5) Чин и оустав, како достоит приимати иже от латынь или от жидов. или от срачин или от черкас приходящих ко святей божии церкви. К нашей непорочней християнскои вере православно. Соф. библ. 1071. л. 224 об. 137 Хотящих истинным святым крещением креститися. дающих на себе свиток писания православныя веры. и проклинающих вся своя ереси, и иную всякую ересь, или кто преже от еретик имея крещение. о всех тех все последование и весь и чин. и оустав единообразно действуется, и свершается неизменно якоже зде написано, кроме токмо свое писание во отрицании коегождо богомерзкого закона, и проклятия всяких различных ересей. Внегда же хотят приводими бывати к православной вере. Прежде оубо исповедается и отрицается богомерского мудрования и всякого нечестия и еретичества. глаголя сице. Аз онсии имрк. Аще от латынь, ищи назади, глав. Аще ли от срачин. ищи последи глав. Аще ли от жидов. ищи последи, глав, Аще ли от черкас ищи последи глав. И тако предварив оубо подобает, сотворити того оглашенника. оглашена молитвою, и действом презвитерским. Аще будет един приходяи. аще ли же два, или мнози. по томуже образу вкупе, и о всех действуется. Творя тех прекланяти колени пред дверми церковными. Священник же знаменует приходящего третицею. и глаголет молитву сию. в нейже и имя ему наречется, во имя святого. егоже прилучится быти памяти во осмый день. Мол. оглашения. Оглашение и наречение имени. действо. Благословен еси Господи Боже отче Господа нашего Иисуса Христа иже от всех язык избирая себе люди изрядны.. (См. Чинопоследование соединяемым из иноверных изд. 1831 г. л. 5). Таже знаменав его паки, трижды глаголет, написано бысть имя его во оглашенных. И паки молится молитвою сею: Ты владыко спасение послал еси мирови святое ти слово... Возгл. Ты бо еси един избавитель. (Тамже об.). И даст ему иереи заповед поститися седмицы две. прилежа молитве, вечер. и заоутра. и полудне, и во всяко время церковного пения пооучавая его. во псалмех. и в евангелиях преданную нам от Христа Иисуса молитву, иже есть Отче наш иже еси на небесах и священныя веры воображение иже есть. Верую во единого Бога Отца, молитву Иисусову. и некия псалмы, и тогда сподоблятися ему православныя веры. якоже свидетельствует о сих собора иже в Лаодикии правило (Далее следуют правила Лаодикийския 45 и 46 и VI соб. 78 с толкованиями).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Орос (гр.) – определение, наредба, заповед. Ортодоксален (гр.) – православен. Орфизъм – езическо митологично учение. Освещаване означава да бъдеш отделен и посветен на служба на Бога. То придава особен статус на ония, които са Божии. Освещавали са се свещеници «Ето що трябва да извършиш над тях, за да ги посветиш за Мои свещеници...» ( Исх 29:1 ), скинията и жертвенника (Изх 29:44; 40:9), Соломоновия храм (3Царе 8:63), втория храм ( Езд 6:16 ), Иерусалимската стена ( Неем 12.27 ). Посвещаването на левитите в служене е наречено очистване ( Чис 8.6–22 ). Бог е осветил седмия ден (Бит 2.3), всяко първородно (от мъжки пол) от «човек до добитък» (Изх 13:2). «Моисей взе помазен елей и помаза скинията и всички неща, що бяха в нея, и ги освети; поръси с него жертвеника седем пъти и помаза жертвеника и всичките му принадлежности, и умивалника и подножника му, за да ги освети. И изля (Моисей) от помазния елей върху главата на Аарона и го помаза, за да го освети» ( Лев. 8:10–12 ). «Отец освети и прати в света» също Своя Син Иисус Христос ( Иоан 10:36 ). Неговата воля е и ние да ес осветим: «Тази е волята Божия: да бъдете осветени» ( 1Сол. 4:3 ); " А Сам Бог на мира да ви освети напълно, и целият ваш дух и душата и тялото да се запази без порок при пришествието на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол. 5:23 ). Освещаването е процес на очистване и постигане на святост чрез Христа в Светия Дух. Призвани сме да бъдем светци и да растем в Бога. Веднъж получили Светия Дух, ние активно участваме в освещаването; сътрудничим на Бога и сме Негови съработници, за да Го познаем, ставайки по благодат това, което Той е по природа. Осмогласник – виж Октоих. Отпуст – кратко молитвословие, което свещеникът произнася на края на богослужението. «Отче наш...» виж Господня молитва . Офити (гр. «змиевидни») – сектанти от II в., които приемали змията като символ на Иисуса Христа. Бхагван Шри Раджниш (Ошо) – съвременен индийски философ, мислител, религиозен писател и световноизвестен гуру (т.е. «духовен» учител). Съблазнява неопитни, доверчиви интелигенти, особено младежта, с «оригинално и необичайно интересно» тълкуване на евангелските притчи; с гарантирана помощ в задълбоченото изучаване на всяка религия; с обещанието за бързи «духовни» успехи, пълно и окончателно «просветляване» и така нататък.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отцы Церкви очень часто пользовались писанием Сираха в своих творениях. Так, Апостол Варнава цитирует ее изречение: «да не будет рука твоя простерта к принятию и сжата к даянию» ( Сир.4 ­­ Посл.19:9). Климент Римский обращается с молитвою к Богу: «многомилостив и щедр (Господи), остави нам беззакония наши» ( 1Кор.59 и 60 гл.), как бы воспроизводя аналогичную молитву Сираха (16:12–15). В Пастыре Ермы встречаются частые цитаты из этой книги (Вид. 3, 7. Заповед. 1, 1. Подоб. 5, 3, 5, 6, 7…). У Климента Александрийского (Paed. II, 7 ­­ Сир.7:15; 14:1 ; Paed. II, 6 ­­ Сир.20:5, 8 ; Paed. II, 2 ­­ Сир.31:36; 31:38 ; Paed. I, 8 ­­ Сир.1 и мн. др.), Киприана Карфагенского (Test. II, 1; III, 6; Ер. 69 ­­ Сир.28:28 ; De immort. с. 13 ­­ Сир.12:7–9 ), Оригена (Cont. Cels. VIII, 50 ­­ Сир.10:23 ; Com. in Iohan. ­­ Сир.31:16; 5:8 ), Афанасия (Прот. Ар. II, 79; Толк. на Пс.118, 60 …), Златоуста (De Lazar. II, 4), Ефрема Сирина (I, 83; II, 118; III, 100), Василия Великого (Шестоднев. 6:10. Толк. на Пс.14:44 ), Григория Нисского (О жизни Моисея и О надписании псалмов. II, 3. Толк. на Екклез. гомилия 3) и других отцов Церкви очень часто цитируется эта книга. Кирилл Иерусалимский в 23-м огласительном поучении своем прославляет праведного человека характеристикой его у Сираха (34:9–15). Также и в других местах огласительных (6:4; 11:9; 13:8; 23:17) и тайноводственных (5:17) поучений цитирует книгу Сираха. Епифаний обличает суемудрие и фантазерство еретиков, пользуясь словами Сираха: «высших себе не ищи и крепльших себе не испытуй» ( Сир.3:21–24 ). Этими очень характерными словами очень часто пользовались христианские учители и моралисты, чтобы остановить бесплодные, а иногда и вредные, порывы людей к излишнему и непосильному «мудрованию», порождавшему ереси и расколы. Заповеди Сираха о почитании родителей, с их обещаниями и обоснованиями моральными ( Сир.3:1–17 ), очень часто цитируются у отцов Церкви, у проповедников и моралистов. Изречение Сираха: помни последняя твоя, т. е., смерть и загробный суд, и во веки не согрешиши ( Сир.7:39; 14:12 ), едва ли реже канонических изречений встречается в богословских, особенно гомилетических и моральных, христианских произведениях. Всякий современный богослов и читатель найдет в книге очень много чрезвычайно ценных поучений и уроков, например, о борьбе с грехом ( Сир.4:23; 21:1–4 ), о гордости ( Сир.10:7 ), высокомерии (6:2–4), честолюбии (7:4–8), нравственной нечистоте (9:3–11; 19:2–3; 23:21–24; 25:28, 33, 36) и мн. под. Найдет он здесь и полезные советы: о молитве (18:22–23), смирении (32:22–24), любви (13:19–20), милостыни (7:10, 36; 29:12–18) и мн. др. Из догматических положений очень важно изречение: воззвал я ко Господу, Отцу Господа моего ( Сир.51:14 ), заключающее ясное учение о троичности Лиц, преимущественно о Боге Отце и Сыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

е. всего себя) Богу. Хиротонисающие (посвящающие) епископы держат над главою посвящаемаго отверстое Евангелие, да помнит, что, хотя он возвышается, но подвержен законам Евангелия, и имеяй заповедати другим, заповедь закона приемлет, и (да помнит же), яко совершающая сила священства подается от благодати Виновника таинств, и что посвящаемый должен иметь совершенное познание Евангельских истин, дабы силен был и иных научать. Три, а по нужде – два Епископа потребны к посвящению Епископа. Ибо, по преданию Церкви, ни патриарх един, паче же митрополит, архиепископ или епископ доволен к избранию епископа, а след. и к посвящению, потому что избрания право имеет Собор (§§302–306)». Должность Епископа: 1) проповедовать слово Божие (Св. Игнат. посл. к Смирн. заповед. Апост.); 2) посещать епархию и наблюдать благосостояние паствы и поучать народ; 3) посвящать священников, диаконов и клириков; 4) от епархии не отлучаться; 5) заступать обидимых; 6) быть на соборах; 7) иметь училища и приготовлять воспитанием и науками к чинам священным... Соблазн двояким образом бывает, говорит бл. Тихон (кн. 6 §71): 1) развращенным и слову Божию противным учением, как то делают еретики  и прочие суеверы; 2) подает соблазн и тот, кто противно слову Божию живет, и развращенно между братиею своею обходится... Соблазн подобен моровой язве, которая, зачавшись в одном человеке, многих, близь живущих, заражает и умерщвляет: так и развращенное учение в одном ересеначальнике зачинается, но бесчисленный народ поражает и погубляет; так и беззаконное одного житие подает случай многим беззаконновать, и то, что видели или слышали, делать. Отсюда видим, что иной град и село – тем, иный другим беззаконием отличается от другого. Иным мамона и сребролюбие обладает наипаче: в ином роскошь и всякое плотское угодие преизобильно разливается; в другом гордость житейская паче прочего себя оказывает. Тоже примечается по домам и фамилиям... Хотя и всякий может подать соблазн еретическим, неправославным учением и мышлением, или житием беззаконным, но наипаче родители бывают соблазном детям, пастырь – людям, начальник – подчиненным, господа – рабам своим, учитель – ученикам своим, старые – младым. Ибо высших житие, и мысли и пример для низших есть, как правило, или как зеркало, в которое смотрят и по которому себя исправляют последние. Горе миру от соблазн, глаголет Христос ( Мф. 18:7 )! Горе же – его же ради соблазн приходит! Уне ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго ( Лк. 17:1, 2 ). Из сего видим, коль великое зло – соблазн: это язва и зараза моровая! Сие зло да убедит нас уклоняться от беззакония и берещися еретических мыслей слов, дабы то горе, которым Божие слово угрожает соблазнителям, нас не постигло.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– А нынешние нецыи начальницы духовнии, оставлше о ном заповед Христову, держать предание человеческое паче Божия, и тем сами грешат смертно и других зломудствованием своим не искусных прельщают. От них же избави нас, Боже, ими же сам веси своими судьбами). «Сего ради должно есть и нам от Спаса нашего и Господа Иисуса Христа преданные заповеди и святыми апостолы и святыми отцы» хранённые держати. – «Понеже убо совершение прият православных церковь , не токмо по богоразума и благочестия догматом, но и по священному церковных вещей уставу, праведно убо есть и нам всяку церковных ограждений новину потребляти, ведящым новины всегда виновны бывати церковного смятения и разлучения, но уставом последовати святых отец, яже наученная невредима, без приложения же коего либо и отъятия приемлющим, по 1-му вселенского седьмого собора правилу, сице глаголющу: святая правила облобызающе приемлем и держим святых апостол и шести вселенских соборов, к сим же и поместных; ещё же святых отец наших, яко от единого святого духа вдохновенны. – И их же они прокляша, проклинаем и мы; и их же извергоша, извергаем и мы; и их же отлучиша, отлучаем и мы; и им же запретиша, запрещаем и мы». «Сего ради должно есть нововведённые чины церковные с древними греческими и славянскими книгами разглашающиеся исправити, яко же лепо. – И о сем прошу решения: новым ли московским печатным книгам последовати, в них же многая обретошася нами, от переведших и преписующих я неискусне, с древними греческими же и славянскими несходства и несогласия, явне же реши погрешения, – или древним греческим и славянским, иже обои един купно чин и устав показуют; – в них же святые Божии человецы и велицы сих творцы восточные богословы и учители – Василий великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоустый , Иоанн Дамаскин , и Петр, Алексий, Иона и Филипп московские чудотворцы и прочие святые поучающеся, Богови угодиша, и нам в пользу нашу не зазорны я оставиша, невредны блюсти поведеша?» 84 – Внимай, боголюбезный правоверный читатель, прилежно, како зде святейший патриарх Никон древние греческие рукописьменные и славянские харатейные книги похваляет и с ними весьма тщится во всем согласное имети; а еже с ними в книгах несогласное и то, яко новое, отринути поучает, и чесо ради тако сотворити и тому причину даёт он светлую: яко дабы нам всем спасение улучити – такожде, якоже наши российские святые Пётр, Алексий, Иоанна и Филипп Московские чудотворцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

св. Синода 25 Апр. 1865 г. и 22 Янв. 1870 г.). Такой тип нового русского православного монастыря уже сам собой обрисовался в большинстве монастырей, возникших в последней четверти прошлого столетия по инициативе отдельных лиц и целых обществ. Обеты монашеские даются однажды и навсегда; поэтому самовольное сложение с себя монашества и возвращение в мирское состояние составляет, с канонической точки зрения, столь же тяжкое преступление, как и свержение духовного сана (халк. 7). По византийским государственным законам, принятым в состав нашей Кормчей, монах, свергавший с себя свои обеты и одежды, был возвращаем в монастырь насильственно, а за повторение того же преступления обращался прямо в податное состояние (от нов. заповед. Иуст. 2-й грани гл. 1, -Кормч. ч. 2, л. 59 об.). По действующим у нас законам (9, 349) дозволяется, однако, просить о сложении монашеского сана, как и о сложении сана духовного. Но эта просьба исполняется только после безуспешного шестимесячного увещания просителя о сохранении обетов; увещание производится сначала через монастырского настоятеля и старшую братию, потом через особых духовных лиц по назначению местного архиерея и, наконец, в полном присутствии местной духовной консистории. Если увещания останутся безуспешными, то консистория постановляет о снятии монашества, и это постановление приводится в исполнение только с разрешения Св. Синода (Уст. Дух. Консист. 86). Уволенный таким образом из монашества возвращается в то состояние, к которому принадлежал по рождению, без возврата преимуществ чинов и отличий, какие могли быть приобретены им прежней службой до пострижения в монашество (9, 348). Равным образом, ему не возвращается и то имущество, которое он внес в монастырь или которое оставил в миру при своем пострижении (9, 356). Кроме того, он лишается навсегда права быть определенным на гражданскую службу и не может иметь жительства или приписаться к какому-либо обществу в той губернии, где был монахом, равно как и в обеих столицах, во все то время, в продолжении которого, по церковным правилам состоит под епитимией за свой поступок, т. е. в течение семи лет (9, 349, п. 3 и 4). Если монах лишается своего сана по приговору духовного суда за проступки и преступления, оскорбляющие монашеское звание, то ему уже навсегда запрещается въезд в столицы и приписка к городским или сельским обществам в той губернии, где был монахом, в исполнении чего с него берется подписка под опасением за нарушение оной быть сосланным в Сибирь на всегдашнее пребывание, без разрешения и там поступать на службу. С означенной подпиской он получает место жительства без прав состояния, принадлежащих ему по рождению, по указанию гражданского начальства (9 ст. 349 п, 5 и б и ст. 350). 3. Миряне

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Лучший пример этого представляет нам Флорентийский собор (по западному счислению 17-й Вселенский), заключения которого были приняты и подписаны многими иерархами восточной церкви, но которые ныне в этой церкви не имеют никакой важности и, главным образом, потому, что их не хотел принять или признать народ. Право участия верующих мирян в избрании священнослужителей основывается также на примере апостольской церкви. Верующий народ участвует в избрании ап. Матфея ( Деян. 1:15 ) и первых диаконов (Деян. 6и сл.). Это право народа существовало в той или другой форме во все века церкви. Против него обыкновенно приводится один канон (13 Лаодик. соб.), но канон этот говорит о толпе ( χλος), которой следует запретить избрание священнослужителей, но ни этот, никакой другой канон не запрещает народу или его законным представителям участвовать, согласно установленному порядку, в избрании священнослужителей. Права народа в этом избрании, как и в церковных соборах, отличаются от прав иерархии. Народу принадлежит избрание и предложение известного лица в узком смысле, а иерархической власти – признание выбора и возведение предложенного лица в известное священнослужительское достоинство, или наоборот, иерархия предлагает известное лицо, а народ высказывает свое мнение о нем и согласие или несогласие на служение этого лица церкви. Народу принадлежит в этом votum consultivum, testimoniale и вообще consensum, но никогда ни один канон не лишал народа права иметь участие в избрании иерархии. – Участие народа в управлении церковным имуществом изменяло в течение времени свою форму, но в основе своей оно оставалось всегда в силе, как остается в силе в различных видах и в настоящее время. Константин Великий особым законом определил места школ, предметы обучения, число учителей и т.д. (Ad. Cod. Theodos. Jar. Gothofr. De professoribus et de stud, liber.). О школах в Карфагене и Галлии см. August., lib. V confess., e. 8. Hieronim, ep. ad Rustic. О церковных школах в древней сербской церкви см. в позднейших рукописях Душанова законника следующую статью: «и cujy заповед имами от всех cmapejmyjy, jyжe заповеда нам господ бог наш и свети апостоли и богоносни оци наши и вси свети и вса npabocлabhaja католичанска света црков наша bacmoчhaja, мати всем црквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

8 Все то, что изречено и содеяно в Проскомидии, или же смерть Господня прознаменуема была, есть только начертание и образ: хлеб же пребывает еще хлебом, это единое принявшее, потому что есть дар Богу.Никол. Кавасил. В Изъясн. Литург. Гл. 11. 10 Чего ради вода? Чего ради кровь? Вода да очистит, кровь да искупит. Св. Амвр. Кн. 5 о Таинст. Гл.1 лист. 304. В этом чудесном и таинственном проишествии созерцаются Таинства Крещения и Причащения. 14 Двоякое знаменование места, где совершается Проскомидия, утвари к тому потребной, почерпнуто, по большей части из Тайноэрения вещей церковных Патриарха Германа. 16 Заповед. Апостольск. кн. 8 в гл.34, предписывается молитвы вторити утро и в третей части и шестой и в девятой и вечеру и в петлоглашение: что и наблюдали особенно пустынножители, читая соответствующие тому времени псалмы, называемые междучасием. Но как обязанные различными должностями не могут во всех часы быть свободны, то Церковь определила: первый час читать непосредственно после Утрени, поскольку она оканчивается при рассвете; третий и шестой перед Литургией во время Проскомидии, а девятый перед Вечернею. Вот происхождение так называемых Часов. Гавр. М. лист 22. Часы на день Рождества, Богоявления, также в Великий Пяток отправляемые называются Царскими, потому что в Царьграде имя Государя тогда с особенным торжеством воспоминалось, и возглашалось ему. 17 См. служебник начальные листы… Из этой истории страдания Христова можно усмотреть, для чего Литургия совершается между третьим и шестым часом дня. 18 Имя оглашенный соответствует Греческому слову, которое происходит от глагола оглашаю, или иначе, преподаю учение живым голосом, изустно. Так со времен Апостольских преподавалось первоначальное Христианское учение готовящимся ко Святому Крещению, которые потому и назывались оглашенными. 19 Слышать стояща проповедника и глаголюща: елицы в покаянии нем Митр. Гавриил, почерпнуть изр. Златоуста в книге и чинопол. Провосл. Церкви на стр. 33. Из этого видно, что и кающимся получалось слушать только Литургию оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Сведенията за светията достигат до българският владетел цар Петър I, който предприел 120-километрово пътуване до Рила планина, за да се срещне с благочестивия старец. Св. Йоан Рилски му се поклонил отдалеч и върнал изпратеното му от цар Петър злато. След тази среща към отшелника започнали да се присъединяват ученици, които построили колиби наоколо. Това е началото на най-известния български манастир. Св. Йоан Рилски починал през 976 г. на около 70 годишна възраст. Скоро след това по заповед на българският владетел мощите на светеца преместили в София. Ковчегът с тленните останки на Йоан Рилски също притежавал чудотворна мощ. Гръцкият писател Йоан Скилица станал свидетел на излекуването на византийския император Мануил I Комнин (1143–1180). През 1183 г. унгарският крал Бела III превзел София и изпратил мощите на светеца в столицата си Естергом. Естергомският католически архиепископ отрекъл съществуването на светеца и бил наказан с онемяване. Говорът му се възвърнал едва след като се преклонил пред мощите на св. Йоан Рилски и помоли за прошка. През 1187 г. унгарците върнали светеца в София. А през 1194 г., по заповед на българският цар Асен мощите били пренесени в столицата Велико Търново. Те оцеляли след плячкосването на града при превземането му от турците през 1393 г. През 1469 г. с разрешение на султан Мурад II мощите му били върнати на Рилския манастир с голямо народно честване. Църквата почита св. Йоан Рилски като светец-покровител на българския народ и го чества на 19 октомври. Извън речника: Св. Иван Рилски. Св. Игнатий Антиохийски виж св. Игнатий Богоносец Св. Игнатий Богоносец (67–110 г.) – един от църковните отци, ученик на св.ап. Йоан, вторият епископ на Антиохия, заведен в Рим и захвърлен на дивите зверове по време на гоненията на император Траян през 107 година. Неговите послания, писани против юдействащите и докетите имат важно значение за историята на християнските догмати и опровергават възгледите на протестантите за свещенството и епископата. Извън речника: Св. Игнатий Богоносец .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Св. Игнатий Брянчанинов (в света Димитрий Александрович Брянчанинов, 1807–1867) – епископ, светител, аскет, църковен писател и публицист, учител на християнски живот. Роден на 5 февруари 1807 г. в Русия. Завършил военно инженерно училище, но скоро след това напуснал света и се оттеглил в манастир. Настоятел на Троице-Сергиевия манастир (1834–1857) в Санкт Петербургска губерния в Русия в архимандритски сан, Кавказки и Черноморски епископ от 1857 година, оттеглил се през 1861 г. «на покой» по здравословни причини в Николо-Бабаевския манастир в Костромска епархия, където и починал в 1867 година. Св. Игнатий е бил деятелен учител на монасите не само в своите богословски съчинения по аскетика; целият му живот представлява пример на самоотверженост, борба със страстите, скърбите и болестите. В своите съчинения «Аскетически опити», «Аскетическа проповед», «Принос към съвременното монашество», Отечник» (сборник с мисли и примери от живота на древното монашество), «Слово за смъртта» и в множество по-късно издадени писма св. Игнатий изложил аскетическото учение на св. отци и са признати за класически произведения на православната богословска и аскетическа мисъл. Канонизиран от Руската Църква през 1988 година. Паметта му се почита на 30 април (13 май ст. стил). Извън речника: Св. Игнатий (Брянчанинов) . Игумен – монах със свещенически сан, предстоятел или ръководител на манастир. Званието в по-високо от иеромонах, но по-нисше от архимандрит. Към игумена (и архимандрита) е прието да се обръщаме с «Ваше Високопреподобие». Игуменка – настоятелка на женски православен манастир. Идолопоклонство – грях против втората Божия заповед, състоящ се почитането като божество на нещо, което не е Бог, в обоготворяване на кумири или идоли. Освен грубото идолопоклонство, което е било характерно за езичниците, има и друго вътрешно, слабо забелязвано идолопоклонство, на което могат да се отдават хора вярващи в истинския Бог. Към греховете на вътрешното идолопоклонство се отнасят всички греховни страсти, които, като завладяват душата ни, стават нейни идоли, и на тия идоли ние служим вместо на Бога, забравяйки своите задължения към Него и ближните. Виж ст. Втората Божия заповед.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005