292), что, вероятно, связано с деятельностью ростовского митр. Ионы (Сысоевича). Во 2-й пол. XVIII в. почитание И. стало более активным в связи с канонизацией в 1757 г. свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского, гробница к-рого также находится в Зачатиевском соборе Спасо-Иаковлевского мон-ря. Очевидно, составление Жития И. в 1762 г. связано с канонизацией свт. Димитрия. В ростовских святцах в качестве дней памяти И. названы 6, 7, 12 февр. и 22, 27 нояб. ( Ярославский. 1887. Стб. 357). Арх.: Книга ист. записок Ростовского ставропигипльного первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря//Ростовский фил. ГАЯО. Ф. 145. Оп. 1. Д. 11. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 8. С. 69; Т. 15. С. 482; Т. 18. С. 22-23; Т. 23. С. 135; Т. 24. С. 165; Т. 25. С. 226; Т. 27. С. 296; Т. 29. С. 314, 315; Т. 31. С. 92; Т. 42. С. 165; Описание о российских святых. 223. С. 93-94; Летописец о ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. VI, 7; Синодики XVII и XVIII вв. Ростовского Успенского собора. Ростов, 1903; Ростовский летописец кон. XVII в./Публ.: А. П. Богданов//СА. 1981. 6. С. 35; Уханова Е. В. «Житие» св. Иакова, еп. Ростовского, в контексте источников по рус. истории XIV-XIX вв.//Рус. книжность: Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 56-58. (Тр. ГИМ; 95). Лит.: ИРИ. М., 1807. Ч. 1. С. 117-119, 297; М., 1810. Ч. 2. С. 507-523; Толстой М. [В.] Древние святыни Ростова Великого. М., 1847. С. 35, 39, 71-72; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905. С. 13-15; Описание ростовского ставропигиального 1-кл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 3-6; СИСПРЦ. С. 109-110; Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 68-71; Троицкий И. Ереси, расколы и отступления от устава церкви, бывшие и существующие в Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1864. 11. С. 104-105; Барсуков. Источники агиографии.

http://pravenc.ru/text/200159.html

В большинстве визант. Синаксарей день памяти П. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 25 сент. Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. X в.), преподобный род. в Гентирии и много лет подвизался в пустыне. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) ошибочно говорится, что в тот же день с мучеником пострадали 547 христиан. Дата 25 сент., по мнению Делеэ, могла возникнуть в Синаксарях из-за того, что в тот же день в них поминаются прп. Евфросиния и ее отец - прп. Пафнутий , к-рый был отождествлен с П. ( Delehaye. 1922. P. 83-84). В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П. и сказание о нем, близкое по сюжету к сказанию из Минология имп. Василия II, содержится под 25 сент. (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 118-120). Под этим же числом память святого и посвященное ему двустишие вошли в стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). В ВМЧ митр. Макария под 25 сент. также помещены память П. и сказание, в к-ром содержатся ошибочные сведения из Минология Василия II о том, что со святым пострадало 547 христиан (ВМЧ. Сент. Дни. 25-30. Стб. 1393, 1580). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» лишь память П. под этим числом ( [Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 129 об.). В совр. редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского сказание о святом приводится. В зап. «исторических» Мартирологах IX в. П. не упоминается. Впервые память святого появляется под 24 сент. в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини. В нем говорится, что П. пострадал в Греции вместе с другими 547 христианами ( Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui. Venetiis, 1578. P. 132v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память святого также отмечена под 24 сент., неверное указание «в Греции» исправлено на «в Египте». Согласно заметке, П., услышав о том, что множество христиан заключены в оковы, по повелению Св. Духа добровольно явился к префекту и исповедовал христ. веру. Он был подвергнут пыткам на дыбе, затем в числе многих др. христиан отправлен к имп. Диоклетиану. В совр. редакцию Римского Мартиролога память П. не внесена.

http://pravenc.ru/text/2579812.html

24 апр. совершил последнее богослужение в Одессе, 26 апр. покинул город. И. был избран почетным членом Кременецкого Богоявленского братства Волынской губ. (1881), Российского об-ва покровительства животным (1881), Имп. Православного Палестинского об-ва (1883; имел знак об-ва 1-й степени), Иоанно-Предтеченского братства в Каменце-Подольске (1884), братства свт. Димитрия Ростовского (1884), Ростовского музея церковных древностей (1885), Курского губ. статистического комитета (1887), Каменец-Подольского благотворительного об-ва (1887), Курского об-ва вспомоществования учащимся (1888), братства Св. Софии в Новгороде (1888), Суджанского благотворительного об-ва в Курской губ. (1888), Подольского епархиального историко-статистического комитета (1891), братства равноап. вел. кн. Владимира в Берлине (1892), Одесского Имп. об-ва истории и древностей (1894), СПбДА (1896), КДА (1901), КазДА (1903), действительным членом Холмского правосл. Богородичного братства (1884; имел знак 1-й степени) и др. Награжден орденом св. Анны 1-й (1879) и 2-й (1861) степени и знаками этого ордена с имп. короной (1865), орденами св. Владимира 1-й (1904) и 2-й (1883) степени, св. Александра Невского (1891) и бриллиантовыми знаками этого ордена (1896), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (23 июня 1901), а также болг. орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. Скончался во время богослужения в алтаре Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря, погребен в этой обители. Заупокойную литургию 27 мая 1907 г. совершили митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и еп. Омский Григорий (Полетаев) (друг И. по Нижегородской ДС, проживавший на покое в Новоспасском московском мон-ре) в сослужении новоиерусалимской братии. В отпевании принял участие и Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) . Слова, речи и поучения И. печатались в «Ярославских ЕВ», «Подольских ЕВ», «Волынских епархиальных ведомостях» , «Курских епархиальных ведомостях» , «Херсонских епархиальных ведомостях» . И. не любил длинных поучений, считая, что «надо говорить столько, сколько может внимательно, без напряжения прослушать человек, пребывающий в труде, в работе или в службе; не доводя его до притупления, при котором он стоит в храме, не слушая» ( Андреевский.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

886) составил канон в честь Н. м. (Ταμεον. Σ. 240-241). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.; Mateos. Typicon. T. 1. P. 336) и в более поздних визант. Синаксарях и минеях память Н. м. отмечена под 10 июля. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под этим же числом содержится краткое сказание о мучениках без упоминания женщины, посещавшей святых в темнице, и стражников, уверовавших во Христа. Также здесь не сообщается о том, что останки святых были брошены в реку. В конце сказания отмечено, что торжественная служба (синаксис) святым совершалась в К-поле в ц. мц. Акилины недалеко от Форума (SynCP. Col. 811). Известно, что эта церковь сгорела во время восстания «Ника» в янв. 532 г., но затем была восстановлена. Помимо синаксиса Н. м. в храме совершались торжественные богослужения в честь его небесной покровительницы (13 июня), св. папы Мартина I (16 сент.) и прп. Ефрема Сирина (28 янв.). Церковь располагалась в квартале Филоксена, к юго-западу от колонны Константина ( Janin. Églises et monastères. P. 17). В заметке о Н. м. из Минология имп. Василия II (1-я четв. XI в.) также не говорится о женщине-христианке и о том, что останки Н. м. были утоплены; имена стражников, пострадавших вместе со святыми, не обозначены. Согласно сказанию, Н. м. были схвачены, а не пришли добровольно к правителю Лисию; в тюрьме они провели много дней без пищи (PG. 117. Col. 533-534). Из визант. синаксарей память Н. м. и посвященное им двустишие были заимствованы прп. Никодимом Святогорцем , к-рый датировал кончину святых 315 г., и помещены в составленный им «Синаксарист» под тем же числом. В «Новом синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского годом, когда Н. м. были подвергнуты мучениям, указан 316-й. Греч. сказания о Н. м. были переведены на слав. язык и вошли в состав ВМЧ митр. Макария под 10 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 паг.]), а также в «Книгу житий святых» свт. Димитрия, митр. Ростовского ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 296 об.-300). В Сирийском Мартирологе (411) память святых под 10 июля отсутствует, однако под 11 авг.

http://pravenc.ru/text/2577589.html

А. в Вологде и Угличе. В Серебряниковской редакции Угличского летописца отмечено, что лицо Д. А. после смерти просияло, как свет (РГБ. Ф. 178. Муз. 934. Л. 81). В сб. ГПБ. Q.I.365 (кон. XVII-XVIII вв.) на л. 226 об.- 230 об. читается общая молитва Д. А. и прп. Игнатию. В 1737 г. на подворье Спасо-Прилуцкого мон-ря в Москве существовала ц. во имя Д. А. и прп. Игнатия (ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 5. Смесь. С. 8). В нач. XIX в. митр. Евгений (Болховитинов) внес имя князя в список святых Вологодской епархии. Во 2-й пол. XIX в. в тюремной церкви Вологды находилась икона Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радосте», к-рая, согласно преданию, являлась родительским благословением Д. А. и его брату. (Этот образ не мог принадлежать угличским князьям, т. к. данная иконография возникла не ранее посл. трети XVII в. под влиянием католич. искусства.) Канонизация Д. А. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (празднование установлено в 1841) и в Собор Ростово-Ярославских святых (празднование установлено в 1964). Ист.: Житие Кассиана Учемского//Ярославские ЕВ. 1873. 14. Ч. неофиц. С. 114-115; Житие Паисия Угличского//Там же. 17. Ч. неофиц. С. 137; Житие Иоанна-Игнатия Угличского//Там же. 28. Ч. неофиц. С. 223-224; ПСРЛ. Т. 12. С. 214; Т. 13. С. 135; Т. 20. Ч. 1. С. 357; Т. 24. С. 209; Т. 25. С. 330; Т. 29. С. 39; Т. 34. С. 26, 178, 180; Т. 37. С. 98; Угличский летописец: По списку Е. В. Барсова из собр. рукописей Ростовского музея/Отв. ред.: А. А. Севастьянова; Подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996. С. 43-44, 46. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Собрание разных известий о Вологодской епархии и губернии. СПб., 1811; Верюжский. Вологодские святые. С. 387-404; Вологодская старина: Ист.-археол. сб./Сост.: И. К. Степановский. Вологда, 1890. С. 146-147, 285; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 гг. СПб., 1891. Т. 2. С. 149-150; Ярославский К. , свящ. Князья угличские: (Угличские владетельные князья из рода вел. кн. Московских)//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/178189.html

В 1757 г. было начато строительство ц. Св. Троицы с приделом во имя свт. Димитрия Ростовского (один из первых престолов, посвященных этому святому после его канонизации). 17 мая 1761 г. храм был освящен митр. Московским и Севским Тимофеем (Щербацким) . Преемник архим. Лаврентия († 1758) архим. Иосиф в 1759 г. с разрешения митрополита организовал денежный сбор в пользу обители. На эти средства были отделаны иконостасы, стены, пол и окна Троицкой ц. Оставшиеся деньги настоятель использовал при строительстве ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в монастырской вотчине - с. Новлянском (ныне в черте Воскресенска Московской обл.). В 1761 г. этот храм был освящен, в 1855 г. к нему пристроена колокольня (к 2017 это главный храм г. Воскресенска). К 1744 г. М. И. м. владел 556 крестьянами; в 1764 г. причислен к необщежительным обителям 3-го класса, недвижимое имущество отнято, братии положено денежное жалованье (806 р. 30 к.). В 1775 г. мон-рю возвращена (подтверждена) архимандрия. При имп. Павле I было увеличено штатное жалованье братии с 806 р. 30 к. до 1460 р.; в собственность М. И. м. перешла мельница в Дмитровском у. и огородная земля за Симоновым мон-рем, Румянцевская пустошь в Подольском у., луговая земля с прудом в сельце Владычине Московского у. В 1800 г. митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) составил монастырские правила: «получаемые с земель деньги все обращать на содержание» М. И. м.; «где с земель приход есть натурою - хлебом, употреблять его на содержание настоятеля и братии»; «с лугов сено и получаемые за сено деньги все употреблять на конюшню, на корм лошадям, на покупку овса»; половину доходов, «получаемых с мельниц прочих монастырей», также рекомендовалось оставлять в М. И. м.; доход от рыбных ловель - «натурою или деньгами» - разделять среди настоятеля и братии ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 39). В 1801 г. монастырская земля (60,5 саж.) у Покровских ворот была передана купцам П. и С. Аверкиевым для строительства гостиницы; часовня ранее была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Имя папы Льва I в них впервые появляется благодаря древнейшим переводам «Луга духовного», послужившим основой для Синайского и Сводного патериков С. 240–241; 32. С. 221] 6 . В одном из рассказов Синайского Патерика (Слово 200 по полному славянскому списку XI–XII вв. 551. Л. 102об. –103]) содержится предание о том, как папа Лев I положил «епистолию» архиеп. Флавиану (так в памятнике назван Томос) на гроб св. Петра, усердно молился 40 дней, после чего получил обратно свой текст, исправленный рукой самого апостола. Как справедливо заметила С. Николова С. 38], в Сводном патерике эта легенда фигурирует в иной редакции: здесь папа кладет Томос на гробницу двух апостолов, Петра и Павла; и творит молитву не 40, а три дня, причем в рассказе присутствует дополнительная деталь: когда понтифик получил текст, исправленный св. Петром, на рукописи еще не обсохли чернила. Обе редакции бытовали в славянской рукописной книжности независимо, но именно в версии Сводного патерика легенда о чудесном исправлении «епистолии» в середине XVI в. вошла в состав Великих Миней Четьих Стб. 2645–2646]. Напротив, в редакции Синайского патерика та же легенда получила в первой половине XVII в. вторую жизнь в изданной на его основе С. Соболем в Киеве книге «Лимонарь, сиречь Цветник» Л. 114об. –115]. Вместе с тем, только в конце XVII в. в восточнославянской книжности было составлено житие папы Льва I. Оно появилось благодаря труду митр. Димитрия Ростовского . Его житийное повествование включает три основных сюжета. Это отмеченный в начале настоящей статьи рассказ о том, как «Князь Оуннωвъ, иже нарицашеся бичь Б(о)жий» Аттила на переговорах с папой Львом устрашился и был претворен «от волка в овцу», а также два рассказа в «синайской» редакции «Лимонаря»: о чудесном исправлении «епистолии» ап. Петром и о том, как апостол отпустил папе грехи Л. 707–709]. Замечу, что первый из рассказов в той же редакции позднее был приведен митр. Димитрием и в проповеди на день ап. Петра С. 192–193]. Тот факт, что именно «Лимонарь» послужил для агиографа источником для составления жития, указан им самим в примечании на полях издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/po...

Кроме того, в Четьих-Минеях южнослав. происхождения, в частности в рукописях XIV в. (НБКМ. 1039; Сербия. Б-ка мон-ря Дечаны. 94), под 8 окт. включено пространное Мученичество П. (BHG 1480; нач.: «Первому гонению обновленну при Диоклитиане цесаре»; Иванова К. Bibliotheca hagiographica balcano-slavica. София, 2008. С. 241). Древность языка, архаическая лексика (напр., оиминъ - воин) и многочисленные праболгаризмы, присутствующие в тексте, подтверждают гипотезу о том, что перевод Мученичества возник в болг. столице Преслав, вероятно уже в Х в. В сохранившихся списках, восходящих к болгарской и сербской Четьим-Минеям и соответствующих Студийскому уставу, Мученичество представлено в 2 редакциях, к-рые следует рассматривать как равнозначные при установлении архетипа перевода ( Петрова. 2010-2011). Списки Мученичества в рус. рукописях неизвестны. Синаксарное чтение о П. вошло под 7 окт. в состав слав. нестишного Пролога, переведенного с греческого в кон. XI или нач. XII в. (изд.: Славяно-русский пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 174-176); в XVII в. оно было включено без изменений в печатный Пролог. В тырновской редакции Стишного Пролога XIV в., получившей широкое распространение в болгарской, сербской и русской книжности, празднование П. отмечено дважды - под 8 окт., со сказанием и стихом (изд.: Петков, Спасова. Стишной Пролог. Т. 2. С. 30) и под 5 мая (Там же. Т. 9. С. 19). Празднование святой представлено в серб. рукописях, связанных с монастырем Дечаны : в самом раннем списке 1365-1375 г. сохранился только конец сказания на октябрьскую дату (Белград. Б-ка Белградского ун-та. в списке 1368-1378 гг.- сказание со стихом поставлены на майскую память (Berolin. SB. 29). В Великих Четьих-Минеях митр. Макария празднование П. отмечено 2 проложными чтениями на окт.: из нестишного Пролога на 7 окт. и из Стишного Пролога на 8 окт. и 4 мая (ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Ст. 839. Ст. 879; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 146 паг.]; то же в печатном Прологе). Свт. Димитрий Ростовский включил в свою книгу под 4 мая Мученичество П. ( Дмитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 3. Л. 371-385 об.), составив его самостоятельно на основе лат. текста из сборника Л. Сурия, к-рый он переработал стилистически ( Державин А. М., прот. Четии-минеи Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-ист. и лит. памятник. Мартовская половина года. М., 2018. С. 125-127).

http://pravenc.ru/text/2579920.html

Начиная с митр. Макария (Булгакова) в лит-ре было распространено мнение, согласно к-рому И. М. является также автором Сказания о святых Борисе и Глебе. Основанием для такой т. зр. послужила та часть «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», где автор пишет: «Мало събрав от многыя добродетели его (св. Владимира.- А. К.), написах и о сыну его, реку же святую славную мученика Бориса и Глеба». При этом автор Сказания о святых Борисе и Глебе, упомянув св. кн. Владимира, добавляет: «Прочая же его добродетели инде съкажем». Сейчас это предположение считается необоснованным. Митр. Макарий атрибутировал И. М. еще и Житие кн. Владимира, к-рое в рукописях обычно следует за «Памятью и похвалой князю русскому Владимиру...». Однако данное Житие - самостоятельный памятник, в наст. время его возникновение относят к XIV или нач. XV в. Безусловно ошибочной является атрибуция И. М. послания черноризца Иакова кн. Дмитрию. В адресате послания М. П. Погодин и вслед за ним др. авторы XIX в. видели киевского кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича († 1078). После открытия старшего списка послания (XV в.), в к-ром указано отчество князя, стало ясно, что послание адресовано ростовскому кн. Дмитрию Борисовичу (1253-1294), следов., автор послания черноризец Иаков жил во 2-й пол. XIII в. (см.: Прохоров Г. М. Иаков (XIII в.)//СККДР. Вып. 1. С. 192-193). Изд.: Макарий (Булгаков), архим. Три памятника рус. духовной лит-ры XI в.//ХЧ. 1849. Ч. 2. С. 302-336; То же// Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 525-530; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 238-245; Соболевский А. И. Памятники древнерус. лит-ры, посвящ. Владимиру Святому//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. Отд. 2. С. 15-17, 17-24; Срезневский В. И. Мусин-Пушкинский сб. 1414 г. в копии нач. XIX в. СПб., 1893. С. 17-31; он же. «Память и похвала» кн. Владимиру и его Житие по списку 1494 г.//ЗИАН. Ист.-филол. отд. 1897. Т. 1. 6. С. 1-8; Бугославский С. А. К лит. истории «Памяти и похвалы» кн. Владимиру//ИОРЯС. 1925. Т. 29. С. 141-153; Зимин А. А. «Память и похвала» Иакова Мниха и Житие кн. Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 66-72; «Память и похвала князю русскому Владимиру»/Подгот. текста, пер. и коммент.: Н. И. Милютенко//БЛДР. 1997. Т. 1. С. 316-327; Милютенко Н. И. Св. равноап. кн. Владимир и крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 417-434 [по сп. РНБ. Сол. 518/537, с разночтениями еще по 6 спискам, но с исключением «Похвалы Ольге», изданной отдельно: Там же. С. 498-500].

http://pravenc.ru/text/200333.html

Это празднование не было включено в греч. Синаксари и Минологии, однако было воспринято в лат. традиции (с не вполне объяснимым смещением даты памяти): под 26 марта Петр I упоминается в Иеронимовом Мартирологе (MartHieron. P. 162), и, по-видимому, еще не отождествляется с П. В Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) под 9 марта обозначена память свт. Григория Нисского (MartAdon. 1984. P. 100). Поскольку указанная дата скорее всего являлась изначальным днем памяти Севастийского святителя, здесь можно предположить последовательно происходившие отождествление Петра I с П. и замену памяти последнего памятью брата. Кард. Ц. Бароний при составлении Римского Мартиролога уже однозначно отождествляет Петра I Севастийского с братом Василия Великого и указывает его память под 9 янв. (MartRom. P. 21). Наиболее вероятной причиной указания именно этой даты является то, что на следующий день совершается память свт. Григория Нисского. Совр. Римский Мартиролог содержит память П. под 26 марта (MartRom (Vat.). P. 195). Память П. отсутствовала в слав. традиции до труда свт. Димитрия , митр. Ростовского, к-рый заимствовал память П. под 9 янв., вероятно, из Римского Мартиролога ( Димитрий Ростовский , свт. Книга житий святых. К., 1764. Т. 2. Л. 194 об.). Память Петра I Севастийского он в свою книгу не включил. В итало-греческой восточно-католич. традиции празднование в честь П. также совершается 6 февр. (см.: Martinov. Annus ecclesiasticus. P. 63 со ссылкой на изд. Martyrologium in usu nonnullorum Italo-graecorum Ord. S. Basilii. R., 1848); предположительно, первоначально под этой датой могла размещаться память Петра I Севастийского, однако со временем под влиянием авторитета Римского Мартиролога святой, память к-рого совершалась в этот день, стал отождествляться с П. В позднейшей греческой традиции память П. также не была воспринята: прп. Никодим Святогорец в «Синаксаристе» и бывш. митр. Леонтопольский Софроний (Евстратиадис) в «Агиологии» не упоминают ни Петра I, ни брата Василия Великого. Только иером. Макарий Симонопетрит в «Новом Синаксаристе» приводит память П. со ссылкой на слав. традицию ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 5. Σ. 107 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 128)), отличая его от Петра I.

http://pravenc.ru/text/2580096.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010