Вторым камнем преткновения для критиков Деяний является наличие в этой книге нескольких отрывков с формулой “мы” ( которые якобы нарушают ткань повествования (см. Деян 16:10–17; 20:5–21; 27:1–28) и вряд ли могут принадлежать самому святому Луке. Необходимо, однако, отметить, что все эти отрывки находятся во второй части Деяний, которую святой Лука писал как самовидец. Поэтому естественно, что описывая события, в которых он принимал самое непосредственное участие, Дееписатель мог легко перейти от формы объективного изложения к личным воспоминаниям. Как справедливо заметил профессор Д. Богдашевский, «употребляя форму “мы”, Дееписатель просто оттеняет своё ближайшее соучастие в описываемых событиях» 9 . Кроме того, можно констатировать, что в Деяния включается несколько речей. Можно было бы поставить под сомнение их подлинность, но для этого нет серьёзных научных оснований. Естественно, что Дееписатель не мог передать их буквально, но общий смысл их, как слышанных им лично, так и воспринятых им через устное предание, он скорее всего изложил достаточно точно. Наконец, для характеристики святого Луки немаловажен тот факт, что он опирался не только на устную традицию и собственные воспоминания, но и на письменные источники. Таковых в Деяниях два: послание Иерусалимского Апостольского собора (15:23–29) и послание Клавдия Лисия к Феликсу (23:26–30); сохранение этих ценных документов можно вменить в большую заслугу Дееписателя. В общем Деяния святых Апостолов предстают перед нами как цельное, подлинное и достоверное историческое сочинение. Без данного сочинения воссоздать ряд важнейших моментов истории первоначальной Церкви было бы невозможно. Автор его, естественно, не мог описать все подробности и нюансы жизни первохристианского общества, но он поведал нам о главном — о духовной сути этой жизни, о славных и достопамятных мучениках и первых подвижниках дела Христова, о пламенных радетелях священного Благовествования. Одним словом, в Деяниях мы имеем живое и богодухновенное описание современника, свидетельствам которого можно вполне доверять. Эти свидетельства, наряду со свидетельствами других богодухновенных мужей, следует класть в основу истории первохристианской Церкви. 2. Предшественники Евсевия Кесарийского:

http://pravmir.ru/drevnetserkovnaya-isto...

Они, как и те пророки, о которых говорилось выше — толпа, охваченная диким экстазом; однако они утверждают, что говорят во имя Ягве. И хотя их притязания могут быть ложными, как в данном случае, однако ясно, что в те древние времена подобная практика для религии Ягве не считалась незаконной. Сонм пророчествующих встречается в окружении Самуила (1 Цар 10:5; 19:20). Во времена пророка Илии (3 Цар 18:4) группы пророческих учеников были связаны с Елисеем (4 Цар 2:3–18; 4:38 сл; 6:1 сл; 9:1), и после этого они не упоминаются вплоть до Ам 7:14. Под возбуждающую музыку (1 Цар 10:5) пророки приходили в состояние коллективного экстаза и безумия, которым заражали окружающих (1 Цар 10:10; 19:21–24), а также совершали символические действия (3 Цар 22:11). Уже упоминалось о том, как Елисей, прежде чем пророчествовать, призывал на помощь музыку (4 Цар 3:15). Чаще упоминаются символические действия пророков: Ахия Силомлянина (3 Цар 11:29 сл), а также Исайи (Ис 20:2–4); часто — Иеремии (Иер 13:1 сл; 19:1 сл; 27:2 сл), но прежде всего — Иезекииля (Иез 4:1–5:4; 12:1–7,18; 21:23 сл; 37:15 сл). В ходе этих действий или даже независимо от них пророки подчас демонстрируют странные формы поведения и даже могут впадать в аномальные психические состояния, но необычность внешних форм — далеко не самое существенное у пророков, деяния и слова которых передает Библия. Эти пророки явственно отличаются от экстатических членов древних пророческих сообществ. Однако их всех объединяет их специальное обозначение — наби. И хотя образованный от этого слова глагол благодаря появлению экстатических пророков может означать также “бесноваться от нападения злого духа” (ср. 1 Цар 18:10 и в других местах), но это употребление не соответствует первоначальному смыслу исходного слова. Это существительное, по всей вероятности, восходит к корню со значением “взывать”. Поэтому наби — это тот, кто призван, а также тот, кто призывает, возвещает; значение “призванный глашатай” и выявляет суть израильского пророчества. Пророк — вестник и глашатай Бога.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3:18). «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Все искупительное странствие Иисуса Христа по земле является откровением имени Божьего: «Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю» (Ин. 12:28); «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17:6); «Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое» (Ин. 17:11:12). Искупление людям придет только лишь через имя Божие. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21); «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12); «но омылись, но осветились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (I Кор. 6:11). Именем Бога совершается таинство (Мф. 28:19; Иак. 5:14). Только имя Божие прощает долги и только оно одно достойно поклонения (Флп. 2:10–11); все добрые дела, чудеса святости совершаются лишь во имя Бога (Кол. 3:17; Деян. 3:6; 4:29–30 и т. д.). Деяния Апостолов вообще – книга о победоносном шествии имени Бога, после преславного восшествия на небо Иисуса Христа (4:16–18, 29–30; 5:28, 40:41; 8:12–16; 9:13–16; 9:21, 27, 28; 10:43, 48; 14:10; 15:17, 25–26; 16:18; 19:5, 13–17; 21:13; 22:16; 26:9). Само греческое выражение «именем» (eis onoma или en onomati) доказывает, что имя является определенным местопребыванием Божественных энергий и что погружение в него и пребывание в нем всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего. b) Это мистическое обоснование имяславия остается в Церкви непоколебленным в течение столетий. Представителями этого учения были составлены тысячи трактатов, начиная с апостола Ермы («имя Сына Божьего велико и невыразимо и неизмеримо, Оно содержит в себе целый мир»), а затем – Юстином Мучеником, Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , Афанасием Великим , Григорием Нисским , Кириллом Александрийским , Исихием Иерусалимским , Феодором Студитом , Максимом Исповедником , Григорием Синаитом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 . Христианские толкователи делят вообще Ветхий Завет другим образом, именно: 1) на книги исторические; 2) дидактические, или учительные и нравственные, и 3) пророческие, или предсказывающие о будущем. – I. Книги исторические. – Пятокнижие: 1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие; 6) Иисуса Навина; 7) Судей, 8) Руфь; 9) две книги Самуила, или первая и вторая книги Царей (Царств); 10) две книги Царей (Царств) или третья и четвертая книги Царей (Царств); 11) две книги Паралипоменон; 12) первая книга Ездры; 13) книга Неемии (или вторая книга Ездры); 14) Есфирь, и из неканонических книг: 15) первая книга Маккавейская; 16) вторая книга Маккавейская; 17) Товит; 18) Иудифь. – II. Книги дидактические, подразделяемые на поэтические и учительные. – Поэтические: 19) Иова; 20) Псалмы; 21) Притчи. 11 – Учительные: 22) Екклезиаст; 23) Песнь Песней и из неканонических: 24) Премудрость Соломона; 25) книга Иисуса сына Сирахова. – III. Книги пророческие. – Четыре великих пророка: 26) Исаия; 27) Иеремия; 28) Плач Иеремии; 29) Иезекииль; 30) Даниил. Двенадцать малых пророков: 31) Осия; 32) Иоиль; 33) Амос; 34) Авдий; 35) Иона; 36) Михей; 37) Наум; 38) Аввакум; 39) Софония; 40) Аггей; 41) Захария; 42) Малахия. Из неканонических книг к разряду пророческих относится лишь одна небольшая книга: 43) пророка Варуха. – Хотя две книги Маккавейские принадлежат к первому разряду, т. е. к историческим книгам, однако они помещаются в Библии после малых пророков, по причине сравнительно поздней даты фактов, в них переданных. 12 4. – Число и деление книг Нового Завета Новый Завет содержит: I. Исторические книги: четыре Евангелия: 1) Матфея; 2) Марка; 3) Луки; 4) Иоанна; 5) Деяния Апостолов. – II. Учительные книги: четырнадцать посланий св. Павла; 6) к римлянам; 7) I-oe коринфянам; 8) II-oe коринфянам; 9) галатам; 10) ефесянам; 11) филйппийцам; 12) колоссянам; 13) I-oe фессалоникийцам; 14) II-oe фессалоникийцам; 15) I-oe Тимофею; 16) II-oe Тимофею; 17) Титу; 18) Филимону; 19) евреям; 20) послание св. Иакова; 21) I-oe послание св. Петра; 22) II-oe Петра; 23) I-oe послание св. Иоанна; 24) II-oe Иоанна; 25) III-e Иоанна; 26) послание св. Иуды. – III. Пророческая книга: 27) Апокалипсис св. Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Митрополита Минского и Белорусского Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Сопредседателя комиссии по проведению празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Возложить ответственность за проведение празднования, посвященного 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского в городе Курске, на Преосвященного Архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена подвижников, материалы о которых представлены: от Астраханской епархии: священника Григория Хлебунова (1873 — 6 марта 1930); от Екатеринбургской епархии: священника Феодора Располова (1891 — 8 (21) июля 1918); от Московской епархии: архимандрита Серафима (Щелокова; 1877 — 21 октября 1937), протоиерея Николая Заболотского (1876 — 15 декабря 1937), протоиерея Александра Виноградова (1884 – 22 сентября 1942), священника Сергия Гусева (1886 — 31 октября 1937), священника Евгения Васильева (1892 — 24 ноября 1937), священника Иоанна Соловьева (1894 — 9 августа 1941), священника Александра Лихарева (1876 — 17 марта 1938), священника Алексия Никонова (1881 — 29 октября 1938), священника Феодора Грудакова (1889 — 26 ноября 1940),

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

Тут ведь как дело было? На днях Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона " О днях воинской славы и памятных датах России " », устанавливающий новую памятную дату России 28 июля День Крещения Руси. А 26 мая на заседании Совета Федерации был одобрен федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»». День Крещения Руси станет девятой памятной датой в России. Среди других памятных дат - День Октябрьской революции 1917 года (7 ноября), День памяти и скорби (22 июня), День космонавтики (12 апреля), День российского студенчества (25 января), День подпольщиков (29 июня) … Этот закон — о включении в перечень памятных дат Российской Федерации Дня Крещения Руси — вступит в силу в 2010 году. Что послужило предпосылкой для этого, несомненно, благого и важного деяния наших государственных мужей? Официальный сайт Московского Патриархата — Патриархия.ru, сообщая о введении государственного праздника, напомнил, что еще в июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Соборное Определение «О единстве Церкви», в котором содержалось это обращение к государственному руководству, специально отмечало, что «днепровская купель крещения явилась общим истоком» не только подвижничества и духовной жизни, не только христианской культуры наших народов, но и государственности. «Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство», говорилось в определении Собора.

http://radonezh.ru/analytics/ob-eksperti...

« Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля; и веселием воспойте, людие, яко прославися». Сами эти слова взяты из первых строк «Слова 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя» свят. Григория Богослова («Христос рождается: славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля   ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостию возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостию по причине надежды…»). С этого момента (3 декабря, вечер) на всех праздничных богослужениях, а также в субботу вечером под воскресные дни, мы слышим эти ирмосы Рождественского канона. А в службах св. апостолу Андрею Первозванному (13 декабря) и свят. Николаю Чудотворцу (19 декабря) добавляются еще рождественские стихиры Предпразднства, как, например, эта из Всенощной под память свят. Николая: «Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?» Русский перевод: «Благоукрашайся, пещера; ибо Агница грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы-матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?» Особое место в течение этой «малой четыредесятницы» занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников – Авдия (2 декабря), Наума, Аввакума, Софонии, Аггея (14, 15, 16 и 29 декабря, соответственно). Судя по всему, собраны они на этот постный период преднамеренно. Службы этим пророкам носят совсем не праздничный, но покаянный характер. Этим показывается, что до пришествия Христа над человечеством тяготело бремя как падения Адама, так и собственных беззаконий. Но даже это не мешало верным Богу и в те времена смотреть в будущее с надеждой и верой в спасение:

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

«экстремизм представляет собой форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» . Естественно, это определение не может быть признано удовлетворительным, поскольку несет в себе изначально либеральную идеологическую нагрузку, подразумевающую, что политическая деятельность агрессивного и насильственного характера, не отрицающая «принципы парламентской демократии», экстремизмом не является. Так европейские правоведы и политики допускают возможность т.н. «вынужденного экстремизма»: «это ситуация, когда крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию в государстве на фоне социально-экономического кризиса, резкого падения жизненного уровня основной массы населения, тоталитарного политического режима с подавлением властями оппозиции и преследованием инакомыслия» . Под вывеской вынужденного экстремизма Запад оправдывает любые противоправные действия по устранению своих политических конкурентов, которые совершались оппозицией во время бархатных революций, в т.ч. во время событий «Евромайдана» на Украине в 2013-14 гг. Поэтому Россия в своей «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» ориентируется на совершенно иное толкование понятия экстремизма, которое содержит «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. (ратифицирована и вступила в силу в Российской Федерации 29.03.2003г.): «экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них ... » (ст.1 ч. 1 п. 3) . Одним словом, под экстремизмом подразумеваются деяния, направленные на подрыв государственности и национальной безопасности. На это определение мы и будем ориентироваться при доказательстве, что в Православии нет места для экстремизма.

http://ruskline.ru/opp/2019/yanvar/26/po...

«Мужи, братие и отцы» – почтительное обращение к присутствующим: первое и второе – ко всем присутствующим, третье – в частности – к членам Синедриона и старейшинам. «Послушайте» – предварение и просьба о том, что речь будет некраткая. «Бог славы явился». Бог , которому подобает – свойственна – слава. Этим возвышенным началом речи Стефан прямо давал видеть, как несправедливо обвинение его, будто он богохульник ( Деян.6:11 ). Этим же он наносил первый тяжкий удар суетным представлениям иудеев о значении внешнего храма для прославления Бога. «Если Он – «Бог славы», то, очевидно, не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма, ибо Он Сам есть источник славы. Посему, не думайте прославлять его таким образом» (Златоуст). «Явился» – φθη – указывает на внешнее явление Бога славы, как лучезарную светлость, в которой Иегова открывался (ср. ст. Деян.7:55 ; Исх.24:16 ; Ис.6:3 ; Пс.23:7 ). «В Месопотамии, прежде переселения его в Харран». Харран – Χαρρν – древнейший город в Месопотамии, на древней караванной дороге. По-видимому, здесь противоречие сказанию Бытия. Дальнейшие слова Божии, приводимые Стефаном, как сказанные при этом явлении ( Деян.7:3 ), были сказаны, по повествованию Моисея ( Быт.12:1 ), Аврааму при явлении ему Бога в Харране, а не прежде переселения его в Харран. По сказанию кн. Бытия, Фарра, отец Авраама, со всем семейством, в числе коего был и Авраам, вышел из Ура, города халдейского, в землю Ханаанскую и, дошедши до Харрана, здесь остановился и умер ( Быт.11:29–32 ); и здесь-то Аврааму было откровение, при котором были сказаны слова, передаваемые Стефаном и Моисеем, а не в Уре, в земле халдейской ( Деян.7:4 ), как говорит Стефан. Это объясняется тем, что, по свидетельству Филона и Флавия, Иудеи тогдашнего времени, особенно Александрийские, веровали, на основании предания, что первое явление Бога Аврааму было не в Харране, а именно в Уре Халдейском (о чем Моисей прямо не говорит), что именно вследствие этого явления отец Авраама Фарра и отправился со всем семейством из Ура в Ханаан, но на дороге в Харран умер, и что по смерти Фарры Бог снова явился Аврааму и повторил повеление о продолжении путешествия. Это предание, что Бог явился Аврааму еще в Уре Халдейском, имеет как будто подтверждение а, может быть, и основание в самом повествовании Моисея. В одно из последующих явлений, уже после этого явления в Харране, Бог говорит Аврааму ( Быт.15:7 ). «Я – Иегова, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию в наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Тебе, Спасе, открываю грехи, яже соделал, и язвы души и тела моего, нанесенные злодейственно внутренними убийственными помыслами. (Лк. 10:30) Аще согрешил я, Спасе, но знаю, что ты Человеколюбец, наказуешь с состраданием и милуешь с пламенною любовью, взираешь на плачущего и поспешаешь, яко Отец, воззвать/сына/блуднаго. (Лк. 15:20) Поверженнаго мя, Спасе, пред вратами Твоими, хотя в старости, не низринь во ад мя непотребного; но прежде конца, яко Человеколюбец, даруй мне прегрешений избавление. В руки разбойников впал я помыслами моими, ныне весь изъязвлен и исполнен ран, но Ты Сам мне представ, Христе Спасе, исцели. (Лк. 10:30) Священник, увидев меня, мимо прошел; и левит, видя страждущего и нага, презрел; но от Марии воссиявший Иисусе, Ты, представ, умилосердись надо мною. (Лк. 10:31-32) Агнче Божий, вземлющий грехи всех, возьми от мене бремя тяжкое греховное и, яко милосердный, даруй мне слезы умиления. (Ин. 1:29) Покаяния время, прихожу к Тебе, Создателю моему, возьми от мене бремя тяжкое греховное, и яко милосердный, даруй мне слезы умиления. Не возгнушайся мене, Спасе, не отрини от Твоего лица, возьми от мене бремя тяжкое греховное, и яко милосердный, даруй мне грехопадений оставление. Вольные и невольные прегрешения мои, Спасе, и сокровенные, знаемые и незнаемые, все простив, яко Бог, очисти и спаси мя. От юности, Христе, заповеди Твоя преступил; страстно ими пренебрег, в унынии жизнь проведя; взываю к Тебе, Спасе: хотя бы в конце, спаси мя. Богатство мое, Спасе, расточив в распутстве, пуст я плодов благочестия, голодный взываю, Отче щедрот, Ты Сам надо мною умилосердись. Тебе припадаю, Иисусе; согрешил Тебе, очисти мя, возьми от мене бремя тяжкое греховное и, яко милосердный, даруй мне слезы умиления. Не войди со мною в суд, показуя моя деяния, исследуя слова и обличая стремления; но по щедротам Твоим, видя злое во мне, спаси мя, Всесильне. Припев:  Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Даруй мне светозарную благодать от Божественного свыше промышления, избежать страстей омрачения и воспевать усердно твоего жития, Марие, прекрасные подвиги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010