По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 3й: «Да веселятся небесная…». «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Примечание. «Богослужебные указания на 1957 год» (с. 172) и «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 143–144) приводят следующий порядок пения тропарей по «Ныне отпущаеши» и в конец утрени при полиелейном святом: тропарь воскресный (петый в предшествующее воскресенье), «Слава» – тропарь святого, «И ныне» – Богородичен воскресный, по гласу «Славы». Это вполне согласуется с Типиконом (гл. 50я, «В понедельник 2я седмицы Антипасхи…», «Подобает ведати, како поется от Недели Фомины…»). Однако В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 699, 715) указывает следующий порядок: тропарь святого; «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, по гласу тропаря. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3й: «Да веселятся небесная…» (дважды). «Слава» – тропарь св. Димитрия (по выбору), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы». Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. По 1м стихословии – седален св. Димитрия, глас 1й: «От чресл царских…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2м стихословии) . По 2м стихословии – седален св. Димитрия, глас 4й: «Кровь твою…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2м стихословии). Полиелей. Величание св. Димитрия и избранный псалом. Седален св. Димитрия по полиелее, глас 8й: «От младенства душею…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 3й: «Разслабление обретоша…» (см. в седальнах по 2м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8й: «Яко Деву…» . Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен св. Димитрия, глас 4й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе». Евангелие – Лк., зач. 106. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго царевича Димитрия…». Стихира св. Димитрия, глас 8й: «Из младенства изгнан быв…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Примечание. На субботнем богослужении с «Аллилуиа» припевы вечерних стиховных стихир в службе 2-го и 8-го гласов приводятся в Октоихе на ряду. При совершении субботней службы 1-го, 3-го – 7-го гласов припевы заимствуются с утренних стиховных стихир Октоиха (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 748). По Трисвятом – тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…». «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». На утрене вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» , глас 2-й, с заупокойными стихами: 1-й – «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи», 2-й – «Память их в род и род», 3-й – «Души их во благих водворятся». Тропарь, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (дважды). «Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни, Господи, яко Благ…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Мати Святая…». Кафизма 16-я. Обычная малая ектения. Седальны Октоиха, глас 2-й: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (см. по 1-м стихословии), «Иже просветивый святыя Твоя…» (см. по 2-м стихословии), стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», и седален: «Страстотерпцы Господни…», стих: «Блажени, яже избрал…», и седален: «Помяни, Господи, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха (см. по 2-м стихословии): «Богородице Дево Марие…». (Ср.: Типикон, гл. 13.) Кафизма 17-я (Непорочны) поется, по Уставу, на 2-й глас; эта кафизма разделяется на две части, или статии . Припев к стихам 1-й статии: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с припевом) последние стихи: «Яко аще бы не закон Твой…», «Во век не забуду оправданий Твоих...». Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

– Это показали другие свидетели, и вы должны подтвердить, – пояснил Беринов, но имен свидетелей не назвал. – Ну что ж, если это так нужно, то пишите, – сказал секретарь. Беринов записал лжесвидетельство в виде допроса, и секретарь подписал его. Был вызван один из жителей села Возмище Алексей Кулаков, который на вопрос, знает ли он священника Димитрия Розанова и монахинь, сказал, что монахини живут в селе и иногда к ним ходят священники, и в частности Димитрий Розанов. Из их дома часто слышалось церковное пение, но сам лично он в их доме не бывал, а потому и не может сказать, о чем они разговаривали между собою. Тут подошло время свидетелю идти на дежурство в пожарное депо, и следователь Елдаков, который все время что-то писал, сказал: «Ну ничего, завтра протокол подпишешь». Назавтра его допрашивал уже другой следователь, который составил новый протокол, и свидетель подписал его. Но на следующий день следователь Елдаков пришел к свидетелю на работу и сказал, что придется переписать протокол, потому что он составлен неправильно. На этот раз его допрашивал заместитель начальника районного НКВД Беринов, который тоже задавал вопросы и что-то писал. Закончив писать, Беринов сказал: «Знаете, если вас вызовут в суд, то вы скажите, что они монашки, молятся Богу, ведут агитацию». И с этими словами попросил свидетеля подписать протокол. Тот подписал, не читая написанного, – что монахини и священники занимаются антисоветской деятельностью. Вместе с секретарем был вызван и председатель сельсовета села Возмище Савельев. Сотрудники НКВД Елдаков и Гундаев сами при них написали справки от лица сельсовета о священниках Павле Андрееве, Александре Звереве, Димитрии Розанове и монахинях, в которых, в частности, говорилось, что все они проводят антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Выслушав содержание справок, председатель и секретарь сельсовета засомневались, стоит ли подписывать небылицы, но сотрудники НКВД стали их уверять, что им за лжесвидетельство ничего не будет. Переглянувшись между собой, они подписали, решив, что если органы НКВД предлагают так сделать, то, значит, так и надо сделать. Печать сельсовета была с собой, и справки были ею заверены.

http://fond.ru/foto/1145/Aleksandr/

Сестры православной службы «Милосердие» и Свято-Димитриевского сестричества, которые начинали свое служение 30 лет назад, в настоящее время ухаживают за пациентами в шести отделениях Первой градской больницы, пяти отделениях второй инфекционной больницы Москвы, Свято-Спиридоньевской богадельне, а также на дому. Ежегодно они помогают более чем двум тысячам пациентов. Об этом сообщила координатор Ассоциации сестричеств милосердия, руководитель патронажной службы «Милосердие» Алена Давыдова. Вместе с преподавателями Учебного центра больницы святителя Алексия медицинской сестрой патронажной службы Екатериной Сииной и младшей медицинской сестрой Свято-Спиридоньевой богадельни Дарьей Леваненко она провела для участников конференции мастер-класс по уходу за тяжелобольными. Епископ Пантелеимон отметил, что основанием служения сестер милосердия и больничных священников всегда была Литургия. «У сестер милосердия все получилось потому, что главным служением в их жизни было служение Христу. Сам Господь давал им силы и разум, и без Него ничего бы не было. Соединяясь со Христом в Таинстве Причастия, сердце человека наполняется той силой и любовью, без которых невозможно ухаживать за больными», — подчеркнул викарий Святейшего Патриарха. Вся система долговременного ухода будет неэффективной, если в ней не будет понимания того, зачем мы вообще это делаем, отметила директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина. «Если образованный медперсонал работает автоматически и без души, то больной человек будет чисто вымыт, накормлен, обезболен, но при этом он не будет понимать, для чего ему жить. Многие пациенты могли бы встать с кровати, если у них был бы для этого стимул. Зачастую этот стимул может принести только сестра милосердия». В конференции также приняли участие руководитель Федерального центра координации деятельности субъектов Российской Федерации по развитию организации оказания медицинской помощи по профилю «гериатрия» Александр Розанов, генеральный директор благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова, ученый секретарь Федерального центра цереброваскулярной патологии и инсульта Минздрава России Андрей Суворов, руководитель детской выездной паллиативной службы православной службы помощи «Милосердие», главный врач медицинского центра «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители Ксения Коваленок, представители региональных сестричеств милосердия.

http://patriarchia.ru/db/text/5597816.ht...

15 марта 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам высылки в Северный край. Ссылку он был отправлен отбывать в город Каргополь и здесь познакомился с протоиереем Александром Зверевым. После окончания ссылки отец Александр пригласил его жить в Волоколамский район, где он служил вместе с другим священником Павлом Андреевым в церкви Рождества Богородицы в селе Возмище. Свободной священнической вакансии в то время в благочинии не было, и отец Димитрий, поселившись в селе Возмище в ожидании вакантного священнического места, стал работать упаковщиком в волоколамской артели «Швейник» и по мере возможности служил в храме Рождества Богородицы, сослужа протоиереям Павлу и Александру. 8 октября 1937 года власти арестовали его и заключили в Волоколамскую тюрьму. Священника обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом, с точки зрения властей, кулак, и власти сочли предложение священника контрреволюционным. 10 октября следователь допросил священника. – Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную антисоветскую деятельность, – заявил он. – Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, – ответил священник. – Вам зачитывается показание свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной антисоветской деятельности: «Я присутствовал при изготовлении венка от артели швейников бывшему кулаку Алексею Ксенофонтовичу Куварову. Розанов среди присутствующих членов артели вел контрреволюционную агитацию, говоря: «Теперь по новой конституции все люди равны, и надо написать: дорогому товарищу от швейников». – Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел. Что же касается зачитанного мне факта… Действительно, при обращении ко мне я предложил текст для ленты: «Алексею Ксенофонтовичу Куварову от признательных товарищей». Что же касается контрреволюционных и антисоветских высказываний, я это отрицаю. -Следствие располагает данными, что вы участвовали в сборищах попов и монахинь, на которых составлялся сговор относительно ведения контрреволюционной, антисоветской деятельности среди населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 1. С. 134-138; ЖНИР. Апр. С. 133-138; Сладков К., свящ. Из церк. истории Коломны периода гонений на веру//Моск. ЕВ. 2005. 1/2. С. 122-131. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Михайлович Цицеров (1884 - -1939), прот., сщмч. (пам. 27 авг., в Соборе Биробиджанских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ДИМИТРИЙ Павлович Розанов (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 18 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Демидов (1907-1944), мч. (пам. 30 июня, в Соборе Святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАРАСКЕВА Степановна Кочнева (1890-1939), мирянка, мц. (пам. 26 марта, в Соборе святых Биробиджанской епархии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/178089.html

14. Платон Троепольский , епископ, хирот. 13 дек. 1864 из ректоров С.-Петербургской семинарии, а 21 авг. 1868 перев. в Томск. 15. Алексий Новосолов , епископ, 21 авг. 1868 перев. из Томска, а 23 июня 1871 перев. в Москву, в члены синодальной конторы. 16. Феодосий Макаревский 23 июня 1871 перев. из викариев Воронежской епархии (еписк. Острогожского). Херсонская епархия учреждена 9 мая 1837, вместо Екатеринославской, а та сделана третьеклассною. Архиепископы Херсонские и Таврические Пребывание в Одессе. 1. Гавриил Розанов 9 мая 1837 перев. из Екатеринославля, а 1 мар. 1848 – в Тверь. 2. Иннокентий Борисов 1 мар. 1848 перев. из Харькова; † 26 мая 1857. 3. Димитрий Муретов , епископ, 11 июня 1857 перев. из Тулы; 16 нояб. 1859 велено именоваться «архиепископ Херсонский и Одесский»; 2 окт. 1874 перев. в Ярославль. 4. Леонтий Лебединский , архиепископ, 2 окт. 1874 перев. из Каменец-Подольска. [Викарию Одесскому 16 нояб. 1859 велено именоваться «епископ Миргородский».] Указом 16 нояб. 1859 учреждена епархия 2-го класса «Таврическая и Симферопольская». 1. Елпидифор Бенедиктов , архиепископ, 7 янв. 1860 перев. из Вятки; 25 мая уволен, по прошению, † 31 чис. 2. Алексий Ржаницын , епископ, 29 авг. 1860 перев. из Тулы, а 28 нояб. 1867 – в Рязань архиепископом. 3. Гурий Карпов , епископ, 28 нояб. 1867, из викариев Казанской епархии. Викарии Екатеринославские – «Епископы Феодосийские и Мариупольские» 1. Дорофей Возмуйлов , Грек, хирот. 2 мая 1787 из архим. Нежинского монастыря; † 10 сент. 1790. 2. Моисей Гумилевский хирот. 5 июня 1791 из архим. Екатеринославского Спасо-Николаевского монастыря, а 5 окт. 1792 убит в Крыму. 3. Иов Потемкин хирот. 27 февр. 1793 из архим. Успенского Городищенского монастыря (в Молдо-Влахии), а 13 мая 1796 перев. в Минск. 4. Гервасий Линцевский хирот. 29 мая 1796 из архим. Юрьева монастыря; † 7 янв. 1798. 5. Христофор Сулима хирот. 18 апр. 1798 из архим. Черниговского Елецкого монастыря, а 16 окт. 1799 перев. на епархию Слободско-Украинскую, и викарии отменены. Викарии Херсонской Епархии – (Епископы Одесские)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

15 марта 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам высылки в Северный край. Ссылку он был отправлен отбывать в город Каргополь и здесь познакомился с протоиереем Александром Зверевым. После окончания ссылки отец Александр пригласил его жить в Волоколамский район, где он служил вместе с другим священником Павлом Андреевым в церкви Рождества Богородицы в селе Возмище. Свободной священнической вакансии в то время в благочинии не было, и отец Димитрий, поселившись в селе Возмище в ожидании вакантного священнического места, стал работать упаковщиком в волоколамской артели «Швейник» и по мере возможности служил в храме Рождества Богородицы, сослужа протоиереям Павлу и Александру. 8 октября 1937 года власти арестовали его и заключили в Волоколамскую тюрьму. Священника обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом, с точки зрения властей, кулак, и власти сочли предложение священника контрреволюционным. 10 октября следователь допросил священника. – Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную антисоветскую деятельность, – заявил он. – Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, – ответил священник. – Вам зачитывается показание свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной антисоветской деятельности: «Я присутствовал при изготовлении венка от артели швейников бывшему кулаку Алексею Ксенофонтовичу Куварову. Розанов среди присутствующих членов артели вел контрреволюционную агитацию, говоря: “Теперь по новой конституции все люди равны, и надо написать: дорогому товарищу от швейников”». – Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел. Что же касается зачитанного мне факта... Действительно, при обращении ко мне я предложил текст для ленты: «Алексею Ксенофонтовичу Куварову от признательных товарищей». Что же касается контрреволюционных и антисоветских высказываний, я это отрицаю. – Следствие располагает данными, что вы участвовали в сборищах попов и монахинь, на которых составлялся сговор относительно ведения контрреволюционной, антисоветской деятельности среди населения.

http://fond.ru/kalendar/1226/dimitriy/

И хотя встречи начинались с короткой самопрезентации и рассказа о вышедших и готовящихся к публикации текстах, слушатели ждали большего, а потому вопросы выходили за рамки обозначенных тем. Влияет ли пишущее сообщество на то, что происходит в школах, как оценивает недавнее прошлое и современность, в каких красках видит будущее. Спрашивали, конечно, и об актуальном литературном процессе: премиальных институтах, значении критиков, женской прозе. Гости, разумеется, поделились с собравшимися впечатлениями от городов, воспоминаниями и сюжетами, с ними связанными. Так, Юрий Поляков рассказал, что Углич, в котором он бывал не раз, изображен в его романе «Любовь в эпоху перемен» под именем Тихославля. - Действие начинается в разгар перестройки и продолжается в наши дни. Мой главный герой, журналист, едет в провинцию по «тревожному письму». Когда я описывал место, имел в виду Углич и Суздаль. Вообще, я очень люблю русскую глубинку, встреча с ней - всегда большая радость. Значимым назвал визит в Углич и Сергей Шаргунов. - Я здесь впервые, но этот город для меня очень важен. В октябре в журнале «Новый мир» выйдет новая повесть «Правда и ложка», где практически в первых строках говорится об Угличе. Здесь жили мои предки Русановы, близкие к царевичу Димитрию. Они участвовали в «поминальном бунте», который запечатлен в росписи церкви Димитрия на Крови. Только что осмотрел храм и даже ударил в колокол. Потом Русановых разно покарали: часть сослали в Орловскую область. В этом смысле Углич - моя родная земля, и я счастлив быть здесь. А Павел Басинский рассказал, что ему больше всего хотелось увидеть Ярославль. - В сентябре у меня выходит книга об уроженке этих мест Лизе Дьяконовой. Это трагическая история одной из первых феминисток - купеческой дочки, ставшей слушательницей Бестужевских курсов, а затем студенткой Сорбонны. Талантливая писательница (ее «Дневник русской женщины» высоко оценил Василий Розанов) погибла при невыясненных обстоятельствах в 1902 году в австрийском Тироле - просто ушла на прогулку в горы и не вернулась. Спустя месяц ее тело нашел пастух. В дорожном сундучке бедной Лизы лежала рукопись ее первого и единственного романа, заканчивающегося самоубийством героини. Этот сюжет о потрясающем, загадочном русском характере, на самом деле очень литературном.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/12/...

Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Насельницы и духовенство мон-ря. Фотография. Нач. XX в. (архив Зосимовой пуст.) Среди первых 17 сестер, приехавших из Сибири, были племянницы старца Зосимы - инокини Вера и Маргарита. При утверждении общежития в 1841 г. резолюцией Московского митр. Филарета (Дроздова) начальницей обители стала Вера (Верховская). После утверждения статуса мон-ря З. п. возглавляли: с 1856 г.- игум. Вера (Верховская; 4 дек. 1801 - 20 нояб. 1868), автор Жития прп. Зосимы, состоявшая в переписке со свт. Филаретом, с архиереями Леонидом (Краснопевковым) и Саввой (Тихомировым) (см.: РГБ ОР. Ф. 149. К. 12. Д. 5 и К. 2. Д. 2; Ф. 262. К. 57. Д. 26 и К. 22. Д. 71); с 1869 г.- игум. Афанасия (Качалова; 12 янв. 1818-1881), духовная дочь прп. Антония Оптинского; с 1881 г.- игум. Магдалина (Верховская; 1835 - 27 нояб. 1901); с 1902 г.- игум. София (Быкова; 1846 - не ранее 1931); в 1920-1928 гг.- игум. Афанасия (см. исп. Александра (Лепёшкина) ). Первым священником при утверждении общежития в 1841 г. стал Михей Павлович Богрецев, в 1857 г.- 70-летний свящ. Кирилл Стефанович Успенский. Из причта, служившего в храмах мон-ря в 80-90-х гг. XIX в., известны свящ. Петр Петрович Соловьёв и диак. М. Соколов. С 25 авг. 1906 г. служил сщмч. Михаил Виноградов . В июле 1910 г. упоминается 2-й свящ. Николай Васильевич Скворцов, с 1915 г. служил свящ. сщмч. Димитрий Ильич Розанов. Насельницы пользовались духовными советами свт. Филарета (Дроздова), преподобных Антония (Медведева), Антония (Путилова) . В 1841 г. в обители проживали 34 сестры, в 1877-1883 гг.- до 160 чел., в 1894 гг.- ок. 200, в 1899 г.- 252, в 1904 г.- 275 чел., в 1908 г.- 30 монахинь и 246 остальных насельниц, в 1913 г.- 277, в 1914 г.- 250 насельниц. В 1900 г. из положенных по штату (кроме игумении и казначеи) 39 монахинь и 39 рясофорных послушниц в З. п. проживали 27 монахинь, 36 рясофорных послушниц, в 1914 г.- 38 монахинь и 37 рясофорных послушниц. Особенности устава

http://pravenc.ru/text/200057.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010