Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Западноевропска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Учреждена 31 мая 1994 г. Объединяет приходы и монастыри СПЦ во Франции, в Испании, в Португалии, в Нидерландах, в Бельгии и в Люксембурге. Кафедра находится в Париже, кафедральный собор - св. Саввы, архиеп. Сербского. Правящий архиерей - еп. Лука (Ковачевич), на кафедре с 1999 г. (с 1997 был администратором епархии). З. е. имеет ок. 30 приходов и 25 священнослужителей, 2 действующих мон-ря. Значительное число серб. эмигрантов появилось в Европе по окончании второй мировой войны, в основном это были бывш. заключенные нем. концлагерей, которые не могли вернуться на родину. Их духовное окормление осуществляли серб. священнослужители, которые в годы войны оказались в изгнании. Во 2-й пол. 40-х гг. ХХ в. серб. священники в Зап. Европе находились в юрисдикции Американо-Канадского еп. Дионисия (Миливоевича; см. ст. Миливоевич Д.), но 19 июля 1952 г. Сербский Патриарх Викентий (Проданов) перевел их в свою юрисдикцию. 12 марта 1969 г. на внеочередном Архиерейском Соборе СПЦ была учреждена Западноевропейская и Австралийская епархия с кафедрой в Лондоне (с 1972 в Дюссельдорфе (Германия), с 1979 в Химмельштюре (ныне в черте Хильдесхайма)), к-рая объединила серб. приходы в Зап. Европе, Австралии и Нов. Зеландии. Первым епископом стал Лаврентий (Трифунович; до 23 июля 1989). В июне 1973 г. из Западноевропейской и Австралийской епархии была выделена самостоятельная Австралийская и Новозеландская епархия, а 6 дек. 1990 г.- Великобритании и Скандинавии епархия и Среднеевропейская епархия . Мон-ри: женский в честь Рождества Пресв. Богородицы в Годонкуре (департамент Вогезы, Франция; основан в 2002 в здании бывш. католич. мон-ря) и мужской во имя святых Клара и Маврина в Лектуре (департамент Жер, Франция; основан в 2000 братством правосл. французов). В епархии действуют братство правосл. французов им. св. Иоанна Кассиана (ведет издательскую деятельность и окормляет 8 правосл. приходов, к-рые посещают правосл. французы), хор «Св. Симеон Мироточивый», фонд «Человеколюбие» и фонд «Св. Владимир», оказывающий помощь заключенным Международного трибунала в Гааге. Лит.: Д. Западноевропска enapxuja//Српска Православна Црква: прошлост и садашност. Београд, 1975. Св. 5. С. 34-35; Ucmopuja. 3. С. 402-422; Западноевропска enapxuja//Црква: Календар. Београд, 1996. С. 149; П., прот. Западноевропска enapxuja//Прилози за ucmopujy СПЦ. Ниш, 1997. С. 353-355, 448; С. Ucmopuja Српске Православне Цркве у Зanaдhoj Европи. Београд, 2002. П. П. Э. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182569.html

Брат Станко Маричич, секретарь штаб–квартиры, читает приветственные телеграммы от Его Святейшества, Патриарха Варнавы, а также от епископа Зворницко–Тузланского Нектария, епископа Браничевского Вениамина, от иеромонаха и преподавателя семинарии, отца Дионисия Миливоевича, от сингела Иринея Крстича, наместника монастыря Святого Романа, и еще от ряда лиц и братств. После этих речей на повестке дня были [еще разные] вопросы. А епископ с группой священников и миссионеров, взяв с собой и английских гостей, удалился в монастырский домик. Четвертый урок истины. Спор о чудесах «Как вам нравится наш богомольческий собор?» – спросил отец Милан Сретенович гостей из Англии, когда все сели. Джон Патерсон (через переводчика): «Знаете, я журналист, а современные журналисты всегда ищут сенсаций. Директора газет требуют этого от сотрудников – ради роста популярности своих изданий, читателям же подавай острые ощущения: им [ведь] [тоже] нужны раздражители, как пьянице виски. Лично для меня как – христианина эта ваша встреча – необычайно приятная сенсация. Думаю, что это единственное религиозное движение в христианстве. И благодарю Господа моего Иисуса Христа, Который сегодня привел меня к вам». Отец Милан: «Нам приятно слышать, что даже доктор Паттерсон, будучи человеком светским, почувствовал, что наше Движение – незаурядное и знаменательное явление в христианском мipe. Но прошу и пастора Карингтона высказать свое мнение. Ведь даже Сам Господь наш Иисус Христос хотел услышать, что думают о Нем другие, спрашивая учеников: За кого почитает Меня народ? ( Лк.9:18 )». Пастор Карингтон говорил о многих религиозных течениях в Англии и о том, что всякое такое хоть сколько–нибудь заметное движение означало отделение от исконной Церкви и создание обособленной церковной организации. «Ваше же движение, – констатировал он, – вполне самобытное. Во–первых, оно твердо пребывает в ограде Церкви, а во–вторых, его отличает деятельная простота в веровании, строгость в поведении и сверхъестественность в объяснении всего, что есть и что происходит в мipe и в человеческой жизни. Это апостольское свойство вашего движения. Сегодня я ощущал себя в первом веке, а не в двадцатом. Однако должен вам сказать, что у нас в двадцатом столетии такое движение невозможно и вообразить. Рассказывать английскому народу о чудесах – так, как говорится о них [здесь,] среди вас, – значило бы не утвердить, а поколебать его в вере. Мы на Западе всецело пронизаны наукой и научным позитивизмом. Здесь я слышал отчеты о многих чудесах. Вы объясняете это Богом, а мы – природой, без Бога, попросту стечением известных и неизвестных сил и фактов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич Рака с мощами свт. Николая (Велимировича) в ц. свт. Николая Чудотворца мон-ря Лелич По окончании второй мировой войны коммунистические власти Югославии развернули пропаганду против Н., обвиняя его в коллаборационизме, предательстве Родины и проч. Особо подчеркивался его антисемитизм, хотя было широко известно о помощи, к-рую он оказывал евр. семьям, и о его отказе сотрудничать с нем. властями. Поэтому он не смог вернуться на родину и по приглашению находившегося в изгнании серб. кор. Петра II Карагеоргиевича (см. в ст. Карагеоргиевичи ) недолгое время прожил в Лондоне. В 1946 г. он переехал в США. В 1951 г. ему не дали гражданства Федеративной Народной Республики Югославии как «члену антинародной политической организации Збор, сотрудничавшему с оккупантами и бежавшему из страны перед освобождением». В Америке Н. продолжал церковное служение, проповедовал, преподавал догматическое, пастырское богословие и впосл. гомилетику в Академии блгв. кн. Владимира (Нью-Йорк), Духовной семинарии свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан), Православной семинарии свт. Саввы Сербского в Либертивилле, рус. Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле и выступал с лекциями. Осенью 1955 г. единогласно был избран ректором семинарии при монастыре свт. Тихона. Прот. Александр Шмеман отмечал огромную роль Н. в «увековечивании Православной веры в Америке». Большую часть гонораров Н. отдавал главе Американо-Канадской епархии еп. Дионисию (Миливоевичу; см. Миливоевич Драголюб), Сербской Патриархии, Белградскому богословскому фак-ту и мон-рям, в т. ч. обители Хиландар. На его средства вышел ряд изданий и была сформирована б-ка серб. книг «Свечаник» в Мюнхене. 18 марта 1956 г. Н. обнаружили мертвым на полу его кельи в мон-ре свт. Тихона. Представители его окружения впосл. утверждали, что смерть владыки произошла при странных обстоятельствах. Они полагали, что он был отравлен прибывшим накануне в обитель неизвестным мужчиной, к-рый хотел выпить с ним кофе, а потом исчез (Св. владика Охридски и Жички Hukoлaj. 2003. С. 249-250; 2012. С. 564-565). Однако по настоянию руководства СПЦ, критически относившегося к деятельности святителя, вскрытие тела и следствие не производились. Личные документы и архив Н. забрали представители еп. Дионисия (Миливоевича). Похоронен 27 марта в мон-ре свт. Саввы Сербского в г. Либертивилл (шт. Иллинойс, США) на кладбище, где покоятся многие видные деятели серб. эмиграции.

http://pravenc.ru/text/Николая ...

35 Памятная книга «Первый визит Его Святейшества Патриарха Сербского Павла к Сербской Православной Церкви на Североамериканском континенте в 1992 году». Торонто, 1992. С. 84. 47 Можно вспомнить, например, кампанию по демонизации сербов, которую вела неправительственная организация «Врачи мира» во время своей программы по сбору средств, тогда как все, что касается медицины и гуманитарной помощи, по определению должно находиться вне рамок политических пристрастий и этнической принадлежности. 55 Материал Л. Фолича “Crucified Kosovo” с предисловием патриарха Сербского Павла (3-е изд., Белград, 2001) располагал к этой дате информацией о 107 разрушенных храмах и монастырях. 57 Этот раскол был инициирован митрополитом Дионисием (Миливоевичем). В 1939 г. он был избран на епархию Соединенных Штатов и Канады. И сразу попросил у Синода создать три епархии ввиду большого количества эмигрантов, которые после войны и установления коммунистического режима Тито поселились в Северной Америке. Собор епископов удовлетворил его прошение, но не назначил его на кафедру епархии Среднего Запада, куда он стремился. Тогда он вступил в конфликт с Патриархией, наложившей прещения на него и большую часть его клира. В ответ, ссылаясь на якобы союз Сербского Патриархата с коммунистическим государством, он создал так называемую Свободную Сербскую Православную Церковь . Этот раскол практически не имел последствий в самой Сербии, но в него было вовлечено немало сербских эмигрантов в Северной Америке и Западной Европе, многие из которых бежали от коммунистического режима и были восприимчивы к аргументам, приводимым епископом-диссидентом. 58 Только после смерти патриарха Павла, умевшего сдерживать эти тенденции, проявились модернизм и реформизм, в особенности в литургической области, в силу сильного влияния идей протопресвитера Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа) на небольшую группу епископов. Движение литургической реформы, которое отчасти распространилось в приходах их епархий, было тем не менее ограничено сопротивлением верующих. Многие священники, имевшие неосторожность провести такие реформы, вынуждены были отступить. Другим источником напряжения был экуменизм, сторонниками которого выступали некоторые епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за свою верность Матери-Церкви...» Однако написавший эти строки владыка Феодор скромно умолчал о том, что многие из трудностей и невзгод тех лет делил с экзархом Вениамином и он сам. Вскоре же по прибытии в Сан-Франциско отец Феодор был награжден (30 августа ст. ст.) палицей и возведен в сан игумена. 26 июня ст. ст. 1939 года его назначили временно исполняющим обязанности председателя Духовного правления Западной Америки, то есть, иначе говоря, благочинным Западно-Американских патриарших приходов. В этих краях, будучи настоятелем Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско, он трудился около шести лет, однако в 1943 году его перевели в Чикаго – в качестве настоятеля Свято-Георгиевского собора. ...Стараясь укрепить позиции патриаршей Церкви в Америке и учитывая определенный рост здесь числа «московских» приходов, требовавший все больших архипастырских трудов по управлению ими и поддержанию в них церковной дисциплины, владыка Вениамин со временем озаботился назначением, по согласованию с Московской Патриархией, трех помощников себе – в лице архиереев-викариев. Двое из них были архиепископ Филадельфийский и Карпаторусский Адам (Филипповский, 1956) и епископ Канадский Антоний (Васильев; 1953 в Свято-Успенском монастыре в Одессе). Третьим же стал Феодор (Текучёв), которого владыка Вениамин хиротонисал для Южной Америки с именованием «епископ Аргентинский, викарий Северо-Американской епархии». Естественно, что перед этим митрополит Вениамин представил в Московскую Патриархию докладную с рекомендацией игумена Феодора к хиротонии его на Аргентинскую кафедру. От только что избранного тогда Святейшего Патриарха Сергия пришел указ, уже именовавший отца Феодора архимандритом: «Быть архимандриту Феодору епископом Аргентинским». 5 декабря 1943 года он и был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря состоялась его хиротония во епископа, которую совершили митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин, епископ Американский и Канадский (Сербского Патриархата) Дионисий (Миливоевич) и епископ Чикагский Герасим, викарный епископ Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 декабря 1907 года был пострижен в монашество в честь свт. Митрофана Воронежского. Постриг в Почаевской лавре совершил наместник лавры архимандрит Амвросий (Булгаков). 16 декабря 1907 года рукоположен в сан иеромонаха. С 1910 года - архимандрит. В 1910-1915 годах разновременно с протоиереем Феодор Казанским был редактором неофициальной части Волынских епархиальных ведомостей, подписывая многие номера вместе, но большинство номеров раздельно. 5 июня 1916 года был хиротонисан в епископа Сумского, викария Харьковской епархии. Был давним сотрудником владыки Антония (Храповицкого), пользовался особым его доверием. Временно управлял епархией в 1917 году, во время отлучки архиепископа Антония на Поместный Собор. Был редактором журнала " Пастырь и паства " . С 30 сентября 1918 года администратор Харьковской епархии. В декабре 1919 года покинул Сумы. Возглавил созданный в начале декабря 1919 года при Временном Высшем Церковном Управлении Юго-Востока России Комитет помощи беженцам духовного звания, но уже в январе 1920 года прекратил занимать этот пост в связи с отъездом из Екатеринодара. В 1920 году эмигрировал в Болгарию, в феврале того же года переехал в Югославию. Принимал участие в первом Карловацком Всезарубежном Соборе 1921 года. В 1922 году перешёл в юрисдикцию Сербской Православной Церкви. С 1922 по 1926 год был настоятелем обители св. Стефана (село Липовац у Алексинца) Нишской епархии. С 1926 года состоял настоятелем в монастыре Раковица и управлял духовным училищем (монашеской школой) при этом монастыре. Являясь знатоком церковного устава и пения, он создал при монастыре Раковица школу церковного пения. После переезда монашеской школы в монастырь Высокие Дечаны, с декабря 1932 года оставался настоятелем монастыря Раковица. Студенты и преподаватели монашеской школы переехали в Дечаны 2 декабря 1932 года, занятия началось 7 декабря. 20 мая 1933 года Собор Сербской Церкви назначил новым директором монастырской школы в Дечанах иеромонаха Дионисия (Миливоевича). 1 марта 1934 года в монастыре Раковица, при активной поддержке епископа Митрофана, была открыта синодальная иконописная школа, которую возглавил иконописец старообрядец-беспоповец Пимен Софронов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Процесс формирования серб. правосл. церковных общин в стране шел медленно из-за отсутствия священников и тяжелого экономического положения переселенцев. Первая серб. правосл. община была учреждена в 1912 г. в г. Реджайна (пров. Саскачеван) и объединила 48 членов. По благословению еп. Аляскинского Александра (Немоловского; впосл. митрополит Брюссельский и Бельгийский) в 1915 г. община начала строительство храма Св. Троицы, к-рый был освящен в 1916 г. и до 1947 г. находился в юрисдикции РПЦЗ. Вторая серб. община возникла в 1913 г. в г. Гамильтон. Для совершения богослужений в частном доме община приглашала правосл. священников разных юрисдикций, а в 1917 г. построила храм во имя свт. Николая Чудотворца (2-й серб. храм в этом же городе, также во имя свт. Николая, был построен в 1965). В 1921 г. серб. общины, действовавшие на территории Канады, вошли в состав Американо-Канадской епархии СПЦ. Когда в 1925 г. главой епархии был избран архим. Мардарий (Ускокович ; впосл. епископ), в стране не было ни одного серб. священника. Владыка обращался к Североамериканскому митр. Платону (Рождественскому) с просьбой направить рус. священника в общину в Гамильтоне, но рус. священники лишь иногда приезжали для окормления сербской паствы. По ходатайству еп. Мардария и Синода СПЦ в 1935 г. Мин-во социальной политики и здравоохранения Королевства Югославия выделило ежемесячное жалованье для серб. священника-миссионера в Канаде, к-рое было определено свящ. Мано Момчиловичу. В 1935 г. сербы из Монреаля (пров. Квебек) обратились к архиеп. Североамериканскому и Канадскому Виталию (Максименко) с просьбой рукоположить для их общины священника в юрисдикции РПЦЗ. Против этой инициативы выступил еп. Мардарий, который считал, что рукоположение священника для серб. общины должно произойти в юрисдикции СПЦ. Американо-Канадский еп. Дионисий (Миливоевич; 1939-1963; см. ст. Миливоевич Д.) 14-29 окт. 1940 г. посетил серб. общины в Канаде и назначил на приход в Гамильтоне синкелла Димитрия (Балача), но канад. власти не впустили священника в страну. Чуть позже в Канаду приехал о. Владимир Мрвичин. После окончания второй мировой войны были основаны серб. церковные общины и построены храмы в городах Торонто, Уинсор и Ниагара-Фолс в пров. Онтарио, а также в Ванкувере (пров. Брит. Колумбия), Летбридже (пров. Альберта), Монреале.

http://pravenc.ru/text/1470183.html

71 Имеется в виду митрополит Дионисий Миливоевич (серб. владыка Николай называет его в своем письме кардиналом (серб. «кардо»). 74 Серб. Задужбина – «за упокой души»; здание или учреждение в Сербии, построенное на основе добровольных пожертвований одного или более влиятельных лиц; является одной из форм благотворительности и попечительства. 76 Народные соборы – древняя традиция сербского народа. Соборы, вероятно, произошли от собраний племён, которые представляли собой форму общественной жизни в древности. Самыми важными когда-то были державные соборы. На державных соборах выбирали королей, утверждали государственные и церковные порядки, решались вопросы войны и мира. Соборы созывались и по праздничным дням. В эти дни проходили праздничные церковные службы, общение, обмен новостями, шла торговля. 77 Иустин Попович (серб. Архимандрит в миру Благое Попович, серб. 25.03/6.04 1894–7.04.1979) – архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия. C 1948 г. – духовник женского монастыря Челие недалеко от города Валево у села Лелич. Канонизирован 29 апреля 2010 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в лике преподобных. 78 Серб. Петровдан – День святых, славных и всехвальных первоверх. апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля). 80 Имеются в виду труды Владыки Николая «Кассиана. Повесть о христианской любви» (серб. стослов и «Собор – Наука чудес» (серб. «Диван – Наука о чудесима»). 81 Змая-Од-Ночая (серб. Змaja од – улица исторического квартала Белграда, названная именем лидера освободительной борьбы сербского народа – Стояна Чупича. 82 Молодило кровельное (лат. Sempervivum tectorum) – суккулентное многолетнее растение; издавна применялось для покрытия глиняных и соломенных крыш. 84 Здесь и далее идет отсылка к истории с сиротским приютом (или домом для сирот и детей из беднейших семей «Богдай», иначе «Дедушкин Богдай», как его еще называли), основанным Владыкой Николаем (Велимировичем) в Битоле в 1935 году, и посвященном Святому Николаю Чудотворцу. В приюте несла послушание м. Анна (Аджич), духовная дочь Владыки, в связи с чем и упоминается ее имя. [М. О. Воробьев. Биография святителя Николая Сербского ].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

46 Даль (серб. – населенный пункт на востоке Хорватии у слияния рек Драва и Дунай, граничащий с Сербией. 48 Варнава (Росич), Патриарх Сербский (серб. Варнава, в миру Петар Росич, серб. Петар 29.08/10.09) 1880–23.07.1937) – епископ Сербской православной церкви, с 1930 года Архиепископ Печский, Митрополит Белградский-Карловачский, Патриарх Сербский. 51 Югославское народное движение «Збор» (серб. народни покрет «Збор») – политическая партия в королевской Югославии и Сербии периода Второй мировой войны. Название представляется также как сокращение от «Здружена борбена рада» («Объединенная боевая организация труда») – ЗБОР. Партия была образована в 1935 году в Югославии, лидером партии являлся Димитрие Лётич. Партия также выступала на позициях интегрального югославизма, авторитаризма, корпоративизма, монархизма, антикоммунизма, антимасонства, антисемитизма, сербского патернализма, консерватизма и сербской православной этики. 58 Колумбийский университет (англ. Columbia University) или просто Колумбия (англ. Columbia) – частный исследовательский университет в Нью-Йорке, один из известнейших и престижнейших университетов США. 66 Свято-Тихоновская духовная семинария – одно из трех профессиональных богословских учебных заведений Православной Церкви в Америке; находится на территории ставропигиального мужского монастыря святого Тихона Задонского в Саут-Кейнан, штат Пенсильвания, США. С осени 1951 года Владыка Николай (Велимирович) преподавал в семинарии догматическое и пастырское богословие, а с осени 1955 года, после смерти епископа Ионы, Владыка Николай был избран ректором семинарии, прослужив на этой должности до самой своей кончины в 1956 г. 67 Серб. Видовдан (Видов день; День св. Вита Римского, мученика) – главный национальный праздник Сербии в память о знаменитом сражении на Косовом поле в 1389 году; отмечается ежегодно 15/28 июня. 68 СНО или Сербская Народная оборона (Српска народна одбрана) – народное движение сербской диаспоры с представительством в Чикаго, США. Движение было образовано в начале XX века с целью освобождения и объединения всех сербских стран в одно общее сербское государство. Первый Всесербский конгресс при участии Сербской Православной Церкви, СНО и Сербского народного союза «Сербобран» состоялся на Видовдан в 1947 года в Чикаго. Сербская эмиграция объединилась в лучшем своем составе для поиска общей политической стратегии. На собрании присутствовали все три сербских епископа, оказавшихся в то время в США, – Николай (Велимирович), Ириней (Джорджевич) и Дионисий (Миливоевич).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«Видя преуспеяние Православия в Северной Америке, – писал митрополит Феофил, – ...враги Бога и Православной Церкви изо всех сил и всеми способами стали отвлекать от нее людей. Сказать прямо: «брось Церковь и переходи в безбожие, заделайся фашистом или коммунистом – и хорошо тебе будет», казалось рискованным, и вот для отвлечения от Церкви людей были изобретены разные виды и формы управления Православной Церковью. Особая забота о православных американцах идет из Москвы, от так именуемой Патриаршей Церкви, какой в действительности нет, ибо после блаженной кончины святейшего Патриарха Тихона избрание ему преемника было произведено Всероссийским Церковным Собором не по правилам церковным И нам, членам русской православной Церкви в Америке, следует... уклоняться и отгораживаться от всех агитаторов и пропагандистов, смешивающих веру Христову с советской политикой». 606 Собор открылся в Свято-Феодосиевской церкви Кливленда 26 ноября по окончании литургии, отслуженной епископом Вениамином (Басалыгой). В Соборе участвовали митрополит Феофил, архиепископы Виталий (Максименко) , Тихон (Троицкий), Леонтий (Туркевич), Иоасаф (Скородумов), епископы Иероним (Чернов), Иоанн (Злобин), Вениамин (Басалыга). Кроме архиереев в соборных деяниях участвовали с правом голоса священники и миряне. В первом заседании помимо архиереев участвовало 235 делегатов от священников и мирян, в дальнейшем число участников колебалось. В качестве гостя на Соборе присутствовал епископ Серафим (Иванов), передавший Собору приветствие от митрополита Анастасия, а также икону благоверного князя Михаила Черниговского с частицей мощей. Еще одним гостем Собора был Сербский епископ Дионисий (Миливоевич), присутствовавший на некоторых заседаниях. Однако планы организаторов Собора осуществить не удалось. Связано это было со стремлением значительного числа присутствующих на Соборе мирян выйти из подчинения Зарубежного Синода. Так, делегат из Бостона адвокат В. Кацедан внес предложение избрать президиум самим. Несмотря на возражения архиепископа Леонтия, председательствовавшего на первом заседании, президиум был переизбран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010