священник Николай Фетисов Часть первая. Жизнь Диодора «Свидетели вы, как он (Диодор) проводил всё время, показывая жизнь апостольскую, не имея никакой собственности, но получая пропитание от других и сам непрерывно пребывая в молитве и служении слову” (Ioannes Chrysostomus. Laus Diodore episcopi – PG. LII, col. 764; русский перевод, т. III, ч. 2, стр. 819). „Мудрый и мужественный Диодор, подобно прозрачной и великой реке, доставлял своему стаду питие и потоплял богохульство противников. Ни во что он ставил знатность своего рода и охотно переносил все труды за веру”. (Theodoretus Cyr. Hist. Ecclesiastica IV, 25. Ed. Parmentier 264 S.; русский перевод, стр. 289–290). Глава первая. Диодор в первые годы своей жизни. Родина Диодора – мнение о тарсском происхождении его; Антиохия, как родной его город. Вопрос о годе рождения и родителях Диодора. Естественные условия развития Диодора в Антиохии. Антиохийское школьное обучение его. Свидетельства истории об образовании Диодора в Афинах. Общая характеристика афинских школ того времени. Знаменитые представители риторики в Афинах. Кафедра философии в Афинах в связи с кратким очерком популярной тогда философской системы неоплатонизма. Неоплатонизм в отношении к Диодору и значение этого вопроса в его биографии. Относительно места рождения Диодора существует два мнения. Генке 1 , Марэн 2 , Кунце 3 , Кавалера 4 думают, что родиной Диодора был г. Тарс. Тильмон 5 , Сейлье 6 , Гфрёрер 7 , Винэбльс 8 , Семиш 9 , Эрмони 10 , Кин 11 , Годе 12 , Барденхевер 13 называют родным городом Диодора Антиохию π Δφνης, столицу сирийского царства. Первые в подтверждение своего мнения приводят письмо блаж. Иеронима к папе Дамасу от 374–375 г. В этом письме блаж. отец уведомляет своего высокого адресата, что в Антиохии сильно волнуют церковь кампенсы вместе с тарсянскими еретиками, проповедуя три ипостаси в древнем смысле 14 . Справляясь с историей названного города за это время, под тарсянскими еретиками защитники тарского происхождения Диодора и подразумевают последнего с его сподвижниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Феодорита, как бы её „вторую кафедру” 636 . В самый расцвет переговоров Василия с Западом Диодор находился у Мелетия в Армении в с. Гитасах, был там, когда св. Василий приходил туда и, несомненно, говорил со св. Мелетием относительно сношений с Афанасием и западными 637 . Не возвращаясь в Антиохию до 378 г., Диодор мог быть всё время с Мелетием. Таким образом, все письма св. Василия к Мелетию, все посольства проходили на глазах его. Мог ли он, ближайший помощник Мелетия по управлению Антиохией отличавшийся всегда замечательным характером проницательного и мужественного деятеля, пассивно относиться к серьёзным замыслам Василия, относительно своего отца и архипастыря? Сам св. Василий не скрывает, что он в затруднительных обстоятельствах пользовался советами и указаниями Диодора 638  – мог ли он обойтись совсем без указаний и одобрений Диодора в осуществлении такого грандиозного плана, как успокоение родной последнему церкви под священным исповеданием никейской веры и её исповедника – Мелетия Антиохийского ? Мог ли – особенно тогда, когда был с ним у Мелетия и когда после особенно полюбил его? Нам думается, что в самой-то идее св. Василия Великого успокоения Антиохии под главенством Мелетия можно находить не что иное, как расширение и развитие идеи, практически осуществлённой давно уже тем же Диодором, выношенной и выстраданной им. Мы разумеем союз Диодора с арианствующими в первом избрании Мелетия на кафедру Антиохии, когда, по инициативе Диодора, вся почти антиохийская церковь после 30-летних разделений и несогласий, под условием некоторых видимых уступок, готова была соединиться около Мелетия, епископа Севастийского. Не предвидел ли тогда Диодор возможности в будущем великой и серьёзной унии около личности Мелетия?! Не в видах ли широких светлых перспектив он принимал деятельное участие тогда в интронизации святого, богобоязненного Мелетия?! Всё это невольно создает гипотезу участия Диодора в известных сношениях св. Василия с Западом и св. Афанасием относительно объединения Антиохии около кафедры Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В те времена немало являлось желающих заводить новые обители; но Диодор был не из числа многих 879 . Уроженец Турчасовского прихода, Диомид, на девятнадцатом году жизни отправясь в Соловецкий монастырь для молитвы, остался здесь жить и, по испытанию в послушании, пострижен в иночество игуменом Антонием; настоятель поручил его в надзор духовному иноку, иеромонаху Иосифу Новгородцу. Похоронив отца своего, скончавшегося иноком на Соловках, Диодор пожелал видеть Соловецких отшельников, о которых говорил ему Иосиф. Он ушел на пустынный остров, не взяв с собою ни пищи, ни питья; ходя 40 суток по острову, он изнемог до крайности; некоторые из братьев нашли его под деревом едва живым; они принесли его на монастырское подворье и призвали духовника. После исповеди, укрепившись пищею, ревни тель отшельнической жизни поселился на пустынном острове при двух найденных им отшельниках. Отселе ходил он беседовать и с другими отшельниками, каковы были: старец Ефрем, Никифор белец, Алексей Калужанин, Иоасаф, Тихон Москвич, Феодор Рязанец, Трифон, Иоасаф, Севастьян и другие. Пустынник Тихон, по настоятельной просьбе его, рассказал о себе, что он ушел из Алексина во время расстриги, оставив все свое, и, переплыв на утлой лодке море, после трехлетней борьбы живет покойно. Никифор, встреченный без всякой одежды, поспешил скрыться и только сказал: «Посещай, посещай, Диодор, чтоб и самому иметь от Бога утешение». Диодор усердно посещал пустынников, доставляя им необходимое для жизни. Впоследствии братья обители стали роптать на то и говорили: «Хлеб обители тратится на тех, которые не трудятся для обители». Особенно же когда ушел в отшельничество больничный келарь Кирик, лучше которого никто не ходил за больными, братья сильно возмутились, и игумен Иринарх вынужден был принять меры против страсти к отшельничеству. Он послал «братию, стрельцов и рабочих» на острова с тем, чтобы они возвратили отшельников в монастырь; тогда Диодор заключен был в оковы, в больнице, и к нему приставлена была стража.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сирия. Антиохия. Борцами за православие при Валенте, теперь при Феодосии Великом, стоявшем во главе восточных церквей, были Диодор в Тарсе, Флавиан в Антиохии. Диодор до поставления в епископы (378) жил и учил в Антиохии. Говоря языком нашего времени, был профессором богословия той высшей школы, которая сложилась в языческую пору в столице Востока. Диодор был последователем методов Аристотеля. Он преподавал Священное писание Ветхого и Нового заветов. Полемизировал и против Ария, и против Аполлинария. По настроению аскет. Учениками Диодора были Иоанн Златоуст и Феодор Мопсуестийский в их студенческие годы. Они в последующем богословском творчестве оставались твердыми учениками научно-философского метода Диодора. Дефекты этой сказались в историческом опыте. Несторианская ересь опиралась на выучку в школе Диодора самого Феодора Мопсуестийского. Β чем сказались «перегибы» Диодорова богословия? Диодора, как и многих, возмутило ухищренное лукавство христологии прославленного антиохийца Аполлинария. Последний ухищренно усек полноту человеческой природы в Богочеловеке, заменив в Нем разум — логос человеческий Логосом только божественным. Против этой возмущающей фальши со всей силой ревности восстала вся антиохийская школа. Она не вынесла столь прославленного авторитетного фальсификатора в ее среде. Аполлинарий на всех антиохийских богословов наводил тень сомнения как на своего рода обманщиков. И это их возмущало и толкало к четким до грубости формам утверждения во Христе полноты, неусеченности двух Его природ: как Божеской, так и человеческой. Аполлинарий в конечном счете пустил в ход несчастное крылатое словечко μα φσις του θεο Λγου σεσαρκωμνη — одна природа Бога Слова воплощенная . Диодор и все настоящие антиохийцы ему напоперек: две природы . Диодор не говорил «два Сына,» «два Лица,» как его окарикатуривали, но выражался иногда так: «Христос человек, как и пророки, через все моменты жизни был соединен с Божеством.» Наблюдатели со стороны могли подозревать, не воскресает ли тут ядовитое антиохийское наследие от Павла Самосатского, утверждавшего во Христе натурального человека, только обоженного свыше. Так сгущались и повисали в воздухе ядовитые подозрения и обвинения, которые не могли не волновать эллинский христианский мир. Тут такие тревоги мозга легко преображались в боевые страсти сердца.

http://sedmitza.ru/lib/text/435104/

АНАСТАСИЙ Митр.Западно-Европейских (Грибановский) Православных Церквей.211 АНАСТАСИЙ (Добрадин) Архп.Воронежский и Задонский 214 АНАСТАСИЙ (Опоцкий) Еп.Олонецкий и Петрозавод­ ский ..217 АНАТОЛИЙ (Бусел) Еп.Каменец-Подольский ..221 АНАТОЛИЙ (Грисюк) Митр.Одесский и Херсонский.. 222 АНАТОЛИЙ (Каменский) Архп. Иркутский ..227 АНАТОЛИЙ (Соколов) Еп.Енотаевский, вик.Астрахан­ ской епархии 231 Анатолий (Станкевич) Еп.Калужский и Боровский.... 233 АНАТОЛИЙ Еп.Ибресинский 236 АНДРЕЙ (Комаров) Архп.Днепропетровский и Запо­ рожский ..237 Андрей (Одинцов) Еп.б.Мариупольский, вик. Екатеринославской еп 244 Андрей (Солнцев) Еп.Рыбинский 245 АНДРЕЙ (Сухенко) Архп.Черниговский и Нежинс­ кий 246 АНДРЕЙ (Ухтомский) Еп.б.Уфимский и Мензелинский 250 АНДРОНИК Еп.Мамадышский, вик.Казанс- (Богословский) кой епархии .254 АНДРОНИК (Никольский ( Архп.Пермский и Соликамский....256 АНТОНИЙ (Блум) Архп.Сурожский и.о.Экзарха Московской Патриархии в За­ падной Европе .259 АНТОНИЙ (Быстров) Архп «Архангельский .263 АНТОНИИ (Вадковский) Митр.СПБ и Ладожский...266 АНТОНИЙ (Вакарик) Еп.Смоленский и Дорогобуж­ ский .276 АНТОНИЙ (Варжанский) Архп.Виленский и Литовский....278 АНТОНИЙ (Васильев) Еп. Сан-Франциский .280 АНТОНИЙ (Георгадзе) Митр.Кутаисский .281 АНТОНИЙ (Демянский) Еп.Тихвинский, вик.Новгород­ ской еп 283 АНТОНИЙ (Каржавин) Архп·Тверской. 285 АНТОНИЙ (Кротевич) Митр.Ивановекий и Кинешемский290 АНТОНИН (Марценко) Архп.Тульский и Белевский... 292 АНТОНИЙ (Мельников) архп.Минский и Белорусский·· 294 АНТОНИЙ (Миловидов) Еп.Омский 297 АНТОНИЙ (Панкеев) Еп.Белгородский 299 АНТОНИЙ (Пельвецкий) Архп.Станиславский и Коломый- ский 300 АНТОНИЙ (Покровский) Архп·Вашингтонский 303 АНТОНИЙ (Романовский) Митр.Ставропольский и Бакин­ ский...304 АНТОНИЙ (Флоренсов) Еп.Вологодский и Тотемский. 311 АНТОНИЙ (Храповицкий) Митр.Киевский и Галицкий... 313 АНТОНИН (Грановский) Еп.Владимирский (обновл. митр .Московский) 331 АНТОНИН (Державин) Еп.Псковский и Порховский.. 335 АПОЛЛИНАРИЙ (Кошевой) Еп.Белгородский, вик.Курс­

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр (Соколов) 18.03.1923 хирот. во еп. Сердобского, вик. Саратовской епархии; с 1923 г. еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 1928 г. еп. Камышинский; с 13.08.1930 еп. Могилевский; с 5.09.1930 еп. Сталинградский; с 16.04.1933 в сане архиепископа; с 12.11.1935 архиеп. Воронежский; с окт. 1936 в заключении; † 16.05.1937. Петр (Федосихин) после 1930 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); в 1935 г. упом. как епископ. Пимен (Белоликов) еп. Семиреченский и Верненский; убит в 1918 г. Пимен (Пегов) с 1918 г. еп. Подольский и Брацлавский; с 1921 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1935 г. принес покаяние и назначен архиеп. Подольским и Брацлавским; † 1942. Пимен (Хмелевский) 10.01.1965 хирот. во еп. Саратовского и Волгоградского; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 30.01.1991 архиеп. Саратовский и Вольский; † 10.12.1993. Питирим (Волочков) 19.12.1995 хирот. во еп. Сыктывкарского и Воркутинского. Питирим (Крылов) 4.06.1928 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 1928 г. еп. Шуйский, вик. Иваново-Вознесенской епархии; с 25.09.1929 еп. Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; с 17.03.1931 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 18.05.1932 в сане архиепископа; с янв. 1936 г. архиеп. Велико-Устюжский; с 1937 г. в заключении. Питирим (Нечаев) 23.05.1963 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 9.09.1971 в сане архиепископа; с 30.12.1986 в сане митрополита. Питирим (Окнов) с 6.03.1917 на покое (б. митр. Петроградский); † 25.03.1919. Питирим (Свиридов) 25.12.1941 хирот. во еп. Куйбышевского и Сызранского; с янв. 1942 г. еп. Калужский и Боровский; с 1943 г. еп. Курский и Белгородский; с февр. 1945 г. в сане архиепископа; с 13.01.1947 архиеп. Минский и Белорусский; с февр. 1955 г. в сане митрополита; с 21.04.1959 митр. Ленинградский и Ладожский; с 19.09.1960 митр. Крутицкий и Коломенский; † 10.08.1963. Питирим (Старинский) 26.08.1992 хирот. во еп. Хмельницкого и Каменец-Подольского; с 1993 г. еп. Николаевский и Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

еп. Таврический и Симферопольский; † 17.08.1893 Арсений (Брянцев) епископ, рукоположен с 17.05.1882 по 28.03.1887 еп. Рижский и Митавский; † 28.04.1914 Сергий (Серафимов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.04.1887 по 5.12.1887 еп. Вятский и Слободской; † 13.04.1902 Митрофан (Невский) епископ, рукоположен с 14.02.1888 по 12.07.1890 еп. Пензенский и Саранский; † 23.05.1899 Николай (Налимов) епископ, рукоположен с 5.08.1890 по 24.10.1892 еп. Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.07.1914 Выборгские епископы Нектарий (Надеждин) епископ, рукоположен с 13.09.1859 по 29.09.1860 еп. Нижегородский и Арзамасский Иоанникий (Руднев) епископ, рукоположен с 12.06.1861 по 12.01.1864 еп. Саратовский и Царицынский; † 7.06.1900 Иоанн (Соколов) епископ, рукоположен с 17.01.1865 по 13.11.1866 еп. Смоленский и Дорогобужский Григорий (Медиоланский) епископ, рукоположен со 2.02.1867 по 21.08.1868 еп. Пензенский и Саранский Павел (Лебедев) епископ, рукоположен с 8.09.1868 по 29.08.1869 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Тихон (Покровский) епископ, рукоположен с 14.09.1869 по 16.08.1871 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Палладий (Ганкевич) епископ, рукоположен с 22.08.1871 по 28.09.1873 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; † 13.01.1893 Гермоген (Добронравии) епископ, рукоположен с 8/21.10.1873 по 9.09.1876 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †17.08.1893 Варлаам (Чернявский) епископ, бывший еп. Тотемский, викарий Вологодской епархии с 9.09.1876 по 26.07.1880 еп. Минский и Туровский Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Аксайский, викарий Донской епархии с 8.09.1880 по 31.10.1881 еп. Смоленский и Дорогобужский; † 25.07.1910 Анастасий (Добрадин) епископ, рукоположен с 6.06.1882 по 28.09.1882 еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии; † 1.05.1913 Сергий (Серафимов) епископ, рукоположен с 5.12.1882 по 24.04.1887 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии: † 13.04.1902 Антоний (Вадковский) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кирилл (Васильев) в 1923 г. хирот. во еп. Любанского, вик. Новгородской епархии; после 1924 г. еп. Маловишерский; принял схиму с именем Макарий; убит 1.04.1944. Кирилл (Гундяев) 14.03.1976 хирот. во еп. Выборгского, вик. Ленинградской епархии; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 26.12.1984 архиеп. Смоленский и Калининградский; с 25.02.1991 в сане митрополита. Кирилл (Ильинский) 13.06.1921 хирот. во еп. Тотемского, вик. Вологодской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Кирилл (Поспелов) 1.04.1944 хирот. во еп. Пензенского и Саранского; с 1944 г. еп. Ташкентский и Среднеазиатский; с 20.06.1940 еп. Ивановский и Шуйский; с 27.01.1947 еп. Пензенский и Саранский; с 25.02.1951 в сане архиепископа; † 18.12.1953. Кирилл (Смирнов) с 6.05.1913 архиеп. Тамбовский и Шацкий; с 19.03.1918 митр. Тифлисский и Бакинский; с 1919 г. в заключении; с сер. 1920 г. митр. Казанский и Свияжский; с апр. 1922 г. в ссылке; с дек. 1929 г. запрещен в священнослужении; расстрелян 20.11.1937. Кирилл (Соколов) 9.12.1921 хирот. во еп. Феодосийского; с 1922 г. еп. Любимский, вик. Ярославской епархии; с 1924 г. еп. Нижне-Ундинский, вик. Иркутской епархии; с 1925 г. еп. Ейский, вик. Ростовской (на Дону) епархии; с 1926 г. еп. Саранский, вик. Пензенской епархии; с 7.09.1927 еп. Краснослободский, вик. Пензенской епархии; с 24.08.1924 еп. Пензенский; с 13.01.1931 в заключении; расстрелян 31.08.1937. Климент (Капалин) 8.08.1982 хирот. во еп. Серпуховского, вик. Московской епархии, до 23.03.1987 управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 19.05.1989 в сане архиепископа; с 20.07.1990 архиеп. Калужский и Боровский. Климент (Перестюк) 23.10.1966 хирот. во еп. Свердловского и Курганского; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 8.08.1980 на покое; † 14.05.1986. Константин (Булычев) с 6.05.1915 архиеп. Могилевский и Мстиславский; с 1922 г. в обновленческом расколе; затем принес покаяние; 22.12.1925 уклонился в «григорианский» раскол. Константин (Горянов) 16.06.1991 хирот. во еп. Новогрудского, вик. Минской епархии; с 19.02.1992 еп. Новогрудский и Лидский; с 17.07.1996 еп. Тихвинский, вик. Санкт-Петербургской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Точных сведений о позиции Мензелинского еп. Иринея после возвращения из заключения у православных не имелось. В рапорте свт. Тихону от 19 февр. 1924 г. временно управляющий Уфимской епархией еп. Иоанн (Поярков) сообщал, что от еп. Иринея «кроме первого уведомления о прибытии в Мензелинск вестей нет, Е[пархиальное] У[правление] местное (обновленческое.- Н. З.) утверждает, может быть, ложно, что он признал Синод, о чем у них якобы есть подписка» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 247. Л. 15 об.). В рапорте от 31 марта еп. Иоанн вновь отмечал, что о еп. Иринее «сведений совершенно нет, что дает основание сомневаться в его твердости» (Там же. Л. 12 об.). В то же время обновленческие источники однозначно свидетельствуют о повторном переходе еп. Иринея в раскол с последующим возвращением в каноническую Церковь (НАРТ. Ф. Р-1172. Оп. 3. Д. 1036. Л. 55 об.; Правосл. церк. вестн. 1925. 2. С. 21; Матвеев С., прот. С кем они//Там же. 1926. 2. С. 3). Возвращение еп. Иринея вместе с большей частью приходов Мензелинского кантона (в Челнинском сильно было влияние обновленцев) состоялось в мае 1924 г. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл Сарапульский еп. Алексий (Кузнецов ; впосл. архиепископ), к-рый пытался открыть в своей епархии Малмыжское викариатство и долгое время безуспешно искал епископа для замещения новой кафедры. В рапорте от 9 мая 1924 г. он просил патриарха о создании в г. Малмыже викарной полусамостоятельной епископской кафедры и о назначении на нее еп. Иринея, изъявившего на это свое согласие. 10 мая датировано ходатайство еп. Иринея на имя свт. Тихона, содержащее просьбу освободить его от управления М. в. и назначить в распоряжение еп. Алексия в качестве его викария на предполагаемую к открытию Малмыжскую кафедру. При этом еп. Ириней вновь скрыл от патриарха свое уклонение в раскол. По этой причине в составленном Н. Б. Кирьяновым «Списке канонических архиереев, проживающих в России», по состоянию на авг. 1924 г. с правкой свт. Тихона рядом с именем Малмыжского еп. Иринея нет пометы о пребывании в обновленчестве и о принесении покаяния. Определением патриарха и патриаршего Синода от 26 мая 1924 г. в Малмыже была открыта викарная кафедра Сарапульской епархии, на которую и был перемещен еп. Ириней. Истинная причина ухода из Мензелинска, по словам самого еп. Иринея, заключалась в том, что «20 церквей кантона, в большинстве бедных, не в состоянии содержать своего епископа». Еп. Ириней оставил Мензелинск 2 июля 1924 г. М. в. более не возобновлялось. Правосл. приходы на его территории до 1927 г. находились в ведении временно управляющего Уфимской епархией еп. Иоанна (Пояркова), а затем отошли Казанскому митрополиту.

http://pravenc.ru/text/2562982.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010