Вот другой пример, из середины I века — рас­пря между фарисеями и саддукеями, которая вспыхну­ла в Синедрионе. И поскольку собрание разделилось и сделался большой крик , то понадобилось вмешатель­ство блюстителя порядка тысяченачальника и вои­нов , чтобы разрешить ситуацию. Интересно, о чем они спорят таким неистовым образом? О бытии ан­гелов и о воскресении из мертвых! (Деян 23:6–9). Некоторые из его деяний упомянуты и Иосифом Флавием . Однажды он приказал внести в Иеруса­лим знамена с изображением императора. «Иудеи пришли в страшное волнение» (Иудейская война, 2, 9, 2). В другой раз Пилат пожелал восполь­зоваться корбаном, то есть храмовой казной. «Народ был сильно возмущен… и с воплями окружил его су­дейское место» (там же, 4). Но похоже, что не только посягательство на веру, но и сама вера могла стать предметом отчаянного противостояния. «Тора разделилась на две», — сооб­щает трактат Сангедрин. «Произошла распря… и со­брание разделилось», — читаем мы в Деяниях у Луки. «Умножились разногласия в Израиле» — Сангедрин. «Сделался большой крик… раздор увеличился» — Деяния. Все бурлит и накалено до предела. Стоит поднести спичку, и тут же, как огонь, вспыхнет распря (Деян 23:7). Фарисеи спорят с саддукеями (Деян 23: 6–9). Книжники спорят с учениками Иисуса (Мк 9:14). Ученики Иоанна спорят с иудеями (Ин 3:25). Иудеи спорят между собой (Ин 6:52; Деян. 28:29). На суде перед Феликсом Павел как о чем-то необыкновенном и заслуживающем особого внимания сообщает: не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения, и ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение (Деян 24:11–12). Правда, чуть ниже он все же признается, что было одно то слово, которое громко произнес я, стоя между ними (Деян 24:21). Дебаты с Иисусом Это время отчаянных споров. И когда мы чита­ем, что пятеро в одном доме разделятся, трое против двух, и двое против трех (Лк 12:52), не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34), не мир, но разделе­ние (Лк 12:51), «Я пришел, чтобы бросить огонь на землю!» (Лк 12:49), то понимаем, что евангельская проповедь не стояла в стороне, а, напротив, самым решительным образом сражалась на поле неутихаю­щих идейных баталий.

http://blog.predanie.ru/article/shkola-i...

Деян.18:9 .  Го­с­по­дь же в виде­нии ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, «В видении...» – не во сне, хотя и «ночью», а именно «в видении», в бодрственном состоянии (ср. Деян.16:9 ). Возможно, что под влиянием тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии ( Деян.20 и д.). Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя «не бояться» и «не умолкать» и обещая Свою помощь и заступление. Деян.18:10 .  ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. «У Меня много людей в сем городе». Под этими людьми, коих Господь называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и известные Павлу, но главным образом (ср. Ин.10:16, 11:52 ) имеющие обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе ( Деян.13:48 ). Деян.18:12 .  Между тем, во время про­консуль­ства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и при­вели его пред судилище, «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии». По римскому разделению провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53–54 годы по Р. X.) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего – ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат. По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный, человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом дееписателя. Деян.18:13 .  говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. «Чтить Бога не по закону» – глухое выражение, имеющее в виду указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.28:27 .  Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слы­шат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услы­шат ушами, и не ура­зу­меют сердцем, и не обратят­ся, чтобы Я исцелил их. Деян.28:28 .  Итак да будет вам извест­но, что спасе­ние Божие по­слано язычникам: они и услы­шат. «Слухом услышите, и не уразумеете». «Видишь ли, как он показывает, что они недостойны прощения, если, имея и пророка, издревле предвозвестившего это, не обратились? А словом " добре», (хорошо) выражает, что они справедливо и отвергнуты, язычникам же дано познание этой тайны. Посему нисколько не удивительно, что они противоречили: ибо это предсказано издревле. Потом снова возбуждает в них соревнование, указывая на язычников, следующими словами: «итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам; они и услышат» (3лат.). Деян.28:29 .  Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою. «Когда он сказал сие, Иудеи ушли» – ср. Деян.28:25 . Очевидно, иудеи слышали все эти грозные для них слова, не вразумившись ими и заслужив вполне изреченное в них осуждение. Деян.28:30 .  И жил Павел целых два года на своем иждиве­нии и при­нимал всех, при­ходив­ших к нему, Деян.28:31 .  проповедуя Царствие Божие и уча о Го­с­по­де Иисусе Христе со всяким дерзнове­нием невоз­бран­но. Последние два стиха составляют кроткое заключение книги Деяний, напоминающее подобную же форму заключения Евангелия от Луки ( Лк.24:52–53 ). Это как будто заставляет признать за несомненное, что книга Деяний отнюдь не есть незаконченная книга, но подобно как и Евангелие Луки – вполне законченное по намерению писателя, " слово» ( Деян.1:1 ). «Целых два года» – вероятно, до освобождения от уз, а не до мученической кончины своей, которая, по некоторым преданиям, последовала несколько после. «На своем иждевении» – εν ιδω μισθματι – предполагающем и наем помещения, и обеденное содержание. Так как теперь Павел, как узник, не имел возможности добывать себе содержание по-прежнему – собственным трудом ( Деян.20:34 ), то, очевидно, он пользовался усердием верных, не только туземных, но и других основанных им и любивших его обществ христианских (ср. Флп.4 и д. Флп.4:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И после того как ты придешь в тот город и проповедаешь в нем мое благовестие, выйди от них и снова войди в этот город и выведи мужей, находящихся в бездне». Тогда Андрей повернул и во­шел в город, говоря: «Благословляю тебя, Господи мой Иисусе Христе, Который хочет спасти всякую душу 44 , за то, что Ты не попустил мне уйти из этого города с моим гневом». И когда он вошел в город, увидев его, все обрадовались величайшей радос­тью. Провел он там семь дней, уча и укрепляя их в Господе Иисусе Христе. А по прошествии семи дней, когда Андрей ухо­дил, собрались к нему все, от юношей до старцев, и проводили его со словами: «Один Бог Андрея, один Господь Иисус Хрис­тос, Которому слава и держава вовеки». < Григорий Турский > Книга о чудесах блаженного апостола Андрея 45 Удалившись из этого места 46 , Андрей пришел в свою стра­ну 47 . И когда он прогуливался со своими учениками, обратился к нему один слепой: «Андрей, апостол Христов, я знаю, что ты можешь возвратить мне зрение, но не хочу получать его, пока не упрошу тебя приказать тем, кто с тобою, собрать для меня деньги, на которые я купил бы достаточно одежды и пищи». Блаженный Андрей отвечает ему: «Я уверен, что не человека это голос, но дьявола, который не дает этому человеку получить зрение». И, обратившись, коснулся его глаз, и тот сразу же уви­дел свет и прославил Бога. А поскольку на нем было дешевое и грубое платье, то апостол сказал: «Снимите с него ветхие одеж­ды и дайте ему новое платье» 48 . И таким вот образом, получив одежду, он с благодарностью вернулся к себе домой. Некий юноша-христианин, по имени Сострат, тайком при­шел к блаженному Андрею со словами: «Моя мать соблазнилась красотою моего лица и непрерывно преследует меня, дабы я сожительствовал с ней. Я бежал этого, осуждая как нечестие. Она же, движимая гневом, пришла к проконсулу, чтобы пере­ложить свою вину на меня 52 . И я знаю, что буду осужден, так как ничего на это не отвечу, ведь считаю, что лучше потерять жизнь, чем открыть грех матери. Теперь же я доверяю тебе это, дабы ты удостоил меня молитвы ко Господу о том, чтобы мне сохраниться невинным в настоящей жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же     Прот. Полотебнов а    1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1:3).     Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1:1—4, и 24, 49—52. Книга - в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово, по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19:11—13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1:1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т.е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1:3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из этих наставлений Господа иные сохранились для нас в Апостольских посланиях, а другие — в священном предании Святой Вселенской и Апостольской Церкви (Бес. на воскр. и празд. чт. из Апостола. Ч. I, стр. 1). О том же Прот. Полотебнова,   1-й ст. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Лук. 1,3). Первую книгу. Первые три стиха «Деяний» очевидно указывают на первую половину труда писателя — «Евангелие от Луки», см. Ев. Лук.1, 1-4, и 24, 49-52. Книга — в славянском тексте — слово, в греческом подлиннике «логос» (Λγος), в означении речи, учения, рассказа, повествования. У Евангелиста Иоанна Богослова Логос (о Λγος, — Слово) по особенному, бывшему ему, Божественному откровению — Апок.19,11-13 — употребляется как собственное имя Сына Божия, Иисуса Христа: св. Иоан.1 гл.,1 посл. Иоан.1, 1. Написал я к тебе: Этим напоминанием ап. Лука указывает на теснейшую связь книги «Деяний» с Евангелием. «Лука напоминает о Евангелии своем» еще «для того, чтобы указать на свое весьма тщательное отношение к делу, потому что и в начале того труда своего говорит: рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе и не как-нибудь, но так, как передали нам бывшие с самого начала очевидцами» (Блаж. Феофилакт), т. е. не из 70-ти учеников, каковым был сам Лука, а из 12-ти и собственно призванные с самого начала проповеди Иисуса Христа и самые первые провозвестники учения Его, каковы напр., Петр, Иаков, Иоанн, — апостолы, находившиеся при И. Христе во все время служения Его. — Лук. 1,3.2. Прямое соотношение предисловия второй части труда св. Евангелиста с первыми стихами Евангелия его дает мысль, что побуждением к написанию книги Деяний служило, между прочим, появление различных апокрифических или подложных частных записей, из которых впоследствии составились мало-помалу апокрифические «Деяния апостолов», равно как появление отдельных повествований подложноевангельского характера было, между прочим, поводом к написанию Евангелия от Луки — св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Изречение пророка приведено почти буквально по переводу LXX. Мысль изречения пророческого такова: небо и земля, вся вселенная исполнена Моим присутствием, составляет жилище Мое и покой Мой; потому никакой созданный человеком храм, как бы ни был он великолепен, не может быть исключительным местом присутствия и откровения Моего. Если Я сам Творец всего сущего, то Я не нуждаюсь в человеческой помощи, чтобы устроить место покоя Моего; весь мир есть место покоя Моего. Этим пророческим изречением Стефан разбивает заблуждение отживающего и умирающего иудейства, будто храм иерусалимский есть необходимое и единственное место истинного богопочтения, и, таким образом, обосновывает истинность того великого переворота, какой должно произвести христианство относительно места богопочтения. Это – тоже, что Христос некогда сказал самарянке: поверь Мне, что наступит время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин.4:21 ; Ин.4:23 ). Лжесвидетели обвиняли Стефана, будто он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие (храм) и переменит обычаи, заповеданные Моисеем относительно храмового богослужения ( Деян.6:14 ). Стефан словом пророческим указывает, в каком смысле и на каком основании он говорил о сем, и тем защищает себя от сего обвинения, указывая хотя не прямо, что этому храмовому культовому иудейскому богослужению может и должен быть положен конец; на пророческом слове опирает он божественное право на такое изменение положения дел с основанием царства Мессии. 51. Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. 52. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, которого предателями и убийцами сделались ныне вы; 53. Вы, которые приняли закон при служении Ангелов, и не сохранили. Собственно защитительная речь Стефана против обвинений, возведенных на него перед синедрионом, и веденная им исторически, кончена, и Стефан вдруг изменяет тон защищающегося на тон обвиняющего своих неправедных судей, тон спокойного обозрения истории – на тон грозного и беспощадного изобличения современного иудейства в лице его представителей: членов синедриона, теперешних судей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нет ничего тяжелее греха (на Пс. 124). Грех — это проказа (Беседа 25 на евангелиста Матфея, гл.7). Грех — это тяжкое расслабление (Беседа 67 на евангелиста Матфея, гл. 21). Греху служить — претяжко и пренесносно (Беседа 54 на евангелиста Иоанна, гл. 8). Лучше нагому ходить, чем обремененно­му грехами (Беседа 5 на евангелиста Иоанна, гл. 1). Нет ничего более скверного и нечистого, как то, что от греха (Беседа 52 на евангелиста Иоанна, гл. 7). Грех злее демона (Беседа 41 на Деяния апостольские, гл. 9). Грех — корень смерти (Беседа 10 на Послание к коринфянам, гл. 5). Грех есть демон самопроизвольный и безумие добровольное (Беседа 28 на Послание к римлянам, гл. 15). Рассуждение о грехе Что такое грех и какое это великое зло, святой Златоуст учит. Здесь приводятся причины, почему грех — великое зло. Первая. Всяким грехом оскорбляется величество Божие. Вторая. Человек, когда грешит, более почитает страсть и похоть свою, чем закон Божий, и потому Самого бесконечного, преблагого, праведного и вечного Бога прогневляет: как это тяжко, всякий может видеть. Третья. Ради истребления греха Сын Божий пришел в мир и такие страшные страсти и смерть поносную претерпел. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3:8). Четвертая. Грех отлучает человека от Бога и лишает его благодати Божией. К такому человеку Бог говорит: «Вот оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Пятая. Душа, лишившаяся Бога и Его благодати, умирает, согласно Писанию: «душа согрешающая... умрет» (Иез. 18:4). Ибо как умирает тело, когда душа его оставляет, так умирает душа, когда ее Бог оставляет. Горе же душе, лишившейся Бога, ибо обладаема бывает дьяволом и потому подвергается всякому злополучию. Шестая. По содеянии греха непрестанно мучает грешника совесть, что всякой беды тяжелее; страх некий внутренний бывает, как с Каином случилось. Седьмая. За грех бывают временные наказания: голод, пожары, войны, болезни, землетрясения и прочее. «Смерть, убийство, ссора, меч, бедствия, голод, сокрушение и удары, — все это для — беззаконных создан о» (Сир. 40:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

214 ibid., col. 1019–1020 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 47 и сл. 215 Вот это правило: Аще некоторым из принадлежащих к миру в каждом граде или селе Несторием и его сообщниками возбранено священство за православное мудрствование: таковым дали мы право восприяти свою степень. Вообще повелеваем, чтобы единомудрствующие с православным и вселенским собором члены клира отнюдь никаким образом не были подчинены отступившим или отступающим от православия епископам. 216 G. D. Mansi, t. XII, col. 1027–1028–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 51. 217 ibid., 1029–1030–B. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 52. 219 G. D. Mansi, t. XII, col. 1039–E sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 57 и сл. 220 G. D. Mansi, t. XII, col. 1051–1052 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 57 и сл. 221 G. D. Mansi, ibid., col. 1113–1114–А: В подлиннике πρ τεσσρων καλανδν κτοβρων=2-е сентября, в переводе Анастасия: tertio calendas Octobris=29 сентября. В древнем латинском издании актов еще иначе; sub sexto calendas octobris. G. D. Mansi, t. XIII, col. 548–B. Какая дата вернее, решить трудно, cnf. Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 463. 223 G. D. Mansi, t. XIII, col. 454–Е: диакон Епифаний в похвальной речи: το παρντος μν συλλγου ξαρχος, cnf. Mansi t. XII, col. 999–D: сам Тарасий называет себя προκαϑεζμενος собора и пр., cnf. Joseph Hergenröther. «Photius Patriarch von Constantinopel...» Bd. 1, S. 249, Karl Joseph von Hefele, a. a. O. S. 459 и др. 224 G. D. Mansi, t. XII, col. 1038–B: χμεϑα τν προκειμνων, cnf. t. XIII, col. 63–64–A: cnf. t XII, col. 1053–1054–D и др. 225 G. D. Mansi, t. XIII, col. 157–158–E... ς δειχϑσεται ν τ ναγνσει τν προκειμνων ββλων.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

230 . Высочайшее послание Валентиниана и Маркиана к Анатолию, еп. Константинопольскому. С. 49–50 115 . [Т. 2. C. 50–51.] Marciani imp. et Valentiani III Epistula ad (Leonem episc. Romae et) Anatolium episc. Constantinopolis (CPG 8982t)//PL 56, 527–528 (только лат. перевод). ACO II, 1, 1. P. 27–28 13). Mansi VI, 553. 5000/3. Haenel 1857. P. 251. 231 . Высочайшее послание, отправленное к собору в Никею имп. Валентинианом и Маркианом. С. 50. [Т. 2. C. 51.] Marciani et Valentiani Epistula ad concilium Nicaeae congregatum (CPG 8996)//ACO II, 3, 1. P. 20–21 32). Mansi VI, 553–554. 232 . Список с высочайшего послания благочестивейшей и христианнейшей имп. Пульхерии к военачальнику Вифинии…, чтобы он позаботился о благочинии Собора, прежде нежели заблагорассудили перенести его из Никеи в Халкидон. С. 50–51. [Т. 2. C. 51–52.] Pulcheriae augustae Epistula ad Strategium consularem Bithyniae (CPG 8997t)//ACO II, 1, 1. P. 29 15). Mansi VI, 556. 5000/3. 233 . Послание блаженнейшего Льва, архиеп. Римского, к св. Собору. С. 51–52. [Т. 2. C. 52–53.] Leonis Epistula ad concilium Chalcedonense (synodum Nicaeae constitutam) (CPG 8993; ср. CPG 9020, CPL 1656 [ep. 93])//PL 54, 935–939. ACO II, 4. P. 51–53 52). Греч. перевод: ACO II, 1, 3. P. 85 6, incipit); II, 1, 1. P. 31–32 17). Mansi VI, 555 (incipit), 131–135; VII, 456 (incipit). 5000/3. Jaffe 473. 234 . Список со второго высочайшего послания к тому же св. Собору, который составился в Никее, чтобы он перешел в Халкидон. С. 52–53. [Т. 2. C. 53–54.] Marciani et Valentiani Epistula ad concilium Nicaeae Chalcedonem transferendum (CPG 8998t)//ACO II, 1, 1. P. 28–29 14). Mansi VI, 557. 5000/3. Haenel 1857. P. 251–252. 235 . Список с третьего императорского послания, отправленного к св. собору в Никею … о том, чтобы этот собор без замедления перешел в Халкидон. С. 53. [Т. 2. C. 54–55.] Marciani et Valentiani Epistula ad idem concilium (CPG 8999t)//ACO II, 1, 1. P. 30 16). Mansi VI, 560–561. 5000/3. Haenel 1857. P. 252. IV-2: [ДЕЯНИЯ СОБОРА]

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010