Дар Святого Духа миру является кульминацией божественного домостроительства для спасения мира. Этим даром, ради нас воплощенный, распятый и воскресший Господь продолжает и после Своего Вознесения быть посреди нас до скончания века , согласно Его обещанию (Мф. 28, 20). Это присутствие выражается Церковью, которая как тело Христово и причастие Святого Духа простирает в истории любовь Бога Отца (2 Кор. 13, 13), и яже на земли соединив небесным (Кондак Вознесения) да будут все едино (Ин. 17, 21) по образу единства ипостасей Святой Троицы. Итак, вот первый и великий дар вдохновения Святого Духа — единство Церкви и через него соединение всех, о котором мы каждый раз молимся во время Божественной литургии. «Там, где Святой Дух, там и Церковь», — говорит святой Ириней, и там, где Церковь и Святой Дух, там прекращается всякое разделение, всякое противостояние, всякая распря, всякое разделение — природное, социальное, расовое или этническое, совершенно немыслимое в Церкви. Этнофилетизм, как и любая другая форма дискриминации, ущемляет природу Церкви, ибо в ней, согласно апостолу Павлу, нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Единство, которое приносит в мир через Церковь Святой Дух, отнюдь не упраздняет языковое и культурное разнообразие народов мира. В день Пятидесятницы, как мы читаем в Деяниях святых Апостолов (Деян. 2, 4), после просвещения Святым Духом все присутствующие начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать . Единство Церкви уважает и ценит разнообразие культур и характерных черт каждого народа, лишь бы это разнообразие не угрожало ее единству. Как отмечает святой Максим Исповедник, именно различие является даром и благодатью Бога, но не разделение. В этом и состоит особая черта нашей Святой Православной Церкви. Несмотря на то, что она единая, тем не менее, она состоит из множества Автокефальных Церквей, предоставляющая тем самым каждому народу возможность верить в Бога и выражать свою веру на своем языке и своими характерными для него культурными особенностями с условием, что единство как в вере, в богослужении и в таинственной жизни, так и в ее канонической структуре остается незыблемым.

http://patriarchia.ru/db/text/1165654.ht...

В 1596 году была заключена Брестская уния. Началась католическая экспансия, и в течение последующих 20 лет из 57 православных монастырей осталось лишь 9 мужских и один Корецкий женский монастырь. Польский король Владислав издал указ о насильственном присоединении к унии всех православных священников и мирян, приказав строго наказывать всех ослушников. Корецкий монастырь становится оплотом православия на Волыни. Православным верующим силой навязывалась уния, поэтому многие иноки и инокини бежали в обители, что дольше других хранили православие: в Почаевский Успенский и в новооснованный Воскресенский Корецкий женский монастырь. Со временем Воскресенский монастырь уже не мог вместить всех новых насельниц, и поэтому весной 1620 года было начато строительство новой более обширной обители. Однако в 1622 году корецкий князь Ян-Карл, принявший католичество, передал новый храм и келейные корпуса францисканским монахиням. Православные же сестры остались в старом Воскресенском монастыре. В 1622 году, на Праздник Святой Троицы, древние святыни корецких князей – икона Божией Матери «Споручница грешных» и Ее чудотворная Плащаница – были торжественно перенесены крестным ходом из замка корецких князей в Свято-Воскресенский монастырь. Католики приказали корецкому князю Яну-Карлу вынести эти великие святыни из домашней молельни, как не католические. Князь отстаивал родные святыни, но, наконец, сдался и предложил своей сестре игумении Серафиме забрать их в монастырь. День переноса корецких святынь в монастырь торжественно празднуется в обители с тех давних времен и поныне в четверг по Пятидесятнице. Польские помещики старались повсеместно захватить монастырские земли. К 1740 году верным православию оставался один Корецкий женский монастырь. Понимая, что заставить насельниц монастыря принять унию не удастся, униатский епископ в 1752 году с помощью польского войска ввел в Корецкий монастырь униатских монахинь базилианского ордена. Православные монахини были выдворены из монастыря, а престарелые монахини увезены в Клинецкий монастырь, ставший теперь единственным на Волыни женским монастырем-скитом. Однако и он в 1782 году был закрыт. Лишь к концу XVIII b. православная Волынь освободилась от двухвекового польско-латинского ига.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Очевидно, что посланничество в домостроительстве спасения относится прежде всего к Третьему Лицу Святой Троицы – Духу Святому, ниспосланному в мир. Апостолы же, содействием Духа Святого, дар личного соприсутствия Которого они получили в день Пятидесятницы, открывали современникам Личность Христа как Спасителя человека и всего мира, а также всей своей жизнью проповедовали открытый им образ личностного бытия. О присутствии Личностей Христа и Св. Духа в христианской миссии Первым и главным христианским Миссионером на земле был и остается до исполнения времен Господь наш Иисус Христос , вечная и совершенная Личность, воплощенная Вторая Ипостась Троицы. Совершив свой спасительный Подвиг и мистически возглавляя Церковь , Христос лично непрерывно соприсутствует и активно соучаствует в ее земной, временной жизни – в ее таинствах, внутри-церковном общении и молитве. В знамение этого на апостольской, а затем на перво-христианской трапезе на столе возжигался светильник, а для Христа оставлялось место, которое в любой момент могло быть зримым образом занято Им. Вторым, также непрерывно и лично соприсутствующим в христианской миссии, но отличающимся по своей задаче Миссионером, является Личность Духа Святого, подающая внимающим преподаваемому им Слову Божию, способность восприятия и усвоения этого Слова. Миссия как личностный подвиг проповедника Миссия по заповеди Христа «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф 28. 19, 20 ), опирается на домостроительство Сына и Духа. Совершаясь в синергии Бога и человека, она предполагает личностный подвиг проповедника. Христианский миссионер призван стать духовной иконой Христа, чтобы люди, встретившие его, могли сказать: «В этом человеке есть что-то, чего нигде я раньше не встречал, чего я даже не познавал. Я хочу… воспринять то, что из него как бы светится, и тогда я начну понимать», причем, не столько даже тонкости богословия, сколько самого Бога История Церкви знает немало близких и далеких по времени примеров миссионерства, успешного, именно благодаря тем выдающимся личностям, которые смогли совершать это служение людям, как правило, в очень непростых обстоятельствах, но в максимальном со-работничестве с Сыном Божиим и Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вообще говоря, каждое святое таинство и каждая святая добродетель – это малый День Святого Духа: Дух Святой через них сходит на нас и в нас. И причем сходит существенно (=οσιωδς, то есть истинно и действительно: всеми Своими Божественными, существенными энергиями; Он – «богатство Божества», Он – «благодати пучина» (ср. Еф.2:7 ), Он – «благодать и живот всякой твари». Вечное новозаветное благовестие гласит: Господь Иисус Христос Духом Святым обитает в нас и мы в Нем. Об этом свидетельствует нам самоё в нас присутствие Духа Святого. Духом Святым мы живем в Господе Иисусе Христе и Он в нас. Это мы знаем – по Духу, Который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). Наш человеческий дух Духом Святым становится способным к верному, к правильному познанию Христа. Что в Боге и в Богочеловеке, мы ведаем по Духу, Который дан нам (ср. 1Ин.4:13 ; 1Кор.2:4–16 ). Для познания Богочеловека Христа, единого от Святой Божественной Троицы, нам нужна помощь Бога Отца и Бога Духа Святого (см. Мф.11:27 ; 1Кор.2:12 ). Дух Святой – это Дух премудрости ( Еф.1:17 ); если человек получит Его, то исполнится Божественной премудростью. Дух Святой – это и Дух откровения ( Еф.1:17 ). Божественной премудростью Он в сердце верующего открывает и сказует тайну Иисуса Богочеловека; так духоносец приходит к истинному познанию Христа. Никакой человеческий дух никакими собственными усилиями не в состоянии познать Христову тайну в ее Божественном и спасительном совершенстве и полноте. Духу человеческому открывает это только Дух Святой, посему и именуется Он Духом откровения ( Еф.1:17, 3:6 ; 1Кор.2:10 ). Памятуя об этом, духозарный Апостол благовествует: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). Дух Святой как Дух Истины и как Дух откровения вводит во всякую истину Христовой, Богочеловеческой Личности и Его Богочеловеческого домостроительства спасения и научает нас всему Христову ( Ин.16:13, 14:26 ; 1Кор.2:6–16 ). В этом причина того, что и всё Христово Евангелие, со всеми его Богочеловеческими истинами, называется Откровением. В этом причина и того, что в Церкви каждое церковное священнодействие, чин, богослужение, таинство, то есть любое дело, – совершается призыванием, эпиклезой силы и благодати Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

У Петрова поста, как и у Великого, есть свой подготовительный период. Ещё между Пасхой и Пятидесятницей ежедневно читается за литургией книга Деяний апостольских, являя нам жизненный пример тех, кому мы обязаны христианским призванием своим. О силе Божией, воспринятой учениками Христовыми, свидетельствует День Святой Троицыдень сошествия Святого Духа на Апостолов. И в Духов день словами Послания к Ефесянам Апостол призывает нас: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы дорожа временем не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями (Еф 5:11,16–19). А в день заговения — в Неделю Всех святых — слышим от того же Апостола: Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр 12:1). Чем не настрой на предстоящий пост! И в тот же день перед нами Евангельский пример — недосягаемое человеческими силами исповедание Петрово: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф 19:27). Ориентиры видимого впереди пути указаны и начинается сам пост… У него есть своя первая седмица, есть и начало второй, далее — по-разному, смотря по продолжительности постного времени, которая в свою очередь связана с датой празднования Пасхи и, соответственно, — Пятидесятницы. Остановимся как раз на Евангельских чтениях первых дней Петрова поста. Слова Нагорной проповеди зовут наполнить новой жизнью наступившее время воздержания: Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф 6:31–33). И далее — обличения и по сути покаянные призывы: Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:17–21).

http://pravmir.ru/bolshie-postyi-v-sravn...

Здесь после святого Вознесения они собрались все вместе для молитвы и для ожидания Утешителя Духа. И здесь в день Пятидесятницы в первом храме Сионском и совершилось сошествие Святаго Духа, освящение Церкви благодатию Духа Святаго. И после освящения этого, после первой проповеди апостольской ученики-апостолы рассеяны были благодатию Духа Святаго по всему миру проповедовать Евангелие Царствия Небесного. Для них не было преград: ни инородностей, ни языковых преград не было, не было преград ни климатических, – никаких. Они шли в Африку далекую, и в далекую Индию, и в далекий Рим, и в далекую Британию, и в далекую Европу, кругом шли, и к далеким скифам шли. Кругом, по всему миру шли, проповедуя Слово Божие, крещая народы  во имя Отца и Сына и Святаго Духа, исполняя повеление своего Божественного Учителя. Вера православная крепла, умножалось стадо Христово. Первое имя – христиане – было названо антиохийцам, и с этого момента вся Церковь стала называться христианскою. Последователи Христа Спасителя и до сего дня мы все именуемся христианами еще от первых времен апостольских, то есть последователями Христа Спасителя, Господа нашего. Умножалась вера святая. Гонения, ненависти претерпели, разделения, расколы, очищение Церкви от всего плохого. Все прошла Мать-Церковь, претерпела и сохранила эту благодатность даже до сего дня. И мы в сегодняшний день, день рождения нашей Церкви, благодарим Господа, собравшись под своды храма, что мы являемся членами Святой Соборной Апостольской Православной Церкви, что мы не заблудшие какие-то овцы, а принадлежим к истинной вере, спасающей и освящающей нас. Дух Святый в храмах святых почивает, Дух Святый в сердцах наших почивает от дня крещения. Дух Святый сопровождает нас все дни жизни нашей во святых таинствах. Начиная от крещения, миропомазания, когда священник помазует апостольским миром, говоря: «Печать дара Духа Святаго», запечатлены мы все от крещения печатью дара Святаго Духа, дарами Духа Святаго.  Дух Святый сопровождает нас в Таинстве исповеди, когда прощаются грехи наши.

http://pravoslavie.ru/2340.html

«Святым Духом обожение всем... 3 Аще кому Сей по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, восперяет, возращает, устрояет горе» 4 . Историческое событие сошествия Святого Духа на Апостолов, а чрез них и на всю Церковь , и воспоминается в церковных песнопениях праздника Пятидесятницы. Но наряду с этим в них излагается догматическое учение о Лице Святого Духа и о всей Безначальной Троице, а также указуются великие благодатные дары, коими Царь, Дух Святой, созидает и содержит и освящает Свое царство, Церковь . Сошествие Святого Духа на Апостолов (Санаксарий в понедельник Святого Духа) В сей день Пятидесятницы мы празднуем Ему, Всесвятому и Животворящему и Всесильному Духу, Единому от Троицы Богу, единочестному и единосущному и единоспавному со Отцем и Сыном. В день Пятидесятницы Он существенно сошел на святых Апостолов, в виде огненных языков, севши на каждого из них в горнице, в которой они пребывали. Для оказания чести Всесвятому Духу святые отцы, все прекрасно учинившие, установили праздновать Ему и в самый день Пятидесятницы и отдельно в понедельник Пятидесятницы. Спаситель – Христос, пред Своими страданиями, обещал пришествие Утешителя, говоря: лучше для вас, чтоб Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). И еще: Когда приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ). И еще: Я умолю Отца, и даст вам иного Утешителя, Духа Истины, Который от Отца исходит ( Ин.14:16–17, 15:26 ). И после Своих страданий, восходя на небо, Он сказал: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот, обещав все сие, посылает Его. Когда наступил день Пятидесятницы, в третий час дня, все они пребывали вместе, в горнице. Вдруг сделался шум с неба, как бы пронесшийся чрез всю вселенную. И в виде огненных языков явился Дух Святой и почил на каждом из них: на каждом из двенадцати, и на каждом из семидесяти. И начали они говорить странными языками, т. е. каждый из Апостолов говорил на языках всех народностей. И не так, чтобы Апостол говорил на своем языке, а иноплеменник слышал свой, но – так, что Апостол слышал и говорил на языке каждой народности. Поэтому-то собравшимся людям они и показались опьяневшими. Ибо каждый из слышавших не знал, как Апостол беседовал поочередно со всеми: и принимали его за опьяневшего. Иные же удивляясь говорили: «Что бы это значило?» А здесь были собраны люди отовсюду, из разных народностей земли: Парфяне и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, и пришедшие из Рима и прозелиты ( Деян.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Обетование о ниспослании Святого Духа Христос повторил апостолам и в самый дань Своего вознесения: через несколько дней после сего (вознесения)... вы приимете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой ( Деян. 1:5, 8 ). Во всех этих словах Христа мы видим не только заботу Его о Своих учениках, но и указание на то, что в нашем спасении вслед за Христом принимает участие и Третье Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой. Значит, не только Христос, хотя и вознёсшийся, будет пребывать с нами до скончания века, как обещал ученикам Своим ( Мф. 28:20 ), но и Святой Дух благодатными дарами Своими будет всегда в Церкви Христовой, «немощная врачуя и оскудевающая восполняя». Это Ему мы вновь запоём в день святой Пятидесятницы: «Прииди и вселися в ны». Братия и сестры! В сегодняшний праздник Вознесения Господня мы духовно радуемся и торжествуем. Сердца наши вслед за вознёсшимся Христом устремлены на Небо, туда, где наш Отчий дом, где подлинная родина наша. Рано или поздно, но неизбежно всем нам надлежит отправиться туда. Там встретит нас не только Отец Небесный с ангелами и святыми угодниками, но встретят и все родичи наши, «от века» умершие и переселившиеся туда, где «жизнь бесконечная». Мы всего лишь «странники и пришельцы» на земле сей, взыскующие «грядущего града». Небо – центр наших тяготений, единение с Отцом Небесным – вожделенная наша цель жизни. Но сегодня сердца наши преисполнены ощущением теснейшей связи неба и земли. Под своими ногами мы сегодня особо чувствуем землю нашу с её заботами и скорбями, о её делами добрыми и худыми, а над головой нашей радостно чувствуем открытое благодатное небо, где нас ждёт правда и милость Божия. Для нас сегодня весьма дороги и земля и небо. Земля потому, что на ней Сын Божий совершил наше спасение, и от этой земли Он сегодня (по воспоминаниям праздника) вознёсся к Отцу Своему, и на эту же землю, на Церковь Христову, через несколько дней снизойдёт благодать Духа Святого (по воспоминаниям праздника святой Троицы). Открытое, благодатное небо нам дорого потому, что именно там завершится и определится всё то, что творится нами на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Будем молить этого преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, чтобы не только в день, когда мы совершаем по числу, ежегодно совершается память 30 марта по церковному стилю, и второй раз – переходящее, которое всегда, ежегодно совершается в 4-е воскресенье Великого поста. Вот сочетание того, что мы слышали в святом Евангелии, и того, что мы знаем из краткого и пространного его духовного творения – все это только может быть достижимо тем, который сам прошел этим путем, который сам достиг этой высоты, который и сам был искушаем, может и искушаемому помочь в деле достижения этого строго обязательного для нас подвига. Два крыла у птицы, и у каждого христианина, последователя, следующего по стопам Спасителя, также должны быть два крыла: первое – это молитва, и второе – пост. Помоги нам, Господи! В остающееся время текущего Великого поста, как уже мы перешли границу преполовения, уже теперь мы вступили во вторую половину не только четыредесятницы, но даже включая туда и Страстную Седмицу, Пятидесятницу. Такой день Преполовения есть и Пасхальный специальный праздник церковный. День Преполовения, Пасхальный, то есть от первого дня Пасхи до Святой Троицы, точно так же и день Преполовения, который приходится на среду Крестопоклонной недели, тоже именуется Преполовением, или срединным днем между первым днем начала Великого поста и последним днем в Великую и Благословенную Субботу. Будем молиться в меру наших сил и возможностей, чтобы Господь видел, что мы именно не внешне, а внутренне, чтобы мы ощущали в этой крайнюю нужду, как во многом всем остальном, особенно, когда касается всего нашего земного. Как бы там все прилагаемые усилия и старания, чтобы достичь желаемого на том или ином поприще, на том или ином делании, на том или ином подвиге – точно также мы должны стремиться и к этому. Помоги нам, Господи, чтобы у нас были эти два крыла, помоги нам своими святыми молитвами и своим живым примером, как следует нам восходить постепенно по Лествице, достигая высоты нравственности.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010