На одном из собраний религиозно-философского общества в С.-Петербурге был прочитан доклад В. В. Розанова «О неизбежности для нас нового религиозного сознания», а на другом там же заслушан был доклад Д.С. Мережковского «О церкви грядущего», как носительнице и выразительнице этого нового сознания. В. В. Розанов с особым ударением настаивал на своём праве говорить о новом религиозном сознании. Это сознание в изложении Сакья-Муни, Иоанна Крестителя, Христа было в полном смысле «новым» по сравнению с бывшим до них религиозным сознанием. Возможность и необходимость такого сознания в истории обусловливаются самой природой человеческой, – её ограниченностью и недостатками умственного переживания в разные эпохи. В этом смысле перед религиозным сознанием человечества открывается вечный путь движения вперёд – к царству истины и добра. И на этом пути религиозное сознание будет постоянно ремонтироваться. В частности, в капитальном ремонте нуждается будто бы теперешнее массовое православно-церковное сознание. Помимо всего другого оно, видите ли, повинно в своеобразной хлыстовщине, присущей самой природе его... Тут В. В. Розанов коснулся жгучего для себя вопроса о браке с церковной точки зрения и сразу выдвинул перед слушателями пункт, составляющий характерную черту так называемого – нового религиозного сознания. Об этой черте с неменьшей страстностью писал Д.С. Мережковский в статье «Последний святой». Он говорил: «христианство принимает брак, но лишь «концом уст», чтобы не проглотить, а выплюнуть. Громогласно венчает, а потихоньку развенчивает. Не топчет, не мнёт цветов брака, а только смотрит на них «дурным глазом», как бы освещает тёмным лучом радия – и цветы вянут. Брак сначала рожь, потом рожки, которыми питаются свиньи и, наконец, та грязная лужа, в которой полощатся бесы, как свиньи». Эти именно мысли о церковном браке высказывает В. В. Розанов , когда ему приходится говорить по данному вопросу. Находя церковное наше учение о браке проникнутым хлыстовством, он не высоко ценит и самое православное понятие о святости. Оно представляется ему каким-то противоестественным. И тут В. В. Розанов не одинок. Тут он солидарен со всеми представителями «нового» религиозного сознания, в частности, с Д.С. Мережковским. И этому писателю брачные тенденции преп. Серафима кажутся хлыстовством, а о подвиге юродства, столь чтимом русским народом, он говорит: «юродство и есть хлыстовство, христовство в самом христианстве» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В наши дни сбываются слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси: на крови новых великомучеников возрождается Православие в России. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся накануне знаменательной даты – празднования 2000-летия Рождества Христова, сопричислил к лику святых более тысячи страдальцев, подвизавшихся за веру в трагическом XX веке. Среди преподобномучениц – последняя настоятельница Троице-Одигитриевского женского общежительного монастыря Зосимова пустынь игумения Афанасия (Лепешкина) и послушница Евдокия (Бучинева) 775 , погибшие в ГУЛАГе в 1931 году, и послушница Мария (Портнова), расстрелянная в Казахстане в 1937 году, претерпевшие все скорби и гонения даже до смерти крестной. Свет Христов, озарявший жизнь матушки Афанасии и послушниц Евдокии и Марии, освящает по сей день насельниц возродившейся Зосимовой пустыни. Посредством канонизации лику святых угодников Божиих сопричислены те, кто пребыл до конца верным. Предстательством и молитвами прославленных новомучеников и исповедников Российских да укрепит нас Господь и да будет их кровь семенем веры, произрастающим в жизнь вечную. Аминь. Память преподобномучениц Афанасии и Евдокии и Марии совершается 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает – то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля), в день общецерковного празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Димитрий Ильич Розанов Священник Димитрий Ильич Розанов родился 24 октября 1890 года в селе Ивашково (Волоколамского уезда Плосковской волости 776 Московской губернии) 777 . Спасский храм этого старинного села воссоздали в камне к 1861 году, тогда же освятили один из приделов во имя Богоявления Господня. Второй придел был освящен в 1871 году, центральный в 1873. В 1871 году в храме начал служить псаломщиком отец Димитрия Ильича, 19-летний Илья Иванович Розанов. Ему не удалось закончить образование в Волоколамском духовном училище, и преосвященный Игнатий посвятил его в стихарь, а церковные власти назначили псаломщиком в село Ивашково. В 1875 году у Ильи Ивановича с супругой Пелагией Петровной родился первенец – сын Иван. Господь благословил их брак рождением сыновей и дочерей. Предположительно Димитрий был самым младшим 778 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

«Задуматься есть о чём», прибавляет В. В. Розанов . Подлинно, скажем и мы. И прежде всего о том, как человек образованный, несомненно, даровитый писатель мог «такое» наговорить про скуку в христианстве. Будто, для нас мир – похолодевшая материя. И только. А Бог-то живой где? А руководительство промышляющей благодати разве не разлито по всем мельчайшим чёрточкам бытия? И не поэтому ли святые подвижники любили религиозною любовью каждую былинку травную, всякую птичку, каждого зверя? Именно так. Именно вследствие такого настроения преп. Серафим кормил голодного медведя, а преп. Герасим лечил больного льва. По той же причине святые боялись причинить самое малое страдание живым существам. Непонятно, как при составлении своего фельетона В. В. Розанов мог забыть про это, или вспомнил – да промолчал... А говорить, будто христианство послужило косвенной причиной пьянства на Руси, – значит, играть словами. Пьянство так же сродни Церкви христианской, как чёрный цвет белому, как лёд – жару. Чем же объяснит тогда В. В. Розанов пьяные оргии в язычестве? Тоже скукой?.. Мы понимаем психологию людей, которые в литературе нашей борются за реабилитацию плоти. Естественно, поднимать до подобающего места приниженное в манихействе материальное начало жизни. Естественно – стремиться к одухотворению евангельскими верованиями нашего быта, нашей культуры. Но для плоти убивать дух, ради оргийного наслаждения жизнью гнать христианство, – это крайность лишь с другого конца. Это значит кормить коня до разжирения, а потом поехать на нём в маленькой пролётке без возжей. Голову размозжит седоку такой конь!.. И люди, потеряв религию, перестав подвижничать, неминуемо одичают. И вымрут от разврата и пьянства. Как вымерли римляне, вавилоняне и др. языческие народы. Тревожный крик (Разговор с приятелем) Мой приятель служил по одному из гражданских ведомств. Человек он очень хорошо образованный. Он зорко следит за «разными течениями» в литературе и особенно наблюдает всё то, что пишут и о чём «в обществе» говорят про духовенство и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

По признанию Глубоковского, на заседаниях Присутствия он играл «роль справщика, которого все рвут на части и все ругают», замечая в письме В. В. Розанову : «...измучен смертельно, страдаю физически и морально... Хочу бежать, но не знаю – куда и когда...» 1674 . Впоследствии, посылая Розанову протоколы предсоборных журналов, он обращал его внимание на то, что приходилось " биться даже из-за маленького» 1675 . Просматривая протоколы заседаний, печатавшиеся в «Церковных ведомостях», его учитель по МДА А. П. Лебедев удивлялся терпению, с каким Глубоковский просвещал своих коллег, читая им целые лекции, что, по мнению самого Лебедева, было «бесплодно», ибо члены Предсоборного Присутствия «по-видимому, руководствуются в своих решениях впечатлениями минуты» 1676 . По всей видимости, доклад Глубоковского о патриаршестве сыграл определенную, даже решающую роль при голосовании. Его заключительные выступления в дискуссиях, вероятно, не были случайностью. Разубедить Рождественского или Кузнецова выступления Николая Никаноровича, конечно, не могли, скорее они были призваны повлиять на мнение нейтральных или пассивно молчаливых членов Присутствия, своего рода «статистов». Возможно, в этом проявлялось и искусство председателя I отдела, архиепископа Димитрия (Ковальницкого), направлявшего острую полемику в нужное русло. Против него была даже предпринята «агитация» некоторыми членами Предсоборного Присутствия. Именно в эти дни (когда обсуждался вопрос о патриаршестве) в «Новом времени» 10828) появилась заметка против архиепископа Димитрия (Ковальницкого). Газета возмущалась приемами, к которым прибегал председатель I отдела, чтобы провести свое направление, обвиняя его в грубом обращении, высмеивании, оскорблении представителей оппозиции, когда «пользование правом слова стало нравственной пыткой» 1677 . В разгар острых дискуссий по вопросу о патриаршестве в заседаниях I отдела В. В. Розанов после долгого перерыва напоминал Глубоковскому о себе и просил, если «что важное» будет в Комиссиях и тот найдет нужным «довести до сведения публики»: «На всякий случай пишите мне: я переложу или изложу и вообще постараюсь» 1678 . Сам Розанов считал, что Собор «рассыпается», из «архиерейства» выйдет «реформация всей «реформы» и даже хуже», предчувствуя « " что-то апокалипсическое» в ближайших временах и почти днях» 1679 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

409 (...о священнике Ус-м... пишет возмутительные статьи... – Имеется в виду Устьинский Александр Петрович (1854–1922) – протоиерей. Окончил Новгородскую ДС (1878) по 1-му разряду, затем – СПбДА (1881) со степенью кандидата богословия. Служил в Димитровской церкви в Старой Руссе, затем в Рождество-Богородицком Десятинном женском монастыре в Новгороде. В 1898–1919 гг. переписывался на темы «нового религиозного сознания» с писателем В. В. Розановым (см.: НИОР РГБ. Ф. 249. К. 4209. Ед. хр. 1–16; РГАЛИ. Ф. 419. Оп. 1. Ед. хр. 673. Письма прот. А.П. Устьинского к В. В. Розанову ). Статьи о. Александра в виде писем публиковались в 1899–1901 гг. (см., например: Устьинский А.П., прот.О В. Розанове и его религии брака: Два письма редактору/Протоиерей А. У-ский//Русский труд. 1899. 12 июня. С. 11–14; Он же. Путь спасения в браке/Протоиерей А. У-ский//Гражданин. 1900. 13 янв. С. 5–7; Он же. О «незаконнорожденных»: Письмо в редакцию/Протоиерей А. У-ский//Новое время. 1901. 21 нояб. С. 4). В 1901 г. его письма вошли в сборник статей о браке в христианстве (см.: Сущность брака. Сб. М., 1901. С. 115–125). В том же году В. В. Розанов опубликовал письма о. Александра Устьинского в своей книге «В мире неясного инерешенного» (СПб., 1901). В 1903 г. он вновь опубликовал в журнале «Новый путь» пять писем о. Александра по поводу проекта семейного уложения и спора В. В. Розанова относительно язычества и христианства с М.О. Меньшиковым, см.: Розанов В.В. Из писем другое и недругов//Новый путь. 1903. С. 142–150). Протоиерей Александр Устьинский обвинил Меньшикова в «непонимании и искажении христианства» (Там же. С. 147). Публикация вызвала ряд критических статей, например, см.: Меньшиков М.О. Титан и пигмеи//Новое время. 1903. 23 март. С. 2–3; [Колышко И.И.] Маленькие мысли/Серенький//Гражданин. 1903. С. 3–6; С. 4–7; С. 4–6; С. 5–27. Духовная консистория потребовала от протоиерея Александра Устьинского объяснений по поводу содержания его корреспонденции (см.: РГАЛИ. Ф. 2176. Оп. 1. Ед. хр. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ААЭ. 1. 172. С. 142; Макарий. 2-е изд. 6. С. 169, 170, 171, 172. Максим Грек. Соч. 1. С. 530. Голубинский. 2. 1. С. 703; 2. 2. С. 221. Сперанский М. История древнерусской литературы. Московский период (1921). С. 146; Гудзий. Ук. соч. (1938). С. 279; Макарий. 2-е изд. 7. С. 295; Жмакин. Ук. соч. С. 259 и др. О сочинениях Даниила см.: Жмакин. Ук. соч. С. 263–270. Там же. С. 263. Макарий. 2-е изд. 6. С. 203. Жмакин. Ук. соч. С. 263 и след. Ср.: Макарий. 2-е изд. 7. С. 345–367. Памятники старинной русской литературы. 4. С. 194–199 («Смиренного Даниила, митрополита всея Руси, о смирении и о съединении»). Ср.: Макарий. 6. С. 206–207. См. об этом лучше всего: Филарет. Обзор. 1–2. Голубинский. 2. 2. С. 181–182, 184–187. Макарий. 10. С. 226–227. Ключевский. Жития. С. 297, 298; о собрании Миней И. Милютина см.: Там же. С. 298 и Макарий. 11. С. 222. ПДП. 188 (1916). О других, менее значительных агиографических сочинениях: Филарет. Обзор. 1. 303, 316, 319, 351, 354, 360, 367, 369; Макарий. 11. С. 220–222. О св. Димитрии Ростовском см. монографию: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. 1651–1709 (1891). Голубинский. 2. 2. С. 192; Софийский временник, в: ПСРЛ. 6. Макарий. 2-е изд. 6. С. 207–209; Никольский. Кирилло-Белозерский мон. 1. 1. С. LXVIII; Голубинский. 2. 1. С. 740. Розанов С. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей, в: ИОРЯС. 1930. 13. С. 277; Стоглав. Гл. 100; Шахматов А. Иоасафовская летопись, в: ЖМНП. 1904. 5. Голубинский. 2. 1. С. 740. Там же. С. 620. Розанов. Там же. С. 268–270. Лавров Н. Заметки о Никоновской летописи, в: ЛЗАК. 34 (1927). 1. С. 55. Эта летопись носит название Никоновской, потому что рукопись ее принадлежала патриарху Никону. Серебрянский. Ук. соч. С. 21, 39–46, 339–341, 345, 370. Многими сведениями об игумене Корнилии я обязан искусствоведу Н. Е. Андрееву (Прага), который сообщил мне о своих исследовательских работах, проведенных им в Псково-Печерском монастыре в 1937–1938 гг., и о своей монографии по материалам этих исследований, которая, к сожалению, во время войны 1939–1945 гг. была без всяких оснований конфискована немецкими властями и пропала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Для нашей цели мы берём именно мнение В. В. Розанова , так как оно довольно заметно «распропагандировано» в нашем обществе, имеет за собою многих последователей и проводится в консервативном: «Новом Времени»: значит, это мнение почитается «правдоподобным» для наших «охранителей» даже. С другой стороны, отрицательному мнению о православных подвижниках В. В. Розанова мы противопоставим не свою лишь характеристику их, а исследование такого независимого в религиозных вопросах писателя, компетентного профессора-учёного, каким в науке является В. Ф. Чиж. Голос этого кропотливого исследователя, работавшего специально над вопросом о «психологии наших праведников», для нашей цели надобно почитать особенно внушительным и заслуживающим полного внимания. И тем любопытнее, что В. Ф. Чиж по своим выводам совершенно противоположен В. В. Розанову . В фельетонах, печатавшихся в «Нов. Bp.», под заглавием: «Как Святой Стефан порубил «прокудливую берёзу» и как началось на Руси пьянство», г. Розанов говорит: «прокудливая береза... Она вечна и она всемирна, мистична, религиозна, и в ней вечная жизнь». Эта береза есть образ всего языческого мировоззрения. Того отношения людей к природе, при котором она представляется им живою, населённою живыми призраками. Тогда, в язычестве, по словам В. В. Розанова , «все полупризраки были утреннего, молодого, сильного характера». Вера в них делала людей добрыми, весёлыми, жизнерадостными... И вот Св. Стефан срубил «прокудливую берёзу». Языческое миропонимание с христианством рухнуло. Россия, говорит Розанов, оттого «сжалась, высохла. Народ молоденький... обязан был в христианстве сгорбиться, покрыться морщинами, начать хотя бы искусственно кашлять и прихрамывать». И это было будто бы сутью православной России до Петра. Главное, по замечанию Розанова, в православии для русского народа была «старость, обязательный образ старости, устав старости». Вследствие того в сознании народном, вместо богатырей и «добрых молодцев», идеалами стали «адресаты старообразного, болезненного характера, «калеки» и калечество, «юродивые» и юродство, «блаженненькие» и блаженство; всё – прихрамывающее, кашляющее и обыкновенно лежащее или сидящее. Лучше лежащее» 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

И «болезни и труды» праведников она ценила именно за то терпение, за ту покорность воле Божией, с которыми они несли их. Это подтверждает проф. Чиж на основании своего изучения «житий». Он говорит: «страдания физические и моральные не делали для наших праведников жизнь невыносимой; напротив, они были даже счастливы, потому что блаженство, которое они находили в молитве, не только уравновешивало все страдания, но даже оказывался избыток в положительную сторону» 64 . Православные подвижники трудились и молились, будучи сильными телом; ещё больше они молились, потеряв способность физическим трудом служить своим братьям. Принимая это во внимание, православная Церковь «ублажает» праведников, не порабощаясь внешним условиям, при которых они жили на земле. Для неё праведники святы тогда, когда они ходили в монашеских мантиях; но святы они и тогда, когда «по земноте» трудились плотниками, рыбарями, каменотёсами, шорниками, угольщиками... Забывая об этом, В. В. Розанов утрирует православные верования, – суживает их в угоду своей теории. Между тем беспристрастное и внимательное изучение «житий» привело проф. Чижа к выводу, что родоначальники православного подвижничества были люди, богато одарённые умственными способностями, великолепные хозяева, хорошие администраторы 65 . Они имели дар глубоко проникать мыслью в обстоятельства, их окружающие, – имели проницательность удивительную и способность жертвовать собою для блага созидаемого ими дела Христова на земле. Только этим да благодатью Божией и можно объяснять процветание наших первокласных монастырей – особливо таких, как Валаам, Соловки. Насколько здесь дикая природа способствует уединению монашескому от мира, настолько же там трудна борьба за физическую жизнь, за существование по плоти. Там благочестивые иноки с боя отвоёвывают у водной стихии каждый клочок земли. Обработывают этот клочок с удивительным терпением. И только таким способом создано высоко-культурное состояние Валаама и Соловок... Само собой понятно, что, если бы православные подвижники были теми буддийскими «ничегонеделателями», какими их на разные лады в своих фельетонах рисует В. В. Розанов , – ни Валаам, ни Соловки, как первоклассные обители с удивительным хозяйством, существовать бы не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

(Очерки жизни арх. Августина, стр. 64). Главный надзор за ходом работ поручен был протоиерею Спасской, на Глинищах, церкви Петру Симеонову. Здесь кстати заметить, что материалом для украшения рак Царевича Димитрия и Св. Филиппа послужило серебро, присланное преосвященному Августину князем Кутузовыми отбитое у неприятелей, а также те слитки серебра, весом в четыре слишком пуда, которые были представлены преосвященному священником Вознесенской, что в былом Варсонофьевском монастыре, церкви Алексеем Марковым, который получил означенные слитки от иностранца-ювелира Кампиони. 47 Некоторые из них громко выражали свое сетование по этому случаю, собираясь на Красной площади перед запертыми воротами Кремля. Для их утешения и успокоения преосвященный Августин посылал Симоновского архимандрита Герасима. (Очерки жизни арх. Августина, стр. 56–57). 54 В святцах, напечатанных в Москве в 1648 году есть, по словам автора Очерков жизни архиепископа Августина, такая запись: «Святитель Петр митрополит явился благочестивой царице Анастасии, не повелевая никому же гроб свой раскрывать никогда, и повелел ей своей печатью раку свою запечатлети». Очерки жизни арх. Августина, прим. 34, стр. 122. 58 В 1812 году из капитала Комиссии духовных училищ было пожертвовано на военные нужды Отечественной войны 1.500.000 рублей. 61 Как, в частности, в каких именно суммах были распределены пособия лицам духовного звания, применительно к их положению служебному и семейному? – Протоиереи, присутствующие в Консистории и благочинные многосемейные сначала получили по 450 рублей, малосемейные по 400 рублей, священники многосемейные по 350 рублей, а малосемейные по 300 рублей, диаконы по 250 руб. и 200 руб., причетники по 125 р. и по 100 руб., неженатые по 70 руб., просвирни по 60 руб. Затем, через восемь месяцев, протоиереи и священники Китай-города и Белого города получили дополнительно в пособие уже без разделения на многосемейных и малосемейных по 1500 руб., диаконы по 1000 р., причетники по 500 р., просвирни по 200 р., всех прочих церквей протоиереи получили по 1500 руб., священники по 1200 р., диаконы по 600 р., причетники по 400 р., просвирни по 200 р. (Очерки жизни архиепископа Августина, стр. 118). 66 «Всенижайший репорт» казначея Богоявленского монастыря иеромонаха Аарона преосвященному Августину, епископу Дмитровскому. (Арх. М. Д. К. Дело 23 января, 1813 г. 1078) 69 А. М. Д. К. Дело (23 Янв. 1813 г.) за 1078. См. также Розанов – Ист. Моск. Епарх. Упр. Москва. 1871. Ч. 3, кн. 2. Прим. 66,287. В документах, из коих извлечены сведения о деятельности в 1812 году, Московского духовенства, обыкновенно для лиц этого духовенства отчество, заменяло фамилию и только изредка некоторые из этих лиц встречаются с особыми фамилиями. Для однообразия мы будем обозначать собственно Московских и (отчасти) уездно-сельских священнослужителей только по отчеству. Протоиерей Преображенской. на Глинищах церкви Петр Симеонов, встречается иногда с фамилией: Тихомиров. Розанов, 3, 2. стр. 189.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Рождественский Димитрий,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Иаков Николаев, диакон; Москва, Сретенский сорок, Николаевская, что в Драчах, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 1 об., 2). Рождественский Иван,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Иван Николаев, протоиерей; Москва, Замоскворецкий сорок, Предтечевская под Бором церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 9 об.). Рождественский Михаил,родился около 1843 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Прокопий Петров, дьячок; Московская губерния, Бронницкий уезд, погост Дорки, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 309; Оп. 3. Д. 20. Л. 14 об., 15). Рождественский Михаил,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Григорий Ильин, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, село Бояркино, Спасо-Преображенская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 3 об., 4; Д. 1668. Л. 27). Рождественский Михаил,родился около 1850 г.; Московская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец: Василий Ильин, пономарь; Москва, Никитский сорок, Феодоро-Студитская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 4 об., 5, 5 об., 6; д. 1668, л. 52). Рождественский Сергей,родился около 1844 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Алексий Феодоров († до 1866 г.), священник; Москва, Сретенский сорок, Вознесенская, что близ Сретенки, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 304; Оп. 3. Д. 20. Л. 14 об., 15). Розанов Александр,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Иван Феодоров, псаломщик; Москва, Никитский сорок, Александро-Невская в доме Московского военного генерал-губернатора церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 263). Розанов Александр,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Василий Георгиев, священник; Московская губерния, Богородский уезд, погост Аристов, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010