Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРА (Егорова Матрона Александровна; 1810, Силистра, Болгария - 9.03.1878, С.-Петербург), прп. (пам. местн. 26 окт., 9 марта, 8 авг.), мон., основательница киевской Введенской жен. общины (см. Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь ). Род. в Болгарии, затем с семьей переселилась в Бессарабию, участвовала в обороне Севастополя (1855-1856), ухаживала за ранеными, была ранена в плечо и контужена, но отказалась покинуть передовую. Во время русско-тур. войны (1877-1878) устроила лазарет в своем доме, награждена 2 медалями и 2 нагрудными крестами. Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) Мон. Димитра (Егорова). Фотография. 70-е гг. XIX в. (Введенский мон-рь в Киеве) После завершения Крымской войны в сент. 1856 г. поселилась в Киеве, на ул. Рыбальской, познакомилась с митрополитами Киевскими Исидором (Никольским) , Арсением (Москвиным) и Филофеем (Успенским) , последний был особенно благосклонен к ней. Митр. Исидор в дневнике 9 марта 1882 г. записал, что незадолго до назначения митр. Филофея на Киевскую кафедру «Димитра видела во сне, что будто бы была в покоях митрополита Киевского, и навстречу ей из гостиной вышел совершенно незнакомый ей архиерей, высокий ростом, худой лицом, сутуловатый, и пригласил ее в гостиную. В то же время она передала мне об этом, и через несколько дней узнала о назначении Филофея, который совершенно соответствовал ее описанию, хотя она до этого его никогда не видела». В последние годы жизни, очевидно, по ходатайству митр. Исидора (Никольского) Егорова приняла тайный постриг с именем Димитра (в честь вмч. Димитрия Солунского), но время и место пострига неизвестны. В дневниках митрополит называл Егорову монашеским именем. 14 мая 1876 г. Д. составила завещание, в к-ром поведала о намерении создать жен. общину. В благословение общины митр. Исидор подарил Д. копию Боголюбской иконы Божией Матери (к 2007 находится в киевском Покровском монастыре).

http://pravenc.ru/text/172050.html

Вологда. Церковь Лазаря Праведного. Лазаревская Горбачевская церковь (кладбищенская) Карта и ближайшие объекты Лазаревская Горбачевская церковь находится на окраине города, в той его части, которая прежде называлась Верхним посадом и которая в течение многих столетий была крупнейшим христианским центром края. Согласно летописи Лазаревской кладбищенской церкви, указ об отведении земли на Горбатом поле под новое кладбище и о постройке на нем церкви был издан в 1775 году. По названию этой местности, кладбище и церковь на нем впоследствии стали именоваться Горбачевскими. В 1777 году был построен теплый храм, правый придел которого был освящен во имя Димитрия Солунского (в память церкви Дмитрия Солунского, что у Убогих домов, располагавшейся в той же части города). В документах новая кладбищенская церковь первоначально именовалась Димитриевской. Левый придел храма был освящен во имя великомученика Феодора Стратилата. В 1790 году новый староста церкви Матвей Федорович Колесов обращается к Вологодскому архиепископу Иринею с просьбой освятить церковь во имя Святого Лазаря Праведного 1 мая 1790 года. С момента освящения церковь официально стала называться Лазаревской. Она была каменной, одноэтажной и находилась в связи с теплой церковью и колокольней. Холодная церковь была одноглавой, теплую украшали две небольшие главы. Деревянные главы были обиты листовым железом с коваными крестами. К церкви была пристроена каменная восьмигранная колокольня с восьмью пролетами, оканчивающаяся каменным шатром и главкой с кованным " осмиконечным " крестом. Позднее к основанию церковной колокольни с северной и южной сторон были пристроены палатки, в которых были погребаемы купцы первой гильдии Колесовы - одни из богатейших жителей Вологды XVIII столетия. В середине XIX века Лазаревская церковь обветшала, пришла в упадок, возникла необходимость в постройке нового храма. Организацией перестройки с 1865 года занялся вновь назначенный священник о. Иоанн Николаевич Анурьев. Во второй половине XIX столетия Лазаревский храм был перестроен и приобрел тот вид, в котором сохранился до настоящего времени.

http://sobory.ru/article/?object=08459

Глава XV. Македония (Солунь, Косиница) Житие Феодоры Солунской. – Ж. Евфимия Нового. – Чудеса св. Димитрии. – Ж. Мефодия и Кирилла. – Ж. Климента. – Ж. Германа. Македонская (точнее солунская) агиография имеет особенное значение для ученых славянского мира, так как эта страна с давних пор была густо населена разными славянскими племенами: сербами, дулебами, хорватами, драговичами и сагодатами (около Солуни и Веррии), белезитами (в Фессалии), веунитами, рунхинами и пр. Тогда как греческий элемент преобладал преимущественно по берегам моря, внутренняя часть Македонии была заселена почти исключительно названными славянами. Славянские дикари, находившиеся в непосредственном соприкосновении с культурными византийцами, представляются народом мирным; отдаленные от Солуни их соотечественники напротив того были воинственны. Первые, как низшая раса, находились в черновой работе у греков, против вторых византийцы (главным образом солуняне) должны были отбиваться силою оружия, и все славяне одинаково назывались варварами. Подобно грекам и славяне с давнего времени облюбовали Солунь как великолепную гавань для торгового мореплавания и для посадки славянских войск на острова Средиземного моря, и вот начиная уже с VI столетия начинают свои походы для овладения этим ключом к морю. Славяне около Солуни скорее всего подчинились в известной степени греческой культуре и в единичных случаях принимали даже христианство. Рассмотрение сочинения солунского диакона X в. Иоанна Камениаты и чудес св. Димитрия Солунского, 629 письменные свидетельства, 630 наконец археологические находки 631 уже давно показали присутствие славянского христианского элемента в Македонии и даже напр. в Вифинии в VII веке и ранее того. В конце VII в. были епископские кафедры напр. во Мглине (древней Едессе) и в Сетине, где стало быть славяне были христианами. Имея свою национальность, но греческое богослужение, македонские славяне задолго до Мефодия и Кирилла сознавали непонятность греческого языка в церкви и в богослужебных книгах. Но так как они имели политические связи не с греками, а с народами востока, напр. с аварами, с которыми даже заключали военные союзы для нападения на Солунь, само собою разумеется, что и славянская азбука этого времени носила на себе следы влияния народов востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Данков. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Храм построен на средства помещика секунд-майора А.И. Спешнева. Автор проекта не известен. При расширении трапезной храма в 1860 г. строители использовали в оформлении элементы стилизованные под архитектурный декор прежнего храма. Объемно-пространственная композиция здания складывается из небольшого в плане двухсветного четверика, к которому с запада примыкает одноэтажная трехнефная четырехстолпная трапезная со срезанными углами, с востока — приземистый объем узкой пятигранной апсиды. Все храмовые завершения кроме шлемовидной кровли апсиды утрачены. Церковь украшают барочные наличники, состоящие из прямоугольных полуколонок и трехчастного сандрика, обрамляющих трехцентровые арочные окна в прямоугольных нишах и сложной формы зубчики на венчающем карнизе. Северный и южный фасады трапезной по центру обработаны щипцом и композицией из строенных полуциркульных окон, заглубленной в фигурную нишу и обрамленную по бокам спаренными полуолонками с кубоватыми капителями. На трехцентровых арочных окнах сохранились кованые копытчатые решетки. Информация с сайта " Храмы России " http://rus-sobori.ru/catalog/detail.php?ID=66950 Стрелецкая подгородная слобода, с находившеюся в ней деревянною Дмитриевскою церковью, упоминается в Донковских писцовых книгах 136 и 137 г.  Существующая ныне в Стрелецкой слободе каменная Димитриевская церковь с приделом Никольским построена в 1760 году помещиком секунд-майором А.И. Спешневым.  В 1807 г., согласно прошению причта и прихожан, разрешено было епархиальным начальством устройство каменной же при той церкви колокольни, которая в 1808 году и окончена была постройкою. В 1863 году попечением Донковских купцов Желудкова и Чижова, устроен был придел в честь иконы Божьей Матери Боголюбская. В 1834 году для Дмитриевской церкви художником Мягковым  Тимофеем Егоровичем были написаны 9 больших картин, среди которых «Насыщение пяти тысяч пятью хлебами» (8,5х10м), и четыре образа. В 1863 году «попечением данковских купцов Желудкова и Чижова и при содействии иерея Михаила Молчанова церковь эта распространена с прибавлением придела во имя Боголюбской Божией Матери с образами новейшей живописи, писанными даровитым живописцем, государственным крестьянином Порфирием Алексеевым Люльчевым». По штату 1873 г. Димитриевской церкви положены 1 священник и 1 псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=11405

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории перенесения мощей святого великомученика Димитрия 10.11.2008 235 Время на чтение 7 минут По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 5 ноября из Греции в Россию были принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибыл в Москву и был торжественно помещен в Храме Христа Спасителя. Мощи сопровождает греческая делегация во главе с митрополитом Верийским, Навусским и Кампанейским Пантелеимоном. Митрополит Пантелеимон уже не в первый раз приезжает в Россию, но его нынешний приезд связан с особой миссией - сопровождением одной из величайших святынь православного мира. 6 ноября 2008 года, Московская духовная академия встречала греческого митрополита. За теплой беседой митрополит Пантелеимон рассказал о своем непосредственном участии в обретении мощей святого великомученика. Его рассказ тем более актуален, что до сих пор некоторые искренне уверены в том, что мощи святого Димитрия утрачены. Митрополит Пантелеимон подарил академии свою книгу под названием «С нами мироточивый Димитрий: к 25-летию со времени обретения мощей святого великомученика Димитрия Солунского» (Верия, 2005). Ниже кратко излагается история обретения мощей святого Димитрия на основании сведений из этой книги, дополненных устным рассказом ее автора. Согласно «Мученичеству» святого Димитрия, святой был заколот копьями на месте римских бань, в которых он был заточен. Кончина святого великомученика произошла в 306 году. Его тело было погребено христианами на месте его мученической смерти. По окончании гонений внутри римских бань была воздвигнута «молельня» в честь мученика. Правитель (эпарх) Иллирика Леонтий после своего чудесного исцеления повелел построить в 412 году на месте «молельни» величественную базилику. Позднее по приказанию императора Юстиниана (VI в.) архиепископ Фессалоникийский попытался отослать вместе с другими мощами часть мощей святого Димитрия в обновленный храм Святой Софии. Однако после начала земляных работ в том месте, где «под землей лежали всесвятые мощи», произошли чудесные знамения, воспрепятствовавшие извлечению мощей. Из земли вышел огонь и раздался глас: «более не искушайте». Вместо мощей императору была послана только земля с кровью от гроба святого Димитрия. Об этом первом чуде от мощей святого Димитрия сообщается в «Повествовании» о его чудесах, составленном в VII в. архиепископом Фессалоникийским Иоанном.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Киевский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 1911 г. (ГПИБ) 27 июня 1877 г. Егорова подала прошение митр. Киевскому и Галицкому Филофею (Успенскому) об основании в границах своих владений Введенской общины «для малообеспеченных женщин православного вероисповедания и призрения престарелых вдов в количестве 33-х, в соответствии с возможностями по их содержанию». Буд. обители Егорова передавала неск. домов с флигелями, хозяйственными постройками и земельными участками (2388 кв. саж.). Учредительница жертвовала общине неприкосновенный капитал в виде ценных бумаг на сумму 21 тыс. р., к-рый был помещен в казнохранилище Киево-Печерской лавры. В обращении к митр. Филофею 68-летняя помещица просила предоставить ей возможность жить в общине в «небольшом помещении». К прошению был приложен план зданий и земли, а также устав, составленный на основе общего положения о жен. общинах в России. Сестры обязывались иметь общую трапезу, единообразное облачение, заниматься рукоделием, средства от к-рого отдавать в общую казну или раздавать нищим. В дек. 1877 г. митр. Филофей (Успенский) представил ходатайство Егоровой в Синод. Постановлением Синода от 20 янв. 1878 г. ходатайство было одобрено. 4 марта 1878 г. имп. Александр II Николаевич подписал указ об учреждении Введенской жен. общины для вдов и сирот погибших воинов и бедных неимущих женщин правосл. вероисповедания. Вскоре в С.-Петербурге заболевшая Егорова приняла постриг с именем Димитра в честь вмч. Димитрия Солунского. После кончины она была временно погребена 13 марта 1878 г. при Александро-Невской лавре , в «палатке» при Феодоровской ц. 8 авг. 1878 г. по высочайшему позволению ее останки были перенесены в К. м. Из столицы в Киев мощи сопровождали эконом С.-Петербургского архиерейского дома архим. Исаия, духовник покойной иером. Иннокентий и иеродиак. Сергий. В окт. 1878 г. в главном корпусе общины был устроен и 14 нояб. 1878 г. митр. Киевским Филофеем освящен храм в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а 17 июня 1879 г. в его склепе - ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. Божественную литургию в новом храме возглавил митр. Филофей в сослужении благочинного городских обителей архим. Смарагда, благочинного Киево-Печерской лавры архим. Виталия (Иосифова) и др. У юж. стены Димитриевской ц. перезахоронили мощи основательницы общины. На могиле мон. Димитры был установлен крест и зажжена неугасимая лампада. В июне 1885 г. на ее могиле было установлено Распятие, присланное из Андрея апостола скита на Афоне. Ежегодно 9 марта и 26 окт. служились панихиды, в т. ч. Виталием (Иосифовым), еп. Чигиринским, викарием Киевской епархии.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Коптелово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1800 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 27 октября 1803 г. Вновь освящен 2 ноября 1886 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, освящен 23 июня 1823 г. Правый придел заложен 8 октября 1884 г. и освящен во имя прав. Симеона Верхотурского 23 ноября 1889 г. закрыта в 1935 г., обновленческой ориентации. Полуразрушена. Восстанавливается. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Коптеловское село, отстоящее от Епархиальнаго города в 142 верстах, расположено на левом берегу реки Реж. Местность, занимаемая селом и приходом, ровная, спускающаяся к реке крутым известковым каменистым обрывом, доходящим в иных местах до 10 сажень. Климатическия условия здесь нельзя назвать благоприятными для здоровья в виду находящихся к югу от села в изобилии болот. Почва – разнообразная: черноземная, песчаная, глинистая, известковая, богатая минералами. Название свое село получило от фамилии первого поселенца на берегу реки Реж. До 1751 году село было деревнею Арамашевскаго прихода. Существовавший в селе в 1754 году деревянный храм в 1799 году сгорел, а в 1800 году был заложен каменный в честь Вознесения Господня с приделом во имя св. великомученика Димитрия Солунского, освященным 27 октября 1803 года; главный же храм был освящен 17 июня 1823 года; 8 октября 1884 года был при храме заложен правый придел в честь св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и освящен в 1889 году.

http://sobory.ru/article/?object=11370

Котловка. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка , Димитрия Солунского , Богоявления Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1838 и 1858. Ссылки:   Адрес: Республика Татарстан, Елабужский район, село Котловка, улица Школьная. Координаты: 55.636427, 51.668312 Проезд: Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 17 км после в ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Со стороны Казани: по автодороге М-7 в сторону Набережных Челнов и Уфы. Через 13 км после моста через Вятку повернуть направо по указателю " Костенеево " . Со стороны Набережных Челнов и Елабуги: через 25 км в сторону Казани после крайней развязки на объездной дороге вокруг Елабуги (через 17 км после выезда на М-7 из Елабуги через Окружное шоссе) повернуть налево с использованием разворота. Далее после въезда в Костенеево (чуть больше 1 км) повернуть налево по асфальту по указателю " Котловка " . Примерно через 10 км церковь будет слева от дороги вскоре после въезда в село Котловка. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Трехпрестольный каменный храм строился очень долго, храмозданная грамота выдана в 1838г., в 1845г. освящен правый придел во имя Святого Дмитрия Солунского, в 1858г.-центральный престол, и лишь в 1874-левый придел в честь Богоявления Господня (приход существовал с 1714г.). Храм строился в основном на средства Министерства государствен¬ных имуществ, третий придел - на деньги, собранные прихожанами. Строительством двух первых престолов руководил уполномоченный при¬хожанами крестьянин Антон Якушев. Крупная сельская церковь в стиле классицизма. Колокольня утрачена. В 1769-1798 п. в приходе служил священник Иван Данилович Виноградов (1735-?), в 1799-1823 гг.- Алексей Степанов (1764-?). С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

http://sobory.ru/article/?object=18095

Крюково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Димитрия Солунского , Флора и Лавра Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1777 и 1781. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Крюково Координаты: 55.643259, 41.267715 Проезд: От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , далее никуда не сворачивая двигаемся асфальтом до километрового столба с цифрой 30 (км от Гуся). Основная трасса уходит на юг на Золотково, сворачиваем влево опять на восток, на дорогу с щебеночным покрыти ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , далее никуда не сворачивая двигаемся асфальтом до километрового столба с цифрой 30 (км от Гуся). Основная трасса уходит на юг на Золотково, сворачиваем влево опять на восток, на дорогу с щебеночным покрытием, и ещё 10 км до Крюково. По пути будет небольшой асфальтированный участок на котором можно отдохнуть 100 км/ч, остальная дорога 20 км/ч, летом пыль, ямы, зимой нередки снежные заносы, непроезжее состояние Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крюковский приход «Село Крюково находится примерно в 35 км к востоку от Гусь-Хрустального за деревней Лесниково. Раньше оно входило в Меленковскую волость. По записям в патриарших окладных книгах видно, что первый раз церковь здесь была построена в 1635 году и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1709 году её перестроили. В 1717 году по просьбе помещика Ивана Михайловича Дубенского в Крюково было разрешено строительство другой теплой деревянной церкви во имя святого великомученика Дмитрия Солунского с приделом в честь святых мучеников Флора и Лавра. В 1777-81 годах вместо деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери устроен каменный храм в честь того же праздника. Новый храм строила помещица Панцырева, и поставлен он был на новом месте за селом возле помещичьего дома. Каменная церковь выстроена в архитектурном стиле позднего барокко. В 1792 году была перестроена и Дмитриевская деревянная церковь, но до 1809 года она оставалась неосвященной. Затем церковь разобрали, и за счет нее была расширена трапеза каменного храма. Это расширение было произведено на средства помещика И.А. Дубенского. С того времени храм существует без изменений с внешней стороны, а внутри церковь обновлялась в 1865-1874 годах на средства хозяина соседнего завода (Первомайского) Добровольского (родственник Дубенских).

http://sobory.ru/article/?object=04096

Кубенское. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Кубенское Координаты: 59.434697, 39.668691 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты Церковно-приходское попечительство было открыто 1 января 1896 года и состояло из 11 членов под председательством приходского священника. Приходская народная библиотека открыта в конце 1894 года. Отмечалось, что интерес прихожан к чтению был велик. В библиотеке, которая размещалась в церковной трапезе в " приличном " шкафу, имелось 280 экземпляров книг. Книги выдавались священником всякий раз, когда он находился в церкви для исполнения своих обязанностей. Чтения для народа проводились с разрешения епархиального начальства (указ духовной консистории от 16 октября 1895 г. за сначала в здании народного училища, затем в отдельном помещении. В 28 верстах от Вологды, почти прямо на север, находится село Кубенское, на берегу Кубенского озера. В центре села расположены храмы Троицкий и Илиинский. Первый храм - приходский для жителей окрестных деревень, а Илиинский - для жителей села Кубенского. Ныне эти храмы - каменные, выстроенные на месте прежних деревянных. Когда были в первый раз построены храмы в селе Кубенском, за неимением точных исторических сведений сказать невозможно. Село или волость " Кубена " упоминается уже в XV веке, как владение князей Заозерских; в начале XVII века село Кубенское пожаловано было царем Михаилом Феодоровичем боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Очень вероятно, что церкви в селе Кубенском существовали уже в те отдаленные времена. Есть предание, что на месте села Кубенского было некогда малое, из одной улицы, селение ( " Запрудье " ), что в нем была приходская церковь Троицкая. Но с 1613 года уже документально известно о существовании Илиинской приходской церкви в Кубенском погосте. Илиинский храм - холодный; теплый же зимний, построен отдельно от холодного и посвящен великомученику Димитрию Мироточивому Солунскому Чудотворцу.

http://sobory.ru/article/?object=24140

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010