Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

9. Духовенство города Москвы с благодарностью принимает наставления своего правящего архиерея — Святейшего Патриарха Кирилла — о различных вопросах приходского душепопечения, в том числе о лицах, готовящихся вступить в брак. Важным является систематическое проведение подготовительных бесед перед совершением венчания. Епархиальному совету следует продумать возможность подготовки соответствующего методического пособия. 10. Уделяя достаточное внимание информационному присутствию приходов в Интернете, в частности, в социальных сетях, важно сохранять и традиционные формы просветительской работы, включая выпуск праздничных и тематических листовок, брошюр, а также, где это возможно, приходских газет. Преосвященным, управляющим викариатствами, и благочинным следует усилить сотрудничество с районными и окружными средствами массовой информации. Также им следует включать сведения об информационной деятельности приходов в годовые отчеты. 11. Епархиальное собрание оставляет на контроле поручения прошлых лет, касающиеся 12. Ввиду важности молодежной и общественной работы на приходах, а также качественного проведения церковно-общественных мероприятий, необходимо поддерживать добровольческие движения. Особое внимание следует уделять работе православной общественности, христианских интеллектуальных и творческих сообществ, направленной на нравственное обновление жизни народа, на поддержку строительства новых храмов и на создание новых церковных общин. 13. Православная Москва завершает год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, 700-летия начала служения в нашем граде святителя Петра, 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вспоминая великих святых, мы призваны достойно следовать примеру их веры и их подвига. Подобно равноапостольному Владимиру, нам нужно созидать в народе крепкую веру и нравственность. Как святитель Петр, мы, пастыри, призваны ревностно совершать свое служение, быть образом для верных «словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4:12). Последуя преподобному Иосифу, православные люди XXI века должны отринуть лукавство заблуждений и утолить духовную жажду современников живой водой Христовой истины. История прошлого столетия — времени страданий и побед, богоотступничества и возрождения веры — учит нас, что ни одно великое свершение не может совершиться без обращения народа к Богу, без следования Его воле, без Его помощи. Будем и далее уповать на милосердие Божие к нашему народу, стремясь быть верными учениками Христа Жизнодавца, дабы Он «ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4302254...

В Священном Писании содержатся образы ада, которые использовали святые отцы для его описания, но здесь тоже следует сделать оговорку: эти образы применены к нашему чувственному восприятию, и поэтому они неточны. Вернее, они лишь передают смысл явлений загробного мира на доступном нашему грубому земному восприятию «языке». А потому еще в XIX веке митрополит Макарий (Булгаков) писал: «…в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, человекообразные… А потому надобно твердо помнить наставление, какое сделал Ангел преподобному Макарию Александрийскому — “Земные вещи здесь понимай за самое слабое изображение небесных”» . Место, в которое отходят грешные души после Суда, называется в Священном Писании Нового Завета адом (греч. δης или ιδης — «мрачное, лишенное света место») ( Мф.11:23 ; Деян.2:27 ); преисподние места земли ( Еф.4:9 ); тьмой кромешной ( Мф.22:13 ); преисподней ( Флп.2:10 ); темницей духов ( 1Петр.3:19 ); бездной ( Лк.8:31 ); геенной ( Мк.9:47 ); мукой вечной ( Мф.25:46 ); имеются и другие синонимы ада, но все они выражают ту мысль, что ад — это место «осуждения и гнева Божия» . Там грешники претерпевают мучения и не имеют возможности покинуть это место, пересечь его границы . Святые отцы, будучи просвещаемы Духом Святым, возвещают нам открытую им истину о жизни будущего века, хотя, подобно апостолу Павлу (см.: 1Кор.13:12 ; 2Кор.12:1–4 ), всегда говорят о ней как о тайне прикровенной и предпочитали не углубляться в рассуждения, не имеющие практической надобности и пользы в духовной жизни. «Спрашиваешь, где и в каком месте будет геенна? — поучает святитель Иоанн Златоуст ,— Но что тебе до этого за дело? Нужно знать, что она есть, а не то, где и в каком месте скрывается… Писание не говорит…» . Они просто верили словам Священного Писания, словам Господа о том, что за гробом будет Суд и будет ад для грешников. Они использовали образы ада в своих поучениях и проповедях, чтобы побудить слушателей к ревностному исполнению заповедей и богоугодной жизни. «Для имеющего чувство и разум, быть отверженным от Бога — значит вытерпеть уже геенну» , — поучает святитель Иоанн Златоуст . И продолжает: «Ибо лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» .

http://azbyka.ru/svjatootecheskoe-ponima...

Итак, в древнегреческом языке слово «ставрос» может иметь значения кол, шест, свая, крест, однако для понятия «крест» в греческом языке нет другого термина, кроме «ставрос», тогда как слову столб соответствует греческое слово «στιλος» (стилос), а слову «кол» «σκολοψ» (сколопс). Тем не менее, из всех перечисленных терминов, новозаветные авторы используют по отношению ко Кресту Христову только слово «ставрос», когда же речь идёт о столбе, употребляют слово стилос, например, Гал. 2:9 , 1Тим. 4:15 , Откр. 3:12 и Откр. 10:1 . В Септуагинте 2 слово «ставрос» вообще не употребляется, а слова со значением «столб» передаются словом «стилос», например, Быт. 19:26 , Исх. 13:21-22 и др. В качестве ещё одного аргумента в защиту своего взгляда на форму Креста СИ пытаются представить тот факт, что в некоторых местах Нового Завета по отношению ко Кресту употреблено слово «ξυλον» (ксилон), намекая на то, что дерево чаще всего имеет форму столба. Однако для обозначения дерева как растения в греческом языке используется другое слово – «δενδρον» (дендрон), а «ксилон» употребляется, когда речь идёт о дереве как о материале. В Новозаветных текстах это хорошо видно. Там слово «ксилон», помимо обозначения Креста Христова, употреблено применительно к кольям, с которыми вышли иудеи на Иисуса ( Мф.26:47,55 ; Мк.14:46,48 ; Лк.22:52 ), колодкам, в которые были закреплены ноги апостолов ( Деян.16:24 ) 3 , строительном материале ( 1Кор.3:12 ), товарам из дерева ( Откр.18:12 ). В Апокалипсисе словом «ксилон» названо древо жизни, однако здесь явно присутствует аллюзия на Крест Христов. Понимание Креста как древа жизни содержится и в послании Игнатия Богоносца († 107) к траллийцам: «Итак, убегайте злых произрастений, приносящих смертоносный плод: кто вкусит от него, тот немедленно умирает. Ибо еретики не насаждение Отца. Если бы они были это, то являлись ветвями креста, и плод их был бы нетленен» (Трал.11). Отдельного рассмотрения требует Лк.23:31: «Ибо если с зеленеющим деревом (ксилон) это делают, то с сухим что будет?». На первый взгляд кажется, что в этом стихе употреблено слово «ксилон» по отношению к растению, однако в греческом тексте речь идёт не о «зеленеющем» дереве, а о влажном. Таким образом, в Новом Завете нет ни единого случая употребления слова «ксилон» по отношению к дереву как растению.

http://azbyka.ru/k-voprosu-o-forme-krest...

Немного филологии Для начала нужно разобраться со значением слова «миссия». Что же оно означает? Это слово происходит от латинского глагола mitto (митто) — «посылать, отправлять, сообщать». В греческом языке те же значения несет слово ποστλλω (апостелло), с которым связано слово «апостол» — «посланник». То есть миссия — это послание или отправление, а миссионер — тот, кто был послан с определенной целью. В чем же цель христианской миссии, миссионеров или апостолов? Ответ на этот вопрос дается в Евангелии: И приблизившись Иисус сказал им… идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28, 18–20). Апостолы — не просто рассказчики, апостольская проповедь — это призыв к жизни по вере в Господа Иисуса Христа. Когда началась миссия? На первый взгляд, довольно простой вопрос: начало миссии — это начало апостольской проповеди в день Пятидесятницы (см.: Деян. 12, 1–47). Но дело в том, что это не начало, а скорее новый этап, продолжение того, что было начато задолго до апостолов. О первой миссионерской проповеди, прозвучавшей в Едемском саду, можно прочесть в Бытии — книге, открывающей Библию — Священное Писание. Господь дает падшим в грех прародителям обетование, что Семя жены сотрет главу змия (Быт. 3, 15). Сам Бог призывает прародителей верить в обещанного Спасителя, Который победит змия-диавола и избавит человечество от власти греха. Ветхозаветными миссионерами в полном смысле слова можно назвать пророков. Слово «пророк» нередко понимают не совсем правильно, ассоциируя его лишь с предсказанием будущего. Служение ветхозаветных пророков не ограничивалось пророчеством о грядущих событиях. Прежде всего пророки были посланниками Бога к Своему народу, возвещавшими волю Божию, призывавшими к покаянию и изменению жизни, обличавшими грехи. Например, пророку Моисею Господь прямо говорит: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 10). Здесь используется слово «апостелло» (посылать), поэтому Моисея можно назвать апостолом. Моисей возвестил израильскому народу избавление от египетского рабства, которое стало прообразом будущего избавления рода человеческого от рабства греху, совершенного Господом Иисусом Христом.

http://pravoslavie.ru/76018.html

По другим же изречениям Царство Божие открылось только с пришествием в мир Христа Спасителя ( Мф. 4:17; 12:28; 11:12 ; Лк. 16:16 ), а по иным оно еще ожидается и откроется не прежде всеобщего суда и кончины мира ( Мф. 13:43; 25:34; 26:29 ; Мк. 9:47 ; Лк. 13:29; 22:16 ; 1Кор. 6:9–10; 15:50 ; 2Сол. 1:5 ; 2Тим. 4:1, 18 ; 2Пет. 1:11 ; Деян. 14:22 ). Затем, – то оно представляется существующим от века, уготованным от сотворения мира ( Мф. 25:34 ), то начинающимся во времени, – то существующим вне человека, независимым от него, приходящим к нему, то коренящимся в сокровенной глубине человеческого сердца, существующим внутрь нас. Эти разноречия подали повод к самым разнообразным толкованиям идеи Царства Божия. Отсюда долг новозаветной экзегетики устранить эти кажущиеся противоречия, выяснить идею Царствия Божия во всём её объёме. Принимая на себя эту задачу, я, конечно, не надеюсь вполне исчерпать многостороннюю идею Царства Божия, по самой краткости предоставленного мне времени. Ограничусь общими существенными чертами. Когда Предтеча Христов Иоанн и сам Господь начали свою проповедь торжественным возвещением, что приблизилось царство Божие, не объясняя при этом, что такое Царствие Божие, они, очевидно, предполагали в слушателях своих, иудеях, как ожидание этого Царства, так и готовое понятие о нём. Действительно, современникам Иисуса Христа не могла быть чужда идея Царствия Божия. Идея эта проходит через весь Ветхий Завет , постепенно раскрываясь и уясняясь. Вот существенные моменты этой идеи в её последовательном, историческом движении. По воззрению Библии , Бог, Творец видимого и невидимого мира, потому самому есть самодержавный Царь вселенной, имеющий естественное, безызъятное право на то, чтобы воля Его беспрекословно исполнялась в созданном царстве природы. Но тогда как неодушевлённые и неразумные твари исполняют эту волю бессознательно, по самому устройству своей натуры, – разумные создания Божии должны подчиняться воле Божией сознательно, свободно, добровольно. Коренной закон для них: Господу Богу твоему поклонишися, и тому единому послужиши ( Мф. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Рассматривая историю в. заветной церкви, не можем не видеть, что Дух Божий животворно носился и над в. заветною церковью. Св. Стефан, обличая иудеев, говорил: вы присно Духу св. противитеся, яко же отцы, ваши, такожде и вы ( Деян. 7, 51 ). И Давид молился: сердце чисто созижди во мне Боже... и Духа Твоего св. не отыми от Мене ( Псал. 50, 11. 12 ). Но смотря на туже историю, не можем не увериться и в том, что чада древней церкви действительно не имели таких обильных даров Духа Божия, какие ниспосланы чадам новой церкви. Люди с Духом Божиим в в.заветной церкви были явлениями редкими и необычайными. Таковыми видим избранных праведников – Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и других подобных. Таковы были пророки Исаия, Иеремия и пр. Таковы были люди, коих Бог воздвигал для особенных важных действий, напр. Иосиф ( Быт. 41, 38 ), Веселеил ( Ис. 35, 31 ), 70 старейшин (числ. 11, 25). Велик ли был народ израильский в сравнении с племенами земли, современными ему? Но Моисей выражал только желание, что весь народ Божий мог быть пророком Божиим, желание никогда не осуществившееся. О когда бы дано было всем людем Господним быти пророки! О когда бы дал Господ Духа своего на нас ( Числ. 11, 29 )! Пророки исповедовали, что то время впереди, когда Дух Божий будет действовать на людей с особенною крепостью и в обширном круге. У пророка Исаии Бог говорит: не бойся рабе, Мой Иаков, возлюбленный израил, котораго Я избрал, ибо Я излию воды на жаждущее и влагу на изсохшее; излию Дух мой на семя твое и благословение Мое на чада твоя ( Исх. 44,2.3 .). Здесь ясно изрекаются две истины: а) будущему семени Иакова предоставляется преимущество обладания дарами Духа и б) семя сие в то время, как изрекается пророчество, представляется семенем иссохшим, землею сухою, еще не имеющею достаточной влаги Духа Св. ( Ис. 13, 3. 55, 1, 3. 58. 11 ). И у пророка Иезекииля Бог возвещает: дам вам сердце новое и дух нов дам вам... И Дух Мой дам вам (36. 26. Езек. 47, 1. 12). Точно также будущему времени предоставляется излияние Духа на людей у пророка Захарии (12, 10). И излию на дом Давидов и на живущия в Иерусалиме Дух благодати и щедрот, и возрят нан, Его же прободоша. Здесь новая Черта та, что с точностью определяется и время когда будет·излияние Духа, – это то время, за которым последует воззрение на прободенного (см. прор. о Мессии). Яснее представляется будущее ниспослание Духа у пр. Иоиля: и будет по сих, излию от Духа моего на всяку плоть... на рабы Моя и на рабыни Моя: во дни оны излию от Духа моего (2, 28. 29). · § 220. Обетовал ли Искупитель послать Духа освятителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Что же сделало возможным практику поклонения Христу в иудеохристианских кругах I века? Ключевым текстом для развития ранней христологии стал Пс. 109:1: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», цитируемый в Новом Завете около двадцати раз . Хотя в литературе межзаветного периода этот псалом и имел мессианское прочтение, он не понимался как описание буквального включения мессианского царя в Божественную власть над всей вселенной . Очевидно, что ключевую роль в таком новом экзегетическом прочтении мессианского псалма сыграла традиция отождествления мессии с этим Господом, восходящая к самому Иисусу (Мк. 12:35-37), и визионерский опыт мистических откровений первых христиан . Согласно новозаветным текстам, вознесенный Христос воссел на престол одесную Бога (Мк. 14:62, Деян. 2:34-36, Рим. 8:34, Кол. 3:1, Евр. 1:3, 8:1, 10:12, 12:2, Отк. 3:21, 5:6, 7:17, 22:3) и получил всеобъемлющую власть над всем сущим, включая не только мир земной, но и небесный (Мат. 28:18, 11:27, Эф. 1:10,22, Кол. 1:20, Фил. 2:10, Евр. 1:2). Особое внимание обращает на себя беспрецедентное для иудейской традиции эпохи Второго Храма утверждение, что Христу подчинились все чины ангелов (1 Кор. 15:24-28, Эф. 1:20,21, 1 Пет. 3:22) . Такое возвышенное положение влечет за собой культовое поклонение Христу всех земных и небесных созданий (Ин. 5:21-23, Евр. 1:6, Фил. 2:10, 11 , Отк. 5:8-14, Посл. Полик. Смирн. к Фил. 2:1). Примечательно, что в межзаветной литературе эпохи Второго Храма не найти примера поклонения ангельскому созданию другими ангелами .    Чтобы увидеть всю новизну и смысл подобных утверждений, важно отметить, что, согласно ветхозаветной и межзаветной традиции, только Яхве имеет право, как монарх, восседать на небесном престоле (Пс. 102:19-22, Ис. 6:1, 1 Ен. 14:18), все остальные ангелы, включая архангелов, могут лишь стоять как слуги, выражая тем самым свое подчиненное положение (Дан. 7:10; 4Q530 2.18; 1 Ен. 14:22; 39:12; 40:1; 47:3; 60:2; 2 Ен. 21:1; 2 Вар. 21:6; 48:10; 4 Ездра 8:21; Зав. Адам. 2-9; Тов. 12:15; Зав. Авр. 7:11; 8:1, 9:7-8; ср. также Луки 1:19). Небесный престол — ключевой монотеистический символ Божественной суверенной власти над вселенной в библейской и околобиблейской литературе того периода (3 Цар. 22:19, Сир. 2:7, 1 Ен. 9:4, 2 Ен. 20:3, 2 Вар. 21:6, Апок. Авр. 18:3) . Примечательно, что на небесном престоле также восседает Премудрость, внутренне присущая Богу (1 Енох 84:2-3, Прем. Сол. 9:4, 10), а согласно Таргуму на нем восседает Мемра, принимая молитвы Израиля (Тарг. Псев-Ионаф. к Втор. 4:7). Таким образом, новозаветные тексты говорят на языке иудаизма Второго Храма, что Христос участвует в Божественной власти и разделяет славу Бога.

http://bogoslov.ru/article/6025041

галилеянин поднял мятеж против римлян во время переписи народа ( Деян. 5:37 ). Это была не та перепись, о которой упоминалось в Лк. 2:2 , а вторая, проводившаяся после того, как Иудея стала рим. провинцией (6 г. по Р.Х.) (⇒ Квириний ). Иосиф Флавий пишет, что И., книжник из Гамалы, поднял иудеев на борьбу против римлян. И. объяснял, что уплата налогов захватчикам ведет к порабощению евреев. Его отряд был разбит, а сам он погиб. И. галилеянин вместе с фарисеем Саддуком организовал партию ⇒ зилотов ; 8) И. Искариот, сын Симона ( Ин. 6:71 ), упоминается во всех апостольских списках ( Мф. 10:4 ; Мк. 3:19 ; Лк. 6:16 ). Это прозвище, означающее, по-видимому, «человек из Кариота», ему дали, вероятно, для того, чтобы отличать от другого ученика по имени Иуда. Т.к. Кариот находился в Иудее, то, вероятно, И. принадлежал к колену Иуды и был единств. учеником Иисуса из этого колена. О его призвании нам ничего не известно, но, вероятно, оно, как и его деятельность, мало чем отличалось от призвания других учеников. И. внимал словам Учителя, видел творимые Им чудеса, был послан проповедовать и совершать чудеса. Уже в самом начале Господь предупредил учеников, что в их кругу есть предатель, но имени его Он не назвал ( Ин. 6:70–71 ). Только одно отличало И. от остальных учеников: он был казначеем и при этом, вероятно, иногда крал деньги ( Ин. 12:6 ). В Вифании, когда женщина возлила на голову Иисуса драгоценное миро, И. сказал, что лучше было бы это миро продать, а деньги раздать бедным ( Мк. 14:3–11 ). Во время последней вечери Иисус сказал ученикам, что один из них предаст Его ( Лк. 22:21 ). Позже И., предложивший до этого свои услуги первосвященникам, в Гефсиманском саду подал условный знак воинам, поцеловав Учителя ( Лк. 22:47–54 ; Ин. 18:1–11 ). За свое предательство И. получил награду – 30 сребреников (⇒ Деньги ). На след. день, узнав, что Иисус приговорен к смерти, И. жестоко раскаялся. Бросив сребреники в храме, он покончил жизнь самоубийством ( Мф. 27:3–10 ; Деян. 1:16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Церкви, как внешнему божественному учреждению, принадлежат известные права и прежде всего право власти законодательной. Первый Законодатель и судия христианской Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Иак.4:12 ). Он, впрочем, не давал законов в смысл строго-юридическом, но, будучи божественным учителем религии и нравственности, Он в Своем евангельском учении указал только нравственные начала, как основное руководство для всего поведения христианина и, вообще, для устройства церковного порядка. Применение же этих начал к жизни, сообразно с внешними ее условиями, или устройство общества верующих на основании преподанного Им учения ( Мф.28:20 ), Спаситель поручил Своим апостолам, облекши их властью законодательною: слушаяй вас, сказал Он, Мене слушает ( Лк.10:16 ). Таким образом, в христианской Церкви первыми законодателями в более строгом (церковно-юридическом) смысле этого слова, были апостолы, которые определяли как общие законы всей церкви, так и частные положительные правила относительно, например: избрания, постановления и служения священных лиц в церкви ( 1Тим.3:1 ; Тит.1:5 ), священных действий ( 1Кор.11:20–34; 14:26 ), церковного управления ( 1Пет.1:12 ) , христианских браков ( Еф.5:22–23 ; 1Кор.7:1–17; 10:11 ), судных дел церкви ( 1Кор. 6:1 ), повиновения власти ( Рим.13:1, 6, 7 ; 1Пет.2:13; 3:1 ) и др. Сила законодательной власти апостолов выражалась в том, что они, требуя от верующих во Христа безусловного послушания своим постановлениям, подвергали непослушных отлучению от Церкви ( 1Кор.5:2,5 ; 2Кор.10:5, 8, 11 ; 2Сол.3:14 ) и лишали их через то благодатных средств ко спасению во Христе. Апостолы, в свою очередь, передали богодарованную им власть церковного управления своим ближайшим преемникам – пастырям церкви, уполномочив их благоустроять общество верующих так, как подобает в дому Божию жити ( 1Тим.3:15 ); верующих они обязывали к послушанию пастырям ( 1Пет.5:5 ; Евр.13:17 ), и церковным правилам навсегда усвояли силу закона ( Гал.6:16 ; Флп.3:16 ). Но как апостолы, так и их ближайшие преемники, давая те или другие церковные законы, действовали не прямо от своего лица, a во имя Св. Духа и авторитета св. вселенской соборной Церкви. Так, апостолы, отменяя на иерусалимском (апостольском) соборе ветхозаветный обрядовый закон, говорили: изволися Духу Святому и нам ( Деян.15:28 ); a отцы вселенских соборов говорили: «все они (отцы Церкви) от единаго и тогожде Духа быв просвещены, полезное узаконили» Притом, законодательная власть в Церкви всегда приписывалась только высшим иерархам, епископам (Апост. пр.37; IV всел. 19; VI всел. 2, 8; VII всел. 6; Вас. Вел. 47), не приурочиваясь ни к одному из них в частности, как видимой главе Церкви (Апост. пр. 34), но принадлежа исключительно собору иерархов, представляющему собою высший орган управления церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010