20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

Во многих изученных нами источниках говорится о личности Иисуса 551 . В современном богословии титулы Иисуса считаются чрезвычайно важными указаниями на то, Кем Он считал Себя, и Кем считала Его ранняя церковь . В этом отношении предшествовавшие Новому Завету вероисповедания играют решающую роль ввиду их ранней и авторитетной природы. Согласно этим исповеданиям, Иисус был Божеством. Сказано, 30) что по природе или естеству Он был равен Богу (вероисповедание: Флп.2:6 ). Он прямо называется 31) Господом (вероисповедания: 1Кор.11:23 ; Деян.2:36, 10:36 ; Рим.1:4, 10:9 ; Лк.24:34 ), Сыном Божьим (вероисповедания: Деян.13:33 ; Рим.1:3–4 ) и 33) Христом (вероисповедания: 1Кор.15:3 ; Деян.2:36, 38, 3:18, 20, 4:10, 10:36 ; Рим.1:4 , 1Тим.6:13 , 2Тим.2:8 , 1Пет.3:18 , 1Ин.4:2 ). Среди других Его титулов из традиций, вошедших в Книгу Деяний: 34) Спаситель ( Деян.5:31, 13:23 ), 35), Святой и Праведный ( Деян.3:14 ; ср. Деян.2:27, 13:35 ) и 36) Начальник ( Деян.5:31 ). В секулярных источниках приводится схожая информация. 37) Иисусу поклонялись как Божеству (Плиний; Лукиан), 38) некоторые считали Его Мессией (Флавий) и 39) называли «царем» (Мара бар-Серапион). Об этом сообщают даже гностические источники. 40) Рассказывается, как однажды Иисус спросил учеников, Кем они считают Его («Евангелие от Фомы»). В гностических сочинениях даются разные ответы, и все сходятся в том, что 41) Он был Богом и человеком. В то время как Он был настоящим человеком из плоти и крови («Евангелие истины»; «Послание к Регину»), о чем свидетельствует (в контексте) титул «Сын человека» («Евангелие от Фомы»), Его также называли 42) Сыном Божьим («Послание к Регину», «Евангелие истины») и 43) «Всем» («Евангелие от Фомы»). Учение Иисуса Сказано, что 44) Иисус проповедовал и учил Израиль – Свой возлюбленный народ («Послание Варнавы»). 45) Он призывал евреев раскаяться, но они отказались даже после того, как Он воскрес из мертвых (Иустин). 46) Главным учением Иисуса было Евангелие (вероисповедание: 1Кор.15:1–4 ), 47), которое Он принял от Бога, а затем передал Своим ученикам (Климент; «Послание Варнавы»). 48) Апостолы были полностью убеждены в истинности Евангелия и, в свою очередь, проповедовали повсюду Царство Божье (Климент).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

«Славлю», – замечает блаженный Феофилакт , – «сказано вместо – благодарю Тебя, Отче, что иудеи, признающие себя умными и сведущими в писании, не уверовали, а младенцы, т.е. несведущие, познали великие тайны. Бог скрыл великие тайны от признающих себя умными не потому, что Он не хотел даровать им их и был причиною их невежества, но потому, что они сделались недостойными, ибо почитали себя умными... Притом еще Бог многим не открывает Своих тайн наипаче по человеколюбию, дабы они не подверглись большему наказанию за пренебрежение того, что узнали». 74 Сектанты заблуждаются, когда из приведенных ( Мф.11:25 ) слов Спасителя делают вывод, будто бы Он относится с похвалою к невежеству, неразвитости умственной и осуждает книжное образование и развитие человека. Наоборот (ср. Ин.5:39 ; 1Кор.14:20 ), Господь для дела проповеди обещал послать «мудрых и книжников» ( Мф.23:34 ). б) Не сказал апостол в послании ( 1Кор.1:26–29 ): ни одного нет премудрого, ни одного сильного, ни одного благородного, потому что и из них были уверовавшие. Но он говорит: «не много», так как большинство уверовавших в Коринфе было из людей незнатных по своему происхождению и положению в обществе. Но отсюда нельзя заключать, будто Господь призывает в Свою Церковь только людей простых, незнатных. Мы видим в числе христиан Савла (апостола Павла), бывшего римским гражданином ( Деян.22:25 ), «тщательно наставленного в законе» ( Деян.22:3 ); «священников» ( Деян.6:7 ), «вельможу Кандакии» ( Деян.8:27 ), «Корнилия сотника» ( Деян.10:1 ), «проконсула Сергия – Павла» ( Деян.13:12 ), «знатных женщин» ( Деян.17:4 ) и др. 10) Господь дает нам мудрость, и пастыри нам не нужны ( Иак.1:5 ). Из контекста видно, что апостол мудростью называет признание за искушениями высокого достоинства и значения их для нравственной жизни христианина (ср. Иак.1:12 ), и такое понимание высших целей обстоятельств жизни даруется Богом по молитве с верою ( Иак.1:6 ). Речь идет о мудрости нравственно-практической, необходимой для правильной оценки постигающих христианина бедствий и страданий, а не о той мудрости теоретической, которая необходима для уразумения Священного Писания (ср. 1Кор.14:38 ; 2Пет.3:16 ). О пастырях-пресвитерах Церкви, поставленных для совершения таинств и для научения верующих, апостол говорит в том же послании ( Иак.5:14 ), признает за ними право на учительство, почему, кроме них, другие не должны «делаться учителями» ( Иак.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И творителей Его воли Он уподобляет мужу мудру, который созидает дом свой на камени, а нетворящих воли Его – уподобляет мужу уродиву, который созидает дом свой на песке ( Мф.7:24–27 ). И на Страшном Суде, сказано, воздаст коемуждо по делом его, а не по одной вере. Знающие волю Господню и не творящие дел по воле Его, наказаны будут горше неверных язычников ( Лк.12:47–48 ). Сказано: «Блажени слышащие слово Божие и хранящии е». Иудеи услышали слово Божие от уст Апостольских и около трех тысяч человек уверовали во Христа, а по уверовании они обратились к Апостолам и спросили их, что теперь сотворим, на что Апостол Петр сказал им: «Покайтеся и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов», после чего они все и приняли крещение ( Деян.2:37,38–41 ). Услышали также самаряне слово Божие от уст Апостола Филиппа и крестились мужие и жены ( Деян.8:12 ). Услышал каженик слово Божие от уст Филиппа, уверовал во Христа и принял крещение от Апостола ( Деян.8:35–39 ). Корнилий сотник, услышав слово Божие от уст Апостола Петра, уверовал во Христа и со всеми домашними своими принял крещение ( Деян.10:44–48 ). Лидия порфиропродательщица, услышавши слово Божие от уст Апостола Павла, уверовала во Христа и со всеми домашними своими приняла Крещение ( Деян.16:14–15 ). Крисп начальник и коринфяне услышали слово Божие от уст Апостола Павла и, уверовав во Христа, приняли крещение ( Деян.18:8 ). Из всего вышеприведенного видно, что все уверовавшие во Иисуса Христа не оставались при одной вере, без крещения, а крестились. Вы же, пашковцы, учите одной вере, не принимая крещения, чем отвергаете явно заповедь Божию. После продолжительной нашей беседы, я нахожу нужным сказать вам следующее. Вы, друзья, по совету ваших наставников предложили нашим пастырям, а также и мне свои вопросы, которые вами составлены не на основании Св. Писания, а от своего вымысла, и на которые нам не следовало бы и отвечать. Вы этими вопросами желаете нас уличить в преступлении евангельской истины. Это я узнал из настоящей моей беседы с вами. Как вы для вразумления нашего двоекратно подносили нам свои вопросы, то так и я желаю для вразумления вашего дать вам свои вопросы, на которые и прошу вас подготовить мне ответы из Священного Писания . Вопросы мои следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedy-s...

– две логии (8:16,17; 8:18; 12:2); – два примера (12:54–55; 13:18–21; 17:26–29; 19:16–19); – две цитаты («по закону Моисееву» – «как предписано в законе Господнем» – 2:22–24; 20:28, 37). Парная композиция может касаться более крупных фрагментов текста. Например, пролог к Лк построен на двух периодах (1:1–2 и 1:3–4). По тому же принципу построено Евангелие Детства Иисуса и Иоанна Крестителя (два благовещения – 1:5–23 и 1:26–56; два рождества – 1:57–80 и 2:1–40; две сцены в Храме – 2:21–39 и 2:41–50), две проповеди Иоанна (3:7–9 и 3:16–20), два крещения (3:1–20 и 3:21–4:13), два исцеления (4:33–37 и 4:38–39), два описания призвания учеников (5:1–11 и 5:27–32); две проповеди Иисуса (6:20–48 и 7:24–35), два совершенных Им чуда (7:1–10 и 7:11–17), два описания отправления учеников на проповедь (9:1–11 и 10:1–20). Использование этого приема может выражать некий богословский смысл. Например, зная ветхозаветное правило о достоверности свидетельства ( Втор 19:15 ), Лука хотел сознательно – при помощи двучленной конструкции своего труда – подтвердить истинность сообщаемого им свидетельства об Иисусе Христе. Использование синонимов в двойных высказываниях, что способствует более четкому представлению происходящего, а также присутствие в повествовании Деян обобщений и речей, оживляющих рассказ и передающих атмосферу первых лет христианства 149 150 . В итоге язык и стиль Лк-Деян полностью отвечает замыслу автора. Лука не только владеет греческим языком своего времени, но точно так же он в совершенстве умеет переработать текст, донесенный до него традицией, и сообразовать произведение с задачей повествовательного контекста, используя при этом по мере необходимости архаизированный язык LXX. Глава 3. Литературная история Деяний апостолов 9. Текст книги Деяний 1 .  Греческий текст Деян представлен в 13 папирусных фрагментах, датируемых III-VIII вв., в 28 унциальных или маюскульных манускриптах (IV-X вв.) и большим числом минускульных рукописей вв. Полностью текст Деян сохранился в рукописях, которые восходят к вв. (К, А, В), а некоторые из фрагментарных свидетелей текста Деян имеют еще более раннее происхождение. Это папирусы: Р8 (IV в.), Р29, Р45, Р48 (все III в.), Р50 (IV- вв.), Р53 (III в.), Р57 вв.) и P91 (III в.) 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

X. А вы укажите, где сказано, что надо крестить инвалидов, стариков и прочих. Если нет запрета, и специально не сказано, что нужно из всех народов ( Мф.28:19 ) выделять и лишать благодати именно младенцев, то все эти ваши построения — не более чем извращение Откровения в угоду доводам вашего греховного и падшего разума, который вы пытаетесь сделать советником Богу. А ведь пророк говорит: “Кто уразумел Дух Господа, и был советником у Него и учил Его?” ( Ис. 40:13 ) Но нужно заметить, что внимательный читатель увидит много прямых свидетельств, что апостолы крестили детей. Так, апостол Павел крестил весь дом Лидии ( Деян.16:15 ), темничного стража ( Деян.16:33 ), а в Коринфе — дом Криспа ( Деян.18:8 ). В первом послании к тем же коринфянам он говорил, что у верующей жены дети были нечисты, а теперь святы (7:14), а освящение, как говорится в том же послании, получает человек через Крещение (6:11). Апостол Иоанн пишет детям, “потому что прощены вам грехи ради имени Его” ( 1Ин.2:12 ), а это происходит только при Крещении и следующей за ним Литургии, когда Кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ; ср. Деян.22:16 ). “Я весьма обрадовался, — говорит святой Иоанн о крещенных детях, — что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца” ( 2Ин. 4 ). То есть, православная практика введения младенцев в общение с Истиной (т. е. Христом) посредством Крещения (ведь все, во Христа Иисуса крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 )) есть прямая заповедь Отца. Так как же вы, протестанты, дерзаете отгонять от этого таинства тех, кого призвал Сам Отец. Ведь если Он почел детей достойными этой благодати, то очевидно, и мы должны следовать Его воле. Но напоследок я должен заметить, что Писание прямо говорит, что дети достойны крещения. В день Пятидесятницы апостол Петр ясно говорит: “Покайтесь (заметим, что не добавил “все”, ибо дети не могут покаяться), и да крестится КАЖДЫЙ (т. е. без исключения) из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование И ДЕТЯМ ВАШИМ (яснее нельзя засвидетельствовать православное учение), и всем дальним, кого не призовет Господь Бог наш” ( Деян. 2:38-39 ). Итак, Бог, несомненно, повелевает крестить младенцев по вере их восприемников, с тем чтобы, выросши, они под действием охраняющей их благодати и сами усвоили то, что дано им по чистому милосердию Создателя. К вам же я обращаюсь со словами апостола Петра: “Спасайтесь от рода сего развращенного” ( Деян.2:40 ) иначе Бог осудит вас в День Суда. Ведь противление слову Господа, в котором вы сейчас находитесь, и отпадение от Его Церкви, есть грех ереси, о котором апостол Павел засвидетельствовал, что творящие его Царства Божия не наследуют ( Гал.5:20-21 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

Такой подход делает Новый Завет недостоверным источником. Однако важно обратить внимание на то, что практически всегда цитаты ветхозаветных пророчеств в Евангелии и апостольских писаниях сопровождаются словами: да сбудется (Мф. 1, 22; 2, 15; 8, 17; 13, 35; 21, 4; Ин. 12, 38; 13, 18; 15, 25; 18, 9; 19, 24; 19, 36), или (пророк) пророчествовал;(пророк) говорит;Христос говорито Себе (т.е. относит к Себе пророчество); (пророк) свидетельствует (Мф. 15, 7; Мк. 7, 6; Ин. 1, 15; Деян. 2, 25; Евр. 10, 4),или как сказал пророк (Мф. 3, 3; Ин. 1, 23)и т.д. Во всех этих случаях Господь и апостолы говорят, что то или иное пророчество прямо относится к Спасителю и в собственном смысле исполняется здесь и сейчас. Выражения, которые при этом употреблены в тексте Нового Завета, ясны сами по себе и не могут быть признаны только риторическим инструментом, на что намекает Феодор в своем толковании. Более того, Господь и апостолы неоднократно прямо говорят о том, что все пророки согласно свидетельствуют о новозаветном времени. Исследуйте Писания, —говорит Господь, — ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 39).Подобным образом Спаситель, укорив своих еммаусских спутников в том, что они не поверили словам пророков, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 25—27). Также и апостолы в беседах с иудеями доказывали, что Иисус есть Христос, и излагали им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков (Деян. 17, 2—3; 17, 10—12; 18, 28; 28, 23). Примечательно, что Господь и апостолы использовали слова и выражения, которые явно указывают на то, что они в своей речи раскрывают собственный смысл ветхозаветного Откровения: διηρμνευεν(Лк. 24, 27), δινοιγεν (Лк. 24, 32), πιδεικνς (Деян. 18, 28),διανογων κα παρατιθμενος (Деян. 17, 3)ξετθετο διαμαρτυρμενος (Деян. 28, 23) . Феодор в толковании на Евангелие от Иоанна соглашается с этим, однако его многотомные толкования явно этому противоречат , что привело его как экзегета к осуждению на V Вселенском соборе.

http://bogoslov.ru/article/2452157

( < < back) город находившийся на восточном берегу Средиземного моря, на север от Яффы, древней Иоппиии. Он был построен Иродом на развалинах древнего хананейского города Стратона в честь Кесаря Августа. При императоре Веспасиане (69–79) она была обращена в римскую колонию. Еще до разрушения Иерусалима Кесария сделалась местом пребывания римских прокураторов ( Деян. 23:23–24 ). Во времена апостольские этот город был замечателен тем, что здесь был обращен в христианство Апостолом Петром первый язычник, сотник Корнилий (Деян. 10 гл.); здесь жил ап. Филипп, один из первых диаконов ( Деян. 8:40; 21:8 ); сюда приходил Ап. Павел и здесь 2 года пробыл в узах ( Деян. 9:30; 18:22; 21:8; 23:23; гл. 24–26 ). По разрушении Иерусалима Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа. В 638 г. с распространением магометанства, Кесария подпала под власть турок, от которых была освобождена во времена Крестовых походов Балдуином в 1102 г., но в 1265 г. опять была завоевана турками и совершенно разрушена, так что от города остались одни развалины. ( < < back) было в 351 г. ( < < back) гора на которой был распят Господь Иисус Христос: она находилась ранее вне Иерусалима ( Мф. 27:32–33; Иоанн. 19:17, 41; Евр. 13:12 ), лежит на северо-западной стороне. Свое название Голгофа, с еврейского «череп», Лобное место ( Лук. 23:33 ), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданию здесь был погребен Адам. ( < < back) Елеонская или Масличная — одна из гор иудейских, лежит к востоку от Иерусалима ( Иезек. 11:23 ); свое название Масличной, она получила, благодаря множеству росших на ней масличных деревьев. Господь, Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими ( Иоан. 8:1; 18:2 ). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предав Иудою ( Мф. 26:30–60; Мрк.14:26–46; Лук. 22:39 ). На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественной вход в Иерусалим ( Мф. 21:21; Лук. 19:29 ). По преданию с горы Елеонской Господь вознесся на небо ( Деян. 1:12 ). В IV b. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

26 . (и) выпрямляет (выпрямляющий) согбенных ( Пс. 144:14 ср. Лк. 4:18 из Ис. 52:6 ; Мф. 12:20 из Ис. 62:3 ) 27 . Тебе Единому мы признательны (исповедаемся, благодарим, прославляем) ( Пс. 75:2 ; 1Пар. 23:13 ; Деян. 10:8, 15:14 , 1Пет. 1:3, 3:9 ; Иак 3:9 ; Иуд.1:4, 25 ) К 20 стр. ο βραδνει 2Пет. 3:9 απ. λεγ. – ο νυστζει 2Пет. 2:3 , еще только Мф. 25:5 (в пророчественной речи Господа), – или ργε 2Пет. 2:2 – απ. λεγ. К 21. Можно сближать с идеей воскресения мертвых и сошествия Христа в ад. κοιμω для обозначения умерших 2Пет. 3:4 ; Деян. 7:10 . Ср. Мк. 14:37–42 и пар. Мк. 14:72 и пар. Мк. 5:39 пар. Форма предложения: «не (дремлет и не спит), но (пробуждает). К 22–25: можно сблизить с новозаветными исцелениями больных. К 24: можно сблизить с повествованием Деяний об освобождении апостолов и ап. Петра от уз. К 25: σθενω 1Пет. 5:10 – απ. λεγ. Стр. 21–26 представляют накопление причастий и синонимов. К 27: ср. 5 стр. Вся первая строфа наполнена заимствованиями из ветхозаветной поэзии, преимущественно из псалмов, – и имеет вид хвалебного псалма. В этом отношении она сходствует с подобными же новозаветными творениями: Лк. 1:46–55. 68–79. 29–32 . По этой начальной строфе своей молитва процитирована в Вавилонском Талмуде Pesachim 118. а. нач. Goldschmidt, 134 кон. В нек. опущ. стр. 14–26. В. Вторая строфа: I. 28 . И если бы рот наш наполнился песнопением, как (полно) море, – ( Пс. 126:2 ср. Деян. 2:4, 3:10, 4:8, 31, 5:17 ; Иак. 3:8, 17 ; 2Пет. 2:14 ; Деян. 2:13 ) 29 . и язык наш – ликованием, как шум волн его, – ( Пс. 126:2, 65:8 ; 1Пет. 1:6, 8, 4:13 ср. 2Пет. 3:10 οιζηδν) 30 . и уста наши – славословием, как широты тверди, – ( Пс. 63:3. 5 ; 1Пет. 1:7, 2:14 ср. к стр. 5 Авв. 1:6 ; Ис. 19:1 ; Дан. 3:56 ; Мк. 7:6 и пар из В. З. и 1Пет. 3:10 из Ис. 34:14 ; 1Пет. 5:9 ) 31 . и очи наши светились (были блестящи) как солнце и как месяц, – (Ср. Сир. 17:31; 23:19 ; 2Пет. 1:19 ) 32 . и руки наши распростирались (были распростерты), как орлы поднебесные, – ( 3Цар. 8:54 ; Плач. 4:19 ср Рим. 10:21 из Ис. 65:2 )

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий. 4 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,13 ), что привело к разрыву между двумя миссионерами ( Деян. 15,37–39 ). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла ( Кол. 4,10 ; Флм. ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его. 4 Тихика. Тихик сотрудник Павла (см. Деян. 20,4 ; Еф. 6,21 ; Кол. 4,7 ; Тит. 3,12 ). в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него. 4 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21). в Троаде. Троада портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий ( Деян. 16,8.11; 20,5.6 ). у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается. книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета. 4 Александр медник. См. ком. к 1Тим. 1,20 . много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится. Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда ( Мф. 16,27 ; Рим. 2,6 ; Откр. 22,12 ). 4 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу ( Лк. 23,34 ) и Стефану ( Деян. 7,60 ). 4 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его ( 2Кор. 12,9.10 ; Флп. 4,11–13 ). дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие. и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010