Димитрий муч.,11 сент. Димитрий , великомуч. солунской, 26 окт. Димитрий , муч. даодский, 15 ноября. Димитрий , муч. цареградский, 9 августа. Димитрий прилуцкий, 11 февр. Димитрий , царевичь московский, 15 мая и 3 июня. Димитрий , митрополит ростовский, 21 сент. Дисан еп., муч. персидский, 9 апреля. Дисидерий (вожделенный, лат.), чтец, муч. путфольский, 21 апреля. Дий (божественный, греч.), муч, 3 апреля. Дий , преп. цареградский, 19 июля. Диодор (Божий дар, греч.), муч. пергский, 3 фев. Диодор , муч. коринфский, 31 янв. и 10 марта. Диодор пресв., муч. римский, 19 марта. Диодор и Родопиан диакон, мучч. афродисийские (в Карии), 29 апр. Диодор . муч. кампанийский, 6 июля. Диодор , муч. в Лаодикии сирской, 11 сент. Диодот (Богом дарованный, греч.), муч. мелитинский, 7 нояб. Диомид (Божий совет, греч.), врач, муч. никейский, 16 августа. Диомид муч., 3 июля. Дионисий ареопагит и два ученика его, мучч., 3 окт. Дионисий (бог виноделия или Вакх, греч.), воин, муч., 21 апр. Дионисий , из 7 ефесских отроков, 4 авг. и 22 окт. Дионисий , муч. лампсакский, 18 мая. Дионисий , муч. кормифский, 10 марта. Дионисий , мучен. кормифский другой, 10 марта. Дионисий священномуч., ев. александрийский, 5 окт. Дионисий отрок, муч. византийский, 8 июня. Дионисий муч., 18 авг. Дионнсий и с ним другой Дионисий , мучч. палестинские, 15 марта. Дионисий , муч. фракийский, 6 мая. Дионисий , архиеп. суздальский, 26 июня. Дионисий , игумен глушицкий, 1 июня. Дион , мучен. кампанийский, 6 июля. Диоскорид , муч. мирликийский, 21 дек. Диоскор (сын Зевса,греч.), муч., 21 апр. Дометиан (укротитель. лат. и греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Дометиам , еписк. Мелитины арменской, 10 марта. Дометий (укротитель, греч. и дат.), персянин, диакон, муч. с двумя учениками, 7 авг. Донетий преп., 8 мар. Домна (госпожа, дат.), муч. никомидийская, с двумя тмами мучч. 28 дек. и 3 сент. Домника (господня, дат.), муч. аназаврская, 12 окт. Донника , преп. цареградская, 8 января. Донникия преп., 28 февр. Домнина (госпожа, лат.), муч. римская, с св. Фотиною , 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

ФЕОДОР (Маковецкий) Еп.Массальский, вик.Калужской еп.........335 ФЕОДОР (Поздеевский) Архп.б.Волоколамский, вик.Московской еп. 336 ФЕОДОР (Рафальский) Еп. Таганрогский........................ 340 ФЕОДОР (Смирнов) Еп.Пензенский........................... 341 ФЕОДОР (Текучев) Еп.б.Сан-Франциский и Калифорнийский.... 342 ФЕОДОР (Яковцевский) Архп. Владимирский...................... 344 ФЕОДОСИИ (Вощанский) Еп. Краснодарский....................... 346 ФЕОДОСИИ (Ганецкий) Еп.Коломенский, вик.Московской еп........347 ФЕОДОСИИ (Кирика) Еп.Костромской..........................351 ФЕОДОСИИ Еп.б.Архангельский и Холмогорский........352 (Ковернинский) ФЕОДОСИИ Еп. Оренбургский и Тургайский............354 (Олтаржевский) ФЕОДОСИИ (Погорский) Архп.Пензенский и Саранский............. 357 ФЕОДОСИИ (Процюк) ЕВ von Omsk und Tjumen.................. 359 ФЕОДОСИИ Еп.Владикавказский и Моздокский..........363 (Рождественский) ФЕОДОСИИ (Самойлович) Еп. в США............................... 364 ФЕОДОСИИ (Сергеев) Еп.б.Прилукский........................366 ФЕОДОСИИ (Феодосиев) Архп.Виленский и Лидский, Польской автокефальной Церкви..................368 ФЕОКТИСТ (Попов) Архп.Рязанский и Зарайский.............371 ФЕОФАН (Березкин) Еп.Гжатский, вик.Смоленской еп.........374 ФЕОФАН (Быстров) Архп.Полтавский и Переяславский........375 ФЕОФАН (Гаврилов) Еп.Курский и Обоянский.................378 ФЕОФАН (Говоров) Еп.Владимирский и Суздальский..........382 ФЕОФАН (Еланский) Еп.Красноярский........................398 ФЕОФАН (Ильминский) Еп.Соликамский, вик.Пермской еп........399 ФЕОФАН (Семеняко) Архп.Минский...........................401 ФЕОФАН (Туляков) Митр.Горьковский.......................402 ФЕОФИЛ (Богоявленский) Архп.Кубанский и Черноморский........405 ФЕОФИЛ (Булдовский) Б.еп.Лубенский.........................406 ФЕОФИЛ (Пашковский) Архп.Сан-Франциский и митр.всея Америки и Канады...............................408 ФЕОФИЛАКТ (Клементьев) Еп.Прилукский, Полтавской еп.........411 ФИЛАРЕТ (Вахромеев) М von Minsk und Weißrußland..............413

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Герман (Аав) 8.07.1922 хирот. во еп. Финляндского и Выборгского Конст. П.; 7.05.1957 воссоединился с РПЦ; с 1.07.1960 на покое; † 14.01.1961. Герман (Вейнберг) 19.10.1926 хирот. во еп. Масальского, вик. Калужской епархии; с 23.01.1929 г. еп. Богумильский, вик. Самарской епархии; с 3.04.1930 еп. Алмаатинский; с 11.08.1933 сведений нет. Герман (Коккель) 31.12.1924 хирот. во еп. Ибрессинского, вик. Ульяновской епархии; с 1927 г. еп. Бугумильский, вик. Самарской епархии; с 1927 г. еп. Бугурусланский; с 1928 г. еп. Кузнецкий, вик. Томской епархии; с 1929 г. еп. Томский и Алтайский; с нояб. 1930 г. еп. Омский и Павлодарский; с 14.07.1931 еп. Никольско-Уссурийский, управ. Приморской епархией; с 1932 г. еп. Барнаульский и управ. Бийско-Алтайской епархией; с 19.09.1932 еп. Благовещенский, с 1935 г. на покое; расстрелян 12.11.1937. Герман (Косолапов) в 1918 г. хирот. во еп. Вольского, вик. Саратовской епархии; расстрелян в авг. 1918 г. Герман (Моралин) 28.03.1993 хирот. во еп. Якутского и Вилюйского; с 27.12.1995 еп. Якутский и Ленский. Герман (Ряшенцев) 14.09.1919 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 13.06.1928 еп. Вязниковский, вик. Владимирской епархии; епархией не управ., был в Усть-Сысольском лагере; с 1936 г. в ссылке на Севере; † 1937. Герман (Тимофеев) 6.12.1968 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Ленинградской епархии; с 25.06.1970 еп. Венский и Австрийский; с 3.09.1974 еп. Виленский и Литовский; с 19.04.1978 еп. Тульский и Белевский; с 9.09.1983 в сане архиепископа; с 29.07.1986 архиеп. Берлинский и Среднеевропейский, экзарх Средней Европы (с 1990 г. Берлинский и Лейпцигский); с 30.01.1991 архиеп. Волгоградский и Камышинский. Гермоген (Долганов) с 8.03.1917 еп. Тобольский; утоплен 29.06.1918. Гермоген (Кожин) 18.02.1946 хирот. во еп. Казанского и Чистопольского; с 1948 г. в сане архиепископа; с 19.10.1949 архиеп. Краснодарский и Кубанский; с 19.05.1954 митр. Алеутский и Североамериканский; † 3.08.1954. Гермоген (Максимов) с 1918 г. еп. Аксайский, вик. Донской епархии; с 1922 г. в эмиграции; с 1942 г. возглавил «Хорватскую Православную Церковь »; расстрелян сербскими партизанами в 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Гермоген (Орехов) 25.12.1966 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 25.06.1971 еп. Виленский и Литовский; с 25.08.1972 еп. Калинский и Кашинский; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 19.04.1978 архиеп. Краснодарский и Кубанский; † 27.01.1980. Глеб (Покровский) 23.12.1923 хирот. во еп. Михайловского, вик. Рязанской епархии; с 4.04.1925 епархией не управ.; с 19.10.1928 на покое; с 8.07.1932 еп. Соликамский, вик. Пермской епархии; с 16.06.1933 еп. Пермский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 1935 г. архиеп. Свердловский; расстрелян 3.11.1937. Глеб (Савин) 2.08.1990 хирот. во еп. Симферопольского и Крымского; с 12.08.1992 еп. Полоцкий и Глубокский; с 28.12.1996 на покое. Глеб (Смирнов) 9.05.1976 хирот. во еп. Орловского и Брянского; с 9.09.1978 в сане архиепископа; † 25.07.1987. Григорий (Вербицкий) после 1918 г. упом. как еп. Борзенский; † ок. 1923 г. Григорий (Закаляк) 27.09.1956 хирот. во еп. Дрогобычского и Самборского; с 21.05.1959 еп. Черновицкий и Буковинский; с 19.09.1960 еп. Львовский и Тернопольский; с 15.10.1964 еп. Черновицкий и Буковинский; с 26.10.1964 на покое; с 5.02.1965 архиеп. Мукачевский и Ужгородский; с 18.03.1977 на покое; † 10.02.1984. Григорий (Козлов) 20.03.1922 хирот. во еп. Ветлужского; в 1926 г. еп. Печерский, вик. Нижегородской епархии; после 1926 г. в заключении; в 1936 г. упом. как еп. Уфимский; расстрелян в июне 1937 г. Григорий (Козырев) 14.09.1923 хирот. во еп. Петропавловского, вик. Омской епархии; с 16.01.1924 в Соловецком лагере; с 1926 г. еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 14.09.1927 еп. Суздальский, вик. Владимирской епархии; с 14.06.1929 еп. Новоторжский, вик. Калининской епархии; с кон. 1929 г. еп. Бежецкий, вик. Калининской епархии; с 39.01.1937 еп. Барнаульский и Бийский; с 27.07.1937 сведений нет. Григорий (Лебедев) 2.12.1923 хирот. во еп. Шлиссельбургского, вик. Петроградской епархии; с февр. 1928 г. на покое; в 1937 г. арестован; 17.09.1937 расстрелян. Григорий (Лисовский) в 1922 г. хирот. во еп. Лубенского; с 1923 г. архиеп. Полтавский; с 1926 г. в сане митрополита; † 17.03.1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Общее состояние церковных дел на Востоке и в частности в Антиохии в это время – антиникейская реакция: Омиусианство и аномейство, изгнание из Антиохии св. Евстафия, его преемники, община верных св. Евстафию православных в Антиохии. Мирянин Флавиан, как член этой общины. Знакомство Диодора с Флавианом – омоусианизм Флавиана и омиусианизм Диодора в их взаимоотношении, термины μοοσιος и μοιοσιος – подлинный смысл их и преимущества каждого из них. Значение знакомства Диодора с Флавианом в истории богословской мысли вообще – отношение его к богословию каппадокийцев или новоникейцев. Диодор и евстафиане. Первое выступление Диодора в Антиохии в епископство Леонтия (344–358 г.) против Аэция. Следующее выступление Диодора против Леонтия – введение правильного славословия св. Троицы, религиозные собрания общины Диодора за городом, антифонное пение и всенощные бдения. Разбор существующих исторических свидетельств и мнений о происхождении антифонного пения и всенощных бдений в христианской Церкви. Диодор в Антиохии при Евдоксии (358–360 г). Мелетий – епископ Антиохии (360 г.). Его избрание в Антиохии в связи с краткой характеристикой той религиозной партии, представителем коей он являлся. Диодор в отношении к Мелетию и его пастве. Первое изгнание Мелетия из Антиохии. Тяжёлое время переживала Антиохия, когда Диодор после школы Силуана и Евсевия Эмесского начал в ней свою церковно-общественную деятельность. Это были известные в истории восточной церкви бурные 40 годы IV столетия, когда т. н. антиникейская реакция противодействием символьному термину μοοo ς, во имя замены его терминами μοιо ς κατ’ οσαν, κατ πντα и μοιοσιος, сошла уже с почвы благоговейного охранения священных традиций. В рядах омиусиан обозначилось аномейство с его теоретическим и схематическим представлением христианства и нисколько не удовлетворявшее сознание ортодоксии омийство. Антиохия, родина Диодора, была самым главным центром упомянутой оппозиции никейскому символу. По свидетельству Созомена, она сделалась в то время гнездом, где широко зажило арианство 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

По справедливому взгляду Диодора, признанием законным епископом в Антиохии Павлина Восток не только интронизовал бы на одну из важнейших своих кафедр недостойного по своим внутренними качествами, но и бестактно через это открывал Западу дорогу к господству вообще в делах Востока. Вот почему, как ни убеждал отцов собора св. Григорий Богослов , что уступка Западу в „малом”, в поставлении для Антиохии Павлина, даёт желанный залог мира между церквами, но Диодор силой убеждения и энергии сумел настроить собор против этой уступки. В прошлом у Тарсского епископа было немало свидетельств, как Запад, не зная вовсе восточных обстоятельств, с явными оттенками беспочвенного апломба пытался направлять внутреннюю жизнь восточной церкви 692 . Но – ведь, „люди надменного нрава, когда им угождают, делаются ещё большими презрителями” 693 . Правда и достоинство Церкви требовали, чтобы пресвитер Флавиан за свою подвижническую жизнь, за свои труды по вере, как всегда верный последователь Мелетия 694 , как неизменный друг самого Диодора, был награждён преемством скончавшемуся Мелетию, и Диодор сделал это. Подобное удачное выступление Диодора с протестом против избрания Павлина на антиохийскую кафедру и энериичное участие в избрании, вместо Павлина, Флавиана – факт, нам кажется, очень определённый для характеристики Диодора на втором вселенском соборе – здесь не было интриг, как хочет представлять дело историк Гфрёрер 695 , но во всём этом деле виден по-прежнему мужественный, смелый и нелицеприятный Диодор – боец за правду и достоинство Церкви. Возведением Флавиана в епископы Антиохии Диодор смело и решительно направлял церковную жизнь родного ему города по новому, самостоятельному пути, вопреки мечтам и желанию Запада и некоторых епископов. Вместе с этим, в лице Флавиана, епископа Антиохии, Диодор приобретал могущественного союзника и высокого, по новому своему положению, покровителя всем своим начинаниям и заботам о благе Церкви, что для него, как епископа Тарса, который входил в область антиохийского диоцеза, было очень важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Наконец, нельзя забывать в данном случае важного свидетельства св. Василия Великого , который в 376 году в письме к Патрофилу Эгейскому называет Диодора ещё пресвитером 657 . Что касается конца 376 года и 377 года, то эти годы тоже не могут считаться временем поставления Диодора в епископы, ибо в это время Мелетий и Диодор были в Армении – будущее их было покрыто мраком неизвестности, и Мелетий не мог ничем руководиться для блага Церкви, рукополагая Диодора у себя в Армении епископом в г. Тарс. Таким образом, временем поставления Диодора епископом в Тарс нужно считать, действительно, возвращение Мелетия из изгнания в Антиохию в 378 году при Грациане, как удостоверяет это блаж. Феодорит. Но так как Мелетий при затруднительных путях тогдашних сообщений, по всей вероятности, мог прибыть в Антиохию лишь только к концу 378 г. и на первых порах, естественно, должен был заняться собственным официальным водворением на антиохийской кафедре, ликвидацией затем дел своего арианского преемника и переговорами с Павлином, о чём сохраняют свидетельства церковные историки 658 , то естественнее, terminus а quo епископства Диодора отнести к 379 году 659 , причём не далее осени, ибо осенью 379 года Диодор, как епископ Тарса, присутствует на антиохийском соборе. Новое место архипастырской деятельности Диодора не представляло собой какого-нибудь захолустного города или селения греко-римской империи. Для блага верующих Богу угодно было перевести его из одной столицы в другую – из столицы Сирии в главный город Киликийской митрополии, каковым был город Тарс 660 , возделывать и доделывать ниву, политую трудами его учителя, блаженного Силуана, епископа Тарсского. Блаженный Иероним говорит, что в новом своём сане Диодор был менее замечательным и знаменитым, чем в сане пресвитера антиохийского 661 . Но это замечание блаж. Иеронима должно быть принято с большими ограничениями. Конечно, преклонный возраст Диодора, утомление, сопровождавшееся болезнями и физической слабостью его 662 , как следствие строгой аскетической его жизни, неутомимой борьбы за веру в период пресвитерства, наконец, наступивший во дни его епископства мир в отношениях Церкви и государства – всё это самым естественным образом могло способствовать тому, что Диодор в дни своего епископства был уже не так горяч и стремителен в подвигах, как раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

В 372 году Диодор, изгнанный из Антиохии, пребывал у Мелетия в Армении уже пресвитером – это удостоверяют письма св. Василия, с 372 года называя Диодора пресвитером 491 . Terminus а quo пресвитерства Диодора можно полагать первое возвращение Мелетия в Антиохию при Юлиане или ещё раньше предполагаемое изгнание Диодора из Антиохии, когда он мог посетить также изгнанного Мелетия и от рук его принять благодать священства, дабы в полной мере духовно окормлять остававшихся без главы верующих антиохийцев 492 . Свои заботы о вручённой ему пастве при Валенте Диодор начинает энергичным возобновлением тех миссионерско-просветительных мероприятий, которые имели громадный успех при арианствующем епископе Леонтии. Не имея возможности собирать своих верных чад в храмах, он выводит их за город к подошве одной из антиохийских гор. Здесь под руководством его антиохийцы, верные Мелетию, „с жёнами, детьми, старцами, с великим терпением перенося неблагоприятные перемены погоды – то дождь, то снег, то стужу, а иногда и сильнейший зной, ожидая лишь помощи от Господа, учились крепко стоять за истину, не сдаваться врагу” 493 . Арианствующие быстро заметили сильное впечатление на народ этих собраний пресвитера Диодора и с помощью военной силы запретили собрания. Но сильный и мужественный Диодор нисколько этим не смутился. Он охотно переносил труды за веру – всюду мог потоплять противников 494 . Прогнанный от антиохийских гор, Диодор тотчас же повёл своё стадо на другой берег реки Оронта и там своими проповедями успешно поучал верующих блюсти целость правой веры. Опять весь город заволновался устраиваемыми Диодором новыми собраниями, за рекой Оронтом, люди массами шли к нему слушать туда здравое учение. О неизмеримой силе влияния на народ Антиохии за-речных собраний мужественного Диодора свидетельствовал выразительно впоследствии св. Иоанн Златоуст 495 . Арианствующие, конечно, не могли равнодушно слышать и об этих собраниях смелого и непобедимого руководителя общины мелетиан. Бессильные пред его действием на народ, пред его умением защищать истину, они не находят ничего лучшего, как вновь обратиться к военной силе, и с помощью солдат опять разгоняют мелетиан 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

От этой второй речи св. отца сохраняет нам небольшой отрывок Факунд Гермианский. В нём св. Иоанн называет Диодора „живым мучеником”. „При прославлении мучеников, – говорит он, – вспомним живого мученика, вблизи храма духовную реку”... „Видите его умерщвлённые члены, видите движущуюся фигуру его, которая принадлежит человеку, но дух имеет ангельский... Каким образом он мёртв, умерщвляя свои члены и презирая желания своей природы и показывая в то же время жизнь ангельскую? Если желаете знать, почему и как он оказывался мёртвым, вспомните то время жизни его, когда жестокая война поднялась против Церкви, когда армии врагов надвигались – оружия приготовлялись, когда все за рекой собирались. Тогда он, как башня, поставленная впереди, или высокая некая скала, пред другими стоящая, подхватывая и разбивая противные течения, в спокойствии охранял тело Церкви, сокрушая силу и вводя нас в тихую пристань”. Долго ли пробыл Диодор в Антиохии, придя туда в 386 году, мы не знаем. Известно, что в начале 90-х годов Диодор был в Тарсе. К нему в Тарс приходит один из учеников его Феодор, будущий епископ Мопсуэстии. Есть известие, что Диодор сам пригласил его 779 . Но Леонтий Византийский пытается объяснить появление Феодора в Тарсе намерением его похитить „око Киликии”, Тарс, т. е. стать епископом Тарсским, и, будто бы, только Феофил Александрийский воспрепятствовал этой решительности Феодора 780 . Однако едва ли можно с доверием принять это свидетельство Леонтия. Феофил Александрийский, лично не имевший ничего против Феодора, и, по свидетельству Домна Антиохийского 781 , находившийся с ним даже в полном общении, к тому же представитель совсем другой области, едва ли стал вмешиваться незаконно в жизнь самостоятельной провинции и оказывать Феодору препятствия в занятии тарсской кафедры. С другой стороны, не нужно забывать и следующего сообщения о Феодоре Мопсуэстийском, по которому он получил сан епископа для более успешной борьбы с македонианами – без определённой пока кафедры 782 . Мы не имеем данных, чтобы отрицать последнее оригинальное известие о епископстве Феодора, и поэтому вопрос о пребывании его в Тарсе, нам думается, можно представлять так: Диодор пригласил к себе на помощь своего ученика Феодора уже в сане епископа, лелея, быть может, мысль о передаче ему после своей смерти кафедры Тарса.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Никакого непосредственного отношения к самому Несторию Диодор не имел. Если Диодор имел учеником своим Феодора Мопсуэстийского, который оказался, по словам некоторых источников, учителем Нестория 938 , то он же имел учеником своим и св. Иоанна Златоуста , всехвального учителя вселенной. Почему богословская мысль Феодора, а не последнего должна определять посмертное отношение к Диодору? Своеобразный, горячий и увлекающийся характер Феодора, как мы заметили, мог обусловливать многое в направлении и формулах своей богословской мысли совершенно самостоятельно. При таких условиях учитель, каким оказывался Диодор, менее всего мог быть ответственным за мысли своего ученика, Феодора. То обстоятельство, что Несторий сам ставил своё учение в связь с мыслями Диодора, может не иметь какой-нибудь особенной доказательной силы, ибо обычно явление, когда еретик старается обосновать своё лжеучение на каком-нибудь авторитете выдающихся деятелей Церкви. Несторию Диодор казался важным авторитетом в деле отчётливого различия им природ в Лице воплотившегося Богочеловека и объяснения эмпирического действия каждой из них. Но при условии научной восприемлемости Нестория, которая историей ярко обозначена sapientiae parum 939 , это теоретическое разделение естеств в акте познавания у него вылилось в раздельное существование естеств, как самостоятельный процесс рационализирования христианского догмата воплощения Сына Божия. И если при всём этом, 40 лет спустя после смерти Диодора, его стали обвинять в несторианизме, то очевидно, что в этих обвинениях лежит какое-то тяжёлое и грустное недоразумение – falsa suspicio. Для историка Церкви очень важно, что св. Кирилл Александрийский и его друзья во дни несторианского движения как бы верят Несторию и, провозглашая его еретиком, объявляют таковым и Диодора. Но – величие и святость церковных авторитетов созидались в скудельных сосудах слабой человеческой природы. Святые были люди, кои не избегали общей участи ошибок и уклонений 940 . И в силу этого мы не оскорбим памяти великого отца и учителя вселенной, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010