С.И.Никитин Покровского собора, протоиерея Κ.И.Богоявленского: Протоиерей Κ.И.Богоявленский Протоиерей И.Кузнецов —12— 14. Покровской, на Варварке, церкви, священника Н.В.Цветкова: Священник Н.В.Цветков Троице Полевской церкви, протоиерея Н.А.Соловьева: Наследники Чижовых Т-во Красильщиковой Г.Ф.Павлов Никитского сорока 1 отд. Василие-Кесарийской в Тверской-Ямской Сл., церкви, протоиерея А.Орлова: Священник Ф.Никольский Вознесенской, на Царицынской ул., церкви, протоиерея И.Д.Арбекова: Протоиерей И.Д.Арбеков Воскресенской, в Малой Бронной, церкви, священника А.И.Сперанского: Е. З. Л. N. Священник В.Знаменский Георгиевской, в Грузинах, церкви, священника Д.К.Холмогорова: Священник Д.К.Холмогоров —13— 22. Георгиевской, на Всполье, церкви, протоиерея В.А.Крылова: Протоиерей В.А.Крылов Димитрие-Селунской, на Тверской, церкви, священника В.А.Быстрицкого: Князь Κ.А.Горчаков Ермолаевской, на Садовой, церкви, протоиерея С.С.Модестова: Протоиерей С.С.Модестов Иоанно-Предтеченской, за Пресней, церкви, священника А.А.Флерина: Федор Вонифатьевич Николаевской, в Новой Слободе, церкви, священника В.И.Кедрова: Священник В.И.Кедров Священник Н.Беневоленский Церковный староста Г. Леонтьев Пименовской, в Старых Воротниках, церкви, священника Μ.П.Ласточкина: А.И.Зимина И.Баранова Покровской, в Кудрине, церкви протоиерея Г.И.Истомина: Причт и староста Спиридоновской, на Спиридоновке, церкви, протоиерея И.Ф.Горского: В.Беляев Христо-Рождественской, в Палашах, церкви, священника Д.Н.Ренского: Священник Н.Величкин Священник Д.Ренский —14— 31. Феодоро-Студитской, на Никитской, церкви, священника В.А.Модестова: Никитского сорока 2 отд. Александро-Невской, в Комиссаровском техническом училище, церкви, священника И.П.Смородина: Алексиевской, на Глинищах, церкви, священника Н.Н.Строганова: Священник Н.Н.Строганов Администрация по д. Д.И.Филиппова Благовещенской, на Тверской, церкви, священника А.М.Соболева: Священник А.М.Соболев А.Печатнов И.И.Мишин Богородице Рождественской, в Столешниках, церкви, священника Н.С.Недумова:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человек Раннего Нового времени любил бояться и жаждал это делать: публичные казни превращались в зрелища, а театральные сцены и живописные полотна, обычно исполненные аллегорий, подавали сцены кровавых расправ вполне натуралистично и во всех подробностях. Особенно выделялся здесь театр, где многочисленные инсценировки житий или исторических коллизий редко обходились без изображений ужасных злодейств. Впрочем, обладатели тонкого вкуса протестовали против смакования жестокостей. Многие драматурги поступали так, как и митр. Димитрий в своей «Рождественской драме», где убиение Вифлеемских младенцев происходит за сценой, «неслышимо», изображаясь посредством волшебного фонаря за прозрачным занавесом 641 . В проповедях же весь вышеописанный барочный натурализм жестокости давал возможность дать адекватное описание адских мук: и поистине, не было в истории гомилетики таких натуралистичных (и таких приближенных к слушателю!) описаний мучений в Геенне, как те, что изобразили барочные проповедники. Тут описания Млодзяновского и описания митр. Димитрия Ростовского не уступают друг другу в яркости и детальности: здесь и отверженные, превращающиеся в зловонные головёшки ещё до ввержения в вечный огнь, здесь − жабы и черви, в которые превращаются предметы земного плотоугождения, здесь душа и тела грешника гнушаются друг друга, здесь смрад и сера, теснота и мрак 642 . Впрочем, следует отметить, что описания адских страданий у Ростовского владыки можно встретить лишь изредка, в тех случаях, когда этого требует повествование проповеди. Подобный «реализм сверхъестественного» митр. Димитрия, однако, вовсе не ограничивается жуткими картинами преисподней. Стремление к образности и визуализации свойственно барокко. Сама идея Theatrum Mundi подразумевала также и желание отразить на сцене всё мироздание от малой детали до космических сфер 643 − а сценой в искусстве барокко была, в некотором роде, как уже говорилось, и картина, и кафедра проповедника. Димитрий Савич в полной мере использовал эти возможности барокко, что позволило ему говорить о духовных реальностях языком образов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтобы организовать ярмарочные павильоны, нужна фантазия. Можно подходить просто и делить изделия на деревянные, глиняные, текстильные и т. п. Можно придумать для торговых рядов красивые названия. Например, на первой ярмарке в Димитриевской школе действовали павильоны «Русский дом» (поделки с народными мотивами), «Галерея» (художественное творчество), «В ожидании Рождества» (сувениры-подарки). На Рождественской ярмарке товары были распределены по странам: Россия, Украина, Англия, Германия, Финляндия, Япония. Правда, деление это было по большей части условное: например, праздничные открытки и сувениры из соленого теста «уехали» в Германию, а самодельное мыло и кружева — в Финляндию. Вход в каждый класс-павильон украшал соответствующий плакат, а в коридорах висели указатели. В школе «Знак» в прошлом году в течение Великого поста каждую пятницу проходили творческие мастер-классы. Так одновременно шло и обучение мастерству, и подготовка к ярмарке. «В этом был еще и педагогический смысл — весь пост мы все вместе трудились», — поясняет Елена Тюттерина. «Очень охотно откликаются на все это младшие дети, до седьмого класса, — делится опытом Елена. — Восьмиклассники иногда помогают украшать зал, но поделки не делают: они считают, что склеивать и шить что-то — не для них». В Димитриевской школе в организации ярмарки вместе со школьниками участвуют студентки Свято-Димитриевского училища. На Рождественской ярмарке они оформили павильон «Россия» и были там гостеприимными хозяйками-продавцами. Важно не только сделать товары, но и зазвать как можно больше гостей. В школе «Знак» за месяц до ярмарки вывешивают плакаты на информационных стендах, классные руководители обзванивают родителей. В 2010 году перед Рождеством школа «Знак» решила провести две ярмарки: традиционную в школе и районную в соседнем доме творчества. Чтобы оповестить жителей о предстоящем празднике, были напечатаны плакаты, которые развесили по району. За десять дней до события на здании дома творчества появился баннер. Правда, большая часть гостей все равно попали сюда случайно: привели детей на елку, а тут еще и ярмарка, и мастер-классы, оказывается. Поначалу гости даже побаивались участвовать. Но  потом многие втянулись и смастерили массу красивых поделок. Организаторы не собираются останавливаться: по их мнению, такие школьные ярмарки районного масштаба могут сплотить людей вокруг добрых дел. Поэтому после ярмарки на подъездах домов появились благодарственные обращения. Весной в парке «Лианозово» школа «Знак» планирует провести спортивный праздник и новую ярмарку.

http://pravmir.ru/sekrety-shkolnoj-yarma...

—144— Невоструева в 142 р.); Ю. Ф. Самарина (после С. Кедрова) – студенту 2 курса Димитрию Покровскому; академическую (после П. Третьякова) – студенту 3 курса Николаю Юдину (пользовавшемуся стипендией имени прот. И. В. Рождественского в 194 р.); казённую (после В. Кантова) – студенту 4 курса Вениамину Олесницкому (пользовавшемуся стипендией Архиепископа Алексия в 204 р.); Московской кафедры (после A. Любимского) – студенту 2 курса Ксенофонту Нечаеву; две протоиерея И. В. Рождественского (после Г. Филипповича и Н. Юдина) – студентам: 3 курса Петру Ансарову (пользовавшемуся академической стипендией в 210 р.) и 2 курса Сергею Цветкову; Архиепископа Донского Макария (после А. Строева) – студенту 2 курса Василию Муравьеву (пользовавшемуся казённой стипендией); прот. А.И. Невоструева (после П. Анисимова) – студенту 2 курса Петру Неклюкову; Архиепископа Алексия (после В. Олесницкого) – студенту 2 курса Дмитрию Орлову; академическую (после Петра Ансерова) – студенту 3 курса Виссариону Плотникову и казённую (после B. Муравьева) – студенту 2 курса Александру Заозерскому. 4) За прочими студентами оставить на будущий 1900–1901 учебный год те стипендии, которыми они пользовались в минувшем году, а восемь стипендий: одну имени В.Д. Кудрявцева-Платонова в 220 рублей, пять Г. И. Хлудова, по 86 рублей каждая, и две – в 239 р. и 220 р. – имени И.С. Аксакова для студентов из южных славян – предоставить студентам будущего I курса. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1900 г. июля 12. Постановления Совета по всем статьям и пунктам оных утверждаются.“ 30 мая 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и Члены Совета, кроме профессоров В. Ключевского и С. Глаголева , не присутствовавших по болезни, и И. Попова , находящегося в отпуске. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1900 г. Мая 4. В Совет Московской Духовной (Продолжение следует). 931 Вм. οιδα др. οιδατε, а нек. οιδαμεν, Остр. вем др. вемь. После ματυια нек. приб. αυτου (μου нек.) и Остр. и Мст. Вм. ин у св. Ал: но (αλλ?) Сим: и, Кари: ее. Св; Ал: истина есть св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новый год Петербургские священники собирают рождественские посылки для военных Северного Кавказа Санкт-Петербургская епархия проводит благотворительную акцию " Рождественская посылка солдату " . Священнослужители собирают гуманитарный груз военным, проходящим службу в горячих точках Северного Кавказа Рождественский пост: между голодом и чревоугодием Как соблюдать пост современному работающему человеку? Какие блюда считать постными? Какие послабления разумны Рождественским постом? Статья врача анестезиолога-реаниматолога, практикующего врача скорой помощи иеродиакона Феодорита Сеньчукова. Апокалипсис и новолетие Исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам с не меньшей скоростью, что и сегодняшняя выдумка о грядущем 2012. Рождество Христово. Новый год. Как провести новогодние каникулы? Новый год наступает сегодня. Ломать голову над вопросами о подарках – это полбеды. Многие задаются другими: неужели, как обычно, придется банально поглощать салат Оливье, слушать президентскую речь и кричать «ура!», когда куранты пробьют полночь? Как сделать интересной встречу Нового года и как интересно провести новогодние каникулы с детьми? Своими идеями на этот счет поделился иеромонах Димитрий (Першин) «Задача Рождественского поста — свобода от греха» Каков смысл Рождественского поста?Чем этот пост отличается от других?Можно ли христианину отмечать Новый Год?Праздновать ли Новый Год с коллегами на работе? Рождественский пост. Священник Максим Первозванский: пост — это время увидеть себя настоящего Разве душевный пост не должен быть все время?Почему в пост больше разражаешься?Что читать постом?Разве нельзя хоть немного погордиться тем, что все исполняешь? Рождество Христово. Рецепт настоящего праздника Батюшка — высокий, мощный, с сильными руками, густыми русыми волосами и пышной бородой. Матушка — небольшого роста, со светлым лицом и приветливой улыбкой. Он — настоятель, она поет на клиросе. После воскресной службы в маленьком деревенском храме, где всегда очень много малышни, они садятся в машину и едут в магазин за продуктами.

http://pravmir.ru/tag/novyj-god/page/31/

Однажды швейцар почему-то не принес журнал, а я, будучи дежурным, то ли не догадался сходить за ним, то ли не успел. Первым читал Рождественский и, не найдя на кафедре книги, по окончании лекции величественно вопросил: – Кто дежурный студент? Почему нет книги? Я ответил, что дежурный – я, а книги нет, потому что ее не принес швейцар. – Теперь все равны, и студент должен, как и швейцар, приносить книгу, – изрек Рождественский, глядя на меня с высоты кафедры. – Хорошо, – отвечал я, – я буду приносить книгу, но пусть тогда Совет Академии сделает распоряжение, чтобы и швейцары слушали лекции, если теперь все равны. Рождественский ничего не ответил и, уничтожающе посмотрев на меня, вышел. Следовало ожидать с его стороны грозы, но этого не случилось: скоро меня избрали заведовать студенческой библиотекой, где было много новейшей беллетристики, а Рождественский весьма ею интересовался. Поэтому он старался дружить с библиотекарем, чтобы забирать сразу по много томов, тогда как распорядком библиотеки это не разрешалось. Почтенный протоиерей учел это обстоятельство и, встретив меня как-то на квартире у проректора Илариона, вмешался в мой разговор с одним из гостей, когда я говорил, что мне нравятся сочинения Лескова: – А, вы любите Лескова! Это хорошо. Все хорошие люди любят Лескова. Только глупцы его не ценят. Я было в вас ошибся и подумал, что вы – нехороший человек. Но нехороший человек не может любить Лескова. Давайте помиримся! Я был рад, что инцидент исчерпан так легко, и поспешил ответить, что не может быть и речи о каком-то примирении, так как отец Димитрий – профессор, a я – всего только скромный студент, который весьма рад, что отец Димитрий сменил гнев на милость. Рождественскому, очевидно, моя скромность понравилась так же, как обильное каждение «его святыне», совершенное Вассианом, и мы стали в какой-то мере друзьями. Вспоминаю еще один рассказ Вассиана, рисующий Рождественского как бы одним мазком кисти. Дело происходило вскоре после февраля 1917 года. На вечернем чаепитии у Илариона, бывшего тогда инспектором Академии, собралось несколько близких людей, в том числе и Рождественский.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

В сердцевине Божественной литургии, непосредственно перед призыванием Святого Духа, диакон поднимает Святые Дары, в то время как священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще, о всех и за вся» ( ta za ek ton zon soi prospherontes , kata panta kai dia panta ). Это подводит нас такому аспекту Божественной литургии, который имеет особое значение для нашей духовной борьбы в современном мире — это космическое измерение Евхаристии. Важно то, что в Евхаристии мы приносим Дары не только «за всех людей» ( dia pantas ), но и «за все вещи» ( dia panta ). Масштаб Евхаристической жертвы охватывает не только человечество, но и всё царство природы. Она всеобъемлющая. Таким образом, Евхаристия призывает нас к экологической ответственности. Она обязывает нас защищать и любить не только наших ближних, но и все живые существа; мало того, она обязывает нас защищать и любить траву, деревья, скалы, воду и воздух. Совершенно осознанно совершая Евхаристию, мы смотрим на весь мир как на таинство. Значит, наша духовная борьба не просто антропоцентрична. Мы спасены не от мира, но вместе с ним; и поэтому мы боремся, чтобы освятить и вернуть Богу не только нас самих, но и всё творение. Эту экологическую проповедь в нашей духовной борьбе не раз особенно подчёркивал Вселенский Патриархат в последние два десятилетия. Патриарх Димитрий и его преемник, нынешний Патриарх Варфоломей, установили 1 сентября — начало церковного года — как «день защиты окружающей среды», который (смеем надеяться) должен соблюдаться не только православными, но также и другими христианами. «Давайте считать себя», — сказал Патриарх Димитрий в своём Рождественском послании в 1988 г., — «каждый согласно своему чину, быть лично ответственными за мир, вверенный Богом в наши руки. Всё, что Сын Божий принял и сделал Своим Телом через Воплощение, не должно погибнуть. Но всё должно стать Евхаристической жертвой Создателю, хлебом живым, разделяемым в правде и любви с другими, славословием мира для всех тварей Божиих». По словам святого Силуана, «сердце, познавшее любовь, жалеет всё творение». Эта космическая отзывчивость, как напомнил нам дон Андре Луф, является лейтмотивом сочинений святого Исаака.

http://pravmir.ru/duxovnaya-borba-v-sovr...

Эти своды составлялись также в разные времена и в разных местах. Если соединить их в один цельный общий свод, то получим почти непрерывный погодный рассказ о событиях в нашем отечестве за восемь столетий, рассказ не везде одинаково полный и подробный, но отличающийся одинаковым духом и направлением, с однообразными приёмами и одинаковым взглядом на исторические события. И делались опыты такого полного свода, в которых рассказ начинается почти с половины IX в. и тянется неровной, изредка прерывающейся нитью через целые столетия, останавливаясь в древнейших сводах на конце XIII или начале XIV в., а в сводах позднейших теряясь в конце XVI столетия и порой забегая в XVII, даже в XVIII в. Археографическая комиссия, особое учёное учреждение, возникшее в 1834 г. с целью издания письменных памятников древней русской истории, с 1841 г. начала издавать Полное собрание русских летописей и издала 12 томов этого сборника. ДРЕВНЕЙШИЕ СПИСКИ НАЧАЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ. В таком же составном, сводном изложении дошло до нас и древнейшее повествование о том, что случилось в нашей земле в IX, X, XI и в начале XII в. по 1110 г. включительно. Рассказ о событиях этого времени. сохранившийся в старинных летописных сводах, прежде было принято называть Летописью Нестора, а теперь чаще называют Начальной летописью. В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи - вас, пожалуй, не поймут и переспросят: " Какой список летописи нужен вам? " Тогда вы в свою очередь придёте в недоумение. До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей, который в позднейших сводах доходит обыкновенно до конца XVI в. Если хотите читать Начальную летопись в наиболее древнем её составе, возьмите Лаврентьевский или Ипатьевский её список. Лаврентьевский список - самый древний из сохранившихся списков общерусской летописи. Он писан в 1377 г. " худым, недостойным и многогрешным рабом божиим мнихом Лаврентием " для князя суздальского Димитрия Константиновича, тестя Димитрия Донского, и хранился потом в Рождественском монастыре в городе Владимире на Клязьме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

В счастливые зимние дни неплохо совместно насладиться воздухом Священник Димитрий Выдумкин : Современное общество пребывает в состоянии болезненного дефицита живого общения – Чтобы не потерпеть ущерба от возможных излишеств, нам нужно, прежде всего, вспомнить о том, что у нас в недостатке, и попытаться этот недостаток восполнить. А современное общество пребывает в состоянии не просто недостатка, а болезненного дефицита живого общения. Происходит это не потому только, что приходится много работать, а еще и от того, что традиционные живые формы общения, в том числе и рабочего, постепенно уходят в прошлое, уступая место общению виртуальному. Весь «адреналин» живого общения – эмоциональный контакт, то, что может сообщаться лишь непосредственно от сердца к сердцу, через глаза и интонации, – мы отдаем «на откуп» бездушным посредникам: разнообразным мессенджерам, социальным сетям, той же почти уже «приросшей» к нашим ушам и глазам трубке. Священник Димитрий Выдумкин Страдают в этой ситуации взаимоотношения во всех сферах, но больше всего страдает, разумеется, семья, ибо семья и создается ради живого общения всех ее членов, и без него она не живет полнокровной жизнью. А потому хотя бы период зимних каникул, когда целых десять дней и папа не уедет на работу, и сынок не пойдет в школу, необходимо наполнить таким живым общением. Папа в эти дни пусть всегда будет рядом с сыном и дочерью, а мама – рядом с мужем. Только пусть все они будут рядом по-настоящему, когда сердце к сердцу и глаза в глаза, когда щедрые детские уста, наконец, насладятся внимательностью родительских ушей, а родительские уши познают-таки вкус детского лепета. А электронные игрушки пусть вообще пока отдохнут, им же ведь тоже нужен отдых. В эти счастливые зимние дни неплохо совместно насладиться воздухом. Тем воздухом, которого никогда не хватает ни в душных офисах, ни в классных аудиториях, а значит, в этом деле сложно переборщить. Нам просто необходимы походы всей семьей на лыжах и катания на коньках. Не кататься с малышами в эти дни с горки – так просто ничем не прикрытый «грех». Пусть семейный быт в эти дни украсит и посещение Рождественской (новогодней) елки, и совместный просмотр доброго семейного кино.

http://pravoslavie.ru/118280.html

Но при этом не будем забывать и о благословенном времени поста. В эти дни пост входит в свою завершающую стадию, а потому самое время сделать акцент на активном доброделании, энергия и время для которого у нас теперь точно имеются. Вместе с детьми нам в эти дни нужно вспомнить о том, что в Рождественской и новогодней радости нуждаются и те, кто без посторонней помощи будет ее лишен, а значит, и нам следует немного потрудиться. Ну и, разумеется, все вместе идем в храм. Семейное посещение Рождественских и предрождественских богослужений ничем нельзя заменить, но… «Работать» это будет только тогда, когда молитве будет сопутствовать то совместное времяпровождение, о котором сказано выше. Только в этом случае мы сами и наши дети сможем ощутить, что мы по-настоящему счастливы, и в этом нашем счастье принимает участие Сам Бог. Надо посвятить это время семье Священник Димитрий Фетисов Священник Димитрий Фетисов : – Ответ прост: провести время, посвящая его исключительно семье. Нынешний бешеный и совершенно бесчеловечный ритм жизни совсем не позволяет нам этого сделать в обычные дни. Осуществить наконец-то самые простые вещи, такие, как совместное катание с горок, поход в театр, тёплый семейный ужин в уютной атмосфере, совместный просмотр семейных фотографий, сделанных за минувший год, и не только. Да много чего ещё... Ну, а самое главное – это совместное участие в Рождественских службах. Всё это сделает ваши праздники незабываемыми и позволит по-настоящему отдохнуть не только телом, но и душой. Рейтинг: 9.2 Голосов: 713 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 7 января 2019, 01:56 С Рождеством Христовым, дорогие братья и сёстры!!! Дай Бог всем укрепления в Вере, Любви и Добра! Антоний, от всего сердца благодарю Вас за добрые пожелания! Чистого неба и удачи Вам и Вашим близким! Мой муж лётчик и очень любит авиацию, как Вы. Так что в наших семьях много общего. Слава Богу за всё! Радостно, что много людей любят и уповают на Господа!!! Антоний 6 января 2019, 13:00

http://pravoslavie.ru/118280.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010