2) „Приточники“. О ней упоминает также Моисей и также в книге Чисел ( Чис.21:27 ), только в доказательство того, что Есевон был город царя Амморейского Сигона. 3) „ Книга праведного“. О ней упоминают два писателя: Иисус Навин и писатель второй книги Царств. Первый упоминает в доказательство общеизвестности совершившегося во время одной из войн чуда солнцестояния, а второй – для указания источника, откуда заимствовал Давид печальные песни, воспетые по поводу смерти Саула и Ионафана ( Нав.10:13 . 2Цар.1:18 ). 4) „Записи Самуила провидца, записи Нафана Пророка и записи Гада Прозорливца“. По свидетельству писателя 1-ой книги Паралипоменон, в них описаны дела царя Давида и события, совершившиеся во время его царствования у евреев и других народов ( 1Пар.29:29–30 ). 5) „Книга дел Соломоновых“. Она содержала, по свидетельству писателя третьей книги Царств, события, совершившиеся во время царствования Соломона и все дела его мудрости ( 3Цар.11:41 ). 6) „Записи Нафана Пророка, Пророчество Ахии Силомлянина“. В них также описаны деяния Соломона первые и последние ( 2Пар.9:29 ). 7) „Записи Самея Пророка и Адды Прозорливца“, где описаны деяния царя Ровоама ( 2Пар.12:15 ). „Записи Ииуя, сына Ананиева“, где описаны деяния царя Иосафата ( 2Пар.20:34 ) и „Записи Исаии, сына Амосова“, где описаны деяния царей Озии ( 2Пар.26:22 ) и Езекии ( 2Пар.32:32 ). 8) „Книга Словес царей Израилевых“ ( 3Цар.14:19, 15:31 . 4Цар.1:18, 10:34 ) и „Книга Словес Царей Иудиных“ ( 3Цар.14:29, 15:7 . 4Цар.8:23 ). Это были, как нужно полагать, те летописи, которые образовали собою, упоминаемую книгой Паралипоменон, книгу царей Иудиных и Израилевых ( 2Пар.25:26 ) или, что то же, последние две наши книги Царств. 9) „Сочинение Соломона о предметах природы“. Писатель 3-ей книги Царств свидетельствует, что Соломон, помимо притчей и песней, говорил еще „о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах“ ( 3Цар.4:33 ). Ни одно, к сожалению, из упомянутых в священных книгах сочинений не дошло до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего. 29 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами. 29 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев. 29 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду. 29 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28,7. 29 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность. 29:11–12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества». 29 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца ( Мф. 15,8.9 ; Мк. 7,6 ; 1Кор. 1,19 ; Кол. 2,22 ). изучение заповедей человеческих. См. Кол. 2,6–23 . 29 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29,15–24; 30,1–7; 31,1–3). 29:15–16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28–33 (28,1;29,1.15;30,1;31,1;33,1). 29 горшечника... глину. Ср. Иер. 18,6 . 29 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь. сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога. лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа. 29 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством ( Мф. 11,5 ). глухие. Духовно глухие. глаза слепых. Слепые духовно. 29 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Господь обещает Давиду утвердить его престол навеки (7,1–29) В. Деяния Давида-царя (8,1 10,19) 1 . Выдающиеся победы Давида и его военачальников (8,1–18) 2 . Милость Давида к Мемфивосфею (9,1–13) 3 . Отказ царя Аннона от милости Давида и война между Израилем и аммонитянами (10,1–19) III. Грехи Давида и их последствия (11,1 20,26) А. Грехи Давида и его последующее примирение с Богом (11,1 12,31) 1 . Вирсавия и Урия (11,1–27) 2 . Давид приносит покаяние, но не избегает наказания (12,1–31) Б. Грехи сыновей Давида, за которыми не следует полного примирения ни с Богом, ни с отцом (13,1 14,33) 1 . Амнон блудодействует, Авессалом совершает братоубийство (13,1–39) 2 . Авессалом возвращается в Иерусалим, но полного его примирения с Давидом не происходит (14,1–33) В. Авессалом восстает против отца и погибает (15,1 18,33) 1 . Авессалом восстает против Давида, и тот бежит из Иерусалима (15,1–37) 2 . Семей порочит Давида (16,1–23) 3 . Хусий навязывает Авессалому свой военный план (17,1–29) 4 . Иоав убивает Авессалома; Давид оплакивает сына (18,1–33) Г. Бог восстанавливает царство Давида (19,1 20,26) 1 . Давид возвращается в Иерусалим (19,1–43) 2 . Попытка Савея отделиться (20,1–26) IV. События второй половины царствования Давида (21,1 24,25) А. Голод, поразивший Израиль за грех Саула, прошел (21,1–14) Б. Люди, способствовавшие успеху Давида (21,15–22) В. Благодарственная песнь Давида (22,1–51) Г. «Последние слова» Давида (23,1–7) Д. И снова о тех, кто способствовал успеху Давида (23,8–39) Е. Поветрие, поразившее Израиль за грех Давида, прекращается (24,1–25) Глава 1 1 По смерти Саула. См. 1Цар. 31,4–6 . в Секелаге. См. 1Цар. 30,1 . 1 одежда на нем разодрана и прах на голове его. Проявление скорби из-за сокрушительного поражения Израиля от филистимлян ( 1Цар. 31,1 ). 1 колесницы же и всадники настигали его. На колесницах часто помещались лучники, стрелявшие на ходу (ср. 1Цар. 31,3 ). 1 подойди ко мне и убей меня. Если соотнести рассказ амаликитянина с описанием смерти Саула в 1Цар. 31 , то необходимо предположить, что попытка самоубийства не вполне удалась Саулу и кто-то должен был добить раненого царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (1–9). Павел в Кесарии и пророчество о его узах в Иерусалиме (10–14). Дальнейшее путешествие до Иерусалима (15–16). Последнее пребывание Павла в Иерусалиме: возмущение против него иудеев и его узы (17–40). Глава 22. Речь Павла к народу (1–21); крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его (22–29). Павел перед собранием синедриона (30). Глава 23. Ап. Павел пред синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла и открытие его (12–22). Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу (23–35). Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса: обвинение его иудеями (1–9) и защитительная речь его (10–21). Отсрочка решения (22–23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24–27). Глава 25. Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на ап. Павла (1–6). Павел на суде перед Фестом (7–12). Агриппа II и Вереника в Кесарии, предложение им дела Павлова и желание их слушать апостола (13–27). Глава 26. Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павловом (30–32). Глава 27. Путешествие ап. Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1–5); от Мир до Крита и близ Крита (6–13); от Крита до Мальты (14–44). Глава 28. Путешествие ап. Павла в Рим (окончание): от Мальты до Рима (1–14); прибытие в Рим (15–16); двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний апостольских (30–31). 1       В особенности H. Biblischer Commentar über die sämmtliche Schriften des Neuen Testaments; H. Historisch-kritischer Kommentar über das Neue Testament; J. Dogmatisch-homiletisches Bibelwerk; J. Снг. Die heilige Schrift Neuen Testaments (в тех частях издания, какие доселе вышли); Alb. Barnes Notes explicatives et pratiques (на некоторые книги Апостола, в переводе с английского на французский язык par Nap. Roussel). 5       Подробное ученое исследование обо всем этом на русском языке находится в книге «Введение в новозаветные книги священного писания», соч. Герике, пер. с немецкого. М. 1862. Вторая половина. Отделение третье: история канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Примечания 212. Вот ета вторая половина в русском переводе с греческого (Аф. Синт., II,286-7): " Анатолий, благочестивейший архиепископ Константинополя " сказал: " эти, называемые низведенными с епископского достоинста на степень пресвитера, если осуждаются по каким-либо благословным причинам, не могут быть по закону достойны и пресвитерский чести; если же они низведены на низшую степень без какой-либо благословной причины, то, когда окажутся невиновными, опять получают справедливо епископское достоинство и священство " . 213. У Беверегия (. Sive Pandectae, 1,147) оно гласит так же, как и в Аф. Синтагме; в издании же Pimra (упом. соч., 1,533), после приведенных там 28 правил, следует это как 29-е, под заглавием: Ех ejusdam sancti concilii actione de Photio episcopo Tyri et Eustathio episcopo Beryti. 214. Деяния всел. соб., IV,90-91. Harduini, II,443. 215. Деяния всел. соб., IV,90. Правило 30. Поелику благоговейнейшие епископы египетские отложили, в настоящее время, подписати послание святейшего архиепископа Льва, не аки бы противяся кафолической вере, но представляя существующий в египетской области обычай, ничего такового не делати без соизволения и определения своего архиепископа, и просят отсрочити им до поставления будущего епископа великого града Александрии: того ради за праведное и человеколюбное дело признали мы, оставити их в своем сане в царствующем граде, и дати им срочное время до поставления архиепископа великого града Александрии. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, аще возможно им сие, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение. (Ап. 6, 20, 25, 34, 81; ант. 9; сердик. 7; Василия вел. 10, 64, 82). Это правило не составлено собором на 15-м заседании вместе с другими правилами, а является определением собора на 4-м заседании, по поводу просьбы египетских епископов, участвовавших на соборе и отказавшихся подписаться вместе с другими, в знак согласия с посланием Льва римского к Флавиану константинопольскому против монофиситов. Присоединено было оно к правилам этого собора, как и предшествующее (29), потому, что содержит в себе каноническое определение, собором принятое, а именно, определение о поручителях и присяге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

3) деяния Соломона ( 2Пар. 1–9 ): мудрость и богатство Соломона, строительство храма; 4) история царей Иудеи с отпадения сев. колен до периода плена ( 2Пар. 10–36 ). Отдельные цари упоминаются мельком, тогда как религ. реформы царей Езекии и Иосии выдвигаются на передний план. Окончание К.П. служит прологом к описанию возвращения из плена. Два последних стиха К.П. ( 2Пар 36 и след.) почти дословно соответствуют двум первым стихам Книги Ездры, в чем выявляется тесная связь между этими двумя книгами (потому и считающимися, совокупно с Книгой Неемии, летописным историч. трудом). III. АВТОР И ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ Раввины и отцы Церкви предполагали, что автором К.П. был Ездра. У.Ф.Олбрайт выступил в поддержку этой традиции и определил время создания книг: 400–350 гг. до Р.Х. Другие исследователи датируют эти книги значит. более поздним временем. В пользу авторства Ездры говорит то обстоятельство, что К.П. стилистич. родственны книгам Ездры и Неемии, которые к тому же непосредств. продолжают повествование К.П. Т.о., можно предположить, что К.П. были созданы одноврем. с книгами Ездры и Неемии. IV. ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ Многие критики сомневались в историч. достоверности сведений хрониста. У.Ф.Олбрайт, напротив, писал: «Книги Паралипоменон содержат значительное количество материала из первых рук по истории Южного царства – Иудеи, которого нет в книгах Царств и... историческое значение этого материала подтверждается археологическими находками». Ссылки Олбрайта на другие источники характеризуют его как заслуживающего доверия историка. Помимо книг Царств (не называя их, Хронист, возможно, в соотв. разделах использует и другие, парал. источники, что еще более усиливает достоверность его книг), автор использовал еще ряд материалов, а именно: книгу царей иудейских и израильских ( 2Пар. 16:11 ; 2Пар. 25:26 ; 2Пар. 28:26 ; 2Пар. 32:32 ); книгу царей израильских и иудейских ( 2Пар. 27:7 ; 2Пар. 35:27 ; 2Пар. 36:8 ); книгу царей израилевых ( 1Пар. 9:1 ; 2Пар. 20:34 ); записи царей израилевых ( 2Пар. 33:18 ); (толкования) к книге царей ( 2Пар. 24:27 ); летопись царя Давида ( 1Пар. 27:24 ); записи Самуила-провидца ( 1Пар. 29:29 ); записи Нафана-пророка (там же; 2Пар. 9:29 ); записи Гада-прозорливца ( 1Пар. 29:29 ); пророчество Ахии Силомлянина ( 2Пар. 9:29 ); видения прозорливца Иоиля (там же); записи Самея-пророка и Адды-прозорливца ( 2Пар. 12:15 ; 2Пар. 13:22 ); записи Ииуя, сына Анания, которые внесены в книгу царей израилевых ( 2Пар. 20:34 ); писания Исаии, сына Амоса, пророка ( 2Пар. 26:22 ); видение Исаии, сына Амоса, пророка, в книге царей иудейских и израильских ( 2Пар. 32:32 – так в МТ); записи Хозая ( 2Пар. 33 – в одной из греч. рукописей ВЗ – «записи провидцев»); песни Плача Иеремии ( 2Пар. 35:25 ). Вместе с тем в отдельных случаях под разными заглавиями могут выступать одни и те же источники. V. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

15–18 (См.: Пс. 113:12–16 ). Обращает на себя внимание, как процитированный материал обреает новое, очень важное звучание в ином контексте. Как уже отмечалось выше, в псалме Господь, Чья деятельность проявляется повсюду (5–7), противопоставляется идолам – изделиям человеческих рук, чья единственная «заслуга» – превращать в тлен поклоняющихся им (18). 19–21 Значение глагола «благословлять» здесь соответствует использованному в ст. 1–3 хвалите (см.: коммент. к Пс. 133:2–3 ). О народе Господнем см. также в Пс. 113:17–19, 117:2–4 . Здесь подчеркивается причина благословения: оно исходит от Господа, обитающего в Иерусалиме (21). Господь выбрал народ израильский, потому что такова была Его воля, Он избрал его для Себя (4) и пришел обитать среди Своих избранных (ср.: Еф. 2:18–22 ; 2Кор. 6:16 ). Псалом 135. Выбор Израиля: его корни в Господе Высшая реальность не в особом статусе Господа (1–3), не в Его творческих свершениях (4–9) и вмешательстве в историю (10–22), и даже не в Его благорасположении к Израилю (23–25), но в том, Кто Он есть, в Его вечной любви, ибо вовек милость Его. Именно эта фраза рефреном звучит во всем псалме. Его статус сам по себе вызывает благоговейный ужас; Его деяния Творца, чудодейственная сила Его свершений, Его могущество запечатлены в истории, Он контролирует весь ее ход; Его благость вызывает славословие и восторг. Но когда мы видим, что все это исходит из Его нескончаемой любви, которая являет себя во всемогуществе милосердия и в провидении, тогда это особенно побуждает нас воздать честь и поклонение Ему, вознести Ему свою хвалу и благодарность. Что значило бы для нас, что Он благ, велик и могуч как Творец и Господин истории, что Он наделял благами людей в давние времена, если бы эти Его деяния не определялись Его вечной любовью, которая и нас тоже приносит в теплые и крепкие объятия Такого Бога? Это позволяет нам, вместе со своими братьями и сестрами, совершавшими паломничество в ветхозаветные времена, проделать этот пройденный когда–то ими путь от Египта до земли обетованной и вместе с ними восславить каждую ступень Его великой любви, ибо вовек милость Его. Нет силы, способной противостоять Его всемогуществу (1–3; Рим. 8:31–39 ; 1Кор. 8:5,6 ; Еф. 1:19–22 ); мы в безопасности, потому что мир, в котором мы живем, – Его мир (4–9); мы тоже получаем искупление (10–15; Ин. 1:29 ; 1Кор.5:7 ; 1Пет. 1:18–21 ), пользуемся Его благодатью в разных обстоятельствах (16; Флп. 4:12–13,19 ), входим в наследство через Его победу (17–22; Кол. 1:12–14 ), дивимся Его не заслуженному нами выбору (23–24, 1Кор. 1:26–31 ) и едим свой насущный хлеб, взирая с благодарностью на руку, питающую нас (25), ибо вовек милость Его. Псалом 136. Странная песнь

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Прибытие раненых в Сергиев Посад//ПО. 1877. Т. 3. С.163–166. Ср.: Заслуги Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//ЦВ. 1878. 10, март. С.17. 401 См.: ЦВ. 1877. 10. С.9–11; 11. С.13; 14. С.7–9; 15. С.15; 24. С.12; 31. С.10–11; 36. С.20; 45. С.13–14; 51. С.14. 1878. 4. С.8–9; 6. С.12,17 и др. 402 См.: Бедствия Черногории ... Воззвание митрополита Черногорского Илариона И ПО. 1877. Т.З. С. 588–591.ё 403 См. сообщения о жертвах под рубрикой: «Всенародное одушевление и пожертвования»//ЦВ. 1877. 16. С.11–12; 18. С.10–12; 19. С.8–10; 21. С.9–10; 22. С.11–12; 23. С.7–8; 24. С.12–13; 25. С.15–16; 26. С.7–8; 27. С.13; 29. С.11–12; 30. С.17 и др. 407 О событиях, следовавших после заключения прелиминарного Сан-Стефанского мира, см.: ЦВ под рубрикой: «Последние известия по восточному вопросу». 1878. 13. С.13–15; 15. С.15–16; 16. С.8–9; 17. С.11–12; 18. С.13–14; 19. С.10–11; 20. С.7–8; 21. С.9–10; 22. С.11–13; 23. С.7–8; 24. С.9–10; 25. С.8–9; 26. С.7–8; 27. С.18–20; 28. С.7–8; 29. С.4–5; 30. С.9–10; 31. С.7–8; 32. С.5–6; 33. С.8–9; 34. С.8–9; 35. С.12–13; 36. С.11–12; 37. С.13–14; 38. С.8–9; 39. С.14–15; 40. С.12–13; 41. С.15–16; 42. С.7–8; 43. С.13. См. также: Дело далеко еще не кончено//ЦВ. 1878. 4, янв. С.1–2. Политическое усложнение//ЦВ. 1878. 5, фев. С.1. Заключение мира//ЦВ. 1878. 8, фев. С.3–4. 408 Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Т. 1.М., 1949. С.32. 410 П-в А. Мотивы русского народного движения за свободу славянства//ЦВ. 1877. 2. С.3. «Читайте наши летописи, – продолжает здесь же «Церковный Вестник», – с какой глубокой грустью, с каким тяжелым горем и следами они ведут свою скорбную речь, когда им приходится повествовать о тяжелой године вражеских нашествий или о своих домашних неурядицах, когда церкви Божии были сожжены, когда святыни осквернены неверными... Тут ощутительно чувствуется, как будто стон идет по всей русской земле...». См. также: Переход русских через Балканы и новые победы//ЦВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ею, или душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия (1 Кор. 2:14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. Святой апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большой точностию прибавляет: несть сия премудрость от Бога, но земна, душевна, бесов–ска (Иак. 3:15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны… Где же дух у такого рода людей? В них же, но, состоя в подчинении душе и телу, он заморен и совсем почти не действует свойственным ему образом. Его присутствие в них можно узнавать, с одной стороны, по безгранично& shy; сти некоторых душевно–чувственных стремлений, несвойственных душе и плоти по их природе, с другой — по бывающим нередко состояниям сих людей, в коих они отрешаются от земли наперекор требованиям души и плоти. В последнем случае дух покушается как бы войти в свои права. Мучения совести, боязнь Судии — Бога, постоянная тоска — это суть его действия на душу, его стоны, отзывающиеся в сознании душевном. Так, в людях чувственных и душевных дух тлеет, как искра под пеплом. Возбуди его или, лучше, не мешай ему возбуждену быть Словом Божиим, проходящим до разделения души и духа (Евр. 4:12), и он явится во всей своей силе и власти. В человеке же, прилепившемся к Господу Иисусу Христу и благодать Его приявшем, все сие имеет себя иначе. Как свойственно рабу Христову, он распял плоть свою со страстьми и похотъми (Гал. 5:24). С первого раза, когда только полагает еще намерение работать Господу, он определяет уже себя на самоумерщвление, а потом и постоянно не по плоти ходит, но по духу (Рим. 8: 1, 4), духом умерщвляя деяния плотския (Рим. 8:13). Он как бы несть во плоти, но в дусе, и не должен плоти, еже по плоти жити (Рим. 8: 9, 12). Прияв слово, проходящее до разделения души и духа (Евр. 4:12), он берет душу в свою власть и приносит ее в жертву Богу (Мф. 10:39), начинает огребатися от похотей, яже воюют на душу (1 Пет. 2:11), подчинять ее слову, могущему спасти (Иак. 1:21), и таким образом преобразует ее всю, назидает ее духом чрез веру или послушание истине (1 Пет. 1:22; Иуд. 1:20), приучает ее предавать себя в благотворение (1 Пет. 4:19), и сердце ее обрезывает духом (Рим. 2:29), и все богоугодное, еже аще творит, заставляет творить от души, чего прежде она не хотела (Кол. 3:23). Работая таким образом Богу всею душею и от души (Еф. 6:6; Мф. 22:37), он обретает покой душе своей (Мф. 11:29), прозревая кончину веры — спасение души (1 Пет. 1:9), что, как котву, имел для души своей (Евр. 6:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=861...

17 в долине Рефаимской. Плодородная долина к юго-западу от Иерусалима ( Нав. 15,8; 18,16 ; 2Цар. 5,18.22 ;! Пар. 14,9). 17:7–8 к Творцу... на дело рук. Исаия противопоставляет деяния Бога и дела рук человеческих. человек. Т.е. верный остаток Израиля. 17 на кумиры Астарты и Ваала. Астарта почиталась хананеями как богиня плодородия (27,9; Исх. 34,13 ; Втор. 16,21 ; Суд. 2,13 ). 17:9–11 Эти стихи содержат проклятие Дамаску. 17 забыл... не воспоминал. Исаия говорит об отступничестве Дамаска ( Втор. 4,9.23.31;8,11.14.18.19; 25,19; 32,18 ). Бога спасения твоего. См. 43,3; 49,26; 62,11. о скале прибежища. О Господе Боге. Источником силы народа Божиего являете вера (25,4; 27,5), каким бы войском он ни располагал и какой бы политики ни придерживался (17,9; 23,4.11.14; 30,2). увеселительные сады... от чужой лозы. Эти слова напоминают о ханаанских обрядах плодородия и одновременно о взаимоотношениях Израиля с соседними народами. 17 заботился, чтобы оно росло. Пророк здесь говорит, что Израиль поддерживал языческие культы и заботился об их укоренении. 17 как шумит море. Пророк уже слышит шум идущего на Израиль ассирийского войска. 17 как прах... пыль. Ср. 29,5; 41,15.16; Пс. 82,13 . Глава 18 1820,6 Данные главы содержат пророчества о суде над Эфиопией и Египтом. 18:1–7 В этих стихах Исаия предсказывает суд над Эфиопией. 18 земле, осеняющей крыльями. Букв.: «о страна, наполненная шумом крыльев!» Образ Эфиопии. рек Ефиопских. Эфиопия (или Куш) находилась к югу от Египта и по ее территории протекали Белый и Голубой Нил, а также Веби-Шебели и другие, более мелкие реки. 18 посылающей послов. Эфиопский царь Тиргака посылал послов к филистимлянам и иудеям с предложением заключить союз против Ассирии. Идите, быстрые послы. Т.е. возвращайтесь обратно, к себе. к народу крепкому. Здесь дается описание эфиопов и Эфиопии. 18 населяющие вселенную. Исаия обращает свое пророчество (18,1–7) ко всем народам, которым суждено увидеть деяния Божий. 18 Я спокойно смотрю из жилища Моего. Иегова терпеливо взирает на волнение народов ( Пс. 2,1–4; 32,13–17; 79,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010