Липецк. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная Покровская церковь располагалась на главной оси Усманской улицы (ныне ул. Фрунзе), в 100 метрах к югу от перекрёстка с улицей Площад­ной (современная ул. Октябрь­ская), на месте бывшего деревянного храма св. Димитрия Солунского. По­кровский храм начал строиться по бла­гословению Преосвященного Платона (Любарского), епископа Тамбовского и Шацкого, 20 июня 1811 г. Проект церкви был выполнен архи­тектором А.И. Мельниковым и напоминает его же постройку в монастыре г. Мстиславля. Уже в следующем 1812 г. была построена тёплая двусвет­ная трапезная церковь. Длина здания составляла 7,5 сажени, ширина 4, высота 3,5 сажени. В построенной трапезной церкви в том же году был освящён престол во имя святого вели­комученика Димитрия Солунского, перенесенный из старого деревянного храма. Поскольку храмовая часть строилась ещё несколько лет, то все это время церковь именовалась Димитриевской, по действующему придель­ному престолу во имя св. Димитрия Мироточивого в трапезной. Штат но­вого храма составили священно- и церковнослужители Димитриевской церкви, среди которых два священни­ка — Борис Аврамов и Флегонт Мак­симов. В 1819 г. в отчете дирекции Липец­ких минеральных вод, архитектор которой А. Славинский контролировал застройку города, говорилось: «Строя­щаяся во 2-й части города Димитриевская церковь вчерне почти уже окончена, остаётся только покрыть оную железом». Окончательно строительст­во храмовой части было завершено в 1827 г. устройством трёхъярусного иконостаса. В том же году освящён главный престол новопостроенной церкви во имя Покрова Пресвятой Бо­городицы — одного из самых почитае­мых праздников на Руси, установленного святым князем Андреем Боголюбским около 1164 г. Кроме Димитриевского придельно­го алтаря в трапезной Покровского храма был устроен ещё один придел — во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Через несколько лет после оконча­ния строительства храма клир и прихожане с помощью благотворителей приступили к построению колокольни, для чего был составлен проект оной и от­правлено прошение архиерею. В ответ на это 10 апреля 1833 г. получен указ из Тамбовской духовной консистории от 29 марта 1833 г. по делу, рассмотренно­му 16 октября 1832 г. «Касательно уст­роения г. Липецка при Покровской церкви вновь каменным зданием коло­кольни учинить в скорейшем вре­мени исполнение». Этому предшествовало рассмотре­ние проекта на сооружение колоколь­ни Покровской церкви в Департаменте путей сообщения и публичных зданий МВД, который в своём отношении от 13 февраля 1833 г. сообщил: «Комисси­ей проектов и смет 7 марта принято ре­шение пристройку, соединяющую церковь с колокольнею, следует возве­сти после окончания построения коло­кольни, ибо при столь огромном соору­жении необходимо должно ожидать осадку».

http://sobory.ru/article/?object=36621

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЗЯСЛАВ (ДИМИТРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (1024/26 - 3.10.1078, близ Чернигова), киевский кн. (1054-1068, 1069-1073, 1077-1078), 2-й сын киевского кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого от брака с блгв. кнг. Ириной (Ингигерд), дочерью швед. кор. Олава Шётконунга. В крещении И. Я. был назван в честь вмч. Димитрия Солунского . Это подтверждается именованием И. Я. «Димитрием, королем Руси» в сообщении о его визите в нач. 1075 г. к герм. кор. Генриху IV в анналах Ламперта Херсфельдского («Demetrius, rex Ruzenorum») и в адресованном ему послании папы Григория VII («Demetrius, rex Ruscorum») от 17 апр. 1076 г. Кроме того, И. Я. обращается к св. Димитрию в надписи на покрове, подаренном им на раку св. Адальберта -Войтеха в Гнезно. Косвенным свидетельством крещения И. Я. в честь вмч. Димитрия Солунского может служить посвящение святому соборной церкви фамильного мон-ря, основанного И. Я. в Киеве. При жизни отца князь занимал столы во Владимире-Волынском или в Турове, затем, после смерти старшего брата Владимира, вероятно, в Новгороде (1052-1054). В кон. 30-х - 1-й пол. 40-х гг. XI в. женился на Гертруде, сестре польск. кн. Казимира I Восстановителя. И. Я. приписываются известные в 10 экз. свинцовые печати с изображением св. Димитрия на одной стороне и декоративной розетки на другой. Аналогичная печать с изображением на обороте княжеской тамги, возможно, относится ко времени княжения И. Я. в Новгороде. Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) Киевский кн. Изяслав Ярославич. Фрагмент росписи парадных сеней. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. (ГИМ) По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 г. Русь была разделена между его 5 сыновьями, причем И. Я., к тому времени старшему, достались Киев (с Турово-Берестейской волостью) и Новгород. Нововведением завещания Ярослава стало учреждение на Руси сеньората. И. Я. усваивался некоторый объем общегос. прерогатив, главной из к-рых была обязанность служить гарантом политического status quo.

http://pravenc.ru/text/293926.html

Нерехта. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Характерный для уездного города архитектурный комплекс кладбищенской церкви с разновременными постройками, отражающими стилистические черты от барокко до позднего классицизма. Расположен на северной окраине города, у дороги на Кострому. Кладбище было устроено после утверждения регулярного плана города в 1784 г. Строительство Крестовоздвиженской церкви с приделом Дмитрия Солунского, проводившееся на средства Нерехтского купца и городского головы Дмитрия Прокофьевича Симонова, завершилось в 1788 году (освящена в 1793 г.) Церковь сооружали местные каменщики, но, по всей вероятности, при участии известного архитектора С.А.Воротилова, о чём свидетельствуют архитектурные особенности этой церкви. Это относится, прежде всего, к типично воротиловской колокольне, впитавшей в себя элементы двух предшествующих по времени церквей, уже построенных этим замечательным зодчим в Нерехте. Так, второй ярус и барабан со шпилем близки по оформлению к колокольни Преображенской церкви, а колоколообразное завершение яруса звона - один из вариантов завершения Воскресенской церкви. Одинаково решены также интерьеры Крестовоздвиженской и верхней Преображенской церквей. Высокая арка лишь чисто условно делит храм на центральную часть и трапезную. Интересной особенностью церкви является то, что световой восьмерик не равносторонний, а вытянут по оси север-юг. Стройность первоначального архитектурного замысла церкви была нарушена в ходе строительства заказчиком, решившим устроить при церкви придел в честь своего небесного покровителя - св. Димитрия Солунского. Придел примкнул с юга и с запада, в результате чего колокольня оказалась в центре здания, вход в неё был утрачен. Несмотря на единое архитектурное убранство фасадов в стиле позднего барокко, придел этот со скруглённым северо-восточным углом и увенчанный глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, смотрится всё же несколько чужеродно в общей композиции церкви.

http://sobory.ru/article/?object=13359

Смолинское. Церковь Илии Пророка. Пророко-Илиинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Пророко-Илиинская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1823 г. Главный храм во имя прор. Илии, освящен 11 июня 1847 г. Правый придел в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 6 ноября 1877 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 2 ноября 1881 г. Закрыта в 1940 г., сергиевской ориентации. Полуразрушена. Село Смолинское возникло после 1734 года. Деревня Смолина сначала входила в Арамильский приход, затем, до 1765 года, в Покровский. Видимо в этом же году смолинцами принимается решение о постройке собственного храма. Известно, что 5 июля 1770 года протоиерей Феодор Кочнев, приехавший из Екатеринбурга, освятил первый храм села, который был деревянным. В 1822 году церковь сильно пострадала от пожара. После ремонта ее вновь освятили. В следующем, 1823 году, была получена грамота на заложение нового каменного здания храма. Когда фактически был заложен и окончено строительство этого храма – точно неизвестно. Однако левый (северный) придел был освящен ранее главного храма, а именно в районе 1838 года. Придел освятили во имя великомученика Димитрия Солунского. По грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года местный священник Матфий Попов освятил главный храм во имя пророка Илии. Позднее был пристроен правый (южный) придел, который освятили в 1857 году в честь Воздвижения Креста Господня. Храм неоднократно подновлялся и благоукрашался. Так, например, в 1887-93-х годах был обновлен иконостас в главном храме, а также расписаны его стены. В 1895 году храм был оштукатурен и выбелен. Известно о находившемся в храме деревянном кресте, который особо почитался среди местных прихожан. По преданию, этот крест сделан был из сосны, крестообразно выросшей в Заречной части села. Позже на этом месте была поставлена часовня и устроен колодец, водой которого многие пользовались при различных болезнях. Это место особо почиталось жителями села, и тому были свои предпосылки. В одно время эта часовня и колодец при ней были в запустении. Но случился на селе пожар, который уничтожил все постройки вокруг часовни, не затронув, однако, ее саму. С тех пор ежегодно, в день Воздвижения Креста Господня, при многочисленном стечении народа стал совершаться от Смолинского храма к часовне Крестный ход с тем самым почитаемым крестом. После хода совершался молебен и освящалась вода в колодце.

http://sobory.ru/article/?object=11118

Старая Русса. Церковь Димитрия Солунского. Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь на месте каменного здания 1445, разобранного по ветхости в кон. XVII в. Выстроена в 1860-1870-х гг. на средства горожан. Двусветный бесстолпный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной с высокой колокольней. Главный престол Вознесенский, боковые приделы Рождество-Богородицкий и Димитриевский, в трапезной приделы Митрофана Воронежского и Андрея Стратилата. Закрыта в 1928 г., в войну повреждена, разобрана в 1950-х гг. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 270-276 Димитриевская церковь. Основание церкви (XV в.). Последующие судьбы ее. Храм Вознесения (1751). Последние перестройки. Внутренний вид. Примечательные иконы в храме с приделами. Колокольня и школа. На той самой городской улице, по Холмовской дороге, где стоит Никольская церковь, поюжнее от нее стоит — красуется другая церковка. Красиво выделяются на синеватой глазури пять куполов храма, а к самой улице подходит трехъярусная колокольня, поднимаясь над церковными две­рями. Новизною веет от этой церкви с колокольницею, хотя с давних пор здесь стояла церковь. Есть летописные известия, что какой-то храмолюбец при святителе Нова-города Евфимии II, в княжение на Руси великого князя Василия Васильевича Темного (около 1446 года), выстроил на этом месте храм с приделами в честь апо­стола Евангелиста Луки и митрополита Петра 1). 1) История госуд. Российского, V т., 256 стр., примеч. 386. Много веков прошло с той поры, а еще больше перемен случилось в городе. Не узнать теперь древней церкви, как не узнать самой Старой Руссы. Все по нескольку раз изменялось, а о древнем храм остались лишь воспоминания, да и то благодаря летописным заметкам. Литва разорила храм при общем разорении города, и долгие годы стояли на месте его обгоревшие развалины, пока не собрались с силами прихожане, не обстроились сами они. Тем временем отыскались благотворители, и в 1693 году развалины церковных стен были окончательно разобраны, а немного поюжнее их появился новый храм в честь великомученика с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Заботились прихожане о своем храме, всячески украшали его, а рядом с ним, по благословению святительскому (Стефана Каллиновского), выстроили деревянною церковку в честь Вознесения Господня 2). Уютна была эта церковка. Все стены ее были оклеены холстом и расписаны священными изображениями. Тут были и святители, и подвижники между картинами из священной истории, или притчами Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=36145

Фоминское. Церковь Димитрия Прилуцкого. Димитриевская церковь Карта и ближайшие объекты Впервые деревянная церковь во имя прп. Димитрия Прилуцкого в Фоминском упоминается в 1551 г., когда село по залогу перешло от наследников Г.Н. Лихарева к Спасо-Геннадиеву монастырю, во владении которого оно оставалось до 1764 г. В первой половине XVII в. взамен прежнего клетского был возведен шатровый храм с такой же “об шти стенах” колокольней, освященный во имя св. вмч. Димитрия Солунского. В 1712 г. рядом с ней построили деревянную церковь в честь Преображения Господня. В начале 40-х гг. XIX в. взамен деревянного шатрового был возведен каменный одноглавый храм с трехярусной колокольней, освященный в 1842 г. В нем имелось два престола: 1) в холодном четверике – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, 2) в теплой трапезной – во имя св. вмч. Димитрия Солунского. После строительства Димитриевского храма в Преображенской церкви перестали совершаться богослужения, но она сохранялась причтом и общиной еще свыше ста лет, вплоть до 60-х гг. XX в. являя собой редкий в Костромском уезде-районе пример состоящего из каменного и деревянного храмов ансамбля. Богослужения в Димитровском храме прервались в 1941 г., когда его настоятель, священник Геннадий Закедский, был мобилизован на трудовой фронт. Настоятель вернулся в Фоминское в конце 1944 г., но только в марте 1946 г. власти разрешили возобновить богослужения. Храм продействовал недолго: в феврале 1949 г. под нажимом властей о. Геннадия перевели в другой приход и 20 августа 1949 г. Костромской облисполком принял решение о его закрытии, как бездействующего. В 50-е гг. община неоднократно, но тщетно, принимала все меры для возвращения своего храма, в защиту которого выступали даже правления местных колхозов “Большевик” и им. Сталина. В 1968 г. из Фоминского в Кострому, в Музей деревянного зодчества, был перевезен деревянный Преображенский храм. Димитровский храм возвращен верующим в 1990 г. и восстановлен при большой помощи возглавляемого Героем Социалистического труда Л.М. Малковым колхоза им. 50-летия СССР.

http://sobory.ru/article/?object=24111

Юсупово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Старинное село Юсупово, в XVII в. было дворцовым. В 1628 г. стояла «в селе Исупово Димитриевская церковь — деревянная, построенная исстари…». В 1754 г. «тщанием прихожан в селе Исупово построена деревянная церковь». По ведомости за 1849 г., церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была деревянная, крытая железом, с приделом во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Одновременно с церковью построили деревянную башенную колокольню. В церкви установили пятиярусный иконостас и выполнили художественную роспись стен. К середине XVIII в. село Юсупово насчитывало 70 дворов с жителями более 700 человек. Краевед Г.Ф.Гарин сообщил, что в 1848 г. во время эпидемии холеры «прихожане… вышли на крестный ход с чудотворной иконой Грузинской Божией Матери из церкви села Ильинское. Крестным ходом обошли все дома прихожан. Эпидемия прекратилась, и во исполнение обета христиане начали участвовать в ежегодных крестных ходах, которые проходили в течение сорока лет, а с 1885 года крестные ходы вошли в церковную обязанность». Проект каменного храма, вместо ветхого деревянного, был создан еще в 1880-х гг. архитектором А.В.Красильниковым и утвержден 8 декабря 1892 г. Каменная церковь имела три престола: главный — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделы: во имя великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы. Церковный староста К.А.Лопухов на своей земле и на свои средства построил кирпичный завод. Церковь в селе Юсупово строилась с 1897 по 1903 г. В нижнем ярусе церкви все оконные проемы и порталы украшены наличниками. Церковь завершена луковичной главкой на изящном барабане с кокошниками. Кирпичные барабаны поставлены и над алтарями приделов. Колокольня трехъярусная. Церковь была закрыта в 1929 г. и разорена. В течение многих лет использовалась под склады и мастерские колхоза, а позже госплемзавода «Заря коммунизма».

http://sobory.ru/article/?object=02623

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Косовское торжество великомученика Димитрия Фоторепортаж Северная Косовская Митровица – самый крупный по количеству жителей сербский населенный пункт на территории Косово и Метохии на сегодняшний день. Здесь и сейчас действует Приштинский университет, а к северу от города вплоть до административной границы Края с Сербией живет в основном сербское население. Из южной, албанской, части Митровицы сербы полностью изгнаны еще в 1999 году. Знаменитый Марков мост через реку Ибар, соединяющий северную и южную части, не раз становился ареной ожесточенной борьбы. Однако, несмотря на столь опасное соседство, жизнь, и в том числе церковная, в Косовской Митровице не затихает ни на минуту. На одной из главенствующих над городом высот не так давно был воздвигнут величественный собор великомученика Димитрия Солунского. Само название Митровицы неразрывно связано с именем этого великого святого. День памяти воина Димитрия по-сербски так и называется – Митровдан. Стараниями духовенства и верующих уже начата роспись храма, а вокруг него установлена металлическая ограда. В этом году сербы вновь торжественно чествовали своего небесного покровителя. Накануне праздника, после всенощного бдения, в амфитеатре технического факультета состоялся праздничный концерт, который открыл митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. В этот вечер в зале собрались представители местных органов власти, настоятели ближайших монастырей и гости из других обителей, официальные лица и простой верующий народ. В обращенном к собравшимся слове местоблюститель Рашко-Призренской епархии напомнил о мужественной борьбе и твердом исповедании веры великомученика Димитрия и призвал сербов следовать его примеру: храбро отстаивать свою веру, хранить народные предания и самосознание. На следующий день владыка Амфилохий возглавил в соборе Божественную литургию, за которой ему сослужили епископ Липлянский Феодосий и двенадцать священников и игуменов. На соборную молитву в храм собралось не менее 300 верующих. Пел городской церковный хор. За литургией в сан иеродиакона был рукоположен монах Иустин из монастыря Сочаница.

http://pravoslavie.ru/42743.html

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010