Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К вопросу о реликвиях Св. Димитрия Солунского в Успенском соборе Московского Кремля   Мощи и икона с житием вмч. Димитрия Солунского А.В. Рындина Недавно вышли в свет две работы, посвященные судьбе солунских реликвий, принесенных во Владимир из Фессалоник в 1197 г. и затем попавших в московский Успенский собор (1). Однако, многие вопросы, касающиеся " гробной доски " св. Димитрия, остаются пока в тени, неясна и окончательная дата живописной иконы, поновленной в 1701 г. Кириллом Улановым. Нам представляется, что на решение названных проблем может пролить свет анализ резного образа святого воина, обнаруженного в 1924 г. Н.Н. Померанцевым на чердаке Мироваренной Палаты Московского Кремля и определенного им как изображение св. Димитрия Солунского конца XIV - начала XV в. (2) По мнению исследователя, скульптура сильно пострадала от пожара (отсутствуют руки и сильно поврежден лик). Н.Н. Померанцев полагал, что в правой руке воин держал копье, а в левой - щит. (3) Согласно точке зрения Г. К. Вагнера, воин, представляющий собой св. Георгия, имеет общие иконографические и типологические черты с каменным Ермолинским Георгием Фроловских врат Московского Кремля, и создан, следовательно, во второй половине XV в. (4) Для Г.К. Вагнера образ св. Георгия - " Покровителя княжеского дома " как нельзя более отвечает идеологическим позициям эпохи Ивана III. (5) В связи с возможным функционированием статуи Г.К. Вагнер выдвигает гипотезу о ее пребывании " в архитектурной нише какой-либо кремлевской башни или великокняжеского дворца " (6) . Как видим - в связи с фигурой воина в науке бытует тот же круг " градозащитных " штампов, что и в случае с Николой Можайским, хотя по материалам письменных источников XVII-XVIII вв. и по современному бытованию киотных икон с рельефным изображением св. воинов, в частности, " Чуда Георгия о змие " , ясно, что они занимали место в интерьерах храмов, чаще всего в придельных иконостасах (7). Это в равной степени касается и древних балканских деревянных статуй.

http://sedmitza.ru/text/514948.html

Придорожный. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевский погост Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1805 и 1812. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Камешковский район, пос. Придорожный Координаты: 56.399616, 41.075655 Проезд:От райцентра Камешково дорога на райцентр Ковров через ж/д станцию Новки, 7км. Асфальтированный проезд Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Камешковском районе почти на острове среди болот находится Дмитриевский погост. С давних пор этот уголок именовался Пропасти, или Пропастищи. Существующий там каменный храм был построен и освящен летом 1812 года — за считанные дни до начала Отечественной войны с Наполеоном. А престольный праздник этой церкви отмечается 8 сентября — в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери и в День воинской славы России — годовщину Бородинского сражения. Сегодня рядом с погостом проходит шоссе из Камешкова в Ковров, хотя заезжие соотечественники даже не подозревают, что неприметный поворот в лес — дорога к старому храму. В сохранившихся письменных источниках Дмитриевский погост впервые упоминается 383 года назад — в 1635-м в царствование первого государя из династии Романовых Михаила Федоровича. Однако возник он, несомненно, гораздо раньше, возможно, еще в домонгольские времена в пору расцвета Владимиро-Суздальского княжества. С давних пор там по каменистой гряде среди болот проходил тракт из Ярополча в Суздаль. Неподалеку от погоста находится святой колодец, существующий с незапамятных времен. Туда ведет импровизированная гать из струганных досок. Желтоватая с торфяным оттенком вода уже многими поколениями почитается как целебная, исцеляющая от множества болезней. К колодцу приезжают из других окрестных селений. С давних пор вплоть до 1830 года в Дмитриевском погосте сначала при деревянной, а потом при каменной церкви в честь святого Димитрия Солунского служили священниками представители династии местного духовенства, получавшие настоятельский пост по наследству. Например, с 1710 года при Петре Великом в «церкви Димитрия Селунского погосту Пропастищи» служил священник Федор Васильев. Потом при императрице Елизавете Петровне священствовал его сын иерей Степан Федоров, а потом и внук Федор Степанов, скончавшийся в 1811 году. Примечательно, что фамилии они не имели. Ее получил лишь сын Федора Степановича священник Яков Федорович, родившийся в 1773 году и служивший на погосте до своей кончины в 1830-м. Именно отец Яков стал инициатором строительства ныне существующей каменной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=09154

Сима. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Всех Святых , Зинаиды Тарсийской Год постройки:1775. Адрес: Россия, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима, ул. Советская, 39 Координаты: 56.685677, 39.552841 Проезд: Северный выезд из райцентра Юрьев-Польский направлением на Симу 19 км, указатель. Асфальтированный проезд. Непосредственно к церкви можно подъехать повернув на разъезде в центре села Сима направо и проехав 0,5км до Торговой площади (Администрация, почта, сбербанк). Если на разъезде повернуть налево ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Северный выезд из райцентра Юрьев-Польский направлением на Симу 19 км, указатель. Асфальтированный проезд. Непосредственно к церкви можно подъехать повернув на разъезде в центре села Сима направо и проехав 0,5км до Торговой площади (Администрация, почта, сбербанк). Если на разъезде повернуть налево и двигаться направлением через спиртозавод на Переславль-Залесский, то до церкви можно добраться от трассы через мост. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В селе сохранился храм – Димитрия Солунского, построенный в 1775 году. Позднее к храму пристроили теплый придел Всех Святых, а в 1845 году – еще один придел мученицы Зенаиды, устроенный и украшенный на средства графа Толя, в память о его супруге Зинаиде Голицыной, умершей вскоре после свадьбы. Из-за позднейших перестроек храм приобрел черты псевдорусской архитектуры, хотя поначалу строился в стиле классицизм. В советское время храм был закрыт и разорен, разрушена его глава. В 1990-х годах храм одним из первых во Владимирской области вернули верующим. http://www.juriev.ru/Arhitect/simy.htm Сима находится от Юрьева в 22 верстах и от Владимира в 84 верстах, при речке Симке. В XVII ст. село Сима было государевым дворцовым имением; в 1708 г. император Петр I пожаловал село Сима генерал-фельдмаршалу князю Мих. Мих. Голицыну за победу над генералом Левенгауптом под Лесным в присутствии самого государя. В роду князей Голицыных Сима оставалась до освобождения крестьян в 1861 г. Время первоначального основания в селе церкви неизвестно, но в начале XVII ст. она записана в окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1628 г.: «церковь Богоявленье Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в государеве дворцовом селе Симе…» и значится в тех же окладных книгах под 1654 г. До второй половины XVIII ст. Богоявленская церковь зданием была деревянная.

http://sobory.ru/article/?object=02539

Крайова. Собор Димитрия Солунского (утраченный). Biserica domneasca /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1651 и 1654. Год утраты:1889 (разобран по ветхости) Адрес: Румыния, жудец Долж, г. Крайова (Craiova), ул. Матей Басараб, 14 ( Str. Matei Basarab, 14) Изменить описание объекта Церковь Святого Димитрия, также известная как княжеская церковь (Biserica domneasca), церковь Бэняса (Biserica Baneasa) или кафедральный собор (Catedrala Mitropolitana), является самым старым и самым важным культовым сооружением в Крайове. Расположенная в центральной части города, в непосредственной близости от Дома Бэний, церковь на протяжении веков последовательно перестраивалась на фундаменте, датируемом, по некоторым предположениям, примерно XI-XII веками. Основанная Барбу Крайовеску, где проживал Матей Басараб, она была отремонтирована и перестроена принцем Константином Бранковяну и местными боярами (Обедяну, Аргетояну) под эгидой короля Кароля I. Церковь Св. Димитрия в настоящее время является одним из самых важных духовных центров и туристических достопримечательностей Крайовы. По словам историка собора Святого Димитрия, зарождение церкви кажется ошибочным с самим историческим существованием Крайовы. Хотя дату постройки первой церкви на этом месте и имя первого основателя нельзя установить с уверенностью, археологические раскопки, проведенные в 1888 году, выявили доказательства того, что самая старая церковь Святого Димитрия «относится к VIII-IX векам». Другие мнения, не подтвержденные документально, подтверждают гипотезу о том, что церковь была построена во времена братьев Петра и Асана из династии Асанести (XII век), принца Иоанна (XIII век) или даже во время правления великого правителя Мирчи Старого (1355-1418). Историк Петре Константинеску-Ясси связывает строительство церкви с победой последнего над османами при Ровине (1395 г.). Согласно большинству исторических мнений, каменная церковь Святого Димитрия - Бэняса или Домняска (Biserica Sf. Dumitru – Baneasa sau Domneasca) - была основана великим Барбу Крайовеску, старшим сыном Нягое из Крайовы, основателя семьи Крайова. Он владел поместьем и городом Крайова еще до 1500 года. Название церкви Бэняса (Biserica Baneasa) происходит от того факта, что она считалась старым фондом семьи Крайова, которая давала Крайове большой денежный доход, аргументом в этом отношении является близость их кассовых домов. Свое название княжеская церковь (Biserica domneasca) получила в связи с тем, что несколько правителей Валахии происходили из семьи ее основателей (Негое Басараб в XVI веке, Матей Басараб в XVII веке и Константин Бранковяну в XVII веке и XVIII веке), каждый из которых обращал внимание на потребности места поклонения.

http://sobory.ru/article/?object=54166

Дмитровское. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Дмитровское. Димитрия Солунского церковь Храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского был выстроен из кирпича в 1689 году. В стене храма расположена лестница, ведущая на звонницу. Раньше церковь была покрашена в красные тона, что благолепно выделяло декоры окон, кокошников и полуколонн. Тип храма - бесстолпный четверик. Красивы барабан и шатровая колокольня, необычно поставленная над боковым приделом. «Древнее село Дмитровское упоминается в летописях с XVI века, когда оно значилось за Троице-Сергиевой Лаврой. В 1677 году царь Федор Алексеевич пожаловал село Дмитровское в Горетовом стане князю Юрию Долгорукому «за многие его службы, которые злые замыслы вора и богоотступника Стеньки Разина со единомышленниками его в низовых городах искореняли…». По смерти сына Долгорукого в 1683 году село было пожаловано патриарху Иоакиму. В 1689 году здесь строится каменная одноглавая церковь с приделами и восьмигранной шатровой колокольней на двухъярусном основании, заключающем так называемую келью Никона. По преданию, в ней патриарх останавливался по пути в Саввино-Сторожевский монастырь. Памятник зодчества с его сложнейшей декорацией из кирпича, почти сплошь покрывающей стены здания, барабан главы и шатер колокольни, чрезвычайно характерен для узорчатого стиля. Разнообразны по формам оконные наличники, из них особенно любопытен рисунок наличника с «рогами» на южной стене. Нарядности внешнего облика храма способствует его двухцветная окраска. Завершающие фасады декоративные кокошники и широкая лента карниза с побеленными деталями кирпичного узорочья смотрятся на красном фоне стен как наброшенная на здание кружевная накидка. Позднейшая трехъярусная в стиле классицизма колокольня скрывает портал входа в невысокую сводчатую трапезную. В глубине ее через арочный проем поблескивает позолотой многоярусный иконостас, заключающий ряд икон мастеров XVIII и XIX веков». Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков». - М., 1974

http://sobory.ru/article/?object=03249

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриаршее послание в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского 06.11.2008 406 Время на чтение 3 минуты Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского Возлюбленные о Господе Архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодать на Святую Русскую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость, ибо в пределы нашего Отечества приносится великая святыня христианского мира — ковчег с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Назначенный проконсулом Солуни (Фессалоник) святой Димитрий, несмотря на приказ римского императора Галерия Максимиана усилить гонения на Церковь, сам, исповедуя воскресшего Спасителя, стал открыто говорить о христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство в городе. Ревность о Боге военачальника Димитрия была столь велика, что его сравнивали со вторым апостолом Павлом, потому что именно «апостол языков» основал здесь общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Император Максимиан, узнав о том, что назначенный им проконсул — христианин и многих обратил в веру Христову, был весьма разгневан. Желая расправиться с солунскими христианами, он решил ввести войска в город. Святой же Димитрий, памятуя слова Спасителя, «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21) раздал все свое достояние, а сам, готовя себя к принятию мученического венца, предался посту и молитве. Вызванный на суд императора Димитрий, как истинный воин Христов, не устрашился смерти, но, обличая неправду и суетность римского многобожия, мужественно исповедал себя христианином. За это святой военачальник был предан мученической смерти через пронзение копьями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Отрадное. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:Между 1755 и 1757. Адрес: Россия, Брянская область, Брянский район, поселок Отрадное Координаты: 53.328092, 34.174975 Проезд:маршрутным такси 66 до конечной остановки Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Славянское селение Голяжье возникло не позже 1Х-Х вв. и названо так по занимавшим ранее это место жителям из племени голядь. Сведений о первых веках существования селения не сохранилось. Можно утверждать, что оно уже в XVI веке было селом — в церковных документах упоминается о разорении церкви села Голяжье в годы Смутного времени. В документах 1670-х гг. отмечалось, что находившаяся в Голяжьем церковь Дмитрия Солунского " без пения из дальних лет и службы в ней не было от ветхости " . Лишь в 1679 году местный помещик Измаил Тимофеевич Алымов, старший из трех братьев, оставшихся после смерти их отца — Тимофея Дмитриевича, взялся построить новую деревянную церковь. В декабре 1713 года эта церковь сгорела, и владелец Голяжьего, поручик Иакинф (Акинфий) Евстратович Алымов, вместо того, чтобы построить новый храм, обратился в Брянское духовное правление с просьбой перевести в Голяжье старую деревянную церковь из села Ольшаницы, где к тому времени уже была построена новая церковь. Разрешение было получено, и старую ольшаницкую церковь поставили в Голяжьем «на старом церковном погорелом месте». К началу 1750-х гг. церковь окончательно обветшала, и в 1753 году полковнику Ивану Акинфовичу Алымову было разрешено начать строить в Голяжьем каменный храм. Стройка началась на следующий год, но в 1757 году И.А. Алымов умер, и завершала строительство храма уже его вдова — Анна Васильевна. Ежегодно в мае от Дмитриевского храма совершался Крестный ход, для которого приносилась Свенская икона Божией Матери, «выносились некоторые иконы из местного храма (в том числе — особо чтимая жителями икона Святого Иоанна Воина) и далее с молебнами и водосвятием Крестный ход следовал по окрестным полям». В годы советской власти храм был закрыт и использовался под колхозный склад. В 2001 году началась реставрация храма, организованная благотворительным обществом, но за недостатком средств работы были приостановлены. 14 ноября 2003 года состоялось собрание, на котором жители села проголосовали за образование общины для самостоятельного восстановления храма. Были проведены субботники, в ходе которых был храм очищен внутри от мусора и убрана прилегающая территория. 19 декабря, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, в храме состоялось первое Богослужение после разорения. 8 ноября 2004 года совершилась первая Божественная Литургия. В 2005 году купол храма был отреставрирован и покрыт металлом. Ремонтно-восстановительные работы продолжаются.

http://sobory.ru/article/?object=05032

Профессор МДА: к Дмитрию Солунскому идут люди с самыми разными нуждами За первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих. 16 февраля, 2015 За первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих. В эти дни в Новоспасском монастыре Москвы находится ковчег с десницей покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского. О том, какое влияние оказывал этот святой на российскую историю, РИА Новости рассказал завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский. В эти дни в Новоспасском монастыре Москвы находится ковчег с десницей покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского, привезенный в Россию из греческого монастыре Панагия Довра митрополитом Верийским и Наусским Пантелеимоном (Элладская православная церковь). По словам наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы, за первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих, и паломничество в монастырь к мощам Димитрия Солунского продолжается. О значении этого святого для верующих Русской православной церкви и о том, какое влияние оказывал Димитрий Солунский на российскую историю на протяжении веков, РИА Новости рассказал кандидат богословия, завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский. — Алексей Константинович, известно, что мощи Димитрия Солунского сейчас находятся в Салониках, на родине святого Димитрия. Всегда ли они пребывали там? Можем ли мы говорить о подлинности этих мощей, часть которых сейчас доставлена в Москву? — Да, о подлинности мы можем говорить абсолютно точно. Во время османского завоевания, а именно в 1493 году, храм, в котором находились мощи, был превращен в мечеть. Тем не менее, христиане имели право и привилегию поклоняться этим мощам. А те части мощей, которые оказались в руках у крестоносцев и потом пребывали в Италии, в 1978 году возвращены с большим почитанием в храм святого великомученика Димитрия в Салониках. Великомученик Димитрий – святой покровитель города, греки его очень чтут.

http://pravmir.ru/professor-mda-k-dmitri...

Щелейки. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь Дмитрия Мироточивого построена в XVIII в. Не действует. Село Щелейки (ударение на первый слог), расположено на самом востоке Ленинградской области, невдалеке от берега Онежского озера, на дороге Петрозаводск - Вознесенье. Щелейки раскинулись на возвышенности примерно в километре от берега Онеги. В сторону озера открывается прекрасный вид, спускаются дорожки. Одна из них начинается прямо от церкви Дмитрия Мироточивого (Солунского) - главной достопримечательности села, и, петляя по окрестным лесам, выходит к Онеге у мыса Подщелье в 4-х километрах к северу. В этом месте на сотни метров протянулся песчаный пляж, соседствующий с сосновым бором и характерными для Карелии скалистыми выступами. Красивейшая деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), построенна в 1783 году. Церковь и колокольня, в данном случае, расположены на одной продольной оси. Оба сооружения связаны воедино деревянным мостиком - переходом. Архитектурное описание церкви, позаимствованное нами из книги " Архитектурное наследие Ленинградской земли, Лениздат 1983 " , гласит: " Прямоугольный сруб церкви разделен на две части - низкую трапезную и высокий четверик собственно храма, к которому прирублен алтарь. Завершается церковь покрытием, имевшим широкое распространение в русском деревянном зодчестве, - так называемой крещатой бочкой (соединением под прямым углом двух простых бочек). Щипец каждой бочки увенчан главкой на барабане, а в центре перекрытия врублен глухой восьмерик, на котором стоит центральная глава. В итоге получилось оригинальное, изящное по силуэту и, к тому же, отвечавшее официальным канонам пятиглавое завершение. " Интересно, что сегодняшнее состояние церковь приобрела после реставрации, которая убрала многие " новшества " внесенные в портрет церкви в веке 19-м. Тогда церковь обшили тесом, покрыли деревянные главки железом. Сегодня церковь действующая и находится в хорошем состоянии. http://www.towns.ru/other/scheleyki.html

http://sobory.ru/article/?object=00135

Гдов. Собор Державной иконы Божией Матери в Кремле. Карта и ближайшие объекты Собор Державной Богоматери построен в 1991 г. на основе обмеров древнего собора Димитрия Солунского, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. Действует. Собор расположен в юго-восточной части Гдовского Кремля. Он восстановлен в прежних формах, характерных для Псковского зодчества на месте разрушенной фашистами в 1944 году церкви Дмитрия Солунского. Храм одноглавый, четырехстолпный с скругленными снизу столбами, кубической формы, трехапсидный. Купол расположен на барабане с шестью окнами, украшенном традиционным орнаментом. Над окнами - бровки. В западной части храма хоры, с угловыми камерами, поддерживаются сводами. В алтаре низкая скамья, упирающаяся в пилястры. Над входом несимметричная двухпролетная звонница. После восстановления храм освящен во имя иконы Божией Матери " Державная " . Гдов – районный городок с живописными руинами старинной крепости, внутри которой стоит Собор иконы Державной Божией Матери. Это первый храм с 1917 года в области, построенный заново в 1990 году на месте разрушенного. Строили его всем миром, но большую сумму денег пожертвовал на храм архимандрит Лев. История появления храма такова: настоятель будущего Собора отец Михаил поехал к отцу Николаю (Гурьянову) на остров Залит посоветоваться и испросить благословения: строить ли храм, потому что трудности ожидались немалые. И не успев задать старцу вопрос, получил ответ: «А храм в Гдове строить надо». И далее старец сказал, что назвать его нужно в честь иконы Державной Божией Матери. Отец Михаил посетовал: «У нас и иконы такой нет, батюшка». Тогда старец вынес для будущего храма свою икону Державной Божией Матери, она сейчас в Соборе. Собор в крепости назывался в древности св. Дмитрия Солунского. И ныне в храме три престола: в честь св. Дмитрия Солунского, главный храм – иконы Божией Матери Державная, а южный престол освящен в память святого новомученика Православной Церкви Митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, расстрелянного большевиками.

http://sobory.ru/article/?object=00279

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010