Духу, так что и самые выражения: «благодать» и «Дух Святой», «дар благодати» и «дар Св. Духа» являются взаимно-заменимыми ( Деян.2:38 ; 1Кор.6:11 ; 2Кор.1:22 ; Гал.3:2,14 ; 1Фес.4:8 ) и самый Дух Св. называется «Духом благодати» ( Евр.10:29 ) (хотя, впрочем, прямо выражения «благодать Духа Св.» в Нов. 3. и не встречается). – Поскольку Дух Св. сообщает дар оправдания лишь в силу искупительных заслуг и по ходатайству прославленного Христа ( Ин.7:39 ; Ин.14:17 ; Ин.15:7 ), то благодать является специфическим даром Нового Завета 39 . Новозаветное учение со всей решительностью утверждает, что спасение человека совершается благодатью. Мысль эта ясно выражается в тех случаях, когда спасение человека сравнивается с новым рождением ( Ин.3:3–7 ), с новым творением ( 2Кор.5:17 ; Еф.2:10 ), или когда называется оживотворением и воскресением ( Еф.2:5 ; Кол.2:13 ; Кол.3:1 ). Все, что христианин имеет, он «получает» ( 1Кор.4:7 ); все, чем он является, совершается благодатью ( 1Кор.15:10 ; Фил.2:3 ). Но с другой стороны, новозав. откровение столь же решительно ставит спасение и в зависимость от самого человека. Непременным условием спасения поставляется покаяние и вера, зависящие от свободы человека, почему и делаются постоянно увещания к покаянию и вере ( Мк.1:15 ; Мк.5:36 ; Ин.6:29 ; Ин.10:38 ; Ин.12,36 ; Ин.14:1,11 ; Деян.16:31 ; Деян.20:38 и др.). Рим.1:5 вера представляется как «послушание» (πακο), след., как нравственное расположение, которое должно быть усвоено человеком. Деятельное участие человека в деле усвоения спасения ясно предполагается и в призываниях к твердому пребыванию в вере ( Деян.14:22 ; 1Кор.16 и др.), к постоянному бодрствованию ( Мф.24:42 ; Мк.13:35 ; 1Пет.5:3 ; Евр.3:7 ; Откр.3:3,20 ; Откр.16:15 ), к напряженному подвигу ( Мф. 7:13–14 ; Деян.14:22 ; 1Кор.9:24–27 ; 1Фес.1:3 ; 2Тим.2:5 ; 2Тим.4:7 ) и вообще, к упражнению в добродетели и исполнению обязанностей христианина. Таким образом, новозав. учение признает и благодать и свободу одинаково необходимыми деятелями в созидании спасения, хотя преобладающее, господственное значение усвояется все же благодати: «Благодатию Божиею есмь, еже есмь не аз же, но благодать Божия, яже со мною» ( 1Кор.15:10 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Мк.15:27 .  С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Мк.15:28 .  И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». Мк.15:29 .  Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! Мк.15:30 .  спаси Себя Самого и сойди со креста. Мк.15:31 .  Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Мк.15:32 .  Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. Мк.15:33 .  В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. Мк.15:34 .  В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! лема савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Мк.15:35 .  Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. Мк.15:36 .  А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Мк.15:37 .  Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Мк.15:38 .  И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Мк.15:39 .  Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15:40 .  Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, Мк.15:41 .  которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. (См. Мф.27:35–56 ). «И распяли Его» (стих 25). Вместо этого выражения в некоторых кодексах стоит выражение: «и стерегли Его» ( φλασσον ατν). Так как о «распятии» Христа уже сказано в стихах 23–24, то лучшим представляется принять последнее чтение. Воины, следовательно, стерегли Христа, чтобы Его не похитили с креста Его друзья. Этим сообщением начинается у евангелиста Марка описание того, что случилось в то время, когда Господь висел на кресте. «И сбылось слово Писания...» (стих 28). Во многих уважаемых кодексах этого стиха нет. Новейшие критики также считают несогласным с характером Евангелия Марка приведение исполнившихся пророчеств. Но можно думать, что 53-я глава книги Исаии, откуда взято это пророчество ( Ис.53:12 ), хорошо была известна и христианам из язычников (ср. Деян.8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

20:24). И он в благоговейном страхе и опасении за то, что истина может быть когда нибудь и кем нибудь изменена, искажена, или неверно истолкована, произнес эту знаменательную угрозу; «есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.» (Гал. 1:7-8).    Поэтому всякому ученому христианину, испытующему Писания, согласно с указанием Самого Иисуса Христа: «Испытайте писаний... и та суть свидетельствующая о Мне» (Иоан. 5:39) и изучающему Божественное Откровение, надобно прежде всего помнить, что он имеет дело не с философами, не с писателями разных веков, по разным отраслям знания, но с Самим Богом, глаголющим ему небесную истину чрез своих избранных посланников, руководимых и просвещенных Духом Святым для нашего вечнаго спасения и счастия земнаго. Любознательному христианину позволительно искать разрешения своих недоумений, но — способами Богом же указанными в св. Его церкви, под руководством «верных свидетелей Христовых» (Апок. 2:13; 1 Тим. 6:12), или передавателей чистой истины из всех веков и народов, т. е. пастырей церкви, для сего и назначенных Самим Иисусом Христом (Ефес. 4:11) и преемственно из рода в род «поставляемых Духом Святым» (Деян. 20:28). Итак, если ученый человек желает остаться христианином, то он не должен что-либо отрицать по произволу, толковать слова священнаго писания по своему взгляду и вкусу, ставить вопросы о предметах, лежащих за пределами его созерцания, так как и сами Апостолы склонялись со смирением пред тем, что им не было открыто и говорили: «кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:34).    Что же? — Не значит ли это принимать учение Христово на слово, — отречься от свободы мысли и совести в ущерб самосознанию и чувству своего человеческаго достоинства? Не значит ли это жить до старости и смерти подобно дитяти, думающему умом своих родителей и говорящему их словами? Именно так по слову Самого Иисуса Христа: «истинно говорю вам, если не обратитесь, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное... кто умалится, как это дитя (поставленное Иисусом Христом посреди слушателей), тот и больше в царстве небесном» (Матф. 18:3-4). Но кого мы слушаем и у кого учимся — у Бога. А что мы пред Ним? Менее, чем младенцы, мы — «земля и пепел», как выразился о себе Авраам, беседуя с Богом (Быт. 18:27).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Излияние и исполнение. Дух Божий – не проекция религиозного самосознания человека. В Библии последовательно подчеркивается «инакость» или трансцендентность Духа. Об этом пишет Павел в 1Кор.2:12 : «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» (греч. to ek tou theou, «Того, Кто от Бога»). Поэтому библейские авторы используют метод, который многие называют «динамическим». Иезекииль пишет, что на него «нисшел Дух Господень» ( Иез.11:5 ). Через Исаию, Иезекииля и Иоиля Бог обещает излить «дух Мой на племя твое» ( Ис.44:3 ), на «дом Израилев» ( Иез.39:27–29 ) и, наконец, «на всякую плоть» ( Иоил.2:28–29 ; Деян.2:17 ). На Пятидесятницу «исполнились все Духа Святого» ( Деян.2:4 ). По словам Павла, Дух есть «залог» в наших сердцах ( 2Кор.1:22 ). Начаток и залог . Говоря о Святом Духе, Павел использует образы «начатка» и «залога». Начаток (aparche) жатвы в буквальном смысле представляет собой первые плоды урожая, уже достигшие зрелости. В начатке выражается предвкушение всего хорошего, что последует за ним. В обрядовой практике Израиля первые плоды были частью урожая или стада, посвящавшейся Яхве ( Втор.16:2; 18:4 ; Чис. 18:8–12 ; Неем.10:35–37; 12:44 ). Но Павел изменяет взаимосвязь между дающим и получающим на обратную. Бог дает Своему народу Духа как начаток всего спасения, которое еще ожидает его ( Рим.8:23 ). Упор делается на качественную сторону: верующие могут быть уверены в совершенстве своего спасения, поскольку часть грядущего целого символизирует Дух. Будущее усыновление будет походить на опыт познания Духа, Которого они уже имеют, но в еще даже большей степени. Кроме того, Святой Дух – это arrabon, то есть первый взнос, задаток или залог. При покупке на рынке задаток представлял собой часть цены, выплачиваемой авансом, в качестве гарантии будущей оплаты в полном объеме. Во 2Кор.1:22 Павел говорит о Духе как о залоге, или «гарантии» (RSV), что Бог выполнит Свои обетования. Эта гарантия служит также «печатью» (sphragis, sphragizomai) Божьего права собственности. Во 2Кор.5:5 Павел описывает эсхатологическую надежду христиан, осознающих свою смертность («земная хижина», которая «разрушится») и ожидающих искупления (жилище от Бога, «дом нерукотворенный, вечный» на небесах, 2Кор.5:1 ). Верующие воздыхают под бременем, стремясь к этому искуплению, и Бог дает им Духа как гарантию будущего воскресения. В Еф.1:14 Дух тоже показан Божьим залогом будущего верующих, временным даром, прелюдией и предвкушением грядущего наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

1. Размышление о посте и молитве, к-рое начинается с пророческой формулы «было слово Господне» (1. 1); затем идет цитата 1 Ин 2. 15 (1. 2); далее следуют пророческий призыв помнить о том, что уготовано праведникам и грешникам (1. 8-12); призыв послушать об отступниках, к-рые появятся в последние дни (1. 13-14); призыв помнить о награде за пост, установленный Господом (1. 15-22), и о необходимости молиться без сомнения в сердце (1. 23-27). 2. Пророческое описание того, что будет перед пришествием антихриста, содержащее множество аллюзий на Книгу прор. Даниила (в папирусе Честер-Битти к этой части добавлено 15 стихов - 2. 15b-30b): введение (2. 1); описание исторических событий перед пришествием антихриста, там же упоминаются цари, к-рые, правда, не могут быть идентифицированы с конкретными историческими персонажами (2. 2-28); далее следуют плач о Египте (2. 29-38), появление беззаконника (2. 39-40) и продолжение описания событий «в те дни» (2. 41-53). 3. Описание пришествия сына беззакония (3. 1), знамений пришествия истинного Мессии (Христа) (3. 2-4), дел антихриста (3. 5-13), облика антихриста (3. 14-18). 4. Мученичества Тавифы (вероятно, той, к-рая упом. в Деян 9. 36-41) (4. 1-6), Илии и Еноха (4. 7-19); описание гонений на праведников (4. 20-29), мученичество 60 праведников (4. 30-33). 5. Пророчества о том, что случится в «тот день»: многие будут бежать от антихриста и разоблачать его (5. 1); Христос пошлет 64 тыс. ангелов спасти тех, кто имеют имя Христово на лбу, Гавриил и Уриил поведут их в рай (5. 2-6); грешники будут упрекать антихриста, поскольку будут страдать от голода и жажды (5. 7-14); антихрист станет оплакивать свой конец и вступит в сражение с ангелами (5. 15-21). Даны описания космического огня (к-рый напоминает потоп) (5. 22-23) и грядущего Суда (5. 24-29); после Суда Божия Илия и Енох возвратятся, чтобы убить сына беззакония (5. 30-32); описываются смерть антихриста (5. 33-35) и начало нового тысячелетнего царства (5. 36-39). Богословие Трудность в оценке богословия И. п. а. состоит в том, что памятник не является плодом деятельности одного автора или общины, но возник в результате продолжительного процесса редактирования на основе соединения иудейской и христ. традиции ( Wintermute. 1983. P. 730-732).

http://pravenc.ru/text/Илии пророка ...

4) почитаем предметы, оставшиеся после них, их мощи и иконы. 509. Кого из святых наиболее почитаем? Из святых наиболее почитаем Пресвятую Богородицу, Покровительницу Православной веры. 510. Какого святого должен каждый особенно почитать? Каждый должен особенно почитать того святого, имя которого он носит. Пояснения: Для почитания святых можно привести много серьезных доводов. Прежде всего, Священное Писание содержит много доказательств того, что Господь выслушивает молитвы людей, живущих на земле, особенно тех, которые стараются жить святой жизнью. Молился праотец Авраам, и Господь исцелил Авимелеха ( Быт.20:17 ). Молился Самуил за израильтян, и была молитва его услышана ( 1Цар.7:8–9 ). Была выслушана молитва пророка Илии, чтобы были посрамлены идолопоклонники ( 3Цар.18:36–39 ). Тем действительнее являются, конечно, молитвы святых, которые уже находятся в вечности, потому что они уже не обременены телесными слабостями и поэтому находятся ближе к Богу, источнику любви и милосердия. На вопрос, могут ли святые знать, что происходит здесь, на земле, и могут ли они знать, что мы их призываем и о чем просим, верующий христианин может только ответить положительно. Уже здесь, на земле, Господь дает святым способность познавать вещи, которые переходят границы восприятия наших органов чувств. Так, например, пророк Елисей знал, что его слуга Гиезий, который был от него настолько удален, что его нельзя было видеть, делает нечто неполагающееся ( 4Цар.5:20–27 ). Апостол Петр знал, что Анания ему солгал, сказав, что продал все свое поле ( Деян.5:3 ). Тем более Бог дает этот дар знания святым, находящимся на том свете: ведь апостол Павел сказал, что в этом земном свете мы познаем лишь частично и посредством подобия, но на том свете будем познавать совершеннее ( 1Кор.13:9–12 ). Христос сказал, что святые являются тем же, что и Ангелы ( Лк.20:35–36 ). Хотя это сказал Христос в связи с вопросом воскресения, но нет основания отрицать действительность Его слов относительно душ святых, освобожденных от тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

И мы читаем далее: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5: 17–18). Блаженный Иероним пишет: «Или так, что в своем Лице Он исполнит то, что предсказано другими пророками; или так, что Своей проповедью Он дополнит то, что прежде по слабости воспринимающих было грубо и несовершенно, уничтожая гнев…» 8 . В Послании апостола Павла к Римлянам сказано: «потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13). Здесь в русском (синодальном) переводе стоит слово «исполнители». Дословный перевод означал бы: делатели, или деятели, Закона. Из текста никак нельзя вывести смысл, что исполнившие Закон оправданы будут. Единственный, кто исполнил весь Закон от начала и до конца, – это Сам Христос. Человек же может только стремиться исполнять, или «делать», Закон. О Христе и сказано: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2: 9). О роде человеческом сказано: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3: 23). Только ОДИН Христос в Своем Истинном Человечестве исполнил весь Закон Божий: Закон нравственный, обрядовый (жертвенный) и уголовный (закон о наказании). Поэтому о Его Истинном Человечестве и сказано: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Также сказано о Христе: «потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Ни один человек на это не способен! Ни об одном человеке нельзя сказать подобного! Сказано: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3: 20). Здесь под словами «делами закона» надо разуметь именно весь Закон. Человек может исполнить только какую-то часть Закона, но никто из людей не может исполнить весь Закон. А в Законе Божием записано: «Проклят [всякий человек], кто не исполнит [всех] слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27: 26). Итак, все заключены под проклятием Закона. Законом, как мы прочитали у апостола Павла, «познается грех». То есть Закон Божий помогает нам увидеть наше реальное состояние, и оно обнаруживает, что все мы грешники, все мы преступники перед Законом Божиим, как и сказано в Писании: «нет праведного ни одного» (Рим. 3: 10). Открыв нам реальное наше состояние, Закон Божий (который сравнивается в Писании еще и с зеркалом) указывает нам на Христа. Потому что только в Нем мы и можем обрести искомое спасение и оправдание, которое мы не можем обрести в Заповедях Творца. Сказано: «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него (то есть ради Иисуса Христа. – прот. О.С. ) возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13: 38–39).

http://pravoslavie.ru/94858.html

Почитание Ангелов и Святых не является нарушением первой заповеди Божией потому, что мы не поклоняемся Ангелам и Святым и не служим им, а только их почитаем. 508. Как мы почитаем Ангелов и Святых? Ангелов и Святых мы почитаем четырьмя способами: 1. преклоняемся перед их святой жизнью; 2. подражаем их прекрасному примеру; 3. взываем к ним, как верным служителям и существам, любимым Богом, чтобы они за нас молились перед Богом, и благодарим их за ходатайство перед Ним; 4. почитаем предметы, оставшиеся после них, их мощи и иконы. 509. Кого из Святых наиболее почитаем? Из Святых наиболее почитаем Пресвятую Богородицу, Покровительницу Православной веры. 510. Какого Святого должен каждый особенно почитать? Каждый должен особенно почитать, того Святого, имя которого он носит. Пояснения: Для почитания Святых можно привести много серьезных доводов. Прежде всего Священное Писание содержит много доказательств того, что Господь выслушивает молитвы людей, живущих на земле, особенно тех, которые стараются жить святой жизнью. Молился праотец Авраам и Господь исцелил Авимелеха (Бытия 20, 17). Молился Самуил за израильтян и была молитва его услышана (I Самуила 7, 8, 9). Была выслушана молитва пророка Илии, чтобы были посрамлены идолопоклонники (Царей 18, 36–39). Тем действительнее являются, конечно, молитвы Святых, которые уже находятся в вечности, потому что они уже не обременены телесными слабостями и поэтому находятся ближе к Богу, источнику любви и милосердия. На вопрос, могут ли Божьи святители знать, что происходит здесь на земле, и могут ли они знать, что мы их призываем и о чем просим, верующий христианин может только ответить положительно. Уже здесь на земле Господь дает святителям способность познавать вещи, которые переходят границы восприятия наших органов чувств. Так, например, пророк Елисей знал, что его слуга Гиезий, который был от него настолько удален, что его нельзя было видеть, делает нечто неполагающееся (IV Царей 5, 20–27). Апостол Петр знал, что Анания ему солгал, сказав, что продал все свое поле ( Деян. 5, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

С пришествием в мир Богочеловека Иисуса Христа исполнились чаяния и надежды человечества на спасение, и чаемое стало живым словом апостольского благовестия: Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Принявшие Его, приняли Его благодать, окормляемые твердой надеждой на наследие Царства Небесного, обещанного Спасителем: Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились ( Ин. 1:12–13 ). Царство Небесное, близость которого провозгласил Спаситель, есть зримое торжество Бога над всяким злом, грехом, хаосом и самой смертью через искупительную смерть и воскресение Сына Человеческого. Новый Завет открывает человеку возможность обрести общение с Богом благодаря воплощению и вочеловечению Самого Бога. Власть побеждать злых духов ( Мф. 8:28–34 ), повелевать морям ( Мф. 8:23–27 ), прощать грехи и исцелять ( Мф. 9:1–8 ), воскрешать умерших ( Мф. 9:18–26 ; Лк. 11:17 ) и даровать спасение ( Мк. 7:24–30 ; Лк. 10:25–37 ) – такая власть Господа Иисуса Христа обусловлена тем, что Он Богочеловек. Бог Отец положил Сыну принять Крестную смерть ради всего человечества, дабы Его последующим Воскресением победить зло и смерть, открыв всем людям путь к Жизни Вечной ( Ин. 1:29 ; Мк. 8:31–33; 9:29–31; 10:32–34; 42–45; 14:34–36 ). Принятие крестной смерти за грехи человечества было средоточием Божиего замысла о спасении ( Мф. 21:43 ; Втор. 10:14–15; 4:37; 7:6–7 ; Пс. 59:7; 107:7; 126:2 ; 2Цар. 2:11 ). Идея Креста, то есть таинства Христовой смерти, раз и навсегда явила Божию власть спасать людей от внутренней порабощенности греху: Когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1Kop. 1:21). Спасение совершается через веру в благодать, которую Христос преподал нам Своим Крестом ( Деян. 15:11 ). Христианин, надеющийся на последнее откровение славы детей Божиих ( Рим. 8:18–39 ), уповает на то, что он будет избавлен от зла и сохранен для Царствия Небесного ( 2Тим. 4:18 ), ибо, будучи оправдан смертью Христа, он будет спасен жизнью во Христе у Небесного Отца ( Рим. 5:9–10 ; Кол. 3:1–4 ). Всякий стремящийся к Нему будет принят Им с радостью: Бог наш Спаситель... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех ( 1Тим. 2:4–6 ). Итак, смысл надежды в Новом Завете есть обретение Вечной Жизни, Царствия Божия, спасения души. Надежда как нравственная добродетель может быть направлена и на иные цели, в частности при исполнении земных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Крещение должно совершать: а) в воде: Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде, и евнух сказал: вот вода; что препятствуем мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха. ( Деян.8:35–39 ). Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа ( Деян.10:47 ); б) чрез погружение троекратное; это видно из того, что крещение представляется в Священном Писании под образами: · потопа: 1Петр.3:19–22 ; · бани водной: Еф.5:26 . Ср. Тит.3:5 ; · гроба: Кол.2:12 . Эти образы необходимо предполагают совершение крещения чрез погружение крещаемого в воду. На это же указывают и выражения о крещении евнуха: И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха ( Деян.8:38–39 ) и о крещении Господа: И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. ( Мф.3:16 . Ср. Мк.1:10 ); в) с призыванием слов Спасителя: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. ( Мф.28:19 ); г) совершать таинство крещения Господь поручил только апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Это же подтвердил Господь и тогда, когда для крещения Корнилия повелел призвать апостола. ( Деян.10:3–5 ), а не кого-либо из верующих братий; также и уверовавших учеников в Ефесе никто не мог крестить, пока не пришел апостол Павел и сам крестил их ( Деян.19:1–5 ). К чему обязывает возложение на крещаемого креста? Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною ( Лк.9:23 ). Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010