Массивное пятиярусное паникадило изготовлено из золоченой бронзы, весит 800 кг и стоило 4000 руб. Оно — дар депутатов Государственной думы и московских купцов, торговавших с Лейпцигом. 68 лампад в нем отлиты из перламутровой смальты в петербургской мастерской В. А. Фролова (сохранились не все). Это паникадило, как и всю стилизованную утварь, создала по эскизам зодчего фирма Хлебникова всего за 14 месяцев. Все они отличаются «тонкостью рисунка и тщательностью исполнения». Две хоругви, в виде казачьих стягов, подарил храму П. А. Гуськов, попечитель учебных мастерских Москвы, где они были вышиты. Мебель была сделана в русском стиле кустарями мастерской московского земства в Сергиевом Посаде. Облачения пожертвовал богатый петербургский купец П. И. Лелянов. В часовне над склепом поставлен большой трехстворчатый киот, украшенный чеканным орнаментом из меди и множеством мелких икон кисти Емельянова; в центре его — большая икона «Воскресение Христово». Перед киотом горят лампады в виде бронзовых воинских шлемов. На стенах висят портреты героев битвы, Императора Александра I и свтл. кн. М. И. Кутузова-Смоленского. Освящение церкви было приурочено к столетию сражения, и его исполнил 4 октября 1913, накануне престольного праздника, протопресвитер армии и флота Г. И. Шавельский при участии прот. Алексия Мальцева из Берлина и прот. Димитрия Якшича из Дрездена. Присутствовали вел. кн. Кирилл Владимирович, русские послы в Германии, Саксонии и Баварии, многочисленные делегации русских полков. На следующий день, когда отмечался престольный праздник, на литургию прибыли германский Кайзер Вильгельм II, саксонский и вюртембергский Короли, множество немецких великих герцогов и герцогов, которые днем ранее были гостями при открытии грандиозного немецкого монумента. Чтобы придать больше торжественности освящению храма, из Москвы приехал прославленный синодальный хор и знаменитый протодиакон В. Розанов. Почетным гостям были вручены памятные серебряные медали с изображением нового храма-памятника.

http://sobory.ru/article/?object=19000

Нечаев, священники Андрей Ардентов, Николай Дымов, Николай Житников, Константин Разумов, Иоанн Румянцев, миряне Александра Кочкова, Елизавета Румянцева, Анна Серова, священники Феодор Лебедев, Леонид Оранский, Василий Смирнов, Димитрий Левкоев,Иоанн Розанов, Петр Зяблицкий, Иаков Зяблицкий, протоиерей Николай Бухарин, священник Иоанн Успенский, протоиерей Иоанн Доброхотов, священники Иоанн Коржавин, Леонид Виноградов.................................241 Игумения Арсения...........................261 Блаженный Максим...........................265 Блаженная Елена, священники Алексей Преображенский, Николай Авдаков, Михаил Шомфонов...................................271 Блаженный Мишенька.........................273 АВГУСТ 29.08 (11.09) Мученик Феодор Тобольский, Геннадий Хилков, монахиня Рафаила...........................276 СЕНТЯБРЬ 02.09 (15.09) Священномученик Евфимий Горячев, священники Владимир Фокин, Михаил Каргополов, Трофим Кузнецов, Никита Сторожев..................281 07.09 (20.09) Священномученик Григорий Аверин, священники Аполлинарий Скороходов, Михаил Перепелкин..306 09.09 (22.09) Священник Владимир Пьянков.................326 12.09 (25.09) Блаженный Алексей, староста Павел Байдин...329 27.09 (10.10) Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий.................341 ОКТЯБРЬ 03.10 (16.10) Митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский)...........................370 НОЯБРЬ 01.11 (14.11) Страдания священномучеников Александра и Феодора Вышегородских......................401 16.11 (29.11) Мученики кимрские. Священник Феодор Колеров, староста храма Анания Бойков и мирянин Михаил Болдаков....................405 22.11 (05.12) Епископ Николай (Голубев)..................418 28.11 (11.11) Митрополит Серафим (Чичагов), монахиня Севастиана.................................423 ДЕКАБРЬ 11.12 (24.12) Священномученик Феофан, епископ Пермский и Соликамский................................451 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

С учетом рукописи 4Q246 фраза, прозвучавшая из уст Нафанаила и обращенная к Иисусу: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» ( Ин.1:49 ), с полным основанием может рассматриваться как обращение к человеку («равви»), которого Нафанаил признает в качестве царя-Мессии и наделяет соответствующими титулами. Именно на этом и настаивают «консервативные» экзегеты (свт. Иоанн Златоуст и ряд дореволюционных авторов), и этот факт позволяет утверждать, что выстроенная ими экзегеза вполне соответствует историческому контексту эпохи позднего Второго храма. В то же время концепция еп. Кассиана вступает в противоречие с обнаруженными относительно недавно внебиблейскими источниками. Библиография 1 . Бухарев И.Н., прот. Толкование на Евангелие от Иоанна. 2 -е изд. М., 1915. 277 с. 2 . Властов Г.К. Опыт изучения Евангелия св. ап. Иоанна Богослова. Т. 2. СПб., 1887. 460 с. 3 . Евсевий Кесарийский . Церковная история. СПб., 2013. 533 с. 4 . Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2010. 420 с. 5 . Кассиан (Безобразов) , еп. Водою и кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Paris, 1996. 251 с. 6 . Михаил (Лузин) , еп. Толковое Евангелие. Кн. 3. Евангелие от Иоанна. Киев, 1902. 586 с 7 . Ориген. Толкование на Евангелие от Иоанна. Кн. I. Введение. IV. 21. Пер. с греч. А. Цуркана//Электронная библиотека Marco Binetti. URL: http://www.binetti. ru/collectio/theologia/origen_1_1.shtml (дата обращения: 29.09.2015). 8 . Раздоров А., свящ. Изгнание торгующих из Храма по Евангелию от Иоанна: хронологическая проблема//Скрижали. 2012. 4. С. 79–87. 9 . Розанов Н.П. Толкование на Евангелие от Иоанна//Толковая Библия под ред. А.П. Лопухина и преемников. Т. 9. СПб., 1912. С. 284–505. 10 . Феофилакт Болгарский , блаж. Толкование на св. Евангелие. В 2-х тт. Т. 2. Толкования на Евангелия от Луки и Иоанна. М., 2010. 375 с. 11 . Юревич Д., прот. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004. 256 с. 4 .Михаил (Лузин), еп. Евангелие от Иоанна. С. 5; Бухарев И.Н., прот. Толкование на Евангелие от Иоанна. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Слова «кто из вас без греха» экзегет понимает, как указание на то, что все в той или иной степени согрешили против заповеди о целомудрии 23 . Наконец, фразу Иисуса, обращенную к женщине, он толкует, цитируя блаженного Августина , – «Господь осудил, но, – грех , а не лицо» 24 . Протоиерей Иоанн Бухарев († 1909) следует предыдущим двум толкователям, излагая их мысли сокращенно 25 . Эти же идеи излагаются и в кратком толковании протоиерея Александра Прокопчука, из особенностей экзегезы которого следует отметить следующую мысль: обвинители покидали свое место от старшего к младшим в определенной последовательности, – «каждый из обвинителей уходит, как только становится старшим после ухода предыдущего старейшины» 26 . Н. П. Розанов демонстрирует, что целью книжников и фарисеев было не установление справедливости, а попытка искусить Иисуса. Он напоминает, что по закону Моисееву должно было предать смерти не только блудницу, но и блудника, однако иудеи привели ко Христу только женщину. Поэтому, считает экзегет, в данной ситуации Иисус не мог бы вынести смертный приговор (это не было бы обосновано юридически), однако мог бы призвать к милосердию, что и стало бы поводом для обвинения Его в нарушении закона 27 . Далее толкователь объясняет, почему Христос указывает иудеям, приведшим женщину, на их собственную греховность: они не были официально поставленными судьями, от которых никто не требует личного безгрешия, а добровольно взяли на себя обязанность судей. Будучи религиозными вождями, они желали представлять собой пример религиозной жизни, но Иисус прежде уже объяснял, что истинно религиозный человек не будет судить ближнего ( Мф.7:1 ). Толкователь также замечает, что первым бросить камень должен был свидетель преступления 28 . Подводя итог, можно сказать, что при толковании истории Ин.8:1–11 , русские библеисты видят в ней замечательный пример того, как Господь Иисус Христос переводит сложнейший вопрос о грехе из области юридически-формальной в живую сферу нравственности, утверждая превосходство милосердия, как средства к исправлению ближнего по отношению к наказанию в соответствии с буквой закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Как и Белая Колпь, Федоровское, стоящее на той же извилистой речке Колпинке, принадлежало роду Шаховских. Около 1760 года здесь была построена изящная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радости» и масштабная усадьба. Потом усадьба перешла в род Васильчиковых, а в конце XIX века ее владельцем стал сенатор Александр Александрович Эйлер – кстати, прямой потомок (праправнук) знаменитого швейцарского и российского математика Леонарда Эйлера. В 1930-х годах в Скорбященском храме служил священник Димитрий Розанов. В 1937 году он был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. В 2005 году иерей Димитрий был причислен к лику святых новомучеников. В XX веке и храм, и усадьба разделили судьбу множества российских храмов и усадеб и к концу века представляли собой живописные руины. Храм был закрыт и надолго заброшен, его трапезная и приделы разрушены, выстояли только башни колокольни и центрального объема. От усадебных построек – главного дома и флигелей – оставались одни стены. Но вот, в 1997-м году началось возрождение Федоровского как подворья московского Рождественского монастыря. Сейчас уже церковь отстроена, постепенно приводятся в порядок усадебные здания. Я зашел в храм, внутри он оказался еще не настолько восстановленным и прибранным, как снаружи. К службе подготовлен пока только один – Никольский – придел. Хмурый рабочий предупредил меня, что фотографировать нельзя. Понятно, свои порядки – монастырское подворье… -4- 13:10. На счетчике – 228 км. Ярополец Гончаровых (Волоколамский район). Рядом с дорогой в центре большого села, прямо у автобусной остановки стоит маленькая белая часовня. На ней – доска, напоминающая о событиях XVII века – о воссоединении Украины с Россией. Ерполч, нынешний Ярополец – одно из древнейших поселений Московской области, оно даже постарше Москвы и известно с 1135 года. Изначально – пограничный форпост Великого Новгорода, в XVI веке оно вошло в «золотую цепь» Иосифо-Волоцкой обители, затем стало царским дворцовым и охотничьим селом.

http://pravmir.ru/po-rusi-velikoy-zolota...

     Настоятельница монастыря игумения Фаина (Кулешова) подчеркивает, что музей создан именно для раскрытия образа монашества на примере их святого отца-основателя и основанной им обители. Внимание здесь также уделяется святым и подвижникам, с кем монастырь так или иначе связан. А это и преподобный Варнава Гефсиманский, для кого посещение в отроческие годы Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни было большой духовной поддержкой, и преподобный Антоний Радонежский († 1877), который, будучи наместником Троице-Сергиевой лавры, с самого начала утвержденного здесь общежития 30 лет руководил Зосимовой пустынью в качестве благочинного. Это и Оптинские старцы преподобные Макарий, Антоний, Моисей – они приезжали сюда из Оптиной пустыни на праздник освящения расширенного двумя приделами Троицкого собора и возносили здесь соборную молитву вместе со святителем Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским и Коломенским, возглавившим тогда Божественную литургию и, как известно, особо благоволившим этому монастырю, как и его основателю преподобному Зосиме. Есть в экспозиции музея и раздел, повествующий об испытаниях XX века. Он включает, в том числе, личные вещи новомучеников Церкви Русской, а таковых в Зосимовой пустыни прославлено шестеро: игумения – преподобномученица Афанасия (Лепёшкина), чьи сродники в наши дни бывают в монастыре и рассказывают удивительные истории ее помощи своему роду; два служивших здесь священника – отцы Димитрий Розанов и Михаил Виноградов, а также три насельницы – инокиня Магдалина (Забелина) и послушницы Евдокия Бучинева и Мария Портнова. Музей словно реконструирует связь с предшественниками, которую в годы гонений враг пытался разрушить.      Созданный некогда в болотистых подмосковных лесах монастырь и сегодня (несмотря на то, что теперь вошел в состав столицы в рамках территорий Новой Москвы) остался «пустынькой», – как отметил это Святейший Патриарх Кирилл, посетив обитель. Молитвенной, тихой и, благодаря все так же окружающему ее лесу, укромной. Здесь идеальное место, чтобы обремененному суетой жителю мегаполиса прийти в себя, поговеть, помолиться и – может быть, посетив открывшийся музей, задуматься о монашестве. По крайней мере, познакомиться с иноческой жизнью поближе, узнать о ее сути, проследив подвижнический путь преподобного Зосимы, вчитавшись в его труды, – благо, нам доступны ныне и его эпистолярное, и агиографическое наследие, и аскетические наставления.

http://pravoslavie.ru/142450.html

Апостол и Евангелие – дня и преподобного. Задостойник Пасхи. Причастен – Пасхи: «Тело Христово приимите...», и преподобного: «В память вечную...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : праздника Триоди (самаряныни) – 4 , и св. Димитрия, глас 5-й и глас 2-й – 4. «Слава» – св. Димитрия, глас 8-й: «Кто от земных…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии св. Димитрия – 3. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 4-й (с припевами воскресными) . «Слава» – св. Димитрия, глас 6-й: «Приидите, вернии...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Егда явился еси…». По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…». «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…». Примечание. О пении тропарей см. примечание 3 мая (вариант Б). В субботу 5-й седмицы по Пасхе на «И ныне» тропарей в конец вечерни и в конец утрени поется воскресный Богородичен текущего гласа, а не по гласу тропаря святого (см.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 723, 726). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й: «Светлую воскресения проповедь…» (дважды). «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Примечание. Богородичен тропарей на «Бог Господь» поется по гласу последнего тропаря (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 724). Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание св. Димитрия и избранный псалом. Седален св. Димитрия, глас 1-й: «От чресл царских…» (см. по 1-м стихословии); ин седален св. Димитрия, глас 4-й: «Кровь твою…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален св. Димитрия по полиелее, глас 8-й: «От младенства душею…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 4-й: «Да радуется Небо…» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Деву...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен св. Димитрия, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго царевича Димитрия…». Стихира св. Димитрия, глас 8-й: «Из младенства изгнан быв…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-28/

Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50-я, «В понедельник 2-я седмицы Антипасхи...», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины...»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й: «Да веселятся небесная...» (дважды). «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 1-й: «От чресл царских...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален св. Димитрия, глас 4-й: «Кровь твою...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание св. Димитрия и избранный псалом. Седален св. Димитрия по полиелее, глас 8-й: «От младенства душею...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3-й: «Разслабление обретоша...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Яко Деву...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен св. Димитрия, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго царевича Димитрия...». Стихира св. Димитрия, глас 8-й: «Из младенства изгнан быв...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-28/

Затем сотрудник НКВД спросил председателя сельсовета, что он может показать о священниках, и тот сказал: «Указанные лица иногда приходили в сельсовет по своим личным делам: за справками относительно прописки и так далее. В течение этого времени мне с ними приходилось встречаться в сельсовете. Больше мне с ними встречаться и разговаривать никогда не приходилось. Конкретных фактов антисоветской агитации за перечисленными лицами, являвшимися служителями религиозного культа, я не знаю. Ни лично мне, ни от кого-либо другого не приходилось слышать об их антисоветской агитации. Однако я считаю, что существование в селе Возмище церкви, проводившиеся в ней службы и проживание этих лиц в селе Возмище отрицательно влияло на колхозы. Иногда во время богослужения в церкви колхозники не выходили на работу, а шли в церковь. Остальные колхозники говорили, показывая на служителей культа, что они не работают, а живут лучше нас. Да! Еще могу добавить, что, по разговорам колхозников, эта группа лиц собиралась вместе, но о чем они говорили собравшись, мне неизвестно». Затем был вызван свидетель, который в то время, когда священники Павел Андреев и Димитрий Розанов находились в тюрьме, был вместе с ними в одной камере. Когда Беринов вызвал его для допроса, он был уже на свободе и на вопрос, что он может сказать о священниках, ответил: – Находясь под стражей, мне приходилось слышать, что священник Андреев заключенным говорил нечто в виде проповеди о том, что советская власть убивает личность человека, свободу совести, что в тюрьму загнали невинный народ. Допускал он и иные антисоветские выражения. Розанов во время разговора поддерживал Андреева. В тюрьме Андреев говорил, что его посадили, но он воспринимает это как наказание Господне, будьте долготерпеливы, это все искупится, при этом он приводил цитаты из Евангелия. Андреев говорил, что советская власть проповедует учение Дарвина, что человек произошел от обезьяны, а это кощунство и ложь. – Что вам известно о контрреволюционной агитации Розанова?

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

Вернувшись из ссылки, отец Димитрий 23 мая 1935 года получил назначение в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в село Федоровское Волоколамского района Московской области. 31 марта 1936 года он был возведен в сан протоиерея. В феврале 1937 года, после ареста священника Евгения Архангельского, служившего в Покровском храме в селе Ново-Васильевское Лотошинского района, отец Димитрий был переведен на его место, и здесь его застали последние гонения. Председатель сельсовета, характеризуя священника, писал, что священник Димитрий Розанов ведет антисоветскую агитацию, используя церковь, как трибуну, для антисоветской работы, и проповедует настолько успешно, что верующие плачут на его проповедях. Как пример такой проповеди председатель привел слова отца Димитрия, когда тот сказал, что как его предшественник находится в тюрьме, так возможно и ему придется страдать. В августе 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей, которые показали, что отец Димитрий человек опытный и хорошо служит, что в проповеди он призывал молиться за своего предшественника на приходе, священника Архангельского, пострадавшего от большевиков и томящегося в советской тюрьме, просил молиться и о себе, чтобы Господь его защитил, чтобы не бросили большевики и его в тюрьму, а также призывал прихожан особенно усердно молиться в дни Страстной седмицы. Протоиерей Димитрий был арестован 8 сентября 1937 года. –  Следствие имеет фактические данные о вашей контрреволюционной деятельности, как например, следующие. 15 февраля 1937 года после окончания службы вы обратились к верующим с проповедью, в которой сказали: «Помолитесь за вашего пастыря Архангельского, помолитесь и за меня, чтобы и меня не постигла его участь». Этот факт вы признаете? – спросил его следователь. –  Да, это я признаю. Я говорил в проповеди верующим: «Архангельский, ваш пастырь, больше сюда не вернется, помолитесь за него, помолитесь и за меня». – А вы знали, что Архангельский арестован органами НКВД как враг народа?

http://fond.ru/kalendar/950/dimitriy/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010