Так говорил великий Антоний своим ученикам в пылу ревности к истинной вере. Вследствие этой самой ревности он ненавидел еретиков, он никогда не хотел иметь общения с ними, ни даже дружелюбно с ними разговаривать, заявляя, что дружба и общение с такими людьми составляет погибель души. Он с позором прогнал со своей горы ариан, которые осмелились туда прийти. Некоторые последователи этой секты распустили слух, что он верует, как они. Преподобный, смирение которого вынесло бы молча всякую другую клевету, был изумлен их бесстыдством. Воспылав святым гневом против этой лжи, где слава Иисуса Христа была задета более, чем его собственная честь, он по приглашению православных епископов прибыл в Александрию и вступил с арианами в публичное прение, убеждая верующих не иметь с ними общения и говоря, что ариане ничем не отличаются от язычников и что они возбуждают против себя всю тварь, потому что принижают до своего уровня Того, Кто их сотворил. Его присутствие в этом самом городе произвело на народ чрезвычайное впечатление. Даже языческие жрецы шли в церковь и просили позволения поговорить с «Божий м человеком» — так его называли. Он совершил несколько чудес, и св. Афанасий утверждает, что в недолгий срок, какой он там оставался, обратилось к вере более неверующих, чем раньше обратилось за целый год. Преподобный Антоний свиделся также со знаменитым слепцом Дидимом, который, потеряв зрение в возрасте четырех лет, стал, однако, глубоким ученым в области разных наук и был тогда весьма уважаем православным духовенством за чистоту своей веры. Антоний в задушевной беседе спросил его, сожалеет ли он о потере зрения. Дидиму было несколько стыдно в этом признаться. Но святой уговорил его признаться. Тогда Дидим ответил, что действительно страдает от сознания слепоты. Преп. Антоний на это заметил: «Удивляюсь, что человек настолько рассудительный, как ты, жалеешь глаз, которые мы имеем наравне с мухами, муравьями, и не радуешься вместо этого тому, что обладаешь светом апостолов и святых. Гораздо лучше, — прибавил Антоний, — иметь зрение духовное, чем телесное: эти духовные очи, не затемненные соблазнами греха, а не эти плотские очи, один нечистый взгляд которых может повергнуть человека в ад»

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

29. P. CCXXXIII). В кон. XIX в. И. Дрезеке приписывал эти книги Аполлинарию Лаодикийскому ( Dr ä seke. 1892. S. 122-138), о к-ром известно, что он также писал против Евномия ( Philostorgius. Hist. eccl. VIII 12). А. Спасский, указав на принципиальные отличия этих книг от первых 3 по задачам, стилю и отдельным мнениям, предположил, что они первоначально носили название «Опровержение Евномия» (Αντιρρητικς κατ Ενομου) и были составлены Дидимом Слепцом. Поводом для дополнения первых 3 книг мог послужить их незаконченный характер, к-рый отмечал еще сам В. В. ( Спасский. 1895. С. 339-373; 1914. С. 519-526). Эта атрибуция ныне разделяется большинством ученых ( Hayes; Sesbo üé//SC. N 299. P. 61-64). Однако предпринимаются попытки приписать эти книги В. В. на основании свидетельств таких древних авторов и знатоков его наследия, как Тимофей II Элур (V в.) и Севир Антиохийский (VI в.) ( Smets, Van Esbroeck//SC. N 160. P. 119-120). Авторство примыкающего к 5-й кн. «Против Евномия» трактата «О духе» (Inc.: Ενθυμεσθω μν πσα ψυχ, De spiritu) спорно, тогда как нек-рые исследователи приписывают его В. В. ( Henry. P. 185-196; Dehnhard). Существует предположение, что этот трактат принадлежит автору 4-й и 5-й книг «Против Евномия» ( Garnier. PG. T. 29. P. LXXIV, LXXV, CCXL-CCXLI; Спасский. 1895. С. 343; 1914. С. 519-525) или кому-то из окружения В. В., может быть прп. Макрине ( Gribomont. 1981. P. 39-40). По содержанию фрагмент представляет собой компиляцию из сочинений Плотина , сделанную христ. автором. В трактате «Против Евномия» В. В. опровергает тезис своего оппонента о том, что нерожденность является сущностью Бога (в изложении В. В., περ στν Θες γεννησα στ, Бог есть нерожденность - Adv. Eunom. I 5), как незаконную субстантивацию признака, поскольку следствие не тождественно своей причине (τ κολουθον τερν στι παρ τν ο στιν πακολοθημα - Ibid. I 6). Логика опровержения арианской системы приводит В. В. к неизбежности обоснования феномена богословствования, в основе к-рого лежит способность человека к формированию рациональных представлений о сущем (πνοια - Ibid.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

Афины, которые были некогда государством – жилищем мудрецов, ныне славятся только приготовителями меда. Прибавь к ним еще пару мудрых Плутархиков, которые привлекают в театр молодых людей не славою своих речей, но сосудами с гиметским медом “. Словом, знаменитые некогда Афины так низко стояли в это время по своим средствам образования, что Синезий, получивший образование в Александрии, не мог, если бы и хотел, найти в Афинах авторитетного для себя ритора или философа. 57 Если же Синезий, будучи еще язычником, не мог, после Александрии найти ничего полезного для себя в Афинах, то мог ли св. Кирилл, „с детства“ сидевший за христианской наукой, пренебречь Александрийской школой, знаменитым слепцом Дидимом, которого послушать собирались жаждущие просвещения со всех стран, и отправиться искать образования в Афины. Даже если бы он пожелал в совершенстве изучить языческую философию, риторику, то и тогда было бы по меньшей мере странным для св. Кирилла оставить, гремевшую на весь просвещенный мир Ипатию и устремиться слушать каких-то двух ничтожных „Плутархиков“. Итак, св. Кириллу не было никакого смысла ехать в Афины ради светского образования. Нельзя согласиться и с тем, что св. Кирилл завершил свое богословское образование в Иерусалиме у епископа Иоанна. Если бы св. Кирилл получил богословское образование в Иерусалиме, то, живя более или менее значительное время в Палестине, он близко ознакомился бы с географией страны, чего мы, однако в значительной части его экзегетических трудов не видим. 58 Редко о какой местности этой страны он говорит уверенно: почти всегда он ссылается на нерешительное „говорят“. Например: „Сигор, говорят, замечает он, расположен на самых границах, Моавитских“ 59 , „Говорят, что пределы Завулоновы и Нефалимовы лежат, при озере Тивериадском“. 60 Так же нерешительно он, говорит о г. Невриме 61 , горах Кармиле 62 и Ливане 63 и о др. местностях Палестины 64 . Ограниченность его сведений в этой области доходит до того, что собственное имя „Газа“ он переводит нарицательным – „сокровища“.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2. 2-3; 20. 3-9; подробнее о содержании см.: Omelie su Geremia. 2001; Ramelli. 2008; F ü rst, Lona. 2018. S. 35-105; также ср.: Сидоров. 2007. С. 261-268). 2. «Гомилии на Книгу пророка Иезекииля» (In Ezechielem homiliae=In Ezech. hom.; CPG, N 1441; PG. 13. Col. 663-763; крит. издания: Origenes Werke. 1925. Bd. 8. S. 319-454; Homélies sur Ézéchiel. 1989. (SC; 352)), сохранились в лат. переводе блж. Иеронима (о рукописной традиции см.: Baehrens. 1916. S. 207-231). В перечне блж. Иеронима говорится о 12 гомилиях, однако это указание ошибочно, т. к. в лат. переводе доступно 14 гомилий. Гомилии охватывают лишь часть Книги пророка Иезекииля (без объяснения оставлены главы 2-12, 18-27, 29-43, 45-52 и ряд др. отрывков; список истолкованных О. перикоп см.: Bardenhewer. 1914. S. 135-136). Неизвестно, перевел ли блж. Иероним все известные в его время гомилии или сделал выборку, как в случае др. пророческих книг. Переводу блж. Иеронима предпослано краткое предисловие, адресованное его другу К-польскому пресв. Викентию; в нем блж. Иероним дает краткую характеристику 3 видов экзегетических сочинений О., а также повторяет хвалебную характеристику, данную О. Дидимом Слепцом, называя О. «вторым после апостола [Павла] учителем Церквей» (см.: Origenes Werke. 1925. Bd. 8. S. 318). В гомилиях О. использует характерное для его экзегезы соотнесение не только пророчеств ВЗ, но и самих пророков с Иисусом Христом. По мысли О., в случае прор. Иезекииля эта типологическая связь является еще более очевидной, поскольку Бог, обращаясь к пророку, постоянно употребляет мессианское имя Сын Человеческий (см.: Orig. In Ezech. hom. 1. 4). Обсуждая события вавилонского пленения, О. подчеркивает важность роли, к-рую немногие праведники выполняют в среде наказываемых Богом грешников, напоминая им как об их вине, так и о готовности Бога даровать спасение и исцеление (Ibid. 1. 1). Содержание Книги пророка Иезекииля дает О. мн. поводы для нравоучительных рассуждений; наиболее яркие из них посвящены указанию на постоянное противостояние между истиной и ложью, проистекающей от Св. Духа истинной проповедью и возникающими «от собственного духа» лжеучениями и лжепророчествами (см.: Ibid. 2. 2-5), церковным единством в вере и множеством противоречивых еретических мнений (см.: Ibid. 9. 1-2; подробнее см.: Сидоров. 2007. С. 322-326).

http://pravenc.ru/text/2581523.html

Оставшись вдовою в юном возрасте, с одним малолетним сыном, после потери двух старших, она перенесла удары сии с чрезвычайною твердостию и, припавши мысленно к ногам Христовым, так молилась, с видом более веселым, нежели печальным: «Господи, поскольку ты захотел снять с меня бремя забот житейских, отныне я буду свободнее служить Тебе». Немедленно решилась она посетить святые места, чтобы там посвятить Богу остаток жизни, вопреки всех препятствий со стороны своих родственников, и, поручив сына Публиколу опекунам, в зимнее время тайно отплыла в Александрию. Ей сопутствовал один только пресвитер аквилейский Руфин , описавший жития виденных им святых. Неизвестно, застала ли еще Мелания в живых великого Афанасия, но она имела утешение беседовать там с другими подвижниками: слепцом Дидимом, Исидором Странноприимным, который знал ее некогда посреди величия римского и советовал навестить отшельников пустыни Нитрийской. Пришествие её в Египет было спасительно для иноков и епископов, гонимых арианами; она защитила их именем своим и твердостию пред областным правителем, когда и против нее самой восстала буря арианская. Пренебрегая угрозами людей, она думала только о любви христианской и в течение трех дней питала до 5000 отшельников, укрывшихся от гонений; милостыни её были неистощимы; она даже последовала в Палестину за толпою исповедников, туда изгнанных, снабжая их всем нужным и услуживая им сама, как простая рабыня. Правитель Палестины хотел устрашить ее, чтобы воспользоваться её богатством, и велел посадить в темницу, не зная её высокого рода. Она же, с таким смирением перенесшая народные оскорбления в Египте, ради Христа, поступила здесь, подобно апостолу Павлу, который защитил себя гражданством римским. Мелания послала сказать правителю: «Я дочь такого патриция и была супругою такого-то, которые оба высоко стояли в сем мире; теперь же я смиренная раба Христова. Не думай пренебрегать мною, ради моего мнимого убожества, ибо от меня зависит изменить сии одежды в самые великолепные; не надейся также изумить меня твоими угрозами, ни овладеть моим имуществом, потому что я имею довольно силы удержать тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Александрийские экзегеты, начиная с Климента, напротив, акцентировали внимание на 2 этапах творения человека: если в Быт 1. 26, считали они, речь идет о творении человека как некоей духовной субстанции, то в Быт 2. 7 - о сотворении телесного человека, в к-рого Бог вложил прежде сотворенную духовную сущность, так что стал «человек душой живой» (2. 7). Для экзегетов данного направления казалось неприемлемым прилагать слова «образ и подобие Божие» к плоти человека: «... они... выражают не телесное сходство - да и невозможно, чтобы существо смертное походило на бессмертное,- но подобие по разуму» ( Clem. Alex. Strom. 2. 19). Климент Александрийский в отличие от Иринея разграничивает понятия в этой фразе: если образ свойствен человеку от природы, то подобия он должен достичь, чтобы тем самым полностью реализовать в себе и образ (Paed. 1. 3; Strom. 2. 22). Это направление в толковании было продолжено Оригеном и Дидимом Слепцом, крайнее выражение александрийская традиция нашла в творениях Филастрия Бриксиенского (IV в.), к-рый отвергал мнение о сотворении плоти по образу и подобию Божию. При этом он считал повествование 1-й и 2-й глав кн. Б. цепью последовательных событий. Духовный человек, считал он, был создан в 6-й день творения, в то время как плотский - уже в 7-й, т. к. повествование о его творении (2. 7) содержится после упоминания о покое Бога в 7-й день (2. 2) ( Fil. Brix. De haer. 97). По мнению прп. Ефрема Сирина, «в господстве, какое принял человек над землею и над всем, что на ней, состоит образ Бога, обладающего горними и дольними» (In Gen. I-III). Он не разделял 2 повествования о сотворении человека, считая второе продолжением первого. Типологически подходя к истолкованию творения Евы из ребра Адама, св. Иларий Пиктавийский видит в этом событии прообраз воскресения плоти (Hilar. Pict. De myster. 1, 5). Изгнание из рая Адама и Евы. Клеймо иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ). XVI в. Фрагмент Изгнание из рая Адама и Евы. Клеймо иконы «Св. Троица в Бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска (СИХМ). XVI в. Фрагмент

http://pravenc.ru/text/153739.html

Ввести К. в философский кружок Ипатии, где собиралась интеллектуальная элита Александрии, мог Синесий Киренский († 413), с 410 г. епископ Птолемаидский, близкий друг архиеп. Феофила и ученик Ипатии. Она могла заинтересовать К. сочинениями Плотина и Порфирия ( Boulnois. 1994. P. 187-188). К. был хорошо знаком с аристотелевской логикой, основой гуманитарного образования того времени («Категории» и «Топика» Аристотеля, «Введение к Категориям» Порфирия), и уверенно пользовался ею в богословских трактатах ( Siddals. 1987; Boulnois. 1994. P. 181-185, 189-209). Стиль и язык его сочинений указывают на превосходное владение риторикой ( Russell. 2000. P. 5). С. Уэссел утверждает, что победами на догматическом и церковно-политическом поприще К. был обязан мастерскому использованию тропов и фигур второй софистики ( Wessel. 2004. P. 302). Основой формирования личности К. были Свящ. Писание и Свящ. Предание. Большой авторитет и значение для него имели творения свт. Афанасия Великого. К. хорошо знал сочинения Оригена , Евсевия Кесарийского, представителей Александрийской школы (см. ст. Богословские школы древней Церкви ) в целом, а также труды каппадокийцев. Слова К., сказанные на Эфесском Соборе: «...мы с детства изучали Священное Писание и воспитаны под руководством православных и святых отцов» (ACO. T. 1. Vol. 1(3). P. 22; ДВС. Т. 1. С. 312), свидетельствуют, что христ. учение он воспринимал не только из книг, но и от живых наставников, в частности от архиеп. Феофила, к-рый «должен был иметь очень сильное влияние на нравственное и умственное развитие племянника» ( Durand. 1964. P. 9). Вероятно, в молодости К. посещал Александрийское огласительное уч-ще, где мог лично общаться с Дидимом Слепцом († ок. 398), сочинения которого использовал в трактатах. Этим «руководством православных и святых отцов» могло быть и участие в богослужениях и посещение собраний, где церковные наставники толковали Свящ. Писание и таинства веры ( É vieux. 1991. P. 13). Не исключено, что К. владел лат. языком - он был непосредственно знаком с толкованиями на Свящ.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († ок. 376), прп. (пам. 3 марта (со св. Пиамой ); копт. 15 апр.; зап. 2 окт., сир. 1 февр.). Об этой святой отшельнице из Александрии Египетской сообщает Палладий Еленопольский , передавая историю, рассказанную Дидимом Слепцом († 398). Некий человек воспылал страстью к А. А.; не желая быть для него причиной печали и соблазна, святая покинула город, заточила себя в могильном склепе и в течение 10 лет не показывалась никому, проводя дни в труде, молитвах и размышлениях о вере святых отцов и Патриархов. На 10-й год она скончалась, сама приготовив себя к погребению. Память А. А. имеется лишь в копт. источниках. Ист.: Палладий. Лавсаик. С. 17-18; Palladius. Hist. Laus. Cap. V; Аверинцев. Антология. С. 190. Лит.: Vailhé S. Alexandra (2)//DHGE. T. 2. Col. 171; Филарет. Жития святых подвижниц. С. 20-22. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/64432.html

5. Филипп. 6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем. 7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец. 8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь. 9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева. 10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель. 11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея. 12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа. Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых. Кроме этих двенадцати главных апостолов, Иисус Христос позже избрал еще семьдесят апостолов: Марка, Луку, Клеопу и других. Он их также посылал на проповедь. Когда семьдесят апостолов возвратились с проповеди, то с радостью говорили Иисусу Христу: " Господи! и бесы повинуются нам от имени Твоего " . Он же сказал им: " не тому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " , то есть радуйтесь не чудесам, которые даны вам для проповеди, а радуйтесь тому, что вы получите блаженство и вечную жизнь с Богом, в Царстве Небесном. Кроме учеников, постоянно сопутствовали Иисусу Христу некоторые женщины, Им исцеленные, которые служили Ему своим имением, таковы: Мария Магдалина (из города Магдала), из которой Иисус изгнал семь бесов, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, Сусанна и многие другие. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Евангелие от Матфея 10, 2-14; от Марка гл. 3, 13-19; от Луки гл. 6, 12-16; 8, 1-3. Нагорная проповедь После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

   После этого иудеи еще больше восстали на Него и сильнее искали случая убить Его за то, что Он не только нарушил субботу, но и Отцом Своим называет Бога, делая Себя равным Богу.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна (Ин.5:1-16). Исцеление сухорукого    Однажды в субботний день Иисус Христос вошел в синагогу (в дом собрания и молитвы). Там был человек с иссохшею правою рукою. Фарисеи же, желая найти обвинение против Спасителя, следили, не исцелит ли Он больного в субботу.    Спаситель, зная помышления их, сказал сухорукому: «встань и выйди на середину».    Потом, обращаясь к фарисеям, сказал: «спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро или зло? спасти жизнь или погубить», то есть оставить на погибель.    Они молчали.    Иисус посмотрев на всех их, сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».    После этого Спаситель обратился к сухорукому и сказал: «протяни руку твою».    Сухорукий протянул больную руку, и она стала здоровою, как другая.    Фарисеи пришли в бешенство и, вышедши из синагоги, совещались между собою, как бы погубить Иисуса.    Иисус же с учениками пошел оттуда дальше. За Ним следовало великое множество народа, и Он, проповедуя, исцелял всех больных.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Матфея (Мф.12:9-14); от Марка (Мк.3:1-6); от Луки (Лк.6:6-11). Избрание апостолов    Постепенно число учеников у Иисуса Христа увеличивалось. Однажды, будучи в Галилее, Иисус Христос взошел на одну гору помолиться и провел в молитве всю ночь. Когда же настал день, Он призвал учеников Своих, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками, так как Он посылал их для проповеди Своего учения.    Имена двенадцати апостолов следующие: 1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.3. Иаков Зеведеев.4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом. Этих двух братьев, Иакова и Иоанна, за их пламенную ревность, Спаситель назвал Воанергес, что значит сыны грома.5. Филипп.6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.12. Иуда Искариотский (из города Кариота), который потом предал Иисуса Христа.   Апостолам Господь дал силу исцелять больных, изгонять бесов и воскрешать мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010