Объясн. Эти слова не дают основания отвергать законность судебных установлений, которые признаны Самим Господом: Ин.19:11 , и апостолами: Рим.13:4 ; 1Пет.2:13–14 . Тот же апостол Павел требовал для себя «суда Кесарева»: Деян.25:10–11 . Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то: сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться. 1Кор.6:1–2 . «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?». Объясн. Апостол Павел не отрицает необходимости суда: Деян.25:10–11 , но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам; потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11 ; 1Пет.2:13–14 . Пс.81:1–3 . «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Объясн. Ссылаясь на слова псалма 81 ( Ин.10:34 ), Спаситель обличает фарисеев, которые во всём изыскивали повод к хуле на Него, между прочим и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествует Ему не только как единосущному с Отцом: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В Ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 . О тяжбах Мф.5:39–40 . «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

5) Храм есть сам верующий ( 1Кор. 3:16,17; 6:19 ), поэтому храмы – здания не нужны. Наименование христиан «храмами Божиими», «храмами Духа Св.» не устраняет св. храмов – зданий, а наоборот указывает, что храмы были у христиан, их (храмы) почитали, иначе апостол не назвал бы верующих таким именем. Апостол о себе сказал: «я имею Духа Божия» ( 1Кор. 7:40 ) и, следов., был «храм Св. Духа», но в храм (здание) ходил для молитвы и в нем удостоился видеть Господа ( Деян. 22:17 ; сн. 24:11,12). 6) Господь сказал: когда молишься, войди не в храм, а комнату и молись (Мф. 6:6). В указанном месте Господь говорит не против общественной (открытой) молитвы, а против злоупотребления частной молитвой: когда частную молитву фарисеи делали публичной для того, «чтобы показаться пред людьми». Общественные молитвы Он Сам установил (Мф. 18:19; сн. Мк. 11:17 ); молитву в храме Христос признавал: «сказал... притчу: два человека вошли (не в комнату, а) в храм помолиться» ( Лк. 18:10 ). Частная молитва не исключает общественной. Так православные и поступают: частную молитву совершают «в комнате», общественную – в храме. Блаж. Феофилакт, объясняя (Мф. 6:6), пишет: «что же? ужели не должно мне молиться в церкви? Напротив, должно, только с чистым намерением, а не с тем, чтобы то видели люди: потому что не место вредит нам, но внутреннее расположение и цель. Многие и втайне молясь, делают это для того, чтобы нравиться людям» 12 . 7) Молитвы в храмах многословны, состоят из повторений, что Господь осудил (Мф. 6:7,8). Господь осудил многословие язычников: «молясь, не говорите лишнего βαττολογσητε от βαττολογω – говорю вздор, болтаю), как язычники». Они своим вздорным многословием и частым повторением думали вызвать внимание и принудить божество к дарованию просимого (сн. 3Цар. 18:26 –29 ). Иисус Христос не запрещает здесь продолжительных молитв или повторения их, а только требует, чтобы они не были пустыми и вздорными, чтобы христиане не полагались на продолжительность молитв, как на средство достигнут просимого. Сам Господь молился всю ночь ( Лк. 6:12 ), повторял слова молитвы: «отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово» (Мф. 26:44; сн. 39,42), учил, «что должно всегда молиться и не унывать... Бог ли не защитит избранных Своих, воюющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их?» ( Лк. 18:1–7 ; сн. 1Сол. 5:17 ; Деян. 1:14; 2:42–46; 6:4 и др.). «Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду»... (стих 8). «А если Он знает, – скажет кто либо, – в чем мы имеем нужду, то для чего нужно молиться? Не для того», отвечает св. И. Златоуст, «чтобы узнать Ему твои нужды, но для того, чтобы преклонить Его; чтобы чрез непрестанное моление соединиться с Ним, чтобы смириться пред Ним, чтобы вспомнить грехи свои» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Павел ( 1Кор. 14:26–31 ), но которых в православной Церкви нет. Действительно, прор. Иоиль геворил: «и будешь после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоил. 2:28–29 ; Деян. 2:17–19 ). Но в этом пророчестве говорится об особом, чрезвычайном и обильном излиянии даров Св. Духа в первое время существования Церкви Христовой, почему ап. Петр и отнес его к сошествию Св. Духа на апостолов в день 50-цы; но в нем нет ни слова о том, что пророческий дар будет продолжаться в Церкви Христовой непрерывно во все время ее существования и в той самой мере, как это было в начале. Напротив, история Церкви свидетельствует, что такого изобильного излияния благодатных даров Св. Духа, как в день 50-цы, больше никогда не было. Со дня 50-цы благодатные дары Св. Духа изливаются невидимо во время рукоположения на епископов и пресвнтеров, а чрез них невидимо же, в таинствах, на всякую плоть, т. е. на верующих во Христа всех племен и народов и всякого пола и возраста. Таким образом в пророчестве Иоиля говорится вообще о благодатных дарах, из которых проявился в день 5-цы особенно дар языков ( Деян. 2:4 ), a пророческий дар даже совсем не проявлялся. 254 Напрасно ссылаются хлысты и на слова ап. Павла: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучения, есть язык, есть откровение, есть истолкование – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). Апостол говорит в них лишь о том, что в коринфской церкви, как части истинной Церкви Христовой, были разные духовные дары: псалом, т. е. импровизованная песнь, поучение, язык, т. е. речь на разных языках, откровение или пророчество и истолкование, причем требует, чтобы коринфяне употребляли эти дары обязательно к назиданию присутствующих, и сообразно этой цели преподает правила пользования указанными дарами, в частности, даром языков и пророчества (ст.ст. 2 7–31, 37–40), которые были особенно необходимы в первенствующей Церкви, так как в то время без них нельзя было достигнуть того, что теперь достигается естественными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Святой Тит также трудился вместе со святым апостолом Павлом в деле благовестия. Святой апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях (2 Кор. 2: 12–13; 12:18; 2 Тим. 4: 10), а также написал и к нему послание. Святой Тит был епископом Гортины, на острове Крит. Скончался в глубокой старости в мире. [ 27 ] Святой Филимон, к которому святой апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе [ 28 ]. Скончался мученически в царствование Нерона. [ 29 ] Святой Онисим, о котором пишет святой апостол Павел в своем посланий к Филимону (Флм.1:10–19), проповедовал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме. [ 30 ] Святой Епафрас, о котором также святой апостол Павел упоминает в том же послании к Филимону, говоря: «Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса» (Флм.1:23), был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя [ 31 ]. Вместе со святым апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: «Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе» (Кол.4:12–13). Святой Архипп, упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах [ 32 ]; о чем святой апостол Павел пишет Колоссянам: «Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе» (Кол.4:17). Там святой Архипп и скончался мучинической смертью. [ 33 ] Святой Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение (Деян.16:13–24). О нем упоминается в Деяниях Апостольских: «Павел, избрав себе Силу, утверждал церкви» (Деян.15:40–41). Впоследствии он был епископом в Коринфе [ 34 ]и, немало потрудившись в деле проповедования слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел к Господу. [ 35 ] Святой Силуан проповедовал слово Божие вместе со святыми апостолами Петром и Павлом.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

" Например , – говорит Катехизис, – в 53-й главе книги Пророка Исайи (которая глава вся есть изображение страждущего Мессии) многими подробными чертами изображено страдание и смерть Иисуса Христа, как то : Той язвен бысть (изъязвлен был) за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его (ранами Его) мы исцелехом« ( Ис. 53:5 ). Еще укажем: Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь ( Ис. 53:7–8 ). В этой же главе говорится и о погребении Иисуса Христа: Ему назначили гроб с злодеями (разумеются распятые со Христом два разбойника и вообще умиравшие на крестах и тут же погребавшиеся преступники), но Он погребен у богатого (Иосифом Аримафейским), потому что не сделал греха, и не было лжи во устах Его ( Ис. 53:9 ). " О воскресении Христовом , – читаем далее в Катехизисе, – Апостол Петр приводит слова Псалма 15 : яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления» ( Деян. 2:27 ). Св. Апостол Петр приводил и объяснял эти слова Давида народу, собравшемуся в день Пятидесятницы на шум, бывший при сошествии Святого Духа на Апостолов и изумлявшемуся сему событию. Мужи братия!, – возглашал первоверховный Апостол недоумевавшему собранию, приведя им слова Давида, – да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвой обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престола Его, он (Давид) провидя сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его во аде и плоть Его не видела тления ( Деян. 2:29–31 ). Есть места в Ветхом Завете, которые говорят даже о том, что Иисусу Христу надлежало воскреснуть именно в третий день. " Так , – учит Катехизис, – пророческий образ сего представлен в пророке Ионе : и бе Иона во чреве китове три дни и три нощи» ( Иона, 2:1 ). Прообраз сей отнес к Себе Сам Иисус Христос: род лукавый, отвечал он книжникам и фарисеям, ищет знамения: и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи; так и Сын человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:39–40). Еще ранее пророк Осия предсказывал об Иисусе Христе: исцелит ны по двою дню, в день третий воскреснем и живи будем пред Ним (Осии, 6:2) 190 . Здесь говорится, что мы воскреснем в третий день, очевидно в смысле сопоставления с тридневным воскресением нашего Искупителя 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

(Ст. 23). Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об апостолах, что они напились сладкого вина (Деян. 2:13), и о нас, что мы подлинно безумны? (Ст. 24). Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими. (Ст. 25). И так тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, и таким образом, падая на лице, поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце. (Ст. 26). Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, кто учение имеет, пусть учит, — и таким образом по одиночке, друг за другом, пусть говорят все к созиданию Церкви. (Ст. 27–28). Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе: себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми. (Ст. 29). Пророки так же двое или трое пусть говорят, а прочие да рассуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали. (Ст. 32). Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть что говорил один пророк, то изъяснялось другим пророком. (Ст. 33). Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка. (Ст. 34). Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что у них какая-то женщина пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян. (Ст. 37). Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал [греч.: «пишу»] вам, потому что это Господни суть заповеди. (Ст. 39). Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, которые говорят языками. (Ст. 40). Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает.   Глава 15 (Ст. 1–10). Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который явился Петру (Лк. 24:34, 36), и Двенадцати (Ин. 20:19. Мф. 28:9, 17. Мк. 16:14); явился и свыше пятисот (пятистам) братиям зараз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как явился Иакову и Апостолам всем, то есть седмидесяти двум, — после всех явился и мне, как худшему между апостолами (Деян. 9:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

I глава Христианская религия, по самому существу своему, есть религия любви, – любви всеобъемлющей, не ограничиваемой ни временем, ни местом, ни народом. Весь закон и пророки, по словам Спасителя мира, заключаются в двух заповедях: «Возлюби Господа своего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя ( Мф.22:37–40 ). Действительность принадлежности христиан к Церкви Христовой и усыновление их Богом обуславливаются исполнением этих заповедей и в частности заповедью о любви к ближним: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата своего, не от Бога» ( 1Ин.3:14, 10; 4:8 ); он пребывает в смерти». Итак, сама жизнь во Христе немыслима без любви к ближним, под которыми Христос разумеет всех людей, без исключения, без различия по их отношению к нам лично, хотя бы они были и враги наши ( Лк. 6:27–28 ), и по их отношению к вере нашей, будут ли это самаряне или иудеи ( Лк. 10:29–37 ). Истинная апостольская любовь к заблудшим вызывала у святого апостола Павла «великую печаль и непрестанное мучение сердца», вызывала горячее желание «самому быть отлучённым от Христа», за неверующих израилитян, чтобы только дать возможность им уверовать и спастись ( Евр. 9:1–2 и Евр.10:1 ). Одним из видов деятельной христианской любви к людям вообще и инославным в частности и есть молитва о них, – молитва , имеющая своим содержанием не одно лишь временное, земное их благополучие, но спасение и вечную их жизнь. И мы видим, что святой апостол Павел не только велел христианам «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих», которые в его время, конечно, были или язычники или не верующие во Христа иудеи ( 1Тим.2:1–2 ), но и сам молился «о непокорившихся праведности Божией», неверующих израилитянах для их спасения ( Рим.10:1 ), как молился о них и первомученик Стефан ( Деян. 7:60 ). Так было во времена святых апостолов, так было и на всём протяжении истории христианской церкви, в которой дух любви Христовой никогда не иссякал, в которой поэтому никогда не прекращались и молитвы об инославных, даже об язычниках. Об этом мы имеем ясные свидетельства в древних литургиях: в литургии, изложенной в «Апостольских Постановлениях», в литургиях св. Ап. Марка, св. Ап. Иакова, в литургиях греческой, коптской, сирской и других более позднейших.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Беседа 28 Евр.11:37–38 .  …Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1. И всегда, но особенно когда я размышляю о подвигах святых, мне приходит на мысль – осуждать свои дела; мы и во сне не испытывали того, в чём эти мужи провели всё время, не в наказание за грехи, но постоянно совершая добрые дела и постоянно подвергаясь скорбям. Представь Илию, о котором теперь начинается у нас, речь; а о нём здесь говорит (апостол) в словах: «…скитались в милотях», и им оканчивает примеры, не оставляя, впрочем, и других, так как и для них, то же самое было делом обыкновенным. Сказав об апостолах, что они «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча», он опять восходит к Илие, который пострадал подобно им. Так как они ещё не имели такого мнения об апостолах, то он предлагает увещание и утешение в пример того, кто был вознесён и кому они весьма удивлялись. " Скитались, – говорит, – в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин». По преизбытку скорбей они не имели, говорит, ни одежды для прикрытия себя, ни города, ни дома, ни убежища, подобно как и Христос говорил о Себе: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). Что я говорю: ни убежища? Даже покоя. И в пустынях они не находили покоя: не сказал (апостол), что они пребы­вали в пустынях, но что и там скитались и оттуда были изгоняемы, не только из обитаемых стран, но и из необитаемых. Здесь он упоминает и о местах, где они находились, и о том, что там происходило с ними: «терпя недостатки, – говорит, – скорби " . Вас, говорит, осуждают за Христа; то же делали и с Илиею; но за что его осуждали, гнали, преследовали и заста­вляли томиться голодом? То же самое и они тогда терпели, как он говорит в другом месте, что братия рассудили послать страждущим ученикам: «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее» ( Деян.11:29 ). Так было с ними. «Терпя... озлобления», – говорит, т.е. страдая, подвергаясь изгнаниям, опасностям. То же самое было и с ними. А слова: «скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», означают не что иное, как то, что они скитались, подобно беглецам и переселенцам, подобно людям, виновным в тяжких преступлениях и недостойным взирать на солнце, и даже в пустынях не нахо­дили убежища, но постоянно должны были бегать, должны были, искать пристанища, должны были живыми зарываться в землю, постоянно подвергаться страху. «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата. Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11). На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4). Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Пастырь. 3.1). В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.

http://patriarchia.ru/db/text/6109349.ht...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010