Сказанное касается плана. Но особый интерес представляет именно этот новый материал, который только в Лк. стал духовною пищею широких кругов верующих. Нижеследующий перечень, отнюдь не притязающий на исчерпывающую полноту и далекий от какой-либо системы, содержит несколько наблюдений, которые показывают, на каких сторонах Благой Вести, выражающихся в слове и в деле, сосредоточивается преимущественное внимание Луки. Первое наблюдение: в Лк. постоянно упоминаются женщины: мать Предтечи Елизавета (гл. 1), Анна-Пророчица, дочь Фануилова (2:36–39), Наинская Вдова (7:11–16), грешница, помазавшая Господу ноги в доме Симона-фарисея (7:36–50), Мария Магдалина и другие, сопровождавшие Его по городам и селам Галилеи (8:2–3), Марфа и Мария (10:38–42), скорченная женщина в синагоге (13:10–17), Иерусалимские жены на Крестном пути (23:27–31) и др. Но прежде всего – Пресв. Богородица. Только в Лк. повествуется о Благовещении (1:26–38), о посещении Мариею Елизаветы (1:39–56), и в Евангелии детства Матери Божией принадлежит место (ср. 2:19, 34–35, 41–51), какого Она не имеет в Мф. Далее, Лк. есть Евангелие о Св. Духе. Дух Святой постоянно упоминается в глл. 1 и 2 (ср. 1:15; 2:26, 27, в Духе; и, особенно, 1:35). Последнее обетование 24раскрывается самим же Лукой в Деян. 1:4–5 , как обетование Св. Духа. В иных случаях, упоминание Св. Духа являет своеобразие Лк. при сопоставлении его текстов с параллельными местами (ср., например. Лк. 11 и Мф. 7:11 ). С другой стороны, чаще, чем в первых двух Евангелиях, упоминается сатана. Такие тексты, как 10:18; 22:2, 31 и некоторые другие, не имеют параллели в Мф. и Мк. Замечательно, что, по свидетельству Лк. (4:13), диавол, по окончании искушения, отошел от Иисуса до времени. Обращаясь к Евангельскому учению, мы убеждаемся, что у Луки с особою силою звучит призыв к милосердию. Достаточно вспомнить притчи гл. 15-особенно последнюю из них: о Блудном сыне (стт. 11–32), Но этого мало. С первых же слов читателя поражает внимание к человеческому страданию: первая проповедь Христова в Назаретской синагоге (4:17–19 и слл.) на текст Исаии о лете Господнем благоприятном; в учении «на месте равне» ублажение нищих и алчущих, и возглашение «горя» богатым и пресыщенным (6:20–21, 21–25): на пути из Галилеи в Иерусалим притча о богаче и Лазаре (16:19–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Архиепископ Павел (Олмари-Гусев Ирьо) (Paavali (Olmari-Gusev Yrjo) (1914–1988) Родился 28 августа в Санкт-Петербурге в карельской семье. Поступил в Валаамский монастырь. Иеродиакон (1936). Иеромонах (1938). Викарный епископ в Финляндии (1955). Архиепископ Калельский и Финляндский (1960). Введение Книга Как мы веруем стремится раскрыть внутренюю сторону православия тем, кто находится вне его, дать ответ на самые существенные вопросы веры для широкого круга людей, интересующихся православием. Одновременно в ней звучат темы, актуальные и для самих православных, особенно такие, которые требуют более глубокого разъяснения нашей веры. В этом смысле это издание можно также назвать архипастырским посланием. Иисус Христос не оставил никакого письменного изложения Своего учения. Также и святые апостолы сначала не создавали вероучения. Получив силу в сошествии Святого Духа, они начали свидетельствовать о Христе, Его смерти и воскресении. Тот, кто уверовал в свидетельство апостолов, крестился и получал дары Святого Духа ( Деян.1:8, 2:38,41 ). От свидетельства святых апостолов стали повсюду возникать новые собрания, общины – так Церковь получила начало. В Новом Завете Церковь называется «экклезия»: греческое слово, первоначально означавшее собрание людей. В некоторых языках слово Церковь (church, Kirche) означает «принадлежащие Господу». Таким образом первоначальным признаком Церкви, содержащимся уже в ее названии, является собрание в одном месте народа Господня. Где бы первые христиане ни собирались, там была Церковь, т.е. община, народ Божий. В этом собрании христиане встречались со Христом, в Которого они уверовали. Эту встречу они переживали особенным образом в святой Евхаристии, которую совершали в «преломлении хлеба и молитвах» ( Деян.2:42 ). Это было радостное благодарственное служение общины, т.е. по-гречески Евхаристии, и она всегда совершалась во главе с местным епископом. Христианство и в наши дни не является какой-то философией или идеологией, это встреча со Христом. К этой встрече и сегодня приводят: вера, экклезия ( Церковь ) и Евхаристия. Вместе они составляют одно целое, ту установленную Богом структуру, при помощи которой новая жизнь во Христе дается миру.

http://azbyka.ru/kak-my-veruem

Внешним знаком исцеления служило прикосновение Христа к больному (Мк 1. 31, 41; 5. 23, 41; 6. 5; 7. 32-33; 8. 22-23, 25; Лк 4. 40; 13. 13; 14. 4). Хотя в ветхозаветной традиции важнейшей частью врачевания была молитва (Числ 12. 13-15; 4 Цар 20. 1-2; Пс 6. 3; 29. 3; 40. 5 и др.; Ис 38. 10-20), в канонических Евангелиях прямое обращение Иисуса Христа с молитвой к Отцу о воскрешении умершего больного отмечается только однажды, причем евангелист замечает, что это было сделано «ради народа» (Ин 11. 41-42). Часто говорится о том, что Господь совершал исцеления словом (см., напр.: Мф 8. 16; ср.: Прем 16. 12). Исцеления стали знамением, сопровождающим уверовавших и после Вознесения Господня (Мк 16. 16-20). Они также служат зримым подтверждением проповеди о Христе Воскресшем (Деян 3. 6-10; 8. 6-7) и связаны с верой (Деян 3. 1-10, 16; 14. 8-10). Еще в сер. II в., согласно мч. Иустину Философу , «многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами во всем мире и в вашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, между тем как они не были исцелены всеми другими заклинателями, заговорщиками и чародеями,- и тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших человеками» ( Iust. Martyr. II Apol. 6; однако в Послании ап. Иакова в отличие от Мк 6. 13 об изгнании демонов через помазание прямо не говорится). История Е. Древнейшие свидетельства Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Иисус Христос исцеляет тещу ап. Петра. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. Среди большого числа свидетельств о различного рода исцелениях и экзорцизмах, совершавшихся христианами в I-III вв., крайне сложно выделить описания именно таинства Е. При этом по раннехрист. источникам известно множество случаев чудесного исцеления от болезней, к-рые совершались без помазания елеем, но с использованием иных средств. Поэтому можно предположить, что изначально помазание елеем было только одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освященной водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, к-рое раннехрист. авторы называют «врачевством бессмертия» ( Ign. Ep. ad Eph. 20. 2) и «лекарством жизни» ( Serap. Thmuit. Euch. 1), и др.

http://pravenc.ru/text/189773.html

38) «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» ( Ин. 6:63 ), то есть Божественны и духовны, не заключают в себе ничего плотского и не подлежат естественному порядку, но чужды всякой этого рода необходимости и выше законов действующих на земле, и имеют смысл другой, особенный» 413 . 39) «Выражение – веровать во Имя Господа нашего» употребляется во многих местах Писания. Что же значит Имя? – Конечно, не иное что, как волю Его, славу, честь. Например, в словах: «покайтесь, и да крестится кийждо из вас во Имя Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ) – означает волю Его» 414 . Святи, Православный, и отдавай убо всякое почитание Имени Иисуса Христа, как Самому Иисусу Христу, и веруй во Имя Его, как Имя воистину Божие, обладает теми же свойствами, как прочие Божественные великие Имена Св. Троицы, и бегай тех, которые учат смотреть на Имя «Иисус» (во Христе) как на имя, равное прочим собственным именам человеческим, ибо святые учат о сем так: 40) «Имя Иисус значит Бог слово» 415 . 41) «Имя «Иисус» значит «Спаситель», как изъяснил Архангел, говоря Иосифу: родит же Сына, и наречеши имя Ему «Иисус»: Той бо спасет люди Своя от грех их ( Мф. 1:12 ). Посему справедливо заключить должно, что Имя сие не может собственно принадлежать никому другому, кроме Господа нашего и Спасителя, Который избавил весь род человеческий от вечного рабства демонского» 416 . 42) «Многие назывались «Христами», но истинный Христос – один, и многие назывались «господами», но Господь один, и многие назывались «богами», но Бог – один» 417 . 43) «Чесо ради онии, иже прежде Христова в Ветхом Завете три мужии названи быша Иисусами? – Ответ: Того ради, еже они суть образ и подобие Иисуса Истинного... Уподобляются Избавителю, а не Избавители. Толкуется же «Иисус», «Бог избавит», – зане тем самым Именем довольно разумели даша, яко невозможно бе никомуже от них избавляли, точию единому Самому Богу... Сие есть Имя Иисус, ему же поклоняется и припадает всяко колено небесных, земных и преисподних. Сие есть Имя Иисус, его же подобает всем верным присно имели в сердце и во устех. Тем Божественным Именам имамы избавление прияти и вся враги наша победити» 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:19–20 ). И многоразличными нашими немощами телесными и душевными, от коих труждающиися и обремененнии могут обрести для себя истинный покой только в Боге и Спасителе нашем Иисусе Христе ( Мф.11:28–29 ). Богослужение бывает частное, к участию в котором не обязываются все, и общественное, к которому члены Церкви приглашаются благовестом. Богослужение общественное требует места и времени: посему Церковь Божия всегда имела и имеет священные места и времена. На небеси, по свидетельству Писания, святые окрест Престола славы Божией поют неумолкную песнь непостижимому величию Божию ( Ис.6:1–3 ; Откр.4:8 ). На земле по сотворении мира Бог освятил для богослужения седьмой день ( Быт.2:3 ); потом законом, данным Моисею на Синае, богослужение распространил на все дни, повелев ежедневно освящать утро и вечер принесением Богу молитвы и жертвы ( Исх.29:38–41 ; Чис.28 ). Иисус Христос , сошедший на землю совершить волю Отца Небесного, и св. апостолы, избранные ученики Господа, своим примером и учением показали для верующих высокую важность и необходимость установления и хранения дней общественного богослужения. Начало и основание христианского богослужения положил Сам Господь наш Иисус Христос , особенно установлением таинства Святейшей Евхаристии и повелением совершать сие таинство в Его воспоминание. Исполняя заповедь Иисуса Христа, Церковь Христова от первых времен своих непрерывно творит воспоминание Господа и, подобно Церкви Небесной и ветхозаветной, совершает богослужение свое постоянно, освящая каждый день и час своими св. молитвами. Первые ученики Господа, говорит св. Лука, пребывали во учении апостол, и во общении, и в преломлении хлеба, и в молитвах, по вся дни единодушно в церкви ( Деян.2:42, 46 ). От времен апостольских доныне Церковь Православная ежедневно воссылает мольбы ко Всевышнему. Как в царстве природы Господь ежедневно дает нам хлеб насущный для тела, так в царстве благодати ежедневно питает и укрепляет нас духовно богослужением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Дева стоит выше пола, носит Христа в теле. Она владеет тем, что ожидается в будущем. Ревекка идет вопрошать Господа, и так как она была достойна ответа, слышит божественное предсказание: два языка во утробе твоей суть, и двое людие от утробы твоея разлучатся ( Быт. 25:23 ). Та рождает двух враждующих! ты ежедневно зачинаешь, терпишь муки родов, рождаешь одного, плодотворного при одиночестве, многообразного по величию, единодушного в троичности. Мария, сестра Моисея, воспевает победы Господа ( Исх. 15:20–21 ), и Рахиль корнем своего имени отмечает для потомства наш Вифлеем и Ефрафу 50 . Дочери Салпаада удостаиваются получить наследие посреди братии ( Числ. 27:4–6 ). Руфь, Эсфирь и Юдифь были так славны, что дали свои имена священным книгам. Анна пророчица рождает сына левита, пророка, судью, почтенного священными власами, приносит его в скинию Божию ( 1Цар. 1–2 ). Жена фекоитянка запутывает царя Давида вопросами и учит загадкою, укрощает примером Божиим ( 2Цар. 14 ). Читаем и о другой мудрой женщине, которая во время осады города, когда из-за некоего бунтовщика военачальник Иоав разбивал стены тараном, говорила к народу во имя своей мудрости, и опасность, угрожавшая целому населению, уступила силе убеждения женщины ( 2Цар. 20 ). Что скажу я о царице Савской, приходившей слушать мудрость Соломона от конец земли и, по свидетельству Господа, имеющей восстать на суд со всеми мужами Иерусалима ( 3Цар. 10 ; Мат. 12:42)? Елисавета пророчествует и чревом, и устами ( Лк. 1:41–45 ). Анна, дочь Фануилова, живя в храме, делается храмом Бога и, пребывая в ежедневном посте, обретает хлеб небесный ( Лк. 2:36–38 ). Жены следуют за Спасителем и служат Ему от имений своих ( Лук. 8, 1–13 ). Тот, кто пятью хлебами напитал пять тысяч мужей, не считая жен и детей, не отказывался принимать пищу от святых жен. Он разговаривает с самаритянкою у колодезя, и насыщенный собеседованием с верующею, забывает о тех яствах, какие были куплены ( Ин. 4 ). Акилла и Прискилла наставляют Аполлоса, мужа апостольского и ученейшего в законе, и учат его пути Господнему ( Деян. 18, 24–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По поводу «шестаго часа пятницы перед Пасхою» ( Ин. 19:14 ) и следующих за тем часов страданий Господа «от шестаго до девятаго» 41 мы заметим, что эти часы всегда памятовались христианами и были в числе священнейших воспоминаний церкви Христовой, так как они записаны и первыми тремя Евангелистами. Здесь мы хотели указать на особенности Евангелия от Иоанна, неотлучно бывшего при Господе и записавшего в точности дни и часы событий, о которых умалчивают другие Евангелисты. Есть еще в Евангелии от Иоанна иная сторона, доказывающая, как близок был к Господу начертатель Евангелия. Не говоря уже о том, что он один записал драгоценное нам воспоминание о слезах Господа во плоти ( Ин. 11:33 ), есть много мест в Евангелии, доказывающих, что Иоанну открыты были и некоторые из мыслей Господа. Так Иоанн говорит, что «Господь не вверял Себя им (иудеям), потому что знал всех» ( Ин. 2:24 ). Иоанну известно было, что «Господь узнал, что хотят прийти нечаянно взять Его и сделать царем» ( Ин. 6:15 ). Или Иоанн объясняет, почему «Иисус ходил по Галилее: ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его» ( Ин. 7:1 ). Господь перед чудом умножения хлебов для того делает вопрос Филиппу «чтобы испытать его ( Ин. 6:6 ). Господь знает, что «ученики Его ропщут» ( Ин. 6:61 ), и «Господь сначала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ). Мы выше говорили о том, что Галилеяне были почти совершенно чужды тех партий, которые существовали в Иерусалиме, но что Иоанн, однако, был великий знаток народа своего и партий, его разделявших. Мы считаем нужным остановить внимание на том, что в Евангелии от Иоанна, и только в нем одном, слово Иудей употребляется в совершенно особом значении, которое мы, и постараемся разъяснить 42 . Иудеи противопоставляются обыкновенно в Евангелии от Иоанна толпе χλος. Эта последняя, состоящая из жителей всей Палестины, по преимуществу же Галилеян, но с примесью и других национальностей ( Деян. 2:9–11 ), без определенного характера, подвижная, увлекающаяся, с душевной впечатлительностью и с природным стремлением к добру и правде была готова верить в Божественное призвание Господа нашего Иисуса Христа ( Ин. 7:40 ), и готова была признать Его земным царем ( Ин. 6:15 ). Эта же толпа славословила Господа во время торжественного входа Его в Иерусалим, не подозревая, что Господь грядет на страдания. Это те толпы народа, видя которые, Господь «сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» ( Мф. 9:36 ; Мк. 6:34 ). Это была нива, побелевшая и поспевшая к жатве ( Ин. 4:35 ). «Молите Господина жатвы, – говорит Господь, – чтобы выслал деятелей на жатву свою» ( Мф. 9:38 , Лк. 10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

39) Его же из той же книги: " Проповеда, – говорится, – Иоанн Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою» ( Деян. 10, 37–38 ). Удостоившись такого помазания, он стал совершенно непорочен и сподобился соединения с божеским естеством: ибо он не достиг бы этого соединения, если бы прежде не сделался настолько непорочным, чтобы мог явиться способным к единению с ним“. 40) Того же Феодора из толкования Евангелия от Матфея: „Думать, что и следующие слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих» ( Матф. 3, 17 ), сказаны о Боге Слове, – очевидное безумие. Ибо кто сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», и прибавил: «о нем же благоволих», тот ясно показал, что говорит это по сравнению с прочими сынами, не особенно возлюбленными и не заслужившими особенного благоволения“. 41) Его же из книги к долженствующим крестится: „Пребывая в нем, Бог Слово своею силою отразил удары смерти, освободил его от этих страшных уз, воскресил из мертвых, даровал ему бессмертную жизнь, и, сделав его невредимым, бессмертным и неизменным, возвел на небо“. 42) И потом: «Хотя Бог и допустил, чтобы Христос, силою Святого Духа оправдавшийся и сделавшийся непорочным, – как говорит блаженный Павел в одном месте, что он «оправдался в Дусе» ( 1Тим. 3, 16 ), а в другом, что он «Духом Святым себе принесе непорочна Богу» ( Евр. 9, 14 ), – умер по закону человеческому; но с другой стороны Бог воскресил его, как сделавшегося силою Святого Духа безгрешным, и сподобил лучшей жизни, сделавши его неизменяемым в душевных помышлениях и по плоти нетленным и неразрушимым“. И потом: «Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисусом Христом» ( 1Кор. 15, 57 ), Апостол говорит нам, что виновник этого – Бог , даровавший нам победу над всеми врагами, над смертию, над грехом и над всяким, проистекающим отсюда, злом; Он ради нас воспринял человека – Господа нашего Иисуса Христа, даровал ему чрез воскресение из мертвых лучшую жизнь, и удостоил его сидения одесную Себя, а нам даровал общение с ним“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

31 В рукописи V эта схолия начинается словами, опущенными в издании Ф.Пьюзи: «Обычно считается, (что эти слова имеют сказуемое) «видимы» (Ibid.=PG.74. Col.776A). Объяснение уместно, так как в греческом тексте этот глагол идёт раньше толкуемых слов. 35 В тексте толковании именно так (του Χριστο) вместо обычного и более уместного чтения: «Господним» (του Κυρου) (NA, RP). 38 В син.пер.: «слов Моих» в соответствии с масоретским текстом, в то время как в Септуагинте обычное чтение: «слов Его», что у некоторых древних авторов под вли- янием Деян.3, 23 заменяется на: «Пророка того» (Septuaginta: Vetus Testamentum Graecum. Deuteronomium/ed. J.W.Wevers. Göttingen, 1977. Vol. III, 2). 39 Предложение приводится также в «Катене пресвитера Андрея» на Деяния свв. апостолов (CPG C150), где имеет подзаголовок «Святого Кирилла из (послания) к Римлянам второго тома» и дано в несколько расширенном виде: «И Пророком по причине человеческого наименован Еммануил, Который как бы в чине Моисея является посредником между Богом и человекамии доводит до нас неизреченное изволение собственного Отца» (Catena in Acta ss. Apostolorum e cod.Nov.Coll./ed.J.A.Cramer. Oxford, 1838. [Hildesheim, 1967] P.67). 40 δνων... της ληθεας την μρφωσιν. Описанное в сходных выражениях уподобление закона, готового родить истину, роженице, ещё остающейся «в тенях», претерпевающей муки, неоднократно встречается у свт.Кирилла во многих экзегетических творениях и в нескольких «Пасхальных посланиях». 41 В тексте толкования именно так: «была подтверждена» (βεβαιθη) вместо обычного чтения: «достигла совершенства» (τελειθη) (NA, RP=Син., еп.Кассиан, Победоносцев, Елизав.). 42 Сокращённое изложение предыдущей схолии вошло в «Катену пресвитера Андрея» на Соборные послания (CPG C176) как толкование на Иак.2, 20 с надписанием «Кирилла из Послания к Римлянам»: «Поскольку блаженный Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, принеся сына Исаака на жертвенник, а Павел говорит, что он оправдался верою, это мнимое противоречие следует понимать следующим образом. Хотя он уверовал ещё прежде, нежели имел Исаака, и в качестве воздаяния за веру получил Исаака, тем не менее и тогда, когда он принёс Исаака на жертвенник, он не только совершил дело, которое было предписано, но не отступил и от веры, поскольку в Исааке его семени надлежало умножиться как звёздам. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить.Однако Павел свидетелем и помощником для своих слов делает блаженного Давида ( Рим.4, 6–8 ), мужа, который был знаменит по благочестию, премудро предуготовлял, говоря в Духе, отпущение (грехов) и возвещал его всем человекам, ибо он знал, что оно придёт во Христе в своё время» (Catena in Epistolas Catholicas etc./ed. J.A.Cramer. Oxford, 1840 [ Hildesheim, 1967]. P.17).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе ( Ис.45:14 ), каковой был исключительно в век Исайи ( Ис.18:2, 7 ). Многие народы вели войну с иудеями ( Ис.41:11–12; 42:25 ), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1 -й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–25 ). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1–3 . Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи – 42:1–3 ­­ Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? ( Ис.53 ­­ Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. ( Деян.8:32–35 . Ср. Рим.10:13–12 ­­ Ис.65:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010