Сохраненное только Макарьевскими Минеями чудо св. Димитрия позволило академику Ф.И. Успенскому объяснить изображение св. Димитрия, найденное среди других мозаик в 1907 году в древней церкви св. Димитрия в Солуни, ныне турецкой мечети Касимие. На каменном столбе, отделяющем алтарную апсиду от главного корабля церкви, около св. Димитрия изображены две маленькие женские фи- —372— гурки, одетые в широкие плащи, и с руками, завернутыми в верхнюю одежду, – мотив благоговейного положения и молитвы. На зеленом фоне картины, за плечами фигуры святого, поднимается вверх на широкой тесьме широкий плат, на котором собственно и находится изображение святого 522 . Перед нами несомненная церковная иллюстрация к сохраненному у Макария чуду св. Димитрия о двух девицах. В агиографическом отношении указанное дополнение Макарьевских Миней к греческим сказаниям о св. Димитрии важно по двум соображениям. Во-первых, оно лишний раз подтверждает неполноту сохранившихся греческих сказаний о св. Димитрии, выяснявшуюся уже ранее того 35 беседой Дамаскина Студита о событиях времен императора Маврикия 523 . Во-вторых, особенно, в виду чрезвычайного почитания, которым пользовался св. Димитрий в славянском мире, неизвестное греческим сохранившимся текстам сказание Макарьевской Минеи могло бы дать подтверждение высказанной ранее мысли о возможности восстановления древнейшей славянской минеи до-Метафрастовского состава 524 . 3 . Ноябрьская часть Великих Миней Четий митрополита Макария могла бы быть исследована в своем значении для восстановления греческих текстов, например, по Чудесам св. Мины, описанным Тимофеем, патриархом Александрийским 525 , если бы издатель греческого текста Чудес по Московской Синодальной рукописи 379, XI века, И.В. Помяловский 526 не прибегал так редко и недостаточно к изданному за три года до того тексту Макария. —373— Зато мы имеем в книге проф. Помяловского надежное издание греческого текста Чудес; его и можно сравнить с Макарьевским переводом, в котором заведывавший данным выпуском В.Г. Васильевский усматривает древнейшую, первоначальную, до-Метафрастовскую редакцию, еще не зная греческого текста Чудес 527 . Приведу несколько мест, где преимущества полноты и чистоты текста в русском переводе определяются с особенной ясностью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У урочиста фестивалю «Променистий ангел» 2 листопада 2018 р. 18:10 1 ноября 2018 года в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась торжественная церемония открытия XV Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел» . С приветственной речью к гостям и участникам фестиваля обратилась председатель Оргкомитета кинофестиваля, президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Светлана Медведева. В своей речи она отметила, что за годы своего существования «Лучезарный ангел» получил широкое общественное и профессиональное признание и прочно занял свое место среди важных событий кинематографического мира, являясь одним из наиболее масштабных проектов Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Благословение и приветствие участникам фестиваля от Святейшего Патриарха Кирилла передал сопредседатель Оргкомитета кинофестиваля, руководитель Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин . Отец Димитрий выразил надежду, что «Лучезарный ангел» будет согревать своими лучами заблудившийся и греховный мир, и пообещал, что сам вместе с организаторами и работниками фестиваля постарается сделать для этого все возможное. Заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, приветствуя собравшихся, отметила важность того, что «Лучезарный ангел» за годы своего существования не отступил от своей миссии, и поделилась планами показывать его фильмы в рамках Дней России и Дней российской культуры за рубежом. Особое внимание на открытии фестиваля было обращено на то, что в этом году на «Лучезарный ангел» поступило более четырехсот заявок, в то время как в первый год существования фестиваля их было всего несколько. Семьдесят фильмов, вошедших в конкурсную программу, будет судить жюри, в которое вошли профессионалы-кинематографисты и представители духовенства. Открыл фестиваль председатель жюри игрового полнометражного кино народный артист Российской Федерации, лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и государственной премии СССР, лауреат премий «Ника» и «Золотой Орел», профессор ВГИКа кинорежиссер Вадим Абдрашитов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5295877...

В Москве состоялась торжественная церемония открытия фестиваля «Лучезарный ангел» Москва, 2 ноября 2018 г.      1 ноября 2018 года в московском кинотеатре «Октябрь» состоялась торжественная церемония открытия XV Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», сообщает Патриархия.ru . С приветственной речью к гостям и участникам фестиваля обратилась председатель Оргкомитета кинофестиваля, президент Фонда социально-культурных инициатив, председатель Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Светлана Медведева. В своей речи она отметила, что за годы своего существования «Лучезарный ангел» получил широкое общественное и профессиональное признание и прочно занял свое место среди важных событий кинематографического мира, являясь одним из наиболее масштабных проектов Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Благословение и приветствие участникам фестиваля от Святейшего Патриарха Кирилла передал сопредседатель Оргкомитета кинофестиваля, руководитель Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин. Отец Димитрий выразил надежду, что «Лучезарный ангел» будет согревать своими лучами заблудившийся и греховный мир, и пообещал, что сам вместе с организаторами и работниками фестиваля постарается сделать для этого все возможное. Заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова, приветствуя собравшихся, отметила важность того, что «Лучезарный ангел» за годы своего существования не отступил от своей миссии, и поделилась планами показывать его фильмы в рамках Дней России и Дней российской культуры за рубежом. Особое внимание на открытии фестиваля было обращено на то, что в этом году на «Лучезарный ангел» поступило более четырехсот заявок, в то время как в первый год существования фестиваля их было всего несколько. Семьдесят фильмов, вошедших в конкурсную программу, будет судить жюри, в которое вошли профессионалы-кинематографисты и представители духовенства. Открыл фестиваль председатель жюри игрового полнометражного кино народный артист Российской Федерации, лауреат государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и государственной премии СССР, лауреат премий «Ника» и «Золотой Орел», профессор ВГИКа кинорежиссер Вадим Абдрашитов.

http://pravoslavie.ru/117001.html

Была у него, однако, черта, не совсем подходящая к должности редактора официального журнала: он имел на редкость доброе, отзывчивое сердце и буквально не мог видеть равнодушно человека в беде и ему не помочь. Характерный момент: Как раз в описываемое мною время освободился после семилетнего пребывания в лагерях Димитрий Дудко. Когда он явился в Академию, он столкнулся с ледяным тоном ректора, с холодной недоброжелательностью инспектора. Даже духовник Лавры, сам бывший лагерник, когда он подошел к нему под благословение, тихо сказал: «Благословлю после — ты же сейчас только из заключения». И вот, Димитрий явился в редакцию «Журнала», разумеется, не ожидая ничего доброго. Робко вошел в помещение. А Ведерников, завидя его, выскочил из-за стола, воскликнул: «Митя! — и крепко сжал его в объятиях. А потом помог чем мог. Когда я приехал, в церковных кругах была сенсация: Анатолий Васильевич после 32х лет «соломенного вдовства» женился. Да еще как романтически женился! Этого от него никто не ожидал. Я, услышав об этом, не поверил ушам и взглянул на Павлова как очумелый: что он шутит или рехнулся? А новая супруга Анатолия Васильевича — колоритная женщина во всех отношениях. Ее жизнь — тема для романа. По национальности — еврейка. Это одно уже способно ошарашить кондовых церковников, не лишенных антисемитизма. Дочь крупного киевского коммерсанта. Еще гимназисткой обращала на себя всеобщее внимание. Ослепительная красавица (красива она и теперь, в глубокой старости), умница, блестяще эрудированная, без труда изъяснявшаяся на многих языках. В революцию с семьей отца эмигрировала в Париж. Через некоторое время выходит замуж за молодого ученого, профессора Оксфордского университета. Переезжает с мужем в Англию. Однако вскоре муж умирает, оставив ее с двумя детьми (сыном и дочерью), которые в настоящее время живут в Америке. После смерти мужа вновь переезжает в Париж, живет с семьей отца. Знается с литературной и театральной богемой. Затем встречается с эмигрантским священником о. Андреем. Восприимчивая, эмоциональная, быстро подпадает под его влияние. Погружается в Евангелие, изучает богословие. Решает креститься. Это намерение приводит в ужас ее отца. Она знакомит его со священником. Отец Андрей произвел на старика неожиданно сильное впечатление.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Представитель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в форуме «История для будущего. Новый взгляд» 7 октября 2020 г. 18:24 5 октября 2020 года руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ протоиерей Димитрий Рощин принял участие в форуме «История для будущего. Новый взгляд», приуроченном ко Дню учителя и Дню памяти Подольских курсантов. Приветствие участникам форума направил Президент Российской Федерации В.В. Путин . «Считаю вашу встречу серьезной и востребованной инициативой, призванной на экспертном уровне обсудить такие проблемы, как выработка новых подходов к изучению исторической науки, повышение качества преподавания истории в школах и высших учебных заведениях, продвижение в обществе, особенно среди молодежи, ценностей высокой гражданской культуры. Все эти вопросы крайне важны для формирования целостной исторической политики, которая играет значимую роль в обеспечении суверенного развития России», — говорится в приветствии главы государства. Гостями форума стали видные ученые и политики, педагоги и лидеры общественного мнения. В ходе работы дискуссионных площадок они обсудили различные подходы к изучению и популяризации истории как науки и как учебной дисциплины. Особое внимание эксперты уделили роли исторического просвещения в масс-медиа и искусстве. Выступая на одной из тематических площадок, посвященной роли исторического просвещения, протоиерей Димитрий Рощин, в частности, сказал: «Я предлагаю вернуться и вспомнить, кто такой русский человек. Он принадлежит огромной русской цивилизации. Я предлагаю подумать над тем, как нам найти и показать героя для сегодняшней молодежи». В мероприятии, в котором приняли участие около 260 человек, участвовали также помощник Президента РФ В.Р. Мединский, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, председатель Попечительского совета Российской академии образования О.Ю. Васильева, сенатор, председатель Комиссии Совета Федерации ФС РФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ А.К. Пушков и другие. Организаторами форума выступили Российское военно-историческое общество, Российский фонд культуры, Музей Победы. Форум прошел при поддержке Министерства культуры РФ и Российского исторического общества. Завершение дискуссии запланировано в рамках исторического трека на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге в ноябре с.г. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5702044.ht...

Люди не понимают, что существует феномен массовых решений. Как ни странно, от того, куда я пойду: на прогулку в парк или на митинг, или, как было в августе 91-го, к Белому Дому, многое зависит – как ни странно... Мысли носятся в воздухе; я решил идти на баррикады – и тысячи людей тоже так решили. Если я решил бы отсидеться, я думаю почему-то, что так же решили бы и тысячи. Ну, есть вот феномен моды и всякие другие вещи. И я вспоминаю то, что писал Димитрий Панин в своих мемуарах. В семнадцатом году – осенью семнадцатого – господа офицера охраняли свои подъезды, – вместо того, чтобы собраться в единый батальон и выкинуть всю эту шушеру из Москвы, всю эту шпану. – Увы, Димитрий Панин прав... И то, что вы называете феноменом массовых решений, я бы назвал как-то по-другому. Именно это тот момент, когда люди перестают быть массой, когда каждый вдруг понимает, что ответственность за будущее лежит на нем, и идет, действительно, не на огород, а к Белому Дому. Когда каждый понимает, что он должен прийти на эти похороны, и идет на похороны трех мальчиков, убитых коммунистами во время путча, а не уезжает на дачу в этот день. Тогда народ перестает быть массой. Тогда оказывается, что каждый решает. Я очень хорошо помню этот день – день похорон, когда на улицы вышла вся Москва, когда все шли за этими тремя гробами и Патриарх Алексий на Ваганьковском кладбище провожал трех погибших. Но, увы, сегодня мы почему-то не способны на такую ответственность, хотя именно она и только она может не дать России вновь погрузиться во зло. – Конечно. И наши воления – вот эти тысячи, миллионы волений индивидуальных людей – образуют ноосферу – так же, как и наши мысли. И " Бог и намерения целует " . И если мы будем проникнуты все вот этой доброй волей, этими благородными побуждениями, этим желанием страну спасти, вытащить из ямы, – с нами Бог, и мы победим. – Я в этом абсолютно уверен, потому что атмосфера на митингах десятилетней давности, атмосфера н встречах демократически ориентированных граждан России после смерти Галины Васильевны Старовойтовой была удивительно чистой, удивительно мягкой, удивительно доброй, открытой.

http://religare.ru/2_40671.html

В 1746 году на нижегородского преосвященного Димитрия был подан донос певчим местного архиерейского хора, Никитой Румяновским; в своем доносе певчий жаловался на незаслуженные побои, причиненные архиереем ему и его жене, и обвинял преосвященного в выпиливании иконы, взяточничестве и других предосудительных поступках 318 . Обер-прокурор придал должное значение жалобе Румяновского, считая ее, по всей вероятности, вызванной действительными злоупотреблениями нижегородского архиерея, и предложил св. Синоду произвести надлежащее расследование всех предосудительных поступков преосвященного Димитрия 319 . Цитируемый документ синодального архива позволяет предполагать, что Шаховский, доверяя доносу Румяновского, желал своим предложением побудить высший орган церковного управления отнестись со всей строгостью законов к начавшемуся делу и не оставить без заслуженного наказания обвинявшегося архиерея. Так как предложение обер-прокурора было объявлено от имени самой императрицы, поручившей Шаховсвому передать св. Синоду высочайшее распоряжение о производстве формального судебного следствия над нижегородским епископом, то высшее церковное учреждение должно было исполнить обер-прокурорское предложение и постановило начать судебное следствие по доносу архиерейского певчего. Но, вынужденный исполнить предложение Шаховского, Синод, как можно думать на основании некоторых данных, признавая крайне нежелательными явлениями жалобы, доносы подчиненных лиц на своих архиереев, поставил судебное следствие таким образом, что оно привело к результатам, совершенно не отвечавшим стремлениям обер-прокурорской власти. Выслушав предложение обер-прокурора, Синод, прежде чем привести его в исполнение, распорядился предварительно сделать выписки «из приличных о доносителях на своих архиереев святых правил», представить обстоятельную справку по самому делу и только тогда обсудить и окончательно решить вопрос о производстве судебного следствия над обвиняемым архиереем 320 . Произведенная в синодальной канцелярии выписка из святоотеческих правил, с их толкованием, была составлена крайне неблагоприятно для «доносителя» 321 , а по справке о деле оказалось, что, по словам самого нижегородского епископа, «его преосвященство того плута Румяновского и жены его безвинно никогда не бивал, а наказаны де они были по следственным в консистории делам за правильные разные вины по силе церковных и гражданских прав беспристрастно, без чего обойтись было невозможно, разоренья же никакого никогда ему не чинил и денежных взяток себе ни единые полушки с него не брал, и что во всем оклеветал его плут ложно и напрасно» 322 , так как, если он, действительно, и выпилил середину в иконе похвалы Пресвятой Богородицы, вставив на ее место другой образ, то сделал это исключительно только в видах лучшего украшения храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

За передовыми войсками к Ярославлю двинулись и главные силы нижегородского ополчения во главе с самими князем Д.М. Пожарским и К.З. Мининым, пользуясь еще зимним путем. Они шли по правому берегу реки Волги, в свое патриотическое движение вовлекая ближайшие к Нижнему и дальнейшие города. Прежде всего ополченцы прибыли в город Балахну и от жителей его получили вспоможение деньгами. Отсюда ополчение на пути в Москву выступило далее, в пределы нынешней Костромской губернии – в город Юрьевец. Здесь оно было принято также с честью, и жители города дали ему казны в подмогу; в Юрьевце к ополчению нижегородскому присоединились даже татары юрьевецкие, которым за то назначено было жалованье. Из Юрьевца ополчение перешло в Решму, крестьяне которой, особенно же из них Григорий Лапша, тогда уже довольно прославились в деле истребления польских шаек Лисовского. В Решме между прочим узнали о появлении нового самозванца во Пскове и о том, что ополчение, стоявшее под Москвой, целовало ему крест. Заруцкий и Трубецкой прислали в Решму послов к Пожарскому и Минину сказать: «Прельстились мы, что целовали крест самозванцу во Пскове, а ныне опять мы все целовали крест, чтобы всем православным христианам быть в единомыслии и чтобы вы шли в Москву без опасения». Но Пожарский и Минин с недоверием приняли это раскаяние казаков и отпустили послов, сказав: «Мы не имеем никакого опасения, но всю надежду возлагаем на Бога и вскоре прибудем к Москве». Из Решмы нижегородское ополчение прибыло в Кинешму и здесь было принято с радостью и почетом. Кинешемцы также дали казны в подмогу и все ратные из них присоединились к ополчению. Нельзя не упомянуть о том, что крестьянин ближайшей к городу Кинешме деревни, прозывавшийся Ремень, был, по живому народному преданию, сподвижником и помощником К. Минину, которому помогал в сборе и хранении ополченской казны, и по имени славного героя «Ремень» самая деревня получила свое остающееся за ней доселе название Ременново. Во время этой же остановки в Кинешме по пути следования к городу Костроме и затем в Ярославль совершена по инициативе князя Д. Пожарского общая панихида на торговой площади города Кинешмы на братской могиле избиенных 26 мая 1609 года защитников этого города от поляков. Князь Пожарский тогда же дал обещание: в случае успешного исхода своего небезопасного предприятия построить здесь храм во имя своего святого – великомученика Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

После душевного Вашего утешения, которое, конечно, получили в Вашем путешествии, в своем отечестве встретила Вас скорбь о многом, близком сердцу Вашему. Хотя сему причины суть и действия страстей в сем деле находящихся людей, но нельзя не видеть тут и Промысла Божия, действующего ими как орудиями. Сердце Ваше поражается скорбию, но в оной вопиет ко Господу: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретшим ны зело ( Пс.45:2 ). Хотя и тягостны скорби, но спасительны, и суть знамением к нам милости Божией: благодарите Его, а Он силен пременить участь сына Вашего на лучшее. О делах мира, в суете ума погруженных, какой суд можем изрещи? Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна ( Пс.93:11 ) и воздаст комуждо по делом его ( Пс.71:13 ), долготерпит в настоящее время и ожидает покаяния. А я, при бесчувствии моем, когда воззрю на множество моих зол и грехопадений, то вижу, чего должен ожидать. Токмо едино человеколюбие и милосердие Божие поддерживает не впасть в безнадежие. Аще же по правосудию будет судить, то тьмами достоин мучится. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? ( Пс.129:3 ) и: Аз правоты возсужду ( Пс.74:3 ). Буди же милость Его на нас! Скажу Вам о наших событиях: сентября 17 числа Преосвященный наш Николай скончался, в мире отошел ко Господу; погребение совершал, 21 сентября, тульский Преосвященный Димитрий, добрый пастырь; отец игумен был на погребении и меня с собою брал. Оттуда преосвященный Димитрий посетил нашу обитель. Сентября 8 числа посетил нас Андрей Николаевич Муравьев, пробыл около двух суток; а Николай Васильевич Гоголь два раза был в обители. Желаю Вам благодушествовать и здравствовать душевно и телесно, и молитесь о мне, грешном, Вашем смолитвеннике И. М. 2 октября 1851 года. 144 Благодарю Вас за поздравление меня со днем Ангела и за желание сохранения моего здоровья, которое до сих пор находится в различных изменениях, по временам и нередко чувствую слабость и какую-то болезненность, и паки проходит; но о теле не надобно бы много пещися; ибо когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), да оно же временно и тленно; а душа бессмертна; о сей-то бы надобно попещися, ибо не знаем, когда конец приспеет; видим собратий наших отходящих, а сами в нечувствии пребываем, как будто вечные здесь жители.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Получив первое донесение Арсения, св. Синод представил его императрице и, в своем докладе ей по этому поводу, писал между прочим, что донесение Арсения, митрополита Ростовского, служит оскорблением величества, что он поэтому должен быть судим, но что Синод самовольно не может приступать к суду над ним, а потому «предает его в ее благоусмотрение и снисхождение» 105 . Св. Синод может быть думал, что Екатерина не захочет допустить этого дела до огласки и ограничится тем, что уволит Арсения на покой. Но трудно было Арсению ожидать снисхождения от Екатерины, которая еще прежде его протестов сделала о нем очень нелестный отзыв. Желая лично присутствовать при торжестве переложения мощей св. Димитрия Ростовского в новую раку, Екатерина писала Олсуфьеву следующее: «Адам Васильевич! понеже я знаю властолюбия и бешенства Ростовского Владыки, я умираю, боюсь, чтобы он не поставил раки Димитрия Ростовского : без меня поставит». 106 Какое значение придавала Екатерина протестам Арсения и чего достойным она считала его за эти протесты, это видно из следующей записки ее к Бестужеву-Рюмину, просившему Екатерину оказать Арсению снисхождение и поскорее окончить его суд: «я чаю», писала она, «ни при котором государе столько заступления не было за оскорбителя величества, как ныне за арестованного всем синодом митрополита Ростовского, я не знаю, какую бы причину подала сомневаться о моем милосердии и человеколюбии. Прежде сего и без всякой церемонии и формы по не столь еще важным делам преосвященным головы секали». 107 Екатерина передала Арсения на «справедливый суд св. Синода». Но из тона собственноручного указа Екатерины, которым Арсений предавался на суд св. Синода и в котором он обвинялся в оскорблении величества, в нарушении спокойствия и благосостояния верноподданных императрицы, в превратном и возмутительном толковании св. Писания и «книг святых» 108 , не трудно было видеть весь гнев Екатерины на Арсения, поэтому, чтобы угодить ей, члены св. Синода должны были забыть о снисхождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010