По изображениям в кн. «Пастырь» Эрма, истинный пророк должен отличаться такими свойствами: он «спокоен, кроток и смирен»; он «удаляется отъ всякого зла и суетного желания века сего»; он так мало думает о своем достоинстве, что «ставит себя ниже всех»; от лица Духа Божия он «ни с кем не говорит наедине», со своим пророческим словом он «обращается только к собранию мужей праведных», т. е. к церкви; он «проповедует не тогда, когда ему вздумается, но когда он чувствует, что требует Дух Св., им управляющий 605 ). Пророков в I и II вв. было не мало. Пророчествовали девы, дочери благовестника Филиппа ( Деян. 21:9 ), некто Агав, предрекший узы ап. Павлу (10–11 ст.), Иуда и Сила (15:32). К пророкам относят Эрма, писателя «Пастыря», Мелитона сардийского 606 ). Думают, что пророки прекратили свое существование вскоре после 180 г., вследствие злоупотреблений, вкравшихся в деятельность пророков. За пророками следовали учители (διδσκαλοι, εαγγελστοι), выступавшие на учительскую должность также на основании дара к учению. И они, подобно пророкам и апостолам, исполняли свое служение в разных церквах, научая истинам христианским те общины, которые они навещали. В Διδαχ говорится о принявшем должность учителя: «если он учит так, что умножает правду и знание Господа, то примите его, как Господа... Если же учитель, совратившись, станет учить другому учению,... то не слушайте его» (X гл.). «Всякий, приходящий во имя Господа, должен быть принят, но потом, испытав его, познайте его; ибо вы должны различать правое и ложное» (XII гл.). «Истинный учитель, как всякий работник, достоин своего пропитания». Учители должны быть так же почитаемы, как и пророки и епископы (XV гл.). Учители существовали долее пророков, были во времена Оригена . Но искажения и злоупотребления служением привели к прекращению в III в. и самого этого служения. Служения апостолов, пророков и учителей или евангелистов, не были такими служениями, которые должны были преемственно переходить на все последующие времена, а были служениями временными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

община в Риме, ее формирование в церковной традиции связано с апостолами Петром и Павлом, которые провели в Риме последние годы жизни. Членам рим. христ. общины было адресовано Послание к Римлянам ап. Павла, написанное, вероятно, между 55 и 57 гг.; о рим. христианах упоминается в др. Посланиях ап. Павла, в 1-м Послании ап. Петра и в Деяниях св. апостолов (Деян 2. 10; 18. 2, 14-15, 30-31). Отдельные сведения о рим. христианах I в. приводятся не только в христ. сочинениях, но и в произведениях рим. историков (Тацит, Светоний). Вероятно, основу общины составляли обращенные в христианство иудеи, к-рых в Риме насчитывалось, возможно, от 20 до 30 тыс. чел., но проповедь апостолов не ограничивалась евр. колонией. Согласно 1-му Посланию Климента (кон. I в.), среди тех, к кому обращался с проповедью ап. Петр, были представители рим. чиновничества и сословия всадников, знати. Так, в 57 г. Помпония Грецина, супруга военачальника Авла Плавция, была обвинена в «чужеродном суеверии» (superstitio externa - Tac. Ann. XIII 32), под которым иногда понимается христ. вера. Тяжелые последствия для христиан имел пожар 64 г., уничтоживший бóльшую часть города. Имп. Нерон обвинил в поджоге членов многочисленной в то время христ. общины (ingens multitudo - Ibid. XV 44; Suet. Nero. 16). По свидетельству ряда христ. авторов II-III вв., среди христиан, казненных по указанию рим. императора, были апостолы Петр и Павел (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). Согласно Евсевию , еп. Кесарии Палестинской, «этот первый среди властителей богоборец [Нерон] горделиво поднял руку на апостолов. Рассказывают, что Павел при нем был обезглавлен в самом Риме, а Петр распят» ( Euseb. Hist. eccl. II 25). Апостольское происхождение Римской Церкви имело важное значение. Непрерывность апостольского преемства и истинного христ. вероучения Римской Церкви подтверждалась перечнями ее предстоятелей, составленными, напр., Егесиппом (II в.) (Ibid. IV 22) и сщмч. Иринеем Лугдунским (Лионским) (ок. 180) ( Iren. Adv.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

26.См. ТК, i, с. 304 сл. 27. Мф 9, 14; Мк 2, 18; Лк 5, 33; 11, I. 28. Ин 1, 35-41; 18, 16; Мк 1, 16-20; 3, 17. В евангельском тексте прозвище, данное Христом Иоанну и его брату Иакову, передано как Воанергес, и там же дается перевод «Сыны грома». Арамейским эквивалентом слова «Воанергес» является Банайрегез, что буквально означает «Сыны возмущения» (ярости, грозы). О влиянии на Иоанновы писания кумранитов см.: R. Brown. New Testament Essays. New York, 1968, р. 138 ff. Что же касается Иоаннова Апокалипсиса, то даже те библеисты, которые отказываются признать апостола его автором, согласны с тем, что он вышел из круга влияния Иоанна. См.: W. J. Harrington. Тне Apocalypse of Saint John, 1969, р. 3-7. 29.  Епифаний. Панарион, XIII; Евсевий. Церк. История, IV, 22; Ориген. Против Цельса, I, IV; На Матфея, 33. Данные о Досифее смутны и противоречивы. Однако в том, что о нем сообщается, есть сходство с кумранской идеологией. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 93. 30. «И многое иное внушал Он народу, благовествуя ему» (Лк 3, 18). 31. Мф 3, 9; Лк 3, 8. 32.  И. Флавий. Арх. XX, 8, 6; Иуд. война, II, 13, 4-5; Деян 21, 38. 33. Лк 3, 9 — 14. 34.  Н. Мещерский. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.-Л., 1958, с. 250. 35. Лк 3, 19. Ирод Антипа был женат на дочери набатейского царя Apemы IV и развелся с ней, чтобы жениться на Иродиаде. Иродиада была внучкой Ирода Великого, дочерью казненного в 7 г. до н. э. Аристобула. Ее выдали за Ирода, прозванного Филиппом, жившего в Риме как частное лицо ( И. Флавий. Арх. XVIII, 5, 4; этого Ирода не следует смешивать с тетрархом Филиппом). Таким образом, она приходилась Антипе одновременно свояченицей и племянницей. Антипа женился на ней при живом муже, хотя такие браки осуждались. Упреки Иоанна вызвали ненависть Иродиады, и она добилась смерти пророка. 36.  Я.Мещерский. Цит. соч., с. 250. Не следует удивляться тому, что на Совете присутствовал ессей. Были отдельные случаи, когда члены секты участвовали в общественной жизни. В частности, Ирод Великий включил ессея Менахема в состав Синедриона (см.: И. Флавий. Арх. XV, 10, 5; Хагига, II, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   Пришествие Сына Божия на Землю во плоти и крови было засвидетельствовано Всеми Лицами Пресвятыя Троицы. О нём свидетельствовал Бог Отец при Крещении и Преображении (Мф. 3:17; 18:5), назвав Его Своим Сыном возлюб­ленным. Для свидетельства о нём Отец послал Иоанна Предтечу (Ин. 1:8; 5:33) и Самому Сыну дал дела, чудеса (Ин. 5:36). О сошествии Своём на Землю свиде­тельствует и Сам Бог-Слово, когда говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду (Ин. 8:14), потому что никтоже взыде на Небо, токмо сшедый с Небесе Сын Человеческий, сый на Небеси (Ин. 3:13) — и ещё более засвидетельствовал Своими делами, учением и жизнью, что Он есть во­истину Сын Божий.    Свидетельство Духа Святого дано было при Крещении Иисуса Христа (Мф. 3:16; Ин. 1:32-35), в учении (Лк. 4:18,22) и чудесах (Мф. 12:28), и особенно в излиянии на Апостолов чрезвычайных даров в день Пятидесятницы (Деян. 2:2-4). Эти три свидетельства едино суть, то есть согласны между собою, потому что и сами свидетельствующие составляют едино по Божескому существу Своему, как и в Евангелии говорит Спаситель: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самом и свиде­тельствует о Мне пославый Мя Отец (Ин. 8:18), а в другом месте прямо объяс­няет значение такого свидетельства тем, что Он и Отец едино суть (Ин. 10:30). [Слова 7 стиха: на Небеси, Отец, Слово и Святый Дух и Сии Три едино есть, и начало 8 стиха: И трие есть свидетельствующии на Земл и— не находятся ни в одной доселе известной древней Греческой рукописи ранее XV или XVI века; нет их также в Сирском и других Восточных переводах; в Немецкий перевод они внесены уже через 28-мь лет после смерти Лютера; Славянския рукописи Апостола до печатного издания Библии не имели их. В творениях древних Гречес­ких отцов, писавших против ариан и имевших случай говорить о троичности Лиц и единосущии их, нет следа и намёка, чтобы они знали или читали этот стих. Подробныя толкования на 1-е Послание, например, блаженного Феофи-лакта (Русский перевод: Казань, 1865), не имеют этого места. Поэтому новейшия критическия издания Нового Завета, начиная с Грисбаха (1806), Шольца (1836), Тишендорфа (1842) и другия — совершенно опускают эти слова и не признают их подлинности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Пришествие Сына Божия на землю во плоти и крови было засвидетельствовано Всеми Лицами Пресвятой Троицы. О нём свидетельствовал Бог Отец при Крещении и Преображении ( Мф.3:17; 18:5 ), назвав Его Своим Сыном возлюбленным. Для свидетельства о нём Отец послал Иоанна Предтечу ( Ин.1:8; 5:33 ) и Самому Сыну дал дела, чудеса ( Ин.5:36 ). О сошествии Своём на землю свидетельствует и Сам Бог-Слово, когда говорит: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое, яко вем, откуду приидох и камо иду: вы же не весте, откуду прихожду и камо гряду ( Ин.8:14 ), потому что никтоже взыде на небо, токмо сшедый с Небесе Сын человеческий, сый на Небеси ( Ин.3:13 ) – и ещё более засвидетельствовал Своими делами, учением и жизнью, что Он есть воистину Сын Божий. Свидетельство Духа Святого дано было при Крещении Иисуса Христа ( Мф.3:16 ; Ин.1:32–35 ), в учении ( Лк.4:18,22 ) и чудесах ( Мф.12:28 ), и особенно в излиянии на апостолов чрезвычайных даров в день Пятидесятницы ( Деян.2:2–4 ). Эти три свидетельства едино суть, то есть согласны между собой, потому что и сами свидетельствующие составляют едино по Божескому существу Своему, как и в Евангелии говорит Спаситель: Аз есмь свидетельствуяй о Мне Самом и свидетельствует о Мне пославый Мя Отец ( Ин.8:18 ), а в другом месте прямо объясняет значение такого свидетельства тем, что Он и Отец едино суть ( Ин.10:30 ). [Слова 7 стиха: на Небеси, Отец, Слово и Святый Дух и Сии Три едино есть, и начало 8 стиха: И трие есть свидетельствующии на земли – не находятся ни в одной доселе известной древней греческой рукописи ранее XV или XVI века; нет их также в Сирском и других восточных переводах; в немецкий перевод они внесены уже через 28-мь лет после смерти Лютера; славянские рукописи апостола до печатного издания Библии не имели их. В творениях древних греческих отцов, писавших против ариан и имевших случай говорить о троичности Лиц и единосущии их, нет следа и намёка, чтобы они знали или читали этот стих. Подробные толкования на 1-е Послание, например, блаженного Феофилакта (русский перевод: Казань, 1865), не имеют этого места. Поэтому новейшие критические издания Нового Завета, начиная с Грисбаха (1806), Шольца (1836), Тишендорфа (1842) и другие – совершенно опускают эти слова и не признают их подлинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

2. См. прим. XV,21. 3. Деян.9:15. 4. См. прим. I,24. 5. См. ниже. 6. Несторианство утверждало раздельное и параллельное функционирование в Богочеловеке Христе двух природ: Божеской и человеческой. 7. Деяния Вселенских соборов. Т.1. 3-е изд. Казань, 1910. С.259; цитата представляет собой отрывок из послания не смогшего прибыть в Ефес на III Вселенский собор карфагенского епископа Капреола, зачитанного на соборе и включенного в его Деяние 1-е. 8. Деяния Вселенских соборов. Т.5. 4-е изд. Казань, 1913. С.33-34. 9. Правило 19-е VI Вселенского Собора//Книга правил. М, 1901. С.89. 10. Деяния Вселенских соборов. Т.7. 2-е изд. Казань, 1913. С.15,16. 11. Там же. С.118. 12. Там же. С.169. 13. Там же. С.169-170. 14. Минея. Январь. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1983. С.15. 15. Там же. С.339,348. 16. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.204,206,214. 17. Там же. С.330,336,348. 18. Там же. С.407,409,413,413. 19. Минея. Ноябрь. Ч.1. 1980. С.385,385,385,402,385. 20. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.42,54. 21. Минея. Май. Ч.1. 1987. С.59. 22. Минея. Январь. Ч.2. 1983. С.111. 23. Минея. Февраль. 1981. С.594,595. 24. " Божественного осияния сподобися Свет прияти " - см. следующее примечание. 25. Минея. Декабрь. Ч.1. 1982. С.124,131. 26. Иерейский молитвенник. М., 1913, 145 об. 27. Архим. Порфирий (Успенский). Об авторитете св. Отцов Церкви и важности их писаний//Прибавления к творениям святых отцов. Ч.22. 1863. С.1-59. 28. Там же. С.8-9. 29. Обличение и опровержение лжеименного знания. Книга 3-я, гл.3 (Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви)//Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. СПб., 1900. С.222 (Новоселов приводит цитату в другом переводе). 30. Архим. Порфирий. Цит. соч. С.9-10. 31. Св. Климент Римский был знатного происхождения, но не сенатор (Поснов М.Э. История христианской церкви. Киев, 1991. С.161); не был сенатором и св. Ипполит Портуанский. 32. Св. Иустин Философ получил языческое философско-риторическое образование; обратившись в христианство, он стал странствующим христианским философом, а затем открыл христианскую школу в Риме; написал несколько апологетических произведений, одно из которых ( " Разговор с Трифоном " ) направлено против иудейства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Б8 Апостол, рукоп. библ. С.-Петербургской дух. академии 36 (их Соф.), пис. на бумаге, в лист, двумя столбцами, на 141 л. полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. По фабричному знаку в бумаге (рука с короной) относится к половине XVI в. Писец – Василий, как видно из послесловия на л. 140. Правописание русское. И после пятидесятницы чтения следуют на все дни недели. Рукопись ветхая. Недостает 1-го листа; начинается с середины апостольского чтения в неделю пасхи, Деян. 1, 4 . В месяцеслове славянские названия месяцев; памяти русских святых почти все те же, что в Синод. Апостоле XVI в. 47 (Б5), именно: сент. 5: стг гл кнз. брата борисова. Сент. 20: блговрнаго кнз михаила. и федора борина его. Мая 2: принесение мощи, стю мк. бориса и глба Мая 3: спение прпбнг у нше феск пеерска. Мая 23: мощн стг. ленти епкпа ростовьска. Июля 15: пам блгврнаго кнз волдимера наренаго во стъ крщньи василь крестившаго рсвю землю. Июля 24: стю славню мк, бориса и глба. – Ещё в 1875 г., на возвратном пути из заграницы, просматривая рукописи библиотеки С.-Петербургской дух. академии, я заметил, что апостольский текст в этой рукописи – особой, древнерусской (по моему делению рукописей – второй) редакции. В ноябре 1891 г. Рукопись эта, вместе с пергаменным Апостолом 32, выписана была из С.-Петербурга для моих занятий Советом московской дух. академии. Рукопись – драгоценная по тексту. Списков Апостола с таким (второй редакции) текстом не много. Текст первых пяти посланий ап. Павла имееется весь (кроме Римл. 1, 1–7 и 1Кор. 12,7–11 ) последовательно выдержан, – тот же, что в Толстовском Апостоле XIV в. Уклоняются несколько к первой редакции лишь чтения, помещенные в конце рукописи, в месяцеслове. Б9 Апостол толковый, по церковным чтениям, Моск. Публ. и Рум. Муз. собр. В. М. Ундольского 21, пис. на лощеной бумаге в 4-ку, в один ряд, на 448 л., четким полууставом XV–XVI в. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Из посл. к Римл. недостает: 1, 1–7; 6, 3–11; 8, 28–39; 13, 11–14; 14, 1–4, 19–26. В этом списке содержатся (лл. 1–428) апостольские чтения с понедельника 8-й недели (пятидесятницы) до понедельника 23-й недели. В конце рукописи помещены: а) лл. 428 об. –435 Слово о детстве, б) лл. 436 – 444 Житие св. ап. Филиппа и в) лл. 445–448 толкование на апост. чтения в нед. 5-ю. Этот список далеко не представляет однообразного апостольского текста – второй редакции, а часто сбивается то на первую, то на четвертую редакцию. Обыкновенно, хотя и не всегда, в чтениях субботних и недельных выдерживается редакция 2-я и частью 1-я, а в будничных – -я. Так, по спискам 2-й и частью 1-й ред. чит. . По спискам 4-й ред. . – Славяно-рус. рукописи В.М. Ундольского, М. 1870, стр. 24–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Сошествие во ад - см. Воскресение. Сошествие Св. Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица) - один из двунадесятых христианских праздников, установленный в воспоминание о сошествии Св. Духа на апостолов в Иерусалиме, во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи (Деян. 2.1-13); празднуется в воскресенье восьмой недели после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных (Иоиль 2.28-32 и др.) и новозаветных пророчеств (Иоанн Креститель: " Он будет крестить вас Духом Святым и огнем " , Мф. 3.11; Мк. 1.8; Лк. 3.16) и знаменует собой начало действий Св. Духа и рождение вселенской Церкви Христовой. Празднуется с IV века. Праздничные каноны составлены в VII веке Козьмой Маюмским и Иоанном Дамаскиным. Икона " Сошествие Св. Духа " представляет сидящих полукругом апостолов, на которых нисходит Св. Дух в виде языков пламени, под ними в пещере - мужская фигура в короне, олицетворяющая просвещаемые народы; с XVII-XVIII вв. в центре апостольского полукруга окончательно утверждается изображение Богоматери. Икона " Сошествие Св. Духа " входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма. Спас в силах - особый тип изображения Христа Пантократора (см.) в радужном сиянии небесной славы и в окружении небесного воинства и четырех апокалиптических животных, символизирующих четырех евангелистов, несущих Его слово во все концы земли. Сформировался на основе пророческих видений (Иез. 1.428) и Апокалипсиса (Откр. 4.2-9), а также сочинения ПсевдоДионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . В русской иконографии известен с начала XV в.; икона " Спас в силах " располагалась, как правило, в центре деисусного ряда иконостаса русского православного храма. Спас Нерукотворный - особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Согласно православному преданию, Нерукотворный образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа, Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику вместе с письмом для царя (с исповеданием веры).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Город древний, впервые он упоминается в знаменитом «Перечне побед» фараона Тутмоса III в XV в. до Р. X. Но письменные источники крайне скупы на его счет. В Ветхом Завете Лод назван лишь один раз – как один из городов колена Вениаминова (1 Пар. 8:12). Подлинная история его начинается в евангельское время. Уже в первые годы существования апостольских общин здесь возникает Церковь . Мы имеем об этом два свидетельства. Одно из них – рассказ книги Деяний апостольских об исцелении в Лидде апостолом Петром расслабленного Энея (Деян. 9: 32–35). Второе свидетельство – древнее предание о Лиддской чудотворной иконе. ...Апостолы Петр и Иоанн, проповедуя в городах, близких к Иерусалиму, основали и первую церковь в Лидде. Затем, отправившись в Иерусалим, они просили Пресвятую Богородицу прийти и благословить храм. Пречистая отвечала им: «Идите с миром: Я буду там с вами». Вернувшись в Лидду, апостолы увидели на одном из столпов храма не человеческими руками, но чудесным образом написанный лик Пресвятой Девы. С изумлением поклонились они нерукотворному образу и возблагодарили Бога. Вскоре после того приходила в город Сама Богоматерь, и, увидев Свой образ на столпе, благословила его, даровав ему благодатную силу чудотворений. Праздник Лиддской иконы, перенесенной впоследствии в Рим, совершается в Православной Церкви 12 марта. В римское время, когда многие города были переименованы, Лидда получила название Диосполис – в честь Зевса. Это название встречается на монетах, которые чеканились в царствование римских императоров Септимия Севера и Каракаллы (кон. II-haч. III вв.). В первые века христианства в Лидде, относившейся к Кесарийской митрополии, была своя епископская (позже архиепископская) кафедра. По местному преданию, из Лидды был родом св. Георгий Победоносец. После его мученической кончины 23 апреля 303 г. в Никомедии, честные останки мученика были перенесены его матерью в Палестину и похоронены в одном из ее имений в Лидде. Вскоре на этом месте был воздвигнут храм, – один из древнейших, посвященных Победоносцу. Мы знаем из Месяцесловов точный день его освящения – 3 ноября, но не знаем, какого года. По одной из версий, строителем этой большой, в имперском вкусе, базилики был св. равноап. Константин Великий , по другой – Юстиниан. Так или иначе, в VI в. базилика во имя св. великомученика Георгия уже существовала, и даже город в церковных источниках именовался, по кафедральному храму, Георгиополис. Храм не пострадал ни в нашествие шаха Хозроя (614 г.), так как персы не дошли до Лидды, ни при Сулеймане, сыне халифа Абд-эль-Малика, опустошившем Лидду в начале VIII в., так как мусульмане по-своему тоже почитали св. мученика – под именем Хадер («Зеленый»). Но Хаким Безумный, воздвигший гонение на христиан в 1009 г., разрушивший храм Гроба Господня в Иерусалиме, не пощадил и Георгиевской церкви. Впрочем, скоро, в том же XI в., еще до появления крестоносцев в Палестине, она была восстановлена византийским императором Константином Мономахом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Преподобный Мефодий Пешношский. Роспись свода Братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры 17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика преподобного Сергия Радонежского . Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на XIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси». Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа Если многие из первых русских монастырей, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских , вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

http://pravoslavie.ru/113713.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010