Проложное (синаксарное) Житие Н. переведено в составе слав. Пролога (Синаксаря) в XI или XII в. с греч. оригинала, близкого к Минологию Василия II (греч. и слав. текст см. Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот. Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и коммент. С. 652-654; PG. 117. Col. 272). В центре этого краткого сказания - истории с голубем, повсюду сопровождавшим Н. и разговаривавшим с ним человеческим голосом, и с воскрешением матери; о мучениях сказано кратко (боролся с дикими зверями и был заколот кем-то из свиты правителя). В пространной редакции Пролога, созданной на Руси в посл. трети XII в., текст Жития слегка изменен (так, сказано, что на святого были выпущены львы и медведи). В стишном Прологе, переведенном в XIV в. в Болгарии, сказание о Н. находится также под 21 янв., его оригинал - греч. служебная Минея (то же в Синаксаре К-польской ц., см. SynCP. Col. 410-411). Текст несколько подробнее, чем в обычном Прологе: кратко описывается, как подвизался Н., питаемый ангелом, на горе Олимп, в конце мучений святого убивает некий варвар. В ВМЧ под 21 янв., помимо пространного Мученичества, помещены 2 проложных сказания: в начале дня - из пространной редакции Пролога, в конце дня - из стишного Пролога. В печатном Прологе XVII в. под этой датой повторено Житие стишного Пролога. Свт. Димитрий Ростовский при составлении своего сказания ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 391-393 об.) использовал макарьевские ВМЧ, немного переработав их (в основном стилистически), а также печатный Пролог (см.: Державин А. М., прот. Радуют верных сердца: Прил. к соч. «Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-ист. и лит. памятник». М., 2012. С. 431). Л. В. Прокопенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/2564970.html

Ставленником И. Я. был Ростовский еп. св. Исаия . Нет серьезных оснований сомневаться в свидетельстве Жития свт. Исаии (не ранее кон. XV в.), что он был назначен на Ростовскую кафедру из настоятелей Димитриевского мон-ря митр. Иоанном II в 6585 (1077/78) г., т. е. в период 3-го княжения И. Я. в Киеве. Это означает, что Ростовская церковная область (или какая-то ее часть с Ростовом), к-рая, как считается, перешла от Переяславля под Киев, в правление киевского кн. Святослава Ярославича в 1073-1076 гг. (чем и было вызвано возобновление или, по другой гипотезе, учреждение Ростовской епархии), сохранила свой статус и после возвращения к власти И. Я. Из церковных построек И. Я. известны упомянутые выше собор киевского Димитриевского мон-ря (ок. 1060) и храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде (нач. 70-х гг. XI в.). Попытка приписать И. Я. обновление Десятинной ц. (Ю. К. Бегунов) лишена оснований. Высказывавшиеся исследователями догадки о симпатиях И. Я. к католичеству не имеют под собой реальной почвы. Сохранившийся лат. молитвенник его жены Гертруды свидетельствует лишь об известной индифферентности при киевском княжеском дворе к полемике по догматическим, литургическим и церковно-дисциплинарным вопросам, к-рая обострилась после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 г. Ист.: Sigeberti Gemblacensis Chronicon/Ed. L. C. Bethmann//MGH. SS. 1844. Bd. 6. S. 362; Житие св. Исаии, еп. Ростовского//ПС. 1858. Ч. 1. С. 432; Lewicki A. Napis na paliuszu z XI wieku//Kwartalnik historyczny. Lwów, 1893. Rocz. 7. S. 447-448 [надпись на покрове на раку св. Адальберта]; Lamperti monachi Hersfeldensis Орега/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. 1894. Bd. 38. S. 202, 225-226; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar//MGH. EpSel. 1923. Bd. 2. S. 73-74; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. 3-9; 1998. Т. 3. 7-2, 9-2 (в соавт. с П. Г. Гайдуковым); ПСРЛ. Т. 1; 2 (по указ.); НПЛ (по указ.); Житие Феодосия Печерского//БЛДР. Т. 1. С. 368-374, 384-390, 400-402, 410-412, 420; Modlitwy ksinej Gertrudy z Psaterza Egberta/Ed. B. Kürbis, M. H. Malewicz. Kraków, 2002.

http://pravenc.ru/text/293926.html

6 авг. 1883 г. В. был перемещен на Томскую и Семипалатинскую кафедру. В период управления В. епархией были открыты жен. епархиальное 3-классное уч-ще в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, устроена двухпрестольная каменная церковь при томском архиерейском доме, произведены основные работы по завершению строительства кафедрального собора. 8 апр. 1886 г. архиерей был назначен на кафедру в Ставрополь (Кавказский) с титулом «Ставропольский и Екатеринодарский». Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута ц. во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), построен новый архиерейский дом (по проекту В.), открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское об-во при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 г. В. крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыц. буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение В. направил своего брата игум. Антония (Петрова). 25 нояб. 1889 г. В. был назначен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Уделял большое внимание образованию в епархии, увеличил число церковноприходских школ. В авг. 1890 г. освятил новопостроенную Космодамиановскую ц. Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 г. Святейший Синод по ходатайству В. выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. р. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех обителях (муж. и жен.), а также пособия для особенно нуждавшихся. 7 мая 1892 г. в сане архиепископа В. возглавил Казанскую и Свияжскую епархию. Совершал миссионерские и архипастырские поездки по татар., чуваш., мордов. селам. В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при КазДА; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен казанский в честь Преображения Господня мон-рь , получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы уч-щу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям об-ва трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в неск. десятков тыс. р.) он направлял Алтайской миссии, КДА, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича)). В преклонные годы В. посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.

http://pravenc.ru/text/159064.html

А если в нас существует и даже все увеличивается духовное идолопоклонство, то должны быть и духовные мученики, без пролития крови страдальцы. Ибо как в те времена, когда нечестивые, не ведавшие Бога люди поклонялись бездушным идолам, было бесчисленное множество святых мучеников, проливавших кровь свою за Христа и умиравших многообразными видами смертей: так и в наше время, когда в наших нравах повсюду господствует идолопоклонство, т. е., служение греху, истинные христиане должны из любви ко Христу быть мучениками, хотя и без пролития крови – должны постоянно умерщвлять в себе страсти свои, должны умирать для греха, так, чтобы уже быть неспособными к совершению греха, и не порабощать себя похотям греховным. К так привычный грех есть наш любимый идол, так и сопротивление греху есть мученический подвиг. Мучитель тут – или наше грехолюбивое естество, или греховная привычка, или сам искуситель – диавол, Слуги мучителя – это нечестивые помыслы, влекущие ко греху, а также те люди, которые склоняют или соблазняют нас на грех. Разные виды мучений – это борьба с нечистыми помыслами, борьба со страстями и похотями. Вот как каждый христианин может соделаться духовным мучеником Христовым, – хотя и не будет проливать он своей крови, но сподобится венца мученического 82 .(Из твор. св. Димитрия, митр, ростовского). 2. Любостяжание а) Любостяжание – смертный грех. Любостяжание есть грех смертный, по учению церкви. Св. апостол Павел называет любостяжание корнем всякого зла: корень всем злым сребролюбие ( 1Тим. 6, 10 ). «Сребролюбие, говорит св. 3латоуст, есть страсть, ужаснейшая из всех страстей, оно есть великое зло». В чем же состоит этот грех? Чем он обнаруживается? Какое зло происходит от него для человека и какие средства против сего зла? Любостяжание, учит церковь , ест неумеренное желание богатства и имущества. (Прав. испов.). А потому, если сердце наше возбуждено и тревожится жаждою приобретений, – то это явный признак, что нами обладает страсть любостяжания. Если мы увеселяемся имуществом нашим, а когда, так или иначе лишаясь своих выгод и прибытков, впадаем в печаль, в беспокойство, в уныние; то это очевидный признак, что страдаем недугом любостяжания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Будем довольно благоразумны, чтобы употребить внимание и попечение для приобретения толикого сокровища. Дорого! скажет недальновидная самоугодливость; его надобно купить скорбями! Подумай и разочти: если не хочешь терпеть скорби для душевного приобретения; будешь же терпеть их без пользы, или даже со вредом душевным. Ибо с тех пор, как грех породил скорбь, кто живет без скорбей? А потому не лучше ли стараться принимать оные так, чтобы чрез них приобресть терпение, чрез терпение опытность, чрез опытность упование, которое самые скорби превратит в радость и славу? Дабы облегчить себе приобретение упования на Бога, да помышляем, братия, со вниманием о Его могуществе, премудрости, благости, о верности обетования Его, наипаче о неизреченном Его милосердии в Иисусе Христе, которого Апостол знаменательно Самого именует «упованием нашим. ( 1Тим.1:1 ) Еда не может рука Моя спасти» ( Uc. LIX. 1 ), взывает Сам Господь, укрепляя нашу на Него надежду. Каких затруднений не разрешит многоразличная премудрость Его? Какого греха не победит благость Его? «Живу Аз, глаголет ...Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иезек. XXXIII. 11). Божественною жизнию Своею клянется Он в сем спасительном обещании: что же может быть вернее сего обещания? Наипаче же, «аще Бог Своего Сына» единороднаго «не пощаде, но за нас всех предал есть Его: как убо не и с Ним вся нам дарствует» ( Puм. VIII. 32 ). Наконец, одно еще не должно быть забыто и в самом кратком учении о надежде – то, что Бог даровал надежду кающимся и желающим своего исправления грешникам, а не беспечным презрителям закона Его. Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, – надеющийся и некающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла. Господи! Даруй всем слышащим сие надежду покаяния и спасения в жизнь вечную , да будет слава Тебе, Христе Боже, упование наше, во веки. Аминь. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 28 марта приводится общее сказание о мученичестве М. и К., названном левитом, а также о мн. девах, женах и священнослужителях, пострадавших в Аскалоне и Газе (SynCP. Col. 565-568). Сведения о святых в целом соответствуют рассказу о них из «Церковной истории» Феодорита Кирского и отличаются лишь последовательностью изложения и нек-рыми деталями. Синаксарное сказание начинается с описания мученичества и исповедничества М. При этом разрушение М. языческого храма относится ко времени имп. Константина I Великого, тогда как Феодорит датирует его правлением имп. Констанция. После того как епископ мужественно перенес жестокие пытки и издевательства со стороны язычников, те вразумились, освободили его от наказания, просили прощения и впредь почитали как учителя, считая чудом его стойкость в вере. М. скончался в глубокой старости. Далее повествуется о К., местом страдания к-рого названа Финикия без к.-л. уточнений. В конце говорится о пострадавших в Аскалоне и Газе. Всех мучеников и исповедников из этого сказания объединяет только то, что они пострадали при имп. Юлиане Отступнике от разъяренной толпы язычников при попустительстве или одобрении властей. В некоторых византийских Синаксарях XII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1568; Bodl. Auct. T. 3. 16; Paris. Coislin. 223 - SynCP. Col. 567-568), в греч. печатной Минее (Венеция, 1596) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 150-152) сказания о М. и К. приведены под 29 марта; в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) и нек-рых визант. Синаксарях XII-XIII вв.- под 30 марта (напр., Mess. 103; Paris. gr. 1624 - SynCP. Col. 571-572; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 61-62; Mateos. Typicon. T. 1. P. 260). Память М. и К., а также пострадавших в Аскалоне и Газе с двустишием и сказанием о них из греч. стишных Синаксарей вошла под 28 марта в слав. стишные Прологи XIV-XV вв. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 83-85); в ВМЧ и в Четьи-Минеи свт. Димитрия , митр. Ростовского,- под 29 марта ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 52-53; Димитрий Ростовский, свт. Книга Житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 167-168 об.). Почитание на Западе

http://pravenc.ru/text/2562256.html

В Японии кон. XIX в. был высокий уровень грамотности (ок. 70%; выше, чем в России, Австро-Венгрии и Италии) и широко распространено чтение среди всех слоев населения. Поэтому Н. был твердо убежден, что здесь «верующим и оглашаемым прежде всего нужно давать книгу, написанную на их родном языке, непременно хорошим слогом и тщательно, красиво и дешево изданную» (цит. по: Позднеев. 2013. С. 73). Ок. 1866 г. Н. принялся за перевод НЗ с кит. языка на японский. Выяснилось, что все существовавшие кит. переводы слабы: одни слишком буквальны, другие приукрашены вплоть до пропусков и вставок мн. лишних слов. Н. тщательно выверял текст по греч. оригиналу, используя также Вульгату, рус., слав. и англ. переводы, в трудных случаях заглядывал в толкование свт. Иоанна Златоуста . Работа продвигалась очень медленно: за 5 часов в сутки Н. удавалось перевести не более 15 стихов. К 1868 г. были готовы переводы большей части НЗ, а также «Зерцала православного исповедания» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, катехизиса для оглашенных, утренних и вечерних молитв и др. Занимаясь переводами, Н. стремился делать все возможное и для непосредственно миссионерской цели. Было необходимо обратить в Православие таких людей, к-рые были бы способны служить его распространению. В 1864 г. Н. удалось привести к христианству синтоистского жреца, бывш. самурая Савабэ Такуму (в крещении Павел), чуть позднее - его друзей Сакаи Токурэя (в крещении Иоанн) и Урано Дайдзо (в крещении Иаков; история их обращения подробно описана архим. Сергием ( Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси; см.: Сергий (Страгородский). 1897. С. 101-104, а также самим Н. в рапорте Синоду от 15 янв. 1872). Однако без богословской лит-ры на япон. языке миссионеры-японцы не могли полноценно проповедовать. Новообращенные японцы проповедовали Христа тайно, т. к. антихрист. закон 1614 г. еще не был отменен. Общими усилиями было собрано ок. 20 чел., готовых принять крещение, но занятия с ними были прерваны из-за угрозы преследований. 18 мая 1868 г. Н. крестил Павла Савабэ, Иоанна Сакаи и Иакова Урано, а затем, чтобы обезопасить буд. катехизаторов, отправил их, снабдив книгами и дав наставления, в разные города. Вскоре новое правительство Мэйдзи взяло курс на вестернизацию, а также, сохранив антихрист. закон, снизило наказание за его нарушение (вместо смертной казни - ссылка на Сахалин) и фактически перестало его применять. Перед Н. встал вопрос о дальнейших действиях. Кроме него, в Японии не было ни одного правосл. миссионера, при этом он должен был закончить япон. перевод НЗ и перевести др. книги по Свящ. истории, истории Церкви, литургике, богословию, а также совершать службы на японском, не говоря уже о непосредственной проповеди. Все это побудило Н. отправиться в С.-Петербург и добиваться учреждения в Японии правосл. миссии. В февр. 1869 г. он отбыл в Америку, а оттуда - в С.-Петербург. 1869-1880 гг. Основание миссии и создание епархии

http://pravenc.ru/text/2565636.html

Весьма высока степень А. в рус. церковной проповеди, в первую очередь домонг. периода,- среди поучений, посвященных нормам христ. жизни и направленных против пережитков язычества: «Предисловие покаянию» (Поучение к иереям с упоминанием изгойства), «Поучение некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» и т. п. Отчасти их А. можно объяснить утратой имен, показавшихся неавторитетными редакторам и переписчикам при позднейшем копировании и составлении сборников (тексты дошли в списках не ранее XIV в.), но не исключено, что поучения могли быть анонимны исходно, т. к. их авторы нередко выступают (и, вероятно, ощущают себя) как толкователи библейских и святоотеческих речений («Слово от Апостола о бездождии», «Слово святого Григория изобретено в толцех» против язычества и т. п.). Велико число анонимных церковно-дисциплинарных текстов и епитимийников (порой псевдоканонических - «худые номоканунцы»), хотя для XI-XIII вв. представлены (в отличие от позднейшего периода до Стоглава ) и авторские подборки правил: митрополитов Георгия и Иоанна II , Новгородского архиеп. Нифонта (ответы на вопросы Кирика , Ильи и Саввы), Сарайского еп. Феогноста . Исключительно анонимный характер носят переводы домонг. времени, отчасти, возможно, потому, что переводы больших текстов (Пролога, Пандектов Никона Черногорца, повести о Варлааме и Иоасафе и др.) были коллективными. С рубежа XIV-XV вв. малые гимнографические тексты снабжаются порой именами переводчиков: митр. Киприана , Феодора , архиеп. Ростовского, игум. новгородского Лисицкого мон-ря Илариона. С кон. XV-1-й четв. XVI в. (времени деятельности Димитрия Герасимова , прп. Максима Грека ) указание имени переводчика становится правилом, для XVII в. оно уже обычно. С посл. четв. XVI в. в условиях борьбы с унией в Зап. Руси и распространения школьной системы образования правосл. лит-ра здесь окончательно приобрела авторский характер, что сопровождалось появлением псевдонимов, в первую очередь в полемической лит-ре ( Клирик Острожский , Христофор Филалет, Азария). В XVII в., особенно во 2-й пол., этот процесс распространился и на Московскую Русь. Однако здесь продолжало сохраняться анонимное творчество, в т. ч. и среди мирян (сб. проповедей «Статир»). В монашеской среде и у старообрядцев А. в отдельных памятниках продолжала сохраняться и в XVIII-XIX вв. (Житие прп. Феодора Санаксарского, собрания свидетельств из древних памятников в защиту старообрядчества нач. XVIII в., старообрядческие апокрифы и др.), но сфера ее использования в лит. творчестве существенно сузилась.

http://pravenc.ru/text/115656.html

Живущие в сей пустыне, если встречают еще особенные трудности по новости своего жительства, то по благости Божией имеют и особенные очевидные побуждения к упованию на Бога Спасителя, Который в краткое время при малых, по видимому, средствах и способах человеческих, место сие устроил, и утвердил, и освятил, и распространяет, и украшает. Внимайте себе и званию вашему, сестры о Господе, и ходите достойно сего благого на вас призрения Отца небесного. Возлюбите пустыню, которую Он благословляет, забывайте мир, от которого Он со дня на день вас ограждает и обеспечивает, возбуждайте себя к неослабным подвигам для спасения душ ваших надеждою на Бога Спасителя. А нам, которые, после кратковременной беседы в пустыне о пустыне, должны возвратиться, в молву города, «кто» и когда «даст... криле яко голубине, да полетим и почием?» Когда облегчимся от чужих бремен, чтобы обратить все попечение к облегчению собственного бремени греховного? О, Дающий одним криле голубине, чтобы лететь в пустыню, а другим клокчущий глас кокоши, чтобы в городе и пустыне собирать птенцов Твоих под криле Твои! Собирай Сам и храни всех нас под крилами благости Твоея, и стогнами ли града, тропинками ли пустыни, приведи наконец всех в вечно безопасный град, из которого не нужно будет бежать ни в какую пустыню. Аминь. 957 В собраниях 1844 и 1848 годов помещено «слово по освящении храма Явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами Пр. Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре», с средины сходное с предлагаемым здесь; в виду совершенной разницы в начале и конце печатаем и то и другое, каждое в своем месте. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Игнатия (Шалгина) , к-рый был замешан в деле Григория Талицкого , обличавшего политику Петра. При А. по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II Нотара из Москвы в авг. 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды , что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии . В 1700 г. при содействии А. ректором Академии стал игум. Палладий (Роговский) . В кон. 1698 г. А. написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление - от Р. Х., началом года стали считать не 1 сент., а 1 янв. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти». А. является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения А., но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание». А. оказал поддержку свт. Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней. Непротивление А. антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митр. Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (напр., А. В. Карташёва ). А. был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал. Ист.: [Чин возведения А. на Патриарший Престол]//ДРВ2. М., 1788. Ч. 8. С. 329-360; ПСЗ. Т. 3. 1381; ААЭ. Т. 4. 266; АИ. СПб., 1842. Т. 5. С. 95-98; Статьи о святительских судах, собранные по повелению Патриарха Адриана//ЧОИДР. 1847. 4; О святых судах// Калачов Н. В. О значении Кормчей в системе русского права. М., 1850. Прил. С. 11-80; АЮЗР. К., 1872. Т. 5. Ч. 1. С. 62-71, 238-345; Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.)/Публ.

http://pravenc.ru/text/63584.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010