — есть и иное, небывалое и немыслимое: рожден будет Тот, кто будет «царствовать во веки, и Царству Его не будет конца» . Об этой надежде на «Царство Его» мне и хочется поговорить. Попробовать понять, о чем она.

http://pravmir.ru/poslednyaya-opora-kogd...

Бог исполнил то, чего он желал всю свою жизнь: умереть на Афоне и быть погребённым вместе со своими отцами.   хранящаяся в этом монастыре. башни в монастырях Афона строили несколько веков назад, когда существовала реальная угроза нападения с моря пиратов: венецианцев, генуэзцев или турок. Быт. 2:15. на Афоне монахи одеваются лишь идя в церковь или встречая епископа или игумена. из Акафиста Богородице, означающее дерево с роскошной кроной, дающей хорошую тень. 18:19 (по переводу LXX). заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом» (Мф. 6:31–32). словами на Афоне принято выражать свою готовность исполнить повеление старца. получает награду и собирает плод в жизнь вечную» (Ин. 4:36). византийской музыке первый глас один из самых простых, а седьмой, название которого переводится как «тяжёлый, низкий», – самый трудный для исполнения. 5:14. описание одной из казней египетских в Исх. 10:21. графа в греческих паспортах была упразднена в 2000 г. под давлением Евросоюза. Греческое правительство пошло на это, несмотря на протесты населения и на то, что в истории современной Греции были даже мученики, пострадавшие за возможность исповедовать себя православными посредством подобных документов. Ин. 17:20-23. кондака Великого покаянного канона: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?..» Комментарии Всего комментариев: 11 2014/05/28, 08:58:57 Отче Дионисий, моли Бога о нас! Спаси Господи, за наставление, и да сохранит Матерь Божия отцы и братья вас, и Святую Гору Афон, за неоценимую помощь! Упокой Господи, душу монаха Дионисия, и нас грешных помилуй! 2014/05/25, 14:21:47 Покорно благодарю за мудрость и истины Святых Афонских Отцов Православия!!! Упокой Господи душу усопшего отца Дионисия Колицу! Царствие ему Небесное!Спаси Господи и помилуй нас грешных! Христос Воскресе! Воистину Воскресе! р.б.Инна 2014/05/06, 20:20:01 Спасибо! Поучительные зерна Православия и для верующих и для неверующих! Христос Воскресе отче Дионисий! Николай 2014/05/05, 18:23:12 Искренне благодарю за замечательный рассказ об истинном воине Христовом! Пусть его святая жизнь будет для нас, немощных, примером и поддержкой в духовных трудах.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1811

В поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к Истине Несомненно для нас и то, что в этом поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, апостол Павел и счел необходимым дать полное познание: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17: 23). Но мы знаем, что не много афинян послушало апостола Павла: им, словоохотливым празднолюбцам, показалось нелепым и скучным слово о Воскресшем Христе. И вышел апостол из среды их, но «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34). Сегодня Церковь и вспоминает память этого бывшего афинянина, мужа знатного и ученого, – Дионисия Ареопагита, оставившего все – и власть, и благополучие, и славу, взявшего на себя благое иго Христово и пронесшего его даже до мученической смерти. Его житие повествует нам о том, что, когда он был еще молодым, желание постигнуть истину привело его, как ранее Пифагора и Платона, в Египет, а именно в город Гелиополь, то есть город Солнца, откуда давно еще взял себе в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского, ветхозаветный патриарх Иосиф. В этом египетском городе Дионисий изучал астрономию – науку о небесных светилах, и как персидские волхвы были просвещены светом Вифлеемской звезды, так и он через небесные светила, через изучение Солнца почувствовал нечто великое, что поколебало его сознание. Он стал свидетелем страшного солнечного затмения во время распятия Господа Иисуса Христа. Видел это астрономическое чудо и воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается!» По возвращении в Афины, как муж образованный и мудрый, Дионисий был избран членом Ареопага – важнейшего и авторитетнейшего властного и судебного органа управления Афин. После принятия крещения он три года провел у стоп апостола Павла, а затем был рукоположен во епископа Афинского. Затем вместе со своими учениками он прошел с проповедью Евангелия сегодняшние земли Германии, Испании и Франции, а в городе Лютеции Галлийской (нынешнем Париже) во время гонения императора Домициана за отказ отречься от Христа был обезглавлен.

http://pravoslavie.ru/97866.html

Венчание. Часть 1. Почему брак – таинство Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. 26 октября, 2009 Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Что такое венчание ? Почему оно называется таинством? Для того, чтобы начать разговор о венчании, стоит прежде рассмотреть православное учение о браке . Ведь венчание, как богослужение и благодатное действие Церкви, полагает начало церковному браку. Брак же есть Таинство, в котором естественный любовный союз мужчины и женщины, в который они свободно вступают, обещая быть верными друг другу, освящается в образ единения Христа с Церковью. Канонические сборники Пра­вославной Церкви также оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основан­ное на свидетельстве Священного Писания. Господь Иисус Христос учил: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5-6).

http://pravmir.ru/venchanie-chast-1-poch...

Вот то, к чему призывает своего Тимофея, ученика, Дионисий Ареопагит . Посмотрите – тот самый Дионисий, который пришёл к вере от проповеди Апостола Павла, когда тот был в Афинах (см. Деян. 17:34 ). И вот, что этот Дионисий Ареопагит пишет своему ученику – откройте все, пожалуйста, 20-ю главу книги Исход. В этой книге Исход, в этой главе даются заповеди Десятословия, Синайский Завет. И вот в 18-м стихе мы что читаем? Просто ведь, вот, знаете, – в этом всё. Этими словами сказано всё: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, весь народ отступил и встал вдали. [А дальше что говорится?]. И сказали Моисею: говори ты с нами и мы будем слушать, но – чтобы не говорил с нами Бог [вот уровень! чтобы не говорил с нами Бог – что?], чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь. Бог к вам пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его [то есть благоговение Его] был пред лицом вашим, дабы вы не грешили [а вы испугались животным страхом – вас испугали атмосферические явления. Вот теофании в Ветхом Завете – все они сопровождались громами и молниями, землетрясениями, бурями, раздирающими горы. Вот почему все и видели из этих внешних-то явлений, что Бог – гневное Существо! Его и Отцом-то нельзя называть! Аввой-то никак к Нему не обратишься. Если это Такое грозное Существо – что пред Ним, нужно только трепетать? И замаливать, и приносить жертвы, и жертвы, и жертвы. Вот, к чему свелась религия. В такой религии, в таком союзе нет любви, нет места для любви и нет таких отношений. Вот он им это и говорит:] и стоял весь народ вдали [Вот, до сих пор – вдали и только ждёт – кто бы его с Богом соединил, какой бы появился новый посредник, понимаете, Моисей. Кто бы опять пророк из русского народа, пришёл, какой-нибудь митрополит – этот, ну кого удушили? Филипп. Или ещё какой-нибудь. Приходили – и что с ними делали? И то же самое, если бы пришли и сейчас. Вы думаете, публика изменилась? Та же бы самая участь ожидала и их. И стоял весь народ вдали], а Моисей вступил во мрак, где Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010