Евангелист Марк повествует, что когда Иисус после преображения воспретил ученикам рассказывать о том, чт о они видели, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых, – они недоумевали, чт о значит воскреснуть из мертвых ( Мк.9:10 ). Ясно, что здесь шла речь о чем-то другом, о чем-то новом, непонятном для учеников, а не о будущей жизни Иисуса. Таким образом, Ренан признанием предсказаний Иисуса Христа о Своем воскресении ( Мф.12:40 ; Лк.17:24–25 ) за достоверно-исторические разрушает всю свою историю жизни Иисуса. Иисус уже по этому одному не есть обыкновенный человек. Но с другой стороны, этим признанием, по отношению к вере учеников в воскресение Иисуса Христа, Ренан скорее подтверждает объективность события воскресения, чем субъективный его характер. Иисус предсказывал о Своем воскресении; ученики тогда не понимали Его, а теперь веруют, что Он воскрес. Не естественно ли отсюда логическое заключение, что Иисус воскрес? Иначе нужно отвергнуть пророчества Иисуса. Ренан указывает далее на то, что тогда иудеи верили, будто ветхозаветные праведники не действительно умерли, но их тела находятся живыми в Хевроне. Странно. Откуда знает Ренан об этом? У Ренана, кажется, один источник для всех сведений, как это и в его жизни Иисуса – это его собственная фантазия. Апостол Петр ясно говорит о Давиде: он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня ( Деян.2:29 ). Петр говорит это в Иерусалиме и притом в праздник пятидесятницы, когда было там величайшее множество народа, и он упоминает об этом факте, как общеизвестном и ниоткуда не подвергающемся сомнению. И притом Апостол говорит об этом для доказательства воскресения Иисуса Христа. Он говорит, что Давид, провидя, сказал о воскресении Христа, что не будет оставлена душа Его во аде, и плоть Его не увидит тления (ст. 31), и в доказательство на то, что действительно слова эти не относятся к Давиду, Апостол Петр указывает на то, что Давид сам еще и теперь во гробе пред нашими глазами, что он не воскрес и не возшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную мене (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. «Благословенные Отца Моего»: благословенные Богом или удостоившиеся благословения Бога Отца. – «Наследуйте царство»: «Он не сказал приимите, но «наследуйте», как Свое собственное, как отеческое, как ваше, как от века вам принадлежащее» (Злат., ср. Феофил.). Христиане часто в Новом Завете называются наследниками обещанных благ, как истинные дети Божии, которым принадлежат блага, уготованные Богом людям ( Рим.8:17 ; Гал.4:6–7 ; Евр.1:14 ; 1Ин.3:2 ; ср. прим. к Мф.5:5 ). – «Уготованное вам от создания мира»: Бог от вечности предвидел действия людей, и соответственно им от вечности же определил им и воздаяние за них, за добрые – царство, за злые – мучения, что приведется в исполнение окончательно на последнем суде (ср. Рим.8:29–30 ; Еф.1:4–11 ; 2Сол.2:13 ; 1Пет.1:2 ; Ин.6:37 ). – «Сложение «мира» берется здесь в смысле понятия вечности, как начало бытия всех существ. – «Ибо алкал Я» и пр.: Царство Небесное наследуют праведники за добрые дела, именно дела любви и милосердия к ближним ( «Я»: ср. прим. к Мф.25:40 ). О вере не упоминается, ибо она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры ( Ин.13:35 ; 1Кор.13:1 и д.) и без которых вера одна не оправдывает человека, так как без них она мертва ( Иак.2:17 ; Гал.5:6 ). – «Алкал Я»: когда у Меня не было хлеба, вы подали Мне милостыню, и Я напитался ею. – «Был странником»: на Востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно высокою добродетелью (ср. Быт.18:1–8 ; Евр.13:2 ). – «Был наг»: дурно одет, бедно, недостаточно для прикрытая тела от жара или холода; таковые у евреев назывались нагими (ср. Деян.19:16 ; Иак.2:5 ; Иов.22:6 ; Ис.58:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мария Магдалина «видела Господа» ( Ин. 20:18 ) «Он показал им руки... и рёбра Свои» ( Ин. 20:20 ) «Ученики обрадовались, увидевши Господа» ( Ин. 20:20 ) «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей...» ( Ин. 20:25 ) «Потому что увидел Меня...» ( Ин. 20:29 ) «Из учеников же никто не смел спросить Его: «кто Ты?», зная, что это Господь». ( Ин. 21:12 ) «В продолжение сорока дней являясь им...» ( Деян. 1:3 ) Воскресший Господь при Своих явлениях показывает следы от ран, полученных при казни: Лука пишет о руках и ногах. ( Лк. 24:39–40 ) Матфей не упоминает об этом. Иоанн упоминает Его руки и рёбра. ( Ин. 20:20–25,27 ) «Явления воскресшего Христа удостоверяются также чувством осязания, – продолжает Спарроу Симпсон. – Наиболее ясно об этом пишет Лука: «Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня... ( Лк. 24:39 ) Они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда; и взяв ел пред ними». ( Лк. 24:42,43 ) Профессор Торберн добавляет: «В Евангелии от Марка «галлюцинаторное» видение имеет слуховую сторону: ангел велит женщинам идти и объявить о случившемся ученикам. ( Мк. 16:5–7 ) Аналогичным образом у Матфея (который в значительной мере опирается на те же источники, что Марк), женщины одновременно видят и слышат Иисуса, а также осязают Его». ( Мф. 28:9,10 ) Галлюцинации обычно ограничены во времени и пространстве. Как правило,. они сопутствуют местам или обстоятельствам, вызывающим воспоминания. Ни время, ни место явлений Христа никак не способствовали галлюцинациям свидетелей. Никому не чудились, в силу знакомой обстановки, фантастические события. Отсутствие внешних обстоятельств, ведущих к галлюцинациям, отмечает Джон Р.У.Стотт. «Если бы явления произошли в одном или двух местах, особо святых для почитателей Иисуса и связанных с Его памятью», – пишет он, – и если «они находились бы в настроении ожидания», то «у нас вполне могли бы возникнуть подозрения». Стотт приходит к следующему заключению: «Если бы мы располагали лишь рассказом о явлении Христа в горнице, мы могли бы сомневаться и задавать вопросы. Если бы одиннадцать апостолов собрались в этом особом месте, где Иисус провёл с ними несколько часов из числа Своих последних на земле, если бы они оставили Его место пустым, и предавались бы сентиментальным воспоминаниям о волшебстве прошедших дней, вспоминая Его обещания вернуться и надеясь на Его возвращение, покуда жар их ожиданий не был бы утолён Его внезапным появлением, можно было бы и впрямь опасаться, что они стали жертвой жестокого заблуждения».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Обрати внимание на мудрость Владыки, с каким разнообразием Он устрояет пользу предстоящих, когда переходит то от чудес к словам, то от слов к чудесам. Прежде чем взойти на гору, Он исцелил многих, пролагая чрез то путь проповеди; и после окончания этой продолжительной беседы, опять возвращается к чудесам, чтобы самым делом подтвердить сказанное Им. Так как Он учил “как власть имеющий” (Мф. 7:29), то, чтобы такой образ Его учения не сочли исполненным тщеславия и высокомерия, Он то же самое и делами подтверждает, и, как имеющий власть, исцеляет болезни, чтобы те, кто видел Его таким образом учащего, не смущались уже после того, как Он с такою же властью совершал и чудеса. “Когда же сошел Он с горы, ... подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить” (Мф. 8:1,2). Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протесниться сквозь собрание, но дожидался удобного времени, и подходит уже тогда, когда Христос сошел с горы. И не просто, но с великою горячностью и, как говорит другой евангелист, “падая пред Ним на колени” (Мк. 1:40), просит Его, просит с искреннею верою и с надлежащими о Нем мыслями. В самом деле, прокаженный не сказал: если попросишь Бога; или: если помолишься Ему; но: “если хочешь, можешь меня очистить”. Не сказал также: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти. А что, если мнение прокаженного, скажут, было погрешительно? В таком случае Христу надлежало бы его опровергнуть, изобличить и исправить. Но сделал ли Он это? Нет, но напротив, все слова прокаженного Он подкрепляет и утверждает; потому-то и не сказал: очистися, но — “хочу, очистись”, — так что это понятие о могуществе Христовом становится уже не мнением прокаженного, но мыслию самого Христа. Апостолы не так говорили; как же? Когда весь народ изумлялся, они говорили: “Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит” (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное». Объяснение. Господь осуждает здесь предание человеческое, порождаемое сердцем, далеко отстоящим от Господа (ст.6), не согласное с божественной истиной: Тит.1:9 . Под именем Священ. Предания разумеется Слово Божие: Гал.1:11–12 ; 1Фес.2:13 ; 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 , проповеданное по повелению Господа: Мф.28:19–20 . 1Пет.1:25 . «Но слово Господне пребывает вовек ( Ис.40:6–8 ); а это есть то слово, которое вам проповедано». Объяснение. Отсюда видно, что словом Господним называется не одно писанное, но и проповеданное устно, так как изустное учение и проповедь были первой обязанностью апостолов: – Мк.16:15 ; Рим.10:14–17 . Священное Предание имеет равную силу со Священным Писанием, а потому оно есть то же Слово Божие, не записанное в книгах: 1Кор.11:2 ; Деян.13:5 . 1Фес.2:13 . «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих». Объяснение. Отсюда видно, что Словом Божиим является не только слово, написанное апостолами и доныне читаемое, но и слово, проповеданное ими устно и слышанное их учениками и последователями. Апостол показывает нам, как слово Божие соблюдается в Предании, говоря: «которое действует в вас верующих». Оно не может затеряться и забыться, потому что по нему постоянно устраивается жизнь верующих всей Церкви, именуемой столпом и утверждением истины: 1Тим.3:15 . Не напрасно поэтому апостол усиленно просил хранить Предание: 1Тим.6:20 ; 2Фес.2:15:3:6 , так как далеко не всё то записано, чему учил Сам Иисус Христос: Ин.20:30:21:25 . Священное Предание не то же, что басни Иудейские или предание фарисейское Мф.15:3:9 . «Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Ис.29:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Отв. Этот закон указывает Апостол; в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор.14:40 ). Все должно назидать верующих ( 1Кор.10:23 ). Вопр. Что особенно побуждает Церковь вводить в употребление новые, по сравнению с буквой Евангельской, чины и обряды? Отв. То, что в Евангелиях или совсем не сказано, или очень кратко упомянуто о различных сторонах христианской жизни ( Ин.20:30 ). Напр., не известно по Евангелию, как совершать крещение, брак и другия таинства. Глава четвертая § 1. О связи Церкви земной с небесной Вопр. Земная Церковь , основанная Господом, одиноко-ли существует среди людей? Отв. Нет. Она богатно окормляется Святым Духом ( Ин.14:16 ; Мф.28:20 ) и находится в теснейшем общении с Церковью небесной. Вопр. Из кого состоит Церковь небесная? Отв. Ее составляют под главою Самого Господа чины ангельские и души праведников, достигших совершенства. Так сказано в Апостольском послании христианам: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему Собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, – и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр.12:22, 23 ). Вопр. Какою связью соединены земная Церковь с небесной? Отв. Связь, соединяющая их, есть молитва веры, проистекающая из чувства взаимной любви. Эта любовь, по учению Апостола, «никогда не прекращается» ( 1Кор.13:8 ). Вопр. Как именно обнаруживается любовь Церкви земной к небесной и обратно? Отв. С нашей стороны любовь проявляется в прославлении и молитвах, которые мы возносим к святым. – Со стороны Церкви небесной любовь к нам сказывается в помощи и ходатайстве за нас пред Богом. Вопр. Откуда это усматриваем? Отв. Это следует из Священной Библии. В кн. Сираха сказано, что Церковь земная воздает хвалу небесным праведникам ( Сир.44:14 ). Такую хвалу воздал Иисус Навин ангелу у стен Иерихонских; а сыны пророческие прославили святого пр. Елисея своим поклонением ( 4Цар.2:15 ) еще во время его земной жизни. В Новом Завете Господь сказал об Апостолах: «и славу, которую (Отец) дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). Поэтому Павел и Сила не осудили темничного стража, когда тот, в трепете, припал к ногам их ( Деян.16:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Дух Святой дается не мерою, но на каждого верующего изливается весь. Если день равно рождается для всех, если солнце на всех разливает одинаковый и равный свет, то не тем более ли с одинаковой равномерностью Христос – солнце и истинный день, обильно изливает в Своей Церкви свет вечной жизни? Если ты держишься пути непорочности и правды, если идешь по нему с непреткновенной твердостью, если ты, утверждаясь в Боге всеми силами и всем сердцем, пребываешь тем, чем начал быть, то тебе дастся свобода, по мере умножения духовной благодати. Ибо в принятии небесных даров нет меры, с какой, обыкновенно, принимаются благотворения на земле. Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами, не связывается никакими преградами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно. Лишь бы только жаждало, и было отверсто наше сердце; мы столько почерпаем от избытка благодати, сколько имеем веры, способной к ее принятию (Письмо к Донату). И единение со Христом и братьями о Христе невозможно без нее, потому что «Божие дело есть все то, что мы можем; ибо мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян. 17:28 ) (там же). Объединяет же благодать верующих друг с другом и со Христом, в Таинствах и, вообще, священнодействиях Церкви. Со стороны самих верующих, для единства Церкви требуются также два условия, вполне соответствующие первым двум: истине и благодати, это – вера в единую богооткровенную истину и любовь. О единстве Церкви и условиях этого единства: О необходимости этих двух условий единства Церкви со стороны верующих, святитель Киприан пишет: Господь, показывая, сокращенно, в Евангелии путь веры и надежды, говорит: Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, – вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мк. 12:29–31 ; Мф. 22:37–40 ). В этом учении Своем, Он преподал единство и, вместе, любовь; в двух заповедях заключил Закон и всех пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

« Душа моя (стремится) к Тебе, как земля безводная ». Другой (Симмах, Акила): как земля, жаждущая к тебе всегда (διψωσα προς σε αε): это и означает: διψαλμα . И в несчастии, говорит, и в счастье, и во всякое время я показывал одинаковую ревность. Что значит: « как земля безводная »? Как земля иссохшая жаждет дождя, так и я желаю быть постоянно с Тобою. Такое желание особенно усиливалось в нем от тяжести бедствий; потому Бог и попускал им умножаться, показывая великое Свое промышление. Он не только создал твари, но и промышляет о созданном, как о людях, так и о всем прочем. Зная это, Павел говорит: « ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17:28); и еще: « и все Им стоит » (Кол. 1:17). И Давид: « все ожидают от Тебя пищи, чтобы Ты дал им благовременно: когда Ты дашь им, примут, когда Ты откроешь руку, все насытятся благом. А когда Ты отвратишь лице, — смятутся, возьмешь дух их, и исчезнут, и в землю свою возвратятся » (Пс. 103:27–29); и еще: « он посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). И Исаия: « восседает над кругом земли » (Ис. 40:22). Также о добродетели: « если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители » (Пс. 126:1); и еще: « Поселяющий неплодную в дом матерью, веселящейся о детях своих » (Пс. 112:9). Для того Он потрясает землю, и прикасаясь к горам воспламеняет их, чтобы явить Свое владычество (Пс. 103:32). Для того Он помрачает солнце и производит затмение, чтобы возвестить о творческой силе Своей. Ты видишь в Писаниях, что солнце обращалось назад и луна останавливалась вместе с ним, и много других чудес. Так было тогда, когда познания о Боге еще не были распространены; а теперь нет нужды в таком наставлении, потому что сами события возвещают и являют Господа. Видишь ли бывшие в Египте тьму и изменение стихий? Если некоторые скажут, что это затмение произошло естественно, а не по повелению Божию, то пусть они скажут, как произошло затмение во время распятия Христова? Оно случилось не в определенное время, но тогда, когда, по законам природы, ему особенно не следовало быть, именно: в четырнадцатый день месяца, в полнолуние, когда затмения не бывают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

«Назовешь ли Божество телом, – говорит святой Григорий Богослов , – как Его тогда назовешь бесконечным, не имеющим ни пределов, ни очертаний, незримым? Разве тела таковы?.. Если же природа тел не такова, то, наименовав Бога телом, не отвергаешь ли вместе с тем и того, что Он безграничен, и бесконечен, и невидим?» Но между духовностью человеческой души и духовностью Божия существа есть колоссальная разница. Духовность богоподобной человеческой души – лишь очень далекий отблеск всесовершенной духовности Божия существа. Божий дух и его свойства необходимо представлять неизмеримо более совершенными, чем ограниченный и сотворенный дух человеческий, «который есть мысленный (умственный) образ Божий». А равно и Бог как Существо духовное гораздо совершеннее духовных существ – Ангелов, ибо Он безграничен, а они ограничены, Он вечен, а они бессмертны, то есть Бог вечен в отношении как прошлого, так и будущего; а Ангелы вечны лишь в отношении будущего, да и то по дару вечного Бога и Господа. Лишь облагодатствованный человеческий ум, освобожденный от чувственных, грубых, вещественных представлений о Боге, может в той или иной мере возвыситься до постижения чистой Божией бесплотности. Тогда как ум омраченный, огрубевший, поврежденный грехом не в состоянии хоть сколько-нибудь возвыситься над чувственными понятиями и уразуметь Бога как чистое духовное Существо; напротив, он склонен приписывать Богу разного рода вещественность, включая и самую натуралистическую. Святой апостол свидетельствует, что люди «превратного ума... осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:28, 21, 23 ). Духовность Божия существа – это одна из основных богооткровенных истин Ветхого и Нового Завета. По учению Ветхого Завета, Бог – абсолютное духовное Существо, не сравнимое ни с кем и ни с чем в мире существ сотворенных (см. Ис.40:18 ; Деян.17:29 ), вследствие чего самым решительным образом запрещено приписывать Богу какую бы то ни было вещественность (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И еще один важный момент: как Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне (Елиезер рассказывает про Авраама – О.С.): Господь, пред лицем Которого я хожу … Вот, оказывается, как жил Авраам! Он ходил перед Лицом Божиим (Ангелом Лица Божия). То есть – очами веры взирая на Начальника и Совершителя жизни Господа Христа! Вот, про Ноя сказано иначе : Ной ходил пред Богом (Быт. 6, 9). Про Еноха сказано : И ходил Енох пред Богом (Быт. 5, 22, 24) . А про Авраама сказано, что он ходил пред Лицом Божиим. А когда архидиакона Стефана побивают камнями, он, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 55–56) – то есть видел, как Христос стоя приветствует его восхождение в Царствие Небесное. Кстати, в случае с Ноем там дословно сказано : И ходил Ной с Господом. «с» Господом – здесь приставка «эт» («с»), то есть самостоятельно Ной не мог ходить. Это не в том смысле, что он много пил, но в том смысле, что времена были настолько тяжелые, что он не мог без помощи Божией никак выжить. И если Лот был падший праведник, то Ной был пьющий праведник… Для Авраама присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно А вот Авраам – это человек, который ходит перед лицом Господним. Это особый человек, особый праведник. Ходить пред Лицом Божиим – означает пользоваться особым расположением Господа Бога. Ибо Бог действует как с открытием Своего Лица, так и с закрытием . Сказано: скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются (Пс. 103, 29); и еще: А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим (Пс. 16, 15). Есть люди, от которых скрыт лик Божий, а есть такие, которые не только наслаждаются образом, но и могут сказать о себе: Господь, пред лицем Которого я хожу… Таким был Авраам, для которого присутствие Божие в мире было зримым, и зримым ясно. И вот Елиезер приводит слова Авраама: Он сказал мне: Господь [Бог], пред лицем Которого я хожу, пошлет с тобою Ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей (Быт. 24, 40–41).

http://pravoslavie.ru/110108.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010