В 1949 г. из РПЦЗ в Североамериканскую митрополию перешел архиепископ Димитрий (Маган). Обиженный на Синод архимандрит Мстислав (Волонсевич) позднее писал, что причиной ухода архиепископа Димитрия стало его несогласие с политикой протоиерея Григория Граббе. 631 Однако положение иерарха в юрисдикции Североамериканской митрополии было непрочным. 632 Переезд Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорк совпал со сменой священноначалия Североамериканской митрополии. В июне 1950 г. умер митрополит Феофил (Пашковский). Несмотря на то что этот иерарх вышел из подчинения Архиерейского Синода, отношение к нему не было враждебным. Зная о приближающейся кончине, митрополит в своем письме к архиепископу Виталию попросил у него прощения. По свидетельству архиепископа, митрополит Феофил до конца дней своих переживал разделение между РПЦЗ и Североамериканской митрополией, наступившее после Кливлендского Собора. На смерть митрополита Феофила архиепископ Виталий отозвался некрологом, где отмечал высокие пастырские качества усопшего иерарха и выражал надежду на то, что разделение будет скоро преодолено. 633 Архиепископ Виталий со своей стороны предпринимал попытки к объединению, 634 такие же призывы шли и от Архиерейского Собора РПЦЗ. Проходили и встречи иерархов двух юрисдикций. При этом на местах постоянно вспыхивали конфликты между последователями двух юрисдикций. В адрес Зарубежной Церкви, например, звучали обвинения, что она намеренно открывает свои приходы рядом с приходами Североамериканской митрополии с целью переманить паству. Отношения ухудшали заявления некоторых представителей РПЦЗ о безблагодатности митрополита Феофила. В таких условиях ждать примирения было бесполезно. В декабре 1950 г. на VIII Всеамериканском Соборе новым главой Североамериканской митрополии был избран архиепископ Леонтий (Туркевич) – давний сторонник американской автокефалии. За несколько дней до открытия Собора митрополит Анастасий предложил архиепископу Леонтию совместно обсудить вопрос единства с Русской Зарубежной Церковью. Митрополит Анастасий не стал высказывать предложений относительно административного устройства, указав, что не хочет «господствования» одних над другими, а хочет совместной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В список не внесен ввиду неясности его канонических полномочий. 1948 По прот. А. Горскому (Горский A. В., прот. Историческое описание Троице-Сергиевой Лавры. M., 1890. С. 124), первая дата иная: 12.1758. Вторая дата – дата кончины. 1950 Митрополит с даты назначения. Вторая дата – дата кончины. Первый из Киевских владык стал именоваться также и «священно-архимандритом Киево-Печерской Лавры». 1959 Митрополит с даты назначения. По свящ. С. Петровскому (Ук. соч.), первая дата иная: 06.02.1882. Вторая дата – дата кончины. 1964 Епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. Назначен указом Св. Патриарха Тихона (первая дата) после убийства митр. сщмч. Владимира до избрания его преемника (вторая дата). 1965 Митрополит с 28.11.1917. С 1919 г. находился на юге России, в эмиграции – с 1920 г. В апреле 1922 года в г. Сремские Карловцы (Югославия) возглавил оппозицию Патриарху Св. Тихону, оформившуюся в РПЦЗ. 1967 Митрополит с даты назначения. Завещательным распоряжением Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 23.11(06.12)1925 указан (2-м) в числе Заместителей Патриаршего Местоблюстителя на случай внезапного прекращения своей деятельности последним. (От принятия и выполнения данного послушания отказался, ссылаясь на плохое состояние здоровья.) Вторая дата – дата кончины. 1968 Епископ Богуславский, затем епископ Таращанский, викарий Киевской епархии; в/у периодически и кратковременно. 1974 Митрополит. Вторая дата – дата последнего ареста. Скончался 28.10(10.11) 1937 во время допроса в Лукьяновской тюрьме г. Киева. 1976 Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины (и Белоруссии). Покинул Киев с приближением немецко-фашистских войск, с трудом добрался до Москвы осенью 1941 г. Далее – номинально. Именовался бывшим Экзархом Украины и Белоруссии с нач. 1942 г. 1977 Епископ Львовский, архиерей Украинской временной церковной автономии, признававшей юрисдикцию Московской Патриархии. В уважение прав митрополита Николая (Ярушевича) в Киев был определен только временно управляющий иноепархиальный архиерей, каковым и был епископ Пантелеимон (Рудык).Состав епископата Украинского Экзархата (Украинской временной автономии) времен оккупации, в 1941–1944 г., следующий: Алексий Громадский КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)06.1940 12(25)11.1941 ЖИТОМИРСКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 в/у КРЕМЕНЕЦКАЯ 12(25)11.1941 25.04(08.05)1943 Антоний Марценко КАМЕНЬ-КАШИРСКАЯ 15(28)10.1940 09(22)08.1941 ОДЕССКАЯ 09(22)08.1941 03.1944 Вениамин Новицкий ПИНСКАЯ 02(15)06.1941 08.1942 ПОЛТАВСКАЯ 08.1942 09.1943 в/у ХАРЬКОВСКАЯ 08.1942 09.1943 Дамаскин Малюта ЖИТОМИРСКАЯ 06(19)08.1940 ЧЕРНОВИЦКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ Димитрий Маган РОВЕНСКАЯ 29.05(11.06)1942 07.1942 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 07.1942 01.1943 ДОНЕЦКАЯ 01.1943 08(21)09.1943 Евлогий Марковский ВИННИЦКАЯ 10(23)07.1942 09.1943 Иоанн Лавриненко КОВЕЛЬСКАЯ 26.11(09.12)1941 (перешел в Белорусскую автономию 03.1944) БРЕСТСКАЯ Иов Кресович ЛУЦКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во все время оккупации Киевская и Почаевская лавры и все другие монастыри, кроме Дерманского, оставались в юрисдикции Автономной Церкви. По всей Украине открывались приходы и соответственно количество приходов Автономной и Автокефальной Церквей распределялось таким образом: в Киевской епархии в конце 1942 г.– 410 и 298. Для сравнения можно привести и такие данные: в 1913 г. в епархии было 1710 приходов, в канун Великой Отечественной войны – 2. Число священников до революции составляло 1435; в 1941 г. оставалось только 3 служащих священника, в конце 1942 г. в юрисдикции Автономной Церкви в Киевской епархии состояло 434 священника, у автокефалистов – 455; но уже в начале 1943 г. Автономная Церковь имела более 600 священников, автокефалисты практически не смогли увеличить число своих священнослужителей. В Полтавской епархии до революции было около 1200 приходов, в начале 1943 г. Автономная Церковь имела здесь 140, Автокефальная около 100 приходов. В Житомирской епархии летом 1943 г. было 300 приходов Автономной Церкви и около 100 автокефальных. В Днепропетровске, где до революции было 27 церквей, а к началу Великой Отечественной войны не оставалось ни одного действующего храма, в 1942 г. Автономная Церковь восстановила 10, а по всей епархии – 318 приходов. Архиепископ Днепропетровский Димитрий (Маган), который до войны хорошо знал церковную жизнь Западной Украины, поражен был религиозным энтузиазмом православных жителей своего кафедрального города. Он рассказывал, что на Богоявление 1943 г. у кафедрального храма собралось около 60 000 верующих, чтобы идти крестным ходом на Днепр. «Такую огромную массу людей,– писал он,– я никогда не видел». Немецкая цензура не разрешила в газетной статье о празднике привести верные данные о числе участвовавших в крестном ходе, приказав заменить 60 на 20 тыс. 408 Преподавание религии детям дозволялось лишь в церковных семьях. Правда, в Полтавской епархии, которая находилась вне рейхскомиссариата и под управлением военных властей, закон Божий разрешено было преподавать в 4-классных начальных школах, но здесь не хватало учителей, потому что большинство из них получило образование уже в советское время. Тем не менее некоторым удавалось преподавать закон Божий так, что дети искренне тянулись к храму и к Богу. Особенно замечательным учителем в Полтаве была Мария Гавриловна Коваленко, которая выросла в семье священника. Ее ученики на всю жизнь сохранили искреннюю веру и преданность православной Церкви. В религиозном обучении нуждались и взрослые, но единственным местом, где они могли получить его, были храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

выходившего в Словакии. В 1948 г. в монастыре стала действовать духовная семинария. В 1956 г. она получила аккредитацию как высшее учебное заведение США. Архиереи, покинувшие Отечество, окормляли беженцев в лагерях перемещенных лиц. Но количество лагерей постепенно сокращалось, русские находили себе работу и жилье, вновь, как и в 1920-е гг., рассеиваясь по всему миру. Это стало причиной открытия новых епархий Русской Зарубежной Церкви. 10 марта 1946 г. был рукоположен во епископа Брюссельского и Западноевропейского архимандрит Нафанаил (Львов) . 20 марта он был включен в состав Архиерейского Синода. 565 В 1946 г. в Русскую Зарубежную Церковь вернулся настоятель храма в Каннах престарелый архиепископ Григорий (Остроумов), формально находившийся в подчинении Московского Патриархата около полугода. 566 В течение 19461947 гг. в Русскую Зарубежную Церковь вернулась и значительная часть западноевропейских приходов, уходивших в московскую юрисдикцию. Некоторые приходы возвращались единогласным решением настоятеля и прихода, как приход в Каннах, некоторые после долгих споров и конфликтов, как приход в Лионе, некоторые – простым решением настоятеля. Возвращавшиеся принимались по особому краткому чину, восходившему к практике Русской Церкви времен Патриарха Тихона. После исповеди настоятель совершал три земных поклона перед Царскими вратами, затем еще один поклон народу. Епископ Нафанаил считал, что внешняя сторона этого чина была важна для того, чтобы подчеркнуть значение этого акта и духовную зрелость возвращающихся. 567 В том же 1946 г. на Венскую кафедру был назначен епископ Димитрий (Маган). 13 июля он был освобожден по прошению, а 13 августа на кафедру был назначен епископ Стефан (Севбо). 568 В мае 1946 г. Архиерейский Собор создал в Германии несколько викариатств, подчиненных митрополиту Серафиму (Ляде). Викарные архиереи наделялись широкими полномочиями. 569 Так, епископ Филофей (Нарко) 28 июня 1946 г. был назначен в Гросс-Гессенскую область, 570 епископ Афанасий (Мартос) – в Гамбург, епископ Григорий (Боришкевич) – для провинции Оберфранген.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григорий (Боришкевич Георгий Иванович) (18891957) архиепископ. О кончил Волынскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1916 г. рукоположен во диакона и иерея, служил на Волыни. Вошел в подчинение Польской Православной Церкви. В 1920 г. овдовел, в 1922 г. возведен в сан протоиерея. Во время Второй мировой войны находился в юрисдикции Белорусской Церкви. В 1943 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. Рукоположен во епископа Гомельского в дни Венского совещания 1943 г. В 1944 г. выехал в Германию. Управлял лагерными приходами в провинции Оберфранген (19461950). С 1950 г. епископ Монреальский и Восточно-Канадский. С 1951 г. архиепископ. В 19541957 гг. архиепископ Чикагский и Кливлендский, в 1957 г. – Чикагский и Детройтский. Димитрий (Маган Евгений Митрофанович) (18991969) епископ. В 1917 г. окончил Черниговскую духовную семинарию . В 1924 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеромонаха. Находился в юрисдикции Польской Церкви. В 1941 г. рукоположен во епископа Черниговского, в 19421943 гг. епископ Екатеринославский. В 1944 г. выехал в Австрию, был принят в РПЦЗ, в 1946 г. епископ Венский и Австрийский, в 19471949 гг. викарий Германской епархии во французской зоне оккупации. В 1949 г. выехал в США и перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, был епископом Бостонским. С 1964 г. на покое. Иоанн (Злобин Иосиф) (18801959) епископ. Происходил из крестьян. 1902 г. в числе братии Святогорского Успенского, затем Харьковского Покровского монастыря. В 1910 г. назначен в Канаду. В 1911 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. Служил на приходах Канады и США. В 1946 г. по благословению митрополита Анастасия (Грибановского) был рукоположен во епископа Ситкинского и Аляскинского. В 1946 г. занял сторону митрополита Феофила и остался в Северо-Американской митрополии. С 1952 г. на покое. Иоанн (Леончуков Гавриил Яковлевич) (18661947) епископ. О кончил Одесскую духовную семинарию , в 1889 г. рукоположен во иерея. С 1909 г. протоиерей. В 19161918 гг. вольнослушатель Петроградской духовной академии. В 1919 г. был командирован в Лондон, поселился в Париже. В 1923 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита. В 1935 г. рукоположен во епископа Херсонесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евлогия (1еоргиевского), иеромонах (28.2.1937), рукоположение совершил митр. Евлогий в храме Сергиевского подворья в Париже, настоятель Троицкой церкви в Озуар-ля-Ферьер (1.5.19371.10.1938), окончил Св.-Сергиевский богословский институт (1939), 2-й помощник настоятеля церкви Всемилостивого Спаса в Аньере с откомандированием для обслуживания церкви при женской Воскресенской обители и убежище в Розэ-ан-Бри близ Мелэна (15.6.19392.8.1940), поступил в скит Всех русских святых в Мурмелоне (2.8.194026.11.1944), снова обслуживал церковь при старческом доме в Розэ-ан-Бри (26.11.19441947), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (4.3.1948), помощник настоятеля Троицкого собора в СанФранциско (19481949), настоятель Покровской церкви в г. Санта-Роза (19491963), игумен, основатель и настоятель Св.-Евгеньевской Пустыни в Калифорнии (19631983), архимандрит (7.4.1969), настоятель церкви Свв, Жен-мироносиц в г. Сакраменто (19831986), вышел за штат в г. Санта-Роза (19861992). Архив: Послужный список о. Димитрия (Егорова) (19361947). АЕУА. Димитрий ( Маган Евгений Митрофанович ; 25.6.1899, Чернигов – 1.4.1969, Джэксон, Нью-Джерси, США), епископ. Из семьи духовенства. Окончил Черниговскую Духовную семинарию (1917), после революции находился на территории Польши, состоял в клире Польской Православной Церкви, пострижен в монашество (17.6.1924), иеромонах (20.7.1924), настоятель церкви в с. Замхе, затем в г. Доргобыче, член братии Виленского Св.-Духовского монастыря, затем Почаевской лавры и, наконец, Жировицкого монастыря, игумен (1935), архимандрит, настоятель церкви г. Здолбуново Волынской епархии (1930-е гг.1941), в начале 2-й мировой войны состоял клириком Украинской Автономной Церкви МП (1939), находился на оккупированной немцами территории в Украине, назначен епископом Черниговским (25.11.1941), епископ Екатеринославский (1.8.19421.9.1943), одновременно управляющий Донецкой епархией, после поражения немецкой армии эмигрировал в Австрию (1944), был принят в клир РЗЦ (1945), епископ Венский и Австрийский (1946), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (7–10.5.1946), вышел на покой по болезни (13.7.1946), переселился в Германию, настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Шляйсгайме близ Мюнхена (19461947), викарий Германской епархии во французской зоне (10.6.19471949), переехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (10.5.1949), епископ Бостонский на правах викария митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Димитрий (Маган) до назначения в Вену был викарием Германской епархии во французской зоне оккупации, епископ Венедикт (Бобковский) на правах викария возглавлял белорусские приходы в Германии. 571 Непросто складывалась церковная жизнь в Китае. После перехода архиепископа Виктора (Святина) в подчинение Московской Патриархии епископ Шанхайский Иоанн (Максимович) остался единственным архиереем РПЦЗ. 10 мая он был возведен в сан архиепископа, а 28 мая 1946 г. Архиерейский Синод предоставил ему права самостоятельного архиерея. На протяжении четырех послевоенных лет борьба между архиепископами Виктором и Иоанном шла с переменным успехом, что во многом было связано с политической обстановкой в стране. В конце войны в Шанхае в ведении архиепископа Виктора остался только храм-памятник в честь императора Николая II. В целом ситуация для московского представителя была неблагоприятной. Гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши препятствовало деятельности Московской Патриархии и поддерживало архиепископа Иоанна. Такую же поддержку оказывали ему и США. 572 В октябре 1946 г. архиепископ Виктор был арестован, причем одним из обвинений стало якобы имевшее место сотрудничество иерарха с японскими оккупантами. 573 При содействии советского консула архиепископ Виктор был вскоре освобожден, однако его положение по-прежнему было незавидным. В прессе даже появилась информация, что он будет выслан из Китая. 574 Большинство приходов подчинилось Зарубежному Синоду. Положение архиепископа Виктора осложнялось кадровым кризисом: русские священники, признавшие власть Патриарха Алексия, не желали оставаться в Китае и стремились как можно скорее уехать на родину. 575 3 октября 1946 г. китайские власти признали главой православной миссии архиепископа Иоанна. Позднее ему был передан и храм-памятник в честь императора Николая, что имело для РПЦЗ большое моральное значение. 576 Кроме Шанхайской епархии Архиерейский Синод подчинил владыке Иоанну и все остальные приходы в Китайском регионе, пожелавшие остаться в ведении Зарубежного Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Кто же перешел к нам или переходит? Где они?Действительность после Вашего отъезда свидетельствует как раз о противоположных явлениях. Исключение может представить архиеп[ископ] Димитрии (Маган), ибо ему деваться некуда. Положение его в [Североамериканской] Митрополии весьма тяжелое, и о нем ничего не слышно». 840 Неоднократные заявления Священного Синода против «карловацкого раскола» перемежались с попытками привлечь в подчинение Московской Патриархии архиереев и священников Русской Зарубежной Церкви. В истории многолетних взаимоотношений между Церковью в Отечестве и Церковью в эмиграции были случаи, когда клирики меняли юрисдикцию по идейным или личным соображениям. Однако не меньше было эпизодов, начало которых было связано с разного рода скандалами. Так, в конце 1940-х гг. в Германии началось расследование относительно обстоятельств хиротонии архимандрита Досифея (в миру Михаила Иванченко). О себе архимандрит говорил, что был рукоположен в 1917 г. епископом Уфимским Андреем (Ухтомским). Тем не менее беженцы, знавшие отца Досифея в годы войны, утверждали, что во священники он был поставлен на Украине 3 января 1942 г. лишенным сана Феофилом (Булдовским). По имевшимся в РПЦЗ данным, в монашество о. Досифей был пострижен епископом Никанором (Абрамовичем) в неканоничной Украинской автокефальной Церкви в 1943 г. Архимандрита обвиняли и в том, что священный сан он принял, будучи второбрачным. 841 Отрицательный отзыв об архимандрите предоставила Польская Православная Церковь . 842 Недожидаясь окончания расследования, архимандрит Досифей попытался перейти в Североамериканскую митрополию, но получил отказ. В Совете по делам РПЦ имелись сведения об обстоятельствах хиротонии Иванченко. Министерство иностранных дел СССР на зап рос Совета по делам РПЦ подтвердило, что он был рукоположен на Украине во время Второй мировой войны. Министерство госбезопасности в январе 1952 г. заявило, что не имеет данных об архимандрите Досифее, 843 что, конечно, было бы невозможно, если бы Иванченко священствовал с 1917 г. Тем не менее в 1951 г. архимандрит Досифей был принят в клир Североамериканского экзархата Московского Патриархата. 844 Протесты Патриарха Алексия, требовавшего его удаления из клира Московского Патриархата, ни к чему не привели. 845 Архимандрит остался в юрисдикции Москвы, а в 1959 г. был даже рукоположен во епископа Нью-Йоркского. Однако, как отмечали в Совете по делам РПЦ, никаким авторитетом среди эмигрантов он не пользовался. 846

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые иерархи и епархии Русской Зарубежной Церкви Освобождение советскими войсками Белоруссии и Украины привело к переезду на Запад многих представителей духовенства. Беженцы понимали, что служение на оккупированной территории и молитва за германскую власть являются для Советского государства поводом для ареста. Действительно, после изгнания гитлеровцев были арестованы и отправлены в лагеря архиепископы Дамаскин (Малюта) и Симон (Ивановский), епископы Вениамин (Новицкий) и Панкратий (Гладков). 379 Массовыми были и аресты среди священников. Подавляющее большинство бежавших на Запад священнослужителей впоследствии присоединилось к Русской Зарубежной Церкви. В ее состав вошли ушедшие из Белоруссии митрополит Минский и всея Белоруссии Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко), епископ Смоленский и Оршанский Стефан (Севбо), епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), архиепископ Гродненский и Белостокский Венедикт (Бобковский), епископ Гомельский и Мозырский Григорий (Боришкевич), епископ Брянский Павел (Мелентьев). К Зарубежной Церкви присоединились украинские иерархи. Прежде всего, это был архиепископ Пантелеймон (Рудык), фактически возглавивший Украинскую автономную Церковь после убийства украинскими националистами митрополита Алексия (Громадского). В РПЦЗ вошли также архиепископ Екатеринославский Димитрий (Маган), епископ Житомирский и Волынский Леонтий (Филиппович), епископ Винницкий и Подольский Евлогий (Марковский), епископ Ровенский Феодор (Рафальский). Отток населения в Западную Европу начался еще до полного изгнания гитлеровцев с советских территорий. Подобная картина была и в странах Восточной Европы. Если коренные жители, как правило, встречали советских солдат как освободителей, то русские эмигранты старались избежать встречи с советской государственной системой. В Германии сосредоточилось также немалое количество русских, вывезенных из СССР на работу. О росте православного населения в Германии можно судить по тому факту, что число русских приходов, храмов и молитвенных комнат за годы войны увеличилось более чем в пять раз. Если в 1941 г. их было 15, то к 1945 г. только на территории довоенной Германии их число достигло 80. 380

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подольской епархией управлял епископ Дамаскин (Малюта), Житомирской – Леонтий (Филиппович), Винницкой – Евлогий (Марковский), Днепропетровской – епископ Димитрий (Маган). Большинство новохиротонисанных епископов автономной Церкви были пострижениками Успенской Почаевской лавры. Митрополит Алексий установил также связи с церквами, открытыми в оккупированных областях Российской Федерации; на Дону во главе епархии стоял архиепископ Ростовский Николай (Амассийский), его викарием был епископ Таганрогский Иосиф. Автономная экзархия посвятила также во епископа с титулом Белгородского и Грайворонского для управления Курской епархией Панкратия (Гладкова). Но поскольку Курская область находилась в прифронтовой зоне и за пределами рейхскомиссариата, оккупационные власти не разрешили ему выехать в своей кафедральный город. Впоследствии епископ Панкратий был переведен на викарную Нежинскую кафедру. В отличие от Украины на Дону не было никаких церковных разделений. Влияние автокефалистов и автономистов распределялось неравномерно в разных частях Украины. Но решительное большинство православных на Украине осталось в лоне Автономной Церкви. На Волыни, где находились оба церковных центра, у Автономной Церкви был несомненный перевес в районах, расположенных ближе к Почаевской лавре. Опорой автокефалистов были северо-западные районы. На Украине Левобережной, за исключением Харьковской епархии, везде преобладали приверженцы Автономной Церкви. Большую часть приходов Харьковской епархии удерживал в своих руках лжемитрополит Феофил (Булдовский). В своем соперничестве с Автономной Церковью автокефалисты не брезговали интригами и даже доносами оккупационным властям. Так, архиепископ Вениамин (Новицкий), в ту пору епископ Полтавский, рассказывал: «Я был послан митрополитом Алексием (Громадским) в Полтаву, однако с указанием, что если будет возможность, то управлять и соседним Харьковом. Обосновавшись в Полтаве, я там служил первую службу на Преображение Господне в 1942 г., прослужил еще две-три службы, и вот в одно воскресенье, придя домой, застал двух с-дековцев, которые спросили у меня документы. Я им сообщил, что имею только церковные документы – указ митрополита. Они спросили о документах от генерального комиссара Украины. Узнав, что таковых у меня не имеется, тут же предложили собираться с ними. Как оказалось, булдовцы сообщили немцам о том, что я являюсь агентом Москвы. По прибытии в Киев немцы стали наводить обо мне справки, и только личное присутствие и поручительство протоиерея отца Михаила Ивасева, секретаря архиепископа Пантелеимона, освободило меня от ареста, но без права выезда до выяснения. В Киеве я находился до двух месяцев» 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010