Пётр Заведеев Обличение раскола старообрядчества Понятие о науке. Обличением русского раскола называется наука, критически рассматривающая вероучение раскольников. Задача ее – указать отличительные особенности раскольнического вероучения и доказать его неправоту. Чтобы убедительнее доказать раскольникам неправоту их вероучения, нужно приводить доказательства, имеющие для них обязательную силу. Источниками таких доказательств являются: 1) Священное Писание и писания отцов и учителей Церкви, 2) древлеписьменные и старопечатные книги – богослужебного, законодательного и учительного содержания и 3) вещественные памятники древности. Из писаний св. отцов раскольники доверяют только тем, которые находятся в старинных переводах (до патриарха Никона ). Таковы: 1) Беседы на 14 посланий св. ап. Павла И. Златоуста, изданные в Киеве в 1623 году Захарией Копыстенским; 2) Его же, Беседы на Деяния св. Апостол, изданные там же в 1624 году; 3) Толковый Апокалипсис Андрея Критского , изданный там же в 1625 году; 4) Толковый Апостол, с толкованиями разных св. отцов, напечатанный в Почаеве в 1784 году; 5) Благовестник, т. е. толкование на 4 евангелистов бл. Феофилакта, архиеп. Болгарского, изданный в Москве в 1649 году; 6) Маргарит – собрание избранных слов И. Златоуста, напечатанный в Москве в 1641 году; 7) Соборник Великий – сборник поучений догматического характера, напечатанный в Москве в 1647 году; 8) Книга Ефрема Сирина , напечат. в Москве в 1652 г. Из книг законодательного и учительного содержания раскольниками принимаются: Стоглав, книга Никона Черногорца, Номоканон, Кормчая, Большой и Малый Катехизисы, Кириллова книга, Книга о вере и некоторые другие. Разделение науки. По своему содержанию «Обличение русского раскола» делится на две части: обрядово апологетическую и догматико-полемическую. В 1-й – рассматриваются те, общие всем раскольникам мнения, которые, будто бы, доказывают не православие Греко-российской Церкви, а во 2-ой части рассматриваются учение беспоповцев и поповцев.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2006 года 26 грудня 2006 р. 14:01 ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: о епископе Василии (Осборне) .   Справка: 8 июня 2006 года Священный Синод Константинопольского Патриархата вынес решение о принятии Преосвященного епископа Василия (Осборна) , бывшего Сергиевского, в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и назначении викарием Преосвященного архиепископа Команского Гавриила в составе Экзархата западноевропейских русских приходов Константинопольского Патриархата. Священный Синод Русской Православной Церкви 12 июня 2006 года (журнал 32), отметив каноническую неправомочность такого деяния при отсутствии у епископа Василия отпускной грамоты от Священноначалия Русской Православной Церкви, вызвал епископа Василия на следующее заседание Священного Синода. В заседании 19 июля 2006 года ( журнал 75 ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий не явился на заседание Священного Синода, и отметив нарушение им епископской присяги, а также правил Святых Апостолов 33, Карфагенского Собора 32, Двукратного Собора 15, временно запретил епископа Василия в священнослужении и вызвал на следующее заседание Священного Синода. В заседании от 6 октября 2006 года ( журнал ) Священный Синод Русской Православной Церкви, констатировав, что епископ Василий повторно не явился на заседание, вновь вызвал его на следующее заседание Священного Синода и предупредил его, что в случае игнорирования призыва Священноначалия он подлежит суду архиереев. В том же заседании Священный Синод постановил предложить Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею ради сохранения церковного единства без промедления рассмотреть создавшуюся ситуацию в рамках двусторонних собеседований. Со стороны Константинопольского Патриархата на это предложение последовал положительный ответ. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Констатировать, что Преосвященный епископ Василий (Осборн) вновь не прибыл на заседание Священного Синода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

Похвальное слово, сказанное святому собору Епифанием, диаконом церкви катанской, что в Сицилии, и местоблюстителем Фомы, архиепископа острова Сардинии Восприяв Духа Божественного, весьма ясно предвидя совершенное Христом искупление языков и не оставаясь в неведении относительно того, какое множество человеков имеет получить чрез Него спасение, пророк Исаия как бы от лица Божия предвозвестил удостаивающимся жребия надзирать за священными овчарнями следующее: Моими дверями входите и ведите народ Мой и отбрасывайте камни с пути ( Ис. 62, 10 ). Какие разумеются тут двери, если не богодухновенное писание и слова святых пророков? Изъясняя то и другое, пастыри разумных овец отворяют как бы двери пред их умственным взором и приводят их к широкой и истинной двери, то есть, к Господу нашему Иисусу Христу, Который истинно соделался для нас дверию ко Отцу, как Сам Он говорит: Аз есмь дверь (Иоанн. 10, 9). Далее камни, набросанные на дорогу, суть конечно соблазны еретического злоумышления, которые, как бы какие камни, набросанные на дорогу нашей веры, силятся, сколько возможно, нечестиво воспрепятствовать желающим поспешить ко Христу, Который есть истинный путь, и торопятся запереть им путь ко спасению. И опять: под словом путь здесь несомненно разумеется Господь наш Иисус Христос, как Сам Он сказал: Аз есмь путь (Иоанн. 14, 6). Итак опытнейшие из иереев весьма мудро и искусно, под руководством Духа, очистив путь наш, т. е. разумение веры, от еретических соблазнов, как бы от каких камней, не только обращают их на головы тех, которые набросали их, но и облегчают и сглаживают таким образом вверенным им народам путь, ведущий к жизни, так что все могут это понять и сказать: Душа наша яко птица избавися от сети ловящих: сет сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа ( Псал. 123, 7 и 8). Итак вот, следуя Господним заповедям, собрался божественный собор священных иереев, для изъяснения и формулирования, на основании отеческого учения, досточтимого таинства домостроительства Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Предисловие Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках Этапы исторического развития древнего иночества (IV-V вв.) Основные черты и характерные особенности древнемонашеской письменности Главные вехи начального периода истории древнемонашеской литературы (IV-V вв.) О девстве или о подвижничестве Послание епископа Аммона об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора Жизнь и деяния святой и блаженной учительницы [нашей] Синклитикии Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. О трех основных помыслах 2. Чувственные представления и память на служке помыслам 3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия 4. Значение памяти в сновидениях 5. Господство над яростным началом [души] 6. Отсутствие попечения о мирских вещах 7. том, как одни помыслы пресекают другие > 8. Три вида помыслов: помыслы ангельские, человеческие и бесовские 9. О бесе – «скитальце» 10. Совершенная ненависть к бесам 11. О бесе нечувствительности 12. О бесе печали 13. О стяжании кротости 14. О помысле тщеславия 15. Начало бесстрастия и тщеславие 16. О злоумышлениях бесов 17. О необходимости защищать добрые умопредставления 18. Два вида бесов 19. Два способа борьбы против бесов 20. Два объяснения быстрой победы над помыслами 21. О том, что за весом сребролюбия следуют весы тщеславия и гордыни 22. Разрушительные следствия задерживания злых помыслов в душе 23. Необходимые условия для жизни отшельнической 24. О невозможности восприятия сразу двух помыслов 25. Представление нашего собственного тела и его роль в возникновении помыслов 26. О том, как окрести ведение различения 27. Сны, происходящие от смятения страстной части души 28. Сновидения, порождаемые тщеславием и печалью 29. О том, что сны позволяют определить состояние души 30. Помыслы, препятствующие благим делам и извращающие дух 31. Различные виды помыслов и их противоположности 32. О том, что следует быть внимательным и укрощать яростное начало души 33. Действия весов в отношении тех, кто предается душеполезному чтению 34. О преемственной чреде весов 35. Искушение, порождаемое чрезмерным подвижничеством 36. Вещество помыслов 37. О бесах «сердцеведах» 38. Два вида смерти и воскресения 39. Видение «места Божиего» 40. Отрешение ума от чувственных вещей 41. Умопредставления, которые запечатлевают наш ум, и умопредставления, которые не запечатлевают его 42. Очи души 43. Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

преподобный Нил Синайский 4. МЫСЛИ, ОТВОДЯЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ТЛЕННОГО И ПРИЛЕПЛЯЮЩИЕ К НЕТЛЕННОМУ (ч. 2, 246) 1. Путь к добродетели – бегство от мира, – путь благой и краткий. 2. Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять все тленное. 3. Если желаешь истинной жизни, ожидай всегда человеческой смерти. 4. Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как беспорядочно вращается ее колесо. 5. Не вожделевай благ, которыми пользование преходит и обладание утрачивается. 6. Смейся над теми, которым во всем успех, и сострадай тем, которым во всем неудача; ибо это ведет к награде, а то к любомудрию. 7. Подвизайся в терпении, какое, как знаем, показали мученики; потому что и от нас требуется мученичество совести (чтоб устоять в требованиях совести). 8. Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечет тогда без труда; ибо все тленно, а душа бессмертна, тленному же надлежит предпочитать бессмертное. 9. Будь готов к скорбям, и большую от этого будешь иметь пользу. 10. Не проси у Бога приятного, но одного полезного; ибо первого, сколько ни проси, Бог не даст, если же и получишь его как-нибудь, оно скоро пропадет. 11. Не порицай нищеты; потому что она делает ничем не развлекаемым борца на поприще закона. 12. Не увлекайся богатством; потому что заботы о нем всего чаще отлучают человека от Бога и против воли. 13. Близок конец; готовься, ленивый, к бичам. 14. Не далеко до жатвы; очистим же от терний ниву души. 15. Ничто не сокрыто от Судьи; и напрасно усиливаемся мы укрываться, греша. 16. Паче людей стыдись Ангелов, коих при нас много, и удаляйся от всякого срамного деяния. 17. Заботливо помышляй о весах Судьи, – и выбросишь из дел жизни твоей все, что не может выдержать настоящего веса (на весах тех, – или что подложным окажется по причине примеси чуждых расположений, как оказывается подложною, например, золотая монета, не выдержав своего нормального веса, по причине примеси других элементов). 18. Почитай для себя ущербом праздность и покой, и спеши делать что-либо такое, что имеет быть потребовано от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Преувеличенное представление о правах первенствующего епископа К сожалению, на Востоке, особенно после отпадения Рима, стали складываться, наряду с представлениями о соборном устройстве Церкви, представления о первенстве чести и власти Константинопольского Предстоятеля. Особенно в сознании некоторых современных константинопольских богословов и канонистов он не «первый среди равных» (primus inter pares), а «первый без равных» (primus sine paribus). Такая концепция строится на: 1) Преувеличенном толковании 9-го, 17-го и 28-го правил Халкидонского Собора. Как известно, «варвары», упоминавшиеся в 28-м правиле Халкидонского Собора, стали пониматься византийскими канонистами XII в. как народы, христианизированные позднее V века, а именно аланы и русские 4 . Такая расширенная трактовка постепенно становилась базисной для представления о Константинопольском епископе как об иерархе, обладающем «первенством чести и власти». 2) Теории «двух авторитетов», впервые ясно отражённой в «Исагоге» (середина 880-х гг.). 3) Реальном возвышении Константинополя среди восточных патриархатов, начиная с эпохи свт. Фотия Великого, происходившем в Византии, которая в ту эпоху реально существовала и хранила традицию Православия. 4) Полемике с первенством Рима после его отпадения – не только в отрицании этого первенства, но и в его копировании и продолжении уже на территории православного Востока. 5) Дальнейших после 1054 г. законодательных – церковных и императорских – актах и правилах, подчёркивавших особые права главы Византийской Церкви 5 , которые, однако, не были соборно приняты на общецерковном уровне. 6) Защите власти Константинопольского патриарха как главы Церкви – как в отдельных средневековых трактатах и памятниках 6 , так и современными богословами и канонистами Константинопольского Патриархата. Каковы отдельные канонические деяния, послужившие предпосылками для теории первенства чести и власти? Приведём отдельные малоизвестные примеры в дополнение к более известным. При патриархе Иоанне VIII Ксифилине было принято решение (14 марта 1072 г.) 7 о возможности избрания и рукоположения епископов в столице Византии, а не в их митрополиях 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

протоиерей Георгий Шмид Глава 1. Авторство и подлинность Деяний апостолов 1. Автор 1 .  Деяния, как и третье Евангелие, анонимны. Из прологов к обеим книгам следует лишь то, что автор был хорошо известен адресату – Феофилу 1 . 2 .  Самые ранние письменные фиксации традиции об авторстве Лк-Деян находятся в каноне Муратори (Рим, конец II в.) и у сщмч. Иринея Лионского († 202). Иными словами, речь идет о древнейшей традиции, восходящей ко второй половине II в. Свидетельство Мураториева фрагмента звучит так: «На третьем месте стоит книга Евангелия по Луке. Лука, этот врач, после Вознесения Христа, когда Павел взял его как сведущего в законах (quasi ut iuris studiosum) 2 , написал ee от своего лица, но в соответствии с мнением (ex opinione) [Павла?]. Он никогда не видел Господа во плоти и поэтому писал, насколько он смог установить факты. Итак, он начал свое изложение с рождения Иоанна» (строки 2–8); «Деяния всех апостолов были написаны в одной книге. Лука, обращаясь к „наилучшему Феофилу“ (optime Theophile) соединил вместе события, которые произошли в его присутствии, как это видно из того, что он опустил страсти Петра и отъезд Павла из города [Рима] в Испанию» (строки 34–39) 3 . Сщмч. Ириней Лионский упоминает о Луке как о «неразлучном [спутнике] Павла и его сотруднике в благовествовании» (Против ересей. III. 14, 1; см. также III. 13, 3), который «изложил в книге проповеданное им [Павлом] Евангелие» (Там же. III. 1, 1). Начиная с конца II в. практически все церковные писатели следуют этой традиции, не выходя за рамки ее содержания. Утверждая в своей совокупности авторство Луки, свидетельства Тертуллиана (О nocme. X. 3); Климента Александрийского (Строматы. V. 12) и Оригена (Против Цельса. VI. 11) стремились при этом подчеркнуть тесную связь Луки, как автора обеих книг, с ап. Павлом. С их стороны это было желание доказать, что за автором третьего Евангелия, не входившего в число Двенадцати, стоял авторитет апостола Павла, как за евангелистом Марком, также не принадлежавшим к лику Двенадцати, – авторитет Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2011 15 мин., 24.07.2011 1 страница обложки – портрет композитора Алексея Рыбникова (фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Интервью номера» (С.10-14). Пролог: (на заставке – фото Юрия Курбатова) Николай Рубцов. После грозы. Стихотворение («Ночью я видел: ломались березы!..»)//Фома. - – июль 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С. 3. Письма : Письма о близких. Подборка писем и цитат//Фома. - – июль 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Исход 20:12 . Цитата: «Почитай отца твоего и мать твою…». – С.4; Притчи 17:6. Цитата: «Венец стариков – сыновья сыновей…». – С.4. Любовь и ненависть / С ., Москва. – С.4; Из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой. Цитаты: «В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт – опыт страданий…». – С.4; «Нет на земле более подходящего для мужчины поступка…». – С.5; Смотреть на жизнь глазами… хомячка / Ольга . – С.5; Протоиерей Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «… Та ошибочность суждений, обычно неправильная – в хорошую или дурную сторону оценка, которой почти все грешат по отношению к своим близким…». – С.5; Нужен ли вам такой муж ?/ Юлия , Москва. – С5-6; Протоиерей Александр Ельчанинов (1881-1934). Цитата: «Мне, кажется, я понял, для чего Бог послал нам это несчастие: мы так погрязли в ежедневных мелочах, в мелкой злобе, раздражении, что Бог захотел встряхнуть нас…». – С.6; Из дневников императрицы Александры Федоровны Романовой. Цитата: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает настолько сильной, как в дни страданий и горя…». – С.6; Мама / Таня . – С.6; Деяния святых апостолов 16:31. Цитата: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». – С.6. Реклама : С.7. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . О методологическом а -теизме . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ученый спор». 1628 г.//Фома. - – июль 2011. - С.8-9. – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Скачать epub pdf Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года В 5 час. 30 мин. веч. заседание открывается пением молитвы Святому Духу. I. Высокопреосвященейший Митрополит Анастасий зачитывает ответ Собора на приветствие Августейшего Главы Дома Романовых. Собрание стоя выслушивает это приветствие. Председатель, Высокопреосвященнейший Владыка Анастасий объявляет, что поступило много приветствий Собору, некоторыя с различного рода пожеланиями, каковыя требуют того, или иного разрешения, почему и должны поступить на  обсуждение Епископского Совещания. Он предлагает ограничиться наименованием в настоящем собрании организаций, пославших свои приветствия. Оглашается список приветствий: 1. Т елеграмма Епископа Браничевского Вениамина. 2. А рхиепископа Западно-Американского Тихона. 3. Е пископа Бразильского и Сан-Паульского Феодосия. 4. Е пархиального Совета Западно-Американской Епархии. 5. К орпуса Императорской Армии и Флота. 6. Н ачальника Русского Обще-Воинского Союза. 7. С остоящего под Высочайшим Покровительством Е. В. Короля Nempa II Общество памяти Императора Hukoлaя II. 8. С оюза Русского Сокольства. 9. С овета Старейшин Общества Русское Согласие. 10. П равления Союза Русских Офицеров и солдат запаса. 11. О кружного Совета Высшего Монархического Совета в Королевстве Югославии. 12. Р усской Православной Церковной Общины в Новом Саду. 13. О бщества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы. 14. К омитета по изданию истории Царствования Императора Hukoлaя II. Общества распространения Русской национальной и патриотической литературы. 15. П редставителей Русских православных церквей в Аргентине. 16. О бъединенных Общественных организаций в Аргентине. 17. П редставителей Русских организаций в гор. Сараеве. 18. Н астоятеля Русской церкви в Тунисе. 19. 1 25-ти русских людей живущих в г. Загребе. 20. Б ратства Св. Животворящего Креста. 21. С оюза Молодая Россия. 22. Л иги и Главного Совета Зарубежного Союза Русских Педагогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скворцов В. М. Отдел IX. Миссионерская литература I. Церковная народно-миссионерская библиотека из книг, необходимых для собеседований с раскольниками и для чтения народу а) Старопечатные книги Благовестное Евангелие, Толковый Апостол, Большой и Малый Катихизис, Кормчая книга, Книга о вере, Кириллова книга, Стоглав , Потребнир с Номоканоном , Сын Церковный , Маргарит , Златоуст , Просветитель Иосифа Вол., Летописи Барония (1 и 11 ч.), Соборник (большой), Соборник (малый), Книга Ефрема Сирина , Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла, Пандекты с тактиконом Никона, игумена Черной горы. б) Пособия Деяния соборов 1666 и 1667 годов, ц. 1 р. Озерский А. Выписки из старописьменных и старопечатных книг 2 в. Ц. 1 р. 20 к. Пастырское воззвание епископов, собравшихся в г. Казани. Ц. 5 к. Увещание во утверждении истины. М. Платона. Ц. 40 к. Беседы к глаголемому старообрядцу. М. Филарета. Ц. 20 к. Истинно древняя и истинно православная Христова Церковь . М. Григория, в 2 ч. Ц. 1 р. Субботин Н. Материалы для истории раскола. 8 т. Краткое руководство к собеседованию с мнимыми старообрядцами. Прот. Стеф. Кашменский. Ц. 15 к. Собрание сочинений архимандрита Павла в 3-х ч. Ц 2 р. 60 к. Смирнов. История русского раскола старообрядчества Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Н. Ивановск ого в 3-х ч. Ц. 2 р. 40 к. История и обличение раскола. К Плотникова в 2-х ч. Ц. 2 р. 20 к. Дополнительные уроки по Закону Божию для церковно-приходских школ о предметах, соприкосновенных учению глаголемых старообрядцев. Свящ. И. Легатова. Ц. 10 к. Примерное распределение апологетического материала в курсе Закона Божия для одноклассных ц.-приходских школ среди раскольнич. Населения. М. Чельцова . Ц. 7. К. «Миссионерское обозрение» и его издания. Цена 6 р. за год. «Миссионерский сборник». Ц. 2 р. за год. Александров Д. свящ. Поучения в ограждение чад православной Церкви от раскольнич. суемудрия. Ц. 60 к. Его же. О клятвах соборов 1656, 1666–1667 гг. и об единоверии. Ц. 1 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010