2-я и 3-я, но они неканонические – 2-я и 3-я. Их в еврейской Библии нет в оригинальном тексте. Они появились в «переводе Семидесяти». Откуда взялись эти книги – и сказать трудно; но Первая Ездры – она каноническая книга, богодухновенная. Вот здесь, в 1-й главе приводится текст указа Кира Персидского, что все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему Храм. Тому Богу, Который в Иерусалиме (см. Ездр. 1:2 ). Вот что это такое? Что это за такое прозрение было, как у Навуходоносора (см. Дан. 2 )? Ведь мы Бога не можем обусловить ничем. Он являлся и фараону (см. Быт. 41:1 ), Он являлся и Навуходоносору, вот и Киру. И вот на этот указ откликнулось очень небольшое количество людей. За 70 лет весь патриотизм – особенно в богатой прослойке – выветрился. И только те, сердца которых коснулся Бог, решили вернуться. Посмотрите 2-ю главу, конец этой главы: даётся количество всех – в общей сложности 50 000 человек – вот переселенцев. Первая партия – 50 000 человек. Возглавил эту первую партию переселенцев князь Иудин Зоровавель и первосвященник Иисус, сын Иоседека. И когда они пришли в Иудею, что они увидели? Холм храмовый зарос бурьяном, развалины, следы пожарища. Кругом персидские чиновники – встретили их недоброжелательно; самаряне – стали просить участия в восстановлении Храма, но им, как нечистым, иудеи отказали, и – началась вот эта распря между самарянами и иудеями. Пошли подмётные письма в Сузы, столицу Персии, и в результате всех происков строительство Храма было приостановлено. Тем более что у людей, стариков, которые ещё помнили Соломонов Храм, и  то, что они стали закладывать, – вообще опустились руки, и строительство Храма было заброшено. Не время строить Храм Господень (см. Агг. 1:2 ). И вот? я не знаю, какое бы было положение с Храмом и вообще с общиной, если бы в это самое время Господь не воздвиг трёх великих пророков – Аггея, Захарию и Малахию. Вот три последних пророка – Аггей, Захария и Малахия – они и сыграют большую роль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

А вот что из этого получилось – об этом рассказывают неканонические Маккавейские книги; всего их было написано четыре, но в состав православных изданий Библии входят только три. Иерусалим как Антиохия Все эти перемены не могли обойти стороной даже маленькую Иудею, расположенную далеко от столиц Птолемеев и Селевкидов. Интенсивная торговля, а порой и войны неизбежно втягивали ее жителей в самые тесные отношения с греками, не говоря уже о сознательной политике Птолемеев и Селевкидов. Впрочем, эллинизация далеко не всегда происходила по приказу: представители восточных народов (обычно наиболее знатные, богатые и образованные из них) сами охотно шли учиться к грекам, настолько очевидными казались выгоды. «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками» – так повествует Первая Маккавейская книга о событиях, начавших происходить в 170-е годы до н. э. А Вторая книга уточняет, чем в это время занимался первосвященник, у которого даже имя было греческим – Ясон: он строил в Иерусалиме греческий спортивный комплекс (палестру), чтобы юноши могли там заниматься физкультурой. Особенно скандальной выглядела такая деталь: юноши там занимались, по греческому обычаю, совершенно обнаженными. В результате «священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и не радя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры». Более того, Ясон желал получить у царя право прямо в Иерусалиме учредить новый греческий полис под названием Антиохия со своим особым гражданством. Это название носили несколько городов, оно восходило к наследственному имени царей из династии Селевкидов – их звали Антиохами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

А вот что из этого получилось – об этом рассказывают неканонические Маккавейские книги; всего их было написано четыре, но в состав православных изданий Библии входят только три. Иерусалим как Антиохия Эти перемены не могли обойти стороной даже маленькую Иудею, расположенную далеко от столиц Птолемеев и Селевкидов. Интенсивная торговля, а порой и войны, неизбежно втягивали ее жителей в самые тесные отношения с греками, не говоря уже о сознательной политике Птолемеев и Селевкидов. Впрочем, эллинизация далеко не всегда происходила по приказу: представители восточных народов (обычно наиболее знатные, богатые и образованные из них) сами охотно шли учиться к грекам, настолько очевидными казались выгоды. «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками» – так повествует первая Маккавейская книга о событиях, начавших происходить в 170-х годах до н.э. А вторая книга уточняет, какую роль сыграл в них первосвященник, который даже назывался греческим именем Ясон: он строил в Иерусалиме греческий спортивный комплекс (палестру), чтобы юноши могли там заниматься физкультурой. В результате «священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая храм и нерадея о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры». Более того, Ясон желал получить у царя право прямо в Иерусалиме учредить новый греческий полис под названием Антиохия, со своим особым гражданством. Это название носили несколько городов, оно восходило к наследственному имени царей из династии Селевкидов – их звали Антиохами. Казалось бы, в этом не было ничего уникального. Примерно так в это время жили евреи в других странах Средиземноморья: они селились в больших городах, становились их гражданами, не чурались спортивных и других мероприятий. Так они сочетали верность отеческим законам и преданиям с эллинистическими (сегодня бы их назвали общечеловеческими) ценностями, и если здесь и возникали свои проблемы, то к серьезным конфликтам они не приводили.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Александра Г. 27 июля 2020, 12:48 Александр, удивление и недоумение вызывает превозношение над другими людьми в ваших комментариях и многие комментаторы вам об этом пишут, но вы как будто не слышите. Эта черта характера вряд ли придется по нраву " обычной православной девушке " . Иулиания 27 июля 2020, 12:32 Понимаю Александра. Сама ни разу не была замужем. Хотя в разные годы знакомился даже венчанный в прошлом. Поняла для себя - новых отношений из таких старых отношений не хочу. В Евангелии, дорогие, четко написано для всех: и кто женится на разведенной - тот прелюбодействует. Нравится это или нет - что есть, то есть. Сегодня человек очень хочет переделать Православие под свои немощи. Местами это даже получилось. Поэтому Господь не зря задаётся вопросом: приду и найду ли хоть одного праведника?.. Александр 27 июля 2020, 08:32 Денис26 июля 2020, 13:12 [Александр, вы про суд совести для язычников (и неверующих) в курсе?] Слыхал, только какое это имеет отношение к вопросу? Каноны запрещают не только жениться на язычниках и неверных, но и за стол садиться с ними, если вы не в курсе. К сведению, анафема за такие вещи полагается. [Только мы спасемся, в жёны подавай без малого святую и так далее.] Никто тут святых и бестелесных праведниц не ищет. Святые на небе. Требуются сугубо базовые понятия и исходящее из них поведение. Александр 27 июля 2020, 08:24 И. [А Вы знаете, кто, когда и как придет ко Христу, а кто нет?] В общих чертах и я знаю и вы знаете и все знают. Об этом написано в Библии и, в частности, в Послании. " Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют " При этом опять вспомним, что разведённые неканонически и женатые вторым браком - это прелюбодеи. Просто большинство комментирующих рассчитывают не на то, что написано в Писании, а на авось. Зачесалась левая пятка - разведусь, авось ничего не будет. Выйду замуж третьим разом - авось прокатит. И в том же духе.

http://pravoslavie.ru/132794.html

Ап. Павел также под змеем – искусителем прародителей ясно разумел только злого духа – дьявола (срв. 2Кор. 11, 3 ). После этого не трудно доказать, что идея змея – искусителя, как злого духа и существа враждебного человеку, была не чужда сознанию еврейского народа и до «неканонического времени», т.е., до времени плена вавилонского. В книге Чисел (21:6–9) повествуется, о том, как на возроптавших на Бога израильтян во время их странствования по аравийской пустыне Господь послал ядовитых змеев, которые уязвляли и умерщвляли множество людей. Когда народ в сокрушении сердца раскаялся в своем согрешении, Моисей, по повелению Божию, сделал медного змея и выставил его на знамя, для того, чтобы уязвленные змеями израильтяне, взирая на него с верою в обетованного Мессию, спасались от смерти. Это событие Сам Спаситель изъяснил ( Иоан. 3:14 ) как прообраз Его крестной смерти. Смысл его понятен: как чрез змея – искусителя люди подпали проклятью Божию, так они будут искуплены крестною смертью обетованного Мессии. Сами ветхозаветные иудеи прекрасно понимали, что не в медном змее заключалась спасительная сила, а в благодати Божьей, даруемой верующим в обетованное примирение. «Израильтяне, – говорит Соломон в молитве своей Богу ( Прем. 16:5–11 ), – были истребляемы угрызениями коварных змиев, но гнев Твой не продолжился до конца. Они были смущены на краткое время для вразумления, получивши знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех... Сынов Твоих не одолели и зубы ядовитых змиев, ибо милость Твоя пришла на помощь и исцелила их. Хотя они и были уязвляемы в напоминание им слов Твоих, но скоро были и исцеляемы, дабы, впавши в глубокое забвение оных, не лишились твоего благодеяния». Но если бы современные Моисею израильтяне не имели представления о змее, искусившем прародителей к противлению воле Божией, – могли бы они понять это «знамение спасения на воспоминание о заповеди Божией? Наконец, совершенно неверно мнение Пфлейдерера, будто бы первоначальное учение евреев о происхождении зла в мире изложено в Быт. 6:1–6 , где идет речь о смешении сынов Божьих с дочерьми человеческими, а рассказ о грехопадении прародителей вставлен в книгу Бытия будто бы уже впоследствии, в «неканоническое время, когда ветхозаветные евреи усвоили себе учение Зороастра.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. В греческом оригинале слово ейринопиос , переведенное у нас как миротворцы , означает активное стремление к миру – созидание мира. Какого мира? Глобального мира на всей земле? И его тоже. Но в самом непосредственном смысле речь идет о созидании мира между людьми, в наших взаимоотношениях. Мы очень разобщены, атомизированы . Преодолеть эту чуждость, видеть во всех людях братьев и сестер, стремиться к миру и добрым отношениям – такой должна быть позиция настоящего христианина. «Христианство с кулаками», модное в разные эпохи и признаки которого я вижу и слышу и сегодня из уст и поступков разных деятелей нашего времени, как мне кажется, является извращением подлинного христианства, которое не сжимает кулаки, а раскрывает объятия. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Здесь ключевые слова – «за правду». Речь идет о праведнике или о человеке, который хочет праведно жить. Под правдой здесь следует понимать не что-то абстрактное, а самое конкретное: жизнь пред Лицом Божим и соблюдение Заповедей Божиих. Литература времен Христа нередко обращалась к этому сюжету. Вот что читаем в неканонической книге Премудрости Соломона: Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами — обличение помыслов наших ( Прем. 2:12-14 ). Христианин, естественно, тоже сталкивается с таким отношением. Христос призывает его не унывать, но принимать это поношение с радостью. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. С гонениями христиане встречались всегда, со времени Христа. Важна здесь концовка: мы должны радоваться и веселиться (!!!), получая скорби за веру во Христа, потому что нам приготовлена великая награда в том мире, куда мы все отправимся!

http://azbyka.ru/parkhomenko/zapovedi-bl...

В 169 г. до Р. Х. Антиох Епифан возвращался из военного похода в Египет и, по пути в Сирию, разорил Иерусалим, в том числе Иерусалимский храм. Это был первый поход Антиоха в Египет. Был ещё и второй поход в Египет, начавшийся в 168 г., но он был неудачным. (Во 2-й Маккавейской книге разграбление Иерусалима связано со вторым, а не с первым походом.) Антиох взял жертвенник, стол предложения, светильник, сокровища, хранившиеся в храме. В Иерусалиме была устроена резня. Причины ограбления Иерусалима неясны. В 1-й Маккавейской книге они не называются, а во второй книге причиной названо городское восстание, которое Антиох решил подавить. В 168 г. до Р. Х. в Иудею был направлен отряд Мисийских наёмников. Этот отряд учинил разгром города, многие жители Иерусалима были уведены в рабство, городские укрепления разрушены. В городе была устроена крепость, ставшая оплотом для захватчиков. Местоположение этой крепости неясно. В 1-й Маккавейской книге указан «Город Давида» ( 1Мак.1:33 ), но Иосиф Флавий указывает расположение крепости, хотя и в «Городе Давида», в нижнем городе, но, в то же время, уточняет, что холм, на котором находилась крепость, возвышался над всем Иерусалимом. Это невозможно, если принять, что крепость находилась в Нижнем городе. На данный момент вопрос о местонахождении данной крепости является нерешённым. В любом случае, эта крепость стала источником постоянной угрозы для жителей Иерусалима, так что горожане даже стали покидать родной город. Далее Антиох предписал «всему царству» следовать единому обычаю, и Иерусалимский храм был осквернён, жертвоприношения в нем были запрещены. Автор рисует тяжёлую картину угнетения Иудеев в этот период ( 1Мак.1:53–57 ): «…и заставили Израиля укрываться во всяком убежище его. В пятнадцатый день Хаслева, сто сорок пятого года, устроили на жертвеннике мерзость запустения, в городах Иудейских вокруг построили жертвенники, и перед дверями домов и на улицах совершали курения, и книги Закона, какие находили, рвали и сожигали огнём; у кого находили книгу Завета и кто держался закона, того, по повелению царя, предавали смерти». Так продолжалось месяц за месяцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В 4, 47–57 говорится, что Дарий послал Зоровавеля восстановить Иерусалим и храм, а согласно 6, 23 слл., он не знает о таких полномочиях Зоровавеля, приказывает разыскать указ Кира и после этого издает свой указ. Ездра в 9, 40, 49 называется первосвященником, по каноническим же книгам Ездра был только священником ( 1Езд. 7, 12 ; Неем. 8, 2, 9 ). Эти особенности 2-й книги Ездры, свидетельствующие о несамостоятельности ее изложения и притом не без погрешностей, указывают на ее неканонический характер, что подтверждается отсутствием ее в еврейской Библии. Вторая книга Ездры представляет однако интерес как памятник, свидетельствующий о понимании иудеями канонических писаний в эпоху ее составления. Кроме того, эта книги имеет в общем поучительный характер и содержит ценные отделы, которые ставят ее выше обычных произведений человеческого разума. Особенно ценится библеистами чрезвычайно поучительное, написанное в форме гимна, рассуждение об Истине, о ее величии и господстве в мире по воле Бога Истины, «Вся земля взывает к Истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепещут пред ней, и нет в ней неправды; все неправедные погибнут, а истина пребывает ... и владычествует в век века и нет у ней лицеприятия ... и нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство, и власть, и величие всех веков: благословен Бог Истины (4, 35–40). Книга Товита 1. Название, деление и содержание. В греческой, славянской и русской Библии эта книга называется Книгой Товита. Имя Товит – греческая форма еврейского имени Тови («моя добродетель»), которое является сокращением от Товийаг («добродетель Ягве»), как оно читается на арамейском ( Зах. 6, 10 ). В Вульгате она именуется «Книгой Товии», причем это имя (Tobias) употребляется как для отца, так и для сына. Книга представляет собой назидательное повествование о преданном вере отцов израильтянине Товите, вера и добрые деле которого спасли его, сына Товию и Сарру – жену сына, от несчастья. С точки зрения литературного жанра, она является семейной хроникой, в которой переплетаются рассказы о Товите, Анне и их сыне Товии, с одной стороны, и родственнице их Сарре, дочери Рагуила и Едны, с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

В Библейской этике люди часто именуются чадами Божиими по благодати таинственнаго всыновления – от Бога родились ( Ин. 1:13 ), но между этими детьми по благодати и Христом, ипостасным Сыном Божиим непроходимая пропасть, общее наименование которой – тварное бытие, мост чрез эту пропасть проложен в неизследимой тайне воплощения, ибо по человеческому естеству и Господь верен Создавшему Его, как Моисей во всем доме Его (3, 2). В контекст той же главы послания к Евреям, Апостол вновь касается человеческаго естества Христа в стихе 14 и в стихе 16 – поскольку же дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя… ибо не ангелов восприемлет семя Авраамово. По видимости это – новые перифразы уже сказаннаго ранее, однако частнейший разбор этих мест покажет, что общее положение здесь обогащается новыми признаками, уясняется, а потому речь Апостола далека от простой тавтологии. Из отдельных выражений 14 стиха остановимся на обозначении человеческой природы словами «плоть и кровь» и на определении словом παραπλησως приобщения Сына Божия к человечеству. Ветхозаветное Писание не знает совместного употребления слов «плоть и кровь» как обозначения человеческой природы, и формула басар вадам попадается только в памятниках раввинической письменности, но одна из неканонических книг Ветхого Завета представляет 2 примера применения разбираемого выражения к обозначению человеческой природы: это – 14, 19 и 17, 31 книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова; первое из этих мест читается в контексте: как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а другие вырастают, так и род плоти и крови, один умирает, другой рождается. Если сопоставление с жизнью мира растительного в этом примере говорит, повидимому, за то, что σρξ κα ιμα прилагается лишь к той части существа человека, какою он принадлежит материальной природе, то следующее место ( Сир. 17:31 ) устраняет это мнение: и о злом будет помышлять плоть и кровь; здесь при указании на явление из душевной жизни σρξ κα ιμα очевидно обозначает не одну телесную природу, но целокупное существо человека, а потому однозначаще с речением νθρωπος. Ветхозаветное Писание довольствовалось каким-либо одним из вышеуказанных слов для метонимическаго обозначения человека, так в псалме 56: что мне сделает человек? в стихе 4 передано: ма яасе басар ли – (что мне делает плоть), а в стихе 12 ма яасе адам ли (буквалистически). В Быт. 6:12 читаем: всякая плоть извратила путь свой на земле, у 70 πς νθρωπος. То же значение имеет еврейское басар в Ис. 40:5 , Иоиля 2:28, но мы обратим особое внимание на Быт. 2:24 : будут два одною плотью, т. е. одним человеком, ις σρκα μ αν.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

В Ветхом Завете мы нигде (за исключением неканонических книг) не находим указаний на блаженную жизнь праведников после смерти. Даже лучшие из них восклицали: «О, если бы ты в преисподней сокрыл меня… положил мне срок, а потом вспомнил обо мне!» ( Иов. 14:13 ). Вот как толкуют этот стих свидетели Иеговы: «Если шеол означает место огня и мучений, хотел бы Иов пойти туда и пробыть там, пока Бог не вспомнил бы о нем. Ясно, что Иов хотел лишь умереть и пойти в могилу, чтобы кончились его страдания»   106 . С этими доводами никак нельзя согласиться. В обращении Иова мы слышим страстный вопль к Богу о прекращении его земных страданий, которые ему кажутся более невыносимыми, нежели в преисподней. Именно там, в преисподней, Иов стремился изжить то время, которое отпущено ему на земле для страданий. А также выражения – «сокрыл меня», «положил срок», «вспомнил обо мне» наводят на мысль о посмертном существовании. Если же такового нет, то о каком сроке мог говорить Иов? Апеллируя к книге Екклесиаста, сектанты цитируют: «Все, что может делать рука твоя, делай, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» ( Еккл. 9:10 ). Да, в потустороннем мире мы не будем стоять у сталеплавильных печей, перед приборной панелью с датчиками, у операционного стола и т.п., и все знания, и все размышления обо всем том, что было в сей жизни, кроме самоосуждения за грехи, будут бессмысленны. Именно этот смысл и несет стих из Екклесиаста. Иногда для обоснования своих выводов иеговисты прибегают к манипуляциям библейскими понятиями «шеол» и «гадес». «К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней (шеол) я возопил – и Ты услышал голос мой» (Иона, 2, 3). «Не оставлена душа его в аде» (гадес). Они отмечают, что слова «шеол» и «гадес», встречающиеся в вышеприведенных и других цитатах, не несут в себе смысловой нагрузки, указывающей на вечность. С этим можно согласиться, однако ж, в свою очередь, отметим, что эти понятия не содержат указания и на полное прекращение жизни. Напротив, контекст, в котором встречаются эти понятия, указывает, что православное чтение о загробном воздаянии вполне отвечает духу и букве библейских пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010