Дионисий, святитель, архиепископ Ростовский и Ярославский (грек-святогорец) († 1425, память 6/1 9 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых) По национальности грек. Постриженник Афонской Горы. По прибытии из Царьграда в Москву проживал в Московском Богоявленском монастыре. Затем, по воле великого князя Дмитрия Донского, назначен игуменом Вологодского Спасо-Каменного монастыря, на Каменном острове Кубенского озера. Много лет пробыл Дионисий игуменом, изнурял тело свое бдением и постом, проходя узкий путь добродетели. К нему стекались с разных концов люди, желавшие подражать доброму его житию, и собралось множество братии. Украсив благолепно обитель, игумен Дионисий дал ей устав Святой Горы Афонской. Слава о нем распространялась повсеместно. 12 июня 1418 года он был хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа. Во время святительства Дионисия в Ростове свирепствовала моровая язва. Святитель вступил с нею в борьбу. Он совершал молебствия с водосвятием и призвал к этому все духовенство. Освященною водою окроплял весь народ. Скончался архиепископ Дионисий 18 октября 1425 года. Литература: Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. – СПб., 1855. – С. 10. Толстой М. В. Путевые письма с Севера. – М., 1868. – С. 40, 41, 44, 45. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, т. 1. – С. 524. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т 4, кн. 1. – С. 113. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858 гг.) (рукопись архива Святейшего Синода). Титов А. А. Ростовская иерархия. (Материалы для истории Русской Церкви). – М., 1890. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 254. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 623. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М.. 1896–1913, т. 6. – С. 426. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лука, святитель, епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский († 1189; память 23 мая/5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых) Родился на юге России. Иночество принял в одном из киевских монастырей, откуда был избран на игуменство Киевского Спасского на Берестове монастыря. 11 марта 1185 года хиротонисан во епископа Ростовского. В 1189 году освящал Владимирский Успенский собор. Скончался 10 ноября 1189 года. Гробница находится в Успенском соборе города Владимира. Летописец так отзывается о святителе Луке: «Бысть же святый сей муж свят, молчалив, милостив к убогим и вдовицам, ласков ко всякому, богатому и убогому, смирен и кроток, утешал печальных словом и делом, поистине добрый пастырь». Литература: Виноградов А. И. История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире. – Владимир, 1891. – С. 97. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 329. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода), 1771 (рукопись), л. 327–329. Нил (Исакович) , архиепископ. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 360–361. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 331–332. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417. Виноградов А. И. История Владимирского кафедрального Успенского собора. – Владимир, 1877. – С. 25, 33. Летопись о ростовских архиереях с примечаниями чл.-корр. А. А. Титова . – СПб., изд. Общества любителей древней письменности, 1890. – С. 4. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921. – Т. 1. – С. 165–167. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 3, ноябрь. – С. 53–54. Исторический вестник. – СПб., 1886. – Т. 23. – С. 76. Православный собеседник. – Казань, 1907, июль-август. – С. 205–206. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 723. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 34. М Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ААРОН († 17.06.1720?), мон., книжник, справщик и книгохранитель. Биография А. до поступления на Московский Печатный двор не изучена, его происхождение и мирское имя неизвестны. На Печатном дворе с 1680 (или 1683) г. служил чтецом, с 19 сент. 1691 г.- справщиком, с 1698 г.- книгохранителем. Основными источниками сведений о его жизни и деятельности являются упоминания в документах Печатного двора и прошение А. 1718 г. Для своего времени А. был хорошо образован: знал греч. и лат. языки, правил книги, готовившиеся к изданию, по греч. подлинникам. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. А. был в числе справщиков Миней служебных (М., 1692-1693), после того как правка Евфимия Чудовского не была одобрена властями. В качестве книгохранителя А. занимался подбором оригиналов для изданий и книжной справы и выдачей книг школьным учителям. В 1698 г. по приказу Патриарха Московского и всея Руси Адриана А. составил новый рукописный каталог слав. и иностранных книг б-ки Печатного двора (не сохранился, известен по упоминаниям в лит-ре), сведения из к-рого, частично переработанные, вошли в позднейшие каталоги. В 1710 г. после смерти свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, А. принял в Книгохранительную палату б-ку святителя. Лит.: Мансветов И. Как у нас правились церковные книги. М., 1883. С. 21-23, 28-29, 57-60; Белокуров С. О библиотеке Московских государей в XVI в. М., 1898. С. 153-155, 163-165, 167; Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия. СПб., 1902. С. 33, 36-38, 42, 59, 124, 330; СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1. С. 14-15. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик ГРИГОРИЙ ФИЛОСОФ (XI в.), мон.-книжник, автор цикла седмичных поучений (сборника четьих текстов для Октоиха (Параклита)) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник КИРИАК (Ястребенский; † после 1751), иеродиак., книжник, трудившийся в Кирилловом Новоезерском в честь Воскресения Христова мон-ре КИРИК (1110 - после 1158 (?)), иером. в новгородском Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ре, древнерус. книжник НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора

http://pravenc.ru/text/62372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Блинский Василий Иванович; 1722, с. Орел Соликамского у. Пермской губ.- 28.03.1812, Москва), иером., старец. Род. в семье мелкопоместного дворянина. В возрасте 2 лет лишился отца и был отдан матерью, вторично вышедшей замуж, на попечение дяди. Обучившись грамоте, полюбил читать Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского . Однажды увидел во сне спорящих о нем ангела и беса, после чего стал стремиться к праведной жизни. Дядей был определен на военную службу в Ширванский пехотный полк, где назначен полковым музыкантом. В свободное время странствовал по мон-рям, упражнялся в посте и молитве. Неоднократно порывался уйти в отставку, что удалось сделать только после 24 лет службы благодаря ходатайству архиеп. Псковского Иннокентия (Нечаева). Поселился в Площанской пуст. (см. Площанский муж. мон-рь Казанской иконы Божией Матери ) Орловской епархии, потом перешел в московский Симонов Новый Успенский муж. мон-рь, где в 1772 г. принял монашество с именем Адриан, вскоре был рукоположен во иеромонаха. В 1775 г. вернулся в Площанскую пуст. и поселился в лесу в уединенной келье с иноком Ионой. Затем вместе с Ионой и 2 послушниками переселился в еще более пустынные Брянские леса. Зимой и летом ходил босым и в легкой одежде, был усерден в посте и молитве, молва о духовной мудрости А. привлекала к нему многих монахов и мирян. После нападения разбойников, от руки к-рых скончался один из его сподвижников, А. перебрался в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ). Ездил в С.-Петербург, где встречался с митр. С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым); затем отправился в Коневецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь, вскоре стал его настоятелем, строго следившим за соблюдением иноками монашеского устава. В 1800 г. в связи с болезнью вернулся в Симонов мон-рь, в 1801 г. принял схиму с именем А., последние 10 лет жизни провел в келейном уединении и, несмотря на преклонные годы, в строгом посте и молитве. Обладал даром прозорливости, предсказал Отечественную войну 1812 г. и пожар Москвы. По свидетельству очевидцев, при кончине его лицо просияло. Похоронен в Симоновом мон-ре против алтаря больничной церкви. В 1832 г. явился во сне болящей девице Наталье Жмаевой, указав ей, где искать Казанскую икону Божией Матери , обретенную в Симоновом мон-ре. Известны случаи исцеления бесноватых на его могиле. Лит.: Ковалевский А. Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова московского монастыря//ДЧ. 1875. Ч. 1. С. 352-384; ЖПодв. Март. С. 287-310; Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова Московского монастыря. М., 1903. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/64644.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛАЯ, И СОСАННА [греч. Αρχελας, Θκλα, Σωσννα] ((293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня, зап. 18 янв.). Согласно житию, написанному Павлином Милостивым (нач. V в.), во время гонений имп. Диоклетиана 3 святые девы оставили свой дом в Риме и отправились в г. Нола (Кампания), где поселились в уединенном месте, переодевшись в муж. одежду. Господь наделил подвижниц даром чудесного исцеления болезней, и вскоре слава о них распространилась по всей округе. Проконсул области Леонтий призвал их к себе в Салерно и после беседы приказал бросить А. как старшую и имевшую влияние на Ф. и С. ко львам, но звери не тронули святую. В темнице подвижницам являлся ангел и ободрял их. На следующий день А. подвергли тяжким истязаниям, но мученица осталась невредимой; камень, к-рым должна была быть раздавлена святая, раздавил ее мучителей. Воины отказались исполнить приказ казнить подвижниц и совершили казнь только после того, как сами святые девы уговорили их сделать это. А. явилась во сне некой Агнете, послушнице салернского мон-ря св. Георгия, и вскоре мощи мучениц были обретены нетленными и перенесены в Нолу. Житие Салернских преподобномучениц внесено в Минеи-Четьи свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского, из собрания житий «Acta Sanctorum» . Ист.: BHL, N 661, 662; ActaSS. Ian. T. 2. P. 190-191; ЖСв. Июль. С. 113-121. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 170; DHGE. T. 3. Col. 1540. П. Б. Михайлов Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/76458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων; лат. Zeno] († 303), мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.). Сведения о З. содержатся в Мученичестве Индиса и Домны, составленном прп. Симеоном Метафрастом (X в.). Повествование о З. входит в него как составная часть и, возможно, ранее существовало как самостоятельное произведение. После сожжения христиан в никомидийской церкви (см. ст. Никомидийские мученики ) имп. Галерий (293-311) с войском совершал жертвоприношение в храме Деметры. Среди присутствовавших был воин-христианин З. (в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.) он назван полководцем (στρατηγς), а не рядовым воином (στρατιτης)). Выступив вперед, З. обличил языческое заблуждение императора, за что Галерий приказал побить его камнями, вывезти за город и отрубить ему голову. Прп. Симеон Метафраст упоминает З. также в Мученичестве сщмч. Анфима Никомидийского (BHG, N 135). В Четьих-Минеях свт. Димитрия, митр. Ростовского , под 3 сент. приводится то же сказание о З., что и под 28 дек., по этой причине в календаре РПЦ утвердилось 2 дня памяти З. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 27 апр. отмечена память еп. Зинона. По мнению болландистов, речь идет о З., к-рому ошибочно приписан епископский титул Анфима, поминаемого в тот же день (ActaSS. Nov. T. 2. Pars. 2. P. 212-213). В Римском мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) память З. отмечена 22 дек. Ист.: BHG, N 823; PG. 116. Col. 1073-1074 [Мученичество Индиса и Домны]; PG. 117. Col. 231-232 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 596-597; ЖСв. Дек. С. 799; SynCP. Col. 358; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 428. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 395; Т. 3. С. 525; Ζνων (6)//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1225; Sauget J.-M. Zenone//BiblSS. Vol. 12. Col. 1475-1476; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 163. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/199869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ, ЛУКИАН, ЗОТИК И ВАЛЕРИАН [греч. Ηλε (Ηλε), Λουκιανς, Ζωτικς, Οαλ(λ)εριανς (Οαλ(λ)ριος)] (1-я четв. IV в.), мученики Томские (Кюстенджийские) (пам. 13 сент.). Были родом из Скифии, пострадали в г. Томы (Кюстендже, ныне Констанца, Румыния) в правление имп. Лициния (308-324). По приказу правителя по имени Максим И., Л. и З. долго мучили, а затем усекли мечом. В. умер от горя у них на могиле. Состав дружины мучеников в разных греч. синаксарях и календарях неодинаков. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память И., Л., З. и В. отмечается вместе с памятью мучеников Макровия и Гордиана. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца к дружине присоединены пострадавшие в разных местах мученики Кронид, Леонтий, Серапион, Селевк и Стратон, кончина которых не связана с мученичеством И., Л., З. и В. У архиеп. Филарета (Гумилевского) под 13 сент. значатся Филей, Зотик, Лукиан и Илия ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. СПб., 18833. С. II). В разных греческих синаксарях скончавшийся от печали В. упомянут то в мученичестве И., Л. и З., то в мученичестве Макровия и Гордиана, то в объединенной дружине мучеников. Комментаторы собрания житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, считали, что Скифия располагалась в черноморских владениях Римской империи. Однако в Мученичестве речь скорее всего идет о рим. пров. М. Скифия (ныне Добруджа, Румыния и Сев.-Вост. Болгария), где находился г. Томы. В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников помещена под 27 мая и 8 июня. Ист.: ActaSS. Maii. T. 4. Col. 24; SynCP. Col. 40-41; PG. 117. Col. 45 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 135-136; MartHieron. P. 276, 309-310; ЖСв. Сент. С. 286. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 371-372; Т. 3. С. 419; Amore A. Elia, Luciano e Zotico//BiblSS. Vol. 4. Col. 1058; Auber R. Jacques le Mineur//DHGE. Vol. 26. Col. 603-604; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 166. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/389411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУЧЕНИКИ КЕСАРИЕ-ПАЛЕСТИНСКИЕ, 8 [Греч. Μρτυρες κτ ο ν Καισρει τς Παλαιστνης] (пам. греч. 24 марта). Эти святые известны из визант. синаксарей и др. календарей. В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) и в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) приводится память М. К.-П. без сказания, при этом в Патмосском списке Типикона она дается без уточнения числа пострадавших ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 56), в списке из Крестового мон-ря в Иерусалиме указана дружина из 50 чел. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 252), а в Синаксаре К-польской ц.- из 8 (SynCP. Col. 558). Текст сказания содержится в Синаксарях семейства В (по классификации И. Делеэ), где повествуется уже о 35 мучениках, пострадавших в Кесарии Палестинской. Когда от имп. Юлиана Отступника (361-363) пришло повеление принести жертвы языческим богам, мученики не только не выполнили его, но и возвестили по всему городу, что «Христос - единственный истинный Бог!», после чего их схватили, бросили в темницу, а затем обезглавили (PG. 117. Col. 365). В синаксарях семейства С (напр., в Lips. R. II. 25, 1172 г.; Mess. 103, XII в.; Paris. gr. 1624, XIII в.) указаны 50 М. К.-П. (SynCP. Col. 557-558). Из стишных синаксарей сведения о М. К.-П., (только память мучеников и посвященное им двустишие, в котором говорится, что они были усечены мечом) были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 132). При переводе в XIV в. на слав. язык греч. стишного Синаксаря в стишные Прологи вошли данные о М. К.-П. с указанием группы из 8 чел. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2012. Т. 7. С. 75), что впосл. отразилось на содержании ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Март. Дни 12-25. Стб. 287с). Однако памяти М. К.-П. нет в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского и в совр. календаре РПЦ. Архиеп. Сергий (Спасский) отождествил этих мучеников с пострадавшими в Кесарии Палестинской в 304 или 305 г. Агапием, Пуплием, Тимолаем, Ромилом, двумя Александрами, двумя Дионисиями , т. к. в соч. Евсевия Кесарийского «О Палестинских мучениках» ( Euseb. De mart. Palaest. 3) их дружина насчитывает 8 чел. а само мученичество датируется 24 марта. Однако данное отождествление нельзя считать точным, поскольку в сказаниях говорится, что М. К.-П. пострадали в период правления Юлиана Отступника, а Евсевий Кесарийский указывает имп. Диоклетиана. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 85; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 314; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. 2006. Τ. 7. Σ. 140; 2009. Τ. 2. Σ. 334. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья НОВОСИБИРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии Новосибирской митрополии), находится в г. Новосибирске. Основан 6 окт. 1999 г. решением Синода по ходатайству еп. Новосибирского и Бердского Сергия (Соколова) при приходской ц. во имя Всех святых. Этот храм был освящен 31 дек. 1993 г. в помещении бывш. кинотеатра (в центре здания надстроена деревянная шатровая звонница). С 1996 г. при церкви начала собираться иноческая община. К июлю 2018 г. Всехсвятский храм являлся приходским. 25 июня 2005 г. архиеп. Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) освятил в Н. Н. м. белокаменный однонефный храм с колокольней - собор во имя св. Новомучеников и исповедников Российских. 5 апр. 2006 г. в этой церкви был совершён 1-й иноческий постриг. В храме хранятся икона священноисп. Николая (Могилёвского), митр. Алма-Атинского и Казахстанского, с частичкой мощей и ковчег с частицами мощей ап. Луки, святителей Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Иннокентия (Кульчицкого), священноисповедников Николая (Могилёвского) и Луки (Войно-Ясенецкого), преподобных Алипия Печерского и Силуана Афонского. Среди др. святынь - Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, образ Божией Матери «Всецарица», икона вмч. Пантелеимона. Двухэтажный братский корпус оборудован в здании бывш. клуба Новосибирского Оловянного комбината. Здесь освящен домовый храм прп. Серафима Саровского, в котором совершается утреннее и вечернее монашеское правило, а по субботам - еще и Божественная литургия. К июлю 2018 г. в Н. Н. м. проживали настоятель игум. Гурий (Прокичев), 3 иеромонаха и несколько послушников. Лит.: Новосибирская епархия: История и современность. Новосиб., 2006. С. 136-138; Муж. мон-рь в честь святых Новомучеников Российских//Русские мон-ри. М., 2009. С. 191-192. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/2577873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн Дамаскин. Гравюра В. Вощанки. 1702 г. (РГБ) белорус. типографы и граверы сер. XVII - 1-й трети XVIII в. Максим Ярмолинич (50-е гг. XVII в., Могилёв - 1708, ?), гравер по меди, издатель, один из основателей могилёвской Богоявленской братской типографии. Учился в Виленской иезуитской академии, бакалавр философии и свободных искусств (с 1672), магистр (с 1673). Сначала работал в типографии в Слуцке (выполнил гравюры для кн. «Монархия турецкая». Слуцк, 1678), затем с 80-х гг.- в Могилёве. Арендовал могилёвскую Богоявленскую братскую типографию (была открыта в посл. четв. XVII в.), где выполнил ок. 30 подписных и 10 неподписных иллюстраций для книг: «Акафисты и каноны» (1693, 1726), «Акафисты» (1728). Одним из первых в белорус. кириллическом книгопечатании использовал технику резцовой гравюры на меди. Мн. гравюры, созданные под влиянием западноевроп. художественных традиций, отличаются мастерством рисунка, умелой компоновкой многофигурных сцен. Василий Максимович сын Максима Ярмолинича, гравер по дереву. С 1694 по 1730 г. работал в могилёвской Богоявленской братской типографии, где выполнил ок. 10 подписных и 10 неподписных гравюр для изданий братства. Автор титульных листов книг: «Диоптра» (1698), «Небо новое» архим. Иоанникия (Галятовского) (1699); «Перло многоценное» К. Ставровецкого (1699); «Жития святых» свт. Димитрия (Туптало) , митр. Ростовского (1702); гравюр «Св. Иоанн Дамаскин», «Рождество Христово» и др. для «Осмогласника» (1702). Гравировал доски для антиминсов (1694, 1708, 1723). Его ксилографии отличаются выразительностью контурного рисунка, композиционным мастерством, близостью к традициям народного искусства. Лит.: Жудро Ф. А. История Могилевского Богоявленского братства//Могилевские ЕВ. 1889-1890 (отд. отт.: Могилев, 1890. С. 100-104); Ровинский. Словарь граверов. Т. 1. С. 122-124; Шчakaцixih М. Baciль Вашчанка - гравер кан. XVII - нач. XVIII ст. Mihck, 1925; В. Ф. Беларус. khiжhaя гравюра XVII-XVIII ст. Mihck, 1984. С. 159-170. Е. Н. Пикулик Рубрики: Ключевые слова: НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич (1867 - 1932), старообрядец-федосеевец, издатель, гравер, иконописец, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/155398.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010