слышания: итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. X:17). – Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч (Деян. IV. 4).    Гордость бывает препятствием для веры: как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете (Иоан. V:44)?   11. Две стороны веры    „Слово вера – одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода“, учит св. Кирилл Иерусалимский. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: слушаяй словесе Моего, и веруяй пославшему Мя, имать живот вечный: и на суд не приидет (Иоан. V:24)... Другой род веры есть тот, который по благодати даруется Христом: „овому бо Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о том же Дусе: другому же вера тем же Духом, иному же дарования исцелений“ (1 Кор. XII:8, 9). Итак, сия по благодати Духом Святым даруемая вера есть не токмо научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет сию веру, речет горе сей: „прейди отсюда тамо, и прейдет» (Мат. XVII:20) (Св. Кирилл. Иерусалим. Огл. поуч. V, п. 10. 11, стр. 92, 93).    Подобным же образом учит и св. Иоанн Дамаскин. „Вера двояка», говорит он. „Есть вера от слуха (Рим. X:17). Слушая Божественное Писание мы верим учению Святого Духа. Сия вера приходит в совершенство чрез исполнение всего узаконенного Христом, т. е. когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди обновившего нас. Ибо кто не верует согласно с преданием кафолической церкви, или чрез худые дела сообщается с диаволом, тот неверный. Есть еще вера уповаемых извещение, вещей облачение невидимых (Евр. XI:1), т. е. твердая и несомненная надежда на данные нам от Бога обетования и на получение просимого нами“ (Св. Иоан. Дамаск. „Точн. изл. прав. веры“, кн. IV, гл. 10, стр. 140).   12. Библейские примеры живой и крепкой веры в Бога    I. Авраам: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. XV:6). – Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: так многочисленно будет семя твое. И, не изнемогши в вере, не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное (Рим. IV:18 – 21). – Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие; и пошел, не зная, куда идет (Евр. XI:8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Во всей России до XV века не было, кажется, ни одного саккоса. В первый раз привез его из Греции Митрополит Киевский Фотий, и с тех пор он стал одеянием русских Митрополитов, а со времени учреждения Патриаршества усвоен был и Патриархам. Что же касается архиепископов и епископов, то они облачались в фелонь, и лишь некоторым из них, за особые заслуги, в XVII веке разрешалось носить саккос. Такое разрешение дано было Московским Собором 1664 года архиепископу Черниговскому Лазарю Барановичу. В 1669 году Александрийский Патриарх Паисий рекомендовал патриарху Московскому Иоакиму, с разрешения государя, предоставить право ношения саккоса всем архиепископам, но это предложение не было принято, и только со времен Петра Великого саккос стал у нас общей епископской одеждой. С тех пор облачение в саккос вошло в состав чинопоследования епископского посвящения. Что касается вручения епископского жезла, то его нет в древних русских чинопоследованиях, и явилось оно в новых, вероятно, в XVIII веке из чинопоследований греческих с тем различием, что в греческих оно помещено непосредственно после присяги, а у нас – в конце. То же с вероятностью нужно предположить и о мантии. Хотя о ней не говорят известные нам памятники – ни греческие, ни русские. Служение предстоятельства – священство    Священство существовало в апостольское время, как и во все последующие периоды, и занимало главное место среди прочих служений, а коль скоро оно существовало, то, согласно учению святых апостолов, существовала и соответствующая ему харизма. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). Не епископ, не собор епископов, не церковный народ, а Бог поставляет апостолов, пророков, учителей и пастырей для особого служения в Церкви, а потому поставление совершается в самой Церкви и с ее участием. В своей речи к ефесским пресвитерам святой апостол Павел сказал: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Впрочем, под именем апокалипсической Иезавели можно понимать не только иезуитов, но и модную культуру вообще, с которой боролись все российские патриархи последних веков и с которой перестали бороться предстоятели Церкви после патриархов. Культура эта шла к нам из Европы, а с половины XVIII столетия преимущественно из Франции, где эпоха Людовика XIV и XV была законодательницей модной культуры для всего света, в том числе и для нашего отечества. Долготерпение Божие долго щадило эту культурную страну, но она не исправилась, а потому и поражена была со своими детьми революцией, и все народы, следовавшие ее чарам, поражены были войнами, революциями, и империи их претерпели страшные испытания, в том числе и наше отечество в 1812 г. 8 «Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени: только то, что имеете, держите, пока приду» ( Откр. 2:24–25 ). Это утешительное для восточно-кафолической Церкви обетование свидетельствует, что она останется до конца право правящей Слово Божественной Истины и верной хранительницей апостольского предания. В награду за эту непоколебимую верность обещается власть над язычниками. «И будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся» ( Откр. 2:25–28 ). Не означает ли это того, что Греко-Российская Церковь употребит с пользой плоды из насажденных ею в прошлом столетии рассадников богословского просвещения. Конечно, она употребит их для проповеди Евангелия, последней, быть может, проповеди, во свидетельство язычникам Китая, Японии, Индии и других стран, сидящих во тьме и тени смертной. От нее, от этой великой половины Вселенской Христовой Церкви, сопредельной с царством дракона, надобно ожидать призыва язычников в виноградник Христов, в наступающий уже единодесятый час дня, дабы «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» ( Деян. 26:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Глава XV    Часто спрашивают и относительно некоторых ядовитых и опасных животных, сотворены ли они после грехопадения человека для его покарания, или же изначально они были созданы безвредными и только впоследствии начали губить грешников. Даже если бы все было именно так, то ничего удивительного в этом бы не было, ибо никто в настоящей многотрудной и бедственной жизни настолько не праведен, чтобы осмелиться назвать себя совершенным, о чем справедливо замечает апостол: «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился» (Флп 3.12); с другой стороны, для упражнения нашей немощности и усовершенствования добродетели необходимы испытания и телесные бедствия, о чем свидетельствует тот же апостол, говоря: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор 12.7-9).    Впрочем, св. Даниил, исповедуя в молитве к Богу не только грехи народа, но и свои собственные, остался, находясь среди львов, живым и невредимым (Дан 6.22); точно также смертоносная ехидна, повиснув на руке апостола, не причинила ему никакого вреда (Деян 28.3-5). Таким образом, будучи даже и сотворены, они могли и не творить зла, если бы для этого не существовало причины, т. е. не было нужды, с одной стороны, устрашать и наказывать порок, а с другой, испытывать и укреплять добродетель, поскольку примеры терпения необходимы и для совершенствования других, и сам человек в испытаниях познает себя вернее, и, наконец, вечное блаженство, постыдно утраченное через наслаждение, твердо достигается лишь путем скорби. Глава XVI    Почему тогда, возразят нам, звери причиняют вред друг другу, хотя они и грехов не имеют, и добродетели путем подобного испытания не достигают? Конечно же потому, что одни из них служат пищею других. Ибо все, пока оно существует, имеет свою величину, свои части и свои разряды; взятое в целом, оно вызывает у нас справедливое одобрение, и даже когда одно переходит в другое, сохраняется отчасти скрытая от нас соразмерность и присущая каждому роду красота.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Им даже не дозволили защищать свое учение, а прямо присуждали на избитие, как всеобщих развратителей вселенной. Иже развратиша вселенную, говорили про них, сии и зде приидоша (Деян. XVII, 6); и далее: они проповедуют противное велениям Кесаря, глаголюще быти Царя Христа Иисуса (ст. 7). Повсюду судилища уже наперед были заняты такими мыслями, и требовалась великая свыше помощь, чтобы доказать, что и учение, которое они преподавали, есть истинно, и что общих законов они не ниспровергают; нужна была помощь с одной стороны для того, чтобы при ревностной проповеди учения не подать случая думать, что они ниспровергают законы, с другой стороны - для того, чтобы не повредить истине учения, когда они старались доказать, что не ниспровергают общественных уставов. Ты увидишь, что все это совершено с надлежащею мудростью Петром, Павлом и всеми другими. Хотя их порицали по всей вселенной как возмутителей, мятежников и нововводителей, но они не только опровергли такое мнение, но заставили всех о себе думать совсем напротив - как о спасителях, попечителях и благодетелях. И все это они совершили великим терпением. Потому Павел и говорил: по вся дни умираю (1 Кор. XV, 31), и пребывал в опасностях до конца жизни». Можно сказать, что терпение – начало, фундамент Божественного домостроительства. И это домостроительство возможно, оно не утопия, но реальность Бытия. Те, кто не будут участвовать в этом домостроительстве, объективно будут пребывать в геенне огненной. Само же домостроительство, естественно, своим основанием имеет веру и любовь. Безусловно, начало премудрости страх Господень, но, если у этого страха не будет веры и любви, то странствие к Небесному Отечеству представляется тщетным. В пути же необходимо вооружиться Божественным знанием, которое он предлагает Своим ученикам. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/23/...

Не Господь отвергнул народ, а народ отвергался Его; как в пустыне во время исхода, так во время судий и не верных Господу царей, так наконец перед Пилатом 1589 ; и тогда окончательно совершился приговор Господа Иисуса о Иерусалиме и пророчество Исаии: „вот вы проданы за грехи ваши и за преступления ваши отпущена мать ваша“. „Вы отреклись Святого и Праведного“. ( Деян. 3:14 ). (Но обратившиеся ко Господу спасутся). 2 . Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот прощением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. 3 . Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Господь укоряет народ Свой, что когда Он проявлял Себя в многократных чудесах и пророчествах и звал к Себе, то никто не приходил на зов Его, никто не отвечал на напоминания об обетованиях, и об обязанностях народа к своему Творцу и Царю. Причина тому было неверие, что и высказано в стихах 2–3, так как в них рисуется затмение мысли народа Израильского, переставшего понимать даже всемогущество Творца. Так понизился умственный и нравственный уровень народа со времени исхода из Египта, когда он воспел вместе с Моисеем величественную песнь, начертанную в гл. XV Исхода; или со времени песни Деворы во времена Судей, или со времени вдохновенного XVII Пс. начертанного Давидом 1590 . Это неверие было последствием, во-первых, распущенности нравов: ибо всегда этим путем человек близится к отрицанию Бога, и во-вторых идолопоклонства, которое есть обожание страстей своих и плоти под различными символами. Но внезапно речь пророчества изменяется. Вседержитель глаголет устами Раба Своего. 4 . Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. 5 . Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Прежде всего напомним слова Господа нашего Иисуса Христа: „Как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ ( Ин. 8:28 ) 1591 . В человеческих образах говорит священная речь человеку об Богочеловеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Они собирались по примеру св. апостолов, «ко­торые держали Собор в Иерусалиме» ( Деян.15:6 ). Мы придаем такое важное значение решениям соборов Церкви на основании слов Госпо­да Иисуса Христа: « если церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» ( Мф.18:18-17 ). Вселенских Соборов в наше время насчитывается семь ; 1й – Никейский ( 325 г.); 2й – Константинопольский ( 381 г.); 3й – Ефесский ( 431 г.); 4й – Халкидонский ( 451 г.); 5й – Константинопольский второй ( 553 г.); 6й – Константинопольский третий ( 680 г.); 7й – Никейский второй ( 787 г.). До середины XV века православные не ограничивали число Вселенских Соборов семью. Св. Марк Эфесский называет Собор 880 года Восьмым Вселенским, а последующие отцы придавали вселенское значение и другим поместным Соборам – 1156–1157, 1341, 1348, 1351 гг. и пр. Тема 12: О Никео-Цареградском Символе веры В основе Никео-Цареградского Символа веры лежат древние крещальные символы , которые восходят к учению апостолов. Отцы I Вселенского Собора в Никее составили первые семь членов (пунктов) Сим­вола веры. На II Вселенском Соборе они были пере­работаны, и добавлены еще пять членов . Первый Вселенский Собор был созван против ложного учения александрийского священника А рия . Называется также собором 318 отцов, составивших 20 правил (или канонов); Второй Вселенский Собор был созван для утверждения учения о Боге Духе Святом против ложного учения константинопольского епископа Макед о ния; называется также собором 150 отцов, составивших 7 правил. Тема 13. О первом члене Символа веры Определение веры Веровать в Бога – значит быть уверенным в том, что Бог существует и заботится о спасении сотворенного им мира. Апостол Павел пишет, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает». ( Евр.11:6 ). Христианин всегда должен быть готов дать исчерпывающий ответ на вопрос «как веруешь?» «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пт.3:15).

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Розанове. Я вот с одной стороны г. Тихомиров в двух своих последних заявлениях делает решительные шаги, чтобы выбраться из густого тумана, отчасти им самим напущенного на этот жизненный вопрос, а с другой стороны проповедник религиозной нетерпимости вызван к такому совершенному обнаружению своих мыслей и чувств, после которого дальнейшую его проповедь можно уже считать безвредной. Теперь мне остается, пользуясь успехами г. Тихомирова, разобраться в этом споре до конца и привести дело в полную ясность, а затем познакомить читателей с последним швом г. Розанова, которое доставит им, надеюсь, несколько минут невинного удовольствия. Требование справедливости: не делай другим, чего себе не желаешь, г. Тихомиров считал сначала моею злонамеренною и нелепою выдумкой, основанною на переделке евангельского текста. На это я отвечал, что означенная формула древнее не только меня, но и евангелия, ибо ее высказал, между прочим, знаменитый учитель Гиллель. Теперь публицист «Русского Обозрения» открыл или, как он говорит, «вспомнил», что эта формула, которую он столь решительно опровергал, находится в постановлении апостольского собора в Иерусалиме: «Ибо угодно Духу Святому и нам не возлагать на вас тяжкого бремени более кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. ап. XV, 28, 29 по русск. Нов. Зав. петерб. изд. 1879 г.). Г. Тихомиров думает, что на его прежнее обвинение меня в изобретении справедливости и переделке священного текста я должен был вместо того, чтобы ссылаться на «премудрых раввинов», прямо указать ему это, «запамятованное» им, апостольское постановление; а так как я этого не сделал, то тем самым доказал, что помянутого постановления не знал и не знаю и, следовательно, вообще недостаточно знаком со священным писанием. Все это было бы прекрасно, но к несчастью для г. Тихомирова мое крайнее незнакомство с св. писанием побуждает меня читать его в подлиннике, и вот, как нарочно, великое открытие нашего публициста отнюдь не подтверждается греческим текстом Деяний ап.: предписания «не делайте другим, чего себе не хотите» там вовсе нетъ .

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

— ХХ век, как мы видим, был наполнен катастрофами, но они были и в древности, они были всегда — с момента грехопадения, которым органическая связь Бога, человека и всего тварного мира была разрушена. Как говорит апостол Павел: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Человек ответственен за вхождение мертвой струи в ту жизнь, которую сотворил Бог. Большая часть рода человеческого отошла от Христа, отошла от Церкви, живет по законам мира сего, и, естественно, такая жизнь приводит к катастрофам и катаклизмам, которые умножаются по мере умножения греха. Наблюдая за этими событиями, мы можем говорить о том, что приближается время конца света. Но в Евангелии Господь говорит: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ). Евангелие многократно возвращается к теме того, что мы должны быть всегда готовы «предстать пред Сына Человеческого». Новгородская икона XV века «Страшный суд» . Слева вверху — Горний Иерусалим со святыми, в центре в круге — Господь-Саваоф в окружении серафимов и Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях. Справа — Христос с ангелами, прогоняющими трезубцами тьму, и ангелами, склонившимися перед крестом. В следующем ряду — ангелы и апостолы, в центре — Христос-Спаситель, рядом с ним Богоматерь и Иоанн Предтеча, на коленях стоят Адам и Ева. Они молят Христа за человеческий род. Из пасти ада к ногам Адама тянется змий, на теле змия разноцветные кольца, символизирующие мытарства, через которые должны пройти грешники. Ниже — длань, держащая весы, которые бесы стараются перетянуть в свою сторону. Справа — земля и море, «отдающие мертвецов», под ними — ад, где сатана держит Иуду. Ангел трезубцем отправляет в ад грешников: епископа, царя и монаха. Слева в кругу изображение рая с Богородицей, ангелами и благоразумным разбойником, внизу врата рая, в которые входят праведники, левее них — схимники с крыльями (схиму называют «ангельским образом»). Ад и рай разделены столбом, к нему прикован «милостивый блудник» из византийской притчи, который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен Царства Небесного».

http://azbyka.ru/apokalipsis/chem-strash...

Эти иные враги и для церкви вообще и для Антиохийской в частности, нападавшие как волки на овец Христовых, были враги внешние: язычники и иудеи. Глава VI-я. Секта Иудействующих в Антиохийской церкви Еще во время Св. Апостолов, когда только что свет Христов просветил Антиохию, явились здесь евреи. Антиохия, находясь в соседстве с Финикиею, великой Арменией, Киликией и Каппадокией, славилась обширною торговлею. И это было причиной, почему евреи во все времена во множестве стекались сюда. Рассеявшимся от гонения, бывшего после Стефана, – передает книга Деяний Апостольских, – прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Но были из них некоторые Кипряне и Киринейцы, которые, прошеди в Антиохию, проповедовали Еллинам благовестия Господа Иисуса. И рука Господня была с ними, так что великое число уверовало и обратилось к Господу. Дошел слух до Иерусалимской церкви и послали Варнаву в Антиохию. Он, прибыв туда и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и найдя его пришел в Антиохию. Целый год собирались они с тамошнею церковью и научили немалое число людей... В сие время пришли из Иерусалима пророки ( Деян. 11:19–27 ). Но после этого так радостного известия, Св. Лука находит необходимым отметить и одно печальное обстоятельство за самое первое время христианства в Антиохии. «Некоторые, говорит, пришедши из Иудеи, учили братьев: вы не можете спастись, если не обрежетесь по обряду Моисееву» (XV, I). Очевидно, эти пришедшие христиане из Иудеи сами были евреи. Проповедь, которую они принесли с собой в Антиохию, была для них словом искреннего убеждения, которому они замечали некоторое одобрение, как им казалось, в самих Апостолах. Объясним это. Иудеи, уверовавшие в Иисуса Христа, с самого начала не отделялись резко от господствовавшей Иудейской церкви, – по прежнему собирались на молитву в Иерусалимский храм, приносили там жертвы, вообще выполняли весь обрядовый закон Моисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010