Но коль скоро те вещи, которые очевидны, являются началами, посредством которых мы познаем те вещи, которые не очевидны, то добавленные к Десятисловию моральные предписания сводимы к предписаниям Десятисловия как их заключения. Например, первая заповедь Десятисловия запрещает поклонение другим «богам», и к ней добавлены другие предписания, запрещающие то, что связано с идолопоклонством; так, [в Писании] сказано: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов волшебных и вопрошающий мертвых» (Вт 18, 10, 11). Вторая заповедь запрещает лжесвидетельство, и к ней добавлены запрет на богохульство ( Лев. 24, 15, 16 ) и запрет на лжеучения (Вт. 13). К третьей заповеди добавлены все обрядовые предписания. К четвёртой заповеди, предписывающей почитание родителей, добавлено предписание о почтении к старикам, согласно сказанному [в Писании]: «Пред лицом седого вставай, и почитай лицо старца» ( Лев. 19, 32 ), а равно и другие предписания о предпочтении высших и достойнейших ровням или низшим. К пятой заповеди, которая запрещает убийство, добавлен запрет на ненависть и всяческое насилие в отношении ближнего, согласно сказанному [в Писании]: «Не восставай на жизнь ближнего твоего» ( Лев. 19, 16 ), а также запрет на ненависть к брату: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем» ( Лев. 19, 17 ). К шестой заповеди, которая запрещает прелюбодеяние, добавлены запрет на распутство, согласно сказанному [в Писании]: «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых, и не должно быть блудника из сынов Израилевых» (Вт 23, 17), и запрет на противоестественные грехи, согласно сказанному [в Писании]: «Не ложись с мужчиною... и ни с каким скотом не ложись» ( Лев. 18, 22, 23 ). К седьмой заповеди, которая запрещает воровство, добавлено предписание, запрещающее ростовщичество, согласно сказанному [в Писании]: «Не отдавай в рост брату твоему серебра» (Вт. 23, 19), а ещё – запрет на мошенничество, согласно сказанному [в Писании]: «В кисе твоей не должны быть двоякие гири» (Вт 25, 13), и многие другие общие запреты, касающиеся растрат и воровства. К восьмой заповеди, запрещающей лжесвидетельство, добавлены запрет на вынесение ложного приговора, согласно сказанному [в Писании]: «Не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» ( Исх. 23, 2 ), запрет на ложь: «Удаляйся от неправды» ( Исх. 23, 7 ) и запрет на злословие, согласно сказанному [в Писании]: «Не ходи переносчиком в народе твоем» ( Лев. 19, 16 ). К двум оставшимся заповедям более ничего не добавлено, поскольку в них запрещены все виды дурных желаний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Любовь к Богу проявляется в любви к людям; если ее не хватает для последних, то тем более не хватит для Создателя. Иоанн говорит даже больше того: всякий не любящий брата своего, не может любить Бога. Он проводит отличие между братом, которого видишь, и Богом, Который невидим. Утверждать, что любишь невидимое, тогда как не можешь любить видимого, – всего лишь тешить свое воображение. 21 Иоанн завершает этот раздел напоминанием о заповеди, которую мы имеем от Него, где от Него – относится как к Богу, так и к Христу. Как обычно, Иоанн здесь не делает четкого разделения. Он уже говорил о заповеди любви (3:23) и теперь вновь напоминает нам о том, что любовь – это не наш выбор. Это вполне определенное повеление. 5:1–5 Победа веры От любви Иоанн переходит к взаимоотношениям с Богом, а затем – к победе. Любовь и вера тесно связаны (см.: 4:16), и верующий побеждает мир. 1 Вера полагается на то, что Иисус есть Христос (эта истина красной нитью проходит через все послание), – и верующий, который имеет такое упование, от Бога рожден. Исповедание Иисуса Христом – результат не человеческого понимания, а Божественного действия (см.: 1Кор. 12:3 ). И это же Божественное действие производит любовь к ближним – верующим, так как любовь к Родившему подразумевает и любовь к рожденному от Него. 2 Иоанн продолжает настаивать на том, что любовь к Богу и любовь к людям тесно связаны. Обычно он говорит о том, что любовь к Богу проявляется в любви к людям, а здесь, наоборот: мы любим детей Божиих тогда, когда любим Бога. Любовь к Богу и любовь к людям идут бок о бок и связаны воедино. Практический склад ума Иоанна не позволяет ему просто остановиться на мысли о любви к Богу, и он идет дальше, добавляя: когда мы соблюдаем заповеди Его. Истинная любовь проявляется в исполнении Божьей воли. 3 На самом деле Иоанн может просто сказать, что любовь к Богу в том, чтобы мы соблюдали заповеди Его. Иоанн не формалист, но он осознает, что любовь – это действие; она естественно выражается в том, чтобы делать приятное тому, кого любишь, а что можно найти лучше, чем заповеди Его? Когда Иоанн добавляет: заповеди Его не тяжки (см.: Мф. 11:20 ), он не имеет в виду, что это очень просто выполнять наши обязательства перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

По заповеди Господней (Чис 18, 8—24), десятины в пользу левитов, а приношения и начатки священникам были посвящены; но мера начатков была такова, что пятидесятая часть плодов или животных доставлялась на службу храма или священников. Этот размер некоторые холодные по неверию уменьшали, а более набожные увеличивали; те доставляли шестидесятую, а эти — сороковую часть своих плодов. Ибо праведные, которым закон не положен (1 Тим 1, 9), не состоят под законом; это доказывается тем, что они не только исполняют оправдания закона, но стараются даже превзойти, и набожность их, которая бывает больше повеления закона, с избытком соблюдает заповеди: добровольное прибавляет к должному. глава 4 Авраам, Давид и другие святые с избытком исполняли повеления закона Так, мы читаем, что Авраам превзошел заповеди будущего закона, когда, победив четырех царей, из добычи содомской, которая справедливо принадлежала ему как победителю и которую сам царь с покорностью просил взять, никакие согласился взять что–либо; свидетельствуясь именем Божиим, он говорил: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего (Быт 14, 22, 23). Так исполнял заповеди закона, как знаем, и Давид, который по заповеди Моисея, по которой воздавалось отмщение врагам, не только этого не сделал, но еще оказывал любовь к гонителям и, усердно молясь о них Богу, даже горько плакал и отмстил за убитых. Также утверждаем, что не были под законом Илия и Иеремия, которые хотя безукоризненно могли бы воспользоваться позволенным супружеством, однако захотели остаться девственниками. Так превзошли Моисеевы заповеди и Елисей, и набожные мужи одинакового с ним расположения, о которых апостол так говорит: скитались в милотях и в козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр 11, 37, 38). Что сказать о сынах Ионадава, сына Рехава, о которых читаем, что пророку Иеремии, принесшему по поведению Господню вино, они отвечали так: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши вовеки; и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей. За то и удостоились услышать от того же пророка: за то, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Как же распределялись десять заповедей по скрижалям? Обычное распределение (на первой – четыре первых, на второй – последние шесть) по рубрикам: любовь к Богу, любовь к ближним, как мы видели, неудовлетворительно, потому что принцип деления взят со стороны и не соответствует характеру десятословия. И по древности своей оно восходит только до Августина. По древнейшему делению, сохранившемуся в писаниях Филона и Иосифа Флавия и принятому из отцов Церкви св. Иринеем (Adv. haer. 2, 42) 208 , на каждой скрижали было по 5 заповедей. Будучи само по себе простым и естественным, оно подтверждается и текстом Второзакония, где пять последних заповедей соединяются в одно целое союзом , поставленным перед каждой заповедью (с 7-й). Пять первых заповедей различаются от остальных и в формальном отношении: каждая из них сопровождается разъяснениями и обетованиями, чего нет при последних пяти. Затем: в 24-й главе кн. Исход Бог говорит Моисею: взойди ко Мне на гору.., и дам тебе скрижали каменные, и закон («гаттора») и заповеди («гаммицва»), которые Я написал для научения их ( Исх.24:12 ). Наименование «закон, учение» – гаттора соответствует именно первым пяти подробно разъясненным и мотивированным, а гаммицва, заповедь – остальным. Каждая из пятериц, и независимо от пояснительных прибавлений, носит особенный характер. Первые пять заповедей обнимают собой круг обязанностей, обозначаемых специальным ветхозаветным термином «страх» (). Страх – сложное чувство или настроение, характеризующее отношение человека подзаконного к Богу и к родителям; – синоним благоговения, уважения, почтения – pietas. Поэтому заповедь о почтении к родителям и присоединяется к первой пятерице. Подобное находим в книге Левит ( Лев.19:2–3 ): святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господ, Бог ваш; или в 32 стихе: пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь. Столь близкое отношение почтения к родителям и благоговения к Богу позволяет применить к распределению заповедей 7-й стих 3-й главы Притчей ( Притч.3:7 ): Бойся Господа и удаляйся от зла; бойся Господа – первая пятерица; удаляйся от зла – вторая. С этим согласно изречение Иисуса сына Сирахова: боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его ( Сир.3:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

Что нужно особенно заметить о грехе лжи? Заучите слова 9-й заповеди. Десятая заповедь Урок 64. Объяснение и изучение 10-ой заповеди (О зависти, о худых мыслях и желаниях) Прочитайте десятую заповедь. Не пожелай жены искреннего 123 твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села 124 его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть 125 ближнего твоего. Переведите. Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Что Бог запрещает этою заповедью? Запрещает завидовать ближнему, т. е. желать того, что у ближнего есть, а чего у себя не видишь, и за то роптать на Бога и недоброжелательствовать ближнему. Одна ли только зависть запрещается 10-ю заповедью? Нет. Вообще запрещается этою заповедью не только делать худое, но и желать худого и думать о худом. В прочих 9-ти заповедях запрещаются худые дела, а здесь – худые мысли и желания. Почему особенно должно удерживаться от худых мыслей и желаний? Потому что от худых мыслей и желаний недалеко до худых дел. Когда подумаешь о худом и пожелаешь худого, то легко можешь и сделать худое. Итак, кто же грешит против 10-й заповеди? 1) Кто завидует ближнему и 2) кто имеет худые мысли, чувства и желания. Примером на 10-ю заповедь может служить сын Адамов Каин. Он позавидовал брату своему Авелю за то, что Бог принял братнюю жертву, а его отверг, и замыслил убить его. Когда замыслил Каин это, Бог являлся ему и говорил, чтобы он оставил злой умысел свой. Но Каин не послушался Бога, и этот умысел довел его до самого дела братоубийства. Заучите слова 10-й заповеди. Прибавление к заповедям Достаточно ли для христианина только знать заповеди Закона Божия? Знать заповеди Закона Божия недостаточно для христианина, нужно исполнять их на самом деле. Бог и дал их не затем, чтобы только знать, а и исполнять.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Это опять о том же. «Дом Отца» со многими обителями это — прославленная Плоть Христа, Его сверхличная индивидуальность, вмещающая в Себя всю тварь. А в 15–ой главе — новые образцы того же. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (ст. 5). Несомненно, и эту формулу мы должны понимать и истолковывать реалистически. Жизнь во Христе не есть нравственное или мистическое общение с Ним, нет, это подлинное онтологическое, духовно–телесное вхождение в Него, реальное соучастие в Его Богочеловеческом бытии. «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин 17:24). Так замыкается Прощальная Беседа. Так Спаситель в последнюю ночь перед Своим отшествием от мира вычерчивает Своим ученикам полный, блистающий круг Своего Богочеловеческого подвига, является перед ними как Солнце мира, Новый Адам, Всечеловек, указывает им путь к Отцу, и этот путь — Он Сам.       III. Третья и последняя тема Беседы — это прощальная «новая заповедь». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Эта любовь не есть любовь мира сего — нет, Спаситель как бы подчеркивает ученикам, что это новая заповедь. «Сия есть заповедь Моя» (Ин 15:12), — говорит Он. Это не заповедь ветхого закона, «люби ближнего, как самого себя», нет, это заповедь о любви по образу того, как Христос возлюбил мир, о любви к ближнему, большей, чем к себе. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин 15:13). Это — любовь, переливающаяся в мир из Троичных недр Божества — «любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17:26), — молится Спаситель к Отцу. Эта любовь есть внутренний знак, которым христиане выделяются из мира (Ин 13:35). Она есть мир, о котором пели Ангелы в День Рождества Иисусова, мир, о котором Он Сам говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Может это означать и то, что после вступления в землю обетованную, они, вследствие многих грехов, в разные времена были предаваемы различным народам и царям, и в то время заповеди Господни, которые по существу своему были добрыми, и постановления, чрез которые могли быть живыми верующие, сделались для них не добрыми, так как они не могли во время плена соблюдать заповеди закона и исполнять то, что повелено было словом Божиим. И не сказал: Я дал им заповеди худые, но не добрые. Ибо если что не добро, то отсюда еще не следует, что это худо, подобно тому как и апостол учит что добро человеку жене или женщине не прикасатися, но ради невоздержания каждый да имеет свой сосуд в святости и чистоте ( 1Кор. 7:5 ; 1Фес. 4:4 ). Если же он не сделает этого, то это и не добро, и не худо. Таким образом Бог дал им, по рассеянии их между народами, заповеди не добрые, то есть попустил им помышления и пожелания их, чтобы они делали то, чего не следует [делать]. И Он осквернил их чрез дары их, подобно священнику, отделяющему прокаженных от народа и дающему знать, что они осквернены, так как они жертвуют идолам то, что они должны жертвовать Богу, и проводят все, разверзающее утробу, то есть первенцев, чрез огонь Ваала, чтобы, быв оставлены Богом и предавшись идолослужению, они уразумели, что Он есть Господь, Которого сами они вызвали на гнев. Это место яснее перевел Симмах, поставив вместо прошедшего будущее [время]: Поэтому и Я дам им заповеди не добрые и постановления, чрез которые они не могли бы жить, и оскверню их чрез дары их, потому что они посвящают и проводят [чрез огонь] все, разверзающее утробу, чтобы Мне истребить их, и узнают, что Я Господь. Смысл же следующий: так как Я увидел, что дети равны отцам по злодеяниям и делают то же, чрез что те прогневляли Бога, то Я восхотел разместить их между народами, и рассеять по всему миру и дать им заповеди не добрые и постановления, от которых они не могли бы жить, чтобы осквернить их чрез дары их, – так как они всех первенцев посвящали идолам, – и истребить их на веки и чтобы они узнали, что Я Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Пс.118:167 .   Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. Пс.118:168 .   Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. «Сохрани душа моя свидения Твоя, и возлюби я зело». «Сохраних заповеди Твоя и свидения Твоя, яко вси путие мои пред Тобою Господи». Зная, что все назираешь, как жительствующий под Твоим смотрением, не только исполнял я заповеди Твои, но и с горячим расположением делал это. Пс.118:169 .   Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня. «Да приближится моление мое пред Тя: Господи по словеси Твоему вразуми мя». Предложив свою молитву, Пророк умоляет принять и не отринуть прошение, и испрашивает себе не человеческаго благоразумия, но ведения Божиих словес. Пс.118:170 .   Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня. «Да внидет прошение мое пред Тя: Господи, по словеси Твоему избави мя». «Прошением» Пророк называет молитву. Ибо сие нашел я у других толковников. Употребляя же различныя речения, умилостивляет ими Владыку. Пс.118:171 .   Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. «Отрыгнут устне мои пение, егда научиши мя оправданием Твоим». Отрыгаемое соответствует вкушаемому. Изучив оправдания Твои, говорит Пророк, Тебе, – наставнику в оных принесу в дар песнопение. Пс.118:172 .   Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны. «Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда». Посвящу язык на поучение словесам Твоим, зная, что всякою правдою преукрашены заповеди Твои. Пс.118:173 .   Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. «Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих». Симмах перевел: возлюбил; а Акила и Феодотион: избрал. «Рукою» же называет Пророк божественную действенность, от которой и просит улучить спасение Божие. Пс.118:174 .   Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое. «Возжелах спасение Твое Господи, и законь Твой поучение мое есть». Желаю, говорит Пророк, улучить от Тебя спасение, непрестанно поучаясь закону Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

(102) От законов Твоих не отступал я, потому что Ты обучал меня. (103) Как сладки для неба моего слова Твои, более, чем мед для уст моих. (104) Повелениями Твоими вразумлен я, оттого ненавижу всякий путь лжи. (105) Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей. (106) Клялся я – и исполню! – хранить законы справедливые Твои. (107) Удручен я очень, Г-споди, оживи меня по слову Твоему. (108) К молитве уст моих благоволи, прошу, Г-споди, и законам Твоим научи меня. (109) Душа моя в руке моей всегда (в смертельной опасности), но Тору Твою не забыл я. (110) Поставили нечестивые сеть мне, а я не уклонился от повелений Твоих. (111) Унаследовал я заповеди Твои навеки, ибо они – радость сердца моего. (112) Склонил я сердце мое к исполнению законов Твоих навек, до конца. (113) Злонамеренных ненавижу я, а Тору Твою люблю. (114) Убежище мое и щит мой Ты, слова Твоего жду я. (115) Удалитесь от меня, нечестивые, и хранить буду заповеди Б-га моего. (116) Поддержи меня, по слову Твоему, чтобы жить мне, и не посрами меня в надежде моей. (117) Укрепи меня, и спасен буду и заниматься буду законами Твоими всегда. (118) Попираешь Ты всех отступающих от законов Твоих, потому что тщетна ложь их. (119) Как шлак, устранил Ты всех нечестивых земли, поэтому люблю я заповеди Твои. (120) Содрогнулась от страха пред Тобой плоть моя, и судов Твоих боюсь я. (121) Творил я суд и справедливость, не оставь меня (в руках) притеснителей моих. (122) Поручись за раба Твоего – ко благу (его), пусть не притесняют меня злодеи. (123) Глаза мои истомились, (ожидая) помощи Твоей и слова справедливости Твоей. (124) Поступай с рабом Твоим по милосердию Твоему и законам Твоим научи меня. (125) Раб Твой я, вразуми меня, и узнаю заповеди Твои. (126) Время действовать ради Г-спода: они нарушили Тору Твою! (127) Посему люблю заповеди Твои больше золота и чистого золота. (128) Посему все повеления Твои – все справедливыми признаю, всякий путь ложный ненавижу я. (129) Дивны заповеди Твои, поэтому хранит их душа моя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Насколько обосновано это представление? Господь Иисус Христос назвал две главные заповеди закона – заповеди о любви к Богу и к людям ( Мф. 22:37–40 ; Мк. 12:29–31 ). Обе эти заповеди, бесспорно, носят нравственный характер. Проявления именно этой любви к Богу и людям мы видим в Десяти заповедях. Ап. Павел также не разделяет заповеди на Десять и прочие: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:8–10 ). Здесь мы видим сразу несколько заповедей из числа Десяти: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого. Следовательно, ап. Павел считает сутью и вечной частью закона не Десять заповедей, а любовь. Исполнение закона, по мысли апостола, достигается не хранением субботы, а деятельной любовью: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождениюплоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается “люби ближнего твоего, как самого себя”» ( Гал. 5:13–14 ). К. Плотников подчеркивает, что Десять заповедей были даны тогда же и при тех же обстоятельствах, что и прочие заповеди Закона Моисеева, и Моисей свидетельствовал о том, что весь Закон дан от Бога ( Втор. 14:13–14 ). Поэтому «все различие между Десятью заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлением, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, “рукой посредника” ( Гал. 3:19 )». Поэтому в Неем. 8:18  «Законом Божиим» называется весь Ветхий Завет , который «дал Господь через Моисея» (ст. 14), а не отдельные Десять заповедей. Равным образом в Пятикнижии говорится об обязательности всех заповедей ( Чис. 15:39 ; Втор. 27:10 ), и наказания установлены Богом за неисполнение всех заповедей, а не одних лишь Десяти 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010