Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зиновию (Корзинкину), епископу Элистинскому и Калмыцкому 3 апреля 2011 г. 15:25 3 апреля 2011 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. За Литургией Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Зиновия (Корзинкина) во епископа Элистинского и Калмыцкого. По окончании Литургии Святейший Владыка вручил новохиротонисанному епископу архиерейский жезл и обратился к нему с напутственным словом. Ваше Преосвященство, возлюбленный о Христе Иисусе сослужитель! Ныне в неделю 4-ю Великого поста за Божественной литургией в главном соборе Русской Церкви — Храме Христа Спасителя — возложением рук Преосвященных архипастырей на тебя снизошла благодать Святого Духа и ты стал сопричастником дара апостольского свидетельствовать об Истине, дабы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Высота архиерейского служения налагает на тебя величайшую ответственность перед Богом. Епископ по преемству, идущему от апостолов, — кормчий корабля церковного, направляющий его к тихой пристани. Посему, «стремясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным» (2 Тим. 2:15), «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Всегда помни о том, что главным содержанием всех трудов архиерея является деятельная и непрестанная забота о спасении вверенной ему Христом паствы. «Воспитывай ее в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), стараясь, по завету преподобного Иоанна Лествичника, память которого сегодня празднует Святая Церковь, «взыскать и исправить погибших словесных овец своим незлобием, тщанием и молитвою» . Изволением Божиим и определением Священного Синода Русской Православной Церкви тебе предстоит совершать архипастырское служение в Республике Калмыкии — регионе, где исторически получили распространение иные религии. В этой ситуации епископу надлежит во всем проявлять «кротость и снисхождение Христовы» (см. 2 Кор. 10:1), мудрость, терпение, осмотрительность и готовность вести диалог со светской властью и людьми различных взглядов и мировоззрений. В добром соработничестве с руководством республики, с представителями гражданских сил и религиозных объединений тебе следует заботиться об утверждении в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей, принципов мира, социальной солидарности и согласия.

http://patriarchia.ru/db/text/1444143.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм Постоянно спрашивать себя, с кем ты — с мучеником Стефаном или его палачами, — вот политическая повестка христианина. Ко Дню памяти жертв политических репрессий. Царь Соломон решает судьбы приведенных к нему женщин Репрессия — это функция государства, одна из правоохранительных опций. Если начальствующий носит меч, то не для красоты, а для того, чтобы его иногда применять. Мы не выбираем между насилием и ненасилием, мы выбираем между государственным насилием, которое осуществляется по понятным и известным правилам, и насилием стихийным, неконтролируемым. В том числе — и это принимается в одном пакете с монополией на насилие — мы разрешаем государству и экстраординарные формы причинения боли преступнику, если от этого будет лучше большинству населения. Тут огромное пространство для дискуссии: когда, как долго, в отношении кого, до какой степени, насколько бесконтрольно государственный аппарат может работать в режиме чрезвычайности. Одни считают, что нужно взяточников расстреливать без суда и следствия. Другие — что даже террористов нельзя просто так «ликвидировать», — только по решению суда. Это сфера спорного. Но есть такое государственное насилие, которое и Священное Писание и церковная история считают безусловно неправедным, более того, таким, из-за которого само государство объявляется институтом нравственно неизлечимым, только до времени терпимым злом. Новый Завет считает, что столкновение государства и праведника неизбежно, что это столкновение является нервом, одним из мотивов священной истории. В Книге Деяний рассказывается о мученической кончине Стефана, первого собственно христианского мученика. Этот святой новорожденной Церкви за несколько минут до своей гибели произносит речь, в которой вся суть христианской историософии. В биографии Моисея Стефан подчеркивает непреодолимое противоречие между великим пророком и еврейским народом. Народ отверг его после убийства египтянина (Деян 7:25), и после его попытки примирить дерущихся (7:26–28), и уже в пустыне, когда евреи «обратились сердцами своими к Египту» (7:39). В центре следующего акта священной драмы оказался построенный Соломоном храм, который евреи, абсолютизировав храмовый ритуал, по сути, превратили в языческое капище. Бог устами пророков напомнил своему народу о том, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (7:48), но остался неуслышанным и непонятым. Стефан, резюмируя, обобщая еврейскую историю, пишет, что смерть праведника — логический финал любой попытки диалога Бога с евреями:

http://blog.predanie.ru/article/za-chto-...

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.28:1-31 Ев.- Ин.21:15-25 За упокой: Лит.: Ап.- 1Кор.15:47-57 Ев.- Ин.6:35-39 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. Троицкой родительской субботы Тропарь Троицкой родительской субботы, глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй,/и полезное всем подаваяй,/едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих;/на Тя бо упование возложиша,//Творца и Зиждителя, и Бога нашего. Кондак Троицкой родительской субботы, глас 6 Со святыми упокой,/Христе, души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание,//но жизнь безконечная. святителю Кириллу Александрийскому Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереев Богодухновенное удобрение,/Кирилле премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6 Бездну нам учений богословия источил еси/яве от источник Спасовых,/ереси погружающую, блаженне Кирилле,/и стадо невредимо от треволнений спасающую,/странам бо всем наставник, преподобне,//яко Божественная являя. преподобному Кириллу, игумену Белоезерскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

Слово (Брускова) при в Покровського та 3 грудня 2011 р. 19:30 3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. При наречении архимандрит Пахомий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Христолюбивые архипастыри! Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Покровским и Николаевским. Сознавая высоту и величие архипастырского служения, вспоминаю о том, как блаженнейший псалмопевец Давид, выслушав повеленное ему и став пред лицем Господним , вопрошал с болью: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17:16). Но еще более осознаю всю полноту ответственности, которая возлагается на продолжателей богоучрежденного апостольского преемства, домостроителей Церкви Божией. Как могу я, человек грешный, стать тем, кто по учению святых отцов являет собой образ Христов? Сознаю и всецело приемлю, что при возведении в архиерейское достоинство я призван взять на себя не только честь, подобающую святительскому сану, но гораздо более — евангельское иго Христово. Уже много лет, с того дня, как решил я принять монашество, нет у меня другого желания, кроме как идти за Христом. Господь мой и Бог мой сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16:24). Сам Великий Пастыреначальник не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28), и показал нам пример того, что епископское служение должно быть истинно смиренным. Верую несомненно, что вы, богомудрые архипастыри, возвестили мне волю Божию обо мне, что Сам Великий Архиерей вашими устами повелел мне принять жребий служения сего (Деян. 1:25). Внимая словам, сказанным с Божественной властью: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), я с полной покорностью предаю себя в руки Его, но искренне исповедую перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство понести высоту святительского сана. Следуя непреложному повелению Христову и апостольскому наставлению всё делать без ропота и сомнения (ср. Флп. 2:14), в ответ на ваше призвание, не надеясь на свои силы, но с упованием на Бога и искренним горячим желанием послужить Святой Церкви отвечаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1799727...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Алексию, епископу Мценскому, викарию Орловской епархии 9 апреля 2017 г. 17:25 9 апреля 2017 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Алексия (Заночкина) во епископа Мценского, викария Орловской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Алексия на служение. Преосвященный епископ Алексий! «Благословен Грядый во имя Господне» , — радостно воспевали мы днесь, приветствуя Сына Божия, восходящего во град Иерусалим, чтобы совершить дело нашего спасения. В сей день, возводя очи своего сердца горé и подражая Подвигоположнику Господу Иисусу, ты тоже грядешь на служение Церкви Христовой, «Которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). И пусть памятование об этой великой и святой жертве никогда не покидает тебя в предстоящих трудах. Наитием Духа Истины, сошедшего на главу твою чрез возложение рук архипастырей и Святого Евангелия, ты получил от Бога особую благодать. Сей дар Небесного Утешителя возвел тебя на высшую ступень иерархического служения, поставив епископом Церкви, продолжателем трудов апостолов и блюстителем словесного стада Христова. Первоверховный Павел в своем первом послании к фессалоникийской общине призывает верных не угашать Духа (1 Фес. 5:19). Что же это значит? Святитель Иоанн Златоуст, толкуя данное место, указывает на то, что Господь дал нам, христианам, «ясную лампаду, возжегши в душах наших благодать Святого Духа» , свет которой помогает нам «безопасно восходить путем, ведущим от земли на небо» . Но, как отечески предупреждает нас вселенский учитель, этот спасительный свет могут погасить чрезмерные земные попечения, всякое злое дело, злоречие, обида и всякий грех (Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам. Беседа 11). Из этих слов становится ясным, сколь бережно нам подобает хранить полученный дар благодати. Она, по мысли святых отцов, «приводя человека в живое общение с Господом Иисусом Христом, показывает все сокровенные тайны Божии» (свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Часть 1) и «открывает человеку, какой путь хорош, а какой нехорош, показывает ему, что уготовано на пути хорошем, и что сокрыто на пути лукавом» (прп. Ефрем Сирин. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Гл. 51). Старайся, чтобы ничто не заглушало в тебе это удивительное действие благодати Святого Духа, которую ты получил ныне в свершившейся хиротонии. Сегодня, как некогда и ученикам Господа, тебе дарована великая сила Божия: сила учительствовать, назидать и проповедовать слово Истины с дерзновением.

http://patriarchia.ru/db/text/4855880.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Амвросию (Шевцову), епископу Светлогорскому 6 октября 2019 г. 20:07 6 октября 2019 года за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Амвросия (Шевцова) во епископа Светлогорского, викария Гомельской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Амвросия на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Амвросий! Сегодня особое торжество для Церкви Христовой, ибо милостью Божией приобрела она нового делателя, которому предстоит заботиться о наследии Божием, продолжая труды самовидцев и служителей Слова (Лк. 1:2). По молитвам верных на главу твою снизошла ныне благодать Духа Святаго. И дар сей, преподанный через наше рукоположение, призываю тебя возгревать непрестанно (2 Тим. 1:6), ибо как огонь угасает от беспечности и лености его хранителя, так и этот дар, если не будешь доставлять ему бóльшей силы усердным и внимательным исполнением вверенного тебе служения, не принесет должной пользы ни тебе, ни пасомым. В чем же состоит поручаемое тебе архипастырское делание? Епископ — это не просто высшая ступень иерархического служения. Епископ — хранитель единства Церкви, защитник веры, блюститель душ человеческих. Ты сподобился принять сегодня благословение от Господа нашего пасти Церковь Его, Которую Он приобрел Кровию Своею (Деян. 20:28), дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15). Эти ответственные труды требуют полной самоотдачи и самоотречения. Более того, скажу, что для того, чтобы достойно выполнять столь высокое служение, тебе предстоит научиться жить без свободного времени, ибо отныне вся твоя жизнь без остатка принадлежит Церкви. Священнослужителя, а наипаче архипастыря, нередко называют живой иконой Христа. И это не фигура речи и не красивый оборот — так действительно должно быть. Но что такое икона прежде своего надписания и освящения? Разве не доски и краски? Так и тебе, чтобы уподобиться Истинному Пастырю и Блюстителю душ человеческих (1 Пет. 2:25), сначала надлежит освятиться Духом, во всем являя образец для верных: в слове, житии, любви, вере и чистоте (1 Тим. 4:12), чтобы на доске воссиял благочестивый образ. Показывая пример жизни по евангельским заповедям, соделаешься вместительным сосудом благодати Божией, которая даже каплей своей, по выражению святителя Иоанна Златоуста, способна наполнить ведением всю вселенную (Беседа на псалом 44).

http://patriarchia.ru/db/text/5508525.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Варфоломею, епископу Балаковскому и Николаевскому 17 апреля 2022 г. 15:25 17 апреля 2022 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Варфоломея (Денисова) во епископа Балаковского и Николаевского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Варфоломея на служение. Преосвященный епископ Варфоломей! Днесь по воле Бога Отца, благой, угодной и совершенной (Рим. 12:2), ты сподобился принять Духа Утешителя, соделавшего тебя епископом Церкви Христовой, Которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение рук архипастырей сила Вышняго осенила тебя, свидетельствуя о твоем новом ответственном призвании. Тот же Самый Дух, сошедший некогда на учеников Господа в Сионской горнице в день Пятидесятницы, ныне почил незримо на тебе. Один и Тот же Дух, нисходивший на апостолов и их преемников, сошел ныне на тебя, и потому ты вступил в служение, продолжающее цепь апостольского преемства. Ибо благодать Божия, дарованная святым апостолам, передается преемственно через архиереев на рукополагаемых пастырей и архипастырей, служителей Христовых. Со страхом Божиим и трепетом вспоминай этот великий день и запечатлей в сердце своем слова, которые мне по долгу отеческой любви и по долгу своего послушания перед Церковью надлежит сказать тебе ныне. Как некогда и меня напутствовал мой духовный наставник — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, вручая жезл епископский, так и тебе сегодня скажу те же слова, которые он мне сказал: «Совершай труды в искренней простоте и с усердием! Служи Богу твоему так, как служили Ему все избранные Им» . А чтобы достойно пройти предлежащее тебе поприще, старайся делать твердым свое звание и избрание (2 Пет. 1:10), возгревая дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (2 Тим. 1:6).

http://patriarchia.ru/db/text/5917654.ht...

Современная полемика с католицизмом в Элладской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Современная полемика с католицизмом в Элладской Церкви Православие.Ru , 22 июля 2009 г. Митрополит Пирейский Серафим / Количество католиков в Греции невелико, но к их общине Римская Церковь относится с немалым вниманием и попечением, а представители ее в Греции нередко проявляют общественную активность. Ситуация похожа на российскую, за тем исключением, что российские католики в большинстве своем являются представителями тех народов, которые традиционно исповедуют католичество, а в Греции больше именно католиков-греков. В России мало известно о той полемике, которую православные Греции в наши дни ведут с католицизмом, как реагируют на его разнообразные инициативы по усилению своего влияния. Некоторое представление об этом могут дать труды митрополита Пирейского Серафима, и в частности его переписка. Из переписки митрополита Пирейского Серафима с епископом Сиросским Франциском (июль–октябрь 2007 года) Католический епископат Сироса Протокол 17007 Ано Сирос, 25 июля, 2007. Его преподобию Серафиму, митрополиту Пирейскому. Всечестной брат! С большой горечью я прочитал в газете «Православная пресса» от 6 июля сего года опубликованное Вами письмо, где упоминается «экуменизм», «папизм» и, следовательно, Католическая Церковь. Вышеупомянутая газета хорошо известна своей крайней позицией и критикой, направленной против церковных иерархов и против Священного Синода Греческой Церкви, всякий раз когда решения тех, кого «Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28), не устраивают редакторов газеты. Эта газета постоянно придерживается экстремистских взглядов и когда речь заходит о других христианских Церквях и конфессиях, а особенно о Католической Церкви. Однако впервые за все время, если мне не изменяет память (так как я старше вас на 20 лет), мне встречается текст православного епископа, написанный с такой ненавистью к Католической Церкви (вот пример: «Папизм заложил фундамент атеизма»; мне кажется, раньше так не высказывался ни один человек).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Современная полемика с католицизмом в Элладской Церкви Митрополит Пирейский Серафим Количество католиков в Греции невелико, но к их общине Римская Церковь относится с немалым вниманием и попечением, а представители ее в Греции нередко проявляют общественную активность. Ситуация похожа на российскую, за тем исключением, что российские католики в большинстве своем являются представителями тех народов, которые традиционно исповедуют католичество, а в Греции больше именно католиков-греков. В России мало известно о той полемике, которую православные Греции в наши дни ведут с католицизмом, как реагируют на его разнообразные инициативы по усилению своего влияния. Некоторое представление об этом могут дать труды митрополита Пирейского Серафима , и в частности его переписка. Из переписки митрополита Пирейского Серафима с епископом Сиросским Франциском (июль–октябрь 2007 года) Католический епископат Сироса Протокол 17007 Ано Сирос, 25 июля, 2007. Его преподобию Серафиму, митрополиту Пирейскому. Всечестной брат! С большой горечью я прочитал в газете «Православная пресса» от 6 июля сего года опубликованное Вами письмо, где упоминается «экуменизм», «папизм» и, следовательно, Католическая Церковь. Вышеупомянутая газета хорошо известна своей крайней позицией и критикой, направленной против церковных иерархов и против Священного Синода Греческой Церкви, всякий раз когда решения тех, кого «Дух Святый поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20: 28), не устраивают редакторов газеты. Эта газета постоянно придерживается экстремистских взглядов и когда речь заходит о других христианских Церквях и конфессиях, а особенно о Католической Церкви. Однако впервые за все время, если мне не изменяет память (так как я старше вас на 20 лет), мне встречается текст православного епископа, написанный с такой ненавистью к Католической Церкви (вот пример: «Папизм заложил фундамент атеизма»; мне кажется, раньше так не высказывался ни один человек).

http://pravoslavie.ru/41538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИАСОН И СОСИПАТР Ап. Сосипатр. Икона. 1694 г. Иконописец Эммануил Цанес (ц. апостолов Иасона и Сосипатра, г. Керкира) Ап. Сосипатр. Икона. 1694 г. Иконописец Эммануил Цанес (ц. апостолов Иасона и Сосипатра, г. Керкира) Ап. Иасон. Икона. 1694 г. Иконописец Эммануил Цанес (ц. апостолов Иасона и Сосипатра, г. Керкира) Ап. Иасон. Икона. 1694 г. Иконописец Эммануил Цанес (ц. апостолов Иасона и Сосипатра, г. Керкира) [греч. Ισων κα Σωσπατρος], апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня). Согласно Деян 17. 1-9, И. принимал в своем доме апостолов Павла и Силу во время их пребывания в Фессалонике. В результате возмущения «неуверовавших Иудеев» (Деян 17. 5) против проповеди апостолов Павла и Силы последним пришлось бежать в г. Веррия (Бероя, ныне Верия, Греция). И. же и нек-рых братьев возмутившаяся толпа повлекла «к городским начальникам» (Деян 17. 6) и обвинила их перед лицом правителей в сотрудничестве с Павлом и Силой, к-рые «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян 17. 7). Но в конце концов И. вместе с др. христианами был отпущен или под залог, или под чье-то поручительство (Деян 17. 9: «получив удостоверение (греч. τ κανν)»). Т. к. греч. имя Иасон употреблялось евреями диаспоры в качестве эквивалента евр. имен Иешуа и Иошуа, вполне вероятно, что И. был эллинизированным иудеем, обращенным в христианство ап. Павлом во время проповеди в фессалоникийской синагоге (Деян 17. 1-4) ( Gillman. P. 649). И., по-видимому, был состоятельным человеком, и его дом мог служить местом собрания для фессалоникийской общины. Нек-рые библеисты высказывали предположение, что гнев толпы против И., возможно, вызван не только фактом проживания у него апостолов, но и активностью самого И. и др. христиан Фессалоники ( Jewett. 1986. P. 117), что могло привести к продолжению гонений на Церковь в Фессалонике (см., напр.: 1 Фес 2. 14).

http://pravenc.ru/text/200411.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010