Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года. Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого , «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа». Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте. Сплошные седмицы

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

В западных же версиях уже с X века Она всегда является участницей данного события. С XVII столетия эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию. В связи с изображениями Пятидесятницы возникает еще один вопрос, уже обсуждавшийся: почему в них вводится Павел, которого не было среди апостолов в тот знаменательный день. Стоит повторить: очевидно, в нем изографы справедливо видели одного из главных участников основания и утверждения Церкви Божией, а потому, вопреки исторической правде, писали на иконах. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов – как удостоенные высшего озарения Святого Духа. Его проявлением в Пятидесятницу были языки пламени. В западной средневековой практике положено начало изображению Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного подлинника. В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния стали писать палаты. Центральное место на троне было отдано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «Космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить из композиции и апостола Павла. Вместо стилизованного неба появились облака и лучи с пламенем. Выше уже говорилось, что со временем в Русской Православной Церкви значение праздника Святой Пятидесятницы изменилось, и его стали именовать Святой Троицей. Это обстоятельство получило интересное отражение в иконографии праздника. Праздничные ряды иконостаса с XVI века нередко включают икону Троицы на месте праздника Пятидесятницы. Иногда Троица помещена в конце ряда – перед Сошествием Святого Духа (налицо распределение данных икон по двум дням – собственно самого праздника и понедельника Святого Духа). Ср. также следующий факт: Чиновник XVII столетия (из Новгородского Софийского собора) предписывает ставить на утрене сразу две иконы праздника на аналой – Святой Троицы и Сошествия Святого Духа. Подобная практика византийской и поствизантийской традициям совершенно неизвестна. 132 См. подробнее: Иулиания (Соколова), монахиня. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов» (www.troitsa. paskha.ru). Читать далее Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание)/Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе — Дух Святой не оставит нас. Не любоваться, не услаждаться соблазнами сатаны должны мы, не сослагаться с ними, но вооружаться против них святым гневом. У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно твердо помнить: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4, 26). Есть святой гнев, тот гнев, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он святому апостолу Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Как это Господь Иисус Христос святому апостолу, всем сердцем любившему Его, мог сказать такие слова? В гневе сказал Он это. Так и должно было быть. Не мог Господь не прогневаться на апостола Петра, когда он уговаривал Его не идти на крестную смерть . Вот таким святым гневом должны быть полны сердца христиан, когда они почувствуют нашептывание слов противления пути Христову. Тогда да спасет нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он нам святой гнев, чтобы прогнать искусителя. Вот что нужно нам. Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми фибрами души нашей стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет. И Дух Святой придет в сердце наше, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения. Дух Святой да снидет в сердца наши. Дух Святой да поможет нам на этом трудном пути спасения. Дух Святой да утешит нас и всех скорбящих. Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/nedelya-8-ya-po-pasxe-...

Во время сна видит, будто приходит к нему какой-то почтенного вида старец и велит ему идти на источник, что на лугу, и умыться из оного водою, уверяя его, что после этого будет здоров. Проснувшись от сна, Авакумов, при помощи одной престарелой девицы, дошёл до источника, указанного в сонном видении старцем, и исполнил его наставление. От источника дошёл до Церкви один, без посторонней помощи, а во время малой вечерни начал произносить невнятные слова; во время же обедни в день Пятидесятницы стал говорить по-прежнему и совершенно стал здоров. По данному случаю в 1825 году усердием прихожан на источнике была построена деревянная часовня. После того было ещё несколько случаев на сём источнике, в которых Чудодейственная сила Благодати Божией проявляла свои благотворные действия. Так, дочь Пономаря Боровического Собора Андрея Яковлева, Екатерина, бывши слепа около 2х лет, привезённая на сей источник своим отцом, по совершении в часовне молебного пения Преподобному Тихону Амафунтскому Чудотворцу, была обмыта и напоена водою, получила исцеление». На сегодняшний день точно установлено место расположения часовни и чудотворного источника. Трудами прихожан источник расчищен, рядом с ним установлен Поклонный крест. Каждый желающий может омыться и испить воду из целебного источника. По большим православным праздникам - Троица, Крещение и др., на источнике отцом Михаилом проводятся молебны и освящение воды. В нескольких километрах от Святой Горы найден другой источник Целителя Пантелеимона, известный по рассказам местных старожилов. На нём также служатся молебны о болящих. Все эти святыни находятся рядом с Вами, нужно небольшое усилие и в большей части Ваше желание, чтобы поклониться и приложиться к этим святыням, помолиться за себя, своих родных и близких. По материалам: Анна ЗВОНЦОВА, Видимир. Троицы. 1853. ЛЕБЕДЕВ Иаков Павл. (благочинный 4-го Боровичского округа). Видимир, второй храм. Рождества Христова. 1885. Деревянный. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=19953

Но ведь наша Церковь этого вовсе и не утверждает, а учит, что  «Бог един по существу, но троичен в лицах» . А «существо» и «лицо» (по-гречески: «ипостась») это совсем не одно и то же! Пусть это все же – непостижимо для нас, но сколько вообще есть непостижимого для ограниченного ума человеческого в мире! А если бы все, что касается Бога, постигалось умом нашим, то такой Бог и не был бы истинным Богом. Все тайны Божии для нашего слабого и несовершенного ума человеческого непостижимы , а потому принимаются только  верою  и нашим  верующим сердцем . Вот почему Господь Иисус Христос и сказал апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие  (Меня) и уверовавшие» ( Ин.20,29 ) . А кто, чрезмерно умствуя, пытается  рационализировать   (-сделать понятными для ума) Божии тайны, тот неизбежно впадает в заблуждение, или ересь, как это случилось с Арием, Македонием, Несторием, Евтихием и другими еретиками. Как учит Слово Божие, даже Ангелы Божии только «желают проникнуть» ( 1Петр.1,12 )  в эти тайны, но не могут. Где уж сделать это нам с нашим каверзником-умишком, который к тому же поврежден в нас грехопадением?! Верующему же сердцу открываются все тайны, – настолько, насколько это полезно для нас и нужно для нашего спасения, и тогда все сомнения сами собой развеваются и является твердое убеждение в непреложности всех тех великих истин, который Сам Бог благоволил открыть нам и в Священном Писании и в Священном Предании. Из этих тайн – самая великая и святая это Тайна Пресвятой Троицы, которую воспевает и славит радостно и торжественно наша Святая Церковь в великий день Пятидесятницы: «Троице Святая, слава Тебе!» Велико было благоговейное почитание Святой Троицы у нас на Руси. «Игумен и печальник Земли Русской» преподобный и богоносный отец наш Сергий, Радонежский чудотворец, Ей именно посвятил новооснованную им вблизи Москвы иноческую обитель, которая быстро разрослась, сделалась прославленной Троице-Сергиевой лаврой и стала мощным духовным оплотом нашего Отечества – сначала Руси Московской, а затем – великой Российской Империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В тех сектах, где отсутствует принцип автономии общины в вопросах веры – адвентисты седьмого дня, новоапостольники, Международная церковь Христа (Бостонское движение, МЦХ), Международная христианская церковь , проблемы многообразия практик почти не существует, а в некоторых она доктринально невозможна, как, например, в «Новом поколении»: «Внутрицерковная этика предполагает централизованное богословие, – считает его основатель А. Ледяев – теократическую дисциплину, послушание и повиновение. Категорически исключает разногласия и всякий бунт Именно такую картину мы наблюдаем в служении духовно организованной и упорядоченной церкви – единство, гармония, рост, успех, популярность и влияние Теократический порядок окупается для нас великими благословениями, потому что наш Бог не Бог разногласий и беспорядка, но Бог мира и устройства» 15 . 1. Формула и способ совершения крещения в неопротестантизме 1.1. Крещение в баптизме 1.1.1. Формула крещения Баптистские пасторы, придерживающиеся учения о крещении во имя Святой Троицы, совершают крещение произнося слова: «По вере твоей крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа», притом «крещаемый должен быть полностью погружен в воду» 16 «единократно» 17 «навзничь, как [полагают в гроб] умершего» 18 . Наряду с этим взглядом на формулу крещения бытует представление о том, что «первые крещения в апостольские времена совершались просто во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38;8:37;10:48 )» 19 . По мнению бывшего председателя Союза ЕХБ РФ Ю. Сипко «бывает крещение во имя Иисуса Христа, которые он «сам видел и слышал», но в этом он не находит «нарушение евангельского завещания» 20 . Ю. Сипко считает, что «сущность крещения не в формуле», а обсуждение вопроса о крещальной формуле рассматривается им как «попытки некоторых людей свести Евангелие Царства Божиего до уровня инструкции по пользованию мясорубкой», что «приводит к потере веры, упраздняет тайну, упраздняет дело Святого Духа» 21 . В пользу своего мнения он ссылается на крещение Филиппом евнуха ( Деян.8:37 ), на слова апостола Петра, призвавшего к крещению в день Пятидесятницы во имя Иисуса Христа ( Деян.2:38 ) и на Рим.6:3–5 . Поэтому для него «формула крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа и формула крещения во имя Иисуса Христа – библейски обоснованные, взаимозаменяемые формулы крещения» 22 . Однако его ошибка в том, что он смешивает призыв к крещению во имя Иисуса Христа, которое действительно есть образ смерти и воскресения Христа ( Рим.6:3 ), с заповедью Самого Иисуса Христа Церкви крестить с призванием имен Лиц Святой Троицы, т. е. с формулой Крещения, данной Самим Иисусом Христом. В то же время он отделяет как «действительно другое крещение», совершаемое евангельскими христианами-единственниками только «во имя Иисуса Христа», поскольку оно основано на другом антитринитарном исповедании веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

И из-за чего мы нарушили устав? Чтобы на другой день больше спать? Не вставать на утреню в четыре-пять часов? Жалкие плотолюбцы! И за то наказываемся: благодать сыновства Божия променяли на похлебку плоти. Сами обрезали праздник себе. А я духовно наказан был еще особо – и хуже других. Поделом! Ибо от меня больше всего зависело сохранить устав и радость. Отсюда простой вывод: нужно устав соблюдать. Ведь составители-то его были люди живые, глубоко опытные, и знали, что делали. Конечно, всего не исполнишь, особенно в смысле количества. Но что касается распорядка и времени, то это – легче. И нужно. Вот, например, и о вечерне я упомянул: почему она сразу после обедни? Это единственный раз в году. Подите же, никогда не задумывался над этим чрезвычайным исключением. Необыкновенная вечерня Мне, по поводу присоединения ее к утрене, пришли такие мысли. 1 . Суть и цель этой вечерни в чем? Конечно, в испрошении у Святой Троицы БЛАГОДАТИ ДЛЯ НАС. Так и ждешь этой вечерни, как ждали Пятидесятницы апостолы для себя, – а мы теперь Духа Святого ждем себе. И особенно это ожидание поднимается к моменту чтения трех молитв, после «Свете тихий». 2 . Теперь подумаем: куда бы лучше отнести этот момент? К утрене (то есть ко всенощной, ибо всенощная всегда есть лишь вступление в радость и благодать праздника)? В литургию? – некуда; да и совершенно немыслимо, ибо литургия всегда сама по себе полноценна и завершена. Ясно, что осталось одно время – после литургии. 3 . А так как древность не знала наших современных «молебнов», то оставалось одно: или придумать новую службу, или же присоединить испрашивание благодати к существующему богослужению – вечерне. Да ведь по существу и строению – и вечерни, и утрени, и молебны – одного типа. А молебен есть явно (это известно) утреня, только сокращенная: вместо канона поются лишь запевы: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» 4 . Но куда поставить самую вечерню? Если оставить на своем месте вечером, – то и народ, особенно далеко живущие, не придут вечером. Но монахи в монастыре могли бы и вечером прийти из келий до церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Церковь, благодатно рожденная Святым Духом в день Пятидесятницы, принесла первый  плод спасительного сеяния — богоносных мучеников  (кондак Всем святым), своей кровью засвидетельствовавших жизненность и истинность христианства. Их мы вспоминаем сегодня в первую очередь; именно о них говорится в тропаре и кондаке нынешнего дня. Но столь же справедливо понимать нынешний праздник более широко — как праздник Церкви, реализовавшейся в истории, как подтверждение того, что христиане действительно спасаются во Христе, что всех, кто возжелал святости и чистоты, Дух Святый объединяет в таинственном сообществе святых, которое и есть Церковь. Пóнятый в таком смысле, нынешний праздник требует от нас, членов Церкви, соответствовать призванию христиан, запечатленному в Великой молитве Спасителя:  Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино  (Ин. 17:21). Единство Святой Троицы, настолько тесное, что оно не позволяет говорить о каком-либо промежутке, какой-либо границе между Лицами (Свт. Василий Великий.  Письмо 37 Григорию-брату ), обязывает истинных учеников Христовых всеми силами хранить теснейшее единение между собою. Без этого единства Церковь перестает быть Церковью, христиане перестают быть христианами, а наша миссия в мире становится бесплодной. И наоборот, если мы являем миру наше единство по образу Святой Троицы, если мы не допускаем разделений по социальному, национальному или еще какому-либо признаку, если мы храним мир друг с другом, то мы и сами достигаем спасения в Триедином Боге, и являем миру истинность Евангелия (ср. Ин. 17:21). Именно поэтому мы придаем такое значение общению Святых Поместных Церквей в Евхаристии — таинстве нашего соединения во Христе, в богослужении, в почитании святых, в совместном принятии решений по важнейшим догматическим и каноническим вопросам, в нашей общей жизни по Богу. Находясь на благословенной кипрской земле в нынешний праздник общения святых, хочу отметить деяния Святейшей Кипрской Церкви по укреплению православного единства. По благословению Вашего Блаженства наши соотечественники, волею судеб оказавшиеся на Кипре, получают пастырское окормление от русскоязычных клириков. Часть из них направляется по взаимному согласию из Русской Православной Церкви. По Вашей инициативе Церкви ближневосточного и североафриканского региона неоднократно собирались для выработки согласованного противодействия той угрозе для жизни христиан, которая сегодня назревает в этой части земли. Как Вам известно, Русская Православная Церковь также возносит свой голос в защиту гонимых.

http://patriarchia.ru/db/text/2277596.ht...

   Собрав учеников для прощальной беседы в день Вознесения, Он сказал им: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. 1:5, 8). Казалось, чего не хватало Апостолам, чтобы идти и проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15): не находились ли они с Господом Иисусом от Иоаннова крещения до того дня, как Он вознесся? Не были ли они свидетелями Его смерти и Воскресения? Не получили ли они дар проповеди и исцеления от Самого Господа Иисуса? (Мф. 28:19—20; ср.: Мф. 10). Более того: не приняли ли они от Самого Спасителя (после Воскресения и ранее того — при первом отправлении на проповедь) силу и власть прощать грехи — со словами «Примите Духа Святого»? (Ин. 20:21—23; Мф. 10).    Зачем и чего было им еще ожидать в Иерусалиме? Спаситель определенно указал: крещения Духом Святым (Деян. 1:5, 8; Лк. 24:49).    Со слов Иоанна Предтечи можно было думать, что с этого крещения начнет Свою проповедь Спаситель. Но оно оказалось завершением Его дела и началом нового порядка жизни. «Пришли к концу чудесные деяния Единородного, — говорит по этому поводу святой Григорий Палама. — Отселе начинают совершаться и явления Духа Святого, Его Ипостаси свойственные, дабы мы познали и уразумели великую и поклоняемую тайну Святой Троицы».    До крестных страданий. Воскресения и Вознесения Спасителя человеческое естество, неискупленное, непрощенное, неочищенное, неспособно было принять существенно Духа Святого: «Еще не было на них (на верующих, до крестных страданий) Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39). Поясняя этот текст, святой Иоанн Златоуст говорит: «Надлежало прежде принестись за нас жертве, разрушиться вражде по плоти и нам соделаться друзьями Божиими и тогда уже получить этот дар».    «Дух Святой, — как говорит Святой Григорий Богослов, — действовал в учениках Христовых... троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена»: прежде страдания Христова «неясно» или «неявно» (Мф. 10:1—20), как власть исцелять и проповедовать; по Воскресении — «явственнее» (Ин. 20:22), как посвящение или дарование священной власти очищать души — прощать грехи; и в день Пятидесятницы — «существенно», то есть когда Сам Божественный Утешитель (а не отдельные Его действия и силы) — Сам, по обетованию, пришел и вселился среди верующих навеки (Ин. 14:18—26; ср.: Ин. 15:26; Деян. 5:3—4). Так создана была Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слово это не то, что мы называем " слова " , слово – это полное, совершенное выражение мысли, но слово, которые мы произносим, никогда мысли или существо дела до конца выразить не может, но Слово, когда Оно воплощается, когда Оно делается Живым Существом, Который нам доступен, с Которым мы можем общаться, Которого мы можем видеть, слышать, к Которому мы можем обращаться словом, – это Слово является полным, совершенным выражением бездонного безмолвия и тайны Божией. Он открывает нам все то, что в этой тайне, в той мере, в которой нам это доступно. Но верить в Христа оказалось недостаточным для тысячи людей. Его окружали толпы, но не многие становились Его учениками. Слышать Христа не всегда было достаточно, потому что недоумевали люди, что же Он хочет сказать: Он говорит притчами, Он говорит непонятным для нас языком и образами. И вот тут оказалось, что это откровение Божие в плоти нас ставит перед лицом Божиим и требует от нас открытость для того, чтобы еще что-то случилось. А случилось то, что в день Святой Пятидесятницы, в день Святой Троицы Дух Святой сошел на учеников. И Дух Святой пронизал их Своим присутствием. Если говорить образно, то можно сказать, что об Отце можно говорить, как о солнце, о Христе – как о свете, но Они оба остаются как бы вне нас; а о Духе Святом – как о пронизывающем нас тепле и огне. И вот Дух Святой, пронизывая нас, потому что мы ученики Христа, потому что мы хотим быть Его учениками, Дух Святой нас приобщает к тому, к чему никакое внешнее откровение нас не может приобщить. И когда ученики Христовы вышли на проповедь, они выходили преисполненные огнем Святого Духа. Когда люди их встречали, они на них смотрели, они слушали, но они не только слова слышали, они не только лица видели, они через них проникали в какую-то тайну. Английский писатель Льюис говорит: какая разница между верующим и неверующим человеком? Верующий человек подобен статуе, которая ожила. Статуя может быть более прекрасна, чем человек, но она камень, она не жива. Человек может быть несовершенен, но он жив и он может передавать жизнь.

http://religare.ru/2_78150.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010