38. Ин.21:15-17. 39. Мф.2:1-12 (поклонение волхвов); Лк.2:8-20 (поклонение пастухов). 40. Деян.5:34-40. 41. Ин.10:31. 42. Ин.6:15. 43. Мф.16:1. 44. Лк.19:39. 45. Мф.10:34-35; Лк.12:51. 46. Мф.12:39-40. 47. Мф.24:24. 48. См. прим. V,37 и V,13. Гуманизм - возникшая в эпоху Возрождения система взглядов, возвеличивавшая натурального, языческого человека, который считался добрым по своей природе, искажаемой лишь неблагоприятными внешними условиями; улучшение последних, восстанавливая естественное состояние человечества, приведет его, по этим воззрениям, к полному счастью; отсюда вера в бесконечный прогресс, всемогущество науки и тому подобное. Основным пороком гуманистического мировоззрения является его отрицание учения о первородном грехе, что в конечном счете ведет к подмене Богочеловека человекобогом, свободы - своеволием и так далее. 49. Мф.24:24; Мк.13:22. 50. Представление о том, что учитель является, когда готов ученик, характерно для восточных религиозно-философских учений; например: " Есть таинственный закон природы, в силу которого, когда поле готово, семя должно быть посеяно и, действительно, сеется, и когда душа серьезно желает стать религиозною, учитель религии должен явиться и, действительно, является, чтобы помочь этой душе " (Свами Вивекананда. Бхакти-йога. СПб., 1914. С.30-31). 51. Пс.117:8. 52. Ин.10:8.  Письмо шестое Пасха Христова 1923 г. Христос воскресе! Когда вы, дорогие друзья мои, выразили желание, чтобы я делился с вами своими думами о " драгоценной вере " (2Пет.1:1) нашей, у меня сразу возник в голове план, которого я решил было держаться в беседах с вами. Но, как вы сами видите из предыдущих писем моих к вам, я вынуждался отступать от него под влиянием " случайных " обстоятельств, и хотя, по существу, я все-таки постараюсь в следующих письмах вести намеченную мною линию, однако не избегну, вероятно, новых отступлений от нее. И это тем более неизбежно, что, получая от вас отклики на свои письма, я вижу себя иногда вынужденным принимать их в соображение при моих беседах с вами. Вот и настоящее письмо вызвано отчасти этими откликами, отчасти церковными событиями последнего времени. Разумею затеянный церковными отщепенцами собор на который волей-неволей затягиваются и православные люди, не разумеющие пути Господня, а следовательно, и своего пути.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

    10:30—33. См. коммент. к 10:3—6.     10:34—43 Весть Петра     10:34,35. Для иудаизма характерна твердая убежденность в нелицеприятии Бога; ср.: Рим. 2:11.     10:36. Евреи нередко называли Бога «Господом всех». Выражение «благовествуя мир» восходит к представлению об искуплении Израиля, отраженном в Ис. 52и других сходных отрывках, хотя богобоязненные язычники могли эту аллюзию не уловить (но ср.:Ис. 57в Деян. 2:39).     10:37. «Иудея», по-видимому, включает здесь Галилею и используется в широком смысле как «земля иудейская», а не как географическое название, относящееся к южной части Палестины.     10:38. Понятие «благотворить» обычно относилось к деятельности правителей, богов или могущественных личностей, одаряющих обычных людей своей милостью и дарами. В зависимости от того, насколькоКорнилий был сведущ в иудаизме, он мог признать, что в то время всякий помазанный Святым Духом воспринимался его иудейскими современниками как необыкновенная личность.     10:40,41. Некоторые греки, по-видимому, верили, что герои или боги, которые основали города, посещали их, оставаясь при этом невидимыми. Но Петр говорит не о том, что Иисус остается избирательно невидимым, а о том, что Он является только к тем, кого избрал Бог.     10:42. В еврейской литературе в роли Судьи выступает Сам Бог.     10:43. Многие пророки изрекали мессианские пророчества, но лишь некоторые из них (напр.: Ис. 53) непосредственно связывали Мессию с прощением грехов. Говоря об этом в широком смысле, Петр, вероятно,имеет в виду, что все пророки свидетельствуют о прощении через Божью благодать, которая будет дарована во времена Мессии (ср., напр.: Иер. 23:5,6).     10:44—48 Спасенные язычники     10:44. Прерывание было обычным литературным приемом; когда было сказано достаточно много, автор позволял себе прервать речь говорящего. (Разумеется, это происходило и в реальной жизни, а не только в литературе; ораторов нередко прерывали выкриками из толпы.) «Сошел» — здесь синоним термина «наполнил» (ср.: 2 Пар. 7:2,3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По слову Пророка, законы мира, поставленные Богом, не умолкнут перед лицом Его ( Иер. 31:36–37 ); или, как говорит Псалмопевец: «постави я в век, и в век века: повеление положи, и не мимо идет» ( Пс. 148:6 ). И Сам Бог свидетельствует, что «во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут» ( Быт. 8:22 ). Есть еще мнение, что Бог печется о целом составе мира, хранит роды существ, но Его взор и попечительность не простирается на каждое существо в отдельности. Тысячи тварей гибнут, на их место рождаются новые. Бог поддерживает это продолжение тварей, но не удостаивает Своего попечения каждую отдельную тварь, имея попечение только о том, чтобы род ее не истреблялся на земле. – Все изложенное здесь учение Откровения об устройстве мира сильно говорит против этой мысли. Веруя в Бога всеведущего и вездеприсущего, странно в то же время думать, что в мире может быть что-нибудь без ведома Божия и что Он далек от Своих тварей. Напротив, Писание убедительно уверяет нас, что Бог не далек от каждого ( Деян. 17:27 ), близок к каждому ( Пс. 144:18 ), близок к каждой и малейшей твари Своим всеведением, Своим вездеприсутствием, Своим промышлением. В разительных чертах изображается в Писании близость Божия к тварям. Бог великолепно одевает каждую из полевых лилий ( Мф. 6:29 ), каждому зерну дает тело, какое хочет, и каждому семени – свое тело ( 1Кор. 15:38 ). Воробей не упадет на землю без воли Его ( Мф. 10:29 ). Он слышит крики птенцов ворона, взывающих к Нему о пище ( Иов. 38:41 ). Не упадет волос с головы человеческой без ведома Его ( Мф. 10:30 ). Он слышит каждое слово, произносимое человеком ( Мф. 12:36 ). Он видит каждую чашу холодной воды, подаваемую жаждущему или утомленному ( Мф. 10:42 ). Каждый вздох человека предстает перед лицо Его ( Пс. 78:11 ). Каждая слеза человеческая записывается в книге Его ( Пс. 55:9 ), или, как исповедует Церковь в молитве перед причащением: «не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

37. Долг ученика Христова перед обществом — прежде всего свидетельствовать жизнью о силе Евангелия (Мф. 5.14–16). Евангелие не предлагает в качестве идеала конкретной социальной доктрины. Люди сами должны искать оптимальные формы общественного устройства, которые бы наиболее соответствовали Духу Христову. Примечание: Слова «кесарю — кесарево» (Мф. 22.17) были сказаны Иисусом Христом в связи с конкретной исторической ситуацией. Иудеи подпали под власть Рима за свои грехи и поэтому должны платить кесарю той монетой, которая с точки зрения Закона была нечестивой (на ней было изображение императора–бога). Ап. Павел считает необходимым сам принцип власти в государстве (Рим. 13.1–2). Человек лишь тогда может противиться власти, если этого требует совесть и Бог (Деян.4.19), ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ (продолжение) 3) Отношение к вещам, природе и телу по Евангелию 38. В иерархии ценностей плоть стоит на втором месте в сравнении с духом (Лк. 12.4.23). 39. Однако тело является не презренной «темницей», как думали язычники, а «храмом Святого Духа» (1 Кор. 6.19), что оправдывает заботу о нем (1 Тим. 5.23). Болезнь тела есть зло, дело сатаны (Лк. 13.16; 2 Кор. 12.7). Поэтому Господь исцелял больных. Но поскольку Бог может и зло обратить в добро, болезнь способна послужить благу как испытание твердости и веры, как указание на временность земной жизни. 40. Природа для христианина — детище Творца (Быт. 1; Пс. 8; 103), на которое Он и сегодня простирает Свое попечение (Лк. 12.6–7.27). Человек издавна был призван «возделывать и хранить» природу (Быт. 2.15). Все творение предназначено к участию в Царстве Божием (грядущем преображенном бытии), и это тесно связано с миссией человека в мире (Рим. 8.19–22). 41. Познание мира, изучение природы есть один из способов познания мудрости Творца (Ис. 18.2; Рим. 1.19–20). 42. Сам Христос трудился Своими руками, дав тем пример ученикам. «Если кто не трудится — тот и не ешь», — говорит апостол (2 Фес. 3.10). 43. Богатство (материальные излишества, роскошь) является, по словам Христа, серьезным препятствием на пути человека в Царство Божие (Мф. 10.23–25). Особенно опасна сердечная привязанность, страсть к земному богатству (Мф. 6.19–21). Владея чем–либо, человек должен быть свободным от страсти стяжательства и алчности (1 Кор. 7.29.31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

25 Матф. гл. 15, ст. 8–9. Приближаются мне людие сии усты своими, и устнами чтут мя: сердце же их далече отстоит от мене: всуе же чтут мя, учаще учением, заповедем человеческим. 26 Исх. гл. 14, ст. 15. И рече Господь к Моисею: что вопиеши ко мне: рцы сыном Израилевым, и да путешествуют. 27 Лук. гл. 22, ст. 41–42. И сам отступи от них, яко вержением камене, и поклонь колена, моляшеся. 30 1 Тим. гл. 2, ст. 8. Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления. 33 Филип. гл. 4, ст. 6. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. 34 Евр. гл. 10, ст. 24–25. И да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел, не оставляюще собрания своего, яко же есть неким обычай, но друг друга подвизающе. 36 1 Кор. гл. 11, ст. 4. Глаголяй бо языки, себе зиждет: а пророчествуяй, церковь зиждет. Ст. 24–25. Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех: И сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистину Бог с вами есть. 37 2 Кор. гл. 4, ст. 16–17. Тем же не стужаем си: но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни. Еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает нам. 38 Письмо 5 . Иоан. гл. 3, ст. 20. Всяк бо делаяй злая, ненавидит света и не приходит к свету, да не облачатся дела его, яко лукава суть. 39 2 Кор. гл. 3, ст. 5. Не яко доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога. 41 Деян. гл. 10, ст. 4. Рече же ему Ангел: Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. Ст. 44. Еще же глаголющу Петру нападе Дух Святый на вся слышащия слово. Ст. 46. Слышаху бо их глаголющих языки, и величающих Бога. 43 – Гл. 19, ст. 1, 2–5. Делатель пиянивый не будет богат. Вино и жены превратят разумивых, и прилагайся любодейцам дерзший будет. Веселяйся сердцем, о злонравии обличен будет: противляяйся же похотем, венчает живот свой.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

33. Север жесток ветр ( Притч. 27:16 ) – диавол, в колеснице которого черные кони – ад и смерть, мрак и погибель. 34. Адам послушался жены, не проявив любви к Богу, и ниспал из рая сладости, навлек проклятие на землю и получил в удел смерть. 35. Адам уподоблялся Ангелам и не имел нужды ни в чем. После греха уже труд, изнурение, стыд, смерть, страх. 36. У Адама и каждого человека смерть двоякая: души, когда благодать за грех оставляет душу, и тела, когда душа разлучается с телом, а у Христа смерть одна, и то не за грехи, а по любви к нам, ибо Он не имел греха и не подлежал смерти. Поэтому Он воскрес только от одной смерти. 37. Каин первый открыл ужасное зрелище смерти для всех. 38. Красота телесная несет печать непорочности и изменяемости – болезнь уничтожает красоту, старость лишает благообразия, а смерть разрушает всю телесную красоту. 39. Красота души такого свойства, что и в старости имеет многих любителей, потому что никогда не увядает и всегда цветет. 40. Будем соблюдать во всем равенство и помнить, что смерть отторгает от наслаждения земными благами, и если ты человеколюбив и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога ( Деян. 10:4 ), то тебе Христос дарует неизреченные блага; ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). 41. Если же утверждается добродетель, то рабство исчезает и даруется сыноположение, и смерть бывает сном, успением. 42. Земля для нас и мать, и родительница, получаем мы и пищу из нее, она – и родина, и могила. 43. Не рожденный водой и Духом еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, он еще не свой, а чужой. 44. Человек рождается смертным и любомудрие в том состоит, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего. 45. Дети боятся масок и не боятся огня, а мы боимся смерти (маски), а не боимся греха, который подобен огню. 46. Хотя бы кто был праведен, хотя бы был тысячу раз праведен и достиг до самой вершины, так что отрешился от грехов, он не может быть чист от скверны, хотя бы он был тысячу раз праведен, но он человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

31. Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там собираются пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу, и дом наш, и приходит Христос. 32. Страшен суд будет для диавола, ибо он безгрешного Христа умертвил через своих слуг – фарисеев. 33. Север жесток ветр (Притч. 27:16) – диавол, в колеснице которого черные кони – ад и смерть, мрак и погибель. 34. Адам послушался жены, не проявив любви к Богу, и ниспал из рая сладости, навлек проклятие на землю и получил в удел смерть. 35. Адам уподоблялся Ангелам и не имел нужды ни в чем. После греха уже труд, изну­рение, стыд, смерть, страх. 36. У Адама и каждого человека смерть двоякая: души, когда благодать за грех оста­вляет душу, и тела, когда душа разлучается с телом, а у Христа смерть одна и то не за грехи, а по любви к нам, ибо Он не имел греха и не подлежал смерти. Поэтому Он воскрес только от одной смерти. 37. Каин первый открыл ужасное зрелище смерти для всех. 38. Красота телесная несет печать непорочности и изменяемости – болезнь уничтожает красоту, старость лишает благообразия, а смерть разрушает всю телесную красоту. 39. Красота души такого свойства, что и в старости имеет многих любителей, потому что никогда не увядает и всегда цветет. 40. Будем соблюдать во всем равенство и помнить, что смерть отторгает от наслажде­ния земными благами, и если ты человеколюбив и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10:4), то тебе Христос дарует неизреченные блага; ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша (1 Кор. 2:9). 41. Если же утверждается добродетель, то рабство исчезает, и даруется сыноположе-ние, и смерть бывает сном, успением. 42. Земля для нас и мать, и родительница, получаем мы и пищу из нее, она – и родина, и могила. 43. Не рожденный водой и Духом еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, он еще не свой, а чужой. 44. Человек рождается смертным, и любомудрие в том состоит, чтобы бояться грехов, а не смерти, сна и успения нашего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

32. И бысть Петру посещающу всех, снити и ко святым живущым в Лидде. 33. Обрете же тамо человека некоего именем Енеа, от осми лет лежаща на одре, иже бе разслаблен. 34. И рече ему Петр: Енее, исцеляет тя Иисус Христос: востани с постели твоея: и абие воста. 35. И видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. Почему (Петр) не ожидал (обнаружения) веры этого мужа и не спросил, желает ли он быть исцелен? Это чудо было совершено конечно в особенности в назидание многих. Потому что (Лука) говорит: и видеша его вси живущии в Лидде и во Ассароне, иже обратишася ко Господу. А с другой стороны, чудеса здесь не обнаруживали еще своей силы. А потому здесь и неуместно было бы требовать веры в них. Потому-то (апостолы) и хромого не спрашивали. Итак как Христос, полагая начало чудес, не требовал веры, так и они не требуют. А в Иерусалиме вера в них конечно распространилась раньше: да грядущу Петру, говорит (Лука), поне сень его осенит некоего от них (Деян. 5, 15); потому-то там и много было сотворено чудес, а здесь тогда только было положено начало им. 36. Во Иоппии же бе некая ученица именем Тавифа, яже сказаема глаголется Серна: сия бяше исполнена благих дел и милостынь, яже творяще. 37. Бысть же во дни тыя болевшей ей умрети: омывше же ю положиша в горнице. 38. Близ же сущей Лидде Иоппии, ученицы слышавше, яко Петр есть в ней, послаша два мужа к нему, моляще его не обленитися приити до них. 39. Востав же Петр иде с нима: егоже пришедша возведоша в горницу, и предсташа ему вся вдовицы плачущя и показующя ризы и одежды, елика творяше с ними сущи Серна. 40. Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. Она же отверзе очи свои: и видевши Петра, седе. 41. Подав же ей руку, воздвиже ю: и призвав святыя и вдовицы, постави ю живу. 42. Уведано же бысть се по всей Иоппии: и мнози вероваша в Господа. 43. Бысть же дни доволны пребыти ему во Иоппии у некоего Симона усмаря. Именем Тавифа. (Лука) поставляет и имя ее, показывая, что она соответствовала своему имени: была так бдительна и бодра, как серна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Избрание и предуготовление Апостолов на служение Церкви Христовой имеет свою историю. Оно началось при самом начале общественного служения Спасителя. Апостолы были не просто выделены из среды верующих, а избраны ( Мф. 3,13–14 ; Лк. 6,18 ; Ин. 15,16 ). Отдельно и особо Христос научил Апостолов, изъясняя им подробно то, что прикровенно говорил народу ( Мф. 13,36–37; 15,15 ), открывая им недоступное другим ( Мф. 16,20 ; Мк. 14,17 ), наедине раскрывал им многое о Царствии Божием ( Деян. 1,3 ). Только они, в силу особой близости ко Христу, были свидетелями установления Таинства Евхаристии и участниками его ( Мф. 16,20 ; Лк. 22,14 ). По воскресении Своем Христос, по свидетельству Апостола Петра, является «не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога нам… И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян. 10,41–42 ). Явно выделяя Апостолов на общественное служение Церкви Христовой ( Ин. 20,21–23 ), Спаситель сообщил им благодатные и особые полномочия и обязанности: священнодействовать ( Мф. 28,19 ), учить ( Мф. 28,20 ), вязать и решить (18 ст.) и сверх этого послал им Утешителя и даровал благодатные силы и особые дарования ( Деян. 2,2–4 ). С этого момента и начинается служение Апостолов в Церкви Христовой, созидаемой «на основании Апостолов и пророков и на краеугольном Камне» – Иисусе Христе ( Еф. 2,20 ). Получив благодатные силы в день Пятидесятницы к совершению своего служения, Апостолы стали проповедовать и созидать «Тело Христово», то есть, Церковь Божию. Так, Апостол Петр в день святой Пятидесятницы обратился к собравшимся в Иерусалиме с проповедью о Господе Иисусе Христе. И когда «умилившиеся сердцем» спрашивали, что им делать, то Апостол ответил: «Покайтесь… креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян. 2,38 ). Крестившихся и присоединившихся в тот день оказалось «около трех тысяч». Они пребывали «в учении Апостолов, в общении, преломлении хлеба и в молитве» ( Деян. 2,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Святой Павел тотчас же принял предложение. Но он не взошел на кафедру, а по-видимому, только поднялся со своего места, и простерши руку (ср. Деян. 12:17, 21:40, 26:1 ), начал говорить ожидающему народу. Начав слово ласковым обращением к иудеям и прозелитам (обращенным из язычников), с просьбой о внимании к его словам, святой Павел, прежде всего, коснулся действий Промысла в истории Израиля, о чем вероятно, только что было прочитано в пророчествах. Господь избрал еврейский народ, умножил его в Египте, освободил его от рабства, провел через пустыню, истребил для него семь народов в земле Ханаанской, давал ему судей, а потом царей, начиная с Саула, сына Кисова из колена Вениаминова. Затем из семени Давида, Бог по обетованию, воздвиг Израилю Того, Кто по самому значению Своего имени, был Спасителем ( Деян. 13:23 ) Иисусом, о Котором свидетельствовал Иоанн Креститель, признанный великим пророком. Жители Иерусалима и начальники их, не столько по незнанию, сколько по распущенности, умертвили Его, исполнив слова пророческие. Но Бог воскресил Его из мертвых ( Деян. 13:30 ). И это – исторический факт, свидетелями которого существуют живые лица. Все же это свершилось согласно с пророчествами, которые в течение многих веков поддерживали в народе это верование. О воскресении Его из мертвых, говорится в псалме Давида, где Господь называет Его Своим Сыном ( Пс. 2:7 ), о Его нетлении – в пророчестве Исайи (см. Ис. 55:3 ) и в «золотом псалме» (см. Пс. 15:10 ), где обещается Святому Его не видеть тления. Не о себе говорит, таким образом, Давид, потому что он в свое время, послужив изволению Божию, почил, приложился к отцам своим и увидел тление. Да будет же известно, что ради Его возвещается теперь им, внимающим апостольской проповеди, прощение грехов ( Деян. 13:38 ). В законе же Моисеевом требуется беспрекословное ему последование, и не существует отпущения за нарушение законных правил, следовательно, оправдаться законом невозможно. И в виде заключительного слова, Апостол Павел приводит стих из пророчества Аввакума (см. Ав. 1:5 ), которым предупреждает слушателей, что если они не уверуют в Возвещаемого им, то на презрительно дерзкую насмешку, может последовать приговор, который поразит их удивлением и уничтожит безвозвратно (см. Деян. 13:40–41 ). Эта проповедь Апостола Павла произвела на слушателей его глубокое впечатление. Язычники, выходя из синагоги, просили Апостолов, чтобы они повторили сказанное в следующую субботу. Даже когда почти все разошлись, то многие иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников (прозелиты), последовали за Павлом и Варнавой, для получения от них наставлений. И Апостолы, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божьей ( Деян. 13:42–43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010