Судя по рисункам, запечатлевшим рельефы пристроек, и по сохранившейся резьбе, попавшей в кладку фасадов Д. с. после сноса башен и галерей, они исполнены в манере, свойственной XIII в. Это могло быть связано с существованием в строительной дружине различных ремесленных групп, но вероятнее всего, пристройки возникли позже собора - сразу после пожара 1193 г. ( Воронин. 1961. С. 423), либо в 1222-1225 гг., в период между сооружением Д. с. и Рождественского собора в Суздале ( Тимофеева. 1988. С. 205-206), либо ок. 1220 г. ( Новаковская. 1981. С. 50), либо после пожара 1229 г. ( Столетов. 1975. С. 121). Археологические исследования В 1945 г. в связи с изучением Владимирской реставрационной мастерской фундаментов собора и нижележащего грунта Н. Н. Ворониным было проложено 2 разведочных шурфа у юж. и сев. фасадов в местах примыкания пристроек. Кладка фундамента сев. пристройки оказалась выбранной во время сноса (1838) пристроек. Стратиграфия разреза, по мнению Воронина, указывала, что пристройка почти одновременна собору. Фундамент южной пристройки оказался целым, но стратиграфия здесь не дала ясной картины. Тогда же были проведены разведочные работы с целью поисков дворца кн. Всеволода. В 1852 г. В. И. Доброхотов писал о белокаменных обломках, находимых при посадке деревьев к северу от Д. с. (между собором, Борисоглебской ц., губернаторским домом и плацем). Воронин сделал 2 траншеи к северу от собора: по оси зап. фасада и перпендикулярную ей. В раскопах обнаружился слой белокаменного щебня XII в. В одном из шурфов с юж. стороны оказался ненарушенный слой XII в. с единичным белокаменным обломком и большим количеством плиткообразных кирпичей и плиток пола без раствора. На основании этих раскопок Воронин предположил, что с севера к собору примыкало белокаменное крыло дворцовых построек, с юга - кирпичное. В 2003-2004 гг. в связи с подготовкой проекта благоустройства площадки вокруг Д. с. были проведены исследования с участием археологов ГЭ. В 2003 г. проложено 3 шурфа (у юго-вост., сев.-вост. и юго-зап. углов здания), траншея вблизи юж. фасада; в 2004 г.- 4 шурфа (у зап. угла сев. фасада, у зап. и сев. порталов и внутри собора, вблизи юго-вост. столба), было установлено, что фундаменты устроены в 2 зоны. Нижняя зона уложена в ров глубиной 1 м и состоит из грубо отесанных блоков белого камня и валунов, верхняя - высотой 80 см - имеет отступ ок. 70 см и сложена из тщательно отесанных и хорошо пригнанных белокаменных квадров. Этот участок возводился выше дневной поверхности и был присыпан грунтом. Сев. галерея строилась одновременно с возведением стен собора. С юж. стороны существовала самостоятельная белокаменная постройка, одновременная собору или более ранняя. В домонг. время она была разобрана, и на ее месте сооружена галерея. История реставрации

http://pravenc.ru/text/178253.html

Справка: 1) По § 81 лит. б . п. 4 устава духовных ака- —2— демий избрание кандидатов на должность доцента значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. – 2) По § 48 того же устава: «для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». – 3) Согласно § 55 академического устава, лицам, определяемым на вакантные кафедры с званием исправляющих должность доцентов, до окончательного утверждения в степени магистра, срок для получения ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении кандидата богословия священника Димитрия Рождественского исправляющим должность доцента Академии по кафедре гомилетики и истории проповедничества. – 2) Объявить священнику Рождественскому, что для определения на должность доцента по означенной кафедре он должен получить степень магистра не позже двух лет со дня утверждения настоящего журнала Его Высокопреосвященством. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1907 г. Февр. 10. Священник Рождественский утверждается исправляющим должность доцента по кафедре гомилетики и истории проповедничества». Того же 6 Февраля 1907 года. 2 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов , заслуженные ординарные профессоры А.Д. Беляев и Н.А. Заозерский , ординарные профессоры С.С. Глаголев и М.М. Тареев , экстраординарные профессоры А.П. Шостьин , И.В. Попов , И.Д. Андреев и С.И. Смирнов и доцент А. И. Покровский . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1906 г. Декаб. 23. В Совет Московской Духовной Академии, к сведению» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 19 декабря 1906 года за 14097: —3— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, от 28 минувшего Ноября 1716–10272, по ходатайству Совета С.-Петербургской духовной академии о предоставлении Совету входить в обсуждение возможности или невозможности для исправляющих должность доцента приобрести степень магистра богословия в назначенный, по пар.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тем священнослужителям, которые говорят, что невозможно накануне Пасхи исповедать всех желающих, можно посоветовать совершать Таинство Исповеди не за день до Пасхи, а с первых дней Страстной седмицы. В одном из наиболее авторитетных руководств по пастырскому богословию говорится: «Если… для множества исповедающихся не может пресвитер управитися в один день перед причащением, как обычай есть, то ничто не препятствует за два или три, или чрез целую седмицу готовящихся исповедовать». Исповеди же достаточно одной накануне, если только человек не совершил греха, который надо исповедовать. Прот. Димитрий Смирнов : «Благословение на причастие… Наша многолетняя практика состоит в том, что мы перед Рождеством и перед Пасхой говорим всем заранее, что нужно исповедоваться в течение недели-полутора, и потом, если никого не убил, можно причащаться без исповеди». Ремарка: Ненормальная ситуация, когда исповедь совершается на самой пасхальной или рождественской службе. Исповедовать надо накануне. Регулярно причащающиеся могут приступать к Причастию на Пасху, на Рождество (да и в другое время – те, которых священник знает) и без исповеди. Действительных препятствий к Причастию не так уж много. Это смертный нераскаянный грех, пребывание в каноническом грехе (за который полагается отлучение от Причастия), отлучение в качестве епитимии, нежелание простить и примириться, физическая неготовность (месячные или послеродовой период у женщин, ночное осквернение по собственной вине, вкушение после полуночи, супружеское общение в ночь накануне). Также, препятствием, конечно, является общая духовная расхлябанность накануне (например, просмотр художественных фильмов и т. п.). Если же человек не всё прочитал или недостаточно попостился – это не является (не должно являться) препятствием для Причастия, на этом основании нельзя не допускать к Причастию. В случае же смертного нераскаянного греха, пребывания человека в каноническом грехе, священник должен отказать не только в Причастии, но и в разрешительной молитве на Исповеди.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-preodol...

Опубликовано по материалам: presviter_ds.livejournal.com  Священник Димитрий СТРУЕВ родился в 1975 году в г.Узловая Тульской области. Окончил филологический факультет Воронежского университета. С 1998 в сане священника служил в Курской епархии, с 2004 – в Липецкой. В настоящее время является клириком Христо-Рождественского храма г.Липецка, возглавляет Миссионерский и Молодежный отделы Липецкой епархии. Женат, трое детей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 декабря, 2012 5 декабря, 2012 22 февраля, 2019 5 декабря, 2018 5 декабря, 2014 5 декабря, 2013 5 декабря, 2013 5 декабря, 2013 17 мая, 2013 5 декабря, 2012 5 декабря, 2012 22 февраля, 2019 5 декабря, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи .

http://pravmir.ru/on-v-odnochase-stal-bl...

Занятия по церковному и духовному пению не имели планомерного характера. Был образован четырехголосный смешанный хор, который спел несколько молебнов и панихид, два всенощных бдения и несколько пьес на Рождественском вечере. Было разучено несколько песнопений на греческом языке, музыка для которых вновь была написана П. П. Мироносицким . По необязательному латинскому языку после занятий в младшей группе по материалу книги Михайловского переводили и комментировали Лактанция и гимны Амвросия Медиоланского с попутными сведениями из грамматики. Наставники, сосредотачивая свое внимание на учебном деле, так же, как и в предыдущем учебном году, широко занимались церковно-просветительной деятельностью вне института. Почти все читали лекции на религиозные, нравственные и церковно-исторические темы в церквах, подворьях, братствах и других местах Петрограда, проводили там внебогослужебные беседы и особенно часто проповедовали с церковной кафедры. И. И. Соколов принимал участие в организации богослужений на греческом языке в петроградском греческом храме св. Димитрия Солунского. П. П. Мироносицкий вел занятия по церковному пению с детьми при шести церквах, со взрослыми при двух церквах и руководил классами пения при церкви Экспедиции заготовления ценных бумаг и при Эстонской церкви. В. Б. Шкловский был заведующим «Бюро деятелей Петроградской церковной частной миссии», секретарем епархиального миссионерского Совета и различных приходских советов. Наконец, несмотря на крайне неблагоприятные условия для ученых занятий, большинство наставников продолжало свою учебную деятельность. Некоторые из них состояли членами или научными сотрудниками Российской Академии наук, другие – членами Палестинского, Славянского обществ, Коллегии востоковедов, Комиссии «Константин Порфирородный». Неоднократно они делали свои доклады и сообщения там. Многие из преподавателей работали над интересующими их темами. Так, например, протоиерей П. П. Аникиев изучал вопросы об отношении мистики к теософии, о почитании имени Божия, об отношении мистики восточной к мистике западной. А. П. Алявдин перевел с сирийского языка «Книгу о законах стран», вышедшую из школы гностика Бардесана, а также некоторые новозаветные апокрифы и сказания. С. С. Безобразов изучал материалы, объясняющие происхождение пелагианского движения. М. Н. Соколов занимался средневековой еврейско-арабской литературой, библейскими комментариями и извлекал из состава древнееврейского языка слова без фонетических эквивалентов в других семитических языках и классифицировал их по семантическим признакам с сообщением существенных опытов их толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вы поставляете препятствием к свиданию со мной дальнее расстояние и многочисленность семейства, и потому желаете, чтоб я приближен был к вам службою. Но, во-1-х, Москва от Иванова вовсе еще не так далеко отстоит, чтоб страшиться путешествия в неё, в особенности при тех сношениях, какие существуют между первою и последним; многочисленность семейства, правда, важное препятствие, но также не совсем непреодолимое. А во 2-х, желать перехода моего из Москвы в какую бы то ни было провинцию значит желать для меня не лучшего, а худшего. Впрочем, и отрекаться от провинции совершенно нельзя: может быть, и доведется служить в каком-ниб. даже отдаленном уголке России. От службы по воле начальства, не надобно отказываться нигде; а самопроизвольно и без особенной нужды переменять место и род службы, по моему мнению, не следует, в особенности же мне, при настоящих моих обстоятельствах. Мне остается только благодарить Бога за неизреченные Его ко мне милости». Состоящий при Её Величестве, Государыне Императрице, обер-гофмейстер Василий Дим. Олсуфьев почтил меня письмом от 27-го октября за 1546, в коем изъяснены следующие, отрадные для меня слова: «Ваше высокопреподобие! Я имел счастье представить Её Величеству присланный при письме вашем от 21 сего октября экземпляр составленного вами Указателя Московской Патриаршей ризницы и библиотеки. Государыня Императрица, приняв оный благосклонно, повелеть соизволила вас благодарить. Исполняя сим таковую Высочайшую волю, честь имею присовокупить, что следующий Государю Цесаревичу экземпляр мною представлен Его Императорскому Высочеству. Поручая себя молитвам вашим, имею честь быть с отличным уважением». А на другой день, 28-го числа, Василий Димитриевич прислал мне особое письмо от своего имени и благодарил меня за экземпляр книги, лично для него присланный. 29-го числа имел я честь получить из Петербурга письмо от почтенного земляка, придворного протоиерея Иоанна Васильевича Рождественского. 117 Вот что писал он мне от 27-го числа: «Поручение ваше, на меня возложенное письмом от 21-госего октября, я исполнил с усердием земляка, душевно вас почитающего. Её Высочество великая княгиня приняла вашу прекрасную книгу и поручила мне выразить пред вами её искреннюю признательность. При мне же она пересматривала многие места и, по описанию, припоминала то, что видела недавно. Спрашивала, знаком ли я с вами, и на ответ мой, что мы земляки, и что в одних стенах учились некогда уму-разуму, – сказала приятное слово обо всей нашей Володимерии. На подарок мне смотрю как на выражение вашей доброты к человеку, который не имел еще случая заслужить ваше благосклонное внимание. Книгу вашу я прочитал всю тотчас по получении и пожалел, более чем когда-ниб., что доселе не мог видеть вашей ризницы, хотя и много раз уже бывал в Москве. Рассчитывать на будущее судьба давно отучила меня; но и отчаиваться, конечно, было бы грешно. Искренно желая Божия благословения на все многополезные труды ваши, имею честь быть».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Во время Рождественского поста отец Димитрий Какавулис, настоятель храма святых равноапостольных Константина и Елены в Мандзагре, ежедневно служил Божественную литургию. Служба кончалась на рассвете, и Яннула в темноте отправлялась пешком домой в Триполи. В одной руке были чётки, в другой – просфора. Она читала Иисусову молитву. По дороге часто встречались пьяные, полуночники, собаки. Шёл ли дождь, снег ли, дул ли пронизывающий ветер – всё это не имело для благословенной женщины никакого значения. Несмотря ни на что она всегда стремилась на Литургию. В храме она читала, пела, помогала. На рассвете, когда служба завершалась, она спешила домой, чтобы приготовить всё необходимое для супруга и сына. Однажды тёмной ночью Яннула по обыкновению спешила на службу. Она была на дороге одна-одинёшенька, но, когда проходила через пустырь, увидела идущую впереди Женщину в тёмных одеждах. Это была Пресвятая Богородица. Видение укрепило и обрадовало Яннулу. Она много молилась за тех, кто в этом нуждался. Помогала в беде и трудностях всем, кого встречала на пути. Несла им благодать, утешение и надежду. Велика была её вера. Она читала «Отче наш», осеняла больных крестным знамением, и они исцелялись от своих недугов. Один батюшка твёрдо запретил ей так делать: «Кира-Яннула, кто ты такая? Ты что, священник? Это дело иереев, в другой раз не крести». Она его послушалась и перестала так делать. Но вот заболела жена этого священника. Сам батюшка прочитал над ней молитву, но боли несчастной не прекратились. Яннула, видя её мучения, с дерзновением осенила попадью крестным знамением и помолилась за неё от всего сердца. Женщина тотчас совершенно выздоровела. Тогда священник, став свидетелем исцеления матушки, разрешил Яннуле помогать людям своей молитвой и благословлять их крестным знамением. Яннула очень любила Бога. Все её разговоры были о Нём, начинались и заканчивались обращением к Его Святому имени. Радостно было слушать её истории и советы: они несли собеседникам надежду, радость и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/books/16250-po...

В этот день, в Невской Лавре издавна существует и поддерживается очень странный и неприличный обычай. Нареченный во епископа архимандрит устраивает в одной из монастырских палат приличный обед, к которому приглашаются близкие к нему архимандриты, ученые протоиереи, средние чиновники синодские и др. За трапезой происходит обильное возлияние питий, и под влиянием винных паров изливаются из уст ораторов красноречивые спичи с восторженными похвалами виновнику пиршества, которое слывет под именем духовного девичника. Нареченный архимандрит вместо того, чтобы молитвенным уединением приготовлять себя к достойному принятию столь великого таинства, принимает по необходимости участие в этом, иногда очень шумном пиршестве. И все это происходит на глазах у первенствующего члена Св. Синода!.. В Москве в этих случаях никогда и ничего подобного не бывало и не бывает. В 2776 «Нов. Времени» напечатано, что в Одесских еврейских училищах были совершены панихиды по умершему 14-го ч. преосвящ. архиепископе Херсонском Димитрии. Нуждается ли душа православного архиерея в молитвах врагов Христианства и не оскорбительна ли даже для нее такая молитва?.. 19-го ч. получил я письмо из Москвы от Председателя Общества любителей дух. просвещения, о. протоиерея И. Н. Рождественского 164 . Он писал от 17-го числа: «Наконец после долгих ожиданий часть Сборника 165 , к изданию которого Ваше Высокопреосвященство милостиво оказали пособие, вышла из печати, хотя не в должном порядке, то есть, второй том прежде первого, который так же выйдет в непродолжительном времени. Экземпляр вышедшего тома, по поручению Общества любителей духовного просвещения, имею счастье, через бывшего нашего сослуживца отца архимандрита Антонина 166 , представить Вашему Высокопреосвященству на память о почившем святителе Филарете. Сотрудника нашего мы отпускаем к Вам с сожалением: он всем нам был по душе. Дай Бог , чтобы Вы нашли в нем благонадежного и верного помощника, а он – в Вас благопопечительного покровителя и просвещенного руководителя».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Таким образом, второй этап историографии, посвящённой митр. Димитрию Ростовскому , характеризуется главным образом обсуждением его «латинских» взглядов. Зарубежные исследователи этой поры не имели доступа к отечественным архивам, а потому все их выводы основывались на уже опубликованных материалах и сводились, главным образом, к оценке и переоценке степени и характера «латинства» и «западничества» митр. Димитрия. В отечественной церковно-исторической науке, несмотря на её печальное состояние в СССР, работы, посвящённые митр. Димитрию начали выходить уже с 1940-х гг. 53 , однако ничего нового, в сравнении с дореволюционными исследованиями, в них сказано не было (исключение − публикация уже упоминавшегося труда прот. А. Державина в 1976 г.). Возобновление интереса к персоне митр. Димитрия в светской советской науке в 1960-е гг. связано с личностью выдающегося слависта Н.М. Дылевского обратившего внимание на ту значительную роль, которую сыграли исторические произведения митр. Димитрия Ростовского («Летопис Келейный» и Четьи-Минеи) в процессе болгарского национального Возрождения 54 . В дальнейшем филологи начинают периодически обращаться к наследию митр. Димитрия: выходит статья Н.Д. Численко 55 и несколько исследований В.В. Калугина, посвящённых частным вопросам, связанным как с описанием рукописей текстов, так и с педагогической деятельностью владыки вообще 56 . В 1981 г. выходит монография Л.А. Софроновой «Поэтика славянского театра XVII − первой половины XVIII вв. Польша, Украина, Россия» 57 , в которой драматургия Димитрия Ростовского рассматривается в контексте восточноевропейской барочной культуры в целом (хотя, главным образом, иллюстративно). Позже вышла отдельная статья того же автора, специально посвящённая «Рождественской драме» митр. Димитрия 58 . Коснулся личности митр. Димитрия в своей работе «Русская культура в канун петровских реформ» и А.М. Панченко. Для автора Ростовский владыка – «барочный полонофил», представитель западной культуры, принципиально антагонистичной культуре древнерусской; его противостояние старообрядцам – коллизия «интеллекта и духа» 59 . Поскольку впервые подобные оценки (хотя и в более мягкой форме) появляются у описанных выше эмигрантских авторов, то логично предположить заимствование концепции, несмотря на «железный занавес».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Знаменитая «Погоня» из «Неуловимых мстителей», «Баллада о секундах» из «Семнадцати мгновений», «БАМ» — все это песни на стихи Роберта Рождественского, со дня рождения которого сегодня исполняется 80 лет. Размышлениями о поэте и его судьбе поделился Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир» 20.06.2012 ТУРЦИЯ, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЗНАЕМ Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников. 25.01.2011 Неизведанная Турция Неизведанная Турция. История этой страны тесно связана с летописью православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появилась и у наших соотечественников. 25.01.2011 Как я познакомился с " Фомой " ? , часть 4 Отвечают участник сообщества рок-поэтов «Даждь» Анна Студеная, корреспондент молодежного интернет-проекта «Мы» Юлия Шабанова, руководитель молодежного центра «Экклезиаст» в г.Липецк протоиерей Димитрий Струев. 18.01.2011 ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — АВГУСТ Первый заместитель главного редактора «Фомы» Владимир ГУРБОЛИКОВ – о только что вышедшем, августовском номере: —     Прежде, чем ответить на вопросы я хотел бы поздравить с юбилеем нашего настоящего друга, человека, который чрезвычайно много сделал для того, чтобы журнал жил – ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова.  28.07.2010 ПЯТЬ ВОПРОСОВ РЕДАКТОРУ — ИЮЛЬ …В номере есть публикации, которые стали находкой лично для меня, и материалы, которые открыли что-то новое для читателя. Для меня стали уроком несколько строчек небольшого интервью с греческой журналисткой Марией Антониаду, обозревателем газеты «Вима» (Греция). Насколько я знаю, это очень жесткий и принципиальный журналист, с критикой относящийся ко всему, о чем пишет…

http://foma.ru/authors/shabanova-julija

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010