38 Подобного рода барачные договоры с распоряжениями на случай смерти одного из брачующихся не редко встречаются в папирусах, о чем см. у проф. А.М. Придика, Греческие папирусы (Варшава 1907), стр. 46. 41 Нужно заметить, что и в Кирской области выделывалось хорошее виноградное вино, о чем см. письмо 188-е. 42 Кустарник или дерево, из которого добывается тягучий бальзам (styrax), с запахом ванили. Ср., напр., у Страбона, География XII, 7: 3 (по переводу † проф. Ф. Г. Мищенка, Москва 1879, стр. 581–582), что «у Селгиев растет больше всего стуракс, – невысокое, прямое дерево, из которого делают стураковые копья, похожие на дерновые. На стволах плодится вид червей, поедающих дерево; они прогрызают его до поверхности и прежде всего выбрасывают древесную муку, похожую на отруби или опилки, так что у корня образуется насыпь, по том из червя течет какой-то сок, легко сгущающийся подобно гумми; часть его ниспадает на муку у корня древа, смешиваясь с нею и с землею, – исключая, конечно, того количества, которое задерживается на поверхности и остается чистым; другая часть сока сгущается на поверхности ствола, по которому он стекает, и эта часть остается чистою. Впрочем, и из нечистой части, смешанной с древесною мукой или землей, также делают массу, которая пахнет приятнее, чем чистый сок, хотя уступает последнему в другом отношении, но большинство не знает этого; массу эту люди суеверные употребляют большею частью для курений». Ср. еще у М.М. Хвостова, История восточной торговли греко-римского Египта (Казань 1907), стр. 89, 174. 43 Здесь особенностями чтения блаж. Феодорита являются: το τατα ποισαι (вместо τα τα) опущение σο и γιος (вместо Κριος). 45 πρωτεων – primas, по положению первый, начальник (officii, scholae, scrinii), (старшина; напр., primates possessionum vicorum суть сельские судьи. Здесь, судя по титулу μεγαλοπρπεια, разумеется важный чиновник, при чем адресат письма 33-го, будучи приматом, был еще и «комитом» (ср. к письму 22-му) 47 Следующие слова, заключенные в квадратные скобки [ ], были читаны в пятом собрании V-ro вселенского собора в качестве выдержки из письма Феодорита к епископу Иеренату (Деян. вселенских соборов в русском переводе, изд. второе, Казань 1871, стр. 149–150: 3-е изд., Казань 1889, стр. 79–80). Там речь идет об одном Феодоре, но в некоторых местах употребляется множественное число, а это показывает, что имя Диодора было в подлиннике и опущено нотарием или ком-нибудь другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Что касается условий, необходимых для принятия Крещения, то, по учению Катехизиса, «от желающего принять Крещение требуется покаяние и вера» . Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа, приводит, во-первых, Катехизис слова Св. Апостола Петра, которые были сказаны иудеям, слушавшим проповедь Апостола и вопрошавшим его: что нам делать ( Деян. 2:38 ). Покаяние же, как первое условие и как первая ступень на пути в царствие Божие, требуется, как мы видели, и Самим Иисусом Христом (см. урок 43), и вообще слово Божие усвояет покаянию существеннейшее место в деле спасения человека. Для того, чтобы сознать нужду во спасении, дверью к которому служит Таинство Крещения, надобно прежде всего хорошо понять свое бедственное духовное состояние; увидеть свою духовную нищету, к чему ведет каждого человека еще всеобщая предваряющая благодать и естественный нравственный закон (см. урок 42-й). Без сознания живущего в себе зла немыслимо искать добра. Во-вторых, вместе с покаянием от желающего принять крещение требуется «вера» в Евангельское слово, без чего также немыслимо вступление в Церковь Христову. На необходимость для принятия Крещения веры, которая исключала бы в приемлющем Крещение всякие земные расчеты и давала бы его сознанию убеждение в высокой важности совершаемого им дела, как именно дело спасения, – указывают очень же многие места Писания. Так, из тех же слов Спасителя, которыми устанавливается Таинство Крещения, видно, что крещение должно быть преподаваемо верующему: идите, научите... кто имеет веру и крестится... ( Мк. 16:16 ). Сообразно с этим повелением Спасителя, Апостолы, действительно, прежде, нежели крестили, поучали вере и располагали к исповеданию веры. Что препятствует мне креститься? – спрашивает евнух, оглашенный проповедью о Христе. Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий... И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его ( Деян. 8:36–38 ). То же показывают действия Филиппа в Самарии (8:12), Петра в Иерусалиме ( Деян. 2:41 ) и в доме Корнилия ( Деян. 10:34–48 ), Павла в отношении к Лидии ( Деян. 16:13–15 ), к темничному сторожу ( Деян. 16:30–33 ) и к Криспу ( Деян. 18:8 ) и другие. Таким образом, покаяние и вера суть необходимые требования от того, кто желает принять Крещение. Поэтому-то в чин Крещения введено отрицание от сатаны и всех дел его, исповедание веры, т.е. чтение Символа веры пред Крещением и присутствие при Крещении поручителей веры, иначе восприемников.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава пятая. Литургическая молитва I. Общинный характер литургии Христианское собрание Ekklesía – это «священное собрание» людей для сослужения литургии. Обозначая сначала группу верующих, живущих в каком-то одном городе, а позднее – множество верующих, рассеянных по всему миру, ekklesía есть собрание верующих в одном определенном месте ( Деян. 1:13–14; 2:42–47 и т. д.). Стать членом этого собрания можно через литургическое таинство крещения ( Деян. 2:38–41,47 ). Кульминационным пунктом собрания как Церкви является «преломление хлеба» ( Деян. 2:42,46; 20:7,11 ), т. е. участие в трапезе Христа Воскресшего, Который невидимым образом возглавляет это собрание ( Лк. 24:30–35 ; 1Кор. 11:20 ) 577 и приглашает нас участвовать в небесной литургии в жизни Пресвятой Троицы. На Востоке часто цитируют похвальные слова общинной молитве Церкви, принадлежащие святителю Иоанну Златоусту : «Можно молиться в своем доме, но невозможно молиться там так же хорошо, как в церкви... В ней царит единодушие, согласие, любовь, молитвы священников. А присутствие священников важно потому, что более слабые молитвы обшины соединяются с более сильными молитвами священников, и все эти молитвы возносятся к небу» 578 . Здесь уместно было бы возразить, а не утратили ли восточные литургии свое церковное предназначение, когда они стали типично монашескими? И действительно, монастыри всегда и повсюду заботились о высокой торжественности литургического богослужения до такой степени, что литургии грозила опасность превратиться в культ, оторванный от народа и предназначенный исключительно для монахов. Наиболее «монашеской» является коптская литургия, медленная и долгая, сдержанная в своем внешнем выражении, но насыщенная значимыми жестами. Но в ней более, чем в какой-либо другой литургии, участвует весь народ, вплоть до самой ее сердцевины – евхаристической анафоры 579 . Это прекрасно соответствует общей восточной тенденции: монашеская духовность есть прежде всего духовность церковная, и всех христиан приглашают разделить ее в соответствии с их возможностями, «вести жизнь монахов, даже если они и женаты» 580 . Монастырь выступает как образ всеобщей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

1249 (Ст. 36–38). «Пожрет вас земля врагов ваших», чрезвычайно образное выражение, исполнившееся, буквально для тех одиннадцати племен, которые уведены Ассириянами и поселены в Армении и, вероятно, частию в нынешней Грузии, частию около Каспийского моря в горах Мидии (ср. Товита). Эти племена исчезли почти совершенно; впрочем, и большая часть жителей Иудеи пожраны были землею Халдейскою; немногие возвратившиеся при Кире восстановили свою национальность только строгим до мелочности доходящим соблюдением закона Моисеева. Он один составляет национальность Евреев нашего времени. Настоящие потомки Израиля суть Христиане, принявшие полное исполнение завета и обетований. 1250 (Ст. 38–41). Эти стихи относятся к возврату из плена Вавилонского и к восстановлению храма и национальности при Ездре и Неемии. Иудеи сознали свои беззакония, и хотя «необрезанное» (т. е. не соблюдавшее завет Господень) сердце их покорилось, но (ст. 41) «тогда потерпели они за беззакония свои». По-видимому, это Мессианское пророчество. Вечно недовольные, вечно упорствующие, Евреи никогда не умели понять времени посещения их (ср. Матфея XXIII, 34–39; Луки XIII, 34–35; id XIX, 42). В пустыне, после чудес Господних, при занятии земли Ханаанской, во время Судий и Царей, они настойчиво и упорно противились Господу. После плена возвратившиеся предались мелочному выполнению обрядности, совершенно почти утратив понимание нравственной части законодательства, им данного. Буйные и зверские страсти их никогда не позволили им сплотиться дружно даже для противодействия врагам (см., напр. Флавия Иосифа de Bell. Jud libr. У). Наконец, когда Слово Божие, кроткое, милостивое, благовествовало в Иудее, они не только не поняли не обрезанным сердцем своим нового посещения Господня, но даже не нашли в себе сожаления и милости к Тому, Которого они считали подобным себе человеком. «Тогда потерпели они за беззакония свои». 1251 (Ст. 42–45). «Вспомнить завет». Продолжение того же Мессианского пророчества, о котором мы говорили в предыдущем примечании. Иегова становится опять Богом Израилевым и возобновляет завет, не смотря на рассеяние Израиля посреди врагов его. Здесь надо видеть Новый Завет , новое заключение завета, которое для рассеянных Иудеев началось проповедью Апостольскою в синагогах Малой Азии и к которому примкнули сердца, оставшиеся верными Иегове. Деян. Апост. XIII, 14; XIV. 1; XVI, 1, 13; X40;II, 1–3, X40;III, 2, 4; XIX, 8; XXI, 20; XXVIII, 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Нет, не прокляла. Это видно, во 1-х, из определения собора 1667 г. относительно некоторых постановлений Стоглавого собора. В этом определении отцы собора 1667 г. отменили то, что писано в Стоглаве о сложении перстов и сугубой аллилуии, как писанное «неразсудно, простотою и невежеством» и клятву Стоглавого собора признали неправедною и разрушили (Деян. соб. 1667 г. л. 7 об. 8); но своей клятвы не положили. Если бы собор 1667 г. хотел предать проклятию отмененные обряды, то он не только разрушил бы клятву Стоглава, но и свою положил бы в обратном смысле. Во 2-х, раскрывая свой взгляд на Стоглавый собор и на отмененные определения его, отцы собора 1667 г. «многими образы и указаниями от ветхаго и новаго завета» доказывают, что Церковь вообще имеет право «на лучшее преспевати, аще соборне и обще, аще отчасти», и что в древности одни соборы отменяли «несовершенне изложенныя» правила других соборов, напр., 15 пр. Неокес. 16-м пр. 6 вс. с., 41 Карф. 29-м 6 вс. и др.; однако св. Церковь «не стужает о сем, паче же похваляет». Поэтому «да никто-же и ныне стужает о сем настоящем соборе», что он исправил некоторые «погрешенныя» определения Стоглава, именно: о кресте, о трикратном аллилуиа, о согбении перстов и о прочих вещах, писанных на этом соборе (л. 912). Но могли ли бы говорить так отцы собора, если бы предали проклятию старые обряды? В 3-х, собор 1667 г. утвердил послание Константинопольского патриарха Паисия (л. 16), составленное в ответ на вопросы п. Никона и посланное в 1655 г. А в означенном послании проводилась мысль о возможности обрядовых разностей, и хотя троеперстное сложение утверждалось, но и двуперстное не осуждалось и не предавалось проклятию. Относительно же сложения перстов на благословение прямо замечено, что как бы кто ни слагал персты, только бы из сложения их выходили буквы имени Христа Спасителя 25 . В 4-х, о некоторых из «старых» обрядов (напр. о восьмиконечном кресте, молитве Иисусовой со словами: «Сыне Божий») отцы собора отозвались с почтением (лл. 2 и 33 об., ср. Деян. соб. 1666 г. л. 38 об. и 42). В 5-х, чтение молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий» прямо разрешалось «непрекословящим» (л. 33 об.). Осуждались же те, которые «упрямства ради» хотят глаголати только эту молитву, а чтения молитвы «Господи Иисусе Христе Боже наш» «отвращаются» (лл. 6 и 33 ср. Деян. соб. 1666 г. л. 41 об. и 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе (Ис.45:14), каковой был исключительно в век Исайи (Ис.18:2, 7). Многие народы вели войну с иудеями (Ис.41:11—12; 42:25), что немыслимо во время плена.    Кроме того, подлинность 40—66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1-й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1—2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена.    Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена (Сир.48:22—25). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1—3.    Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2).    Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя (Ис.61:1—3), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) (Лк.4:18—19). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи — 42:1—3 ­­ Мф.12:18—20. Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? (Ис.53­­ Ин.12:38). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. (Деян.8:32—35. Ср. Рим.10:13—12 ­­ Ис.65:1—2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как мы веруем «Редко я встречал столь много абсолютно необходимых истин раскрытыми на таком небольшом количестве страниц, изложенных так просто и прямо. Читая эту книгу, удивляешься, что многие из этих истин до сих пор являются темами споров и разногласий» — писал о книге владыки Павла (Олмари) «Как мы веруем) о. Александр Шмеман. Владыка Павел (Олмари) кратко, но не теряя глубины на страницах книги «Как мы веруем» рассказывает о православной вере, богослужении и духовной практике. Как мы веруем Введение Книга Как мы веруем стремится раскрыть внутренюю сторону православия тем, кто находится вне его, дать ответ на самые существенные вопросы веры для широкого круга людей, интересующихся православием. Одновременно в ней звучат темы, актуальные и для самих православных, особенно такие, которые требуют более глубокого разъяснения нашей веры. В этом смысле это издание можно также назвать архипастырским посланием. Иисус Христос не оставил никакого письменного изложения Своего учения. Также и святые апостолы сначала не создавали вероучения. Получив силу в сошествии Святого Духа, они начали свидетельствовать о Христе, Его смерти и воскресении. Тот, кто уверовал в свидетельство апостолов, крестился и получал дары Святого Духа (Деян.1:8, 2:38,41). От свидетельства святых апостолов стали повсюду возникать новые собрания, общины - так Церковь получила начало. В Новом Завете Церковь называется " экклезия " : греческое слово, первоначально означавшее собрание людей. В некоторых языках слово Церковь (church, Kirche) означает " принадлежащие Господу " . Таким образом первоначальным признаком Церкви, содержащимся уже в ее названии, является собрание в одном месте народа Господня. Где бы первые христиане ни собирались, там была Церковь, т.е. община, народ Божий. В этом собрании христиане встречались со Христом, в Которого они уверовали. Эту встречу они переживали особенным образом в святой Евхаристии, которую совершали в " преломлении хлеба и молитвах " (Деян.2:42). Это было радостное благодарственное служение общины, т.е. по-гречески Евхаристии, и она всегда совершалась во главе с местным епископом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

31 Аргументацию можно посмотреть здесь: Зубков П.А. К вопросу об интерпретации пророчества Ис. 65:17–25 : Дипломная работа. Заокский, 1999. С. 38 [Электронный ресурс]//URL: (Дата обращения: 10.03.2014). Как положено адвентисту, автор приходит в тупик: храма там уже не будет ( Откр. 21:22 ), но храмовое богослужение будет. Заодно он игнорирует неудобное для адвентистов свидетельство пророка о «соблюдении» в вечности не только субботы, но и новомесячий. 32 Грацианский Д. Рассмотрение книги пророка Даниила, эсхатологической беседы Господа Иисуса Христа и книги Откровения св. апостола Иоанна Богослова в связи с обличением заблуждений секты адвентистов 7-го дня. Полтава, 1915. С. 40–41. 33 Настольная книга по теологии//Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Заокский, 2010. Т. 12. С. 335. 35 Ср. толкование слов Спасителя в Мф. 5:17  об исполнении Им закона: «Хотя “закон” в данном случае указывает на Пятикнижие, в стихе 19 и в остальной части пятой главы Иисус ясно имеет в виду духовные аспекты Десятисловия». Цит. по: Настольная книга по теологии//Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Заокский, 2010. Т. 12. С. 339. 39 Ср. Мк. 2:27 : «Суббота для человека, а не человек для субботы». В этой связи достаточно характерно для православных отцов мнение блж. Августина о сочетании в Боге субботнего покоя и управления Своим миром: «Выражение, что Бог почил от всех дел Своих, которые делал, мы понимаем так, что Он не стал создавать более ни одной новой твари, а не так, что перестал сохранять уже созданные и управлять ими. Отсюда, истинно как то, что в седьмой день Он почил, так и то, что Он доныне делает». Е.О. Иванов в связи с этим говорит об удивительном пребывании Бога одновременно в покое и труде. См.: Иванов Е.О. Учение блаженного Августина о Божественном покое субботы [Электронный ресурс]//URL: http://www.bogoslov.ru/text/3983457.html (Дата обращения: 03.06.2014). 42 На этот момент стоит обратить особое внимание: суббота не была днем христианских собраний, но иудейских. Ср., напр., речь ап. Павла в синагоге в Антиохии Писидийской. Он начинает ее словами: «Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте». Это показывает, что его слушателями были не христиане, а иудеи с прозелитами. Строго говоря, желание следовать в этом вопросе за ап. Павлом должно привести адвентистов в субботу не в собственное молитвенное собрание, а в иудейскую синагогу. Более того, как замечает К. Плотников, ап. Павел проповедовал также «ежедневно», «на площади», «в ареопаге» ( Деян. 17:17–22 ), «всенародно и по домам» ( Деян. 20:20 ), а Ефесян учил «три года день и ночь непрестанно» ( Деян. 20:31 ). См.: Плотников К. История и обличение русского сектантства. СПб., 1913. Вып. 2. С. 212. Аналогично и призыв молиться, чтобы бегство не случилось зимой или в субботу ( Мф. 24:20 ) показывает не особый статус зимы или субботы, а неудобство этого: в субботу ворота Иерусалима запирались, бежать было трудно, равно как и зимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Церковь учит, что все умершие воскреснут одновременно, ибо Христос придет «дабы судить живых но только для одних это будет «воскресение жизни», а для других — «воскресение осуждения» ( Ин 5:29 ). Воскресшие тела людей приобретут новые свойства — нетление и бессмертие. Апостол Павел, отвечая на вопрос о том, «как воскреснут мертвые и в каком теле придут», обращается к образу зерна, которое «не оживет, если не умрет». Бог каждому семени дает свое тело, такое, какое хочет ( 1Кор 15:35–38 ). «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор 15:42–44 ). При Втором Пришествии Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» ( Флп 3:21 ). Понять, каким будет наше тело после воскресения, нам не дано. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, воскресшее тело «будет духовное, чудесное, такое, свойств которого изъяснить, как должно, мы не Тело воскресшего человека освободится от всех последствий греха: тления, увечий, несовершенств. § 4. Всеобщий суд После Второго Пришествия Христа и всеобщего воскресения мертвых совершится Всеобщий суд. О Всеобщем, или Страшном, суде говорится в Символе веры. Церковь верует в Сына Божия, «снова грядущего со славою, судити живым и мертвым». Господь Иисус Христос сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» ( Ин 5:22 ), «потому что Он есть Сын Человеческий» ( Ин 5:27 ). Именно Богочеловек Христос есть «определенный от Бога Судия живых и мертвых» ( Деян 10:42 ). Беседуя с учениками на горе Елеонской незадолго до Своей Крестной смерти, Христос дает им представление о грядущем суде, когда Он «сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» ( Мф 25:31–32 ). На Страшном суде люди, совершившие дела милосердия, услышат от Господа призыв войти в Царство Небесное: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф 25:35–36,40 ). А грешники, не совершившие дел милосердия, пойдут «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф 25:41 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Но а) не забудем, что рассуждение идет теперь в кругу смертных, для которых предложены свыше общие смертные пределы, которых прейти нельзя. Требовать ли, чтобы смертные никогда не умирали, как скоро дан им прием духовного врачевства? Последний враг смерть еще не испразднен ( 1Кор. 15:26 ), говорит слово Божие. Св. Вера хотя и простирает свои действия на телесное наше благополучие, но имеет в виду существенно жизнь нашу на небе духовную. О земной все молитвенные желания оканчиваем, по примеру Господа, оставленными Им словами: обаче не моя воля, но Твоя да будет ( Лк. 22:42 ), Отче небесный! Сами себе и весь живот наш Христу Богу предадим, обыкновенно взывают верующие в заключение всех прошений о нуждах своих 746 . Иначе, можно потребовать не только от елеосвящения, но и от евхаристии и покаяния и самого крещения, чтобы никто из сподобившихся сих таинств не умирал. Ибо и они совершаются во оставление грехов ( Деян. 2:38 . Мф. 26:28 ), в освобождение от оброков их смерти ( Рим. 6:23 ). Не говорим только о людях, которые уже пришли на предел настоящей жизни. Господь знает, когда кому из нас лучше скончать ее и в летах зрелых, и в юности, и в младенчестве. Иные очень рано восхищаются туда потому уже, как свидетельствует Премудрый, да не злоба изменит разума их, или лесть прельстит душу их ( Прем. 4:11 ). б) Не лучше ли бы иногда усомниться нам о себе самих, достойны ли мы всегда помилования Господня, чем о том, почему таинство духовного врачевания не всегда для всех действенно? Сомневаемся ли мы в таинстве тела и крови Христовой, хотя, по свидетельству апостольскому, некоторые, – вместо оставления грехов, сего обетования благодати в нем, – суд себе ядят и пиют ( 1Кор. 11:29 ), по собственному своему состоянию? Пчела достает из цветов мед, а паук яд. Виновны ли цветы? Таинство совершилось само в себе; нет иногда только действия его в нас; но это в нас и от нас, а не от него. Обратите внимание и на самые чудотворения, собственно так называемые, к которым вы относите тайнодействие елеосвящения: всегда ли также, или без разбора ли также имели силу свою и они в руках чудодействовавших? И се муж из народа, пишется в евангелии, возопи, глаголя: Учителю, молютися, призри на сына моего (бесноватаго). Молихся учеником твоим, продолжает человек, да ижденут его, и не возмогоша. Отвещав же Иисус рече: о роде неверный и развращенный, доколе буду в вас, и терплю вы ( Лк. 9:38. 40:41 )? Господь даровал исцеление, и – ученики спросили Господа наедине: почто мы не возмогохом изгнати беси? – За неверствие ваше, сказал им Господь ( Мф. 17:19, 20 ). Самому Источнику чудесных целений неверие или иные подобные расположения духа у людей полагают преграды. И не можаше ту ни единыя силы сотворити, токмо мало недужных, возложь руце, исцели. И дивляшеся за неверствие их ( Марк. 6:5, 6 ). Словом, судьбы человеческие – особая тайна Провидения, которой постигать, тем менее изъяснять, решительно мы не можем и не должны 747 . § 422. Суждение о лютеранстве

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010