В нояб. 1942 г. создавалось ЕУ для г. Юзовки при благочинническом Александро-Невском храме в пос. Авдотьино (ныне в черте Донецка), настоятель которого прот. Евдоким Пальчевский был избран главой ЕУ. 1 дек. 1942 г. было получено разрешение на организацию ЕУ в Бахмуте, но из-за невозможности совершения богослужений в полуразрушенном кафедральном храме Бахмута центр ЕУ разместился в Енакиеве, его возглавил настоятель местного храма прот. Арсений Кнышев. Юж. часть Донбасса была подконтрольна назначенному 15 дек. 1942 г. епископом Мелитопольским и Таврическим Автономной УПЦ Серафиму (Кушнеруку). Не все приходы признали этого архиерея, стремившегося к сближению с УАПЦ. Часть духовенства на юге Донбасса подчинялась еп. Таганрогскому и Приазовскому Иосифу (Чернову) . Приазовская часть совр. Донецкой обл. 20 мая 1943 г. вошла в новообразованную Мариупольскую епархию, которой управлял архиеп. Николай (Амасийский) . По всей видимости, центр оккупированного Донбасса -Юзовка в Мариупольскую епархию не вошел. В дек. 1942 - янв. 1943 г. Луганск и Бахмут посетил еп. Екатеринославско-Запорожский Димитрий (Маган) . Он служил в кафедральном соборе Луганска, в отдельных документах упоминается как «епископ Екатеринославский и Донецкий». Православная Церковь на Луганщине в 1943-1991 гг. 14 февр. 1943 г. был освобожден от оккупантов Луганск, 8 сент.- Юзовка. Не позднее кон. 1943 г. в пределах Сталинской обл. была образована Сталинская епархия. 31 дек. 1943 г. Синод РПЦ принял решение о поручении еп. Ростовскому и Таганрогскому Елевферию (Воронцову) «разрешать дела и по Сталинской области». К тому времени статус кафедральных церквей в Донбассе имели Николаевский храм в Сталине, Николаевский храм в Ворошиловграде, Николаевский собор в Ворошиловске и Троицкий храм в Славянске. В 1943-1944 гг. церковной жизнью на Луганщине руководили настоятели кафедрального собора Ворошиловграда и благочинные Ворошиловградского окр.: свящ. Иоаким Олексюк (до сент. 1944), прот. Евфимий Качан (с сент. 1944). Петропавловский собор в Луганске. 1793-1795 гг. Фотография. 2010 г.

http://pravenc.ru/text/2110759.html

1928–1928: Тихон Тихомиров(?), в, у. Ужгородская см. Мукачевская и Ужгородская Ульяновская 31 .12(13.01).1910–13(26).07.1920: Вениамин Муратовский 1920–1924: 17(30).09.1924–09(22).12.1925: Виссарион Зорнин 1925–1928: 1928–04(17).12.1929: Иоаким Благовидов 16(29).10.1930–16(29).06.1933: Митрофан Гринёв 06(19).10.1932–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. 16(29).06.1933–05(18).10.1933: Стефан Знамировский 1934–1934: Артемон Евстратов, в. у. 30 .09(13.10).1935–22.10(04.11).1935: Аркадий Ершов 22 .10(04.11).1935–28.07(10.08).1935: Владимир Горьковский 1935–1938: 1938–: Стефан Знамировский, паки –1941: 11 .1941–01(14).08.1942: Иоанн Соколов 1942–1943: Варфоломей Городцов 24 .08(06.09).1943–12.1943: Димитрий Градусов 05 .1944–15(28).12.1945: Иларий Ильин 25 .01(07.02).1946–22.07(04.08).1947: Софроний Иванцов Ульяновская (григ.) 09(22).12.1925–1927(?): Виссарион Зорнин Иоанникий Соколовский 1927–1936: Иоасаф Борисов 1934–1937: Феодосий Григорович-Борисов Ульяновская (обн.) 01(14).05.1923–28.01(10.02).1924: Александр Воецкий, в. у. 28 .01(10.02).1924–03(16).06.1924: Иоанн Никольский, в. у. 3(16).06.1924–20.04(03.05).1938: Иоанн Никольский 1938–1942: 25 .12(07.01).1942–23.03(05.04).1943: Андрей Расторгуев Уманская 13(26).11.1910–1921: Димитрий Вербицкий 1921–1921: Платон Петров 1921–1922: Александр Чекановский 1922–1924: Макарий Кармазинов 1924–04.1930: Димитрий Вербицкий, паки 1930–1932: 17(30).10.1932–25.08(07.09).1933: Александр Петровский 27 .03(09.04).1934–23.10(05.11).1934: Филарет Линчевский 1934–1945: 01(14).10.1945–09(22).10.1945: Нестор Сидорук Уманская (обн.) 1924–1927: Иосиф Ясковский, в. у. 1928–1935: Иов Сахновский Уманская (самозв.) Лука Мартынов Уманская (укр.) 1923–: Макарий Крамаренко Димитрий Маган 03 .1942–: Игорь Губа Управляющий русскими приходами в Болгарии (заруб.) 1921 –1946: Серафим Соболев Управляющий русскими приходами в Болгарии: 1946–13(26).02.1950: Серафим Соболев Уразовская 1925–09(22).12.1925: Митрофан Русинов 05 .1925–1926: Мелхиседек Аверченко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К 1922 г. архиеп. Агапит вернулся в Екатеринослав (к 1921 на территории Екатеринославской губ. установилась советская власть), в сент. этого года он направил в епархиальный комитет «Живой церкви» письмо с просьбой о присоединении к обновленчеству . В нояб. того же года архиерей был арестован, скончался в тюрьме ок. 1926 г. В 1922-1938 гг. существовала обновленческая Екатеринославская (Днепропетровская) кафедра с Мариупольским и Луганским (Ворошиловградским) викариатствами. В 1919 г. правосл. Екатеринославской епархией управлял, возможно, еп. Димитрий (Вербицкий) , затем еп. Ермоген (Максимов) , эмигрировавший вместе с армией ген. П. Н. Врангеля. В 1922-1924 гг. епархией управлял архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , поставленный в 1921 г., в 1924 г. высланный из Екатеринослава в Москву и вскоре арестованный. В янв. 1926 г. архиерей присоединился к григорианскому Высшему временному церковному совету , был назначен на Екатеринославскую кафедру, в июне того же года принес покаяние, после чего был уволен на покой и жил в Москве. Особое значение для сохранения канонического Православия на Украине в кон. 20-х гг. имела деятельность Днепропетровского еп. сщмч. Макария (Кармазина) , назначенного на кафедру в 1925 г. В дек. того же года архиерей был выслан из Екатеринослава, в кон. 1927 г. арестован. В 1928-1937 гг. епархией управлял еп. Георгий (Делиев) , в 1932/33 г. присутствовавший в Москве на зимней сессии Свящ. Синода. В эти годы совершались массовые закрытия храмов, в 1930 г. прекратились богослужения в днепропетровском Преображенском соборе, в 1934 г.- в Свято-Троицкой ц. В 1917-1937 гг. существовали вик-ства Екатеринославской (Днепропетровской) епархии: Приазовское и Таганрогское (1911-1919), Александровское и Павлоградское (1917-1933), Бахмутское (Артёмовское) (1921-1924), Криворожское (1923-1924, 1928-1930), Мариупольское (1917-1926). Церковная жизнь возродилась на Днепропетровщине во время оккупации ее нем. войсками. В авг. 1942 г. Днепропетровским епископом канонической Украинской автономной Церкви был назначен Димитрий (Маган) . В 1942 г. в епархии открылись 318 приходов, из них 10 в Днепропетровске, возобновилось богослужение в днепропетровских Преображенском соборе и Троицкой ц., Тихвинском и Свято-Иосифовском мон-рях. В янв.-сент. 1943 г. еп. Димитрий управлял Донецкой епархией, при приближении советских войск уехал на Запад. В мае 1942 г. Днепропетровским и Запорожским епископом Украинской автокефальной православной церкви был поставлен поддержанный оккупационными властями Геннадий (Шиприкевич), сторонник Поликарпа (Сикорского) , возглавлявшего автокефалистов. Геннадий противодействовал еп. Димитрию, в 1943 г. эмигрировал.

http://pravenc.ru/text/178625.html

1938), Тимофей Изотов (8 февр. 1938), Николай Мезенцев (14 февр. 1938), Иоанн Блюмович (13 апр. 1938), преподобномученики Варфоломей Ратных (10 февр. 1938), Владимир (Пищулин ; 10 февр. 1938), Антоний (Корж ; 14 марта 1938), мч. Димитрий Спиридонов (29 нояб. 1938) и др. Одним из последних 12 февр. 1945 г. погиб от голода в исправительно-трудовом лагере мч. Стефан Наливайко . К 1941 г. все правосл. храмы К., кроме Всехсвятского на Новом городском кладбище в Симферополе (принадлежал обновленцам), были закрыты. Прот. Николай Доненко, В. Г. Пидгайко 1941-1944 гг. В условиях нем. оккупации с нояб. 1941 г. фактическое руководство приходами РПЦ в К. осуществлял церковный отдел Симферопольской городской управы во главе с выпускником КДА А. Семёновым. С первых же дней существования этот подотдел повел борьбу с бывш. обновленцами, принуждая их к публичному раскаянию перед прихожанами в грехе раскола. В К. не было правосл. архиерея, с духовенством пытался наладить контакт назначенный в авг. 1942 г. епископ Екатеринославский и Мелитопольский Димитрий (Маган) . Не позднее сент. 1942 г. крымские приходы взял под свое окормление хиротонисанный 21 июля 1942 г. во епископа Херсонского Серафим (Кушнерук) (с дек. 1942 епископ Мелитопольский и Таврический), принадлежавший к Автономной УПЦ. К кон. 1942 г. в Симферополе действовали 5 храмов РПЦ. Существовала обновленческая Крымская епархия, к-рой принадлежал кладбищенский Всехсвятский храм в Симферополе. Его настоятелем в 1941 г. стал бывш. обновленческий «епископ» Викентий Никипорчик, которого ранее обновленческое руководство неоднократно запрещало в служении за аморальность: он оставлял церковную деятельность, с июля 1938 по янв. 1939 г. находился под арестом (ГАРК. Ф. Р-4808. Оп. 1. Д. 2989). После начала войны Никипорчик снова объявил себя епископом, вел переговоры с иерархами УАПЦ, проводил совместные богослужения с автокефалистскими клириками. После того как в Симферополь приехал еп. Серафим, обновленцы К. начали терять паству. В авг. или сент. 1942 г. от Викентия отошла кладбищенская церковь; ее клирики, прот. Николай Швец и свящ. Стефан Шпаковский, были приняты через покаяние в юрисдикцию еп. Серафима. Никипорчик, пользуясь поддержкой нем. чиновников, обустроил новый храм Всех святых в Симферополе, получил в городе храм святых Константина и Елены, попытался организовать приход в Мелитополе. Однако в окт. 1942 г. он был арестован за то, что крестил евреев (его дочь была замужем за евреем), и вскоре казнен. По сходному обвинению в 1942 г. был казнен прот. Николай Швец, однако позже прот. Архангельский в докладе в Московскую Патриархию утверждал, что прот. Н. Швец был казнен за чтение в своем храме воззвания патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) .

http://pravenc.ru/text/2462085.html

1941–1942: Геннадий Шипринкевич 11(24)06.1942–: Димитрий Маган Донская 10(23).01.1915–1922: Митрофан Симашкевич 1922–1924: 1924–09(22).12.1925: Митрофан Симашкевич, паки 1925–1927: Димитрий Добросердов 04 .1928–1928: Амфилохий Скворцов 27 .02(12.03).1929–1930: Антоний Романовский 1930–1932: 29 .07(11.08). 1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский, в. у. 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский, в. у. 03(16)02.1933–1942: Иосиф Чернов, в. у. Донская (григ.) 1925–1930: Митрофан Симашкевич 1930–18(31).07.1935: Иннокентий Бусыгин Донская (обн.) 1922–17.02(01.03).1924: Митрофан Симашкевич 05 .1922–17.02(01.03).1924: Мелхиседек Николев 1923–1924: Андрей Одинцов 1924(?) –1925: Модест Никитин 1925–1927: 1927–1929: Николай Чудновцев 09(22).09.1929–20.06(03.07).1931: Сергий Киреев 1932–07.1934: Иоанн Острогорский Драгобычская и Самборская см. Самборо-Драгобычская Дриссненская (обн.) 04 .1930–1931: Варлаам Покровский Егорьевская 06(19).08.1921–08(21).04.1923: Вассиан Пятницкий 1923–1927: 1927–1927: Иоанн Петропавловский 15(28).09.1927–18(31).10.1929: Павел Гальковский – 1934: 04(17).09.1934–01.1936: Иоанн Соколов 16(29).08.1937–01(14).09.1937: Алексий Сергеев Ейская 1923–1925: Евсевий Рождественский 1925–1926: Кирилл Соколов 1926–1931: 17(30).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский Ейская (обн.) 11(24).07.1922–14(27).07.1922: Николай Федотов Екатеринбургская см. Свердловская Екатеринодарская см. Краснодарская Екатеринославская см. Днепропетровская Елабужская 30 .01(12.02).1922–1925: Георгий Анисимов 19 .02(04.03).1925–09(22).12.1925: Ириней Шульмин 1926–1929: 1929–02(15).07.1930: Ириней Шульмин, паки 1930–1930: Ириней Шульмин, в трет. раз 01(14).12.1930–1933: Палладий Шерстенников 29 .07(11.08). 1933–02(15).03.1934; Александр Раевский Елабужская (григ.) 09(22).12;1925–1926: Ириней Елгавская 27 .09(10.10).1936–13(26).10.1943: Иаков Карп Елецкая 01(14).10.1914–26.05(08.06).1917: Павел Вильковский 26 .05(08.06).1917–1921: Амвросий Смирнов 17(30).04.1921–1922: Даниил Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Вместе с ними эвакуировалась и часть клириков; многие из оставшихся на Украине священников-автокефалистов были арестованы. При отступлении немцев из епископата Автономной Церкви эвакуировалась только часть архиереев, но глава Автономной Церкви архиепископ Дамаскин (Малюта) при эвакуации из Каменец-Подольского был захвачен советскими военными властями, арестован и отправлен в сибирский лагерь, где скончался. За пределами Украины и впоследствии в эмиграции оказались архиепископ Днепропетровский Димитрий (Маган), епископы Житомирский Леонтий (Филиппович), Львовский Пантелеимон (Рудык), управлявший с 1941 по 1943 г. Киевской епархией, а также Ровенский Феодор (Рафальский). В эмиграции архиепископ Димитрий вошел в юрисдикцию Карловацкого Синода; владыка Пантелеимон (Рудык) в 1959 г. в сане архиепископа был принят в общение с Московской Патриархией и скончался в 1968 г. архиепископом Эдмонтонским и Канадским. Архиепископ Николаевский Антоний (Марценко) и епископ Ростовский Николай (Амасийский) бежали в Румынию. Епископ Николай скончался там в 1945 г., а владыка Антоний переехал из Румынии в Карловы-Вары, вошел в юрисдикцию Польской Церкви, потом в 1946 г. был принят в общение Московским Патриархом и получил назначение на Орловскую кафедру. Большинство епископов и почти все духовенство Автономной Церкви при бегстве немцев с Украины остались на Родине. Многие из священнослужителей были арестованы НКВД по подозрению в сотрудничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей. Епископ Вениамин (Новицкий) еще в феврале 1943 г. при приближении Красной Армии к Полтаве хотел остаться в своем кафедральном городе, но был принудительно эвакуирован недели за две до отхода из города немецких войск. Он поселился в Почаевской лавре вместе с епископами Кременецким Иовом (Кресовичем) и находившимся там на покое Никодимом (Гонтаренко). На родине остались архиепископ Черниговский Симон (Ивановский) и его викарий епископ Нежинский Панкратий (Гладков); оба они были известны на Украине как русские патриоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нью-Йоркского Леонтия (Туркевича), от назначения в Пенсильванскую епархию отказался, настоятель церкви в г. Челси (Массачусетс), настоятель церкви в г. Виккесбары (Пенсильвания) (195926.2.1965), вышел на покой (1964), проживал в г. Джэксоне. Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Епископ Димитрий (Маган) (18991969). Н.-Й., 1969. Димитрий (фамилия и имя при крещении не установлены; дата рождения не установлена – 1971, Провемон, Франция), иеромонах. Состоял в юрисдикции РЗЦ, 2-й священник Леснинского женского монастыря сперва в Хопове в Сербии, затем, после переезда обители во Францию, в Фуркьё (с 1951) и наконец, в Провемоне (с 1967), больше сведений о нем не имеется. Диодора ( Дохторова Лидия Николаевна; 1896, Киев – 8.5.1978, Клисуры, Болгария), схи-игуменья. Окончила философский факультет Московского университета, в конце Гражданской войны эмигрировала в Молдавию и поступила послушницей в Леснинскую обитель, тогда временно приютившуюся в Жабском монастыре, прибыла в Югославию с инокинями Леснинской обители по приглашению Синода Сербской Православной Церкви для того, чтобы восстановить женскую монашескую жизнь в Сербии (1924), пострижена в монашество с именем Диодоры в Леснинской обители в Хопово, основательница и настоятельница Благовещенского женского монастыря в г. Цариброд (1930-е гг.), игуменья, приняла советское гражданство (1946), после разрыва отношений между Югославией и СССР была выслана в Албанию вместе с 16 русскими сестрами обители и священником-духовником (1950), устроилась с сестрами в монастырь Св. Власия вблизи Дураццо, по благословению патр. Московского Алексия I переехала в Болгарию (кон. 1950-х гг.) и поселилась вместе с тремя другими инокинями русского происхождения в Клисурской женской обители прп. Параскевы близ Софии, настоятельница обители, приняла великую схиму с именем Марии. Лит.: Парфений, еп. Схиигуменья Мария. ЖМП. 1978. 12; Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Дионисий ( Лукин Михаил Александрович ; 2.5.1911, Севастополь Таврическ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 дек. 1947 г. патриарх Алексий I и Синод РПЦ постановили предать митр. Феофила суду Собора епископов и оставить в силе наложенное на него в янв. 1935 г. и условно снятое в янв. 1947 г. запрещение в служении «за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлендского Собора». Это постановление распространялось на Чикагского архиеп. Леонтия (Туркевича), епископов Аляскинского Иоанна (Злобина), Бруклинского Иоанна (Шаховского) и перешедшего в сент. 1947 г. в юрисдикцию М. о. еп. Никона (де Греве). Монреальский еп. Антоний (Терещенко) к тому времени скончался и не подпал под запрещение. Также не были запрещены в священнослужении еп. Вениамин (Басалыга), с янв. 1947 г. пребывавший в Японии, и сменивший его в дек. того же года на Питтсбургской кафедре еп. Дионисий (Дьяченко ; с 1957 в РПЦ, впосл. архиепископ). С кон. 1947 г. в храмах митрополии прекратилось вознесение за богослужением имени патриарха Алексия I, контакты М. о. с Московским Патриархатом были надолго прерваны. В 1949 г. в юрисдикцию М. о. перешли архиереи РПЦ, оказавшиеся во время второй мировой войны на оккупированной территории и эмигрировавшие на Запад,- еп. бывш. Рижский Иоанн (Гарклавс) и еп. бывш. Донецкий Димитрий (Маган) , занявшие в митрополии Детройтскую и Бостонскую кафедры. К нач. 50-х гг. ХХ в. рус. правосл. приходы на территории Сев. Америки оказались разделены между 3 юрисдикциями: каноническим Экзархатом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке (ок. 50 приходов), Американской митрополией (ок. 500 приходов) и РПЦЗ (первоначально ок. 40 приходов). Разрыв с Московским Патриархатом привел к очередному сближению М. о. с РПЦЗ. После переезда в кон. нояб. 1950 г. первоиерарха Зарубежной Церкви митр. Анастасия (Грибановского) на постоянное жительство в США туда же было перенесено высшее управление РПЦЗ. Созванный из-за кончины митр. Феофила († 27 июня 1950) VIII Всеамериканский Собор 5-8 дек.

http://pravenc.ru/text/2563398.html

558 Поддержку главе РПЦЗ в тот момент оказали Патриарх Сербский Гавриил и митрополит Феофил (Пашковский). Последний в своем послании президенту Швейцарии писал: «Митрополит Анастасии управляет нашей Церковью вне России самым лучшим образом и является человеком высших церковных принципов и доброй жизни, не вмешиваясь в политику. Нынешняя кампания коммунистической прессы против него в высшей степени печальна и нежелательна и должна игнорироваться. Поэтому я почтительнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить ему оставаться в Швейцарии для пользы Русской Церкви и народа в Европе». 559 По словам архиепископа Виталия, письмо сыграло огромную роль, и нападки на митрополита прекратились. 560 Переселение в Швейцарию способствовало налаживанию связей с епархиями РПЦЗ. Было возобновлено общение с Североамериканской митрополией, Китаем, а также с духовной миссией в Иерусалиме. Восстановление и укрепление Русской Зарубежной Церкви в послевоенные годы шло достаточно быстро. Помимо архиереев Украинской автономной Церкви, вошедших в состав Русской Зарубежной Церкви в сентябре 1945 г., Архиерейскому Синоду подчинились и архиереи Белорусской Церкви. Официальное решение о принятии белорусских архиереев Архиерейский Синод РПЦЗ принял 23 февраля 1946 г. 561 Важное объединяющее значение для консолидации Русской Зарубежной Церкви имел Архиерейский Собор, открывшийся в Мюнхене 9 мая 1946 г. В Соборе приняли участие митрополиты Анастасий (Грибановский) , Серафим (Ляде), Пантелеймон (Рожновский), архиепископы Пантелеймон (Рудык), Венедикт (Бобковский), Филофей (Нарко), епископы Стефан (Севбо), Леонтий (Филиппович), Евлогий (Марковский), Феодор (Рафальский), Димитрий (Маган), Афанасий (Мартос), Григорий (Боришкевич), Нафанаил (Львов) , Александр (Ловчий), Серафим (Иванов). В течение нескольких недель после окончания Собора еще 11 иерархов в письменной форме выразили согласие с его решениями. 562 Собор не только утвердил присоединение к РПЦЗ иерархов Белорусской и Украинской автономных Церквей, но и определил свою позицию в отношении «автокефалистов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Его могила за алтарем Явленской ц. почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши. В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова) . В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г., при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) , преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь) ). В 1956-1963 гг., при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) , были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; 1964), впосл. духовник и насельников, и мирян. Его могила за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни - мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери , иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров ; впосл. архиепископ Ярославский) отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С монастырем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ, как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк) , Димитрий (Маган) , Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух) , Пимен (Хмелевский) , Максим (Кроха) , Афанасий (Кудюк) , Софроний (Будько) , Антоний (Черемисов) , Константин (Горянов) , епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль) , Софроний (Ющук) , Иоанн (Хома) , Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич ; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий ( 1994)).

http://pravenc.ru/text/182311.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010