1992. P. 46). К. А. знал и цитировал «Дидахе» и соч. «Пастырь» (CPG, N 1052) Ермы; он признавал описанные Ермой видения божественным откровением ( Clem. Alex. Strom. I 29. 181. 1; II 1. 3. 5; VI 15. 131. 2-3; подробнее см.: Batovici. 2013). Апокрифические деяния апостолов и писания мужей апостольских К. А. в большинстве случаев цитировал как Свящ. Писание, иногда прямо вводя отрывки из них формулой: «Писание говорит...», и т. п.; т. о., можно заключить, что они обладали для него авторитетом, равным авторитету основных книг НЗ (подробнее см.: Ruwet. 1948. P. 391-405). Однако число цитат из апокрифов по сравнению с числом цитат из канонических книг НЗ у К. А. ничтожно мало, вследствие чего говорить об определяющем влиянии содержания апокрифических книг на мировоззрение и учение К. А. невозможно; речь может идти лишь о заимствовании отдельных идей ( Brooks. 1992. P. 47-48). Отсутствие у К. А. характерного для мн. последующих церковных писателей внимательного отношения к вопросу о каноне НЗ (см. в ст. Канон библейский ) во многом объясняется присущей ему уверенностью в том, что даже текст, происхождение к-рого не вполне ясно, может рассматриваться как часть Свящ. Писания, если он понимается в соответствии с «церковным каноном», т. е. с общими принципами интерпретации священных текстов, предполагающими толкование не вполне ясных текстов в свете др. текстов, определенное понимание к-рых уже закрепилось в церковном Предании. Выделяя Свящ. Писание как наиболее авторитетный источник истинного знания, К. А. подчеркивал божественное происхождение, богодухновенность и спасительность Писания; по его словам, «Бог руководит нами через богодухновенные Писания (κατ τς θεοπνεστους γραφς)» ( Clem. Alex. Strom. VII 16. 101. 5), высшее назначение к-рых состоит в том, чтобы делать человека «святым и божественным» (εροποιοντα κα θεοποιοντα - Protrept. 9. 87. 2). Для указания на Бога, открывающего Себя людям в Свящ. Писании, К. А. употреблял в разных контекстах различные имена Божии: Бог, Господь, Логос, Св.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Признавая, что в отдельных случаях даже при таком всенародном избрании церковными служителями могут стать лица, недостойные этого звания, К. считал, что для исправления такой ситуации допускается вынесение спорного вопроса об избрании на суд других общин или же на суд светской власти ( Idem. Sec. Repl. I. P. 147; ср.: Pearson. 1925. P. 96). Высшей судебной инстанцией является общий синод всех церковных общин; если же и он не может вынести решение, допускается апелляция к королевской власти, призванной наблюдать за церковным порядком в качестве высшего арбитра ( Cartwright. Repl. P. 33). Поскольку все пресвитеры одинаково избраны народом и несут одинаковое служение в равных по статусу христ. общинах, они во всех отношениях полностью равны между собой. Лишь во время общих совещаний и собраний (синодов) один из пресвитеров с согласия остальных может исполнять обязанности «председателя» (president), «управителя» (governor) или «модератора» (moderator), однако это не дает ему никакой дополнительной власти и является лишь временной служебной обязанностью: «После того как необходимые действия будут проведены и собрание распущено, он должен возвратиться на свое прежнее место и пребывать в равном положении с остальными церковными служителями» (Ibid. P. 85). Для обоснования законности такого порядка К. ссылался на кн. Деяния святых Апостолов (ср.: Деян 1. 15; 2. 14; 15. 4-29), отмечая, что при общих собраниях апостолов один из них выполнял функцию председательствующего, иногда высказывая нечто от лица всех апостолов, однако при этом он не считал себя на этом основании наделенным большей властью по сравнению с другими апостолами. По убеждению К., именно от апостольского обычая иметь на каждом собрании председателя, организующего обсуждение необходимых вопросов, в действительности ведет свое происхождение институт епископства, в рамках к-рого временные обязанности неправомерно были сделаны постоянными и незаконно расширены ( Cartwright. Repl. P. 85). Рассуждая об обязанностях церковных старейшин (elders), К.

http://pravenc.ru/text/1681191.html

События, о которых повествуется в книгах Паралипоменон, относятся к истории сначала всего еврейского народа, особенно при Давиде и Соломоне, а потом к той части его, которую составляло иудейское царство. Содержание разделяется на четыре части: 1Пар. 1 – 9 ; 1Пар. 10 – 29 ; 2Пар. 1 – 9 ; 2Пар. 10 – 36 . В первой части (l Пар 1 – 9) приводятся генеалогические таблицы израильтян, начиная с Адама – родоначальника всего человечества, до Давида; во второй части ( 1Пар. 10 – 29 ) излагается история царствования Давида (от смерти Саула до вступления на престол Соломона); в третьей части ( 2Пар. 1 – 9 ) описывается история царствования Соломона и в четвертой части ( 2Пар. 10 – 36 ) история преемников Соломона и царства иудейского до возвращения иудеев из плена вавилонского, по указу Кира от 538 г. до Р. Х. А. 1Пар 1 – 9 . В генеалогиях израильского народа приводятся имена главнейших потомков двенадцати колен израилевых, но особенно подробно излагается родословие трех колен: колена Иудина до Давида и после него (всех царей иудейского царства) и колен Левиина и Вениаминова. Эти генеалогии являются своего рода вехами, которые соединяют воедино всю предшествующую библейскую историю от Адама до Давида. Б. 1Пар. 10 – 29 . История царствования Давида начинается с повествования о последних днях жизни Саула и его погребении (l Пар. 10; ср. 1Цар. 31 ); опускаются печальная история гонений Саула на Давида (описанная в 1 Цар.) и семилетнее царствование Давида над одним коленом Иудиным в Хевроне (изложенное во 2Цар. 1 – 4 ). Писатель повествование о Давиде начинает рассказом об избрании и помазании его в царя над всем Израилем и восхвалением его знаменитых друзей и сподвижников (глл. 11 – 12). Списывая далее деяния Давида как царя всего Израиля, писатель останавливает свое внимание преимущественно на тех из них, которые имеют отношение к общественному богослужению. Первым таким деянием Давида было перенесение Ковчега Завета из Кириафиарима на Сион (глл. 13 – 15); далее приводится псалом, составленный Давидом по этому поводу (гл. 16), затем следуют рассказы о запрещении Давиду, как мужу крови, строить Храм Богу (17 гл.), о войнах Давида с аммонитянами, филистимлянами и другими народами (глл. 18 – 20); при этом история грехопадения Давида с Вирсавией опускается, а следующий рассказ повествует об исчислении народа (21 гл.). Писатель останавливается на казни, постигшей за это горделивое деяние Давида. Это событие послужило поводом к завещанию Давида Соломону о построении храма и обратило к этому все его мысли и заботы. Изображая Давида инициатором построения будущего храма и организатором храмового богослужения, автор подробно описывает приготовления Давида к построению храма: заготовление материалов, организацию служения священников и левитов. Подробная речь об этом занимает последние семь глав 1 книги Паралипоменон (22 – 29). Повествование о Давиде заканчивается сказанием о его смерти и воцарении Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istoric...

Песнь первая. Христос - Агнец Божий На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и вознесу Его, славно бо прославися. Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бога отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. (Исх. 15, 1-2) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Агнче Божий, вземляй грехи всех, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Агнец Божий, взявший грехи всех, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. (Ин. 1, 29) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. К Тебе припадаю, Иисусе, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не вниди со мною в суд, нося моя деяния, словеса изыскуя и исправляя стремления. Но в щедротах Твоих презирая моя лютая, спаси мя, Всесильне. Не входи со мною в суд, взвешивая мои дела, исследуя слова и обличая стремления, но по Твоим щедротам презирая мои злодеяния, спаси меня, Всесильный. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Покаяния время, прихожду Ти, Создателю моему: возми бремя от мене тяжкое греховное и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Время покаяния: к Тебе прихожу, моему Создателю, сними с меня тяжкое бремя греховное и, как Милосердный, даруй мне слезы умиления. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Богатство душевное иждив грехом, пуст есмь добродетелей благочестивых, гладствуя же зову: милости подателю Господи, спаси мя. Расточив в грехе духовное богатство, я чужд святых добродетелей, но, испытывая голод, взываю: Источник милости, Господи , спаси меня. Припев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Приклоньшися Христовым Божественным законом, к Сему приступила еси, сладостей неудержимая стремления оставивши, и всякую добродетель всеблагоговейно, яко едину, исправила еси.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

15), «горячка» (в греч. тексте Деян 28. 8 стоит во мн. числе πυρετος) и проч. Особенно интересны параллели с сочинениями греч. медика Диоскорида Педиана из Тарса. Однако Г. Кэдбери поставил под сомнение выводы Хобарта ( Cadbury. 1920, 1926), поскольку, по его мнению, для эпохи античности вообще сложно говорить о существовании медицинской терминологии как таковой и все предполагаемые термины в равной мере употребляли не только профессиональные врачи, но и просто образованные люди при рассказе о болезнях (в частности, Кэдбери ссылается на Иосифа Флавия, про к-рого точно известно, что он не был знаком с медицинской наукой). До кон. XX в. большинство ученых принимали выводы Кэдбери. Однако в ряде совр. работ было показано, что медицинское образование евангелиста и дееписателя проявляется не в лексике, а в том, как именно он описывает симптомы, течение и продолжительность болезней (Лк 9. 39; Деян 13. 11; 14. 8), методы и время исцеления (Деян 3. 7 (особенно сл. παραχρμα - вдруг); Деян 9. 18; 14. 10) ( Weissenrieder. 2003). Единство с Евангелием от Луки К 140 г. Евангелие от Луки и Д. с. а. были известны как 2 отдельных сочинения, поскольку Маркион включил в свой канон только Евангелие. За исключением предания о едином авторстве и объединяющих оба произведения прологов, никаких внешних свидетельств в пользу изначально более тесного единства этих произведений нет. В наст. время не известно ни одной рукописи, где Евангелие от Луки и Д. с. а. были бы помещены друг за другом (известен папирус, в котором Д. с. а. соседствуют с Евангелием от Матфея,- ¸ 53, III в.). По мнению папирологов, объем текста обоих произведений настолько велик, что предполагает изначальное использование 2 разных свитков папируса (ср. деление книг на тома в античной лит-ре - Diodor. Sic. Bibliotheca. 1. 29. 6; 1. 41. 10; Ios. Flav. Contr. Ap. 1. 35. 320; правда, ранний переход христ. авторов к использованию кодексов делает данный аргумент менее весомым). В церковной традиции, как на Западе, так и на Востоке, Евангелие от луки и Д.

http://pravenc.ru/text/171799.html

Предложив заповедь о любви к ближнему, апостол обращается с сугубым увещанием ко всем возрастам не любить мира и ничего мирского (12–17). Опасность нынешнего времени состоит в том, что появились антихристы, которых можно узнать по тому, что они отвергают Сына Божия (10–23). Лучшее средство уберечься от обольщения этих лжеучителей – твердо стоять в учении, которое христиане приняли от начала (24–28). О различи между чадами Божиими и чадами Диавола (1Ин.2:29–4:6) Указав верующим опасность со стороны лжеучителей, апостол побуждает их воздерживаться от грехов, потому что они рождены от Бога праведного, а детям свойственно стремиться быть подобными отцу ( 1Ин.2:29; 3,1–3 ). Грех, как преступление закона Божия, удаляет человека от Бога. Иисус Христос, безгрешный, Своим явлением уничтожил грех , и все люди, имеющие общение с Ним, уже не грешили, а те, которые грешат, уже не дети Божии, а дети Диавола (4–9). Еще дети Божии и дети Диавола различаются тем, что одни любят ближних своих, другие – ненавидят. Так, Каин убил брата своего по ненависти к нему за то, что тот был добр; так за то же и мир не любит христиан (10–13). Но христиане любят ближних, следуя примеру Христа, пострадавшего за других (14–17). Впрочем, они должны любить не на словах только, но и на деле, чтобы и сердце не осуждало их. Тогда они с уверенностью могут просить всего от Бога, как исполнившие заповедь Его и пребывающие в общении с Ним (18–24). Общение с Богом узнается по духу, который верующие получают от Него; но при этом нужно различать духов Божиих от духов ложных. Их легко узнать по тому, исповедуют ли они воплощение Сына Божия, или отвергают, и затем слушают ли апостолов, проповедников истины воплощения, или отвергают ( 1Ин.4:1–6 ). Увещание к взаимной любви (1Ин.4:7–5:5) Ряд увещаний своих ко взаимной любви апостол заключает указанием на то, что Сам Бог есть любовь. По любви к нам Он послал Сына Своего на землю ( 1Ин.4:7–10 ). Поэтому и люди должны любить друг друга и исповедовать, что Иисус есть Сын Божий, чтобы Бог мог пребывать в них (11–15). Таким образом, любовь к ближним соединяет людей с Богом, дает им дерзновение в день суда и прогоняет всякий страх (16–18). Эта же любовь к ближним служит доказательством и любви к Богу; она заповедана Самим Богом (19–21); да и естественно любящим отца любить детей, как естественно из любви к Отцу исполнять Его заповеди и побеждать мир верою во Иисуса Христа Сына Божия, победителя мира ( 1Ин.5:1–5 ). Свидетельство о Христе – Сыне Божием (1Ин.5:6–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

2) Поместных соборов правила не имеют той силы и твердости, чтобы все оные принимать без рассмотрения и с полным к ним доверием; ибо 6-й вселенский собор в 16-м правиле охулил и отринул 15-е правило Неокесарийского собора; а в толковании сего 16-го правила сказано: „не добре разумеша того собора (т. е. Неокесарийского) отцы еже в книгах деяний апостольских о седми диакон лежащего словесе»; 3-е правило Карфагенского собора в кормчей (1-й ч. на л. 118) в толковании названо мятежным и соблазнительным; 41-е правило того же собора отринуто 29-м правилом 6-го вселенского собора (в толковании на л. 186); так как есть и другие поместных соборов правила и деяния не правые и не заслуживающие уважения. А в евангелии от Луки гл. XVI ст. 10. Спаситель наш сказал: „неправедный вмале, и во мнозе неправеден есть». 3) Если бы и уважить распространительное о сродстве постановление, сделанное под начальством Сисиния, то, со всем тем, и самая новость (ибо в нем между прочим сказано – „отныне повелеваем этому»), кольми паче излишняя строгость не дает ему силы непременного законоположения, по тому более, что в сем виде неправо взяло бы оно преимущество пред другими древнейшими и общими церковными законоположениями, в коих о запрещении, кольми паче о расторжении браков, состоявшихся в 5 и 6-й степенях, ни словом не упомянуто; а о браке в 7-й степени и сам Сисиний, вопреки своему начальному слову о восьми степенях сродства для брака дозволительных, сказал, что в 7-й степени брачиться запрещается, но вступившие в таковой брак не расторгаются, а тем самым даже и сам он, Сисиний, отступил от собственного своего положения, видимо, действуя одним своим произволением; сверх того, он и не основал своего положения ни на каком гласном и всеми принятом церковном законе. 4) Св. синод, оставляя некоторые браки, в 6-й степени родства повенчанные, не расторженными, справедливо полагал в утверждение того ту причину, что на расторжение их нет предписания в соборных правилах, как-то и действительно справедливо и из вышеписанных обстоятельств явствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

13 (25) марта 1896. Среда Кончили перевод книги Деяний св. Апостолов, — и этим до Пасхи завершили дело; Накаи проверит переписанное, чтобы в Пасхальную ночь... читать Деяния по новому переводу. 15 (27) марта 1896. Пятница Дал Тимофею Саки для перевода 1-й том творений св. Ефрема Сирина. Благослови, Боже, переводить сего св. отца! 16 (28) марта 1896. Лазарева Суббота День в обычных занятиях... с 6 час., Всенощная, на которой, как всегда, было много молящихся. Особенность ныне та, что христиане, по незнанию ли или по нетерпению, зажгли свои свечи к своим вербам гораздо раньше освящения воды; сначала на мужской половине, потом и на женской свет разлился еще до чтения Евангелия. Думал обернуться и сказать «еще рано, зага-сите», — загасили бы, но зачем? И самому так радостно было — осажденному светом! После Всенощной слушал причастные молитвы вместе с завтрашними причастниками; по левую руку позади меня кто-то псе время сдавленно плакал; значит, есть и между японскими христианами глубоко кающиеся. 17 (29) марта 1896. Вербное Воскресенье Была Ж6Н8. врача Пантел. Иванно, сына Анны, начальницы нашей Женской школы; привезла из Оосака (где муж — главный врач городского госпиталя) сына Иону в одну из здешних гимназий. Как уроженка Оосака, долго потом жившая в Кёото, она отлично знает оба эти города и в болтовне, на которую великая мастерица, преумно охарактеризовала их. Кёото — это город, бывший столетия под гнётом сёгунской власти: и Император, и народ привыкли к смиренной, униженной жизни, поэтому народ — трудовой, не знающий и не любящий роскоши; там на лавках торгуют женщины, чего в Оосака нет; вообще женщины стоят на одном уровне с мужчинами; труд равняет их; при этом, так как влияние буддизма было многовековое и во время Сёгуната оно не было преследуемо, то народ привык и привержен к буддизму, вообще же, постоянен в своих навыках и привязанностях. Трудно там ныне приобрести христиан, но если они будут приобретены, то будут уже прочные, неизменные христиане, не то что в Оосака, где народ непостоянен. Народ в Оосака вообще живет подвижнее, восприимчивее и изменчивее. Отчего? Да там в самих обстоятельствах жизни много элементов, воспитывающих сии качества. Сегодня — богач, завтра — бедняк, но с надеждой послезавтра разбогатеть. Человек приходит в Оосака ни с чем, только с руками, и он не помрет с голоду — тотчас же найдет работу для своих рук, — а в Кёото он может и помереть; там труд вековой и продолжающийся в одном семействе или в известном составе лиц, к которым разом присоединиться нельзя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2436...

Разумеется, подобные инструкции и действия не имеют под собой никакого библейского основания. Отмечают это и эксперты. Так, в заключение Экспертизы 1 говорится: «Право человека на жизнь нарушается вводимыми Свидетелями Иеговы ограничениями на виды допустимой медицинской помощи, в частности, запретом на переливание крови. Этот запрет внедряется через упомянутое выше манипулирование Священным Писанием. В проанализированных текстах встречается требование «никакой крови». Обращение к первоисточнику показывает, что там имеются подобные слова. Однако там их смысл совершенно иной: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от . идоложертвенного и крови , и удавленины, и блуда, и не делать другим то, чего себе не хотите. Соблюдая cue, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деяния святых Апостолов, 15: 28,29). В этом фрагменте слова «воздерживаться от ... крови являются контекстуально связанными со словом «идоложертвенное» и имеют следующий смысл: не следует совершать ритуалы, где принесение жертвы сопровождается кровью. В тексте оригинала нет того смысла, который придаётся им в текстах «Свидетелей Иеговы» – отказа от переливания крови. Не затрагивая здесь софистический характер доктринальной аргументации такого запрета, основанной на извлечении библейских цитат из контекста и произвольного приписывания им смысла, которого они никогда не имели в первоисточнике, отметим, что ни в одной из мировых религий вообще не содержаться предписания, выполнение которого может нанести ущерб жизни и здоровью человека. В данном же случае мы имеем дело с внедрением в сознание верующих догмы, которая при определенных обстоятельствах может оказаться самоубийственной в буквальном смысле этого слова. В материалах дела есть описания таких случаев, закончившихся летальным исходом. Таким образом, как в печатных материалах, так и в отраженной материалами дела практике Свидетелей Иеговы заметное место занимает склонение к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии» В заключении по данному вопросу эксперты указывают, что «в литературе и документах Свидетелей Иеговы содержатся признаки посягательства на такие права и свободы граждан, как право на жизнь и медицинское обслуживание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/plata-za...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему в Евангелиях противоречия в рассказе о Рождестве? Вопрос читателя: Интересная статья о расхождениях в Евангелиях. Но не коснулись расхождения в описании Рождения Иисуса у Матфея и Луки. На мой взгляд, эти описания взаимоисключающие. По Матфею, Иисус родился в Вифлееме, ничего не говорится о вертепе, о пастухах. Когда пришли волхвы, семейство было в доме. Ничего не говорится о посещении Иерусалима, а после посещения волхвов — сразу бегство в Египет и после возвращения Иосиф поселяется в Назарете. Не вписывается сюда посещение храма в Иерусалиме, сретение… 30.12.2022 Загадки Евангелия от Луки Евангелие от Луки — самое длинное из четырех, а ведь этот апостол даже не входил в круг двенадцати ближайших учеников Христа! Откуда же он узнал о тех событиях, которые описывает? И как быть с теми событиями, о которых упоминает один только Лука, вроде покаяния разбойника, распятого рядом со Спасителем? Можно ли доверять этим рассказам в полной мере? 31.10.2023 Кто ближний? «А кто мой ближний?», спрашивает законник Христа. Здесь явно слышится азартное предвкушение долгих словесных хитросплетений. Но вместо этого звучит так хорошо знакомая нам притча о милосердном самарянине, читаемая сегодня на воскресной литургии. 29.11.2015 Дела субботние. Избрание апостолов. Нагорная проповедь (Лк 6) Конечно, нельзя дать простого и окончательного ответа на вопрос, почему Христос так деятельно творил чудеса в субботу. Может быть, потому что не мог видеть страдающего человека и не помочь ему; может быть и потому, что желал объяснить, что человек важнее субботы 09.01.2013 Знаки будущего (Лк 4:16-44) Когда говорится, что Евангелие от Луки — самое совершенное в литературном отношении, имеются в виду не пышные эпитеты и не богатые сравнения, которых нет (многие ведь именно так понимают литературное совершенство), но умело выстроенное повествование. И тем больше здесь заслуга автора, что повествование документальное и последовательность изложения строго следует реальному течению событий. Евангелист Лука, ведомый Духом, служит Богу всеми дарами, что у него есть… 26.12.2012 Евангелие от Луки: начало (Лк 1 - 4:15) Третье Евангелие принадлежит тому же автору, что и Деяния. Лука, «врач возлюбленный», Апостол от 70, встретивший воскресшего Христа на пути в Эммаус, был человеком образованным, хорошо знакомым с греческой письменной культурой, и адресовал он свое благовестие людям примерно того же круга (считается, что Матфей адресовался главным образом к набожным иудеям, Марк — к молодежи). И литературное совершенство третьего Евангелия не может не бросаться в глаза 19.12.2012 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tag/evangelie-ot-luki

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010