Число подобных «отступников от православия», как величали их бракоборцы, было не велико; но за то это были лучшие люди Московской федосеевщины, которыми сами вожаки бракоборцев старались впоследствии «защитить свое общество от нареканий правительства и общественной печати за неприятие браков» 227 . Если же мощная рука покойного императора в состоянии была поколебать Московскую федосеевскую общину с ее знаменитым Преображенским кладбищем, то само собой понятно, что федосеевцы Петербургские, бывшие, так сказать на глазах правительства, еще менее могли скрыть от власти свои злоупотребления, a вследствие этого еще более должны были сосредоточить на себе ее внимание. A злоупотребления Петербургских федосеевцев были теже, какие замечены были правительством и на Преображенском кладбище, именно: отрицание брака и допущение в следствие этого блудной жизни и детоубийства, и затем неповиновение власти и отрицание молитвы за нее 228 . Эти-то пункты федосеевского учения, замеченные правительством собственно в Петербургской федосеевщине Волковского кладбища, и были причиной того, что с последних лет царствования императора Александра 1 власть стала постоянно и зорко следить за этой сектой, и притом, как увидим ниже, не только в столицах, но и в других городах, в которых федодосеевцы составляли наибольший проценте в населении раскольничьем. Петербургские федосеевцы имели в столице в рассматриваемое нами время следующие заведения: богадельню и моленную, называвшуюся Косцовой и находившуюся в 3 адмиралтейской части; моленную с богадельней, называвшуюся Зеленковой и находившуюся в рождественской части на малоохтенском проспекте 229 ; богадельню, больницу, моленную и кладбище, находившиеся в охтенской части и называвшиеся Димитриевскими; наконец мужскую и женскую богадельни с двумя моленными и кладбищем, называвшиеся Волковскими и находившиеся в каретной части на Волковом кладбище 230 . На эти-то заведения Петербургских федосеевцев правительство главным образом и обратило свое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В следующей сцене Любопытство звездочетское перечисляет знаки зодиака, созвездия и отдельные звезды, но не может понять значения новой звезды и обращается за разъяснением к пророку Валааму. Валаам встает из гроба и объясняет свое пророчество о Христе. Любопытство посылает волхвов вслед за звездою. В 6-м явлении Ирод, восседая на престоле посреди своих сенаторов, говорит о своей всемирной славе и непобедимости. Певцы поют гимны в честь царя. Приходит посол от трех царей; иностранный язык посла наивно передан в виде русской ломаной речи. Ирод в порыве гнева хочет убить посла, но сенаторы удерживают его и советуют принять царей. Следует беседа царей с Иродом и поклонение их Христу, заключающееся хором. В 8-м явлении Ирод узнает, что цари ушли другою дорогой; призывает раввинов, которые указывают место рождения Христа в Вифлееме. По совету сенаторов, Ирод приказывает избить вифлеемских младенцев. Хор поет: «Глас слышен в Раме, Рахили рыдаше», и пр. В 9-м явлении представляется «убиение отрочат не слышимое, но зримое». Затем следует длинный «плач, подобием плачевной Рахили», оканчивающийся повторением хора: «Глас слышен в Раме». Вождь воинов приносит головы детей, Ирод в радости велит петь и засыпает. За сценою хор, призывающий отмщение; слуги царские в ужасе разбегаются, и перед Иродом (во сне) является Невинность, в белой одежде, с двумя чашами, наполненными кровью и слезами. Истина объявляет, что Ироду уготовано место в геенне, и приказывает двум ангелам водворить Невинность на небо. Ирод пробуждается (явление 13-е), чувствует себя больным; хор выражает мысль пролога о мирской суете. Вельможи приходят к больному царю, от которого идет невыносимый смрад; врач объявляет, что все его тело сгнило. Все приближенные бегут от заразы. В 15-м явлении Ирод сетует на свою плачевную судьбу; ему отвечает голос короткими фразами, напоминающими «эхо». Ирод умирает в страшных мучениях, на сцену выходит Отмщение и низвергает его в ад. В 16-м явлении Ирод в адских муках вопиет и проклинает своих советников и день своего рождения. Два последних явления представляют как бы заключение антипролога. Смерть торжествует: она погубила 14-ть тысяч младенцев, напоила землю кровью, и – убила Ирода. Ей принадлежит власть над человеческою природой, она хочет сесть на престол и взять венец. Но Жизнь опять её останавливает: она, Жизнь, а не Смерть, на веки сохранит за собою престол и увенчает Натуру, свою другиню. Крепость Божия объявляет, что Ирод терпит муки за гордыню, и что такие же муки уготованы грешникам, «убивающим Христа своими грехами». Эпилог, по обычаю, благодарит слушателей за внимание и просит прощения за ошибки в действе. В заключении П. О. Морозов говорит: «Подробный анализ Рождественской драмы приводит нас к заключению, что эта пьеса представляет переделку, а отчасти даже и перевод (в хорах) польского школьного действа, текст которого нам неизвестен».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Садоводство это не только хорошие семена и почва, но это еще и борьба с сорняками и вредителями. Поэтому все то, что препятствует рождению детей, должно быть изъято из поля деятельности средств массовой информации. И удивительно то, что это как раз у нас и пропагандируется. Конечно, должен быть полный запрет на алкоголь, табак, в том числе и в кино. Создан прекрасный сериал, с точки зрения художественности и многих других достоинств, в том числе и актерской игры, «Улицы разбитых фонарей», но ведь эти ребята все время пьют, так сказать, с утра до вечера и на работе. При их артистическом обаянии количество алкоголиков после просмотра этого сериала, хотя бы однажды, в нашей стране увеличится. Обязательно нужно прекратить государственное финансирование «Центров планирования семьи». Их более трехсот на территории нашей страны и планирование у нас только в одну сторону – убивать, убивать, и убивать!!! Ни один Центр не планирует увеличить количество детей в семье и это, опять же, за мой счет! Категорически необходимо открытие церковно-государственного телеканала, где голос Церкви будет звучать на всю страну и не будет зависеть от платных СМИ, хотябы полтора часа в день. Наши, так называемые, средства информации не довели до сведения населения страны ни одного послания Патриарха полностью. Ни одного! Человеку, который является Этнархом нашего народа, который является представителем души народа, Предстоятелю Церкви, дают возможность только на два слова обратиться к народу, показывают маленькие фрагменты его богослужения, но не одно, ни Пасхальное, ни Рождественское послания не напечатаны ни в одной газете на протяжении всего Патриаршего правления! Это просто возмутительно! У нас 84% крещеного люда в стране, но неужели мы, как православный народ, не можем этого потребовать? Программы, типа «Культурная революция», где обсуждается о необходимости матерщины в нашей общественной жизни, под руководством, так называемого министра, так называемой культуры, идет на всю страну, а голос Церкви совершенно не звучит. Это совершенно необходимо сделать.

http://sedmitza.ru/lib/text/429790/

Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 5 июля 1895 года за 2565 Советам Академий предписано: «дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большою осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея». 2) По п. 4 временных правил для духовных академий, установленных определением Святейшего Синода от 26 ноября 1905 года за 6081 и ныне, с Высочайшего соизволения, приведенных в действие в виде временной меры до созыва Поместного Собора: «Совету должно быть предоставлено окончательное утверждение в ученых академических степенях и самостоятельное в пределах, установленных законом, разрешение учебных и воспитательных вопросов». Определили: 1) Священнику Димитрию Рождественскому разрешить переработку его кандидатского сочинения в ма- —35— гистерскую диссертацию с сохранением прежнего заглавия. 2) Принимая во внимание: а) что темы для кандидатских сочинений студентов, предлагаемые преподавателями, рассматриваются Ректором Академии и затем представляются на утверждение Его Высокопреосвященства; б) что по § 136 ныне действующего академического устава, до сего времени не отмененному, Совет каждое кандидатское сочинение может прямо признать удовлетворительным для степени магистра, и признавая установленную указом Святейшего Синода от 5 июня 1895 года за 2565 меру представляющею совершенно излишнее и неоправдываемое существом дела стеснение для желающих посвятить свои силы разработке вопросов богословской науки, – разрешить на будущее время всем окончившим академический курс перерабатывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации под собственною ответственностью, без предварительного испрошения на то согласия Совета Академии. VII. Заявление студентов Академии (за подписью четырех курсовых дежурных): «Не имея в оставшемся в учебном полугодии достаточного времени для написания на IV курсе кандидатского сочинения и проповеди, а на остальных трех курсах двух семестровых сочинений и также – проповеди, – мы, студенты Академии, постановили просить Совет Академии: для IV курса писание проповеди в текущем учебном году уничтожить, для остальных трех курсов подачу первого в этом полугодии сочинения отложить до 24 марта; последнее же семестровое сочинение, отнесенное на апрель месяц, заменить писанием проповеди в форме домашней работы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потому-то мы и решили темой январского, рождественского номера сделать «Хроники Нарнии» — чтобы помочь родителям, учителям и библиотекарям увидеть в них христианскую подоплеку и, обсуждая с детьми прочитанное, перейти от сказки к правде жизни — к правде Евангелия. Редакция «Представьте себе книжку с картинками, из которой внезапно исчезли буквы. Картинки красочные, смотреть интересно, можно даже представление о сюжете составить. Но все же, несмотря на впечатления от картинок, мы будем лишены большей части того, что эта книга могла бы дать. Хорошо, что так не бывает. Но вот так, чтобы буквы остались, а смыслы исчезли, — так, увы, случается. Может, и не все смыслы, но самые важные. Так вышло с «Хрониками Нарнии» в России...» — о христианских аллюзиях в известной книге Клайва Льюиса пишет руководитель молодежного отдела Липецкой и Елецкой епархии протоиерей Димитрий Струев в материале «Ветка спелых рубинов из глубин Нарнии». Взгляд переводчицы Натальи Трауберг (1928—2009) на «Хроники Нарнии» более сдержан, нежели у священника Димитрия Струева: «...Многие думают, что это чуть ли не учебник христианства для детей, что любому ребенку они помогут уверовать в Бога. Но на самом деле всё куда сложнее. Может, мои слова прозвучат странно, но, на мой взгляд, дети гораздо хуже, чем о них, как правило, думают взрослые. Все дети в своем развитии проходят такие страшные туннели, такие трудные периоды, что тут никакой Льюис не поможет. Я сужу и по своему собственному детству, и по своим детям, и по внукам — а их у меня шестеро. Что поделать, такова уж человеческая природа. Вполне возможно, что в какой-то период «Хроники Нарнии» у ребенка не пойдут: либо он прочтет их просто как увлекательную сказку, не обращая внимания на христианскую «подкладку», либо вообще возмутится их излишней назидательностью, менторством — и эффект будет обратный. Так что не стоит считать Льюиса таким уж прекрасным детским писателем и знатоком детской души». «... Этот редкостный злыдень воспринимает происходящее вокруг как отменное безобразие и всё норовит пожаловаться британскому консулу. Кто читал книгу, тот помнит, что он превратился в дракона и оставался им до тех пор, пока искренне не раскаялся во всех своих вредных помыслах.

http://foma.ru/yanvarskyi-nomer-jurnala-...

Довольно…» 17-го ч. писал я во Владимир преосвященному Иакову, в ответ на его письмо от 30 апреля: «С благодарностью возвращаю при сем Вашему Преосвященству оставшиеся у меня письма, за исключением только моих собственных писем к покойному Владыке Евсевию. Если Вы позволите мне эти письма оставить у себя, как мою собственность, хотя и отчужденную, то во всяком случае я удержу их еще на некоторое время. Вы писали мне, что некто из Могилевцев хотел бы напечатать все письма архиереев к преосвящ. Евсевию; не Каргопольцев ли это, который через газеты приглашает всех, имевших какое-либо отношение к покойному святителю Евсевию, доставлять ему материалы для составления биографии сего иерарха? Кто этот Каргопольцев?.. Акафист Муромским Чудотворцам я передал, вскоре по приезде моем в СПб. на рассмотрение цензору, архимандриту Тихону, уроженцу Владимирском и моему ученику по академии и даже постриженцу в монашество. Прочитавши рукопись, он нашел в ней довольно много выражений, требующих исправления. Я убедил его принять на себя труд исправить эти выражения и представить затем акафист на благоусмотрение Св. Синода. И так делу этому дано надлежащее направление. Остается с терпением ожидать его окончания. Что скажу Вам о себе? Не могу пока жаловаться на свое положение в Северной Столице, хотя и претерпеваю подчас нечто неприятное от действия здешней воды; но это, как говорят, неизбежная участь всех вновь приезжающих в СПб. Не могу также жаловаться на служебные труды: они посильны. С кончиной старейшего Члена Св. Синода надобно ожидать назначения нового, но уже не из белого духовенства». Брат покойного Костромского преосвященного 73 , преподаватель Моск. Семинарии С. Д. Рождественский 74 , по просьбе моей выслал мне для прочтения письма к его почившему брату от разных иерархов, как то: Филарета 75 , Исидора 76 , Иннокентия 77 , Димитрия 78 , Алексия 79 , Леонида 80 и др. По прочтении этих, более или менее интересных, манускриптов, я возвратил их Рождественскому при следующем письме от 19-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не стоит здесь рассуждать о нашем отношении к телекинезу в реальном мире: в художественном мире " Сталкера " проблема оккультизма не поставлена, здесь это просто проявление сверхъестественной силы, присущей девочке. Пока в окружающем мире атрофируются остатки веры, пока впадает в отчаяние сам Сталкер, сила Зоны начинает действовать через ребенка. И девочка-инвалид, беспомощное существо с чистой душой, спокойно постигает данную ей силу. " Если не обратитесь и не будете как дети... " Справка: Священник Димитрий СТРУЕВ родился в 1975 году в городе Узловая Тульской области. Окончил филологический факультет Воронежского университета. Рукоположен в сан священника в 1998 году. Служил в Курской епархии, с 2004 года служит в Липецкой. В настоящее время – клирик Христо-Рождественского храма города Липецка, возглавляет Молодежный отдел Липецкой епархии, главный редактор журнала молодежного клуба " Экклезиаст " и сайта ekkl.ru. Женат, четверо детей. А. и Б. в киноформате Критики часто обращают внимание на парадокс: чем меньше кино по книгам Стругацких походит на текст-первоисточник – тем лучше оно получается. Классические примеры: два совершенно не похожих друг на друга фильма – музыкальная комедия-сказка " Чародеи " и философская притча " Сталкер " . Обе эти работы прекрасно известны зрителю, их помнят, любят и ценят, но они имеют лишь отдаленное сходство с книгами-первоисточниками. С другой стороны, максимально приближенные к тексту " Трудно быть богом " и " Отель " У погибшего альпиниста " – прошли на экранах страны почти незамеченными. Сегодня после паузы, возникшей в 90-е годы, режиссеры вновь обращаются к творчеству Стругацких. Так, Константин Лопушанский выпустил в 2006 году фильм " Гадкие Лебеди " , Алексей Герман готовит к выходу новую экранизацию " Трудно быть богом " , а Федор Бондарчук приступил к съемкам фильма по роману " Обитаемый остров " . На сегодняшний день фильмография братьев Стругацких выглядит следующим образом: " Сталкер " , 1979 год, Мосфильм, 163 минуты.

http://zavet.ru/a/rss_1191245484.html

Малышеве (?), Малышеве, Устье, Гремячее, Покровское (под этим названием кажется нужно разуметь Костенки, так как старинное это село в Атласе неупомянуто, а близ Покровскаго упомянута Предтеченская – деревня и деревни с таким наименовашем нет ныне в Воронежском уезде: в б. г. Костенках были две церкви Покровская и Предтеченская вероятно, по их наименованиям и названо село Костенки состоящее из Покровского села и Предтеченской деревни), Морская (? близь Тавровской крепости. Что разумеется под этою Морскою трудно сказать), креп. Тавровская, Кондрашкино, Красный Лог, Усмань, Казанская Хава, Рождественская Хава, Александровская, Сухие Гаи, Хава, Покровская (д. б. Покровская Хава), Семеновская, Хреновое, Бобяково, Репное, Алексеевское, Боровое, Орлово, (б. г.), Никоново, Тресвятское, Углянск. В Коротоякском уезде: Каменное (н. Каменно-Верховское), Левая Россошь, Оленьи вершины (Олень-Колодец), Боршево, Яблочное, Архангельское, Оскина, Поссоши (? д. б. Россошь), Мастюгино, Сторожевое, Ст. Форостань, Аношкино, Плоты (Платов), Девица, Прилепы, Дракина, Урыв, Прилепы, Березово, Красное, Уколово, Заломная, Ураново, Камызино, Круглое, Солдатское, Россоховецкое, Быково, Плюхино, Покровское (близ с. Плюхина). В Бобровском уезде: Сомовец, Матренка, Гнилуша, Ертил, Щучья, Боршево, Ясырки, Мосоловка, Садовое, Брадовое, Анпы, Ст. Курлак, Верх. Тойда, Ст. Тойда (или Тонда), В. Тишанка, Н. Тишанка, Ст. Чигла, Колодезная, Покровская, или Нов. Чигла, Нов. Хворостань (вероятно ныне Давидовка в Коротоякском уезде), Рождественское, Кузмодемьянское (?), В. Икорец, Ст. Икорец, Нов Покровское, Ниж. Икорец, Ниж. Кисляй, Мечетка, Пчелиное, Козловка, Васильевское, Бутурлиновка. В Острогожском уезде: Медвежье (? это село близ с. Березова Коротоякского уезда), Веретье, Петропавловское (Лиски), Переезжая (Щучья), Колыбелка, Марок, Костомарово, Коловертья (? такой слободы нет ныне в Острогожском уезде), Колодезная, Сагуны, Андреевское, Судьевка, Подгорная, Березово, Карпенкова, Юрасовка, Ольховатка, Ровеньки, Россошь, Меженка, Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В этот день, в Невской Лавре издавна существует и поддерживается очень странный и неприличный обычай. Нареченный во епископа архимандрит устрояет в одной из монастырских палат приличный обед, к которому приглашаются близкие к нему архимандриты, ученые протоиереи, средние чиновники синодские и др. За трапезою происходит обильное возлияние питий, и под влиянием винных паров изливаются из уст ораторов красноречивые спичи с восторженными похвалами виновнику пиршества, которое слывет под именем духовного девишника. Нареченный архимандрит вместо того, чтобы молитвенным уединением приготовлять себя к достойному принятию столь великого таинства, принимает по необходимости участие в этом, иногда очень шумном, пиршестве. И все это происходит —84— 1883 г. на глазах у первенствующего члена Св. Синода!.. В Москве, в этих случаях, никогда и ничего подобного не бывало и не бывает. В 2776 „Нов. Времени“ напечатано, что в Одесских еврейских училищах были совершены панихиды по умершем 14-го ч. преосвящ. архиепископе Херсонском Димитрии. Нуждается ли душа православного архиерея в молитвах врагов Христианства и не оскорбительна ли даже для неё такая молитва?.. 19-го ч. получил я письмо из Москвы от Председателя Общества любителей дух, просвещения, о. протоиерея И. Н. Рождественского 1753 . Он писал от 17-го числа: „Наконец после долгих ожиданий часть Сборника 1754 , к изданию которого Ваше Высокопреосвященство милостиво оказали пособие, вышла из печати, хотя не в должном порядке, то есть, второй том прежде первого, который так же выйдет в непродолжительном времени. Экземпляр вышедшего тома, по поручению общества любителей духовного просвещения, имею счастие, чрез бывшего нашего сослуживца отца архимандрита Антонина 1755 , представить Вашему Высокопреосвященству на память о почившем святителе Филарете. Сотрудника нашего мы отпускаем к Вам с сожалением: он всем нам был по душе. Дай Бог, чтобы Вы нашли в нем благонадежного и верного помощника, а он – в Вас благопопечительного покровителя и просвещенного руководителя“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9-го числа вечером, был я у члена Синода, Придворного протоиерея Ив. Вас. Рождественского 52 – моего почтенного земляка. С ним у меня была очень продолжительная и искренняя беседа. Шла речь, между прочим, 1) о моём назначении сначала на Курскую, а потом на Харьковскую епархию; в Харьков предполагали было перевести Нижегородского Архиепископа Иоанникия 53 , но отложили, потому что он недавно (именно в 1873 г.) перемещен был с Саратовской кафедры на Нижегородскую; 2) о назначении на моё место преемника в Витебск; – предположено было сначала определить на Полоцкую кафедру Преосвящ. Иосифа 54 , епископа Ковенского, Викария Литовской епархии, а епископа Чебоксарского, викария Казанского, Викторина – на кафедру Смоленскую; но, при рассуждении об этом в Синоде, кто-то из светских чиновников заявил, что неудобно Викторина посылать в Смоленск: ведь он там встретит многих священников и даже протоиереев, сеченных им розгами, когда он был в Смоленской Семинарии Инспектором (1853 – 57 г.); заявление это произвело своё действие; назначение было изменено: в Смоленск послали Иосифа, а Викторина назначили моим преемником на Полоцкую кафедру; 3) о перемещении на Ярославскую епархию Херсонского Архиепископа Димитрия 55 без его ведома и, вопреки его желанию, но по проискам брата его, Петербургского протоиерея Муретова; между тем как Ярославской кафедры домогались Экзарх Грузии, Архиепископ Евсевий 56 , Варшавский Архиепископ Иоанникий 57 и Каменец-Подольский Леонтий 58 ; 4) о переводе Свящ. Писания В. Завета с еврейского языка на русский; из переводчиков никто не знал основательно еврейского языка: перевод сделан на основании святоотеческих толкований свящ. книг; 5) о самовольном и безотчетном распоряжении Обер-Прокурора делами по духовно-учебным заведениям и в частности о назначении ревизоров, коим предположено было возвысить оклады жалованья, но Иван Васильевич 59 воспротивился; 6) об отношениях ко мне Графа Д. А. Толстого 60 будто бы неблагоприятных; 7) о мнениях Архиереев и Консисторий о проекте духовно-судебной реформы; одобряя моё мнение по сему предмету, Иван Васильевич в то же время очень неблагосклонно отозвался о мнении Полоцкой Консистории, столь превознесенном клевретами известной партии; 8) Иван Васильевич порицал действия и отношения ко мне протоиерея Юркевича 61 и священника Матвея Красовицкого 62 ; 9) о Преосвященном Никаноре 63 , епископе Аксайском, викарии Донской епархии; дошли до сведения Государя очень невыгодные отзывы о его действовании на Должности Ректора Саратовской Семинарии (1857–1865 г.), так что ему угрожала опасность не быть епархиальным Архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010