А иначе увидит он, что стоит на низшей ступени, хотя и носит имя священника. Несомненно, не должно нам проходить мимо того, что может сказать внимательный читатель и о чем и я часто размышляю. Так, читая в книге Исход то место, где даны указания о священнических одеяниях (ср. Исх.28:2 и далее), я нахожу там восемь одежд, тогда как здесь перечислены лишь семь. Возникает вопрос, какое из них пропущено. Там говорится о восьми облачениях – упомянут хитон, или, как сказано в другом месте, «нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голени» ( Исх.28:42 ), о котором не упоминается здесь среди прочих одеяний. Что мы скажем на это? Можем ли мы допустить, что когда Святой Дух во второй раз перечислял одежды, одна из них, о которой Он говорил прежде, ускользнула от Его внимания? Я не дерзну предположить такое в отношении священных слов. Но давайте посмотрим: может быть, так как мы говорили прежде, что этот вид одежды является символом целомудрия и либо покрывает чресла, либо стягивает почки и поясницу, я скажу, что, возможно, не всегда о тех, кто стал священником, сказано, что эти члены стянуты, ибо иногда делаются послабления в отношении потомков и наследников. Я, однако, не утверждаю такое понимание в отношении священников Церкви, ибо вижу, что в этой тайне сокрыто нечто иное. Ибо священники и учителя Церкви могут рождать сынов, как и сказавший: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» ( Гал.4:19 ). И в другом месте он говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Потому подобные учителя Церкви, порождая таких потомков, время от времени обвязывают свои чресла и воздерживаются от того, чтобы производить их на свет, ибо находят слушателей, которые, как им известно, не могут принести плодов. Наконец, и в Деяниях апостолов о таковых сказано: «Мы не смогли проповедовать слово Божье в Асии 41 » ( Деян.16:6 ). Иными словами, они набросили покров на свои чресла и удержали себя, не породив сыновей, ибо эти слушатели были теми, в ком семя умерло бы, не дав ростков. Поэтому священники Церкви, когда видят уши, неспособные воспринимать слово Божье, или когда видят притворных и лицемерных слушателей, пусть наденут они «хитон», пусть набросят на себя «нижнее платье льняное для прикрытия телесной наготы» (ср. Исх.28:42 ), дабы не погибло семя слова Божьего, ибо и Господь повелевает: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф.7:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

10) Мертвые не могут совершать никаких чудес: «разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя»? ( Пс. 87:11 ). 10) Дальнейшие слова этого псалма такие: «или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою» (ст. 12–13). Из всего приводимого псалма видно, что находящийся в очень тяжелых обстоятельствах пророк просит Господа, скорее, пока он еще жив, проявить над ним чудо милости Своей, избавив от множества постигших его бедствий, ибо, когда он умрет, то уже не сможет сам в могиле прославить и возблагодарить Бога за Его великую милость; не услышат его прославления и находящиеся в могиле, предавшиеся тлению, умершие люди. Блаженный Феодорит так изъясняет это место псалма: «Пока я еще жив, говорит пророк, окажи чудо Твое, потому что, когда умру, не увижу его, ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти; и какое врачевство имеет эту силу? ... Мертвым, которые пребывают во мраке смерти и преданы забвению, не возможно быть причастниками Твоего человеколюбия и соделаться зрителями чудес Твоих». Воскрешение Илией сына Сарептской вдовы ( 3Цар. 17 гл.), Елисеем – сына Сунамитянки ( 4Цар. 4 гл.), Иисусом Христом – дочери Иаира ( Мр. 5:41–42 ), сына Наинской вдовы ( Лк. 7:11–15 ) и смердевшего уже Лазаря ( Ин. 11:1–45 ), а ап. Петром – умершей девицы Лиды ( Деян. 9:37–41 ) – всех убеждает в том, что Господь, когда хочет, и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые встают для прославления Бога, как это случилось и в час смерти Спасителя, когда, для прославления Христа и свидетельства об Его победе над смертью и адом, «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27 :52–53). Из приведенных примеров видно, что Господь и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые, когда Ему это угодно, встают из могил для Его прославления. А что мертвые совершают чудеса, это мы уже знаем из св. Писания (см. конец п. 9–го), как знаем и то, что эти чудеса творят не сами мощи, а через них творит их Сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Блаженный Феодорит так изъясняет это место псалма: «Пока я еще жив, говорит пророк, окажи чудо Твое, потому что, когда умру, не увижу его, ибо нет врача, который бы мог освободить от смерти; и какое врачевство имеет эту силу?... Мертвым, которые пребывают во мраке смерти и преданы забвению, невозможно быть причастниками Твоего человеколюбия и. соделаться зрителями чудес Твоих». Воскрешение Илиею сына Сарептской вдовы ( 3Цар. 17 гл.), Елисеем – сына Сунамитянки ( 4Цар. 4 гл.), Иисусом Христом – дочери Иаира ( Мк. 5:41–42 ), сына Наинской вдовы ( Лк. 7:11–15 ) и смердевшего уже Лазаря ( Ин. 11:1–45 ), а ап. Петром– умершей девицы Лиды ( Деян. 9:37–41 ) – всех убеждает в том, что Господь, когда хочет, и над мертвыми совершает чудеса, – что и мертвые встают для прославления Бога, как это случилось и в час смерти Спасителя, когда, для прославления Христа и свидетельства об Его победе над смертию и адом, «гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли и, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Из приведенных примеров видно, что Господь и над мертвыми совершает чудеса,– что и мертвые, когда Ему это угодно, встают из могил для Его прославления. А что мертвые совершают чудеса, это мы уже знаем из св. Писания (см. конец п. 9-го), как знаем и то, что эти чудеса творят не сами мощи, а чрез них творит их Сам Бог. 11) Сектант: Поклоняясь мощам, православные чтут уничиженные на земле Самим Богом тела людей: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно Телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Фил. 3:20 ). Объяснение православного: Тела христіан называются «уничиженными» не потому, что они не чисты сами по себе, а потому, что, будучи испорчены грехом, они стали грубо чувственными, подверженными различным недугам и болезням, голоду и жажде, холоду и зною, страстям и т. п. От этого уничижения Господь избавит наши тела после их воскресения, когда «все мы изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие» ( 1Кор. 15:51–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Высшее проявление Божьего всевластия: распятие Иисуса Христа. Центральным событием истории является распятие Иисуса Христа. Это событие лучше любого другого показывает, каким образом всевластие Бога соотносится с человеческими поступками. Взять хотя бы подлое предательство Иисуса Иудой. На ком лежит вина за этот поступок? Конечно, на Иуде; однако он действовал по наущению сатаны ( Мф.26:1416:24 ; Лк.22:3 ; Ин.13:2:27 ). Но ещё удивительнее то, что предательство Иуды, по словам Иисуса, было предопределено Богом ( Лк.22:22 ). А на ком лежит вина за распятие Иисуса? С одной стороны, у нас есть все основания утверждать, что это злодеяние было результатом сговора иудеев и римлян ( Мф.26:15 ; Ин.11:4753 ; Деян.3:1315 ). Но Библия также неоднократно говорит, что все произошло в соответствии с замыслом и предопределением Бога ( Ис.53:10 ; Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Ин.10:1718 ; Деян.4:28 ; 1Пет.1:1820 ). Оба утверждения справедливы, и между ними нет никакого противоречия – Пётр соединяет их друг с другом в первой христианской проповеди ( Деян.2:23 ). Богу известно все, что произойдет в будущем. Если все совершается по воле Бога, Он, естественно, заранее знает, что должно произойти. Устами пророка Исаии Бог высмеивает ложных богов языческих народов за то, что они не способны предсказывать будущее, как это делает Он ( Ис.41:2223; 42:9; 44:7 ). Например, Бог предрекает возвращение народа Израилева на свою землю и называет имя царя, который исполнит это пророчество, – Кир (45:1). Бог знал не только о том, кто вернет Израилю его землю, но и о том, когда это произойдет ( Иер.29:10 ). Он знал это, потому что Сам все задумал ( Иер.29:11 ). Опять же, величайшим доказательством Божьего предведения является тот факт, что Он от начала времен задумал послать Своего Сына в человеческом теле на землю, где Иисусу предстояло претерпеть предательство и распятие ( Ис.53:10 ; Мф.26:42 ; Лк.22:42 ; Деян.2:23; 4:28 ; 1Пет.1:20 ; Отк.13:8 ). Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что есть только одна приемлемая для христианина точка зрения на соотношение Божьего всевластия и человеческой свободы. Но все христиане должны верить, что Бог действительно всевластен, что этот мир принадлежит нашему Отцу, что Бог никогда не может «упустить» его из Своих рук, что Бог всегда поступал разумно и мудро, и что Бог, конечно же, никакой не неудачник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

«Но мы не знаем, присовокупляют отцы собора, как он решился это сделать. Ибо ему, яко единожды приявшему на себя священноначальственное попечение, подобало удерживать оное с духовною крепостью, как бы вооружаться на труды, и охотно преносит пот, обещающий воздаяние» 40 . Вообще надобно заметить, что в древней Церкви и отречение от внешних должностей церковного служения не допускалось: так что упорные в этом отречении лишались и церковного общения (деян. 36. антиох. 17). А тем более не допускалось оставление самого сана священного. По государственным законам греческой империи, лица, произвольно слагавшие с себя священный сан, лишались всех прав звания и состояния в гражданском быту, в который они переходили, а сопричислялись только к сословиям податным; или, по другим законам, – такие даже против воли возвращаемы были в духовное звание, только с лишением всех церковных степеней и с подчинением строжайшему надзору начальства 41 . По распоряжениям начальства, судебным порядком, священнослужители лишаются сана за пороки и преступления, противные необходимым для него качествам и обязанностям. Так лишение сана положительно определяется в древних церковных правилах: 1) за неправильное, т. с. противное установленным правилам, получение священного сапа вообще (I всел. 2. 9. 10. и пр.), и в особенности за симонию (ап. 29. IV всел. 2. и пр.); 2) за нарушение церковных уставов в священно- служении, особенно в таинствах (ан. 2. 49. 90. VI всел. 52, и пр.); 3) за важные, неисправимые пороки, как то, пьянство, лихоимство, и проч. (деян. 42. 44. и пр.); 4) за уклонение в ересь (III всел. 4); 5) за духовное общение с еретиками и неверными (деян. 45. 46. 65. 70. и пр.); 6) за отпадение от веры, хотя бы и исправленное покаянием (деян. 62. I всел. 10. и пр.); 7) за важнейшие преступления, хотя бы и однократно совершенные, как то, любодеяние, клятвопреступление, кражу, и т. п. (деян. 26. неокес. 1. и пр.); 8) не только за убийство, хотя бы даже невольное, но и за биение других собственными руками (деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Нуждается в объяснении, почему в стт. 51–54, где говорится о могущественных спасительных деяниях, используется прошедшее время (аорист). Предположение, что речь идет о совершившемся во времена ВЗ, несостоятельно ввиду контекста. Скорее всего здесь аористом переведен еврейский перфект — либо в итеративном значении (то есть речь идет о том, что Бог делает всегда), либо “пророческий” перфект, который означает будущие события, которые, однако, уже отчасти стали действительностью в момент речи. Та же сила Божия, которая обнаружила себя при исходе Израиля из Египта, сейчас проявляется в рождении Мессии, см. Пс 88:11; 117:15; Исх 6:1,6; Втор 3:24. ‘Epo…hsen ‘явил силу’ [ц.-слав. сотвори державу — Реф.] — буквальный перевод евр. hayil, букв. ‘сделал силу’. Спасение, однако, неотделимо от осуждения неправедных, поэтому о Боге сказано, что он рассеял Своих противников, ср. Чис 10:35; Пс 67:2; 88:11. Слово Шper»fanoj ‘гордый, надменный’ выражает мысль о гордыне и уверенности в себе, которая побуждает к богопротивлению (ср. Рим 1:30; 2 Тим 3:2; Иак 4:6; 1 Пет 5:5). Ст. 52, в котором говорится о том, как Бог поступает с гордыми правителями и смиренными праведниками, отображается в ст. 53, где тот же контраст выражен словами, означающими социальный статус, причем оба стиха вместе создают хиастическую (то есть перекрестную) структуру: сильных…смиренных… — алчущих…богатящихся. Алчущие получают полноту благословения от Бога (ср. 6:21), а богатые не только ничего не получают, но лишаются и того, что имеют (ср. 12:20–21). ‘алкать’ имеет более широкое значение, чем голод, и означает вообще нужду. Эти стихи, однако, не следует понимать в одном лишь духовном смысле — здесь имеется в виду преображение всей жизни, включая и ее материальную сторону. Наконец, Божие спасительное действие усматривается в исполнении завета с Израилем, Божиим отроком ( pa‹j), то есть слугой (Ис 41:8–9; 42:1; 44:21), которому Он ‘пришел на помощь’ [в синодальном переводе воспринял — Реф. ], ср. Ис 41:9; 42:1; ср. тот же глагол топ ‘поддерживать слабых’ в Деян 20:35. Синтаксическая структура ст. 55 не очень ясна. Его можно понять как ‘воспомянув милость, … (обещанную) Аврааму…’, либо как ‘говорил отцам нашим, (в том числе) Аврааму…’, либо, наконец, как ‘говорил к отцам нашим ради Авраама’; впрочем, только первое понимание естественно сочетается с e„j тХп а„опа ‘до века’. Ср. творящий милость помазаннику Своему Давиду и потомству его во веки в 2 Цар 22:51. Авраам часто упоминается в Лк и Деян как духовный отец Израиля (1:73; 3:8; 16:24), а Израиль — как его семя, то есть потомство (20:28; Деян 3:25; 7:5–6; 13:23). Здесь понятие семени как будто ограничивается лишь теми, кто духовно является детьми Авраама, так как делающие зло отвергаются Богом (1:51–53), однако пока нет речи о том, что в это число войдут и верующие из язычников.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Первой части первая речь. гл. 40. В первых одиннадцати стихах содержится как бы введение к утешительным речам Исаии. Пусть утешается народ; вот голос в пустыни ( Мф.3:3 ; Мк.1:3 ; Лк.3:4 ; Ин.1:23 ) возвещает приближение Избавителя, который идет во славе искупить народ из рабства. Во второй части речи ( Ис.40:12–31 ) изображается как неизмеримо велик Господь и как велико безумие идолопоклонников, из чего следует для пленников утешение, которое для них тем необходимее, что они чувствуют себя как бы оставленными Богом. Вторая речь. гл. 41. Господь призывает языческие народы на суд и тем фактом, что Он воздвиг завоевателя от востока (Кира), доказывает истину, что Он от начала совершает события во всемирной истории и управляет ими. A что этот завоеватель есть орудие в руках Бога истинного, доказательством тому служат действия этого завоевателя, направленные ко вреду языческих народов и напротив приносящие народу Божию давно ожидаемое освобождение из плена ( Ис.41:1–20 ). И что совершит Господь некогда, уже возвещает Он об этом теперь ( Ис.41:21–24 ). Таким образом, Он, как всем управляющий и все предвидящий утверждает победу над идолами ( Ис.41:25–29 ). Третья речь. Ходатай Израиля и Спаситель язычников гл. 42:1–43:13. Между тем как совершится суд над язычниками (посредством угнетателей языческих), имеющий показать ничтожество идолослужения, кроткий Отрок Господень, будущий Ходатай спасения мирным образом, принесет им высочайшее из всех благ искупление ( Ис.42:1–17 ; Мф.12:18–21 ; Деян.13:47 ). Но Израиль, в виду предсказанного спасения, должен подумать о себе и снова искать своего Бога и Искупителя, единственного и несравненного ( Ис.42:18–43:13 ). Четвертая речь. 43:14–44:5. Отмщение врагам, освобождение из рабства и излияние св. Духа. Господь посылает наказание халдеям за Израиля разрушением халдейского царства ( Ис.43:14,15 ). Что Он сделал некогда врагам Израиля при изведении его из Египта, снова сделает, наконец, и со славою освободит Израиля ( Ис.43:16–21 ), и при том без всякой с его стороны заслуги, но единственно по милосердию, ибо Израиль может совершать только грехи ( Ис.43:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Присовокупили к сему и то, что и Духа Святого «даде Бог повинующимся Ему» (Деян.5:32): и быв биты, «идяху радующеся (Деян.5:41) и не престаяху учаще и благовествующе иисуса Христа» (Деян.5:42).    24. Не только же в двенадцати Апостолах благодать Святого Духа действовала, но и в первородных сынах бесплодной некогда Церкви сей, т.е. в семи диаконах. Ибо они избраны были, как написано: «исполнены Духа Свята и премудрости» (Деян. 6:3); достойный своего имени, Стефан, один из них, начаток мучеников, «муж исполненный веры и Духа Свята» (Деян. 6:5) «творяше знамения и чудеса велия в людех» (Деян. 6:8); а препирающихся с ними побеждал; «не можаху бо противу стати премудрости и Духу, имже глаголаше» (Деян. 6:10). Будучи же оклеветан и приведен в судилище, сиял Ангельским светом: «воззревше бо нань вси седящии в сонмищи, видеша лице его, яко лице Ангела» (Деян. 6:15). Когда же мудрым ответом обличил жестоковыйных иудеевь, людей с необразованным сердцем и умами, всегда упорствовавших против Духа Святого: то узрел отверстые небеса, увидел Сына Человеческого стоящего одесную Бога, увидел не собственною силою, но, как говорит Божественное Писание, «сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию, и Иисуса стояща одесную Бога» (Деян. 7:55).    25. Тою же силою Духа Святого и Филипп, именем Христовым, некогда во Граде Самарийском изгонял нечистых духов, которые исходили с великим воплем, исцелял расслабленных и хромых, и множество уверовавшего народа приводил ко Христу: а Петр и Иоанн, по прибыли своем, с молитвою и возложением рук сим веровавшим сообщали Духа Святого, Коего по справедливости недостойным почтен один Симон волхв: а никогда тот же Филипп, будучи позван на пути Ангелом Господним для обращения благоговейнейшего Ефиопского Евнуха, и от самого Духа ясно услышав: «приступи и прилепися колеснице сей» (Деян. 8:29), научил Ефиоплянина и препослал в Ефиопию проповедника Христова, как написано: «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Пс. 67:32), и быв взять Ангелом; проповедовал Евангелие в прочих городах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3533...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010