Разделы портала «Азбука веры» Часто говорят, что «на всё воля Божия». А на болезни, катастрофы, грехи преступления? 3 Ответа Грехи и преступления — следствие злой воли человека, которую Бог не сковывает. “Следовательно, Бог не ответственен за наши грехи.  Так как грех есть результат свободного выбора, соединенного с предрасположенностью к тому или другому образу действия, и так как ложные мнения часто управляют нами, а мы, по неведению или в силу нашего невежества, не пытаемся противостоять им, Бог имеет право судить нас.….…. Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели”. (Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры). Болезни и катастрофы — причины наших грехов. Бог посылает их для уцеломудривания людей. «Итак, посланы ли меч, или голод, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбным, все сие посылается на землю для уцеломудрения и исправления, чтобы люди устремили ум свой к благочестию, потому что каждое поколение имеет нужду во вразумлении Господним посещением. Если и среди страхов иные остаются нечувствительными в деле благочестия; то, ежели вовсе не будет посещения Господня, не тем ли паче совратятся умом в безбожие и погибель?». (Св. Ефрем Сирин . О том, что не должно обольщаться еллинскими мнениями). Слова “воля Божия” могут употребляться в двух смыслах — в смысле Божьего промысла и Божьего закона. Грехи и преступления людей безусловно противны закону Божию, и, в этом смысле, противны Его воле. Но любые события учтены в Божием замысле о спасении мира и конкретных людей, так, что даже величайшая несправедливость и преступление в истории мира — распятие безгрешного Сына Божия — Бог обратил к нашему спасению. В мире не может произойти ничего, что не было бы уже известно Богу и включено в его план. Все происходящее — в том числе действия тех, кто противится Богу — Он в конечном итоге обратит к осуществлению Его благих целей. В книге Деяний Апостолы выражают эту веру в молитве, которую они возносят, столкнувшись с враждебностью и преследованиями: “Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой” ( Деян.4:25–28 )

http://azbyka.ru/vopros/na-vsjo-li-volja...

Скачать epub pdf Псалом 116 Псалом сей есть самый краткий из всех псалмов и надписывается он также словом Аллилуиа («хвалите Бога»). Состоя из двух только стихов, он призывает все народы хвалить и прославлять Господа Бога за великую Его милость спасения, принесенного Спасителем для всех народов. Значит, псалом сей несмотря на его краткость, нужно считать с одной стороны благодарственным, как призывающим всех людей к благодарению, а с другой – пророчественным, предсказывающим о спасении всех народов, о всеобщем призвании язычников в Церковь Христову. Пс.116:1 Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Новозаветная Церковь христианская первоначальное свое образование получила из апостолов и других иудеев, уверовавших чрез них в истину воскресения Христова и принявших от них евангельское учение; а затем и из других народов, к которым апостолы пронесли слово истины евангельской, по заповеди Христа, данной апостолам при вознесении Его на небо ( Мф.28:19 ). Посему, и в призывании пророка к похвалению Господа различаются языцы и вси людие. И первое призывание относится, по разумению св. апостола Павла и св. отцов, к язычникам: хвалите Господа вси языцы, которых в числе христиан была наибольшая половина, а второе – к иудеям, – похвалите Его вси людие, под которыми разумеется избранный народ, или различные колена иудеев. Подобное же выражение, с различением языков и людей, употреблено и во 2-м псалме: «Векую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным». В том же смысле изъяснено это и в книге Деяний апостольских ( Деян.4:25–26 ). «Для всякого очевидно, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что эти слова составляют пророчество о Церкви верующих и предсказание о проповеди, которая объяла всю вселенную. Ибо призываются не один, два или три только народа, но вся земля и море. А это оправдалось тогда, когда воссияло пришествие Христово» с 353]. Пс.116:2 Яко утвердися милость его на нас, и истина Господня пребывает во век. Во втором, и последнем, стихе пророк указывает причину, почему народы и все люди должны прославлять Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Архив Пн Слово архимандрита Антония (Доронина) при наречении во епископа Слуцкого и Солигорского 11 ноября 2014 г. 21:30 11 ноября 2014 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Антония (Доронина)  во епископа Слуцкого и Солигорского. При наречении архимандрит Антоний обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и Милостивый отец! Досточтимые боголюбивые архипастыри! Милостью и произволением в Троице славимого Бога, предстою ныне я, недостойный, пред Вами, призванный избранием и определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Матери-Церкви «принять жребий … служения и Апостольства» (Деян. 1:25). В этот священный и трепетный для меня час дух мой пребывает в смятении. Чувство скудости собственных сил пронизывает мою душу, осознание личной греховности и недостоинства устрашает меня, юного и неопытного, «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Лишь вера, сопряженная с упованием на милосердие Христово, а также память о принесенных некогда Небесному Пастыреначальнику обетах послушания и отречения собственной воли призвали меня покориться великой чести, которой «никто сам собою не приемлет … но призываемый Богом…» (Евр. 5:4). В день Святой Пятидесятницы Бог послал Духа Святого в мир, создав Церковь, которая существует в истории как «полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Господь хранит эту полноту и подает от нее верным чадам, жаждущим «воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), Свою благодать и милость. Каждый христианин несет ответственность за чистоту жизни Церкви. Об особом значении епископского служения в Церкви на рубеже I и II веков говорил священномученик Игнатий Богоносец: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» (Послание к смирнянам, 8). Епископ своим примером призван утверждать единство Церкви, которое своим истоком имеет единство Лиц Пресвятой Троицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3837424.ht...

И дам вам сердце новое 10.06.2022 17:05:44 Сергей Львович Худиев В это воскресенье Церковь совершает великий праздник Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на Апостолов. Это событие, которое обещает Господь Иисус в Евангелии: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан 14:16-17) Кто такой Утешитель? Прежде всего, как нам открывает Священное Писание, и как учит Церковь, это Личность — а не безличная сила, как полагали некоторые еретики. Он, например, дает повеления от Своего Лица, и прямо говорит о Себе «Я»: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2) Он обладает мыслями (Рим.8:27), волей (Деян.15:28), его возможно огорчить (Еф.4:30), то есть в Писании речь последовательно идет о Личности. Люди могут жаловаться на то, что учение о Троице непонятно и не укладывается в голове — но такова реальность, открытая нам в Священном Писании: Святой Дух — как и Отец, как и Сын — целиком и полностью Бог, при этом существует не три Бога, а один Бог — Святая Троица, Единый по Существу и Троичный в Лицах. Что совершает Святой Дух? Прежде всего, Он обновляет Сердца верующих и созидает Церковь. Как обещает ветхозаветный пророк Иезекииль: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27) О чем здесь идет речь? Люди, по природе своей, религиозны, и падшее человечество создало великое множество религий. Христианство тоже может восприниматься людьми как одна из религий — которая обслуживает потребность в коллективных ритуалах, утешении и смутной надежде на помощь потусторонних сил. Но существо нашей веры — другое.

http://radonezh.ru/2022/06/10/i-dam-vam-...

Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви епископату, духовенству, монашествующим и мирянам по случаю двадцать пятой годовщины Харьковского Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви 30 мая 2017 г. 13:19 27 мая 2017 года в ходе заседания Синода Украинской Православной Церкви было принято Послание по случаю 25-летия Харьковского Собора. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! В этом году Украинская Православная Церковь с чувством особого духовного подъема отмечает 25-ю годовщину Харьковского Архиерейского Собора, который состоялся 27-28 мая 1992 г. Это было решающая событие в новейшей истории Православия в Украине, и мы смиренно благодарим Бога за Его великие милости и щедроты, которые Он являл и являет Своей Святой Церкви на протяжении ее исторического бытия на нашей земле. Еще с апостольских времен все спорные вопросы в Церкви всегда решались на Соборах в духе завещанной Богом любви. Соборность — это основа церковного устройства, видимое проявление союза верных в Иисусе Христе, их единства в Святом Духе. Как свидетельствует Священное Писание, во многих уверовавших было одно сердце и одна душа (см. Деян. 4:32). Соборность — это единство в разнообразии, которое позволяет каждому члену Церкви оставаться самим собой, но не дает никому замыкаться на себе. В Церкви не может быть ни авторитарных диктаторов, ни анархии и хаоса, которые противоречат ее Божественной природе. Соборная форма церковного управления является Богоустановленным путем, который позволяет народу Божьему преодолевать все препятствия, встречающиеся ему в путешествии в Небесное Отечество. Харьковский Архиерейский Собор 1992 года — это мощное проявление соборности нашей Церкви. Он стал ответом на те вызовы, которые встали перед Православием в независимом Украинском государстве. На рубеже 1991-1992 гг. в Украинской Православной Церкви сложилась конфликтная ситуация, обусловленная стремлением тогдашнего Предстоятеля митрополита Филарета (Денисенко) единолично определять дальнейший путь церковного развития и безапелляционно навязывать свою волю другим. Весной 1992 года, когда митрополит Филарет откровенно встал на путь церковного раскола и нарушил канонические основы церковного бытия, украинский епископат решительно выступил против этой опасности, проявив в трудный переломный час настоящую пастырскую заботу о будущем Святой Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4919488.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Евфимию (Максименко), епископу Усманскому 25 декабря 2016 г. 16:52 25 декабря 2016 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святителя Спиридона Тримифунтского в Нагатинском Затоне г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Евфимия (Максименко) во епископа Усманского, викария Липецкой епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Евфимия на служение. Ныне свершилась благая и угодная воля Божия (Рим. 12:2), призвавшая тебя к ответственным епископским трудам. По соборным молитвам всей Церкви на твою главу снизошел Животворящий Дух Утешитель, соделавший тебя продолжателем миссии апостолов и преемником их служения. И вот, облаченный в архиерейскую мантию, с возложенной на перси панагией, ты предстоишь народу и сонму святителей, дабы принять в свои руки жезл архипастырский и отправиться на пажити Христовы «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Но прежде чем ты устремишься на новое место своего служения, внемли словам моим, произносимым не только как дань традиции, но и как живое свидетельство от личного многолетнего пастырского опыта. Поверь: путь, на который ты вступаешь ныне, таит в себе немало трудностей и опасностей. Епископство — это высшая ступень иерархической власти в Церкви. А любая власть — это не только большие возможности, но и тяжелый крест, нести который необходимо с духовным рассуждением и подлинным смирением. К сожалению, в силу поврежденности человеческой природы власть порою воспринимается некоторыми как повод горделиво превозноситься над другими и требовать к собственной персоне особого отношения и почестей. Но с тобою так да не будет! Горячо молю Господа, дабы ты успешно преодолел это опасное искушение, помня, что не сан возвышает своего обладателя, но одна лишь добродетель обладает силой возвышения. Лишь она — задаток совершенной славы . Так писал о епископском призвании святитель Нектарий Эгинский в 1903 году в письме к монаху Иоасафу. А потому, заключает сей мудрый архипастырь, чем выше сан, тем больше добродетелей требуется от человека, чтобы достойно понести возложенное на него служение, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

http://patriarchia.ru/db/text/4723450.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Стефану (Гордееву), епископу Алатырскому 25 декабря 2011 г. 17:15 25 декабря 2011 года за Божественной литургией в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  возглавил хиротонию архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии . По окончании Литургии Святейший Патриарх обратился к епископу Стефану с напутственным словом. Преосвященный епископ Стефан! Благодатью Всесвятого Духа, снисшедшей на тебя через возложение архиерейских рук, ты соделался преемником апостольского служения, дабы пасти Церковь Господа, «которую Он приобрёл Себе кровию Своею»  (Деян. 20:28). На твои плечи возложена большая ответственность. Епископ по сути своего служения призван иметь попечение о многих людях, о которых он даст отчет перед престолом Нелицеприятного Судии. Постарайся же непорочно и непреткновенно нести возложенное на тебя благое бремя архипастырства, продолжая трудиться в Церкви Божией с усердием, явленным тобой на прежних твоих поприщах. Ты получил богословское образование в Московских духовных школах , дал монашеские обеты в Большой келье преподобного Игумена Русской земли и именно здесь был посвящен в диаконский, а затем и пресвитерский сан. Тебе довелось работать на педагогической ниве, воспитывать будущих служителей алтаря Господня, приобщать их к многовековой святоотеческой традиции. Являй же личным примером те добродетели, которые ты взращивал в душах учеников, назидая их в православном благочестии. Будь сам образцом послушания правящему архиерею Чебоксарской епархии  — Высокопреосвященнейшему митрополиту Варнаве , участвовавшему в твоей епископской хиротонии. Пользуйся его советом, обращаясь к его богатому жизненному, духовному и административному опыту. Не пренебрегай и советом умудренных годами пастырской деятельности клириков епархии. Не надмевайся высоким положением святительского сана, помня слова преподобного Ефрема Сирина: «Гордыня подобна высокому сгнившему дереву, у которого ломки все сучья. И если кто влезет на него, тотчас обрушится с высоты». Напротив, будь прост и доступен всем: и духовенству епархии, и мирянам, ищущим общения с архипастырем.

http://patriarchia.ru/db/text/1855909.ht...

10-е число Святого Апостола Симона Зилота Апостола Симона должно отличать от Симона Петра, первоверховного Апостола, и другого Симона или Симеона, сродника Господня по плоти ( Мф.13:55 ), который причисляется к 70-ти ученикам Христовым и почитается вторым епископом Иерусалимским, – преемником Апостола Иакова, брата Господня по плоти. Симон Апостол из дванадесяти родился в Кане Галилейской, по плоти брат Апостола Иуды и Господа ( Мф.13:55 ), и называется также Кананитом ( Мф.10:4 ; Мк.2:18 ) – по-еврейски, или Зилотом ( Деян.1:13 ) – по-гречески; то и другое имя значит: ревнитель закона. Вероятно, что до Апостольства своего Симон принадлежал к обществу зилотов, которые были во время земной жизни Спасителя и особенно ревновали о исполнении закона Моисеева, подобно Финеесу, древле возревновавшему ревностью страху Господню ( Числ.25:11 ; Сир.45:28 ; 1Макк.2:54). Некоторые думают, что к Симону зван был Иисус Христос с учениками на брак в Кану Галилейскую, где впоследствии построена была Равноапостольной царицей Еленой церковь . В служении Апостольском Симон назван Кананитом или ревнителем, говорит Никифор Баллист, по пламенной своей ревности и любви к Божественному Учителю Христу и к распространению Его Евангелия. По сошествии Святого Духа ревнитель закона Христова проповедал веру в Иудее, также в Эдессе, Сванетии, в пределах Осетин, в Абхазии – городе Севасте – нынешнем Сухуме. В сих местах Апостол Симон был с Андреем Первозванным, во время третьего его путешествия для проповеди Евангелия. Симон Зилот скончался мученической смертью в Абхазии и погребён в городе Никопсии, лежавшем между Джигетией и Абхазией. Остатки сего города доселе местные жители показывают южнее Пицунды и Бамбор, верстах в 20-ти от Сухума, недалеко от морского берега, в одной запустевшей было церкви, но в 1875 году возобновлённой усердием великого князя Михаила Николаевича. Св. мучеников: Алфея, Филаделфа, Киприана и других с ними Пострадали в г. Леонтинах, в Сицилии, 251 года. Алфею отрезан язык, и он умер от истечения крови; Филадельф сожжён на железной решётке, а Киприан на сковороде. В 1517 году обретены мощи их (скрытые после 830-х годов, когда Арабы овладели Сицилией), и положены в церкви, выстроенной в честь их. † Преп. Исидоры Юродивой

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архив Пн Слово архимандрита Вианора (Иванова) при наречении во епископа Уральского и Атырауского 20 сентября 2023 г. 20:25 20 сентября 2023 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Вианора (Иванова) , клирика Астанайской епархии , во епископа Уральского и Атырауского. При наречении архимандрит Вианор обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные архипастыри! По воле Божией, явленной в решении Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви, мне предстоит в архипастырском достоинстве «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Сегодня, предстоя перед Вашим Святейшеством и перед собранием иерархов, смиренно исповедую свою человеческую немощь, недостаток знаний и опыта. Осознавая свое недостоинство, испрашиваю ваших святых молитв об укреплении меня на новом нелегком поприще, о даровании мне духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия (Ис. 11:2). Трепет и радость испытываю от того, что епископское служение мне предстоит совершать в родном Казахстане — на благословенной земле, освященной кровью новомучеников и подвигами исповедников, в краю, именуемом «антиминсом, распростертым под открытым небом». Утешением и укреплением в размышлениях о будущем служении служат для меня святые слова, звучащие при хиротонии, — благодать Божия немощная врачует и оскудевающая восполняет . Искренне уповаю на Пастыреначальника Христа и надеюсь, что Он, по Своей великой милости, уврачует мои немощи и восполнит недостатки. Напутствуя новорукоположенных архипастырей, Вы, Ваше Святейшество, произносите отеческие наставления о высокой ответственности иерархов перед Богом и Церковью за вверенную им словесную паству. Жду и для себя от Вас, нашего Великого Господина и Отца, советов и указаний, поскольку, внимательно слушая и читая Ваши изречения и проповеди, воспринимаю их не только как образцы высокой духовной мудрости, но, прежде всего, как руководство к действию. Ваши слова не расходятся с делами. В тяжелых условиях современности, в судьбоносное время для стран и народов, Вы смело и решительно ведете корабль церковный через бушующие воды житейского моря, ориентируясь на немеркнущий свет Божественного Царства, подавая пример жертвенности и трудолюбия архипастырям, пастырям и мирянам.

http://patriarchia.ru/db/text/6060835.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Софрония (Китаева) при наречении во епископа Губкинского и Грайворонского 6 июля 2012 г. 18:15 6 июля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского. При наречении архимандрит Софроний обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Милостивый Первосвятитель и отец! Преосвященнейшие и богомудрые владыки! Благодатию Всесвятого и Животворящего Духа, явленной в деяниях Священного Синода Русской Православной Церкви, ныне я, недостойный, призываюсь к величайшему служению — быть епископом Церкви Христовой, право править слово Божественной истины. На служение епископа поставляет Дух Святый «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). По слову апостола Павла «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель» (Тит. 1:7). В каноническом избрании и святительском поставлении, через возложение рук сонма архипастырей преподается всесильная благодать Божия, которая попаляет всякую немощь и человеческую ограниченность. В служении епископа раскрывается любовь Бога к роду человеческому, потому как Великим Архиереем и Главой Церкви является Сам Господь наш Иисус Христос — Пастырь и Епископ душ наших (1 Петр. 2:25). Епископы призваны к тому, чтобы подражать Христу, являть пример истинной христианской жизни, которая есть «подражание Божескому естеству» (свт. Григорий Нисский. К Армонию…). Одна из наиглавнейших задач епископа — быть предстоятелем в евхаристическом собрании верных, в молитвах ходатайствовать перед Богом о единении всех и вся у Чаши Христовой. Собирание людей во единое стадо словесных овец Христовых есть то, на что поставляется епископ Церкви Божией, и именно за это он будет держать ответ перед Господом. Труды епископа должны явно свидетельствовать о Христе настолько, дабы успех для всех был очевиден (1 Тим. 4:15).

http://patriarchia.ru/db/text/2326380.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010