— Делать мне операцию или само рассосётся? — А вот прививки ставить ли или ну их? — А гормоны-то, гормоны? И тут ещё говорят, что ВИЧ — это выдумка. Может, не лечиться всё-таки? — А что вы думаете о гомеопатии, иридодиагностике, кинезиологии и прочей стукотологии? И батюшка без медицинского образования смело даёт ответы как доктор Хаус или святой прозорливец А батюшке иной раз и названия такие неведомы. Нет в духовных школах медицинских дисциплин. Никто в семинарии не готовил будущего пастыря к врачевству или прорицательству. Однако бывает так, что, считая себя знатоком всего на свете, священник, не имеющий медицинского образования, смело даёт ответы. Не то доктор Хаус, не то святой прозорливец, дошедший до врат Небесного Царствия. Лично я не боюсь признаваться прихожанам в том, что не имею достаточных знаний в медицине, рекомендуя найти хорошего специалиста для консультации, диагностики и лечения. Но что, если я действительно знаю нечто? — Батюшка, так что там с прививками-то? — Вы знаете, один именитый иммунолог нашего города считает, что польза вакцинации эфемерна, а вред явный. А другой, не менее известный, придерживается диаметрально противоположной точки зрения, — отвечаю я. — Ну, а вы сами-то прививаетесь? — Я — нет, поскольку аргументацию первого специалиста нахожу более убедительной. И никаких игр в нострадамусов и пифийских оракулов. Надеяться ли на всемогущество медицины и конкретного врача? Нет, ибо никто из людей не застрахован от ошибки. Надеяться ли на Бога, отвергая помощь врачей? Но Священное Писание говорит: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 12). Противникам изучения Ветхого Завета, особенно неканонических его книг, хочу напомнить, что преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Афанасий Александрийский вслед за 85-м апостольским правилом рекомендуют эту книгу для юношей и оглашаемых к Святому Крещению. Справедливым может быть следующий вопрос: если так написано в Библии, то почему столько случаев, когда и врач хорош, и лекарства новейшие, а больному всё хуже? В иное время и в их (врачей — авт.) руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сир. 38, 13–14), — заканчивает свою мысль Иисус, сын Сираха.

http://pravoslavie.ru/102190.html

Дивишься, может быть, почему, предположив говорить о вочеловечении Слова, рассуждаем теперь о начале людей. Но и это не чуждо цели нашего рассуждения. Говоря о пришествии к нам Спасителя, необходимо нам сказать и о начале людей. Из этого узнаешь, что наша вина послужила поводом к Его пришествию, и нашим преступлением вызвано человеколюбие Слова, чтобы Господь пришел к нам и явился среди людей. Свт. Афанасий Александрийский.  О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти, 1:4 Библейское повествование о творении мира и человека Священное Писание начинается с истории о происхождении мира и человека – об этом говорят первые две главы книги Бытия, написанной св. пророком Моисеем. « В начале сотворил Бог небо и землю » (Быт.1:1). В этих немногих словах выражена та истина, что все в мире, существующее как на небе, так и на земле, имеет свое начало. Словом «в начале» указывается, что мир не вечен, он призван Богом из небытия к бытию, причем вместе с миром сотворено и время; до появления тварного мира времени не было. Бог творит мир не из какого-то уже существующего материала, а в прямом смысле из ничего . И хотя об этом прямо говорится только в неканонической 2ой Маккавейской книге (7.28), в первой главе книги Бытия это также подразумевается, что отмечают святые отцы, толкующие это место Писания. На это указывает, например, глагол бара («сотворил») в Быт.1:1, который в Библии употребляется лишь для обозначения творения чего-то абсолютно нового. Бог является единственной причиной происхождения вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Мир не мог произойти ни от «случая», ни от «самозарождения». Он произошел от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Бог творит посредством Своего всемогущего Слова (« И сказал Бог… », Быт.1:3, 6, 7 и далее). Как пишет апостол Павел, “ Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ” (Евр.11:3). А в Евангелии от Иоанна говорится, что « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть » (Ин.1:1,3), где под творческим Словом Божиим понимается Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий. А так как во втором стихе первой главы книги Бытия говорится и об участии в творении Духа Святого, то можно видеть, что с самых первых строк Библии говорится о Боге как о Пресвятой Троице .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Для людей, не интересующихся учением веры, совершенно чуждо живое представление о действиях Святого Духа в человеческом сердце. Иначе представляется дело по св. Евангелию, в особенности по Евангелию от Иоанна. Впрочем, и по другим Евангелиям вы можете убедиться, что откровение Святого Духа в сердце и уме верующих так близко сродняется с их душой, что нелегко бывает отличить плодов естественного разумения души от голоса Св. Духа. Вот вам слова Самого Господа Иисуса Христа. – «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Мф.10:20 ; Мк.13:11 , ср; Лк.12:12, 21:15 ). – О том, как жизнь Святого Духа тесно сливается в сердце проповедника с его собственной душой, свидетельствует Ап. Павел, давая предписания о браке, о разводах и о девстве. Он, то говорит: «повелеваю не я, а Господь», то: – «говорю я, а не Господь»; однако, свои повеления и свои личные советы он заключает словами: «а думаю, и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:10 ). – Веруя в таковую близость к душе христианской Духа Божия, мы начинаем молитвы наши, и даже всякое серьезное дело наше призываением Святого Духа: «прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны». Доступность Божественного Духа к нашим душам так сильна, что во многих изречениях и Нового, и Ветхого Завета, и Отцов Церкви, когда упоминается слово «Дух», «в духе», «исполнились Св. Духа» , – то трудно бывает дознать, разумеется ли здесь Ипостась Св. Духа или просто благодатное одушевление человека. – «Агав, встав предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод». ( Деян.11:28 ). Настолько трудно различать схождение Ипостаси Святого Духа в сердце избранников от их естественного просвещения истиной, что, например, в Ветхом Завете многие исследователи вовсе не находят указания на Третье Лицо Святой Троицы (хотя там весьма часто встречается слово: «Святый Дух»), особенно протестанты, отвергающие, так называемые, неканонические книги Библии и потому не признающие самого ясного в ней изречения Соломона о Пресвятой Троице: – «Волю же Твою кто позна; аще бы не Ты дал еси премудрость и послал еси Духа Святаго Твоего от высоты» ( Прем.9:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Для Самуила «грехом» является то, что он перестанет молиться за людей. А в следующих двух местах Сам Бог говорит о силе молитв Своих угодников: «раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас» ( Иов.42:8 ), и: «ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив» ( Быт.20:7 ). А вот подобные слова уже из Нового Завета: «Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» ( Деян.8:24 ). Когда апостол Петр находился в темнице, его вывел из нее Ангел Божий. Интересно? как об этом говорит книга Деяний: «Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» ( Деян.12:5 ). И Ангел Божий был послан для спасения Петра именно по молитвам за него всей Церкви! Поэтому вполне естественно, когда мы просим друг друга помолиться о себе, подаем записки, чтобы имена наших родных и близких были помянуты в Церкви, всем собранием верующих людей. Иногда «Свидетели Иеговы» говорят, что праведник может молиться и ходатайствовать за других, но только будучи живым. После смерти он уже ничем не может помочь. Но в Ветхом Завете мы видим, как от прикосновения к костям («мощам» – слав.) Воскрес умерший человек: «... когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 2Цар.13:21 ). Из всех таких свидетельств Писания можно заключить, что молитва и обращение к святым, а также их молитва о нас не просто допустима, но и необходима. Как мы увидели, Священное Писание учит тому достаточно ясно. Глава 16. Молитва об умерших Первое упоминание о ходатайстве перед Богом за умерших мы можем найти во второй Маккавейской книге (неканонической): «принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак.12:45 ). Поскольку эта книга не каноническая, то нужно увидеть пример того, что остальная Библия все же учит о молитве за умерших людей. «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ) – говорится в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Для того, чтобы понять прославление, надо исходить из понимания славы. Последнее же может быть двояко: во-первых, человеческое движение ума и сердца, молитвенное возношение к величию Божию, которое, даже будучи облагодатствованным, по существу остается субъективно-психологическим отношением твари к своему Творцу, и, во-вторых, онтологическое, божественное самооткровение, для которого Слава Божия есть само Божество, синоним Премудрости, Софии Божественной. Конечно, в данном случае первое понимание в отношении к Господу Иисусу Христу само собою отпадает. Со стороны человеческого естества может быть лишь славословие, но не прославление в смысле онтологическом. Тварь не может ничего дать и ничего прибавить к славе Божией, чтобы тем прославить своего Творца. Поэтому и прославление Христа может исходить лишь от Божественного Начала в Св. Троице, от Отца. И на этот вопрос в Четвертом Евангелии дается прямой и точный богословский ответ устами самого Господа: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде создания мира» (17:5). Немного найдется даже в богословском Евангелии Богослова богословских изречений такой глубины и важности, такой содержательности в соединении с краткостью, как это. Оно содержит в себе всю софиологию, раскрываемую именно в софиологическом аспекте. И прежде всего, что может означать здесь это «прежде», соотносительное, конечно, с подразумевающимся «после»? Очевидно, оно определяет не хронологическую последовательность во времени, но онтологическое соотношение между вечностью Славы Отчей и временностью мирового, тварного бытия, или, в терминах софиологии; Софию Божественную и тварную. Только немощь человеческого слова заставляет прибегать для выражения этого соотношения к сопоставлению соотношений сверхвременных с заимствованными из времени. У нас же есть для этого достаточные аналогии в Ветхом Завете и в Новом. Прежде всего сюда относится самое начало Слова Божия о « Начале », в котором (или из которого) Бог сотворил небо и землю, и та же мысль, иначе выраженная, имеется в Пр. Сол. 8:22, с неканоническими их параллелями о Премудрости, которую имел Господь, как «начало пути своего, прежде созданий Своих, искони» (антропоморфически-хронологический способ выражения этой же мысли о соотношении между вечностью и временем см. также и в ст. 30: «тогда я была при нем художницей, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время»). В Новом же Завете это же самое Начало находим в начале Четвертого Евангелия, в Прологе, 1:1. Начало же это, которое онтологически «предшествует» всему, что чрез него начало быть, и есть то, что открывается в мире в славе, как «слава Единородного от Отца» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Другие источники использовались косвенно. Из них заимствовались образы, а не словесная “оболочка”. Так, во 2 книге Маккавейской в описании бегства Антиоха IV Епифана из Персии мы находим (как, видимо, и летописец) и небесный суд, следующий за злодеем, и повреждение всех членов тела, заставившее его продолжать путешествие на носилках, и “смрад зловония”, исходивший от несчастного. Подобно нашему летописному персонажу, Антиох “кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертию” (2 Мак 9:2–10,18,28). Судя по всему, автор рассчитывал, что его читателям все прямо или опосредованно цитируемые тексты хорошо известны. Поэтому читая описание бегства Святополка, они поймут, что тот бежал с поля боя, подобно Антиоху из Персии, и умер как Ирод Окаянный. Все эти ассоциации подкреплялись еще несколькими библейскими параллелями. В книге Левит читаем: “Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших” (Лев 26:36–38). А вот несколько цитат из книги Притчей Соломоновых: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его” (Притч 28:1,17). Следовательно, сейчас описание бегства и кончины Святополка “звучало” бы приблизительно так: “Нечестивый Святополк, повинный в пролитии крови человеческой, бежал от Ярослава как злодей и богохульник Антиох из Персии. И не было ему спасения. И умер он невесть где, подобно Ироду Окаянному, приняв муки за свое неверие. И после смерти будет вечно мучим, связанный в пустыни”. Неясно, однако, что значат последние три слова. Почему Святополк должен принимать посмертные муки именно в пустыни и будучи связаным? Ответ и на эти вопросы можно (и, скорее всего, должно) искать в параллельных текстах. Среди апокрифических (неканонических) произведений есть так называемая Книга Еноха. На славянский язык она была переведена еще в X–XI вв. В ней, в частности, упоминается любопытный эпизод, имеющий, судя по всему, непосредственное отношение к нашей загадочной фразе:

http://pravmir.ru/dobru-i-zlu-vnimaya-ra...

е. постоянное первосвященническое облачение (см.: Исх 28. 2-39), и приносил всесожжения за себя и за народ (Лев 16. 23-24). После всесожжений жир жертвы за грех сжигался на жертвеннике (Лев 16. 25), а тело жертвенного животного выносилось за пределы стана и сжигалось (Лев 16. 27) на чистом месте (см.: Лев 4. 12). Согласно храмовому свитку, обряды, описанные в Лев 16. 25, 27, совершались до изгнания козла отпущения (11QTa 26. 6-10, см.: The Dead Sea Scrolls Study Edition/Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden etc., 19992. P. 1248-1249). В Числ 29. 8-11 указаны дополнительные жертвы, приносившиеся в этот день: «…приносите всесожжение Господу... одного тельца, одного овна, семь однолетних агнцев; без порока пусть будут они у вас; и при них в приношение хлебное пшеничной муки, смешанной с елеем, три десятых части [ефы] на тельца, две десятых части [ефы] на овна, и по десятой части [ефы] на каждого из семи агнцев, и одного козла в жертву за грех, [для очищения вас,] сверх жертвы за грех, [приносимой в день] очищения, и [сверх] всесожжения постоянного и хлебного приношения его, и возлияния их...» Остается неясным, подразумевается ли в этом тексте овен, приносимый во всесожжение от народа Израиля (Лев 16. 5), или имеется в виду добавочное всесожжение (подобно тому, как предписано приносить дополнительную жертву за грех). В ВЗ описание богослужения на Й. К. в эпоху Второго храма предположительно содержится в Неемии книге (Неем 9. 1-3) и в неканонической Иисуса, сына Сирахова, книге (Сир 50. 5-21). В НЗ обряды праздника Й. К. подробно рассматриваются в Евреям Послании (Евр 6-9) в связи с учением об искупительной жертве и о вечном священстве Иисуса Христа (см.: St ö kl Ben Ezra. 2003. P. 180-197). В Деян 27. 9 Й. К. упоминается как «пост». Богословское содержание обряда Главная цель окроплений, совершавшихся первосвященником,- очищение храмового помещения от нечистоты: «...и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их. Так должен поступить он и со скинией собрания, находящейся у них, среди нечистот их» (Лев 16.

http://pravenc.ru/text/1238021.html

Евангелие — Благая весть об одном Иисусе Христе, об одной Его истории — единственно и неповторимо в своем роде . Мы должны помнить, что Евангелие благовествовал еще Сам Христос, имея в виду провозглашение приближающегося Царствия Божия (см. Мк. 1, 15). В устах учеников то же Евангелие стало включать в себя и весть об Иисусе Христе, с Кем неразрывно связан дар Царствия Божия. Более того, Евангелием стала по сути дела весть о Нем, об Иисусе как Христе и Сыне Божием. Возвещавший Благую весть Сам стал Благой вестью: «Благовествующий стал Благовествуемым» . В таком уникальном значении, в единственном числе термин «Евангелие» употреблялся с самого начала, и, строго говоря, такое главное значение он сохраняет и поныне. Когда же мы говорим о четырех канонических Евангелиях — во множественном числе — то имеем в виду Евангелие как своего рода литературный жанр. Правда, здесь все же имеет место некоторая неточность: речь идет не о Евангелии, которое сочинил Матфей или Марк и т. д., а об одном и том же и единственном Евангелии, но по или согласно Матфею или Марку и т. д. Именно такой смысл имеет греческий предлог kata, который у нас обычно переводится как «от» («от Матфея», «от Марка» и т. д.) . Тот, кто первый осуществил труд обстоятельно изложить Благую весть по определенному плану, неизбежно проделал редакторскую работу, которую другой бы проделал по-другому (так оно в действительности и случилось). Тем самым первый, кто это сделал, дал повод понимать под термином «Евангелие» некий конкретный письменный текст, так что с тех пор этим термином обозначаются отдельные книги, вошедшие (или не вошедшие, т. е. признанные неканоническими) в Новый Завет . Кто же был тем первым писателем или редактором, кто предпринял такой труд? 44. Т.н. «Синоптическая проблема» Три Синоптических Евангелия удивительно похожи и не менее удивительно различны. Встает вопрос: не пользовались ли их составители одними и теми же письменными источниками, но по-разному? Вот, например, как представлен один и тот же эпизод — исцеление Иисусом тещи Петра — в трех Евангелиях: Мф. 8 Мк. 1 Лк. 4 14 И придя в дом Петров, 29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея. 38 Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. 15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. 31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. 39 Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Евреи решили обороняться. По настоянию великого священника Иоакима жители Ветилуи перекрыли горные перевалы, открывающие дорогу к Иерусалиму. Перед лицом опасности весь народ погрузился в молитву: «От всей силы взывали ко Господу, чтобы он посетил милостью весь дом Израиля» ( Иудиф.4:15 ). Автор замечает, что Бог не остался равнодушным к усилию человека: «Господь услышал голос их и призрел на скорбь их» ( Иудиф.4:13 ). В 5-й главе описан военный совет Олоферна. Военачальник хочет узнать, что представляют собой евреи. Ахиор, один из предводителей союзных с Вавилонией племён, кратко излагает историю еврейского народа: «доколе не согрешили перед Богом своим, счастье было с ними, потому что с ними Бог , ненавидящий неправду. Но когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями. Ныне же, обратившись к Богу своему, они возвратились из рассеяния, в котором были, овладели Иерусалимом, в котором святилище их». Ахиор «открывает» Олоферну секрет победы над евреями: «если есть заблуждение в этом народе, и они грешат перед Богом своим, то мы пойдём и победим их» ( Иудиф.5:17–20 ). По свидетельству других военачальников, иудеи не обладали достаточным количеством воинов и оружия, чтобы оказать сопротивление. Олоферн был возмущён словами Ахиора и, выразив полную уверенность в победе над евреями, приказал связать Ахиора и отдать в руки иудеев. Ахиор повторил сказанное перед евреями в городе Ветилуя. Иудеи с благодарностью приняли сказанные им слова. Олоферн, тем временем, с подачи «сынов Исава» устроил жителям Ветилуи блокаду, длившуюся 34 дня. Горожанами овладело уныние, потому что запасы воды истощились, «и в изнеможении от жажды падали на улицах города и в проходах ворот, и уже не было в них крепости» ( Иудиф.7:22 ).Народ поставил старейшинам в вину, что те не искали мира с Навуходоносором, и предложили сдать город на милость победителю. Старейшина Озия попросил выждать ещё пять дней, надеясь, что за это время Бог пошлёт помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Если о тех говорится: и он умер, и он умер, и он умер, то об этом говорится: и не стало его, потому что Бог взял его – живым на Небо. Вот высшие выражения праведности и святости жизни: и ходил Енох пред Богом. О Ное что говорится? Ной ходил пред Богом (см. Быт. 6:9 ). Заключая завет с Авраамом, что говорит Господь Аврааму: ходи предо Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1 ). Вот это выражение – оно не ветхозаветное, это выражение Евангельское. Надо ходить пред Богом. Вот как бы видя Его: в очах Божиих. Когда вам предлагают совершить какое-то нехорошее дело на глазах у других, то мы смущаемся это делать, нам стыдно. А вот здесь также должно быть стыдно, когда мы совершаем какие-то грехи, если мы видим пред собой Бога. Вот Око, недремлющее всевидящее Око. Оно наблюдает за нами. И вот, если видение этого ока человек представляет себе, он не может грешить. Апостол Иоанн так и скажет, что верующий во Христа грешить не может, потому что он Его видит перед собой: и ходил Енох . А вот почему он меньше всех жил? Да уже общество было недостойно, чтобы среди них жил такой праведник. Господь забирает таких людей из общества, потому что это общество неисправимо. В книге “Премудрости Соломона” об этом сказано очень сильно. Давайте, это заложите, а Книгу «Премудрости Соломона» откройте, быстро находите «Премудрость Соломона». Это неканоническая книга, их нет в этих изданиях, и поэтому мы слушаем, у кого нет. А вот почему вы не хотите приобрести полные Библии? это на вашей совести. Или они не продаются? или вы не хотите приобрести? А нужно приобрести полный текст. И вот я читаю вам – 12-я глава с первого стиха: «Нетленный Твой дух пребывает во всем. Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи». 10-й стих: «Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: “что Ты сделал?” или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил?».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010